Методическая копилка
Материал к родительскому собранию "Телефон доверия.Профилактика жестокого обращения с детьми."
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас "
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел"
Программа "Профилактика правонарушений и употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_telefon_doveriya.pptx | 283.64 КБ |
tel_doveriya_rod_sobranie.docx | 33.82 КБ |
rp_po_vneur_6kl._2018-19.docx | 38.33 КБ |
moya_programma_profilaktiki.docx | 61.77 КБ |
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_dobryh_del.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принцип анонимности Экстренная психологическая помощь предоставляется бесплатно
Проблемы Суицид Семейная проблематика Проблемы, требующие защиты прав ребенка Отношения со сверстниками Проблемы взаимоотношения полов Проблемы сексуальной сферы Переживание травмы Учебные и профессиональные проблемы Проблемы социальной адаптации
Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!
8-800-2000-122 Единый федеральный номер С 1 сентября 2010 года
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании по теме
"Информация о детском телефоне доверия",
«Жестокое обращение с детьми»
Слайд 1
Для проведения профилактики жестокого обращения с детьми, суицидального поведения – для предотвращения этого, для того, чтобы это избежать – один из элементов профилактики – это телефон доверия.
17 мая - Международный день Детского телефона доверия
«Телефон Доверия» - служба экстренной анонимной психологической помощи населению по телефону.
Цель: снижение уровня агрессии людей, включая и суицид, укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения.
Задачи «Телефона доверия»
- обеспечение доступности и своевременности психологической помощи;
там работают специально обученные психологи, иногда даже подростки, которые прошли обучение – туда звонят те ребята, которым проще поговорить со сверстником, чем со взрослым.
- обеспечение каждому возможности доверительного диалога;
открыт для каждого человека, помощь всегда анонимна, если не хотят – не нужно называть имя, адрес и т.д.
- психологическое консультирование по телефону;
- помощь абонентам для выхода из кризисного состояния.
Получение поддержки, быть принятым и понятым, разобраться в сложной ситуации, в более спокойной обстановке решиться на конкретные шаги: что делать?
Слайд 2
Сотрудники службы обязаны не разглашать полученные во время работы сведения, которые могут нанести ущерб чести, репутации, правам и интересам граждан.
Экстренная психологическая помощь предоставляется бесплатно, с любых телефонов, круглосуточно
Слайд 3
У каждого ребенка, как и взрослого, возникают сложности и проблемы, вопросы.
Телефон доверия – служба, «работающая» на безопасность детей.
Телефон доверия позволяет ребенку в доступной форме обратиться за помощью, советом, решением жизненных трудностей в ситуации, когда по какой-то причине он не может получить это от близких или знакомых.
Телефон доверия дает ребенку возможность позвать взрослых на помощь, крикнуть SOS, оказавшись в беде.
Принцип работы: Доступность, Анонимность, Доверительность.
Ежегодно поступает до полумиллиона звонков, из них примерно половина – от детей, остальные – от взрослых, которые испытывают трудности в общении со своими детьми.
Основной возраст детей, звонящих на телефоны доверия 10-17 лет.
Слайд 4
Человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой беспокоящей его проблемой, получить нужную информацию, выговориться, разобраться, снять напряжение, передать сведения о факте жестокого обращении.
Проблемы
- Суицид
- Семейная проблематика
- Проблемы, требующие защиты прав ребенка
- Отношения со сверстниками
- Проблемы взаимоотношения полов
- Проблемы сексуальной сферы
- Переживание травмы
- Учебные и профессиональные проблемы
- Проблемы социальной адаптации
Слайд 5
Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!
Слайд 6
Запомните: Единый федеральный номер телефона доверия 8-800-2000-122
Дети – главный подарок для мира.
С ними чудесней земная картина.
Всё понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё
Частенько слабы, неумелы их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!
Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.
Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной темой для обсуждения. Почему возникает недопонимание между родителями и детьми? Как совсем избежать неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети? Итак, как говорят наши бабушки? “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”. Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.
Почему же ребёнок не слушается? Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого! Но, “как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть” (ПатрикО’Рури)
Жестокое обращение с детьми – это «умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка». Вы можете сказать, что подобный вопрос не стоит рассматривать, но… В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей.
По данным российской статистики:
- насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,
- около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,
- более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,
- 25 тысяч из них находятся в розыске,
- около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью,
- 2010 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций),
- около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью,
- 80% случаев – дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.
