Сценарии мероприятий
Сценарии праздников для учебного учреждения, класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий линейки в конце учебного года | 34.8 КБ |
igra_po_stantsiyam._yazyk_moy-drug_moy.rar | 46.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ЛИНЕЙКИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ОКОНЧАНИЮ УЧЕБНОГО ГОДА
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ…
МАЙ, 2016
ТОРЖЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА, НА ЕЕ ФОНЕ ЗВУЧАТ СЛОВА ВЕДУЩИХ.
ВЕД. Весна! И снова всё в цвету!
Прекрасен день! Как солнце ярко светит!
Как здорово: на праздничной Планете
Нас всё манит в просторы, в высоту!
ВЕД. Здесь нас собрал сегодня праздник!
Печальный и торжественный момент
Настал! И май-проказник
Шепнет мне, что его я ждал!
ВЕД. И я смотрю в родные лица,
И радость наполняет сердце мне не зря!
Ведь наш Лицей сегодня отмечает
Чудесный день Последнего звонка!
ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ.
ВЕД. Доброе утро, уважаемые учителя!
ВЕД. Доброе утро, девчонки и мальчишки!
ВЕД. Доброе утро, Лицейское братство!
ВЕД. Чудесным весенним утром мы пришли сюда не просто так!
ВЕД. Сегодня премьера!
ВЕД. Да нет, бенефис!..
ВЕД. Как ни парадоксально, но…
ВЕД. Да-да! Закрытие театрального сезона, бенефис и … Премьера!
ВЕД. А главные герои его, нашего сезонного театрального действия, - все мы, девчонки и мальчишки, дети и взрослые, серьезные и не очень, веселые и грустные…
ВЕД. Но все, вне всякого сомнения, очень счастливые!
НА ПЛОЩАДИ – ТЕАТРАЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ.
ВЕД. Итак, мы начинаем!
ВЕД. В зрительном зале тишина…
ВЕД. В оркестровой яме смычки лежат на струнах, духовые так и ждут малейшего знака дирижёра, ударные уже втайне звенят и грохочут…
ВЕД. Артисты за кулисами, затаив дыхание, ждут выхода…
ВЕД. Костюмеры поправляют на них костюмы…
ВЕД. А мы…Нам чуть-чуть грустно!
ВЕД. И весело!
ВЕД. Мы позади оставим трудный год учёбы,
Перевернем страницы умных книг.
ВЕД. В тетрадях всё исписано давно уж,
Сданы зачёты все, контрольные сданы…
ВЕД. И позади дежурства и уроки,
Звонки и перемены, сон и явь…
ВЕД. И в завтра мы шагнём с тобою робко,
Что там? Попробуй-ка узнай!
ВЕД. А завтра закружит нас всех, как в хороводе!
И будет всё, лишь только успевай!
ВЕД. И дружно в лето мы шагнем с порога,
Когда окончится поющий светлый май!
ВЕД. Экзамены, волненье, радость, слёзы…
Пусть всё сбывается и только лишь на «5»!
ВЕД. А то, что прожито, возьми с собой в дорогу –
И помни всё! И чаще вспоминай!
ВЕД. Лицей, внимание! На торжественную линейку, посвященную празднику «Последнего звонка», приглашаются главные герои лицейской театральной постановки «Выпускник – 2016»!
ВЕД. Итак, встречайте:
ВЕД.11 А класс и классный руководитель- ________________________!
ВЕД. Артистичные, виртуозные, талантливые!
ВЕД.11 Б класс и классный руководитель - ________________________!
ВЕД. Сообразительные, трудолюбивые, настойчивые!
ВЕД. 11 В класс и классный руководитель – ________________________!
ВЕД. Одухотворённые, смышлёные, креативные!
ВЫПУСКНИКИ С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ВЫСТРАИВАЮТСЯ НА ЛИНЕЙКЕ.
ВЕД. Лицей – большой театр…
И жизнь кипит на сцене!
Здесь постановки, репетиции всегда!
Сюда спешим, находим вдохновенье,
А жизнь бурлит здесь с самого утра!
И всё логично, выстроено точно,
И каждый день на предыдущий не похож…
Да потому что сердце нашего театра –
Руководитель мудрый, Главный Режиссёр!
