Русский язык

Левицкая Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе «В»

Художественные средства в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Кинжал».

Цель: закрепить знания по теме «Художественные средства в произведениях русской словесности»; воспитывать интерес к произведениям русской словесности, внимание к художественным особенностям лирического произведения, к особенностям актерского прочтения.

Задачи: проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова с точки зрения средств создания художественных образов.

Оборудование: презентация, план анализа лирического произведения, текст стихотворения.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Оформление записей в рабочей тетради.
  2. Слово учителя.

СЛАЙД 1.

Сегодня на уроке мы обратим наше внимание на замечательное стихотворение, принадлежащее перу поэта первой половины 19 века М.Ю.Лермонтова. Я  предлагаю его вашему вниманию не случайно, поскольку оно тесно связано с темой наших уроков литературы, с именем А.С.Грибоедова. Это стихотворение называется «Кинжал». Перед вами на столах лежит текст этого произведения и план анализа, который поможет нам в работе над текстом на уроке и впоследствии дома. Поэтому вы сегодня в ходе работы записываете в тетрадях все, что будет касаться анализа художественных особенностей этого  произведения.

  1. История создания стихотворения./обучающиеся записывают основное/

-Как вы считаете, можно ли, не зная предысторию создания художественного произведения, с уверенностью судить о его содержании, рассуждать, о чем написал автор? /Нет, т.к.в основе особенно лирического произведения – жизненная ситуация, те чувства, которые испытывал в тот момент автор/

Всем поклонникам творчества поэта известно, насколько трепетно относился к Кавказу Михаил Юрьевич Лермонтов. «Кинжал» - это одно из стихотворений, посвященное кавказским народам и выражающее его любовь к этому прекрасному краю. М.Ю.Лермонтов, никогда не встречавшийся с Грибоедовым, с восхищением и почитанием относился к его творчеству.

СЛАЙД 2

В 1837 году М.Ю. Лермонтов, находившийся в ссылке (!) Грузии, не раз посещал могилу А. С. Грибоедова и часто беседовал с его вдовою, Ниной Чавчавадзе. Трагически оборванная история любви, определившая жизнь этой удивительной женщины, поражала воображение многих поэтов. Михаил Юрьевич, вхожий в дом Чавчавадзе, испытывал перед стойкостью и мужеством Нины благоговейный трепет, граничащий с влюбленностью.

Перед отъездом на родину  поэт получает из рук Нины подарок, кинжал, принадлежащий некогда создателю бессмертной комедии. СЛАЙД 3.

Тронутый и взволнованный таким подношением, Лермонтов уже на следующий день читает черновой вариант стихотворения, которое называется «Подарок». И только в 1838 году, после нескольких редакций, произведение получает новое название – «Кинжал».

СЛАЙД 4.

Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актера московского Театра Музыкальной Драмы Дениса Семенова.

Михаил Лермонтов
«Кинжал»

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный. 

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза - жемчужина страданья. 

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполненны таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали. 

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный;
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

  1. Беседа- анализ художественных средств стихотворения /обучающиеся записывают главное/

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Какие чувства вызывает?/грусть, восхищение, восторг/

- Каким настроением проникнуто?/печаль, светлая грусть, гордость/

- Как вы думаете, о чем оно?/о любви, о восхищении любимым человеком, о желании быть твердым духом, хранить верность, /

- Как вы думаете, почему поэт переименовал стихотворение? /Кинжал – наиболее яркий образ, точно передающий чувства поэта и лирического героя, кроме того, в 1838 году было написано другое стихотворение Лермонтова – «Поэт». Прослушав его, вы внимательнее прочтете и стихотворение «Кинжал». В нем есть такие строки:

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.


Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

- А можете ли вы предположить, о ком это стихотворение? /Нина Чавчавадзе, 30 лет хранившая верность погибшему мужу; Поэт, хранящий верность своему делу – творчеству, поэзии/

Исходя из этого, назовите основной художественный образ стихотворения. /Кинжал/

- Какое художественное средство использовано автором? /Символ. Кинжал – символ чести, долга, достоинства, постоянной работы над собой, гордости. Символом твердости духа, благородства явился заветный дар Нины, потому звучат в стихотворении клятвы верности долгу. Подобно тому, как тридцать лет хранила вдова светлую память о возлюбленном супруге, каждым своим произведением доказывал Лермонтов верность своему таланту./

Образная система «Кинжала» построена на контрастном и вместе с тем поэтически органичном совмещении героики и лиризма. Поэт обращается именно к булатному кинжалу. Для него кинжал, который «задумчивый грузин на месть... ковал» и «на грозный бой точил черкес свободный» (мотивы мести и свободы так характерны для всего лермонтовского творчества), — «товарищ светлый и холодный».

- Найдите и выпишите все художественные средства, создающие этот образ-символ.

