Фәнни - тикшеренү эшчәнлеге
Укучылар белән эшләнгән проектлар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proektnoy_masterskoy_varislar.docx | 48.85 КБ |
isemen_matur_-_kemnr_kuygan.pptx | 1.98 МБ |
riza_fhretdin_mirasy.pptx | 2.69 МБ |
g._tukay_5_kl._ukuchysy_garipov_k.ppt | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 «Менеджер»
Утверждена Педагогическим советом от «27» августа 2015 года №1 приказ от 28.08.2015 №310 Директор ________________________Е.Н.Резаева |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по учебному предмету «Татарский язык и литература»
для учащихся 5-6 классов на 2015-2016 учебный год.
Направление деятельности: татарский язык и культура
Проектная мастерская «Варислар» («Наследники»)
Разработана:
ФИО: Шакировой С.Ш.
Учителем татарского языка и
литературы
предмет: татарский язык
и литература
Г. Альметьевск 2015 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Поэтому в настоящее время необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешное развитие. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода и методов проектно-исследовательской деятельности.
Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Примерных программ основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования Негосударственного образовательного учреждения «Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»;
- Письма МО и Н РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Основная цель - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
- формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Деятельность проектных мастерских имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Необходимость организации проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к учащемуся в части исследовательской грамотности.
Программа предназначена для педагогов, реализующих развивающие
технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности
своих детей, а также учащихся, которые ощущают потребность в саморазвитии,
самореализации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный учащимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятых, шестых классов средней школы.
Новизна программы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий:
- теоретические:семинар, комбинированное занятие, конференция;
- практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает закрепление полученных знаний и умений на практике в новых условиях.
Для проверки знаний учащихся, а также навыков работы на компьютере используется несколько различных форм контроля:обсуждение в группе,индивидуальная работа, творческий проект.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
На проектно-исследовательскую деятельность в 5,6 классе предусмотрено 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Единицей учебного процесса является занятие.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Учебный КУРС призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
В рамках ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ МАСТЕРСКОЙ происходит реализация системно–деятельностного подхода ФГОС основного образования, где активно развиваются универсальные учебные действия (УУД).
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение в проектной мастерской направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- - понятие проекта;
- - понятие проектный продукт;
- - типы проектов и их проектные продукты;
- - понятие презентация проекта, ее назначение;
- - этапы выполнения проекта;
- - структуру проекта;
- - критерии оформления письменной части проекта;
- - критерии оценки проекта.
- - основные сведения о роли родного языка в жизни современного общества, о возможности применения полученных знаний в практической деятельности человека.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- - о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- - о ресурсах и их использовании;
- - о способах презентации проекта;
- - о написании отчета о ходе проекта;
- - о рисках, их возникновении и предотвращении;
- - об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- - определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- - ставить цель;
- - составлять и реализовывать план проекта;
- - отбирать материал из информационных источников;
- - анализировать полученные данные;
- - делать выводы;
- - оценивать работу по критериям оценивания;
- - выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- - создавать основные слайды для презентации проекта;
- - оформлять результаты проектной деятельности;
- - проводить рефлексию своей деятельности;
- - работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- - работать в парах и в группах.
Критерии оценивания проектов учащихся (примерные критерии).
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 |
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1 | |
Верно ли определил автор актуальность работы? | От 0 до 1 | |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | |
Теоретическая и \ или практическая ценность | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 2 | |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 1 | |
Методы исследования | Целесообразность применяемых методов | 1 |
Соблюдение технологии использования методов | 1 | |
Качество содержания проектной работы | выводы работы соответствуют поставленным целям | 2 |
оригинальность, неповторимость проекта | 2 | |
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | 1 | |
есть ли исследовательский аспект в работе | 2 | |
есть ли у работы перспектива развития | 1 | |
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | интересная форма представления, но в рамках делового стиля | От 0 до 2 |
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | От 0 до 2 | |
форма материала соответствует задумке | 1 | |
текст легко воспринимается, | 1 | |
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. | 1 | |
Компетентность участника при защите работы | Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов | От 0 до 2 |
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе | От 0 до 2 | |
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. | От 0 до 2 | |
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. | От 0 до 2 | |
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. | От 0 до 2 | |
ИТОГО | СУММА БАЛЛОВ | МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ |
Общая оценка за проект (в конце четверти) выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
- 65-80% - оценка “3”
- 80-90% - оценка “4”
- 90-100% - оценка “5”
Структура программы состоит из вводного и образовательных блоков:
- поисково-аналитического;
- практического;
- презентационного;
- контрольного.
