Выступления на МО

Киселева Ольга Игоревна

Выступления МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx37.3 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc54 КБ
PDF icon protokol_mo.pdf255.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31» города Смоленска

Выступление на МО

(от 26.10.2015)

 по теме: «Технология  оценивания  образовательных достижений учащихся начальных классов»

Составитель:

учителя начальных классов

Киселевой О.И.

Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников. 


Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос , поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. 

Принципы безотметочного оценивания

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.

Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

В условиях безотметочного обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.

         Основными принципами безотметочного обучения являются:

критериальность.

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

приоритет самооценки.

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

гибкость и вариативность.

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «солнышек», «тучек» и т.п.

Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе «Экран успеваемости». Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).

Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.)

В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений.

Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности ее выполнения. При оценивании такой работы можно пользоваться следующей технологией.

Контроль и оценка знаний и умений в условиях безотметочной системы оценивания

 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, обеспечивать комплексный подход, позволяющий диагностировать предметные, метапредметные результаты (универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: познавательные, регулятивные, коммуникативные) начального общего образования, выявлять, как идёт личностное развитие ребёнка.

Основная цель безотметочной системы оценивания - сделать оценку учебных достижений учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

  Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

стартовая диагностика;

текущее оценивание;

итоговое оценивание.

 Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

  В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка, и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом, наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т.д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце учебного года и может проводиться в форме:

накопительной оценки (обобщенного результата) целенаправленного сбора данных;

 итоговой демонстрации общей подготовки;

комбинации этих форм.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио (портфель достижений) учащегося, где фиксируются  его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

 В портфолио учеников 1 класса, которое используется для оценки достижения планируемых результатов, включены следующие материалы:

Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися внеурочных учебных занятий. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы подобраны так, что их совокупность демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями

Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной  (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

              К результатам, которые не подлежат  формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, согласно концепции ФГОС, относятся:

 ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

 Эти результаты будут выявляться в ходе социологических и других обследований. Они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образовательного учреждения.

          К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, согласно концепции ФГОС, относятся: способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

 

 Обучаясь в первом классе, учащиеся  приобретают следующие умения:

  •  оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью специальных методических инструментов
  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. 

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

  • «Лесенка»-  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Волшебная линеечка»- такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Принципиальное отличие «волшебных линеечек» в том, что они не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения. Задача для учащихся 1 класса это сопоставление учеником своих действий с образцом. При проверке своих действий первоклассник должен не только исправить ошибку механически, но и задуматься над её причинами. Диагностика и самодиагностика дают возможность ребёнку видеть свой собственный рост или неуспешность, свои трудности, выявлять их причины. Отсутствие отметок в первом классе – реальное требование, законодательно оформленное в современных документах. Это требование весьма разумно – нельзя ранжировать детей за то, чему они только ещё должны научиться.

  • «Светофор»-  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание- устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

С помощью этих инструментов учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия. После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.

Назовем приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе.

  • ВзаимообучениеПостановка ребенка в позицию учителя позволяет создать условия для развития у него теоретической позиции: ведь обучая другого, он должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности  и структурировать его, найти адекватные варианты передачи его своим ученикам. В этом случае школьник получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия.
  • Папка достижений готовится ребенком для родителей в конце года. В нее можно вложить лучшие работы по разным направлениям: рисунки, образцы каллиграфического письма, успешные контрольные задания. Ученик может сам написать немного о том, что дал ему первый год школьной жизни.

Характеристика на ребенкакоторая адресована прежде всего самому ученику. В ней указываются  положительные личностные качества первоклассника, его успехи в учебе, достижения в разных сферах деятельности. Заканчивается характеристика пожеланиями на следующий учебный год. Характеристика зачитывается публично, дополняется одноклассниками, а затем вкладывается в папку достижений.

Знакомство детей с критериями. На уроках необходимо обсудить проблему оценки. Полезно, чтобы каждый ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с учительской, чтобы школьники оценивали работы друг друга.

Своя «валюта» позволяет решить проблему оценивания кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Подкрепить успех нужно! Например, за удачный ответ ученик получает красный кружок. Накопив пять кружков, учитель дает ему большой кружок, накопив пять больших кружков – учитель делает запись в дневник, папку достижений. Этот прием вводится на некоторое время, если требуется расшевелить пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных  результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.

 

Самоконтроль и самооценка.

Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. Именно с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться». 
Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях безотметочной системы обучения:

  • Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.
  • Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.
  • Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
  • Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.
  • Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.

Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. 
Существует еще один способ оценивания деятельности и личности младшего школьника. Это «хорошие слова» или комплименты. Этот прием хорошо известен учителям начальной школы и широко ими используется. Комплимент нормирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка. Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних – за активную работу, других за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения задания, четвёртых – за то, что внимательно слушали на уроке. А есть и такие ученики, которых нужно поблагодарить и за то, что не мешали слушать другим, что, несомненно, способствует созданию в процессе развития ситуации успеха. 
Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.. При коллективной форме оценивания необходимо помочь детям увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать) и т.п. Коллективную оценку мы чаще всего применяем при оценивании конкурсов рисунков, поделок, образцов тетрадей, а учитель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в этом обсуждении. 

Важным результатом обучения без отметок, на содержательно-оценочной основе становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, уважать свои собственные и чужие достижения, у детей развивается опыт активных форм взаимопомощи, взаимоподдержки. Какой радостью наполнялись детские глаза, когда они видели свои успехи. А тот ребёнок, у которого что–то не получалось не огорчался, так как с первых дней школьной жизни мы договорились, что ребята пришли в школу учиться и если что–то не понятно, то на уроке можно спросить, а можно и на переменке шепнуть, что не понял. Ребёнок знает, что ему обязательно помогут. Безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Многообразие средств, на мой взгляд, должно помогать решать главную проблему – обучения и воспитания Человека. Оценка не должна работать кнутом, заставляющим учиться, как и не должна всегда быть пряником, за которым ученик бежит, забывая все на свете. Дети при адекватном оценивании быстрее научатся любить учение само по себе, потому что на свете мало вещей интереснее, чем постижение нового и собственный рост, и все перечисленные системы оценивания в комплексе могут помогать в воспитании этой любви и вкуса к учебе и развитию.

Конечно, применение всех форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма, умению учиться самому и научить, постоянно искать интересные решения. Учитель учится всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 








Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31» города Смоленска

Выступление на МО

(от 31.10.2018)

 по теме: «Использование икт на уроках окружающего мира

в начальной школе»

Составитель:

учителя начальных классов

Киселевой О.И.

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. С помощью компьютерных технологий я решаю следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства.
  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
  • Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода.
  • Изменение форм и методов учебной деятельности.
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
  • Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:

  • создание слайд-презентаций к учебнику;
  • подготовка индивидуальных карточек для обучения;
  • подготовка дополнительного материала;
  • использование готовых электронных учебных материалов.

В своей работе я использую различные виды компьютерных программ 

Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы русских царей от Ивана Грозного до Николая II.  

Microsoft PowerPoint можно также использовать и для тестирования.   Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.

Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира 1–4-х классов. Вот некоторые из них: 2 класс - «Красная Книга», «Домашние животные»; 3-класс «Путешествие по планете», «Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв», «Что такое деньги?», «Эпоха динозавров»; 4 класс- «Водоемы нашего края», «Мастера печатных дел», «Славные символы России» и др.

Особого внимания в курсе «Окружающий мир» заслуживают уроки с подборками репродукций картин художников-классиков по темам: «Родная природа», «Русь, Россия — Родина моя», «Жизнь людей нашей страны в разные эпохи». Рассматривание произведений живописи, описание их, составление повествовательных рассказов, рассказов-этюдов помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой продуктивной деятельности. При раскрытии этих тем презентации могут быть использованы как сопровождение объяснения учителя и учащихся.

Но еще большую пользу приносят презентации, которые созданы и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять  нужную, полезную информацию по  данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.  Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.

 Уроки с использованием презентаций помогают решить следующие дидактические задачи: -          повышение эффективности урока;

-          усвоить базовые знания по предмету окружающий мир;

 -          систематизировать усвоенные знания;

-          сформировать навыки самоконтроля;

-          сформировать мотивацию к учению;

-          оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;

-          рациональное использование времени урока;

-          расширить кругозор учащихся

Работа с электронными энциклопедиям;

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно,  формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Использование ИКТ можно включить в любой этап урока – во время индивидуальной или исследовательской работы, при открытии  новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.

Форма работы может быть и индивидуальной, и групповой, и фронтальной. В современной школе всё больше внимания уделяется не столько получению готовых фактических знаний, сколько развитию у школьников умения получать эти знания самостоятельно (или почти самостоятельно). Этому служат учебные исследовательские проекты. Мои ученики готовили проекты «Москва-столица нашей Родины», «Музей путешествий: Санкт-Петербург, Сочи, Волгоград», «Родной город», «Кто нас защищает» и др.

С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий. Учащиеся выполняют задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для них. Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности

Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы
  • Усовершенствовать контроль знаний
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
  • Формировать навыки исследовательской деятельности
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

Литература:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Николау Л.Л., Улитко В.В. тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов // Начальная школа. – № 10, 2008.
  3. Интернет в гуманитарном образовании // под. ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2001.
  4. Материалы открытых Интернет-источников.
  5. Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.


Предварительный просмотр: