РМО

Скотникова Анна Николаевна

Мои выступления на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РМОмарт 202325.16 КБ
Файл презентация к РМО2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

Мастер класс

Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

    Подготовила: Скотникова Анна

                                                                            Николаевна, воспитатель

                                                                   МКДОУ детского сада №4

                                              г. Бирюсинска

Тайшет, 2023г.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности»                                                          

Сухомлинский В.А.

Социально - коммуникативные навыки – это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Я выбрала эту тему, потому что она согласовывается с моей темой по самообразованию. А также необходимостью развивать социально – коммуникативные навыки с раннего возраста. Работая на разновозрастной группе с младшими дошкольниками с 1.5 до 3 лет можно с большим успехом развить данное направление в работе, т.к. младшие дети всегда стремятся подражать старшим по возрасту.

Цель мастер – класса: представление подвижных игр, способствующих развитию социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников.

Задачи: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике подвижных игр с дошкольниками по развитию социально - коммуникативных навыков;

 - вызвать интерес к подвижным играм, способствующим развитию социально - коммуникативных навыков у дошкольников.

Подвижные игры являются эффективным условием развития детей. Главная особенность подвижной игры – это воздействие на все стороны личности ребенка. Во время игр малыши сливаются в игровой коллектив, подчиняют собственные стремления имеющимся правилам. Во время подвижных игр дети очень активны, реализуют свою потребность в движении, общении. Способность к общению надо развивать с раннего возраста. Ребенок, который мало общается со сверстниками, чувствует себя отвергнутым, становится робким, замкнутым, застенчивым. В игре эффективно воспитывается умение действовать сообща, развивается чувство коллективизма.

Проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать воспитателю или педагогу. Игры должны побираться с учетом возрастных особенностей детей, их навыками, умениями. Игровые образы должны быть понятны детям, движения разнообразны, но доступны маленьким детям. Маленькие дети довольно медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому можно повторять знакомые игры, не боясь, что они им наскучат.

Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Не только ведущий, но и все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, научиться справляться с неудачами и переживать успех.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.

Подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей и качеств детей, формируют у них:

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

- умение слушать и слышать друг друга.

- умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

- позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.

- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

- формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.

Из опыта работы мной сделан вывод: при организации подвижных игр с младшими дошкольниками лучше использовать игры с художественным текстом, он подскажет детям движения.

Поэтому обязательное условие - подготовка к игре:

  1. Подвижные игры с детьми младшего возраста всегда организует воспитатель, сообщает название игры, показывает действия каждого персонажа. Объяснение должно быть кратким и четким.
  2. Наиболее выгодно знакомить детей с неизвестным им персонажем с помощью сказки или картинки.
  3. При проведении игры обращать внимание младших детей на имеющийся опыт старших по возрасту (выделяя роль ведущего персонажа (кот и мышки, разделяя детей на подгруппы (зайчики-мишки).

   С помощью подвижных игр у дошкольников я формирую следующие социально-коммуникативные качества: 

Умение слушать, развитие слухового внимания, внимания, умение действовать по словесному сигналу.

  Например, игра «Раз, два, три – беги!»

Дети стоят возле меня и слушают, что я скажу. Если говорю: «Раз, два, три, к стульчику беги», дети бегут к стульчику и ждут меня. Если скажу: «Раз, два, три, к игрушке беги», дети бегут к игрушке. Заранее расставляю предметы там, где играем. Для детей, которые постарше, можно усложнить игру, расставить разноцветные флажки, называть цвет флажка, к которому надо бежать.

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие чувства ритма, умение согласовывать действие с текстом.

Для этого изначально рассказываю короткие сказки (такие истории воспитатель обычно придумывает сам исходя из сюжета игры). Например, начало объяснения правил забавы «Солнышко и дождик», педагог предваряет так: «Давным-давно Солнышко и Дождик были очень дружны. Солнышко светило и обогревало землю, а дождик поливал ее. Но как-то решили поиграть в игру, в которой Солнышко должно было светить и радовать, а Дождик грустить и капать. И так цветам и зверям понравилась эта игра, что с тех пор никак не могут Дождик и Солнышко поменяться местами. Вот и получается, что Солнышко нас греет, а Дождик мочит».

Мы вместе с детьми делаем из стульчиков домики, все прячутся в свой домик. Я называю детей по имени и прошу помахать мне рукой из окошка, только после этого начинаем играть.

Смотрит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы захлопаем в ладошки,

И бегом на улицу!

Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю.