Содержание программы
I этап. Поисковой. Погружение в проблему.
Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Этапы реализации проекта.
II этап. Аналитический. Организация деятельности.
Определение тематического поля проекта. Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.
III этап. Практический. Осуществление деятельности.
Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.
IV этап. Презентационный
Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио и внесение в банк данных. Презентация проекта.
V этап. Контрольный. Самооценка и самоанализ.
Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
Календарно-тематическое планирование
I четверть ( 16 ч.)
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма |
I этап. Поисковой. Погружение в проблему. | ||||
1. | 8.09. | Гуманитарные науки. Тюркские языки. Татарский язык. «Наука на татарском языке: прошлое, настоящее, будущее». Первые ученые татарского народа. | Лекция с элементами беседы | |
2 | 8.09. | Понятие о проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок |
3. | 15.09. | Этапы реализации проекта Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования. | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок |
II этап. Аналитический. Организация деятельности. | ||||
4. | 15.09. | Сбор и изучение информации по теме. Лингвистические информационные источники, используемые в проектной деятельности: фразеологические и толковые словари, энциклопедии, монографические научные исследования, научно – популярная литература, электронные источники сети интернет. | Мозговой штурм | |
5. | 22.09. | Сбор и анализ отобранной информации по теме «Пути, пройденные Г. Тукаем» и «Любимые певцы татарского народа | Работа в Word | Работа с руководителем |
III этап. Практический. Осуществление деятельности. | ||||
6. | 22.09. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | медиа-ресурсы | Работа с руководителем |
7. | 29.09. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
8. | 29.09. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
9. | 6.10. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Самостоятельная работа | |
10. | 6.10. | Подготовка материалов для презентации проекта, подбор иллюстраций по теме. | Работа с руководителем | |
IV этап. Презентационный | ||||
11. | 13.10. | Оформление проекта | Самостоятельная работа | |
12. | 13.10. | Подготовка к публичному выступлению. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс |
13. | 20.10. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
14. | 20.10. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
V этап. Контрольный. Самооценка и самоанализ. | ||||
15. | 27.10 | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа | |
16. | 27.10. | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа |
II четверть ( 16 ч.)
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма |
I этап. Поисковой. Погружение в проблему. | ||||
1. | 10.11. | Гуманитарные науки. Тюркские языки. Татарский язык. «Наука на татарском языке: прошлое, настоящее, будущее». Первые ученые татарского народа. | Лекция с элементами беседы | |
2 | 10.11. | Введение в проектную деятельность. Проект и проектный продукт. | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок |
3. | 17.11. | Выбор темы проекта творческой мастерской: 1.»Татарская национальная кухня» 2.»Татарские имена – красивые имена» 3.»Военный путь М. Джалиля» | Работа в Word | Работа с руководителем |
II этап. Аналитический. Организация деятельности. | ||||
4. | 17.11. | Сбор и изучение информации по теме. Лингвистические информационые источники, используемые в проектной деятельности: фразеологические и толковые словари, энциклопедии, монографические научные исследования, научно – популярная литература, электронные источники сети интернет. | медиа-ресурсы | Мозговой штурм |
5. | 24.11. | Сбор и анализ отобранной информации по выбранным темам. | Работа в Word | Работа с руководителем |
III этап. Практический. Осуществление деятельности. | ||||
6. | 24.11. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | медиа-ресурсы | Работа с руководителем |
7. | 1.12. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
8. | 1.12. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
9. | 8.12. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Самостоятельная работа | |
10. | 8.12. | Подготовка материалов для презентации проекта, подбор иллюстраций по теме. | Работа с руководителем | |
IV этап. Презентационный | ||||
11. | 15.12. | Оформление проекта | Самостоятельная работа | |
12. | 15.12.. | Подготовка к публичному выступлению. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс |
13. | 22.12. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
14. | 22.12. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
V этап. Контрольный. Самооценка и самоанализ. | ||||
15. | 29.12. | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа | |
16. | 29.12. | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа |
III четверть (16 ч.)
