ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАПЕЛЬКИ
2008-2011 г. Участие в коллективном научном проекте «Помогая себе – помогаешь Земле», проводимом Самарским фондом «Экос». В рамках проекта разработан и издан «Сборник заданий для 7-9 классов общеобразовательных учреждений».
Участвую в различных мероприятиях экологической направленности.
С 2008 года я провожу исследовательскую работу по формированию экологической культуры школьников на уроках математики. Организация деятельности по формированию экологической культуры является «мостиком», системно-логическим помощником, обеспечивающим реализацию таких целей образования, как развитие у школьников целостного восприятия реальности и способностей творческого оперирования знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_bolshogo_goroda_glazami_matematika._nefedova_n.h.pptx | 1.34 МБ |
razrabotka_uroka_ekologiya_bolshogo_goroda._nefedova_n.h.docx | 337.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытые вопросы: Как вы понимаете высказывание « Книга Природы написана языком математики »? 2. Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор ? 3. Вы – оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет ? 4. Вы – пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет ? 5. Что должны сделать “здесь и сейчас” вы – школьники? Каждый из нас? Для нашего края, для великой русской реки Волги, для своей малой Родины?
Экология – наука о земле и законах, по которым мы должны на ней жить Математика – это средство познания законов природы
ЭКОЛОГИЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА ГЛАЗАМИ МАТЕМАТИКА Воду, которая бежит из – под крана, можно назвать мёртвой водой. От 40 до 60 % вредных веществ в атмосферу попадает с выхлопами автомобилей. В Самаре показатель загрязненности воздуха выше на 43%, чем в среднем на территории России. В Самаре негативное воздействие на водную среду оказывают предприятия ЖКХ (около 40%), энергетики (примерно 26%), нефтехимической и химической промышленности (свыше 13%), а также сельского хозяйства (достигает 8 %). В Самаре повышенный уровень шумового загрязнения более чем на 30 % площади городского округа. Дневная санитарная норма шума в России – не более 55 децибел. В некоторых районах Самары уровень шума достигает 62 децибел.
РЕШИМ ЗАДАЧИ… Задание №1. Легковой автомобиль при езде по городу выбрасывает 0,4 кг углекислого газа на 1 км, а на трассе 0,25 кг. 1) Сколько углекислого газа выбросит автомобиль, если проедет 5 км по городу и 8 км по трассе? 2) Зависит ли количество выброшенного углекислого газа от скорости автомобиля? 3) Как можно защитить свои дыхательные пути от вредного воздействия выхлопных газов? 4) Почему врачи советуют брать ребёнка на руки, если вы идёте с ним по обочине дороги? Задание №2. Какую математическую задачу можно составить, используя данные Самарского государственного медицинского университета и ООО «Самарские коммунальные системы »? Химическое потребление кислорода (ХПК) — показатель содержания органических веществ в воде. В 100% исследованных проб питьевой воды в Самаре величина ХПК выше норматива. В питьевой воде Октябрьского, Железнодорожного, Промышленного и Красноглинского районов значения ХПК составили 1,2 норматива, Кировского –1,4 ; Самарского – 1,5 нормативной величины. В питьевой воде Куйбышевского района определены самые высокие значения ХПК, в среднем 28,9 мг/л, практически в 2 раза выше норматива.
Задание №3. Уровень шума в 20–30 дБ практически безвреден для человека. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения . При высоких уровнях шума понижение слуховой чувствительности наступает уже через 1–2 года работы, при средних уровнях она обнаруживается через 5–10 лет. Шумы свыше 100 дБ могут быть невыносимы для уха человека. Шумы порядка 140 дБ (например, звук взлетающего реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку. Уровень шума на дискотеке составляет 80–100 дБ, что сравнимо с уровнем шума интенсивного уличного движения или взлетающего в 100 м турбореактивного самолёта. Громкость звука плеера составляет 100–114 дБ. Источники шума Количество децибел Листва, прибой 20 Средний шум в квартире, классе 40 Телевизор 70 Поезд (метро, на железной дороге) 80 Кричащий человек 90 Мотоцикл 90 Реактивный самолет (на высоте 300м) 95 Пользуясь числовыми данными, представленными в тексте и в таблице, составьте три вопроса.