ВЕД. Слово для приветствия выпускников 2016 года предоставляется главному режиссеру театральной постановки «Выпускник - 2016», директору Лицея № 9 Жигульской И.В.
СЛОВО ДИРЕКТОРА ЛИЦЕЯ.
ВЕД. А помните, как мы начинали?!
ВЕД. О, да! Мы были маленькими, ничего не знали и не умели!
ВЕД. И так много для нас было впервые!
ВЕД. И так всё это было интересно!
ВЕД. Мы юными, с восторгами
Бежали в светлый класс
Здесь были все волшебниками
Учителя для нас…
ВЕД. Здесь, затаив дыхание,
Учились мы наукам,
И весело, и радостно,
И не было нам скучно!
ВЕД. Таинственно, торжественно,
Деньки здесь пролетали.
В добро и сказки разные
Мы верили. Мечтали…
ВЕД. Здесь горя вовсе не было,
И солнце нам светило ярко!
Здесь детство промелькнуло
На сцене лицейского театра!
ВЕД. Уважаемые наши выпускники, примите искренние поздравления от вашей замечательной смены, от нового поколения актеров и актрис Лицея!
ВЕД.(вместе) От первоклассников!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. РЯДОМ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ СТОЯТ ВЫПУСКНИКИ (3)
Мы в классе усидеть не смогли,
К вам на праздник сегодня пришли.
Мы не просто Сережа и Лена,
Представляете, мы - ваша смена.
Посмотрите на нас, ведь недавно совсем
Вы такими же были, как мы,
Вы пришли в первый класс,
Трудно было вам всем,
А теперь вы сильны и стройны.
Ты представляешь, вот этот дядя
Был таким же, как я.
А вот эта тетя с большими глазами
Тоже девчонкой была?
Мы пришли, чтобы поздравить выпускников
Веселых выпускников!
Славных выпускников!
Добрых выпускников!
- Я желаю всем выпускникам
Утро начинать свое с зарядки.
И не огорчать ни пап, ни мам,
Здоровье было чтоб всегда в порядке!
- Я желаю вам таланты развивать,
Чтобы мысль всегда в глазах искрилась!
И учиться, и работать лишь на «пять»,
Не сдаваясь трудностям на милость.
- Я желаю вам веселость не терять,
Ни в какой беде не унывая,
И тогда вам жизнь поставит «пять»,
Радугу над вами раскрывая.
- Я вам пожелать еще хочу
Творческих порывов плодотворных.
С сердцем чтоб ходили не к врачу,
Вместо капель - вам стихов любовных.
(Вручает сердечко из цветной бумаги.)
- Что пожелать еще могу?
Пусть, как песня, ваша жизнь споется.
Пусть и в зной, и в стужу, и в пургу
Только доброта из сердца льется!
(Вручает бумажного голубя)
- И ещё подарок дарим вам
Тоже не совсем обычный:
Воздух школы мы вручаем вам,
Знаем, очень пригодится.
(Передают воздушный шарик .)
- Заканчивая наше выступленье,
Желаем мы вам горы перейти,
Взмыть в облака, проплыть все океаны,
Хором. До новых встреч, счастливого пути!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ПЕРВОКЛАССНИКИ УХОДЯТ.
ВЕД. Ну что ж, уже очень близко последнее явление последнего действия нашего спектакля!
ВЕД. Согласись – сегодня, как говорит обычно режиссер, когда постановка проходит успешно, все было нормально!
ВЕД. Да не просто нормально, все были просто в ударе!..
ВЕД. Ну, я, конечно, не суеверен, но… Не сглазь!..
ВЕД. Да что ты, брось! Каждый на этой сцене – просто звезда сезона!
ВЕД. И каждой нашей звездочке обязательно повезет в ближайшем будущем…
ВЕД. Так говорит наш театральный лицейский гороскоп!
ВЕД. Вы же знаете, актёр – люди очень суеверные!
ВЕД. Да, жизнь каждого складывается не по мановению волшебной палочки…
ВЕД. Нельзя, впервые выйдя на большую сцену, сразу начисто великолепно сыграть свою роль…
ВЕД. Особенно если и сценарий –то еще не написан…
ВЕД. Отныне вы, наши звездные выпускные артисты, сами вправе выбирать, какую роль играть в жизни, в какой постановке!
