Литература
Конспекты уроков литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
14.10.10.
Открытый урок в рамках проведения Дня филологических наук в период Лицейского марафона.
Тема урока: Художественный мир фольклорной сказки «Бой на Калиновом
мосту». Победа Добра над Злом.
.
с блоком-схемой; отпечатанные символы для заполнения блок-схемы на доске; набор «Композиция волшебной сказки».исследовать ый выясним, на теме и основной мысли сказки.
/Основной эпический жанр устного народного творчества, в котором на основе фантастической условности дается наиболее полное, обобщенное изображение жизни и живущих в нем людей./
- Какова композиция любой волшебной сказки?
…, выйди и составь из предложенных частей определенную последовательность.
/Один у доски работает самостоятельно/
- Что такое общенародный идеал?
/Народное представление о самом лучшем в человеке, самом героическом, добром, прекрасном./
/Это волшебное слово, которое воздействует на чувства человека, а не на разум, через создаваемые образы и картины./
/Фантастика и жизнеподобие, а в волшебных сказках – первое./
- /Это вымышленный мир, существующий по законам, установленным автором, отличным от законов реального мира./Расскажите, каковы художественные особенности фольклорной сказки?
/- добро борется со злом и побеждает
- персонажи делятся на + и –
- воплощается общенародный идеал
-зло приобретает фантастический гиперболический облик
- особая композиция
-используются художественные средства: эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение./
- Как вы думаете, а ради чего, самого главного, создается любая волшебная народная сказка? Что важно автору показать?
/Победа Добра над Злом/ Работа по теме урока
Итак, мы обращаемся к художественному миру сказки «Бой на Калиновом мосту», в которой очень ярко и образно воплощена эта народная мысль.
Перед каждым из вас находится лист, в котором мы и будем работать.
Запишите на листе число(14 октября), классная работа. Тема урока уже записана. Посмотрите, на листе изображен круг. Это художественный мир сказки, который к концу урока будет заполнен значками-символами и нашими пометками. Далее следуют отдельные задания, которые мы будем выполнять в ходе исследования. Такой же круг изображен на доске, так что работать будем вместе, будьте внимательны.
Итак, в путь!
- (Креплю на доску слово.) Запишите это в пункт ниже круга и попробуйте доказать это. На доске я прикрепляю соответствующие обозначения, дети рисуют на листе. мирами
- Читая сказку, мы задумываемся: а что это за мост такой – Калинов? А что это за речка, через которую он проложен?
У нас есть справка. Лингвист Нечаева Дарья, которая расскажет об этом.
/Даша рассказывает о Калиновом мосте и реке Смородине/ Информация появляется на доске.
- Спасибо. То есть, посмотрите, мост и река как бы делят художественный мир сказки.- Такой прием в построении художественного мира произведения, основанный на противопоставлении одного - другому, хорошего - плохому, называется антитезой.
/Дети фиксируют в листах, я на доске./
- 4волшебной зачин) Записываем в лист и я прикрепляю на доску.)Дети записывают Я на круге на доске.
/напали на нашу страну змеи лютые/у АринеНа доске появляется информация./На круге появляется обозначение избы. на пополняется схема на доскесвоих ахязаписываем, что
/Сражение героя со змеями /
на листах. Те, кто что-то не записал, дополняют на листах:56мможем ть
Оценивание работы учащихся..
Предварительный просмотр:
Сценарий Открытого урока чтения .
Книга в кругу читателей.
Рей Брэдбери «Улыбка».
…появится … человек, у которого душа лежит к красивому. Он вернет нам … цивилизацию…
Р.Брэдбери. «Улыбка».
Цель: сформировать у подростков способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге;
сформировать понятие о культурных ценностях, их роли в жизни общества и человека, о необходимости их охраны в военное и мирное время;
Содержание: разговор о прочитанном рассказе Рея Брэдбери «Улыбка».
Ход урока.