Предлагаю побегать. Неожиданно говорю: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорю детям и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображаю шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать».

Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. Дети опять собираются вокруг меня и вслед за мной повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока снова не начнется дождик.

        Можно сделать домики по парам или по подгруппам. Так дети учатся играть со сверстниками. Запоминают с кем и в каком домике надо прятаться от дождя.

Таким образом, использование подвижных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, социально - коммуникативных навыков у детей и положительному влиянию на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.

Работа с детьми дошкольного возраста, проведенная мною в данном направлении, ценна тем, что я смогла создать условия для эмоционально-психологического благополучия, подвижные игры смогли оказать большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности дошкольников.

Практическая часть:

Уважаемые педагоги, теперь я преступаю к практической части своего мастер-класса. Я хочу на наглядном примере показать, как с помощью подвижных игр развивать социально-коммуникативные навыки.

Для первой игры, которая называется «Паровозик» мне понадобится 8 человек

Задачи: преодоление застенчивости, воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.

Ход игры.

Встаем в колонну друг за другом, держась за плечи впереди стоящего, начинаем движение по кругу, издавая звуки «чух-чух-чух», «ту-ту!», я говорю:

К нам приехал паровоз!

Что с собою он привез?

Он устал, он глух и нем,

он привез вагончик. С чем? (дети останавливаются и встают лицом в круг)

С топотушками (топают)

С хлопушками (хлопают)

С мигалками (мигают глазками)

С улыбалками (улыбаются)

С кричалками (кричат)

С обнималками (обнимаются)

И вагончик. с тишиной (тишина)

Подвижная игра «Самолёты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание игры: предлагаю детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Говорю: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После моего сигнала: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

 Игра «Прыгай веселей»

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры:

Рассказываю потешку и показываю движения, дети повторяют за мной.    Прыгай, прыгай веселей! (Прыгают на двух ногах)

Прыгай, прыгай — побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз! (Руки поднимают вверх, вниз)

И немного покружись! (Кружатся на месте).

Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

Спасибо за игру, присаживайтесь.

ВЫВОД:

Развитие коммуникативных способностей: развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией.

В процессе игр дети овладевают следующими умениями:

- договариваться о выборе игры, заинтересовывать и приглашать необходимое число участников;

- у детей развиваются дружеские отношения со сверстниками, которые приобретают устойчивый характер

- формируется умение согласованно действовать с партнерами при выполнении игрового задания.

Все дети любят играть в подвижные игры. Так что играйте с детьми, ведь игры объединяют взрослых и детей общей радостью, неповторимым эмоциональным настроением!

Проект решения:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Рекомендовать педагогам использовать в работе с младшими дошкольниками разнообразные подвижные игры для развития социально-коммуникативных навыков.
  3. Привлекать родителей к изготовлению атрибутов к подвижным играм. Рекомендовать педагогам провести мастер-класс по проведению подвижных игр, раскрыв их значимость для социально-коммуникативного развития детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Тайшетского района МКУ «Центр развития образования Тайшетского района» РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО Мастер класс Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Подготовила : Скотникова Анна Николаевна , воспитатель МКДОУ детского сада №4 г. Бирюсинска 2023г

Слайд 2

Цель мастер – класса: представление подвижных игр, способствующих развитию социально-коммуникативных навыков у младших дошкольников. Задачи : - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике подвижных игр с дошкольниками по развитию социально - коммуникативных навыков; - вызвать интерес к подвижным играм, способствующим развитию социально - коммуникативных навыков у дошкольников .

Слайд 3

Подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей и качеств детей, формируют у них: - умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. - умение слушать и слышать друг друга. - умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. - позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”. - умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. - умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. - умение взаимодействовать и сотрудничать. - формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.

Слайд 4

П одготовка к игре: Подвижные игры с детьми младшего возраста всегда организует воспитатель, сообщает название игры, показывает действия каждого персонажа. Объяснение должно быть кратким и четким. Наиболее выгодно знакомить детей с неизвестным им персонажем с помощью сказки или картинки. При проведении игры обращать внимание младших детей на имеющийся опыт старших по возрасту (выделяя роль ведущего персонажа (кот и мышки, разделяя детей на подгруппы (зайчики-мишки).

Слайд 5

Умение слушать, развитие слухового внимания, внимания, умение действовать по словесному сигналу. Например, игра «Раз, два, три – беги!»

Слайд 7

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие чувства ритма, умение согласовывать действие с текстом . «Солнышко и дождик»

Слайд 12

Спасибо за внимание!