ВЕД. И среди нас есть еще те, для которых весна 2016 года станет тоже своеобразным бенефисом в Лицее № 9.
ВЕД. Для кого-то из этих девушек и юношей сегодняшний день в Лицее тоже будет последним…
ВЕД. А кто-то из них вернется в сентябре и продолжит играть в большом спектакле под названием «Лицейская жизнь»!
ВЕД. Это наши 9-классники!
ВЕД. Приветствуем 9 «А» класс, классный руководитель – _______________
(ДЕВЯТИКЛАССНИКИ МАШУТ РУКАМИ)
ВЕД. Приветствуем 9 «Б» класс, классный руководитель – ________________
(ДЕВЯТИКЛАССНИКИ МАШУТ РУКАМИ)
ВЕД. Приветствуем 9 «В» класс, классный руководитель – ________________
(ДЕВЯТИКЛАССНИКИ МАШУТ РУКАМИ)
ВЕД. Мы желаем вам, уважаемые наши девятиклассники, побед, замечательных достижений, осуществления всех планов и воплощения мечтаний!
ВЕД. Приветствуем 9-е классы Лицея!
ЛИНЕЙКА ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ (АПЛОДИСМЕНТЫ). ДЕВЯТИКЛАССНИКИ МАШУТ РУКАМИ.
ВЕД. Да, жизнь актёра трудна…
ВЕД. Требует большой самоотдачи и таланта!
ВЕД. Конечно, мастерства и огромного желания!
ВЕД. Большой любви к сцене…
ВЕД. Но согласитесь, чтоб роль действительно получилась…
ВЕД. А пьеса в целом удалась…
ВЕД. Нужно, чтобы рядом был тот, кто постоянно репетирует, не давая отдыха и покоя…
ВЕД. Кто будоражит и требует…
ВЕД. Кто прощает «не то» настроение, понимает тебя…
ВЕД. Кто умеет вдохновить…
ВЕД. Поддержать…
ВЕД. Научить!..
ВЕД. Да, все это время, от первых шагов до сегодняшнего бенефиса рядом с нами были эти люди!
ВЕД. И сегодня мы говорим большое спасибо всем тем, кто вместе с нами радовался и огорчался!
ВЕД. Да, сегодняшний день – это их заслуга!
ВЕД. Это их праздник!
ВЕД. Вот они, режиссёры нашего лицейского спектакля…
ВЕД. Красивые и торжественные…
ВЕД. Веселые и немного грустные…
ВЕД. С трепетом, тревогой и гордостью они смотрят сейчас на нас!
ВЕД. Мы говорим сейчас вам «Спасибо, учителя!»
ВЕД. За знания…
ВЕД. За веру в нас…
ВЕД. За яркие моменты…
ВЕД. За нелёгкий труд…
ВЕД. За уроки…
ВЕД. За любовь!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ. ЦВЕТЫ.
ВЕД. Пока ещё идет спектакль…
ВЕД. Ещё не все реплики сказаны…
ВЕД. Хотя мы понимаем, что все эти годы…
ВЕД. Годы, пролетевшие так быстро…
ВЕД. Мы не только учили математику, русский язык, физику, географию…
ВЕД. Складывая из отдельных сцен и действий нашу жизнь, мы учились главному – быть Человеком!
ВЕД. Учились самому лучшему и доброму…
ВЕД. Учились переживать вместе разные моменты…
ВЕД. Учились быть вместе…
ВЕД. А ведь именно это залог успеха!
ВЕД. И успех этот наполовину зависит от тех людей, которые были всегда рядом с нами в Лицее…
ВЕД, Беспокоились, требовали, заставляли, сопереживали, радовались.
ВЕД. Создавали эту лицейскую пьесу вместе с нами!
БЛАГОДАРНОСТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ.
Наставники! Родные! Вам аплодисменты!
Вся ваша роль – нас вырастить Людьми!
Там, за кулисами, бывали разные моменты,
Но, как единое, все были вместе мы!
Мы пронесем по жизни ваши знанья!
