Самообразование "Использование ИКТ в ДОУ"
На данной странице расположена наработанная информация по моей теме самообразования
«Использование ИКТ в ДОУ»
«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает»
Георг Зиммель
Информатизация дошкольного учреждения – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и родители, и педагоги, и администрация ДОУ.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС ДО и реализации Стратегии развития информационного общества.
В отечественных и зарубежных исследованиях использования ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях можно заметить противоречивое мнение по данному вопросу (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Применение ИКТ возможно в различных видах непосредственно образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а также в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности, перевоплотиться, очутиться в другой эпохе, рассмотреть микромир. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме, развивает воображение, память и внимание.
В процессе организации деятельности дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, так как компьютер передаёт информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным, развивает зрительную память.
С 2014 года стала внедрять элементы ИКТ в совместной деятельности с детьми подготовительной группы, выявила, что они вызывают положительные эмоции у детей, повышают интерес к представляемому материалу, в результате чего поставленные задачи достигаются гораздо быстрее. В дальнейшем была построена работа по выявлению и изучению уровня заинтересованности и владения мультимедийными технологиями педагогов и родителей с помощью анкетирования. Результаты анкетирования показали, что педагоги и родители заинтересованы в дальнейшем обучении и использовании ИКТ (См. результаты анкетирования).
Данная технология была выбрана на период с 2015 по 2018 год. Таким образом определилась методическая тема.
Изучение психолого – педагогической литературы помогло мне определить направления своей работы:
Таким образом я составила перспективное планирование по реализации своей методической темы и поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы;
2. Использовать ИКТ – технологии в образовательном процессе с детьми, родителями, педагогами;
3. Создать медиатеку интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с педагогами по повышению ИКТ-компетентности | |||
№ п/п | Тема | Цель | Месяц |
Анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ | Определить степень использования ИКТ | Октябрь | |
Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google». | Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания. | ||
Практическое занятие: «Создание профессионального сайта педагога» | Дать представление педагогов о значение создания сайта педагога в сети интернет, как одной из форм трансляции опыта педагогов, этапы создания. | Ноябрь | |
Практическое занятие по теме: «Размещение информации на личном сайте педагога» | Овладение приемами размещения информации на личном сайте педагога | Декабрь | |
«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на личных сайтах педагогов | |||
5 | Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (1занятие – теоретическая часть) | Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями. | Февраль |
6 | Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (2занятие – практическая часть) | Создание клипа в программе Windows Movie Maker. | Март |
Консультация для воспитателей по использованию ИКТ во время НООД с детьми | Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д. | Апрель | |
Итоговое анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ | Определить степень использования ИКТ | ||
Семинар на тему: «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год» | Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год. | Май |
Приемы:
- анкетирование педагогов
- занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker».
- практическая работа в сети Интернет
- индивидуальные и групповые консультации по вопросам;
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по разработке темы самообразования
на 2015 – 2016 учебный год
ФИО воспитателя | Рахимова Ольга Владимировна |
Года реализации | 2015 – 2018 |
Выбор методической темы, определение ее актуальности | Методическая тема «ИКТ в ДОУ» Ознакомиться с научной литературой, выявить актуальность выбранной темы |
Формулировка цели и задач работы | Поставить перед собой цели и задачи на время разработки методической темы |
Самостоятельное получение знаний из различных источников * | Изучить научную литературу, консультации воспитателей, запросы педагогов и расширись свои знания по выбранной теме |
Разработка конспектов, сценариев, программ | - |
Разработка дидактических пособий, наглядных материалов, картотек | Разработать дидактические игры, которые помогут педагогам ДОУ в образовательной деятельности с детьми |
Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям | Провести одно открытое занятие для педагогов ДОУ |
Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов | - |
Доклады, выступления Обобщение опыта работы по исследуемой теме (проблеме) | Выступить на педагогическом совете ДОУ по выбранной проблеме |
Анкетирование | Провести анкетирование родителей «ИКТ в ДОУ: как Вы относитесь?» Провести анкетирование педагогов «Уровень владения ИКТ технологией» По результатам анкетирования скорректировать планирование на следующий учебный год |
Предварительный просмотр:
Анкетирование родителей воспитанников второй младшей группы «ИКТ в детском саду: как Вы относитесь?»
Анкетирование родителей воспитанников второй младшей группы проходило с целью выявления отношения родителей к использованию ИКТ в детском саду, а также уровня владения родительским коллективом ИКТ.
В анкетировании приняло участие 16 родителей.
Результаты анкетирования показали, что 84 % родителей положительно относятся к использованию ИКТ в образовательном процессе, 16 % затрудняются в ответе.
Большинство родителей (76 %) используют и дома ИКТ в качестве средства развития ребенка и хотели бы получать консультационную помощь воспитателя в данном вопросе (62 %).
Таким образом анкетирование показало, что родительский коллектив воспитанников второй младшей группы положительно относятся к использованию ИКТ в образовательном процессе детей.
Предварительный просмотр:
Результаты анкетирования педагогов МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР «Уровень владения ИКТ»
В анкетировании приняло участие 13 педагогов (10 воспитателей и 3 специалиста).
Анкетирование проводилось с целью выявления степени владения и использования ИКТ педагогами ДОУ.
Результаты анкетирования показали, что 40 % педагогического коллектива МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР имеют высокий уровень владения ИКТ, 40 % - средний уровень и 20 % - низкий уровень.
В своей образовательной деятельности 30 % педагогов ДОУ часто используют ИКТ (2 – 3 раза в неделю), 40 % - редко используют мультимедийные технологии (1 - 2 раза в месяц) и 30 % педагогов используют ИКТ лишь заручившись чьей – то помощью.
В результате анкетирования было выяснено, что большинство педагогов ДОУ (77 %) желают научиться чему – то новому в использовании владении ИКТ, некоторые педагоги (40 %) желают поделиться своими знаниями ИКТ со своими коллегами.