Кружок естественно-научной направленности "Росток"
О работе кружка
Работа детского объединения естественнонаучной направленности "Росток" организована на базе ГБОУ "Специальная школа - интернат с. Ериловка".
Руководитель детского объединения "Росток": педагог Старикова Лариса Викторовна
Посещают детское объединение "Росток" 2 группы (дети 10 - 14 лет).
Занятия проводятся согласно расписанию:
Первый год обучения:
144 часа в год ( в неделю 4 часа / 4 раза по 1 часу)
Второй год обучения:
144 часа в год ( в неделю 4 часа / 2 раза по 2 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «ЭкоМир» Липецкой области
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
методического совета Директор ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО
протокол №1 _____________ Н. С. Лаврентьева
от 28.09.2016г. Приказ №86 от 28.09.2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(адаптированная)
Возраст обучающихся 10 -16 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель:
Старикова Лариса Викторовна,
педагог дополнительного образования
Год разработки программы – 2016
Программа реализуется:
Липецкая об., Елецкий р-н., с. Ериловка
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
г. Липецк 2016
Содержание программы
Пояснительная записка……………………………..3
Учебно-тематический план…………………….…12
Содержание программы…………………………..16
Методическое обеспечение……………………….18
Литература………………………………….............21
Пояснительная записка.
Программа «Росток» имеет естественнонаучную направленность. Содержание программы построено с учётом специфических принципов экологического образования:
1. Единство познания, переживания и действия;
2. Междисциплинарности;
3. Интеграции.
Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия призван обеспечить у детей становления многогранных отношений к окружающей среде и к своему здоровью.
Принцип междисциплинарности предполагает согласование различных аспектов взаимоотношения с окружающей средой, причём, его надо понимать не как механическое включение разносторонних знаний в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.
Принцип интеграции вытекает из педагогической необходимости объединённых подходов к содержанию экологического образования и деятельности учащихся, способствует объединению частей в целое, обобщению знаний о различных аспектах взаимодействия человека со своим окружением, полученных на междисциплинарной основе.
Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Особенно важно это для детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей.
Актуальность данной программы связана с все более обостряющимися противоречиями между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, изменениями в ней. Дети не только познакомятся с экологическими правилами, но научатся учитывать их в своей деятельности. Это поможет понять основное: человек – это часть природы, а не его хозяин. Кроме теоретических вопросов, включены практические, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного использования знаний основ экологии, расширение познавательного интереса и участие в охране природы своей местности.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы,
исследовательской работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Новизна данной программы заключается в том, что существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла, постановке эксперимента и постановке исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. Практическая часть программы направлена на: исследование экологии района, города; изучение экосистем и достопримечательностей родного края, что обусловливает развитие у наших воспитанников экологической культуры и ответственное отношение к природе, укрепляет гуманистические начала в каждой личности.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так при её реализации используются ресурсы образовательного учреждения (кабинет биологии, музейный уголок). В процессе обучения ребёнок будет вовлекаться в разнообразные формы работы, творческие конкурсы.
Цель программы:
- создание оптимальных условий для личностного развития, социальной адаптации детей на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- обучать элементарным правилам и навыкам поведения в природе;
- формировать систему жизненных навыков и умений, необходимых для успешной социализации воспитанников средствами экологического воспитания;
- познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в Красную книгу;
- познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в Красную книгу;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
Развивающие и корригирующие задачи:
- способствовать коррекции недостатков психофизического развития воспитанников на основе скоординированной работы перцептивной деятельности, анализаторной системы
и высших психических функций средствами изучения живой природы;
- развивать коммуникативную и познавательную деятельность;
- развивать и корригировать творческие способности детей;
- развивать у обучающихся, понимание жизни (в любом ее проявлении) как уникальной, неповторимой, необходимой высшей ценности для всего общества;
Воспитательные задачи:
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, воспитывать трудолюбие
- воспитывать чувство ответственности и дисциплины;
- воспитывать потребность в общении с природой;
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
Планируемые результаты.
Изучение данной программы должно:
- дать элементарные знания (представления и понятия) об окружающей живой природе;
- пробудить доброту, терпение, ответственность за здоровье и жизнь подопечного животного;
- помочь воспитаннику адаптироваться в социуме;
- помочь психологическому становлению личности подростка посредством межличностного общения в группе.
- сформировать у подростка экобиоцентрическое мировоззрение.
Отличительные особенности программы:
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям развить свои способности, пройти социальную адаптацию через знакомство с окружающим миром во всем его многообразии, что способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.
