Результаты внеурочной деятельности
В данном разделе я ознакомлю вас с программой дополнительного образования "Дизайн - мастерская" (рисование на световых песочных столах и и игры с кинетиеским песом) которую я реализую уже несколько лет, а также с результатами участия детей в различных конкурсах.
Новизна и отличительная особенность программы от уже существующих состоит в том, в данной программе используется песочная терапия – известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия. Однако, по сравнению с иными формами арт – терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Цель программы:
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством привлечения к песочной анимации.
Задачи программы:
-Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.
-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и подгрупповых форм организации песочного рисования.
-Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно – логическое мышление, воображение) и мелкую моторику рук.
-Способствовать овладению речью как средством общения и культуры, обсуждения процесса и результатов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Дизайн-мастерская" | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Приложение 7
к приказу от 01.10.2020г._№295
Программа
дополнительного образования
по художественно – эстетическому развитию
«Дизайн - мастерская»
для детей 3 – 5 лет
срок реализации 1 год
Автор Разумная Е.Ю., педагог - психолог.
г.Югорск, 2020 год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. | Целевой раздел. Пояснительная записка………………………….. | 3 |
1.1. | Актуальность программы…………........................................................ | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы…………........................................................ | 5 |
1.3. | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………......... | 5 |
1.4. | Возраст детей, на которых рассчитана программа…........................... | 6 |
1.5. | Планируемые результаты освоения детьми программы…………….. | 6 |
1.6. | Способы определения результативности и формы подведения итогов……………………………………………………………………. | 7 |
II. | Содержательный раздел……………………………………………...... | 8 |
2.1. | Учебно – тематический план…………………………………………. | 8 |
2.2. | Содержание разделов программы ……………………………………. | 11 |
III. | Организационный раздел…………………………………………….... | 17 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение программы………………… | 17 |
3.2. | Методическое обеспечение программы………………………………. | 18 |
Список использованной литературы ………………............................. | 26 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы.
Направленность программы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, раздел «Рисование, «Лепка».
Актуальность программы.
Дизайн – это деятельность по проектированию эстетических свойств различных объектов («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности. Считается, что в более широком смысле дизайн не только призван к художественному конструированию, но и к рисованию и лепке. Рисовать можно различными материалами, в том числе и песком. Игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового мира песочной фантазии.
Песок – загадочный природный материал. Он доступен, пластичен, может быть легким, теплым, обладает способностью принимать любые формы. В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта». Основное внимание обращается на творческое самовыражение, благодаря которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития. В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта». Основное внимание обращается на творческое самовыражение, благодаря которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу, педагогу наблюдать за состоянием ребенка.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Часто словами ребёнок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Они учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребёнка. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется «круговорот переносов в природе» (Грабенко, Зинкевич – Евстигнеева, 2001).
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему окружающему.
Новизной и отличительной особенностью программы от уже существующих состоит в том, в данной программе используется песочная терапия – известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия. Однако, по сравнению с иными формами арт – терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Игра с песком и игрушками является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции (радость, удивление). А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться, экспериментировать, работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством «заземлять» негативные эмоции (злость, гнев, обиду), которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Более того, стабилизация психоэмоционального состояния ребёнка становится благодатной почвой для развития эмоционально – личностной и творческой сфер у дошкольников.
Игра с песком - это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Практическая значимость программы.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления. Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством привлечения к песочной анимации.
Задачи программы:
«Художественно – эстетическое развитие»
- Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.
«Социально – коммуникативное развитие»
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и подгрупповых форм организации песочного рисования.
«Познавательное развитие»
- Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно – логическое мышление, воображение) и мелкую моторику рук.
«Речевое развитие»
- Способствовать овладению речью как средством общения и культуры, обсуждения процесса и результатов работы.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучению»;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе;
системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы;
гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству;
средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Дети в возрасте 3-5 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена на разновозрастные группы и рассчитана на один год. Она охватывает: младшую группу – от 3 до 4 лет и среднюю группу – от 4 до 5 лет.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня, восемь раз в месяц с октября по апрель.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
1.5. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы.
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- улучшение детско-родительских отношений;
- закрепление положительных поведенческих реакций.