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма |
I этап. Поисковой. Погружение в проблему. | ||||
1. | 12.01. | Гуманитарные науки. Тюркские языки. Татарский язык. «Наука на татарском языке: прошлое, настоящее, будущее». Первые ученые татарского народа. | Лекция с элементами беседы | |
2 | 12.01. | Введение в проектную деятельность. Проект и проектный продукт. | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок |
3. | 19.01. | Выбор темы проекта творческой мастерской: 1.»Наследие Р. Фахретдина» 2.»Татарский мужской головной убор – тюбетейка» 3.»Татарский национальный женский головной убор – калфак» | Работа в Word | Работа с руководителем |
II этап. Аналитический. Организация деятельности. | ||||
4. | 19.01. | Сбор и изучение информации по теме. Лингвистические информационые источники, используемые в проектной деятельности: фразеологические и толковые словари, энциклопедии, монографические научные исследования, научно – популярная литература, электронные источники сети интернет. | медиа-ресурсы | Мозговой штурм |
5. | 26.01. | Сбор и анализ отобранной информации по выбранным темам. | Работа в Word | Работа с руководителем |
III этап. Практический. Осуществление деятельности. | ||||
6. | 26.01. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | медиа-ресурсы | Работа с руководителем |
7. | 2.02. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
8. | 2.02. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
9. | 9.02. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Самостоятельная работа | |
10. | 9.02. | Подготовка материалов для презентации проекта, подбор иллюстраций по теме. | Работа с руководителем | |
IV этап. Презентационный | ||||
11. | 16.02. | Оформление проекта | Самостоятельная работа | |
12. | 16.02. | Подготовка к публичному выступлению. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс |
13. | 24.02. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
14. | 24.02. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
V этап. Контрольный. Самооценка и самоанализ. | ||||
15. | 9.03. | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа | |
16. | 9.03. | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа |
IV четверть (22 ч.)
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма |
I этап. Поисковой. Погружение в проблему. | ||||
1 - 2 | 15.03. 15.03. | Гуманитарные науки. Тюркские языки. Татарский язык. «Наука на татарском языке: прошлое, настоящее, будущее». Первые ученые татарского народа. | Лекция с элементами беседы | |
3 | 22.03. | Введение в проектную деятельность. Проект и проектный продукт. | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок |
4. | 22.03. | Выбор темы проекта творческой мастерской: «Знаменитые татары нашено города» | Работа в Word | Работа с руководителем |
II этап. Аналитический. Организация деятельности. | ||||
5 -6 | 29.03. 29.03. | Сбор и изучение информации по теме. Лингвистические информационые источники, используемые в проектной деятельности: фразеологические и толковые словари, энциклопедии, монографические научные исследования, научно – популярная литература, электронные источники сети интернет. | медиа-ресурсы | Мозговой штурм |
7 - 8 | 5.04. 5.04. | Сбор и анализ отобранной информации по выбранной теме. | Работа в Word | Работа с руководителем |
III этап. Практический. Осуществление деятельности. | ||||
9 - 10. | 12.04. 12.04. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | медиа-ресурсы | Работа с руководителем |
11 – 12. | 19.04. 19.04. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
13. | 26.04. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Работа с руководителем | |
14. | 26.04. | Практическая работа над проектом: структурирование работы в соответствии с планом. | Самостоятельная работа | |
15. | 10.05. | Подготовка материалов для презентации проекта, подбор иллюстраций по теме. | Работа с руководителем | |
IV этап. Презентационный | ||||
16 – 17. | 10.05. 17.05. | Оформление проекта | Самостоятельная работа | |
18. | 17.05. | Подготовка к публичному выступлению. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс |
19. | 24.05. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
20. | 24.05. | Защита проекта | Презентация PowerPoint | Защита проекта |
V этап. Контрольный. Самооценка и самоанализ. | ||||
21. | 25.05. | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа | |
22. | 25.05. | Анализ проектной деятельности. Выводы. | Рефлексивная беседа |
Направления проектной деятельности (темы)
- “Чит илләрдәге милләттәшләребез” (“Соотечественники зарубежом”)
- “Шәһәрем урамнары“ (“Улицы моего города”)
- “Риза Фәхретдин мирасы.” (“Наследие Ризы Фахретдина”)
- “Шигъри Әлмәт” (“Литературный Альметьевск”)
- “Ребуслар төзибез” (“Составляем ребусы”)
- “Гәҗитләр һәм журналлар – балаларга” (“Газеты и журналы – детям”)
- “Исемнәр дөньясында” (“В мире имен”)
- “Татар халык уеннары” (“Национальные игры”)
- «Г. Тукай узган юллар» («Дорги, пройденные Г.Тукаем»)
- «М Җәлил узган юллар» («Дорги, пройденные М. Джалилем”)
- Татарские слова в русском языке
- Исемең матур – кем куйган?