Обучение основывается на принципах экологического образования:
принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Ключевые понятия и последовательность образовательного процесса:
Образовательный процесс | Решение познавательных задач Опыт познавательной деятельности Знание |
Решение практических задач и различных упражнений Опыт исследовательской деятельности Мастерство | |
Решение творческих задач (развитие интересов и способностей) Опыт творческой деятельности Развитие способностей | |
Решение ситуативных задач Опыт эмоционально-ценностных отношений Объединение детей и взрослых | |
Решение задач самоопределения Опыт практической деятельности Постановка цели самореализации в постшкольном пространстве | |
Решение задач физического здоровья Опыт познания своего организма Развитие чувства самосохранения |
Этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения, учитывает потребности и запросы детей, предусматривает получение экологических знаний, которые оцениваются следующими уровнями экологической воспитанности:
уровни экологической воспитанности | начальный |
Общие представления об экологических проблемах, неустойчивый интерес, несформированные потребности в общении с природой. | |
элементарный | |
Сформированое мировоззрение, в основе которого лежат миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщено чувственным отношением к природе и человеку, обществу и культуре, искусству и науке. Неустойчивая потребность в экологической деятельности. | |
продвинутый | |
Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком и обществом, ее включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности. | |
высокий | |
Целостное мировоззрение в отношении природы и ее сохранение находит свое выражение в системе ценностей и идеалов личности. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельности. | |
профессионально-достаточный | |
Сформированная убежденность необходимости экологической воспитанности благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний и умений и особом профессиональном отношении к ним, определяющим поведение и активность личности. | |
творческий | |
Сформированная установка на общественно значимое поведение и действия по сохранению природы, овладение творческим отношением к основам экологической культуры мира. |
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на два учебных года, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Возраст детей и их психологические особенности:
Первый год обучения (10-14 лет):
Вид группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом. Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.
Особенности набора детей: набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 12 человек, которые комплектуются
из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.
Количество обучающихся по годам обучения: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке.
Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.
От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся согласно расписанию:
Первый год обучения:
144часа в год (в неделю 4 часа / 4 раза по 1 часу /дети 10-14 лет);
Второй год обучения:
144 часа в год (в неделю 4 часа / 2 раза по 2 часа / дети 14-16 лет).
Форма реализации: внеклассные занятия.
Занятия проводятся в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.
Этапы педагогического контроля.
№ п\п | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма подведения итогов | Сроки |
1 | Умение выполнять практические работы. | Экскурсии, проекты | В течение года |
2 | Навыки поведения в природе | Составление правил | Во время экскурсий |
3 | Умение раскрывать экологические понятия | Тестирование | По итогам изучения темы |
4 | Знания редких и исчезающих видов животных и растений | Викторина | В течение года |
5 | Знание терминов, понятий. | Самостоятельная работа | По мере необходимости |
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны иметь представление о понятиях:
Экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища.
Учащиеся должны знать:
правила поведения в природе;
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
глобальные экологические проблемы;
экологическую ситуацию Липецкой области и его окрестностей; демографическую обстановку;
съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
особенности растительного и животного мира Липецкой области;
редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;
основы здорового образа жизни;
влияние вредных факторов на здоровье человека;
основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
Учащиеся должны уметь:
оценивать экологическую ситуацию;
ориентироваться на местности;
выполнять правила поведения в природе;
ухаживать за комнатными растениями;
наблюдать за погодой, явлениями природы;
составлять температурные графики;
составлять карту местности;
участвовать в природоохранных акциях;
изготовлять поделки из природных материалов;
работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
выполнять учебные проекты, презентации;
.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки поделок из природных материалов;
- фотовыставки;
- защита проектов;
- соревнования, турниры, конкурсы;
- демонстрация презентаций, экологических представлений, проектов;
- участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения физических явлений, происходящих в природе;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- принимать участие в мероприятиях по охране природы.
Аттестация обучающихся в соответствии с положением ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО.
Предварительная аттестация - оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
Текущая аттестация - оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной программы в период обучения после предварительной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация - оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной общеразвивающей программы по итогам учебного периода (года обучения).
Итоговая аттестация - оценка учащимися уровня достижений, заявленных в общеразвивающих программах по завершении всего образовательного курса программы.