Этот город самый лучший город на Земле, Он как будто нарисован мелом на стене. Нарисованы бульвары реки и мосты, Разноцветные веснушки, белые банты. Этот город не похожий ни на что вокруг, Улыбается прохожий и за 5 минут, Помогая человеку верить в чудеса, Распускаются фонтаны прямо в небеса. Я не знаю, где еще на этом свете есть такая же весна. Я, пожалуй, отпущу попутный ветер и останусь навсегда С тобою.
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Край Самарский»
Разработка урока «Экология большого города глазами математика»
Тематическое направление: Краеведение
Секция: «Внеурочная деятельность»
Номинация: «Разработки для учащихся среднего и старшего школьного возраста (5-11 классы)»
Автор: Нефедова Нурия Хаджиевна,
учитель математики,
МБОУ Гимназии №3 г.о. Самара
Телефон 8-906-3456-548, e-mail: nuri_hod@rambler.ru
ЖИГУЛЕВСК, 2016 г.
Аннотация
Урок «Экология большого города глазами математика» посвящён экологическим проблемам города Самара, раскрывает три основные проблемы большого города – шум, качество питьевой воды и выхлопные газы. Решая математические задачи с экологическим содержанием, учащиеся не только закрепляют вычислительные навыки, но и рассуждают о путях решения экологических проблем. На таком уроке учитель математики формирует у учащихся личностные, регулятивные и познавательные УУД, формирует основы экологической грамотности. Урок полезен учителям математики и может быть проведён как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Занятие рассчитано на учащихся 5-11 классов и реализуется на любом этапе образовательного процесса.
Введение
Ведущие педагоги нашего времени в своих научных работах подчеркивают актуальность и значимость учета особенностей и результатов жизнедеятельности каждого региона, не только в экономических и экологических направлениях, но и в направлении развития национально-региональной культуры и традиций, духовных ценностей населяющих его народов. Использование регионального компонента в обучении математике в школе служит средством решения таких задач математического образования, как уровневая и профильная дифференциация обучения, расширение кругозора и знаний учащихся о региональном и национальном своеобразии условий их жизни. Региональный компонент направлен на воспитание общей и экологической культуры, на выполнение заказа общества на формирование активной и социально-адаптированной к современным условиям личности.[1]
Обучение учащихся умению решать задачи с региональным содержанием является основным средством реализации регионального компонента в обучении математике. Под задачей с региональным содержанием понимается такая математическая задача, в основе которой описана та или иная (экономическая, социальная, экологическая, этнокультурная и др.) региональная ситуация с помощью соответствующих числовых данных и для решения которой нужно составить математическую модель.
Как учитель, я давно убедилась в том, что если на уроке математики ученикам предложить задачу с экологическим содержанием, дети обретают новое видение предметной области. А если эта задача содержит статистические данные об экологии родного города (региональный компонент), то вызывает у детей неподдельный интерес, зачастую решение такой задачи перерастает в дискуссию, дети приводят примеры из своей жизни, рассуждают, делятся наблюдениями.
Я учитель математики, живу в замечательном городе Самара, о котором могу с любовью рассказать много интересного. Но в Самаре есть много таких проблем, как утилизация отходов, раздельный сбор мусора. На повестке дня часто стоит вопрос об утилизации твердых бытовых отходов, которые ежегодно пополняются в количестве 3,5 млн.м3. В связи с острой необходимостью под свалки отчуждено более 360 га пригодных для возделывания земель. Большое число экологических проблем Самары и области связаны с повышенной загрязненностью воздуха, ежегодно в атмосферу происходит выброс 600 тыс.т. вредных элементов. В Самаре показатель загрязненность воздуха выше на 43%, чем в среднем на территории России. На территории нашего города расположены 105 крупных промышленных предприятий, которые ежедневно выбрасывают в воздух десятки тон вредных элементов, большинство из них находится в непосредственной близи к жилым массивам [2]. Конечно, как и многих самарцев, меня волнует вопрос о качестве питьевой воды, количестве выхлопных газов, тревожит проблема шума в большом городе.
Книга Природы написана языком математики. Ещё в 16 веке это утверждал великий математик, физик, астроном и философ Галилео Галилей. Всё существенное в природе может быть измерено, превращено в числа и описано математически. Кому же, как не учителю математики, донести до современного школьника подлинную, реалистичную картину мира? Именно учитель математики, используя силу ЧИСЛА, может доказать своим ученикам, что экологические проблемы касаются каждого живущего на нашей планете.
Понимание того, насколько важен процесс воспитания экологической грамотности современных школьников, привело меня к составлению математических задач с экологическим содержанием. Целью «экологических заданий» является объединение предметного содержания с проблематикой. Ученики, изучая математику, одновременно познают, какие экологические проблемы стоят перед человечеством в целом и перед каждым человеком в частности. Такой подход способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит, и более результативным.
В данной работе представлена разработка урока «Экология большого города глазами математика», который может быть проведён как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Занятие рассчитано на учащихся 5-11 классов и реализуется на любом этапе образовательного процесса.
Разработка «Экология большого города глазами математика» представлена с целью:
- показать, какие способы использования регионального компонента применяются в обучении математике в школе;
- продемонстрировать, как становление у школьника эстетических взглядов на экологию родного города, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумного взаимодействия людей с ними реализуется на уроках математики и во внеурочной деятельности .
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую информацию, методическую литературу по теме;
- выстроить план урока и подобрать необходимые и наиболее эффективные способы и приемы обучения, педагогические технологии;
- апробировать урок в 8 «в» классе МБОУ Гимназия №3 в сентябре 2016 года;
- проанализировать эффективность урока с точки зрения предметных знаний и формирования экологической грамотности учащихся.
Математические задачи, которые учащиеся решают на данном уроке, раскрывают истинную экологическую картину Самары, что позволяет воспитывать у школьников любовь и уважение к окружающей среде родного края и патриотическое сознание.
Технологическая карта урока математики «Экология большого города глазами математика»
Учитель: Нефедова Нурия Хаджиевна
Учебный предмет | Класс | Тип урока | Цели урока |
Математика | 8 «в» | Урок усовершенствования знаний и «открытия» нового знания. | Метапредметные. Развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию. Выполнить задания, направленные на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. |
Предметные. Закрепить умения анализировать и решать текстовые задачи; закрепить навыков выполнения арифметических действий с десятичными дробями. Показать практическую значимость темы. | |||
Личностные. Создать условия для усвоения материала урока всеми учащимися класса, развивать готовность мышления к усвоению нового способа деятельности (работа в группе), развивать мыслительные операции школьников, развивать навыки самоконтроля, развивать навыки адекватной самооценки. Создать условия для ценностно-смысловой ориентации учащихся в содержании учебного материала, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Формировать личностные универсальные учебные действия. |
Задачи:
Образовательные
–формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
– создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения учащимися материла урока
Развивающие
– показать учащимся способы описания практической жизненной задачи на математическом языке, возможность поиска и дальнейшего применения на уроках математики знаний, полученных в других предметных областях.
Воспитательные
– прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу, необходимое для работы в группе;
– способствовать воспитанию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умению самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки;
– прививать и воспитывать интерес к предмету «математика», воспитывать у школьников любовь и уважение к окружающей среде родного края и патриотическое сознание.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
Материально-техническое оснащение урока: Компьютер, проектор, экран,
раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Планируемые результаты: у обучающихся формируется любовь и уважение к окружающей среде родного края и патриотическое сознание. Дети учатся рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог, работать в паре и в группе, излагать и аргументировать свою точку зрения, оценивать себя и товарищей.
Межпредметные связи: с экологией, ОБЖ.
Класс работает в режиме КМД (коллективная мыслительная деятельность по технологии К.Я. Вазиной), т. е. разбит на микро группы по 4-5 человек. В группе имеется капитан, который координирует работу микро группы.
Этап урока, время. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Формирование УУД | |||
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. Время – 2 мин. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Демонстрирует «открытые вопросы», на которые в течение урока дети будут отвечать(см. Приложение №1). СЛАЙДЫ 1, 2 | Подготовка класса к работе. Знакомятся со списком «открытых вопросов». | Личностные Самоорганизация, самоопределение Метапредметные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.
Цель этапа: подвести учащихся к нахождению связи между экологией и математикой. Время – 5 мин. | Создает затруднительную ситуацию -как вы думаете, почему я, учитель математики, сегодня на уроке говорю о проблемах экологии? - что изучает экология? -как вы думаете, как связаны между собой наука экология и наука математика? Новое знание – нахождение связи между экологией и математикой. СЛАЙД 3 | Размышляют, анализируют, сравнивают, обсуждая вопрос в группе, дают ответ. Работают в режиме КМД. | Метапредметные результаты Целеполагание. Постановка вопросов. Прогнозирование Сотрудничество в поиске. Регулятивные, включая действия саморегуляции Подведение под понятие выполнение пробного учебного действия; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные Аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Актуализация темы Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Время – 3 мин. | Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Мы живём в прекрасном городе Самара, и сегодня рассмотрим три основные экологические проблемы родного города. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир. Как вы думаете, какие три основные проблемы существуют в большом городе? СЛАЙД 4 | Учащиеся высказывают свои предположения на листе бумаги, передавая его, членам своей микро группы, заворачивая свою запись. После того, когда все учащиеся ответили, члены микро группы знакомятся с записями своих товарищей и озвучивают три основные экологические проблемы большого города. | Познавательные Анализ, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
Рефлексия Цель этапа: Выявление затруднений и их причины, осознание учащимися своей учебной деятельности. Время – 5 мин. | Напоминает об «открытых вопросах», предлагает на них ответить. Те вопросы, которые нашли свой ответ можно вычеркнуть. Если ученик считает, что ответ на какой – то из этих вопросов не совсем ему понятен, надо оставить вопрос не зачёркнутым, найти дополнительную информацию дома. | Осуществляют оценку прошедшей части урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Фиксируют индивидуальные затруднения. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Получение познавательной информации. Цель этапа: решать математические задачи с экологической составляющей Время – 20 мин. | Обеспечивает информационно-познавательную составляющую урока. РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ (см. Приложение №2). СЛАЙДЫ 5,6 Организует обсуждение заданий. | Выявляют границы применимости знаний, полученных на уроках математики ранее и выполняют задания практической направленности. Отвечают на вопросы, дискуссируют, высказывают своё мнение. Работают в режиме КМД. | Метапредметные результаты Соотнесение действия и правила. Прогнозирование Сотрудничество в поиске и действиях. Познавательные Определение круга своего незнания. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Переработка информации, выбор нужной информации. Регулятивные Самоконтроль и коррекция. |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Время – 2 мин. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Ответим на вопросы: 1) Все ли экологические катастрофы, которые мы рассмотрели, являются последствиями неразумной деятельности человека? 2) Какие математические знания помогли вам выполнить задания, предложенные на уроке? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Работают в режиме КМД. | Метапредметные результаты Выражение своих мыслей и эмоций с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
Завершающий этап урока Время – 3 мин. | Учитель: мы живём в замечательном городе Самара, о котором можно с любовью рассказать много интересного. Да, в Самаре есть много проблем, в том числе экологических, но если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, на улице, в парке, на работе, в школе, насколько изменится все вокруг! Большой город оказывает влияние на здоровье человека, но…… Этот город самый лучший город на Земле… | Он как будто нарисован мелом на стене. Нарисованы бульвары реки и мосты, Разноцветные веснушки, белые банты. Этот город не похожий ни на что вокруг, Улыбается прохожий и за 5 минут, Помогая человеку верить в чудеса, Распускаются фонтаны прямо в небеса. Я не знаю, где еще на этом свете есть такая же весна. Я, пожалуй, отпущу попутный ветер и останусь навсегда С тобою. | Личностные Нравственно - этическая ориентация |
ПРИМЕЧАНИЕ.