Булатный-стальной (сталь, благодаря особой технологии изготовления отличающаяся своеобразной внутренней структурой и видом («узором») поверхности, высокой твёрдостью и упругостью.)

товарищ-олицетворение

 светлый и холодный-эпитет

спутник-олицетворение

любви залог немой-метафора, инверсия /акцент на слове любви/

мой друг железный-перифраз 

кинжал – на месть ковал – на бой точил черкес свободный -  параллелизм.

-Подумайте, какое отношение к кинжалу выражается в слове «тебя»? /дружеское, доверительное, исповедальное, искреннее, теплое, задушевное отношение к, казалось бы, холодному металлу  

У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства./

-Какой вывод можно сделать из сказанного? /кинжал для лирического героя – друг, брат, символ любви и преданности, смысл существования, реликвия, святой образ/

-Каким вы видите лирического героя? Найдите художественные средства, которые его характеризуют.

я …буду тверд душой – оксюморон, эпитет
Как ты, как ты, мой друг железный – сравнение

- Каким предстает он перед нами? /он восторженный, чувствительный – видит страдания лирической героини, любящий, но ассоциирует себя с кинжалом/

- Какой видится нам лирическая героиня?

Лилейная рука - Нежный и белый, как лилия ( устар. высок.). 

светлая слеза – эпитет

жемчужина страданья – метафора

черные глаза – эпитет

глаза, остановясь на мне – олицетворение, они живые

Исполненны таинственной печали – метафорический эпитет

Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали – сравнение развернутое

- Почему слезы струились по кинжалу? /История любви Нины и Грибоедова, которому и принадлежал кинжал/

- Вывод: В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается:

она чувствительная, страдающая, любящая, но так же тверда в своем решении, как сталь кинжала.

- Обратите внимание на форму произведения: размер и рифма. О чем они могут рассказать?

В основе ритмической структуры стихотворения - разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику.

Перекрестная рифмовка усиливает лиризм и создает эмоционально-приподнятый характер повествованию.

  1. Вывод по теме урока.
    Анализ художественных средств произведения помогает глубже проникнуться содержанием, темой. Они создают определенные образы и эмоциональное состояние.
  2. Домашнее задание: полный развернутый анализ стихотворения в форме сочинения, стихотворение учить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «КИНЖАЛ»

Слайд 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «КИНЖАЛ» МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ НИНА АЛЕКСАНДРОВНА ГРИБОЕДОВА (ЧАВЧАВАДЗЕ)

Слайд 3

КИНЖАЛ, ПОДАРЕННЫЙ ПОЭТУ

Слайд 4

Д енис Семенов, Театр Музыкальной Драмы, г.МОСКВА



Предварительный просмотр:

Урок словесности

Эссе Стефана Цвейга «Благодарность книгам».

 Анализ языковых особенностей текста.

в 9-м классе «В» 21.01.15г.

Цели урока:

-создать условия для развития личности, способной эмоционально воспринимать художественный текст, понимать авторскую позицию, интерпретировать содержание и анализировать его языковые особенности, что будет способствовать воспитанию духовно развитой личности, любви и уважения к ценностям мировой художественной культуры.

Задачи:

-развивать образное и логическое мышление;

-формировать приёмы умственных действий (анализ, сравнение, аналогия);

-развивать речь (умения обосновать свои убеждения, строить умозаключения);

-учить определять особенности жанра эссе (проблематика, субъективизм, форма, объём);

-систематизировать знания и совершенствовать умения языкового анализа текста;

-вырабатывать собственную позицию, собственное отношение к прочитанному: сопереживание, соразмышление, сопряжение своего и авторского «я»;

-способствовать формированию эстетического вкуса, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам мастеров художественного слова.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, распечатки эссе Стефана Цвейга «Благодарность книгам», репродукция картины    И. Е. Репина «Читающая девушка».

Ход урока.

  1. Организационный момент. (СЛАЙД 1)Приветствие. Оформление записи в тетради без темы урока.
  2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с жанром эссе.

Давайте вспомним, что такое эссе как речевой жанр. /это разновидность очерка научного, исторического, публицистического, критического характера, в котором главную роль играет не сам факт, а впечатления, ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья, размышления о жизни, о событиях, о литературе, искусстве, науке/(СЛАЙД 2)

Какие жанровые особенности характерны для эссе? (СЛАЙД 3)

  • Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.
  • Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведения.
  • Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.
  • Сравнительно небольшой объем.
  • Чаще всего это рассуждение-размышление.
  • Диалогический характер, причем это диалог автора прежде всего с самим собой.
  • Использование речевых приемов:

- вопросно-ответная форма изложения;

-именительный представления;

- параллельный способ связи предложений;

- ряды однородных членов;

- расчлененные предложения (парцелляция);

- вводные слова;

- инверсия;

- повтор;

- градация;

- антитеза;

-риторические фигуры;

- параллелизм.

  1. Формулировка темы урока, постановка цели.

Итак, о каком  же произведении сегодня пойдет речь? Что это за событие, взволновавшее автора, о котором  в нем говорится?

Предлагаю вам посмотреть на слайд и попытаться определить это по данным ключевым словам. (СЛАЙД 4)

…немое белое создание…

…волшебная скрипка…

…самые верные, самые молчаливые спутники…

…кроткие магниты небес…

…крупицы бесконечности…

Если вдруг по ключевым словам тема не будет названа, то учитель может прочесть начало очерка Стефана Цвейга, пока ребята не догадаются, что речь пойдёт о книге.

Итак, речь пойдет о встрече с книгой. А автор произведения, с которым мы будем работать – Стефан Цвейг, австрийский писатель, мастер психологической новеллы и портрета. (СЛАЙД 5)

А как бы вы определили цели нашей работы?

/будем тренироваться в умении определять характерные языковые особенности данного жанра на примере произведения Стефана Цвейга/

Запишите тему урока: Эссе Стефана Цвейга «Благодарность книгам». Анализ языковых особенностей текста.(СЛАЙД 6)

  1. Работа по теме урока.

А)Чтение учителем эссе С. Цвейга “Благодарность книгам”.

Стефан Цвейг

БЛАГОДАРНОСТЬ КНИГАМ

(Перевод Н. Бунина)

Они здесь — ожидающие, молчаливые. Они не толпятся, не требуют, не напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль стены, но имя каждой смотрит на тебя подобно отверстому оку. Когда ты пробегаешь по ним взглядом, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся вперед. Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе. Сначала тишина… И, наконец, ты готов принять их — вечером, отринув заботы, днем, устав от людей, утром, очнувшись от сновидений. Под их музыку хочется помечтать. Предвкушая блаженство, подходишь к шкафу, и сто глаз, сто имен молча и терпеливо встречают твой ищущий взгляд… И когда твои пальцы, как бы подбирая на клавиатуре звуки трепещущей в тебе мелодии, останавливаются на одной из книг, она ласково приникает к тебе — это немое, белое создание, волшебная скрипка, таящая в себе все голоса неба. <…>Колдовство свершилось, из нежного облака грез возникает фантасмагория, и твои чувства поглощает беспредельная даль.

Где-то слышится тиканье часов. Но не часами измеряется это … время, здесь ему иная мера; вот книги, которые странствовали многие века прежде, чем наши губы произнесли их имя, вот — совсем юные, лишь вчера увидевшие свет, лишь вчера порожденные смятением и нуждой безусого отрока, но все они говорят на магическом языке, все заставляют сильнее вздыматься нашу грудь. Они волнуют, но они и успокаивают, они обольщают, но они и унимают боль доверившегося сердца. И незаметно для себя ты погружаешься в них, наступает покой и созерцание…

О вы, чистые мгновения, уносящие нас из дневной суеты, о вы, книги, самые верные, самые молчаливые спутники, как благодарить вас за постоянную готовность, за неизменно ободряющее и окрыляющее участие!

В мрачные дни душевного одиночества, в госпиталях и казармах, в тюрьмах и на одре мучений — повсюду вы, всегда на посту, дарили людям мечты, были целебной каплей покоя для их утомленных суетой и страданиями сердец! Кроткие магниты небес, вы всегда могли увлечь в свою возвышенную стихию погрязшую в повседневности душу и развеять любые тучи с ее небосклона. Крупицы бесконечности, молча выстроившиеся вдоль стены, скромно стоите вы в нашем доме. Но едва лишь рука освободит вас, сердце прикоснется к вам, как вы отворяете нашу земную обитель, и ваше слово, как огненная колесница, возносит нас из тесноты будней в простор вечности.

Б)Диалог с текстом.

-Докажите, что перед нами эссе, опираясь на характерные черты жанра(СЛАЙД 3).

  • Обращение к литературной проблеме.
  • Главную роль играет не событие, а впечатление от него.
  • Субъективность, ярко выраженная позиция автора.
  • Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения.
  • Сравнительно небольшой объем.
  • Это  рассуждение-размышление.
  • Обращение автора к самому себе.
  • Использование речевых приемов(приведите примеры из текста):

-именительный представления;

- параллельный способ связи предложений;

- ряды однородных членов;

- расчлененные предложения (парцелляция);

- вводные слова;

-риторическое обращение;

- инверсия;

- повтор;

- градация;

- антитеза;

- параллелизм.