Выделяют несколько видов жестокого обращения:
- Физическое насилие.
- Пренебрежение нуждами ребенка.
- Сексуальное насилие.
- Психическое (эмоциональное) насилие.
Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Это нередко сказывается здесь в школе, когда ребенок приходит и находит свою жертву, на которой он также может возместить выплеснуть весь свой негатив. Именно в большинстве случаев по этой причине происходят школьные выяснения отношений.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). К психологическому насилию относятся:
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- открытое неприятие и постоянная критика;
- предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям.
Сексуальное насилие над детьми – вовлечение, использование ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
В настоящее время все больше говорится о насилии с экрана. Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет. Что же смотрят наши дети?
- 61% программ содержит насилие;
- 26% насилия показывают с применением оружия;
- 22,4% всех музыкальных клипов включают те или иные виды насилия;
- Каждый год подростки слышат около 15000 шуток и намеков, касающихся секса.
- Интернет содержит большое количество порнографических сайтов.
- Показ алкоголя, сигарет или наркотиков присутствует в 70% программ, а также в 38 из 40 самых популярных фильмов и в половине всех музыкальных видео.
Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:
- копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;
- копируют грубую речь;
- получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;
- или же становятся более робкими и боязливыми.
Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями. Поэтому каждый родитель должен строго контролировать времяпровождение своего ребенка за средствами массовой информации. В связи со всем вышесказанным мы озвучим структурные подразделения, осуществляющие контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается:
1. Сотрудникам органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком. Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:
- направить информацию в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
- направить информацию в органы опеки и попечительства для решения вопроса о немедленном изъятии ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
- принять меры по оказанию помощи ребенку.
2. Сотрудникам медицинских учреждений. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
- провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте; при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости; направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы;
- руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних.
3. Сотрудникам образовательных учреждений, в случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
- немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
- специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
- по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних.
4. Сотрудникам органов опеки и попечительства при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком должны:
- направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности
- направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.
Защита детей государством.
1) Конвенция о правах ребенка.
-защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
-признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
-защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
2) Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ гарантирует:
-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
3) Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
-за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
-за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
4) Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5) Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
6) Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры:
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
ст.116 (побои),
ст.117 (истязание),
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование);
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера),
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
ст. 135 (развратные действия)
ст.125 (оставление в опасности);
ст.124 (неоказание помощи больному);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)
ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Посмотрите вокруг, если Вы видите:
- РЕБЕНКА, который побирается;
- РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;
- РЕБЕНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
- РЕБЕНКА, который не посещает школу;
- СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
- ФАКТЫ жестокого обращения с детьми;
- ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Звоните ! Телефоны вклеены в дневники у каждого ребенка в школе и размещены на информационном стенде!
Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:
1. Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.
2. Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.
3. Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.
4. Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.
5. Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,
6. Любовь.
Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в благочестии. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:
Родители пример ему. Коль видят всё и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе И за слова:
Легко толкнуть Детей на нехороший путь,
Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем! Не будьте равнодушными! Дети не должны быть чужими. В конце очень хочется ещё раз попросить родителей не ломать своих детей. Наверняка вы не хотите видеть своё чадо трусом или лжецом, или психически неуравновешенным человеком. Подумайте сейчас, когда вы заносите руку над своим ребёнком. Остановитесь! Посчитайте до десяти, успокойтесь, взвесьте ситуацию и сядьте с маленьким человечком за стол переговоров. На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот – плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Так давайте думать о будущем, а будущее – это наши дети.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Топки Кемеровской области
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
для 6 класса
«Мир вокруг нас»
Разработала: Чикишева М.Т.
2018
Содержание
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности 3 стр.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием 5 стр. форм организации и видов деятельности
- Тематическое планирование 7 стр.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего;
- современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование познавательной и информационной культуры;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ответственного отношения к учению;
- готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
- организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
- умение извлекать информацию из различных источников.
- умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Регулятивные:
- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
- работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации,
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
- предполагать, какая информация нужна,
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)
Коммуникативные:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; - учиться подтверждать аргументы фактами;
- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить простейшие монологические высказывания;
- умение задавать вопросы
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» включает в себя следующие направления:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
- Общекультурное
- Гражданско-патриотическое
Спортивно-оздоровительное направление – это формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Духовно-нравственное направление направлено на формирование способности к духовному развитию, на раскрытие и реализацию творческого потенциала учащихся, на основе нравственных установок и моральных норм.
Духовно-нравственное развитие гражданина России - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно - смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Социальное направление внеурочной работы заключается в активизации внутренних резервов учащихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Цель – постепенное формирование у школьника активной гражданской позиции, вовлеченности в дела класса и школы, неравнодушного отношения к общим проблемам.
Общекультурное направление заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Направлено на формирование творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, различных сферах жизни и деятельности.
Гражданско-патриотическое направление развивает и воспитывает личность нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В концепции сформулирована цель – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Виды деятельности и формы
освоения курса «Мир вокруг нас»
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьника:
- познавательная;
- исследовательская;
- спортивно-оздоровительная;
- социальная;
- досугово - развлекательная;
- экскурсии;
- коллективные творческие дела;
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Занятия | Часы |
1 2 3 4 5 | Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общекультурное Гражданско-патриотическое | 4 6 7 7 10 | 8 12 14 14 20 |
Итого | 34 | 68 |
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности 6 класса «Мир вокруг нас»
(2 подгруппы)
№ п/п | Тема | Дата |
Мы - шестиклассники | ||
Оформление классного уголка | ||
Викторина по ПДД «Правила на всю жизнь» | ||
Эстафета здоровья | ||
Поздравительная открытка ко дню Учителя | ||
Познавательная игра «Люби и знай свой городок» | ||
Акция «Чистый двор» | ||
Выставка «Мир моих талантов и увлечений» | ||
«Если хочешь быть здоров». Посещение спортивного комплекса | ||
Час рассуждений «Книга или компьютер» | ||
Тематическая беседа «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» | ||
Тематическая беседа «Поговорим о толерантности» | ||
Музейный урок | ||
Час общения «Речь и этикет» | ||
Урок мужества | ||
Новогодние зарисовки. Оформление школы | ||
Праздник «Новый год у ворот» | ||
Познавательная игра «История страны в названиях улиц» | ||
Оформление боевого листка | ||
Подготовка к смотру-конкурсу строя и песни. | ||
Смотр-конкурс строя и песни | ||
Музейный урок | ||
Тематическая беседа «О дружбе и друзьях» | ||
Викторина «Загадки природы» | ||
Тематическая беседа «Моя будущая профессия» | ||
Тематическая беседа «Быть воспитанным - что это значит» | ||
«Искусство быть здоровым» Посещение спортивного комплекса | ||
Акция «Чистый двор» | ||
Акция «Спешите делать добро» | ||
Подготовка к конкурсу вальса | ||
Конкурс вальса | ||
Видео-урок «Помним, гордимся, чтим» | ||
Урок успеха. Встреча с интересными людьми | ||
Год прошел, мы повзрослели. Итоги года |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического и социально-педагогического
сопровождения общего и специального
(коррекционного образования)
Профилактика правонарушений и употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних
(программа)
Исполнитель:
Чикишева Марина Тимофеевна,
социальный педагог
МАОУ « СОШ №1»
Консультант:
Шерер Тамара Ивановна, доцент кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего специального (коррекционного образования), к.п.н., доцент
Кемерово 2014
Содержание
1. Паспорт программы ……………………………………………………… 3
2. Пояснительная записка ………………………………………………….. 6
3. Основное содержание программы ……………………………………….. 11
4. Список литературы ………………………………………………………. 22
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике правонарушений и употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди несовершеннолетних. |
Разработчики программы | МАОУ «СОШ №1» социальный педагог Чикишева М.Т. |
Основание для разработки программы | Школа закладывает тот фундамент знаний, умений и навыков, которыми человек будет пользоваться всю свою жизнь, развивать и приумножать. Конструктивное сотрудничество семьи и школы по вопросам профилактики ПАВ и ЗОЖ, законопослушного поведения является приоритетным направлением и служит основанием для разработки данной программы. Также при разработке программы были использованы следующие нормативные документы:
|
Цель программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганды и привития навыков здорового образа жизни. Предупреждение и снижение уровня противоправных деяний, правонарушений, совершенных учащимися образовательного учреждения, сокращение фактов безнадзорности, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования. |
Задачи программы | 1. Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека. 2. Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений), а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, и оказание помощи в обучении, воспитании детей. 3. Координация деятельности и взаимодействия педагогов, родителей, специалистов социальных служб и ведомств, органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде. 4. Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей. 5. Осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении. 6. Обеспечение законных интересов и защиту прав несовершеннолетних. 7.Определение результативности профилактической работы. 8. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам. 8. Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей. 9. Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания. |
Сроки реализации программы | 2014 - 2017 уч. г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1.Совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2.Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родителей, педагогов, учащихся. 3.Улучшение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. 4.Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы. 5.Создание условий для снижения количества правонарушений среди несовершеннолетних. 6. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни. 7.Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе. |
Участники реализации программы | Учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, педагоги дополнительного образования, родители. |
Управление, контроль | Анкетирование, мониторинг, отчеты. |
Формы и методы реализации программы | Групповые и индивидуальные занятия, беседы, «мозговые штурмы». |
Пояснительная записка
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни и искать своё место в будущем.