- Русские заимствования в татарском языке.
Список литературы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
1. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. http://www.rcokoit.ru/library.htm?mode=book&bookid=1014
2. Кукушин В.С. Классификация проектных работ. Теории и методики обучения. Ростов- на- Дону, 2005, С.241.
3. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
4. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
5.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
6.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55 12.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
Ресурсы Интернет
http://www.mamsu.ru/publications/researchact
http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html;
http://stf.karelia.ru/help/index.php;
http://proektoriya.siteedit.su/page63
http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php
http://bse.sci-lib.com/article109700.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%E0
http://www.slovochel.ru/cel.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя человека неотъемлемая часть каждого из нас . Проблема выбора имени интересовала человечество всегда . Имя человека связано с его характером и судьбой.
АКТУАЛЬНОСТЬ Много людей татарской национальности носят иностранные имена; В последние годы наблюдается возращение старых татарских имен в современность;
ЦЕЛИ МОЕЙ РАБОТЫ: Выяснить среди учащихся татарских групп с 1 – по 11 класс самые популярные и самые редкие имена. Ознакомиться с происхождением татарских имен и их значением. Сравнить показатели иностранных и татарских имен.
ЗАДАЧИ. Изучить списки учащихся. Выяснить у учащихся, что они знают о своем имени. Выяснить: какие имена больше всего распространены ? Почему родители дали именно такое имя своему ребенку? Изучение значение имен в словарях имен. Выяснить у ребят: нравится ли им свое имя?
« Исем кушу»
Айбану,Азиза , Зия , Забира , Агдалия , Вазиха -старинные татарские имена Хусам , Мунис , Кирам,Таиф , Сагид -старинные мужские имена
8%-фарси 4%-современные имена 72%-арабские имена 16%-татарские имена
Анкетирование Количество участников-37 учеников Свое имя нравится-34 ученикам Не нравится-3 ученикам Выбрали родители-31 ученику Причина выбора данного имени: 1.Из-за того, что имя красивое – 17 ученика 2.В честь кого-то – 8 учеников 3.Редкость имени – 8 учеников 4.Красивое значение имени – 10 учеников Знают значение своего имени – 25 учеников
Чулпан – это татарское и башкирское женское имя. С татарского языка « чулпан » переводится как «утренняя звезда ». Ильшат – это имя имеет тюркское происхождение и в переводе означает «радующий родину» Наиля -это имя персидского происхождения, означает «достигающий успеха». С арабского языка переводится как «подарок ». Эльдар - это форма греческого имени Илиодор , что в переводе означает "Дар Солнца ". Раушан - это арабское, татарское, казахское имя, имеющее значение «лучезарный ».
Самые распространенные имена в нашей школе. Амир – 10 Камиль – 7 Камила – 7
«Имя человека-это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»,-сказал Дейл Карнеги «Не имя украшает человека, а человек имя» «Хорошее имя больше любого богатства»
... наши имена определяют то, какими мы будем, а мы, в свою очередь, определяем то, какими будут наши имена.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Риза Фахретдин
Актуальность моего проекта: В нашем городе в честь Ризы Фахретдина названа гимназия, мечеть, также я живу на улице Фахретдина и мне захотелось узнать об этом человеке, как можно больше.
Мечеть имени Ризы Фахретдина Улица имени Ризы Фахретдина Татарская гимназия имени Ризы Фахретдина
Цель моей работы: Узнать и рассказать одноклассникам, о Ризе Фахретдине, ознакомить с его деятельностью.