I Эмоциональное введение.
- Учитель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Это Урок чтения, он посвящен Книге и самому загадочному таинству – таинству чтения, благодаря которому мы многое узнаем, о многом можем задуматься. Наше внимание обращено к рассказу известного писателя-фантаста Рея Брэдбери, в котором он ставит очень важные проблемы современного мира.
- Подготовленный ученик рассказывает о писателе, его творческой судьбе, темах и проблемах, которые он поднимает в своих произведениях:
Рей Брэдбери – современный американский писатель-фантаст (родился в 1920-м году). В его произведениях звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, очень редко – надежда. Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. Брэдбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы. Кроме того, писатель на первое место выдвигает проблемы разрушения культурных ценностей, утраты людьми идеалов, безразличия к своему будущему, необъяснимая ненависть к прошлому, построенная на незнании истории.
Наиболее известны произведения : «Марсианские хроники»(1947), «451° по Фаренгейту»(1953).
II Работа над произведением.
- Итак, ребята, рассказ «Улыбка»… Вспомните, о чем он?
/ Один ученик пересказывает сюжет произведения: на главной площади с раннего утра стоит очередь, как выясняется, для того, чтобы плюнуть в картину «Мона Лиза ». В толпе стоит мальчик Том, пришедший издалека с целью посмотреть, потому что «говорят, она улыбается…». Когда подходит черед Тома плюнуть в картину, он не делает этого, т.к.не может. «Она же красивая!» - говорит Том. Тут поступает разрешение уничтожить «Мону Лизу », толпа рвет и ломает произведение искусства, Том уносит, плача, кусок полотна, на котором, вернувшись домой, при свете луны видит улыбку Моны Лизы./
- Когда происходит действие рассказа?
/Вероятно, после последней мировой войны – атомной, которую в рассказе называют «катавасией». /
- На каком фоне происходит действие? Найдите в тексте и зачитайте описание города.
/ Дети зачитывают описание./
- Как одеты люди в толпе? Какой цвет преобладает в описании людей , города, окружающего мира? Почему?
/Дети зачитывают описание толпы, того, что ее окружает. Преобладающий цвет – серый/
- Кто виноват, по мнению людей из очереди, в том, что произошло и как они живут сейчас?
/По мнению Григсби и «человека из толпы», виновата цивилизация и «орава идиотов, которая заправляла миром в Прошлом»./
- Людей приманил в город Праздник. Каким чувством наполняется это слово в рассказе?
/Ненависть ко всему, что связано с Прошлым, с Цивилизацией. Азарт при уничтожении памятников культуры, искусства, техники с целью не допустить возвращение цивилизации. Но есть еще и чувство надежды на то , что появится человек, который все исправит, сделает мир лучше./
- Кто он, этот человек, «…у которого душа лежит к красивому», который вернет цивилизацию? Почему вы так считаете?
/По-видимому, это ТОМ, т.к.лишь ему одному нравится «Мона Лиза », он не желает совершать акт вандализма, а принимает участие в уничтожении только потому, что хочет оставить себе на память частичку прекрасного произведения, которое погибает на его глазах./
- Сгруппируйте всех персонажей произведения относительно Тома. Что этим подчеркивается?
/на доске должно появиться : Том - очередь, Григсби, «один из толпы», родные(отец, мать, брат). Это подчеркивает противопоставление гл.героя всему окружающему его враждебному миру./
- Итак, в понимании людей в произведении Брэдбери, цивилизация – это зло. А что такое цивилизация в вашем понимании?
/Дети рассказывают. Подготовленный ученик дает определение:
цивилизация – это , во-первых, определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.
- О каких ценностях идет речь в произведении Брэдбери? Что писатель ставит на первый план?
/ духовные, культурные./
- Что понимается под культурными ценностями?
/это исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное или духовое наследие народов.
- Как вы понимаете слово «наследие»?
