3. Саморазвитие
1.ГОУ ДПО "Нижегородский институт развитив образования" по теме "Современные технологии руководства развитием детей в игровой деятельности", 36ч., 2009г.
2.ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" по теме "Педагогические авторские технологии развития ребенка в разных видах детской деятельности", 72ч., 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samorazvitiyu_na_2016-2017uch.gg_.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2016 -2017 уч. год
Тема: «Эффективные способы и приемы по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, речь детей.
Цель: выявление и реализация в работе новых эффективных способов и приемов по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Изучить литературу по теме развития мелкой моторики рук.
- Выявить исходный уровень развития мелкой моторики рук у воспитанников группы.
- Проанализировать методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
- Разработать разные варианты моделей использования эффективных упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей
- Изготовить необходимый дидактический материал и внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы.
- Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики рук.
- Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей в конце учебного года и проанализировать характер изменений.
1 ЭТАП - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Срок: сентябрь-октябрь 2016г.
1.1.Изучить учебно-методическую литературу:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками.
Кольцова М.М «Развитие моторики»
Елена Данилова «Пальчиковые игры»
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Стефанова Н.Л. «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет»
1.2. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики рук у воспитанников группы.
1.3. Проанализировать методы и приемы, способствующие развитию мелкой моторики рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
2 ЭТАП – практический.
Срок: ноябрь-март 2017г.
2.1. Внедрить в работу с детьми разнообразные методы и приемы по развитию мелкой моторики рук:
- составить картотеку пальчиковых игр по развитию мелкой моторики рук;
- разработать конспекты с использованием новых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей;
- изготовить необходимый дидактический материал и внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы.
2.2. Организовать работу с родителями:
- привлечь родителей к изготовлению пособий и дидактических игр по развитию мелкой моторики рук.
- провести семинары, консультации, мастер-классы, где будут рассматриваться вопросы по развитию мелкой моторики рук у детей.
2.3. Представить педагогам методические приемы по теме посредством проведения открытого занятия (март 2016 г.), участия в педагогических советах, семинарах ДОУ, написания статья и размещения ее в электронном журнале «Педагог ДОУ».
3 ЭТАП- итоговый
Срок: апрель-май 2017г.
1.Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей в конце учебного года (май 2016) и проанализировать характер изменений.
2. Представить опыт работы по заявленной теме на РМО воспитателей ДОУ, выступить с сообщением на педагогическом совете ДОУ.
3. Проанализировать систему упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, степень усложнения заданий (в сравнении со средней группой) и учитывать сведения в планировании воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.
Формы работы с детьми:
1. совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. индивидуальная работа с детьми;
3. свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
. массаж кистей рук
. пальчиковая гимнастика, физкультминутки
. пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
. пальчиковый театр
. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
. нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
. различные виды аппликаций
. рисование по трафаретам
. штриховка
. дорисовка (по принципу симметрии)
. лабиринты
. дидактические игры
. шнуровка
. игры с мелкими предметами
. паззлы, мозаика.