Да, было очень трудно нам порой…
Но не напрасны ваши все старанья –
Мы друг за друга, за Лицей – всегда горой…
И вам бывало трудно с нами, знаем,
И с вами нелегко порою нам,
А впереди у нас еще экзамены,
И жизнь большая… Так спасибо вам
За все, чему смогли нас научить вы,
За ваши добрые и строгие глаза,
За то, что были очень терпеливы,
Особо хочется спасибо вам сказать.
За то, что вы порой не замечали,
Что выполнен был кое-как урок,
За наши вспышки гнева и печали,
За первый и последний наш звонок,
За то, что в жизнь войдем мы чуточку умнее,
Чем быть могли, конечно же, без вас,
За то, что будем ко всему добрее,
Мы говорим спасибо всякий раз!
А нам всю жизнь еще у вас учиться,
Чтоб никогда не потерять лица,
Чтоб стать людьми с большой, заглавной буквы,
И оставаться ими до конца!
НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
Мой друг, настал особый час!
Там, завтра, у тебя своя дорога.
Она идет отсюда, от лицейского порога,
Куда? Не знаем мы пока сейчас…
Сегодня здесь для вас устроен бенефис!
Вы с нами попрощаетесь улыбкой,
На сцене жизни будут взлеты и ошибки…
Но для меня талантливее нет актеров и актрис!
Мы были вместе много-много дней…
И все в лицее роли проиграли…
И для меня сегодня нет родней
Детей, которых в жизнь большую отпускаю!
1.Прощайте, до свидания!
2.А мы вас будем помнить!
3.Желаем каждому найти свое призвание,
ВМЕСТЕ: Мечту заветную желаем вам исполнить!
СЛОВО ВЫПУСКНИКАМ.
ВЫП.Здесь, в Лицее, мелькали дни за днями:
Здесь, как по сцене в Малом или Большом,
Я твердо ступала своими ногами,
Жила с абсолютно открытой душой.
ВЫП.Лицей мой, ты остров в бушующем море,
Щедрый оазис с прохладной водой.
С сердцем распахнутым,
В радость и в горе
Я прихожу на свиданье с тобой.
ВЫП.За исцеленьем души,
За спасеньем
От суеты набегающих дней,
Чтобы любви и надежды мгновенья
Не исчезали
Из жизни моей!
ВЫП. А сейчас говорим: «До свидания!»
Повзрослели актеры твои!
Вот близка уж минута прощания,
Боль разлуки ещё впереди!
ВЫП. Всё промчалось! Всё было прекрасно!
Память сердца хранит только лучшие дни!
Мы уходим, но здесь остаемся душою…
Расставаться с тобою, Лицей, не хотим!
ВЫП. Да, здесь было так много прожито:
Радость, грусть, и обида порой…
Но плохое сейчас навсегда позабыто!
Мой Лицей! Здесь одиннадцать лет мы учились с тобой!
ВЫП. Каждый день, как экзамен. Здесь каждый – на сцене.
Ты в ответе за тех, кто идет за тобой!
Человеком расти и помнить об этом –
Не дано нам другого пути!
ВЫП. Наш Лицей! Наши детство и юность!
Ты учил нас добру и любви, мы с тобой становились мудрей!
А сегодня тебе говорим не прощай – до свиданья,
Жди всегда нас домой, мы вернемся, поверь!
ВЫП. Говорим мы сегодня: «Большое, большое спасибо –
Всю признательность нашу измерить нельзя!
До земли вам поклон, любимые наши, родные,
До свиданья, друзья!»
ВЫПУСКНИКИ ВРУЧАЮТ ДИРЕКТОРУ ЛИЦЕЯ СИМВОЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА – МАСКУ.
ВЕД. Но ни одна роль наших замечательных актеров не состоялась бы, если б не было рядом самых главных зрителей и ценителей – родителей!
ВЕД. Дорогие наши папы, мамы, дедушки и бабушки, примите от нас низкий поклон!
ВЕД. Без вас, без ваших поддержки, одобрения, критики и вашей безграничной веры в нас, наверное, мы не стали бы теми, что стоят сейчас здесь, на этой площади!
ВЕД. И мы уверены: ваша любовь всегда будет для нас талисманом!
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ РОДИТЕЛЯМ.
ВЕД. Последняя сцена в последнем акте нашего спектакля…
ВЕД. Вот они, главные действующие лица!..
ВЕД. Главные герои лицейской жизни!
ВЕД. И трогательно, и торжественно…
ВЕД. И радостно, и грустно…
ВЕД. И робко, и уверенно…
ВЕД. (вместе) Звучит прощальный школьный вальс!
ВЫПУСКНИКИ ИСПОЛНЯЮТ ВАЛЬС.
СЛОВА ПРОЩАНИЯ.
- До свидания, лицей наш, до свидания!
Скоро на поклон – и сыграны все роли!
А герои, словно в ожидании:
Все ли мы успели? А сказали все ли?
- Драма иль комедия? А может,
Где-то даже фарс и водевиль…
Ах, как просто!.. До чего же сложно
Всё успеть и в действо всё вместить…
- Здесь Шекспир царит и Станиславский!
Здесь Островский, сам Жан Батист Мольер…
Роли сыграны не без импровизаций!
Ваша жизнь – для нас большой пример!
- Впереди дороги, повороты…
Роли новые в других театрах будут…
И, наверное, всё будет по-другому,
И по-новому, конечно, будет!
- И судьба ролей нам множество подарит!
Вложим в каждую мы часть своей души!
Да можем ли иначе? Вы ведь знаете!
Мы навсегда, Лицей, твои ученики!
- Навсегда, лицей, твои мы все актеры!
Роль первая – что может быть важней?!
Помните нас, дорогие наши режиссёры,
До свиданья, дорогой Лицей!
ЗВУЧИТ ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК.
ВЫПУСКНИКИ ПОД МУЗЫКУ ВЫХОДЯТ ДЛЯ ВЫПУСКА ШАРОВ.
Предварительный просмотр:
Игра по станциям «Язык мой – друг мой»
(сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 – 6 классов)
Форма проведения мероприятия: игра-путешествие по станциям.
Задачи: расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся, развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.
Подготовительная работа: формирование команд учащихся; подбор вопросов для игры, составление карточек с вопросами и заданиями для учащихся, оформление станций; составление мультимедийной презентации.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки-задания для учащихся, маршрутные листы, почётные грамоты и призы для победителей.
Описание игры. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим маршрутным листом (Приложение 1). На станциях учащиеся выполняют предложенные задания, связанные с русским языком, его историей, правилами и нормами русского языка. В маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции (в баллах). Состав команд – 5 человек, количество команд – 5 (по количеству станций). На каждой станции находится организатор, который задаёт учащимся вопросы, оценивает их работу. Время выполнения заданий на каждой станции – 5 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
Ход игры:
1 – ый ведущий читает стихотворение:
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж много, много лет!
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Суворов ободрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
2 – ой ведущий: Внимание! Сегодня в нашей школе состоится увлекательное путешествие в страну родного языка. Вы, ребята, станете его участниками. Мероприятие посвящено Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая.
Демонстрация презентации «Язык мой – друг мой».
Ведущие задают учащимся вопросы, комментируют их ответы и информацию, представленную на слайдах. Слайд 1. «Язык мой – друг мой» (титульный слайд).
1 – ый ведущий. Слайд 2 День славянской письменности и культуры - День святых Кирилла и Мефодия — российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX век ).
Это были братья - греческие миссионеры, создатели славянской письменности. Они родились в Солуни (ныне Салоники, Греция) и посвятили себя замечательному и великому делу просвещения.
2ой ведущий. История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. В 9 веке братья были признаны святыми, а с 12 века стала отмечаться дата 11 мая (24 мая по новому стилю) как день равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья».
1й ведущий. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля (27 февраля по новому стилю), святого Мефодия — 6 апреля (19 апреля по новому стилю), в дни их смерти.
2ой ведущий. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия затем превратился в праздник созданной ими азбуки. Он выражал духовное стремление к независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры. Постепенно праздник стал отмечаться среди всех славян.
1й ведущий. Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей.
Слайд 3. Высказывание П. А. Вяземского о русском языке.
2 ой ведущий. Слайд 4. Сколько языков в мире? В мире насчитывается от 5 до 10 тысяч языков. На некоторых говорят очень мало людей. Около 200 жителей Латвии говорят на ливском языке. В Африке живет единственный человек, знающий язык бикья.