- К какому стилю речи относится текст и почему? / публицистический, так как автор не явно, скрыто, между строк убеждает нас, что встреча с книгой – это незабываемое событие, трогающее душу, сердце. Мы под влиянием произведения ощущаем желание погрузиться в мир книги, начать читать/

- Можно ли отнести к одному из известных типов речи: описанию, повествованию или рассуждению? /Нет, в произведении есть и повествование, и описание (состояния человека), а ведущий тип речи - рассуждение/

- Какой теме посвящено данное произведение? /Книга/

- Давайте обратимся к заголовку. Что он выражает: тему текста или основную мысль? /Основную мысль текста: автор выражает благодарность книгам/

- А что в данном случае «благодарность»? Подберите  синонимы к слову. /признательность/

В)Осмысление содержания эссе, комментирование текста:

- За что Цвейг благодарен книгам?

- Что говорит о том, что повествователь – читатель с избирательным вкусом? /обдуманно подходит к выбору книги для чтения; читает ту книгу, что соответствует его настроению, состоянию души/

- Какие чувства испытывает повествователь, когда в его руки попадает «желанная книга»? Каким Вам представляется повествователь в этот момент?

Г)Сопоставление этого текста с картиной Репина И. Е. «Читающая девушка» (СЛАЙД 7)

- Как вы думаете, побудить к чтению может только произведение искусства слова, в котором мы можем прочитать призыв к знакомству с книгами? /Нет, другие виды искусства также способствуют этому /

- Посмотрите, перед вами картина Репина. Вглядитесь и почувствуйте ее настроение.

- Что объединяет художественный текст и картину? /На лице девушки читается удовольствие, наслаждение – книга соответствует ее настроению /

- Художник передал очарование и привлекательность читающей девушки красками. А как писатель передал в тексте любовь к книгам?

Д) Давайте обратимся к языку эссе Цвейга.

1. Особенности лексики:

- найдите и выпишите  устаревшие слова, подумайте, какой оттенок они придают тексту; / отверстому оку, отринув заботы,  предвкушая блаженство, безусого отрока, вздыматься нашу грудь, на одре мучений, кроткие,  земную обитель  - торжественность, возвышенность, одухотворенность, сопричастность вечности/

- найдите и выпишите синонимы и антонимы; с какой целью они употреблены в тексте? /вечером – днем, волнуют – успокаивают, обольщают – унимают боль, мрачные дни одиночества – мечты, капля покоя, возвышенная стихия – погрязшая в повседневности душа, теснота будней – простор вечности; книги – спутники, кроткие магниты небес, крупицы бесконечности. Автор противопоставляет повседневность, обыденность вечности, запечатленной в книгах/

-определите, в каких значениях употребляются омонимы «часы» и «мир», чего добивается этим автор. /часы – время, мир – то, что нас окружает и события произведения. Автор подчеркивает, что книга – это своеобразная машина времени, которая может нас из реальности перенести в совершенно другое измерение, другое пространство, которое мы воображаем, читая книгу – найдите и выпишите из текста примеры олицетворений, метафор. Какова их роль в тексте?

2. В какой форме употреблены глаголы в тексте? С какой целью? / в форме настоящего и прошедшего времени единственного числа 2 лица. Автор как бы ведет диалог, обращаясь к читателям и книгам как к близким друзьям – это создает особую атмосферу доверительности, исповедальности; а также создают ощущение постоянства, обобщения: в любую минуту общения с книгой мы испытываем именно это состояние/. Все это позволяет создать в тексте особое художественное время и пространство в эссе Стефана Цвейга. /Оно не ограничено временными и пространственными рамками. Время – всегда, сейчас. Пространство – везде, здесь./

3. Запишите тезисами, за что бы ВАМ хотелось поблагодарить книгу. /Зачитываем тезисы/

5. Рефлексия.

Учащиеся определяют своё продвижение в изучении материала:

- Какое открытие вы совершили сегодня на уроке?

- О чём задумались впервые в связи с темой урока?

6. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Когда я беру в руки книгу…» по образцу С3 (ОГЭ), 80 слов

8. Заключительное слово учителя.

Дорогие друзья! Я желаю, чтобы по жизни Вас сопровождали верные спутники – книги, чтобы вам чаще попадались такие, о каких сказал наш современник, поэт Леонид Мартынов (СЛАЙД 8):

Есть книги –
В иные из них загляни
И вздрогнешь:
Не нас ли
Читают
Они!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать первое января. Классная работа.

Слайд 2

ЭССЕ - это разновидность очерка научного, исторического, публицистического, критического характера, в котором главную роль играет не сам факт, а впечатления, ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья, размышления о жизни, о событиях, о литературе, искусстве, науке

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЭССЕ Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведения. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения. Сравнительно небольшой объем. Чаще всего это рассуждение-размышление. Диалогический характер, причем это диалог автора прежде всего с самим собой. Использование речевых приемов: - вопросно-ответная форма изложения; -именительный представления; - параллельный способ связи предложений; - ряды однородных членов; - расчлененные предложения (парцелляция); - вводные слова; - инверсия; - повтор; - градация; - антитеза; -риторические фигуры; - параллелизм.