/Дети высказывают свое мнение, их следует подвести к определению, что наследие - это 1) Какое-либо явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. 2) (Устар.) То же, что «наследство»(определение понятия появляется на доске)/
- Ребята, а важно ли сохранять культурные ценности, памятники культуры? Почему?
/Дети дают варианты ответов/
- Скажите, как можно назвать то , что люди совершают с картиной «Мона Лиза » в произведении Брэдбери? (по мере ответов учеников определение понятий появляется на доске)
/ Вандализм – бессмысленное жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей (от вандал – разрушитель культуры, варвар). Варвар – 1) У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2) Невежественный, грубый, жестокий. Варварство – грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей./
- Как вы думаете, ребята, почему в источниках международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во время войны?
/Дети высказывают предположения/
- Сообщение учителя:
Сохранение культурного наследия каждой страны имеет большое значение не только для граждан этой страны, но и для всего мира.
Международное гуманитарное право предоставляет защиту культурным ценностям в условиях вооруженного конфликта. Оно обязывает воюющие стороны щадить культурные ценности, предотвращать их разрушение и уничтожение, относиться к ним с уважением, не допускать в отношении их проявления любых форм вандализма.
В настоящее время международным соглашением, объединившим в один документ правовые нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, является Гаагская конвенция 1945 г. Ее положения дополняют два Протокола – 1945 г. и 1999 г. Принимая Конвенцию, государства исходили из того, что в ходе Второй мировой войны культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб, что современное развитие военной техники создает реальную угрозу их разрушению в случае возникновения новых вооруженных конфликтов.
В преамбуле Конвенции содержатся следующие важные положения:
- ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру;
- страны-участницы Конвенции обязуются принять все возможные меры для защиты культурных ценностей;
- такая защита должна быть организована еще в мирное время путем принятия мер как на уровне конкретных государств, так и на уровне международного сообщества в целом.
В соответствии с Конвенцией защита культурных ценностей должна заключаться, во-первых, в охране этих ценностей , во-вторых, в их уважении. В целях охраны культурных ценностей государства должны еще в мирное время принять превентивные меры, которые позволили бы защитить памятники культуры в случае войны. Например, определить места их укрытия, подготовиться к их перемещению в безопасное место, обозначить культурные ценности отличительным знаком – бело-голубым щитом. Уважение культурных ценностей предполагает, что в ходе военных действий противоборствующие стороны не должны использовать культурные ценности в целях, которые могут повлечь за собой их повреждение или уничтожение; не должны совершать никакие враждебные действия, направленные против них.
- Скажите, ребята, а в мирное время, сейчас, культурные ценности необходимо охранять?
/Дети высказывают предположения/
- А почему, как вы думаете, произведение, столь мрачное , названо так светло и красиво?
/Название символично. Мальчику в руки попадает не просто часть произведения искусства. Он становится хранителем улыбки, т.е.духовного начала, доброго, светлого, чистого, доверчивого. Теперь смысл его существования – нести эту ценность по жизни, воплощая ее в реальность, отдавая ее тепло, меняя мир вокруг.
III Подведение итогов.
- Так чему учит рассказ Рея Брэдбери «Улыбка»?
- Что нового узнали на занятии?
- Расскажете ли об услышанном дома? Почему?
IV Домашнее задание:
Написать сочинение: Мои размышления над рассказом Рея Брэдбери «Улыбка».
наследие - это 1) Какое-либо явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. 2) (Устар.) То же, что «наследство».
Вандализм – бессмысленное жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей (вандал – разрушитель культуры, варвар).
Варвар – 1) У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2) Невежественный, грубый, жестокий. Варварство – грубость, дикость нравов, бессмыс-ленное разрушение культурных ценностей.
ОЧЕРЕДЬ
ГРИГСБИ
ТОМ
ОТЕЦ
Родные (мать, отец, брат)
ОДИН ИЗ ОЧЕРЕДИ