В программе разработан механизм оценивания качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
1.6. Способы определения результативности и формы подведения итогов
В течение занятия, можно выяснить:
- уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику);
- уровень развития игровой деятельности ( присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
- стиль семейных отношений (диалоги между героями);
- уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память, восприятие формы, цвета, размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка:
- уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
- уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
- умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
- на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
№ п\п | Ф.И. Ребёнка | Развитие продуктивной деятельности | Развитие мелкой моторики | Развитие воображения | Развитие речи | Социально – коммуникативное развитие | |||||
На начало | На конец | На начало | На конец | На начало | На конец | На начало | На конец | На начало | На конец | ||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. |
Уровни
5 - очень высокий
4 - выше среднего
3 - средний
2 - ниже среднего
1 – очень низкий
Формой подведения итогов служит открытое образовательное мероприятие для родителей в конце года.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно – тематический план.
Программа «Дизайн - мастерская» это система занятий по художественно-эстетическому развитию с использованием технологии «Песочная терапия».
Учебный план.
Наименование | Кол-во в неделю | Кол-во в месяц | Кол-во в год |
«Дизайн - мастерская» | 2 | 8 | 54 |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | |
I раздел – «Песочная страна» | |||
1 | «Волшебный песок» | 1 | |
2 | «Если только захотим, все вокруг мы превратим в …» (игра-фантазирование) | 1 | |
3 | «Мы волшебники» | 1 | |
4 | Осень, осень – ты похожа…. | 1 | |
5 | «Путешествие золотой рыбки» | 1 | |
6 | Моя семья | 1 | |
7 | По мотивам сказки «Кошкин дом» | 1 | |
8 | Рисование-релаксация «Музыка дождя» | 1 | |
9 | «Там на неведомых дорожках следы» | 1 | |
10 | «Дом, который построю Я…» | 1 | |
11 | Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. | 1 | |
12 | «Нарисуй эмоцию» | 1 | |
13 | «Кошка и собака» | 1 | |
14 | «Сказочный сон» | 1 | |
II раздел – «Волшебный лес» | |||
15 | «Звуки леса» | 1 | |
16 | « Во саду ли в огороде» | 1 | |
17 | «Песочный ветер» | 1 | |
18 | «Угадай что спрятано в песке» | 1 | |
19 | «У бабушки в деревне» | 1 | |
20 | «Птичий двор» | 1 | |
21 | «Выбери и поставь» | 1 | |
22 | По произведению В.Бианки «Сова» | 1 | |
23 | « Построим домик для куклы» | 1 | |
24 | «Дед Мороз в гостях» | 1 | |
25 | Кормушка для птиц (просмотр презентации «Зимующие птицы») | 1 | |
26 | По прослушиванию мелодии «Птичий «пересвист» (релаксация) | 1 | |
27 | «Бабочка» | 1 | |
28 | Знакомство с произведением В.Сутеева «Под грибом» | 1 | |
III раздел «Такой разный песок» | |||
29 | «Песочные узоры» | 1 | |
30 | «Рисование на песке» | 1 | |
31 | « Кто к нам приходил?» | 1 | |
32 | «Бусы для мамы» | 1 | |
33 | «Забавные ладошки» | 1 | |
34 | «Снежинка» | 1 | |
35 | «Наш помощник - светофор» | 1 | |
36 | По произведению В. Катаева «Цветик-семицветик». | 1 | |
37 | «Пересыпание песка через воронку» | 1 | |
38 | «Папы разные нужны, папы разные важны (песни про папу)» | 1 | |
39 | «Символ счастья» | 1 | |
40 | «Моё будущее» | 1 | |
IV раздел «В гостях у сказки» | |||
41 | «Праздничные украшения» | 1 | |
42 | «Букет для милой мамочки» | 1 | |
43 | « Сказочные предметы» | 1 | |
44 | «Картины на песке» | 1 | |
45 | «Солнечные лучики» | 1 | |
46 | «Сказочная клумба» | 1 | |
47 | «Норка для мышки» | 1 | |
48 | «Цветные заборчики» | 1 | |
49 | «Разноцветный ковер» | 1 | |
50 | Птички прилетели, зернышки поели по Сказка В. Осеевой «Сороки» | 1 | |
V. «Опыты и эксперименты с песком» | |||
51 | «Игры с решетом» | 1 | |
52 | «Свойства мокрого песка» | 1 | |
53 | «Мокрые камешки» | 1 | |
54 | «Путешествие в песочную страну» | 1 |
2.2. Содержание разделов программы.
№ п/п | Тема занятия | Форма и методы занятий | Цель | |
1 | «Волшебный песок» | Правила песочной страны Игра «Мои ощущения» Упражнение «Змейка» Упражнение «Машинка» Рефлексия. | Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Воспитание умения понимать себя и других. Расслабление, успокоение. | |
2 | «Если только захотим, все вокруг мы превратим в …» (игра-фантазирование) | Здравствуй, песок! игра «Пощекоталки» Игра «Следы невиданных зверей» Рефлексия. | Развивать у детей умение самостоятельно выбирать сюжет для рисунка, стараясь передавать характер мелодии. | |
3 | «Мы волшебники» | Игра «Волшебные превращения» Игра «Узоры на песке» Игра Большие и маленькие пуговицы» Рефлексия. | Развитие способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями. | |
4 | 4.Осень, осень – ты похожа…. | Загадка Игра «Здравствуй осень» Игра «Отгадай и нарисуй» Рефлексия. | Прививать любовь к природе. | |
5 | «Путешествие золотой рыбки» | Загадка Игра «Чуткие руки» Игра «Детские секретики» Рефлексия. | Развитие умения «оказывать помощь» персонажу из сказок. | |
6 | Моя семья | Упражнение «Мое настроение» Игра «День рождение» Игра «Угощение» Рефлексия | Формирование у ребенка представление о доме, семье как о чем-то надежном, близком, защищающем. | |
7 | По мотивам сказки «Кошкин дом» | Чтение сказки Игра «Песочный ветер» Игра Новый дом» Рефлексия. | Развитие навыка управления своими чувствами и страхами на примере сказок. | |
8 | Рисование-релаксация «Музыка дождя» | Игра «Ручеек течет» Упражнение «Песочный дождь» Упражнение «Лужи, канавы» Рефлексия. | Снятие психоэмоционального напряжения. | |
9 | «Там на неведомых дорожках следы» | Упражнение «Следы невиданных зверей» Игра «Отпечатки» Игра «Топчем дорожки» Рефлексия. | Продолжать знакомить детей с богатым животным миром нашей планеты. Способствовать развитию ассоциативной памяти. | |
10 | «Дом, который построю Я…» | Игра «Мы создаем мир» Игра «Кирпич» Упражнение «Песочный садик» Рефлексия | Повышение активности ребенка. | |
11 | Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. | Чтение сказки «Цыпленок и утенок» Упражнение «Домашние птицы» Игра «Зернышко» Рефлексия. | Воспитывать доброту, ответственность и понимание. | |
12 | «Нарисуй эмоцию» | Упражнение «Радость» Упражнение «Дорожки из песка» Игра «Представь себя» Рефлексия. | Закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей. | |
13 | «Кошка и собака» | Игра «Домашние животные» Упражнение «Дружба» Игра «»Кошка и собака» Рефлексия. | Показать детям важность умения налаживать спокойные, дружелюбные контакты с окружающими на примере животных | |
14 | «Сказочный сон» | Упражнение «Секреты мокрого и сухого песка» Игра «Покупаю игрушку» Упражнение «Страшный сон» Рефлексия. | Развитие произвольности. | |
15 | 1. «Звуки леса» | Игра «Домики зверей» Упражнение «Лесные жители» Игра «Красота леса» Рефлексия | Прививать любовь к природе. Упражнять в рисовании деревьев. | |
16 | « Во саду ли в огороде» | Загадки Игра «Во саду ли, в огороде» Упражнение «Любимая ягода» Рефлексия. | Упражнять в рисовании овощей и фруктов. | |
17 | «Песочный ветер» | Игра «Песочные прятки» Упражнение «Забавные отпечатки» Игра «Любимая игрушка» Рефлексия. | Развитие творческих способностей, воображения. | |
18 | «Угадай что спрятано в песке» | Игра «Волшебные отпечатки на песке» Игра «Угадай, что спрятано в песке» Упражнение «Песочное царство» | Развитие внимания и наблюдательности. | |
19 | «У бабушки в деревне» | Игра «Бабушкины блинчики» Игровое упражнение «Мы идем в гости» Игра «Подарки» Рефлексия. | Закрепить знания детей о характерных признаках зимы. | |
20 | «Птичий двор» | Загадки «Птичий двор» Упражнение «Мы строим ,строим» Рефлексия. | Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах. | |
