Для вас, родители

 ОРКСЭ

 Информация для родителей о курсе ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация для родителей по выбору модуля

в рамках учебного курса ОРКСЭ

                Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

               Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

              Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 
       1. Основы православной культуры;
       2. Основы исламской культуры;
       3. Основы буддийской культуры;
       4. Основы иудейской культуры;
       5. Основы мировых религиозных культур;
       6. Основы светской этики.
            Будет   изучаться   один   из   модулей   курса   по   выбору   родителей (законных представителей) обучающегося. Преподавание учебного курса будет осуществляться в 4 классе в объеме 34 часа в год.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов.
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

Учебный модуль «Осно́вы правосла́вной культу́ры».

                 Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Методическими достоинствами учебника  можно считать хорошую структурированность и проработку заданий для учащихся. Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России). Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.

Учебный модуль «Основы исламской культуры».

                    Что касается исламоведческого содержания этой дисциплины, то авторы дали максимально возможную в установленных методических и содержательных границах познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни.

                   Но курс имеет одновременно четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность. В нем очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим.

                  Главной целью преподавания курса «Основы исламской культуры» должно стать стремление к тому, чтобы дети лучше знали друг друга, уважали друг друга, любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — люди одной Земли.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры».

                     В учебном модуле «Основы буддийской культуры» особое внимание уделяется  отношению человека к окружающей природе; семье, ее ценностях, а также изучается история возникновения буддизма в России, буддийские святыни, праздники в буддийской культуре, ритуалы.

        

Учебный модуль «Основы иудейской культуры».

        Учебное пособие «Основы иудейской культуры» знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает ее значение в формировании личности и поведения верующего человека.

                   В учебник включены темы:

  • Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.
  • Еврейский календарь.
  • Еврейские праздники: их история и традиции.
  • Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
  • Любовь и уважение к Отечеству.

          Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие.

Учебный модуль  «Основы мировых религиозных культур».

            Задачи  модуля:  

  • дать общее представление о четырех религиях, распространенных в России;
  • понять историю возникновения религий;
  • познакомиться со священными книгами религий мира;
  • узнать о нравственных заповедях в религиях мира.

Учебный модуль «Основы светской этики»

                   В учебном модуле «Основы светской этики» рассматриваются основные понятия: род и семья, образцы нравственности в культурах разных народов,  добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни и счастье, этикет, методы нравственного самосовершенствования, любовь и уважение к Отечеству, патриотизм многонационального народа России, а также нравственные традиции предпринимательства. Данный модуль поможет детям самостоятельно делать правильный выбор в определенной жизненной ситуации, а также нести ответственность за свои поступки.

 

                     

        



Предварительный просмотр:

Директору

 

__________________________________________

(наименование общеобразовательного учреждения)

__________________________________________

(Ф.И.О.)

Заявление.

Мы, родители (законные представители) учащегося(йся) _______ «___»

класса образовательного учреждения_________________________________  (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курс «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

Выбираем для своего ребенка изучение модуля:

______________________________________________________________

Дата «___»   ______________20____г.

________________________________________ (Ф.И.О.)______________________________

                            (подпись)

________________________________________ (Ф.И.О.)______________________________

                            (подпись)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ по выбору модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются сегодня основой нравственного становления ребёнка . Поэтому столь важно согласовать совместные усилия всех взрослых по духовному и нравственному развитию и воспитанию детей. Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными,добрыми , вежливыми, физически и духовно здоровыми . Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким ровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.

Слайд 3

И курс ОРКСЭ призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культуры народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьников, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.

Слайд 4

ВАШ РЕБЁНОК – МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК Младший подростковый возраст (обучающиеся 4-6 классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок переживает два кризиса :

Слайд 5

Кризисы 10 – 12 лет Возрастной Переход от детского возраста к подростковому: Начало полового созревания Вхождение в самостоятельную и ответственную взрослую жизнь Образовательный Переход с начальной на основную ступень общего образования

Слайд 6

Происходит переоценка ценностей Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства

Слайд 7

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

Слайд 8

Задачи курса ОРКСЭ: 1. Знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики . 2. Развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества . 3. Обобщение знаний школьников о духовной культуре, морали, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры . 4. Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.

Слайд 9

Воспитание детей в рамках курса ОРКСЭ

Слайд 10

Модули курса ОРКСЭ: Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы буддийской культуры. Основы иудейской культуры. Основы мировых религиозных культур. Основы светской этики. 4 раздела : 1) « Россия – наша Родина», 2) и 3) модульные, 4) «Любовь и уважение к Отечеству»

Слайд 13

Основы православной культуры Библия (Священное Писание). Во что верят православные христиане? Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Крещение , миропомазание, причастие, покаяние. Иконы, фрески, церковное пение.

Слайд 14

«Основы исламской культуры» Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Священные книги ислама – Коран, Сунна как источники нравственности. Обязанности мусульман. Как устроена мечеть. Кааба. Минарет.

Слайд 15

«Основы буддийской культуры» Будда и его учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Буддийские святые. Трипитака (Типитака) . Джаммапада.

Слайд 16

«Основы иудейской культуры» Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. Письменная и Устная Тора. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Назначение синагоги. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Молитвы.

Слайд 17

«Основы мировых религиозных культур» Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги: Веды, Авеста, Трипитака , Библия, Тора, Коран. Хранители предания в религиях мира. Понятие греха, раскаяние .

Слайд 18

«Основы светской этики» Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Семейные ценности. Порядочность. Интеллигентность. Добро и зло. Долг и совесть. Смысл жизни и счастье. Этикет.

Слайд 19

обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации (интервью, эссе, публичное выступление); оказание родительской помощи в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов; выступление членов семей с рассказами о семейных традициях; проведение семейных конкурсов и викторин; формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения; участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых творческо-исследовательских работ; привлечение родителей к внеурочным мероприятиям. Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ

Слайд 20

Выбор модуля ОРКСЭ - право родителей (законных представителей) обучающихся» Выбор подтверждается заявлением родителя (законного представителя).

Слайд 21

Обязателен ли данный учебный предмет для изучения в четвёртом классе? Курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом в четвертом классе, его изучение вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года, 1 час в неделю.

Слайд 22

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса «ОРКСЭ»? Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок

Слайд 24

Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы? С 1 сентября 2015 г. в соответствии с ФГОС ООО вводится предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).

Слайд 25

Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ? Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.

Слайд 26

Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ? Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учащиеся в конце освоения курса будут представлять свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п

Слайд 27

Каково взаимодействие с родителями (законными представителями) по курсу ОРКСЭ? Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

Слайд 28

Опыт творческой деятельности виды творческих работ учащихся сочинение сообщение проект реферат доклад

Слайд 29

Практические советы родителям. Как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»…

Слайд 30

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель . Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

Слайд 31

Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии).

Слайд 32

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Слайд 33

Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Постарайтесь, чтобы ваши дети чаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.

Слайд 34

Выбор за Вами, дорогие родители!