Несмотря на положительные изменения в развитии общества, мы наблюдаем, процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Социальные и экономические проблемы в российском обществе ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого стал рост численности безнадзорных и беспризорных детей, распространение в детско-подростковой среде психоактивных веществ.
Социальные факторы остаются одной из основных причин и условий формирования противоправного поведения у детей. Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых.
Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение несовершеннолетних детей, совершенствования подходов в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Согласно Закону №120-ФЗ образовательное учреждение
- оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимает меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявляет семьи, находящиеся в социально-опасном положении;
- осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Поэтому, именно образовательные учреждения, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди несовершеннолетних. Программа должна способствовать укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы и других субъектов системы профилактики.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и обучающихся, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Цель программы - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганды и привития навыков здорового образа жизни. Предупреждение и снижение уровня противоправных деяний, правонарушений, совершенных учащимися образовательного учреждения, сокращение фактов безнадзорности, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Задачи, решаемые данной программой:
1. Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
2. Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений), а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, и оказание помощи в обучении, воспитании детей.
3. Координация деятельности и взаимодействия педагогов, родителей, специалистов социальных служб и ведомств, органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде.
4. Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
5. Осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
6. Обеспечение законных интересов и защиту прав несовершеннолетних.
7. Определение результативности профилактической работы.
8. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
8.Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
9. Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания.
Основное содержание программы
Для повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и употребления ПАВ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности.
1. Организационные мероприятия направлены на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Организационная работа:
- планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОПДН, КДН и ЗП, ГИБДД;
- организация работы школьного Совета профилактики;
- проведение тематических педагогических советов;
- педагогический всеобуч для родителей;
- социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»;
- составление социального паспорта классов, школы;
- ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи;
- проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы,
выявление учащихся, не посещающих школу);
- выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки;
- проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
- своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях
учащихся.
План мероприятий направленных на реализацию данного направления программы
Организационная работа.
№ | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственный |
1 | Проведение сверки несовершеннолетних, учащихся школы, состоящих на ВШУ, учетах КДН и ЗП, ОПДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы. | сентябрь, в течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
2 | Проведение сверки опекаемых детей, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям социальной, психологической, юридической поддержки | сентябрь-октябрь | соц. педагог, кл. руководители |
3 | Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска, семьям, находящимся в социально-опасном положении, с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях. | в течение года | соц. педагог, кл. руководители |
4 | Участие в муниципальных профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства учащихся в свободное от учебы время. | в течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
5. | Изучение личностей учащихся, состоящих на ВШУ, ОПДН. и составление на них социально-психологических карточек | в течение года | соц. педагог, психолог, кл. руководители |
6. | Составление социального паспорта образовательного учреждения | сентябрь | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
7. | Организация работы школьного Совета профилактики | 1-2 раза в четверть | Зам. директора по ВР |
8. | Выявление и учет учащихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска) | в течение года | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
9. | Сбор информации о занятости учащихся в кружках и секциях дополнительно образования (в том числе состоящих на разных формах учета) | сентябрь-октябрь, январь-февраль | Зам. директора по ВР, кл. руководители, соц. педагог |
10. | Сбор информации о занятости учащихся в каникулярное время, состоящих на разных формах учета | перед каникулами (в течение года) | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
2.Профилактическое направление. Реализация данного направления включает в себя работу с учащимися, родителями, педагогическим коллективом.