Слайд 4

… немое белое создание… … волшебная скрипка… … самые верные, самые молчаливые спутники… … кроткие магниты небес… … крупицы бесконечности…

Слайд 5

Стефан Цвейг Стефан Цвейг (1881 – 1942), австрийский писатель, мастер психологической новеллы(сборники «Амок», «Смятение чувств») и портрета (Стендаль, Фрейд З., Ницше Ф., Толстой Л., Достоевский Ф. М.). Любил Россию, 1928 году посетил Москву.

Слайд 6

Эссе Стефана Цвейга «Благодарность книгам». Анализ языковых особенностей текста.

Слайд 7

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН «ЧИТАЮЩАЯ ДЕВУШКА», 1876

Слайд 8

Есть книги – В иные из них загляни И вздрогнешь: Не нас ли Читают Они! Леонид Мартынов



Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 7 классе «В» в рамках семинара 23 января 2020года.

Тема:Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению знаний и способов действий.

Образовательная цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение нового материала – правописание Н и НН в суффиксах наречий и применение этого правила при выполнении упражнений; научить различать сходные по форме части речи (краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия).

Развивающая цель урока: обеспечить в ходе урока условия для развития умения учащихся рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы.

Воспитательная цель урока: воспитание интереса к русскому языку как учебному предмету через современные технологии преподавания.

Формы работы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Добрый день. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами вспомним многое из того, что знаем уже; приобретем новые знания. Но для этого вы должны   быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Хорошего вам настроения, удачи.
Запишем в тетрадях дату, классная работа. На строчке, где позже запишем тему урока, поставьте точку, чтоб не забыть.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Небольшая теоретическая разминка.

- Какую часть речи изучаем?

Наречие - неизменяемая часть речи? 

Наречие можно просклонять? Почему?
На какие вопросы отвечает наречие?

В предложении является …

Наречие  с НЕ- всегда пишется слитно?

Когда наречие с не напишем раздельно?

  1. Комментированное письмо. ЗАПИСАТЬ НА ДОСКУ!!!!!Спишите, раскрывая скобки, графически объясните выбор слитного или раздельного написания. У доски работает один человек.

1. Дети (не)заметно (осторожно) подкрались к оленям. 
2. Но, увы, он молчал 
отнюдь (не)долго.
3. Речь Виктора звучала (не)быстро, 
а медленно
4. Он (не)уклюже 
(не употр.) подошел к столу. 
5. Профессор читал лекцию (не)громко (нет противопоставления), но интересно.

  1. Постановка учебной задачи.

Кроме наречий с не, какие еще наречия нам встретились в предложениях?

Выпишите. Что с точки зрения орфографии объединяет эти слова? (наличие н)

Какое противоречие в написании вы заметили? (н-нн)

Сформулируйте нашу учебную задачу. (Понять, когда в наречиях н, когда нн).

Какую тему запишем? (Слайд 1).

  1. «Открытие» новых знаний. Работа со СЛАйдом 2.

Посмотрите внимательно на доску (слайд 2) и скажите, слова какой части речи записаны во втором столбике и от чего зависит в них написание Н или НН?

 

Торжественный (прилаг.) - торжественно (нареч.).
Пусты
нный (прилаг.) - пустынно (нареч.).
Искус
ный (прилаг.) - искусно (нареч.).
Обдума
нный (прич.) - обдуманно (нареч.).

Путаный (отгл.прил.) – путано(нар.)

Наблюдение над предложенным материалом и формулировка правила (самостоятельно)

- Определите, от слов каких частей речи образуются наречия на -О, -Е, и продолжите предложение: «В наречиях на -О, -Е пишется столько Н, сколько…в прилагательных и причастиях, отглагольных прилагательных от которых они образованы».

  1. Откройте учебник на стр.120, перечитайте правило под !. Какую практическую цель мы поставим на конец урока? (Научиться правильно делать выбор н-нн)
  2. Первичное закрепление. Работа с текстом. Найти и выписать из текста словосочетания с наречиями на –о, -е с одной и двумя буквами н, в которые входят н и нн, объяснить  написание.

С наступлением зимних ночей становится тревожно на душе. Сквозь темень, рано опускающуюся на тундру, ухом взволнованно улавливаешь какие-то необычные шорохи. По ночам эти таинственные звуки не дают покоя собакам, привязанным в разных углах чума. Хозяева просыпаются на их лай, успокаивают, долго прислушиваются. Дети испуганно жмутся друг к другу… Действительно, лайки не ошиблись: где-то слышны едва уловимые, непонятные шорохи. Хозяйки родовых огней озабоченно выглянут на улицу, встревоженно прислушаются… Тундра спит спокойным сном…

(Становится тревожно (тревожный (прилаг.)), взволнованно (взволнованный (прич.)) улавливаешь, испуганно (испуганный (прич.) жмутся, озабоченно (озабоченный (прич.)) выглянут, встревоженно (встревоженный (прич.)) прислушаются).

Сделайте вывод: в чём убедились, выполняя задание? (В наречиях на –о,.-е пишется столько н, сколько в словах, от которых они образованы)

  1. Практическая работа СЛАйд 3. ЗАПИСАТЬ НА ДОСКУ слева !!!! Образуйте от данных слов наречия, объясните выбор н-нн.

- Без знания каких орфографических правил мы не сможем выполнить данное задание? 
Искусстве…ый (прил)- искусственно
Взволнова…ый (прич.) - взволнованно
Тума…ый (прил.) - туманно
Интерес…ый (прил.) - интересно
Испуга…ый (прич.) - испуганно
Груст…ый (прил.) - грустно

Без знания правила правописания н и нн в суффиксах прилагательных и причастий (страдательных причастий прошедшего времени).

  1. Самостоятельная работа с проверкой.

Работа с текстом № 224. Спишите 1-4 предложения, восстановите выбор н-нн, Объясните.

  1. * Работа со сходными конструкциями.

- Определите, какими членами предложения являются выделенные слова, с каким членом предложения они связаны, к какой части речи относятся? Объясните написание Н, НН.

 

Он слушал сосредоточенно.

Он слушал (как?) сосредоточенно (от сосредоточенный – наречие (обстоятельство)).

Лицо у ученицы было сосредоточенно.

Лицо было (каково?) сосредоточенно (сосредоточенное – внимательное-кр.прилаг. (сказуемое)).

Войско неприятеля было сосредоточено на равнине.

Войско было (каково?) сосредоточено на равнине (сосредоточи-лось - есть зависимые слова - краткое причастие (сказуемое)).

От чего же еще зависит написание Н, НН в словах?

Обучающиеся делают вывод, что написание Н, НН может зависеть от того, к какой части речи относится данное слово.

- Давайте рассмотрим таблицу, она есть у каждого на парте и на слайде 5

- Пользуясь таблицей, выполним устно следующее задание (слайд 11). Определить, к какой части речи относится выделенное слово, объяснить написание в нем Н или НН.
1. Ученик отвечал 
запута(н, нн)о
2. Ученик отвечал сбивчиво и 
пута(н, нн)о.  
3. Моё дело  
запута(н, нн)о  следствием.
4. Моё дело  сложно и 
запута(н, нн)о.

Ученики под руководством учителя объясняют выбор Н или НН, определяю, к какой части речи относятся выделенные слова.
1. Ученик отвечал (как?, каким образом?) запутанно. - Наречие, образовалось от причастия запутанный
2. Ученик отвечал (как?, каким образом?) сбивчиво и путано. - Наречие, образовалось от отглагольного прилагательного путаный
3. Моё дело (каково?) запутано (чем?) следствием. - Краткое причастие: есть зависимое слово
4. Моё дело (каково?) сложно и запутанно. - Краткое отглагольное прилагательное: нет зависимых слов и не подразумевается производитель действия - существительное или местоимение в творительном падеже

  1. Рефлексия деятельности(итог урока)

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Чему научились на практике?

- Следует еще поработать над чем?
- С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

  1. Д,З, Слайд 8. П.34, № 224 (5-8), № 225(1,2).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одна и две буквы н в наречиях на - о,-е .

Слайд 2

Торжестве нн ый ( прил. ) - пусты нн ый (прил.) - искус н ый (прил.) - обдума нн ый ( прич .) - пута н ый ( отглаг.прил . ) - торжестве нн о ( нареч. ) пусты нн о (нареч.) искус н о (нареч.) обдума нн о (нареч.) пута н о (нареч.)

Слайд 3

Образуйте от данных слов наречия, объясните выбор Н-НН Искусстве… ый Взволнова … ый Тума … ый Интерес… ый Испуга… ый Груст … ый

Слайд 4

Какими частями речи являются выделенные слова? Он слушал сосредоточенно . Лицо ученицы было сосредоточенно . Войско неприятеля было сосредоточено на равнине.

Слайд 5

Наречие на -о Краткое причастие Краткое прилагательное 1.Зависит от глагола 1.Относится к существительному 2. Отвечает на вопросы как? каким образом? 2. Отвечает на вопрос каков? 3.Синтаксическая роль-обстоятельство 3.Синтаксическая роль - именная часть составного именного сказуемого 4.Можно заменить наречием 4.Можно заменить глаголом 4. Можно заменить прилагательным 5.Пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано 5.Пишется одна н. 5. Пишется столько н, сколько в полном прилагательном. Собрание прошло организованно. Посещение театра организовано (кем?) шефами. Девочка внимательна и организованна.

Слайд 6

Какими частями речи являются выделенные слова? Он слушал сосредоточенно (наречие) . Лицо ученицы было сосредоточенно ( кр.прил .) . Войско неприятеля было сосредоточено ( кр.прич .) на равнине.

Слайд 7

Ученик отвечал запута ( н,нн )о. Ученик отвечал сбивчиво и пута ( н,нн )о. Моё дело запута ( н,нн )о следствием. Моё дело сложно и запута ( н,нн )о. Какими частями речи являются выделенные слова?

Слайд 8

Домашнее задание. П.34, № 224 (5-8) № 225(1,2 )



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«ДУША СЛОВА СЕРДЦЕ»

В 7 КЛАССЕ «В»,

ПРОВЕДЁННЫЙ  В РАМКАХ

ЛИЦЕЙСКОГО МАРАФОНА.

  1. Организационный момент. Чтение стихотворения Снеговой  Ирины Анатольевны( на каждом столе – распечатка стихотворения)

О сердце, сердце человечье,
Как робок твой тревожный стук,
Как хрупок он, горяч и вечен
И как полно им всё вокруг!
Травой проросший камень храма.
И новый дом, и лист в саду
Несут в себе твой стук упрямый —
Земли отраду и страду.
Всех тяжелей твоя работа,
Нет передышки ни на миг,
Не смеешь сбиться ты со счёта
Ударов медленных своих.
Порой ты бьёшься через силу —
И через силу жить велишь –
Порой отбросишь тьму могилы
И вдруг от счастья заболишь.
Века уходят за веками,
А страсть твоя с твоей тоской
Живёт, бессмертным сделав камень,
И плачет песенной строкой!

(Снегова Ирина Анатольевна, 60-е годы 20 века)

- Какое впечатление произвели на вас строки замечательной поэтессы начала 20 века Ирины Снеговой?

- О чем они?/О самом простом и таинственном, о самом земном  и романтичном, о том, что заставляет человека радоваться и страдать, совершать открытия, подвиги и просто жить дальше. О сердце. /

Работа по теме урока.

И сегодня на уроке мы с вами обращаемся к самому интересному разделу русского языка -  к этимологии.

- Что такое этимология? /Раздел  лингвистики о происхождении слов, об их первоначальном значении./

- Сегодня мы с вами попробуем создать, пусть не совсем полную и завершенную, энциклопедию слова сердце.

Казалось бы, что может быть понятнее и проще – орган тела человека… Но этому слову посвящают стихотворения, его мы находим в прозаических произведениях писателей всего мира, этому слову уделял большое внимание русский народ, запечатлев в пословицах и поговорках, этому слову-образу посвящают свои произведения мастера кисти, слагают о нем музыкальные произведения…

Итак, давайте посмотрим, что же таит в себе это непростое простое слово – сердце.

  1. Работа по теме урока.

(Слайд 1)Много десятилетий назад жил человек, который очень любил загадки русского языка, загадки русского слова. Звали  этого замечательного человека Макс  Фасмер. Макс Ю́лиус Фри́дрих Фа́смер (нем. Max Julius Friedrich Vasmer, русифицированная форма — Максимилиан Романович Фасмер; 28 февраля 1886, Санкт-Петербург — 30 ноября 1962, Западный Берлин) — немецкий языковед и лексикограф российского происхождения, славист Он создал очень большой «Этимологический словарь русского языка», (слайд 2) в котором отразил происхождение и значение практически всех слов русского языка. Есть в нем и слово, которое интересует сегодня нас. У вас на столе есть распечатанная статья «СЕРДЦЕ»из этого словаря. Давайте прочитаем, откуда же появилось это слово в русском языке, как произносили его разные народы  и что первоначально означало.

\слово является исконно-русским по происхождению, наблюдалось в донских диалектах (сЕреце), в украинском и  болгарском произносилось как сЕрце, в древнерусском – сьрдьце, в старославянском – сръдьце… \

- Как вы думаете, почему сердце названо сердцем?

/Находится посередине/

- В каком разделе лингвистики изучают лексическое значение слов? /Лексика./

- А вы знаете, что частота употребления слова «сердце» составляет      49 479 раз на ≈ 300 млн. слов!!!

- Давайте заглянем в «Толковый словарь» С.И.Ожегова. Как этот лингвист дает определение слову сердце?(распечатка статьи на столе)

СЕРДЦЕ1: центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка ”у человека в левой стороне грудной полости”
С. бьется. Порок сердца.

-: важнейшее место чего-нибудь средоточие
Москва - с. нашей Родины.

- этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений
Доброе, чуткое, отзывчивое с. Черствое с. Золотое с. у кого-н. ”об очень добром человеке”. У него нет сердца ”о злом, черством человеке”. Отдать свое с. кому-н. ”полюбить”. С. сердцу весть подает ”о любящих, вспоминающих, думающих друг о друге; разг.”.