Задачи: Узнать из источников кто такой Риза Фахретдин Найти материал о его деятельности, чем он прославился. Сделать презентацию “Наследие Ризы Фахретдина” На уроках татарской литературы рассказать о нем своим одноклассникам
Ризаитди́н Фахретди́нович Фахретди́нов выдающийся башкирский и татарский писатель-просветитель, историк, учёный-востоковед , религиозный деятель. Муфтий ЦДУМ ( 1922 — 1936 ) ( Центральное духовное управление мусульман России)
Продукт моей проектной работы: Презентация ”Наследие Ризы Фахретдина”
Заключение:
Заключение: Я доволен своей работой, так как добился желаемой цели – презентация сделан а в срок. Я очень много узнал о Ризе Фахретдине. Прочитал его произведения.Его произведения очень красивы. Мои родители и все родственники тоже любят читать его произведения. И будущие учащиеся 6 х классов, при изучении темы « Наследие Ризы Фахретдина » могут пользоваться моей презентацией. Моя презентация поможет всем лучше узнать писателя и его творчество.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биография Тукай происходил из семьи простого муллы. Когда ему исполнилось четыре месяца, он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой. В 1892—1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гасраль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опублико-ванный в 1905 году под названием «Сон мужика».
Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях. В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией.
Строки этого стихотворения как нельзя более точно характеризуют настроения татарской интеллигенции в переломный момент истории, когда в обществе активно муссировалась идея эмиграции в Турцию в ответ на усиление национального гнёта со стороны самодержавия. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины . Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером. Прожив в Петербурге 13 дней, 19 мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукая потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности. Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань). Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).
Произведения Поэзия «О свободе», 1905 «Паразитам», «Государственная дума», 1906 «Что рассказывают шакирды…», «Не уйдём!», поэма «Шурале», 1907 «Жизнь», «Националисты», «Ишан», поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», баллада «Водяная», 1908 «Осенние ветры», «Гнет», «Дача», 1911 «Чего же не хватает сельскому люду?», «Татарская молодежь», 1912 «Надежды народа…», 1913 Литературная критика «Наши стихотворения», «Критика — нужная вещь», 1907 «Первое моё дело после пробуждения», 1913
Шурале (1907 год) Водяная (1908 год)
Память В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: площадь в Казани, а по ней и станция метро, улицы в Уфе, Уральске, сёлах Новый Кырлай Арского района Татарстана, Шаранбаш-Князево Шаранского района Башкортостана, селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области. Станция метро «Площадь Габдуллы Тукая» в Казани
Памятники поэту установлены в: Санкт-Петербурге на Зверинской улице, неподалёку от бывшей татарской слободы; Уральске (Казахстан), в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова, по улице Г. Тукая. Музеи: Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани. Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского районаТатарстана. Так же именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана. В странах-участницах «ТЮРКСОЙ» 2011 год объявлен «Годом Тукая». «Поэт Габдулла Тукай» — круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна. Памятник Г. Тукаю в Санкт-Петербурге
Памятники поэту установлены в: Санкт-Петербурге на Зверинской улице, неподалёку от бывшей татарской слободы; Уральске (Казахстан), в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова, по улице Г. Тукая. Музеи: Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани. Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского районаТатарстана. Так же именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана. В странах-участницах «ТЮРКСОЙ» 2011 год объявлен «Годом Тукая». «Поэт Габдулла Тукай» — круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна.
Жизнь и деятельность Габдуллы Тукая является уникальным авторитетом помогающим татарам возвысится на уровень великих наций Евразии как русские, украинцы, турки, англичане, немцы и многих других. Всего лишь одно стихотворение Тукая – «И туган тел» - способствует великому смыслу: Родной язык — святой язык, отца и матери язык, Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая -колыбель, тебя мне в песне открывала мать, А сказки бабушки потом я научился понимать. Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль, ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца: — О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.
Ниже приведён татарский оригинальный текст - он наиболее наполнен смыслом на родном языке: И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле! Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы. Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән, Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән. И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең, Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем. И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам: Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!
Почему я выбрал именно тему – «Жизнь и деятельность Габдуллы Тукая. Мне дорога история татар. Каждый уважающий себя татарин должен знать историю своего народа и быть способным донести её до представителей других наций. Для этого очень хорошо подходит Габдулла Тукай. Он великий народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик – мирового значения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