Обучение математике невозможно без связи с выбранной профессией и связи с жизнью. Каждый учитель, будь то педагог-наставник, или молодой специалист, обязательно вносит в свои занятия частичку нестандартного, нетрадиционного, оригинального, стремясь сделать их интересными, доступными для понимания, и самой лучшей оценкой нашей работы является искренние и такие простые фразы, которые слышишь после урока: «Мне было интересно на этом уроке», «Как много нового я узнал!», «Спасибо за урок!»
Список использованной литературы
- Корощенко Н.А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского региона. Флора и фауна. Сборник задач по математике для 5–6 классов. Пособие для учителей математики общеобразовательных школ г. Тобольска и Тюменской области. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. – 140 с.
- http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/problemy-ekologii-samarskoj-oblasti
- Санитарно-гигиеническая оценка качества питьевой воды централизованного водоснабжения городa самары © 2014 О.Н. Исакова, О.В. Сазонова , Ю.А. Егорова, Л.И. Бедарева , И.И. Березин , И.Ф. Сухачева , Л.Н. Вистяк./ журнал «Здоровье населения, качество жизни и социально-гигиенический мониторинг». Самарский государственный медицинский университет. ООО «Самарские коммунальные системы», 2014 г.
- http://www.samara2025.ru/content/72-ekologicheskaya-obstanovka-v-go-samara
- Влияние звука на организм человека. http://ilab.xmedtest.net/?q=node/4566
Приложение№1.
Открытые вопросы
1. Как вы понимаете высказывание «Книга Природы написана языком математики»?
2. Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?
3. Вы – оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет?
4. Вы – пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет?
5. Что должны сделать “здесь и сейчас” вы – школьники? Каждый из нас? Для нашего края, для великой русской реки Волги, для своей малой Родины?
Приложение№2.
Задание №1. Легковой автомобиль при езде по городу выбрасывает 0,4 кг углекислого газа на 1 км, а на трассе 0,25 кг.
1) Сколько углекислого газа выбросит автомобиль, если проедет 5 км по городу и 8 км по трассе?
2) Зависит ли количество выброшенного углекислого газа от скорости автомобиля?
3) Как можно защитить свои дыхательные пути от вредного воздействия выхлопных газов?
4) Почему врачи советуют брать ребёнка на руки, если вы идёте с ним по обочине дороги?
Задание №2. Какую математическую задачу можно составить, используя данные Самарского государственного медицинского университета и ООО «Самарские коммунальные системы»?
Химическое потребление кислорода (ХПК) — показатель содержания органических веществ в воде. В 100% исследованных проб питьевой воды в Самаре величина ХПК выше норматива. В питьевой воде Октябрьского, Железнодорожного, Промышленного и Красноглинского районов значения ХПК составили 1,2 норматива, Кировского –1,4; Самарского – 1,5 нормативной величины. В питьевой воде Куйбышевского района определены самые высокие значения ХПК, в среднем 28,9 мг/л, практически в 2 раза выше норматива. [3]
Задание №3. Уровень шума в 20–30 дБ практически безвреден для человека.
Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума понижение слуховой чувствительности наступает уже через 1–2 года работы, при средних уровнях она обнаруживается через 5–10 лет. Шумы свыше 100 дБ могут быть невыносимы для уха человека. Шумы порядка 140 дБ (например, звук взлетающего реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку. Уровень шума на дискотеке составляет 80–100 дБ, что сравнимо с уровнем шума интенсивного уличного движения или взлетающего в 100 м турбореактивного самолёта. Громкость звука плеера составляет 100–114 дБ.[5]
Пользуясь числовыми данными, представленными в тексте и в таблице, составьте три вопроса.