«Общение ребенка с мамой и время»

Мецерицян Рузанна Арамаисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_rebenka_s_mamoy_i_vremya.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

   «Общение ребенка с мамой и время»

   Консультация для родителей

Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности: ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих матерей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел. По вечерам занятые родители обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.

Если вы не можете выделить специального времени для обучения малыша, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел.

Например, когда вы идете по ступенькам с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три - считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий "вверх" и "вниз", "высоко" - "низко".

Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: "Вот едет большая красная машина", "А вот белая быстро-быстро догоняет нас". Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как "большой - маленький", "быстро - медленно", "грязная - чистая".

Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т. к. они дают более широкое представление о мире. Покажите, как "большая черная собака" побежала за "маленьким рыжим котиком". Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: "поломанные качели", "грязные туфли", дайте понять ему, что это нехорошие признаки. Когда вы начнете обучать своего малыша "между делом", вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача - изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие "между делом" для любимого крохи.

Ребенок на кухне.

Малышей тянет на кухню с первых же самостоятельных шагов. Ведь именно здесь - масса блестящих и непонятных, и тем более притягательных предметов, здесь хранятся разные вкусности, достоинства которых ребенок уже успел оценить, здесь родители проводят значительную часть времени за какими-то таинственными занятиями. Как же, не отрываясь от дел, помочь ребенку освоить кухонные «премудрости»?

Дети обожают возиться в воде. Если у вас есть неограниченная счетчиком возможность лить теплую воду, позвольте ему поплескаться в раковине. Подставьте удобную устойчивую табуретку, защитите его одежду от брызг, а чтобы совместить полезное с приятным - дайте помыть какие-нибудь фрукты. Грязные овощи давать для мытья не стоит - на них слишком много патогенных микробов. Предложите ребенку рассказать о фрукте, который он моет: какой он по цвету, форме? Где растет этот фрукт? Можно попробовать посчитать фрукты: «Я мою первое яблоко, второе яблоко и т. д.». Можно еще предложить детям найти различия между яблоками, грушами и т. д. Все эти не хитрые игры позволят развивать у детей внимание, восприятие, мышление, расширяет его представления о себе и окружающем мире.

Многие дети обожают подавать маме картофель для чистки. Не стоит так уж решительно запрещать ребенку это . Нужно только объяснить ему, что овощи пачкают руки, их не следует брать в рот, а после обязательно вымыть руки с мылом. А заодно можно предложить детям рассказать, на что похожа картофелина? Пусть ваш ребенок, наряду с помощью маме, развивает свое воображение, это ему пригодится. В этом возрасте (или даже еще раньше) приучайте ребенка мыть руки до и после кухонной деятельности. Пусть учится намыливать ладошки, массировать кисти, смывать грязную воду и тщательно вытирать руки полотенцем. Заодно с чистотой рук, ваш ребенок получает самомассаж кистей рук, а это способствует развитию речи и логического мышления.

Предложите ребенку накрыть на стол. Начиная с 4-5 лет ребенок уже должен привыкать к культурному поглощению пищи. Вместе с привитием навыков культурного поведения за столом, ваш ребенок будет развивать у себя пространственную ориентацию и структурно-зрительный анализ.

В этом возрасте дети с увлечением участвуют в приготовлении теста.

И для развития воображения и творческого мышления такая домашняя работа просто клад! Предложите своему ребенку самостоятельно придать форму будущему печенью или булочки увидите, что это будет произведение искусства!

Позвольте ребенку отмерять и считать «столовые ложки» различных ингредиентов, немного перемешивать жидкие и сыпучие вещества, держать миску, когда вы работаете миксером (если ребенок не пытается трогать руками работающий агрегат). Внимание! Держите все электроприборы, которыми вы пользуетесь на глазах ребенка, в недоступном месте. Вы даже представить себе не можете, как быстро дети схватывают последовательность приведения в действия даже весьма сложных механизмов. Если нет возможности каждый раз убирать на верхние полки всех кухонных помощников, снимайте с них силовые шнуры или включайте защиту от детей. Но, от помощи ребенка в работе с электроприборами есть и польза для ребенка: ребенок повышает познавательную активность, развивает точность движения рук, закрепляет навык счета и многое другое.

Точно так же можно найти и плюсы в совместной уборке квартиры. Здесь вообще полная свобода ведь опасных предметов почти нет. Зато есть возможность развивать внимание при работе с пылесосом (показать маме соринки, которые она пропустила), или развивать аналитическую деятельность при попытке разобрать одежду для стирки, можно дать ребенку возможность вытереть пыль с предметов, он заодно и закрепит знания предметов мебели, а значит расширит представления о себе и окружающем мире. Может быть вы позволите малышу протереть пол на кухне? Тогда, помимо физического развития, ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве, планировать свою деятельность.

А если у вас все же выдалась свободная минутка, когда вы можете присесть и отдохнуть, дожидаясь закипания супа, то можно с ребенком и поиграть вот в какие игры:

Золушка

Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать.

Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске.

Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика