ТРАНСЛЯЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
На данной странице представлен опыт моей работы, выступления на МО, педсоветах и семинарах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства : 1. Курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности. Целью данного направления является: - развитие профессионального мастерства, профессиональной культуры; - освоение новых профессиональных компетентностей,; - обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач - развитие управленческих умений; - изучение и анализ новых нормативно-правовых документов,; - содействие в определении содержания самообразования учителя; - оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.
Спасибо за внимание !!!
Предварительный просмотр:
Тема: «Условия профессионального роста».
1слайд.
Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности.
Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.
2 слайд.
В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.
Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:
- Курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности.
Целью данного направления является:
- развитие профессионального мастерства,
- профессиональной культуры,
- освоение новых профессиональных компетентностей,
- обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в связи с возросшими требованиями к уровню
квалификации и необходимостью освоения современных методов
решения профессиональных задач
- развитие управленческих умений,
- изучение и анализ новых нормативно-правовых документов,
- содействие в определении содержания самообразования учителя,
- оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к
аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.
- Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик.
Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности. Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. А также продвижения на пути профессионального и личностного становления.
- Проектная и исследовательская деятельность, выступления и участие в научно-практических конференциях.
Одной из форм повышения профессионального мастерства и одновременно результатов этого процесса является предъявление профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности и методического опыта в предметных областях. Участие и выступления на научно-практических конференциях, в проектной и исследовательской деятельности: региональный фестиваль проектных работ «Грани познания», «Открытие мира» (начальная школа), НОУ (среднее и старшее звено) и др.
- Участие в сетевых сообществах педагогов, конкурсах педагогического мастерства.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Такие ресурсы как:
- «Школлеги»
- «Педсовет.ру»
-«Дневник.ру»
-«Цифровое образоване»
-«Открытый класс» и.т.д.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
В ходе участия в конкурсах педагогического мастерства осуществляется
- поиск новых педагогических идей по обновлению содержания, форм, технологий организации образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, обобщение и распространение передового опыта , создание условий для их карьерного роста, поддержки и реализации социально-значимых проектов;
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
- Самообразование учителя.
Основные методы самообразования:
- самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
- участие во всех формах методической работы школы;
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе образования;
- взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
- анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе;
- разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции т. д.
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ситуация успеха.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.,
К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.
Слайд 2
Известно, что самый подвижный и эмоциональный урок (особенно детей младшего школьного возраста)- это урок физической культуры.
Эффективным средством формирования интереса школьников к физической культуре, на наш взгляд, может быть ситуация успеха..
Выделяют следующие виды ситуации успеха, как средства формирования интереса подростков к урокам физкультуры.
- «Авансирование похвалой», имеющая свои функции создания у подростков установки на необходимость занятий физкультурой.
- «неожиданная радость», имеющая свои функции, эффективное включение подростков в занятия физкультурой
- «Высокий полет»- ориентированная на включение учащихся в самостоятельные занятия физкультурой.
Слайд 3
Таким образом, только деятельность, приносящая успех и удовлетворение школьнику, становится для него фактором развития, а это значит, что деятельность на уроке физической культуры должна быть организована так, чтобы обучающиеся могли пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Понятия « успех» и « ситуация успеха» не одно и тоже. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что мы способны организовать, это результат продуманной стратегии и тактики.
Слайд 4
Применяя методику организации ситуации успеха, необходимо соблюдать принципы доступности, систематичности. Но, чтобы создавать условия, которые обеспечивают успех, надо определить эти условия. Их много. Но мы выделяем 4, на наш взгляд, самых важных условий организации ситуации успеха на уроке физической культуры:
1. Психологическая атмосфера урока: ученик чувствует себя уверенно, комфортно, целевой акцент урока направлен на ученика, учитель продумывает как вовлечь детей в совместную работу, как заинтересовать. Очень важен стиль общения учителя с учеником. Стиль общения педагога с учеником существенным образом определяет восприятие последним личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание выполнять его указания и т п.
2. Разумные требования для каждого ребенка: обучение и воспитание осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, например: тесты разработаны по возрастной категории. Но дети разные и по росту, и по весовой категории. Кому то тяжело прыгнуть прыжок в длину с места, кому то отжаться. Уменьшаем количество отжиманий, на качество выполняемого упражнения и уменьшаем расстояние прыжка обращая внимание на технику выполнения упражнения.
3.Поощрение за любые успехи: как можно чаще надо хвалить детей, подбадривать. На уроках у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрять даже за самое маленькое достижение. Я хвалю детей и ставлю в дневник оценки за поведение, если оно у них хорошее ребятам часто нарушающим дисциплину на уроке. Любая похвала делает ребенка уверенным в своих силах и возможностях.
4.Использование педагогических приемов, способствующих достижению учебного успеха на уроке.
Слайд 5
- Например: Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
- Интегрированная разминка.
- Вопрос (проблемный вопрос).
На каждом уроке .Учитель стимулирует на поиск новых упражнений для развития физических качеств Ученик может предложить и продемонстрировать новое упражнение, за которое может получить оценку. Повышается интерес, пополняются практические знания. Учитель использует индивидуальный подход в подборе упражнений и дозировки. Дает группам установку на выполнение заданий различной сложности ( в зависимости от освоения изучаемых двигательных действий) Ученик может не выполнять упражнение, которое ему недоступно (например, подтягивание), но он должен выполнить упражнения, направленные на развитие силы. Овладевшие техникой играют в волейбол, а противоположная команда, чей уровень подготовки отстает, в пионербол с элементами волейбола. Данный прием позволяет поддерживать интерес к занятиям у всех, нацеливает на совершенствование
Слайд 6.Учитель поощряет тех, кто занимается в школьных спортивных секциях и ДЮСШ, привлекает их для помощи при изучении нового материала Ученик имеет возможность показать достигнутые результаты, он чувствует одобрительную оценку со стороны учителя и одноклассников. На уроке происходит пропаганда изучаемого вида спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и др.), здорового образа жизни.
Слайд 7.Учитель привлекает обучающихся для организации урока, судейства. Освобожденный от занятий по физкультуре ученик участвует в учебном процессе, он помогает учителю: назначается в качестве эксперта при выполнений разминки, различных упражнений и т. п.
Слайд 8. Во время обучения упражнениям используем метод опеки. Это когда сильный работает со слабым. Всегда есть ученики, которые выполняют упражнения на отлично. Эти ребята и становятся опекунами и помогают другим одноклассникам. Быстрее происходит обучение учащихся.
Слайд 9. На уроках физической культуры предлагаем выбор , при котором качество упражнения заменяем количеством. Например. Бег на 1000км на время заменяем на бег с чередованием ходьбы, но уже 2 км.
Слайд 10 Применение на уроках проблемного обучения позволяет совершенствовать познавательную деятельность. Проблемные ситуации на уроке возникают часто. Например. как я уже говорила отжимание, подтягивание или прыжок в длину, прыжок в высоту. Дети многие не могут выполнить данные упражнения и вынуждены получать отрицательные оценки.
Слайд 11 . Решаем эти проблемы различными способами. Учащиеся готовят различного рода сообщения, рефераты. Контроль результатов обучения. Контроль можно оценить с помощью таких критериев: наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой− сфере (радость, удовольствие, ликование); переживание учащимися личностного открытия – самостоятельно понял,− как решить, что-то открыл и нашел); осознание учеником усвоения нового как личностной ценности .
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Крайнюк Галина Константиновна
учитель физической культуры
МБОУ «СШ№6»
Проект
«Система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы «Человек. Природа. Общество» (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
Цель данного проекта: систематизировать наиболее эффективные средства оценки результатов учащихся, позволяющие отслеживать индивидуальный прогресс ученика в образовательном процессе по физической культуре.
Объект проекта: образовательный процесс по физической культуре.
Предмет проекта: эффективные средства оценки результатов учащихся.
Задачи:
- Изучить теоретический материал по оцениванию на уроках физической культуры.
- Выбрать эффективные средства оценки результатов учащихся, позволяющих отслеживать индивидуальный прогресс ученика в образовательном процессе по физкультуре.
- Обосновать эффективность форм и средств, способствующих индивидуальному прогрессу обучающегося.
- Разработать практические рекомендации по оцениванию на уроках физической культуры.
Продукт педагогического проекта:
- Учебный комплект «Средства оценки результатов учащихся по физической культуре».
- Методические рекомендации по оцениванию на уроках физической культуры.
Система оценивания на уроках физической культуры специфична. Достижения в обучении физической культуре, во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Оценки являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений учеников, максимально гибко работая с отметками.
Основная часть
На мой взгляд, существующая у нас система оценки образовательных достижений учеников далека от совершенства. Во многом из-за ряда противоречий. К примеру, от школьников ждут инициативы и активности, но при этом отношение к ним со стороны наставников строятся, во многом, на основании успеваемости. Также у каждого ученика имеются индивидуальные особенности психического и физического развития, которые нельзя оценивать едино. Для одного ребенка определенная отметка - это всего лишь элементарный показ своих способностей (конкретно в физкультуре), а для другого - приложение определенных усилий и стараний. Именно поэтому, я считаю, что в физкультуре и спорте необходимо пользоваться гибкой методикой оценки, которая будет отражать достижения учеников по каждому направлению его деятельности, так называемую шкалу успеха или мониторинг физических достижений учащегося по предмету.
Так или иначе, контроль знаний и умений учеников должен базироваться на выполнении ряда требований. При осуществлении диагностики образовательного уровня педагог обязан исходить из принципов гуманизации и гарантировать каждому воспитаннику право на улучшение отметки. Для всех учеников рекомендуется создать условия, в которых можно выбрать уровень сложности задания. Мониторинг следует проводить своевременно и целенаправленно.
Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью, так как задачами физического воспитания являются:
- совершенствование физических качеств;
- формирование двигательных умений и навыков;
- формирование специальных физкультурных знаний;
- умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.
Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим недопустимо. На уроках физической культуры оцениваются:
- физическая подготовленность,
- практические умения и навыки,
- теоретические знания,
- навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,
- динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности).
Использование современных технологий оценивания результатов учащихся
Для оценки достижений учащихся можно использовать методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально на любом этапе урока. При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания. Система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры должна быть направлена на выявление проблем и затруднений учащихся в образовательном процессе.
Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры
Оценка личностных результатов. Личностные результаты учащихся на всех ступеней общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Однако можно использовать другую форму оценки личностных результатов обучающихся-оценка индивидуального прогресса его личностного развития. Учитель физической культуры может планировать внутреннюю оценку сформированности отдельных личностных результатов
Процедура внутренней оценки | |
Предмет оценки | Сформированность отдельных личностных результатов (мотивация, внутренняя позиция школьника, основы гражданской идентичности, самооценка, знание моральных норм и суждений) |
Задача оценки данных результатов | Оптимизация личностного развития обучающихся в процессе обучения на уроках физической культуры |
Субъекты оценочной деятельности | Персонифицированные мониторинговые исследования проводит учитель физической культуры в рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса. |
Форма проведения процедуры | Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Формирование универсальных учебных действий в от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. |
Инструментарий | Тестовые задания, разработанные учителем. |
Методы оценки | Фронтальный, письменный, индивидуальная беседа, анкетирование и др. |
Осуществление обратной связи | Результаты продвижения в формировании личностных результатов в ходе внутренней оценки фиксируются в виде оценочных листов учителя физической культуры. Осуществление обратной связи через: 1. Информированность: обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио). 2 Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение, поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе. |
Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по физической культуре выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. Достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы оценивается в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле достижений, в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя.
Процедура внутренней оценки | |
Предмет оценки | Сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. |
Задача оценки данных результатов | Определение уровня присвоения учащимися определенных универсальных учебных действий, как средства анализа и управления своей познавательной деятельностью. |
Субъекты оценочной деятельности Форма проведения процедуры | Персонифицированные мониторинговые исследования проводит 1.Учитель в рамках: - внутришкольного контроля, когда предлагаются административные контрольные работы и срезы; - тематического контроля по предмету физическая культура и текущей оценочной деятельности; - по итогам четверти, полугодия. 2. Ученик в результате самооценки на уроке, внеурочной деятельности с фиксацией результатов в оценочных листах. |
Инструментарий | Итоговые проверочные работы, олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность), тематические зачеты. |
Методы оценки | Фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение. Результаты продвижения в формировании таких действий как коммуникативные и регулятивные действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы фиксируются в виде оценочных листов прямой или опосредованной оценкой учителя в портфолио ученика, листах самооценки. |
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов по физической культуре представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного предмета физическая культура. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Процедура внутренней оценки
Предмет оценки | Сформированность действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий); наличие системы опорных предметных знаний; наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний. |
Задача оценки данных результатов | Определение достижения учащимися опорной системы знаний по физической культуре, определение готовности обучающихся для обучения в следующей ступени, определение возможностей индивидуального развития обучающихся. |
Субъекты оценочной деятельности | Персонифицированные мониторинговые исследования проводят: 1.Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предмету физическая культура и текущей оценочной деятельности; по итогам четверти, полугодия; промежуточной и итоговой аттестации. 2.Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам четверти, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня). |
Форма проведения процедуры | В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля: уровневые итоговые контрольные работы по физической культуре включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня Оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться». |
Инструментарий | Стандартизированные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). |
Методы оценки Осуществление обратной связи | 1. Информированность: обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио). 2. Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение, поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе. |
При оценивании учебных достижений учеников основной группы за показателем учебного двигательного действия (норматива) определяют уровень учебных достижений (низкий, средний, достаточный, высокий), а затем по техническим показателям выполнения двигательного действия и теоретическим знаниям выставляют оценку в баллах (таблица 1).