Слайд 5. На каком языке говорит больше всего людей? Больше всего людей говорят по-китайски – 1123 млн. человек.
Слайд 6. Какой язык самый распространённый в мире? Английский – самый широко распространенный язык в мире, на нем общаются 470 млн. чел.
1ый ведущий. Слайд 7. Русский язык – государственный язык в Российской Федерации. Статья 68.
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
2 – ой ведущий. Слайд 13. Происхождение языков. Какой язык является праязыком (отцом) всех языков мира? (Индоевропейский язык).
Слайд 14. Какие группы языков вы знаете? В какую группу входит русский язык?
Слайд 15. Какие языки входят в группу славянских, то есть являются родственными? (Сербо-хорватский, болгарский, словенский, украинский, белорусский, русский, польский, чешский).
1 ый ведущий. Слайд 16. Среди славянских языков русский – самый распространённый. Русский язык является одним из крупнейших языков мира: по числу говорящих на нём он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Русский язык относится к индоевропейской семье, к группе славянских языков, восточнославянской подгруппе.
1ый ведущий. А сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие. Капитаны команд получают Маршрутные листы.
Сейчас Вы отправитесь в путешествие по станциям: «Лексическая», «Морфологическая», «Орфографическая», «Синтаксическая», «Фонетическая». (Обращается внимание команд на место нахождения данных станций.)
Знакомство с Правилами игры:
- Каждая команда «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом.
- На каждой станции Вам будут предложены для выполнения вопросы и задания из соответствующего раздела русского языка.
- На каждой станции находятся организаторы-десятиклассники, которые будут вам предлагать задания, оценивать Вашу работу. За каждый верный ответ команда получает 2 балла. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции.
- Время выполнения заданий на каждой станции – 5 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
- Победителем игры будет считаться команда, набравшая большее общее количество баллов.
Удачи Вам!
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ЛЕКСИЧЕСКАЯ».
1 ) Составь слово
Динаро
Амам
Гостьдор
Бродо
Счеть
Дорасть
Нежная, ласковая, добрая, заботливая, любимая, красивая, умная, сочувствующая, понимающая, прекрасная, замечательная, лучшая
2) Выпишите из ряда слов три слова - синонима
Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.
Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать, ликование.
3) Что это?
Хороша у Алены коса,
И трава на лугу ей по косу.
Скоро лугом пройдется коса:
Приближается время покоса
4) К данным словам подбери слова с противоположным лексическим значением
Грязный
Искусственный
Трусливый
Мягкий
Грубый
Замкнутый
Слабый
Светлый
Легкое упражнение – легкий труд.
Полное ведро – полный человек.
Мелкий дождь – мелкая река.
Низкий поступок – низкий дом.
5)Отгадай загадку. Найди сложные слова, выполни их морфемный разбор.
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это…..
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ».
1) Что объединяет следующие группы имён существительных?
А) Тбилиси, Дели, Токио; Б) Уссури, Нейсе, Миссиссипи; В) Онтарио, пальто, какао. (Во всех группах существительные объединены по признаку рода: А) мужской род, Б) женский род, В) средний род).
2) Как правильно сказать?
А) У рыб нет зубов. Б) У рыбей нет зубей. В) У рыб нет зуб.
3) Мы говорим: «Дом сгорел дотла». Что такое ТЛО? (Обычно значение наречия ДОТЛА связывают с глаголом ТЛЕТЬ. На самом деле, «ТЛО» обозначает «основание». Значит, сгореть дотла – сгореть до основания.)
4) Образуйте неопределённую форму глагола, который имеет в 1 – ом лице единственного числа настоящего времени форму ЗАВЕДУЮ, ПРОПОВЕДУЮ.
(Заведовать, проповедовать).
- Почему слово ЮНЫЙ пишется с одной Н, а слово ЮННАТ – с двумя?
(Это зависит от строения слова, юннат – сложносокращённое существительное).
- Как перечислить дни недели по порядку (пять дней), не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- Какая змея бывает наречием? (Уж)
- В каких наречиях пишется два мягких знака? (Вскользь, точь-в-точь, чуть-чуть).
- Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о Егоре, О юбилее? Ведь предлог О пишется перед словами, начинающимися с согласной.
(Данные слова начинаются с согласной Й).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ».