21 | «Выбери и поставь» | Упражнение «Радость» Упражнение «Узоры на песке» Игра «Сочинение сказки» Рефлексия. | Развитие внимания и мелкой моторики рук | |
22 | По произведению В.Бианки «Сова» | Чтение рассказа «Сова» Упражнение «Ночная птица» Игра «Ветка» Рефлексия | Воспитывать любовь к животным и вызвать желание заботиться о них. | |
23 | « Построим домик для куклы» | Упражнение Кукла Маша Игра «Новая квартира куклы Маши» Упражнение «Спрячь игрушки» Рефлексия. | Развитие мышления и воображения. | |
24 | «Дед Мороз в гостях» | Упражнения «Новогодняя игрушка» Игра «Раз, два, три – елочка гори» Игра «Гирлянда» Рефлексия. | Формировать умение быть дружелюбными во взаимоотношениях с окружающими. | |
25 | Кормушка для птиц (просмотр презентации «Зимующие птицы») | Загадки Упражнение «Ветка рябины» Игра «Кормушка для птиц» Рефлексия. | Прививать любовь к детям. | |
26 | По прослушиванию мелодии «Птичий «пересвист» (релаксация) | Прослушивание мелодии птичьих голосов «Узнай и нарисуй по описанию» Игра «Птицы нашего края» Рефлексия | Снятие эмоционального напряжения. | |
27 | «Бабочка» | Загадка Стихотворение «Бабочка» Игра « Ромашка» Игра «Бабочка и цветочек» Рефлексия. | Воспитывать любовь к животным вызвать желание заботиться о них. | |
28 | Знакомство с произведением В.Сутеева «Под грибом» | Чтение сказки Игра «Грибок» Игра «Кто первый» Рефлексия. | Воспитывать дружеские взаимоотношения. | |
29 | «Песочные узоры» | Игровое упражнение «Тайные задачи крота» Игра «Театр прикосновений» Упражнение «Узоры на окне» Рефлексия. | Развитие внимания, абстрактного мышления. | |
30 | «Рисование на песке» | Игра «Город, где мы живем» Игра «Доброе животное» Любимая игрушка. Рефлексия. | Развитие воображения | |
31 | « Кто к нам приходил?» | Игра «Кто к нам приходил?» Упражнение «Волшебный клад» Игра «Радостное настроение» Рефлексия. | Развитие двигательных навыков | |
32 | «Бусы для мамы» | Упражнение «Геометрические фигуры» Упражнение «Бусы из песка» Игра «Украшения для куклы» Рефлексия. | Воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким. | |
33 | «Забавные ладошки» | Игра «Песчаные жмурки» Упражнение «Чуткие ручки» Игра «Зигзаги» Рефлексия. | Развитие тактильних ощущений, восприятия | |
34 | «Снежинка» | Игра « Снежный ком» Упражнение «Песочный дождь» Игра «В гостях у Зимушки» Рефлексия | Развитие воображения, развитие мелкой моторики. | |
35 | «Наш помощник - светофор» | Повторение правил дорожного движение Упражнение «Наш помощник -светофор» Игра «Зебра» Рефлексия. | Развитие внимания, закрепление правил поведения на дороге. | |
36 | По произведению В. Катаева «Цветик-семицветик». | Чтение сказки «Цветик – семицветик Упражнение «Мой цветик-семицветик» Игра «Мое желание» Рефлексия. | Прививать интерес и любовь к сказкам, развитие речи. Воспитывать доброту и отзывчивость. | |
37 | «Пересыпание песка через воронку» | Игра «Сеем, сеем» Упражнение «Мы едем в гости» Игра «Обзывалки» Рефлексия. | Развитие восприятия, развивать дружеские отношения. | |
38 | «Папы разные нужны, папы разные важны (песни про папу)» | Прослушивание песни про папу Упражнение «Мой папа» Игра «Я с папой» Рефлексия. | Воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким. | |
39 | «Символ счастья» | Игра «Победитель злости» Упражнение «Мир из песка» Игра «Голубь мира» Рефлексия. | Формировать у детей патриотические чувства. | |
40 | «Моё будущее» | Игра «Строители на сказочном острове» Упражнение «Я – большой» Игра «Машинки» Рефлексия. | Формировать у детей гражданскую принадлежность. | |
41 | «Праздничные украшения» | Упражнение «Любимый праздник» Игра «Подарок» Упражнение «Праздничные украшения Рефлексия. | Развивать познавательную и продуктивную деятельность. | |
42 | «Букет для милой мамочки» | Упражнение «Я мамочку люблю за то, что…» Игра «Праздничный букет» Упражнение «Ласковое слово» Рефлексия. | Развивать познавательную и продуктивную деятельность. | |
43 | « Сказочные предметы» | Чтение сказки Упражнение «Любимая сказка» Игра «Общим словом назови и запомни» Рефлексия. | Развивать у детей умение передавать в рисунке понравившееся сказочные предметы. | |
44 | «Картины на песке» | Игра «Путешествие в сказочный город» Игра «Подготовка канавки, горки для прогулки куклы» Упражнение «Маленькое приведение» Рефлексия. | Развитие воображения | |
45 | «Солнечные лучики» | Игра «Радуга» Игра «Солнечные лучики» Игра «Настроение» Рефлексия | Развитие творческих способностей. | |
46 | «Сказочная клумба» | Игра «Ромашка» Упражнение «Сказочная клумба» Упражнение «Цветы в вазе» Рефлексия. | Развитие художественного и пространственного мышления. | |
47 | «Норка для мышки» | Игра «Норки для мышки» Упражнение «Жилище для зверей» Игра «Мышка» Рефлексия. | Обогащение словарного запаса. | |
48 | «Цветные заборчики» | Игра «Заборчики» Упражнение «Рельсы, шпалы» Игра «Огородим наш участок» Рефлексия. | Развитие мелкой моторики рук. | |
49 | «Разноцветный ковер» | Упражнение «Квадрат и прямоугольник» Игра «Цветные узоры» Игра «Ковер-самолет для принцессы» Рефлексия. | Развитие воображения и фантазии. | |
50 | Птички прилетели, зернышки поели по Сказка В. Осеевой «Сороки» | Чтение сказки «Сороки» Упражнение «Полет птиц» «Поле пшеницы» Рефлексия. | Развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы. | |
51 | «Игры с решетом» | Упражнение «Мы создаем мир» Игра «Подводный мир» Упражнение «Корабль по морю плывет» Рефлексия. | Развитие творческой фантазии. | |
52 | «Свойства мокрого песка» | Упражнение «Путешествие по песочной стране Игра «Куличики» Упражнение «Замок» Рефлексия. | Формирование представлений о свойствах песка. | |
53 | «Мокрые камешки» | Упражнение «Море волнуется раз..» Игра «На берегу» Упражнение «Улитка» Рефлексия. | Формирование представлений о свойствах песка. | |
54 | «Путешествие в песочную страну» | Упражнение «Мостик» Игра «Рыбки» Игра «Дождик» Загадка Упражнение «Солнышко» Рефлексия. | Развитие воображения и творческой фантазии. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, общего кругозора детей. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально – техническое обеспечение программы
Реализация программы возможна в кабинете, оборудованном индивидуальными световыми столами со стеклянной поверхностью.
1. Создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой свободы мысли.
2. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка.
3.Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий, направленных на развитие творческого воображения, творческой инициативы и творческих способностей в процессе рисования песком на стеклянной поверхности, шаблонов рисунка.
4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
5.Не помещать лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
6.Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
7. Материалы, которые в данный момент не используются, лучше убирать в специальный ящик.
19.После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется. Это очень удобно для физиотерапевтов, которые работают в различных местах и предпочитают всегда иметь свой инструментарий под рукой.
Необходимо:
*Создавать творческую проблемную ситуацию и поддерживать творческую инициативу в поиске правильных, нестандартных решений при создании песочной композиции;
* Предварительно обсуждать с детьми порядок работы и чётко следовать установленным правилам;
* До начала и после завершения занятия соблюдать меры гигиены ( мытьё рук с мылом);
* Категорически нельзя бросаться песком;
*Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
* По завершении занятия убрать своё рабочее место.
3.2. Методическое обеспечение программы.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
- Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога-психолога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
- Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов
- творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
- Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к.
- тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для
- насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.
- В процессе работы с песком дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую
- привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
- Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
- Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
Ритуалы приветствия:
Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
Приветствие «Злюка»
Цель: сплочение группы, навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения
Дети начинают рисовать свое настроение на песочном столе.
Упражнения с использованием песка:
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.
«Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком. Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.
«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.
«Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки. Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот. Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.
«В гостях у Песочной феи»
Песочная фея: В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Следы на песке»
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
«Во саду ли в огороде»
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Упражнение "Волшебный песок"
Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.
Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".
- Положите руки на песок. Что вы чувствуете? При помощи чего вы сделаете следы?
Дети. Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони (дети оставляют следы на песке) .
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях.
Педагог. “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что вы почувствовали?
Дети. Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий…
Педагог. Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили? (ответы детей)
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх.
Педагог. “Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? (ответы детей). Мне не очень удобно держать так руки. А вам? ” (ответы детей).
Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить.
- можно подвигать руками,
-“поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатки ладонями, кулачками, костяшками кистей рук, ребрами ладоней. Создавать всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, пытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр., воображение, развитие аналогий;
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком) .
- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Педагог. А теперь давайте спрячем руки в песок, постепенно поднимайте по одному пальчику, какие у вас ощущения?
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т. е навыки общения и эмпатии (способность к пониманию ближнего и сопереживания ему) .
Упражнение «Песочный дождик»
- В этой стране может идти необычный песочных дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит:
1. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого (на свою ладонь).
2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).
1. Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятса одноразовие трубочки для коктейля.
2. Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для нее ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, НЕ капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмысленный, поскольку запрет на проявление негативных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику, и усиливает чувство вины за плохое поведение.
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Упражнение «Настроение в песке»
«Сегодня мы поговорим о настроении. Каким оно бывает у тебя? Что происходит с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы учащихся).
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются учителя или родители. А после того, как злость прошла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее.
Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п.
А затем, ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ученик получает специфическое удовольствие от разрушения.
После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ученик может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Игра – сюрприз «Найди предмет в песке»
Педагог. Ребята, песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Вот и Песочная Фея приготовила нам сюрприз. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может что и найдете необычное (дети, играя, находят какие-нибудь предметы (по количеству детей, например, мячик, ракушку, машинку и т. д). Что вы нашли? (ответы детей).
Какой он? (маленький, разноцветный, гладкий, круглый, прыгучий и т. д.)
Давайте с ним поиграем!
Играя с песком, у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Очень хорошо в играх с песком, более гармонично и интенсивно, развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика). Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Упражнение "Отпечатки наших рук"
Цель: учить совместному действию
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "
Игра «До свидания, песочек»!
Психолог просит «нежно, а потом сильно попрощаться с песком», то есть разными способами дотронуться до песка.
• Ребенок прикасается к песку поочередно пальцами одной руки, затем другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
• Ребенок легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
• Ребенок прикасается к песку всей ладошкой - внутренней, затем внешней ее стороной.
• Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент - спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка».
Песочек в ответ также хочет «попрощаться» с ребенком. Песочным дождиком! Психолог берет в кулак песок и медленно сыплет его в руки ребенка. Песочек может «поздороваться» с каждым пальчиком отдельно - тогда психолог сыплет песочек на отдельные пальчики.
Для того чтобы разнообразить игру, можно предложить детям закрыть глаза и положить на песок ладонь с разведенными пальчиками; психолог сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок закрыв глаза, называет этот палец. Дети могут меняться ролями и сами друг другу сыпать песок, угадывая пальчик.
Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:
• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки) ;
• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;
• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик) ;
• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)
• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера
• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф
• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки
Анализ упражнений: Что ты чувствовал при работе с песком? Тебе было приятно или нет? Понимал ли ты инструкцию психолога? Что легче говорить или понимать (чувствовать)?
Список использованной литературы.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.
- Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.
- Кузуб Н. В., Осипук Э. И. « В гостях у Песочной Феи». – СПб, 2011.
- Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. – М., 1993.
- Интернет-ресурсы.
- Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб, 2010.
- Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М, 2014.