Таблица1. Уровень учебных достижений по выполнению учебного двигательного действия
№ | Двигательное действия | низкий | средний | достаточный | высокий | |
1 | Бег 30м | мальчики 7 лет | 7,4 и выше | 7,3-6,2 | 6,3 - 5,7 | 5,6 и ниже |
девочки 7лет | 7,6 и выше | 7,5-6,4 | 6,5-5,7 | 5,8 и ниже | ||
балл | 2 | 3 | 4 | 5 |
По выполнению учебного норматива
«5» баллов - двигательное действие норматива выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко, по времени, на результат «отлично».
«4» балла - двигательное действие норматива выполнено правильно, но на результат «хорошо».
«3» балла - двигательное действие норматива выполнено в основном правильно, но на результат «удовлетворительно».
«2» балла - двигательное действие норматива не выполнено.
Таблица 2 Уровень выполнения двигательного действия по техническим показателям
№ | Техническое действие, физическое упражнение | низкий | средний | достаточный | высокий |
1 | Кувырок вперёд | ||||
балл | 2 | 3 | 4 | 5 |
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками)
«5» баллов - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
«4» балла - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
«3» балла - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
«2» балла - двигательное действие не выполнено.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются:
Метод открытого наблюдения заключается в том, что обучающиеся знают, кого и что будет оценивать учитель.
Метод скрытого наблюдения состоит в том, что обучающимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательного действия.
Метод вызова используется для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних зданий.
Комбинированный метод состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Таблица 3 Уровень теоретических знаний в области физической культуры
№ | Знание, определение, понятие | низкий | средний | достаточный | высокий |
1 | Шеренга | ||||
балл | 2 | 3 | 4 | 5 |
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
«5» баллов выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично излагает его, используя примеры из практики, своего опыта.
«4» балла ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
«3» балла получает за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
«2» балла получает за незнание материала, отсутствует логическая последовательность.
Таблица 4 Уровень сформированности универсальных учебных действий
№ | УУД | низкий | средний | достаточный | высокий |
1 | Коммуникативные | ||||
баллы | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2 | Регулятивные | ||||
баллы | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3 | Познавательные | ||||
балл | 2 | 3 | 4 | 5 |
По уровню сформированности УУД
«5» баллов выставляется за сформированные УУД
«4» балла ставится за УУД, в которых содержатся небольшие неточности и незначительные погрешности.
«3» балла получает за УУД, в которых имеются пробелы, нет умения использовать их в своем опыте.
«2» балла выставляется за отсутствие каких - либо метапредметных результатов.
На основе отмеченных показателей применяю разнообразные системы начисления «бонусных» баллов (+1) за личные достижения обучающихся: активную работу на уроках физической культуры, занятия обучающихся физической культурой во внеурочное время, участие в соревнованиях всех уровней и т. д.
Использование технологии формирующей оценки:
Реализовать задачи формирующего оценивания позволяет Лист обратной связи.
Этапы урока | Мои достижения | Самооценка | Что мне еще нужно сделать по данной теме? |
Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов.
Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество его работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.
Промежуточное и итоговое оценивание образовательных результатов
Экспресс-анализ уровня физической подготовленности учащихся
Мониторинг физического развития обучающихся провожу в начале и конце учебного года по следующим нормативам: бег на 30 м, 60 м с высокого старта и на 1000 м, прыжок в длину с места (мальчики и девочки):подтягивание на перекладине (мальчики), отжимание девочки; подъем туловища за 30 с, наклон из И.п.- сидя (+/- см).
Целесообразно также проводить тестирование по окончании каждой четверти. В этом случае будет возможно внесение оперативных корректив в процесс физического воспитания обучающихся. По итогам каждого мониторинга заполняю индивидуальный лист физического здоровья школьника. Интегральная оценка физической подготовленности рассчитывается на основании общей суммы баллов и также выставляется в его индивидуальный лист физического здоровья.
Уровень физического развития класса определяется как среднее значение всех индивидуальных опенок.