Профилактическая работа с учащимися: направлена на профилактическую деятельность с классами, правовое воспитание, пропаганду здорового образа жизни, профилактику употребления ПАВ, организацию досуга учащихся и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Работа осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, что способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Работа с учащимися:
-реализация системы воспитательной работы школы;
-проведение мероприятий совместно с ОПДН;
-классные часы по профилактике ПДД, пожарной безопасности;
-организация правового всеобуча;
-профориентационная работа;
-проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.
- проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся;
- изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.
-вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
-охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время;
-оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
- организация досуга учащихся школы.
Индивидуальная профилактическая работа:
-выявление причин отклонений в поведении;
-приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
-беседы инспектора ОПДН;
-вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
-направление ходатайств в КДН и ЗП.
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Ознакомление учащихся 1 – 11 классов с Правилами для учащихся школы | сентябрь | Классные руководители |
2. | Выявление причин отсутствия ученика в школе, опоздания учащегося в школу | ежедневно в течение года | Кл. руководители
|
3. | Ознакомление учащихся с расписанием дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе | сентябрь в течение года | Кл. руководители, руководители секций, кружков |
4. | Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся, состоящих на ВШУ, ОПДН, КДН и ЗП | в течение года | соц. педагог, психолог, кл. руководители |
5. | Изучение занятости учащихся в свободное от учебы время | в течение года | Классные руководители |
6. | Анкетирование учащихся 9х – 10х классов о дальнейшем выборе профессии | в течение года | Социальный педагог |
7. | Индивидуальные консультации с проблемными детьми | в течение года | Социальный педагог |
8. | Индивидуальная работа с детьми «группы риска» по вовлечению кружки, секции, факультативы | в течение года | Классные руководители, социальный педагог |
9. | Привлечение учащихся школы к участию в проектной деятельности, школьных КТД, к деятельности школьного самоуправления | в течение года | Зам. директора по ВР, старшая вожатая, кл. руководители |
10. | Проведение школьных массовых мероприятий с участием ветеранов, бывших выпускников, родителей, представителей городской общественности | в течение года | Зам. директора по ВР |
11. | Беседы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма | в течение года | Социальный педагог |
12. | Проведение конкурсов плакатов, выступление агитбригады на тему пропаганды здорового образа жизни | в течение года | старшая вожатая |
13. | Классные часы по ПДД, встреча с инспекторами ГИБДД | Ежемесячно сентябрь, апрель | Классные руководители |
14. | Проекты, классные часы по правовой культуре | В течение года | кл. руководители |
15. | Малые педсоветы | По мере необходимости | Зам. директора по ВР |
16. | Организация каникул | октябрь, ноябрь, январь, февраль, апрель | Зам по ВР, классные руководители |
17. | Беседы по профориентации | в течение года | Социальный педагог |
18. | Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий детей «группы риска» | в течение года | соц. педагог, кл. руководители |
19. | Участие в конкурсе-смотре «Школа безопасности» | апрель-май | Зам. директора по БЖ |
20. | Проведение индивидуально-профилактической работы с уч-ся, состоящими на ВШУ, ОПДН с целью предупреждения с их стороны нарушений Устава школы, противоправных действий. | в течение года | соц. педагог |
21. | Выставка книг, журналов в библиотеке, стенды по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма | в течение года | Заведующий библиотекой, социальный педагог |
22. | Участие в смотре «Строя и песни» | По плану | Зам. директора по ВР |
23. | Экскурсионная работа профориентационной направленности | Экскурсии на предприятия | Кл. руководители |
24. | Участие в районном конкурсе «Нет наркотикам» | в течение года | старшая вожатая |
25. | Проведение школьного конкурса «Безопасное колесо» | март-апрель | Зам. директора по БЖ |
Профилактическая работа с родителями предусматривает нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Организация для родителей тематических встреч и консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников, работников правоохранительных органов.
Работа с семьей:
- выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных
семей и организация профилактической работы;
- организация консультаций специалистов, психологов, социальных педагогов, работников милиции, инспектора ОПДН для родителей;
- организация и проведение встреч и родительских собраний по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
-выбор родительского комитета в классах.
-выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
-проведение «Дня открытых дверей» для родителей.
-привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
-привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
-посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении, направление ходатайств в социально-реабилитационный центр, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.
Примерные темы родительского лектория:
- Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
- Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
- ПАВ и его влияние на организм ребенка.
- Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
- Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
- Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
- Права, обязанности и ответственность родителей.
- Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
- Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
- Причина детских суицидов.
- Свободное время и развлечения учащихся.
План мероприятий направленных на реализацию данного направления программы
Профилактическая работа с родителями.
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН И ЗП, ОПДН, службе социальной защиты населения. | сентябрь | соц. педагог, кл. руководители |
2 | Ознакомление родителей с расписанием работы школьных спортивных секций, кружков дополнительного образования | сентябрь- октябрь | кл. руководители |
3 | Посещение учащихся по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком(согласно ФЗ РФ №120), оказание помощи семье | в течение года | социальный педагог, кл. руководители |
4 | Проведение цикла профилактических бесед с родителями | в течение года | Зам. директора по ВР, кл. руководители, социальный педагог
|
5 | Выбор родительского комитета в классах. | сентябрь- октябрь | кл. руководители |
6 | «День открытых дверей» для родителей. | апрель | Зам. директора по ВР |
7 | Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий. | по плану мероприятий | Зам. директора по ВР |
8 | Проведение родительского всеобуча | по запросу | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
9 | Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении | в течение года | соц. педагог, кл. руководители |
10 | Установление причин неблагополучия, принятие мер по их устранению путем оказания социальной, юридической, правовой помощи. | в течение года | соц. педагог, кл. руководители |
11 | Проведение индивидуальных консультаций. | в течение года | соц. педагог |
12 | Встреча инспектора ОПДН с родительской общественностью школы | в течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
13 | Ознакомление родителей с правилами для учащихся школы | сентябрь | классные руководители |
14 | Привлечение родителей для участия в классных и КТД школы (концертах, творческих встречах, встречах с ветеранами, экскурсий, походов, проведения тематических классных часов и т.д.) | в течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
Профилактическая работа с педагогическим коллективом включает работу по информированию педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.
Работа с педагогами.
№ | мероприятия | сроки | ответственные |
1. | Индивидуальное консультирование педагогов | в течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
2. | Заседание МО классных руководителей «Работа с детьми, требующими особого внимания. Работа с документацией по внутришкольному контролю». | октябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
3. | Составление и утверждение плана проведения мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя. | сентябрь | Социальный педагог |
4. | Семинар для учителей школы «Права ребенка» в международных документах и документах РФ | ноябрь | Социальный педагог |
5. | Ознакомление с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с детьми и семьями «группы риска». | февраль | Зам. директора по ВР |
6. | Проведение собеседования с классными руководителями об учащихся, состоящих на ВШУ, с целью выявления положительных результатов и снятия учащихся с ВШУ учета. | в течение года | Социальный педагог |
7. | Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики | в течение года | Зам. директора по ВР |
8. | Семинар классных руководителей. Анализ профилактической работы правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя. | май | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
9. | Составление перспективного плана работы на новый учебный год | май | Зам. директора по ВР, социальный педагог
|
Содержание работы на этапах программы
Название этапа | Содержание работы |
1-й этап Подготовительный 2014-2015 учебный год | Совершенствование нормативно-правовой базы. Определение стратегий и тактики деятельности. Укрепление межведомственного сотрудничества. Обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений. Разработки методик и проведение в школе социологического исследования несовершеннолетних обучающихся, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений. Поиск форм и методов вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. |
2-й этап. Внедрение 2015-2017 учебный год | Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних обучающихся попавшим в трудную жизненную ситуацию. Использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приѐмов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у несовершеннолетнего обучающегося активного жизненного стиля поведения. |
3-й этап. Отслеживание и анализ результатов 2016-2017 учебный год | Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Определения перспектив развития школы в этом направлении. |
Список литературы.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1998.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.
- Беличева С.А. Превентивная психология. - М., 1995.
- Белкин А.С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников. – М., 1998.
- Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированныйподход. - М., 1999.
- Будыхо В.П. Преодоление отклонений от норм нравственного поведения у младших школьников. – М., 2000.
- Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
- Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
- Воспитание трудного ребенка./Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. – М., 1999.
- Клейбер Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
- Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. СПб.: Питер, 2008.
- Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
- Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
- Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков, ж. Классный руководитель, 2003 № 4.
- Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003г.
- Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.
- Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Северов А.П. Психологические особенности асоциального поведения несовершеннолетних. – Киев, 1999.
- Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.
- Сухомлинский В.А. Трудные дети//Сухомлинский В.А. Избр. Пед. соч.: в 3-х т. Т.3. – М.: Педагогика, 2000. – с. 89-118.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2002.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
(социальное направление)
Личностные и метапредметные результаты
освоения программы курса внеурочной деятельности
Воспитательным результатом участия школьника во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Курс внеурочной деятельности «Школа добрых дел» ориентирован на
формирование личностных и метапредметных результатов школьников.
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- сформированность основ нравственного самосознания личности – способноти подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Метапредметные результаты:
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации и ресурсы Интернет.
- способность определять цели предстоящей проектной, исследовательской, творческой работы, последовательность действий.
- умение выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, докладами;
- умение создавать устные и письменные тексты разных видов, стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения.
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- сформированность умений позитивного коммуникативного общения с окружающими;
- способность рационально организовывать свою деятельность, в соответствие с поставленными задачами;
- умение противостоять негативным факторам, в соответствии со
сформированными ценностями духовно-нравственного развития;
- способность выделять ценность духовно-нравственного развития как целевой ориентир при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми.
Содержание программы
Раздел 1. Послание добра (3ч.).
Знакомство с понятиями «Добро», «Зло», «Милосердие», «Сочувствие» и т.д.
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения, знакомятся с основами волонтерской деятельности. Знакомятся со школьным волонтерским отрядом «Добрые сердца». Обсуждение и подготовка идей, социальных проектов и акций на учебный год.
Практика: игры с волонтерским отрядом «Добрые сердца».
Раздел 2. Я, мои друзья, семья(12ч.).
Учащиеся изучают, что такое «дружба», коллектив. Пословицы и поговорки о дружбе. Литературные произведения о дружбе. Досуг. Увлечения. Интересы. Добрые и не добрые дела. Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Правила общения с взрослыми и сверстниками. Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Уважай свое время и время других. «Рациональное» использование времени. Учимся понимать и принимать других людей. Конфликтные ситуации. Ссора. Драка. Приемы самостоятельного выхода из конфликтной ситуации. Правила парной и групповой деятельности (отзывчивость, честность, уважение другого мнения). Умение работать в группе для достижения единой цели. Познакомить с понятием «благородство». Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей. Выяснить, нужна ли человеку гордость, кто может быть гордым, как гордыня влияет на душу и характер человека. Уметь различать гордость и хвастовство. Умение гордиться не только своими поступками, но и достижениями своих близких. Уточнить понятие «эгоизм» Развивать умение анализировать свои поступки и мысли. Семья – древо жизни. Тепло родного дома. Семья. Родители. Обязанности членов семьи. Домашний труд ребенка. Советы родителей. Моя родословная. История фамилии. Генеалогическое древо.
Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом, парная и групповая работа, защита плакатов, конкурсы, мини-проекты «Мир моих увлечений», Моя семья».
Раздел 3. Я и мое здоровье(8ч.).
Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, интереса к занятиям физкультуры и спорта.
У учащихся формируется потребность в выполнении норм личной гигиены и формирования ЗОЖ. Гигиена. Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. Полезные и вредные продукты. Здоровая пища. Правила здорового питания. Режим дня. Здоровый сон. Спорт. Закалка. Правила закаливания. Как стать трудолюбивым. Трудолюбие и лень. Пословицы и поговорки о труде и лени. Мои эмоции. Положительные и негативные эмоции. Учусь сдерживать эмоции. Управление эмоциями. Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Учимся думать и действовать. Твой выбор. Умение анализировать ситуацию, делать выбор в сложной экстремальной ситуации. Привычка. Вредные привычки. Зависимость. Твой выбор. Умение анализировать и делать свой выбор против вредных привычек. Воля. Умение проявлять силу воли. Твое решение. Анализировать ситуацию и принимать решение за ЗОЖ.
Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом, парная и групповая работа, викторины, интеллектуальные игры, мини-проекты «Полезные привычки».
Раздел 4. Участие в социальных акциях и проектах школы и класса (12ч.).
Учащиеся под руководством учителя на добровольной основе принимают участие в социальных акциях и проектах в течении всего учебного года. Все акции и проекты переплетаются с 3-мя основными разделами программы. Юные волонтёры оказывают помощь, учатся делать «добрые» дела, на практике реализуют знания, полученные ими в период теоретических занятий.
Примерные социально-значимые акции: «Сохраним лес» - сбор макулатуры, «Доброта души», «Новогодняя открытка» - разработка поздравительных открыток, забота о пожилых людях, шефство над ветеранами педагогического труда, «Покорми птиц зимой», «Книжкина больница» и др.
Примерные социальные проекты: мини-проекты и их защита «Мир моих увлечений», «Моя семья», «Полезные привычки», «Цветы для школьного двора».
Тематический план программы
№ | Раздел тема | Количество часов | теория | практика |
1. | Послание добра | 3 | 2 | 1 |
1.1 | Знакомство с понятиями «Добро», «Зло», «Милосердие», «Сочувствие». | 1 | 1 | - |
1.2 | Знакомство с основами волонтерской деятельности, школьным волонтерским отрядом «Добрые сердца». | 1 | - | 1 |
1.3 | Копилка добрых дел | 1 | 1 | - |
2. | Я, мои друзья, семья. | 12 | 5 | 7 |
2.1 | Кто я? Какой я? | 1 | - | 1 |
2.2 | Доброта вокруг нас | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Мир моих интересов | 1 | - | 1 |
2.4 | Правила общения | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Дружба | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Благородство. Гордость. Эгоизм. | 1 | 1 | - |
2.7 | Семья-древо жизни | 3 | 1 | 2 |
3. | Я и мое здоровье | 8 | 4 | 4 |
3.1 | Здоровье - бесценное богатство | 3 | 1 | 2 |
3.2 | О хороших и вредных привычках | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Мир моих эмоций | 1 | 1 | - |
3.4. | В здоровом теле - здоровый дух | 1 | - | 1 |
3.5. | Жить добро творить | 1 | - | 1 |
4. | Участие в социальных акциях и проектах. | 12 | - | 12 |
4.1 | Акции | 8 | 8 | |
4.2 | Проекты | 4 | 4 | |
Итого | 35 | 11 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения | Дата |
1 | Знакомство с понятиями «Добро», «Зло», «Милосердие», «Сочувствие» . | беседа | |
2 | Знакомство с основами волонтерской деятельности, школьным волонтерским отрядом «Добрые сердца». | беседа | |
3 | Копилка добрых дел | обсуждение | |
4 | Кто я? Какой я? | обсуждение | |
5 | «Доброта души», оказание помощи одиноким пожилым людям. | акция | |
6 | Мир моих увлечений | мини-проект | |
7 | Жизнь дана на добрые дела | дискуссия | |
8 | Поговорим о толерантности | беседа | |
9 | Мир моих интересов | презентация | |
10 | «Книжкина больница» (ремонт книг в библиотеке) | акция | |
11 | Мы живем среди людей | развивающее занятие | |
12 | Как избежать конфликта | беседа, практикум | |
13 | «Помоги птице зимой» | акция | |
14 | Дружба начинается с улыбки | беседа | |
15 | Мы вместе | игра | |
16 | Новогодняя почта. Поздравление ветеранов педагогического труда. | акция | |
17 | Благородство. Гордость. Эгоизм. | беседа | |
18 | Семейное счастье | беседа | |
19 | Моя семья | мини-проект | |
20 | Мои семейные обязанности | игра-конкурс | |
21 | Семейные традиции | презентация | |
22 | Здоровье - бесценное богатство | беседа | |
23 | Полезные привычки | мини-проект | |
24 | «Сохраним лес для потомков», сбор макулатуры | акция | |
24 | Цветы для школьного двора | проект | |
26 | Формула здоровья | беседа | |
26 | Здоровье в наших руках | викторина | |
28 | О хороших и вредных привычках | дискуссия | |
29 | Трудовой десант «Чистый двор» | акция | |
30 | О хороших и вредных привычках | презентация | |
31 | «Поздравительная открытка». Поздравление ветеранов ВОВ | акция | |
32 | Мир моих эмоций | беседа | |
33 | В здоровом теле - здоровый дух | игра-соревнование | |
34 | Посадка цветочной рассады на школьные клумбы | акция | |
35 | Жить добро творить | Итоговое занятие |
Основные формы занятий внеурочной деятельности:
- Социальные проекты
- Коллективные творческие дела
- Групповые дискуссии
- Тренинги общения
- Групповая проблемная работа
- Интеллектуальные игры
- Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, трудовые десанты