Игра «Найдите лишнее слово».
- Корни с чередованием О – А: к…сание, к...снуться, прик...сновение, к...сой (дождь), (провести) к...сательную.
- Корни с чередованием И – Е: раст...реть, зап...реть, ст…лить, соб...рёт, выж...гать.
- Ь после шипящих: наотмаш... , сплош... , училищ…, лиш…, брош… .
- Разделительные Ъ и Ь: пред…юбилейный, об…единить, необ…ятный, под…езд, в…ют.
- Приставки на З и С: ра…бить, бе…помощный, бе…ударный (гласный), и…расходовать, ни…вергаться.
- Приставки ПРИ- и ПРЕ-: пр…открыть, пр…сутствовать, пр…одолеть, пр…смотреться, пр…мирить.
- Н и НН в прилагательных: си(н,нн)ий, подли(н,нн)ый, лебеди(н,нн)ый, комари(н,нн)ый, мыши(н,нн)ый.
- Суффиксы -К- и -СК- имён прилагательных: француз(к, ск)ий, низ(к, ск)ий, немец(к, ск)ий, турец(к, ск)ий, вяз(к, ск)ий.
- Написание НЕ с различными частями речи: (не)вежда, (не)брежный, (не)годовать, (не)доумевающий, (не) догнать.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «СИНТАКСИЧЕСКАЯ».
- Отгадайте загадки.
- Что о себе сказать могу? 3. Голосок мой очень тих,
Согнула жизнь меня в дугу. Я почти невидный штрих.
За свой характер я плачу – Но почётна роль моя:
За то, что много знать хочу. Мысль могу закончить я.
(Вопросительный знак) (Точка)
- Друзья! В произведениях 4. У меня задорный хвост,
Стою я для того, Только труд и мой непрост:
Чтоб выразить волнение, Я задорная такая,
Тревогу, восхищение, Называюсь – … (запятая).
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны. (Восклицательный знак)
- Каким предложением, простым или сложным, является стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта…»?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
(Это простое предложение: сказуемое ВЕСНА и однородные подлежащие).
- «Завещание правителя». Задание: расставьте в завещании знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.
Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую.
(Запятую надо поставить после слова СТАТУЮ).
- Какой из примеров не является словосочетанием?
Прочитал книгу, в зелёной роще, красивое платье, наступила зима, листва деревьев. (Не является словосочетанием пример НАСТУПИЛА ЗИМА).
5) В каком предложении неверно определена грамматическая основа?
А) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
Б) Иван-Царевич отправился вслед за клубочком.
В) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
(Неверно определена грамматическая основа в примере В: подарок - дополнение).
ВОПРОСЫ ДЛЯ СТАНЦИИ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ».
- Отгадайте загадки.
- Он бывает тихим, громким, 2. Эти звуки в песне звонкой
А ещё глухим и звонким. Могут плакать и кричать,
Может быстро проскочить, Могут в кроватке баюкать ребенка,
А захочет – будет жить Но не желают свистеть и кричать.
До тех пор, пока звонок Петь всегда согласные,
Не отмерит ему срок. А зовутся…(гласные)
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот его, как дом родной, 3. Звуки те всегда согласны шелестеть,
Из него летит волной! Шептать, скрипеть,
Любит с эхом подразниться, Даже фыркать и шипеть,
В барабане схорониться. Но не хочется им петь.
Если где услышим стук, Свистят и жужжат не от скуки
Значит, к нам добрался…(звук) Только … (согласные) звуки.
2) Расставьте ударения в следующих словах: партер, положил, средства, договор, квартал, красивее.
3) В слове КОТ три звука, и в слове МЯУ – три звука. Одинаковое ли количество слогов в этих словах? (КОТ – 1 слог, МЯУ – 2 слога).
4) Название каких букв составляет целую эпоху? (Эр – а).
5) Одинаковое ли количество букв и звуков в следующих словах: ёж, заяц, цапля, медведь, обезьяна?
(Ёж – 2 буквы, 3 звука; заяц – 4 буквы, 5 звуков; цапля – 5 букв, 5 звуков; медведь – 7 букв, 6 звуков; обезьяна – 8 букв, 8 звуков).
Подведение итогов игры по станциям. Награждение команд.