- символическое изображение средоточия чувств в виде вытянутого по бокам овала, мягко раздвоенного сверху, книзу сужающего и заостренного
С., пронзенное стрелой.

- СЕРДЦЕ2: В некоторых выражениях:
гнев, раздражение
Сказать с сердцем ”сердито, раздраженно”. Иметь с. на ”против” кого-н. ”затаить гнев, обиду; прост.”. В сердцах ”рассердившись”. Сорвать с. на ком-н. ”излить свою злобу, раздражение на кого-н. ; прост.”.

Итак, слово имеет не одно значение, а несколько, оно…/многозначное/

Кроме того, цифры 1 и 2 говорят, данные слова являются ОМОНИМАМИ. Что это значит? /произносятся, пишутся одинаково, но отличаются значением/

Составьте свои примеры для каждого из значений данного слова. /ученики зачитывают получившиеся предложения./

- Мы знаем, что каждое слово для нас с чем-то ассоциируется. Например, мама- нежность, забота, ласка. Еще с чем у вас ассоциируется слово мама?

- Подберите ассоциативный ряд к слову сердце, запишите. Что получилось? /любовь, забота, красота, покой, страдание, ненависть, жизнь, отзывчивость, холодность…/

- А какие прилагательные-эпитеты можно подобрать к данному слову? \большое, доброе, любящее, беспокойное, спокойное, страдающее, ненавидящее, зовущее, огромное, пустое, чувствительное, здоровое, больное, поющее, говорящее, тревожное, хрупкое, упрямое, человеческое…\

- Мы знаем, что для каждого слова в русском языке можно подобрать синонимы и антонимы. Какие существуют для слова сердце? /машина, душа, грудь, мотор, центр, двигатель, штаб, добро , очаг; ум , злоба,  /

- Составьте 3-4 словосочетания с синонимами и антонимами. /ученики зачитывают получившиеся.

- Слово закреплено в народной мудрости. Какие фразеологизмы и крылатые выражения можно вспомнить со словом сердце?


:: СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ — ТАЕТ.
:: СЛОВО НЕ СТРЕЛА, А СЕРДЦЕ НАСКВОЗЬ РАЗИТ.
:: СЛОВО НЕ СТРЕЛА, А СЕРДЦЕ ЯЗВИТ.
:: СЛОВО ОТ СЕРДЦА ТРОГАЕТ ДРУГОЕ СЕРДЦЕ.
:: СМЕЛОЕ СЛОВО ПОДДЕРЖИВАЕТ СЕРДЦЕ.
:: В ЧЬЕМ СЕРДЦЕ НЕТ ЛЮБВИ, В ТОМ СЕРДЦЕ НЕТ ПЕЧАЛИ.
:: СУХАРИ С ВОДОЮ, ЛИШЬ БЫ СЕРДЦЕ С ТОБОЮ.
:: ТИГР ТОЩ, ДА СМЕЛОЕ СЕРДЦЕ У НЕГО В ГРУДИ, А ЧЕЛОВЕК БЕДЕН, ДА ВОЛЯ ЕГО НЕИСТОЩИМА.
:: ТО, ЧТО СЕРДЦУ ПРИНАДЛЕЖИТ, ПУСТЬ В СЕРДЦЕ И ОСТАЕТСЯ.
:: У ДЕТИНЫ ЗАБОЛИТ ПАЛЬЧИК, А У МАТЕРИ — СЕРДЦЕ.
:: У ЖИВУЩЕГО НА ГОРНОМ СКЛОНЕ ОТВАЖНОЕ СЕРДЦЕ.
:: У КОГО ОПОРА — ГОРА, У ТОГО СЕРДЦЕ — КРЕМЕНЬ.
:: УКРОТИ, ГОСПОДИ, КОМАНДИРСКОЕ СЕРДЦЕ!
:: УМ ИСТИНОЮ ПРОСВЕТЛЯЕТСЯ, СЕРДЦЕ ЛЮБОВЬЮ ОКРЫЛЯЕТСЯ.
:: УМНЫЙ СКРЫВАЕТ ДОСТОИНСТВА В СЕРДЦЕ, ГЛУПЫЙ ДЕРЖИТ ИХ НА ЯЗЫКЕ.

- Художники, поэты, писатели-прозаики, музыканты создавали свои произведения о сердце. Давайте назовем и запишем некоторые из них.(папка)

- А какие символические значения имеет это слово? Давайте посмотрим видеоряд к нему(папка).

  1. Рефлексия.

О чем сегодня шел разговор? Что узнали нового? Что вспомнили?

  1. Домашнее задание.

Постарайтесь дома создать собственную словесную зарисовку на тему «Сердце».