Интегральная оценка индивидуальной физической подготовленности
Интегральная опенка физической подготовленности | Общая сумма баллов | |
Мальчики | Девочки | |
Низкий | До 5 | До 7 |
Ниже среднего | До 8 | До 10 |
Средний | До 11 | До 13 |
Выше среднего | 12-13 | До16 |
Высокий | 14-15 | 17-20 |
Во время оценивания осуществляю индивидуальный подход, то есть создаю для ученика условия, которые отвечают особенностям его развития, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья.
Оценки и достижения ученика накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), в «Портфеле достижений» и через книжки «Индивидуальных образовательных маршрутов школьников». «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Достижения учащихся в образовательном процессе.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности использую листы индивидуальных достижений (Приложение 2).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Мною составляется программа поддержки ученика в учебном процессе по физической культуре:
Индивидуальная программа развития
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. | ||||||||
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный | |||||
1 | «Моё настроение» Эмоционально-волевая сфера | 1-2 неделя сентября | Школьный психолог | |||||
2 | Оценка уверенности в себе. Самооценка ребенка. | 1-2 неделя сентября | Школьный психолог | |||||
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута. | ||||||||
составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка и его реализация | ||||||||
1 | Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка. | 1 неделя октября | ||||||
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» | ||||||||
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты | |||||
«Интеграция с другими специалистами» | ||||||||
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. | ||||||
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности» | ||||||||
Планирование | Мероприятия | Результат | ||||||
Подготовка к участию в городских соревнованиях. | 1. Индивидуальные консультации 2. Индивидуальная работа. | |||||||
«Моё отношение к людям и окружающему миру» Цель: воспитание толерантности к себе и окружающим; формирование положительного «Я» | ||||||||
Содержание деятельности | Формы работы | Результат | ||||||
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» | ||||||||
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» | |||||
Оценка педагога | ||||||||
Портфолио за 2016-2017учебный год | ||||||||
Олимпиады | Заочные, дистанционные конкурсы | Городские соревнования | Городской слет НОУ, научные конференции. | |||||
Оценку индивидуальной учебной успешности учащихся по вариативным показателям помогает осуществлять индивидуальный образовательный маршрут ученика.
Индивидуальный образовательный маршрут - документ, в котором обозначен перечень конкретных дел, действий, а также порядок, место и время их выполнения. Маршрут показывает этапы движения ребенка в соответствии с поставленной целью и задачами каждого этапа.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе позволяет мне реализовывать свои образовательные запросы и возможности, осознать свою ответственность за успех/неуспех в учебной деятельности, учит максимально использовать различные способы самореализации, а это не может не сказаться в целом на качестве образования. Проект индивидуального образовательного маршрута отражает концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла, в ней определены основные направления или виды деятельности по достижению намеченных результатов и возможные способы их достижения.
В процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляю взаимодействие с коллегами, направленное на индивидуальный прогресс ученика в образовательном процессе.
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Результаты физического развития отражаются в мониторинге учителя, в котором выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Стимулирование учащихся к достижению новых значимых результатов по физической культуре – основа оценивания и повышения мотивации. Для ученика необходимо создать атмосферу успеха; помогать учиться легко; помогать обретать уверенность в своих силах и возможностях; не скупиться на поощрение и похвалу.
Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим недопустимо. На уроках физической культуры оцениваются:
- физическая подготовленность,
- практические умения и навыки,
- теоретические знания,
- навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,
- динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности),
Ожидаемые результаты:
- повышение качества знаний учащихся по физической культуре;
- повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- увеличение количества обучающихся, посещающих спортивные кружки и секции;
- достижения школьников во внешкольных спортивных соревнованиях;
- повышение уровня теоретической, физической, технико-тактической подготовленности обучающихся.
- увеличение количества участников «ВФСК «ГТО».
Практика показала, что контрольно-оценочная система на основе фиксации индивидуального прогресса, обучающегося позволяет учителю учесть динамику учебных достижений школьников, а ученику – творчески подойти к проектированию своей оценки по предмету, используя как требования образовательного стандарта, так и систему альтернативного накопления (бонусов).
Использованные источники
- Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.,1980.- 180 с.
- Бахмутский А.Е. Школьная система оценки качества образования // Школьные технологии. – 2004. - №1. - С.136-143.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.- М., Рассказовъ, 2002.- 360с.
- https://doc4web.ru/fizkultura/kontrolnoocenochnaya-sistema-na-urokah-fizicheskoy-kulturi.html
- http://festival.1september.ru/articles/626137/
- http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/04/20/sistema-otsenki-dostizheniya-planiruemyh-rezultatov
- http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3482
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_______»________________2020г.