Учебно – тематический план
1 год обучения
№ | Темы занятий | Количество часов | ||
Вводное занятие - 1ч. | Теория | Практика | Всего | |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. | 1 | 1 | |
Часть 1. Экология моего села - 94ч. | ||||
2 | Особенности природы своей местности. | 2 | 2 | |
3 | Карта моего села. | 1 | 1 | 2 |
4 | Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация). | 1 | 1 | |
5 | Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. | 1 | 2 | 3 |
6 | Озеленение школьного двора. | 2 | 2 | |
7 | Видовое разнообразие растительного и животного мира. | 4 | 4 | |
8 | Сбор природного материала для изготовления поделок, аппликаций. | 1 | 1 | |
9 | Красота своими руками. Изготовление поделок к выставке. | 2 | 2 | |
10 | Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. | 2 | 2 | |
11 | Охраняемые виды растений. | 1 | 3 | 4 |
12 | Охраняемые виды животных. | 4 | 4 | |
13 | Охраняемые виды растений и животных в Липецкой области. | 2 | 2 | |
14 | Птицы, занесённые в Красную книгу Липецкой области. | 1 | 3 | 4 |
15 | Сбор информации в Интернете «Красная книга Липецкой области». | 2 | 2 | |
16 | Работа в экологическом музейном уголке. Растения красной книги Липецкой области. | 2 | 2 | |
17 | Отдельные объекты и территории охраны. | 2 | 2 | |
18 | Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | 2 | 2 | |
19 | Наша река Быстрая Сосна. | 1 | 3 | 4 |
20 | Оформление экологического уголка «Редкие виды животных и растений Липецкой области». | 4 | 4 | |
21 | Изготовление поделок из природного материала. Выставка. | 4 | 4 | |
22 | Составление ребусов, кроссвордов «Животные и растения Липецкой области». | 2 | 2 | |
23 | Подготовка к экологическому турниру. | 2 | 2 | 4 |
24 | Проведение экологического турнира. | 1 | 1 | |
25 | Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей. | 1 | 3 | 4 |
26 | Территория и границы Липецкой области и Елецкого района. | 2 | 2 | |
27 | Понятие родной край. | 2 | 2 | |
28 | История родного края. Работа в школьном музее. | 3 | 3 | |
29 | Топономика Елецкого района | 1 | 2 | 3 |
30 | Богатства нашего родного края. | 1 | 2 | 6 |
31 | Обеспеченность природными ресурсами. | 4 | 4 | |
32 | Развитие промышленности в округе. | 4 | 4 | |
33 | Проблемы области и района. Пути решения. | 4 | 4 | |
34 | Родной край сегодня, перспективы его развития. | 1 | 1 | |
35 | Конференция «Экология нашего посёлка». | 1 | 1 | |
Часть 2. Окружающая среда и сохранение здоровья человека. 49 ч. | ||||
36 | Оценка экологического состояния среды обитания. | 1 | 1 | 2 |
37 | Влияние природной среды на здоровье человека. | 1 | 1 | 2 |
38 | Демографическая ситуация в Липецкой области. | 1 | 1 | 2 |
39 | Экологическая обстановка в России. | 2 | 2 | |
40 | Экология и заболевания людей в посёлке и округе. | 1 | 1 | |
41 | Индикаторы чистоты. Экскурсия. Осмотр территории прилегающей к школе. | 2 | 2 | |
41 | Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). | 3 | 1 | 4 |
43 | Влияние вредных привычек на здоровье человека (алкоголизм, наркомания, табакокурение). Видеолекция. | 4 | 4 | |
44 | Оформление материала (стенд). | 1 | 1 | |
45 | Что мы едим. Анализ и оформление результатов. | 2 | 2 | 4 |
46 | Лес в нашей жизни. Типы лесов и их значение. | 1 | 3 | 4 |
47 | Влияние человека на мировые лесные ресурсы. | 2 | 2 | |
48 | Влияние леса на окружающую среду. | 2 | 2 | |
49 | Основные виды загрязнений на территории города Елец и окрестностей. Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов. Сбор материала. Подготовка презентации, фото свалок. | 4 | 2 | 6 |
50 | Подготовка проекта «Я и природа». | 2 | 2 | |
51 | "Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. | 1 | 1 | 2 |
52 | "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. | 1 | 1 | 2 |
53 | "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. | 1 | 1 | 2 |
54 | "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. | 1 | 1 | 2 |
55 | "Бомба замедленного действия" - химикаты | 1 | 1 | 1 |
Итого | 58ч. | 86ч. | 144ч. |
2год обучения.
№ урока | Наименование разделов и тем | Практика | Теория | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
Часть 1 Человек и природа | ||||
2 | Человек в окружающем мире, нормы поведения в природе | 3 | 1 | 4 |
3 | Красота явлений природы | 4 | 2 | 6 |
4 | Влияние природы на эмоции человека | 4 | 4 | |
5 | Разнообразие растительного мира родного края | 5 | 5 | 10 |
6 | Животные в природе нашего края | 3 | 1 | 4 |
7 | Взаимоотношения организмов в природе | 3 | 1 | 4 |
8 | Лес – природное сообщество | 4 | 2 | 6 |
9 | В гармонии с природой и собой. | 4 | 4 | |
Часть 2 Экология нашей местности | ||||
10 | Проблемы экологии. | 4 | 2 | 6 |
11 | Особенности местного ландшафта. | 2 | 2 | 4 |
12 | Экологическая безопасность. Экологические знаки. | 6 | 6 | |
13 | Воздух и его охрана. | 2 | 2 | 4 |
14 | Вода в природе и в жизни. | 2 | 2 | 4 |
15 | Земля и ее охрана. | 2 | 4 | 6 |
16 | Фенологические сигналы. | 4 | 4 | |
17 | "Бомба замедленного действия" - химикаты | 3 | 1 | 4 |
18 | Пугающий призрак АЭС. | 2 | 2 | 4 |
19 | Экология и экономика. | 2 | 2 | 4 |
20 | Обсуждаем экологические катастрофы. | 2 | 2 | 4 |
21 | Вторая жизнь отходам. Проектная работа. | 2 | 2 | 4 |
22 | Экология человека. | 4 | 2 | 6 |
23 | Экология и генетика. | 2 | 2 | 4 |
24 | Экология насекомых. | 2 | 2 | |
25 | Экологическая игра «Мир вокруг нас». | 2 | 2 | |
26 | Экологический марафон. | 2 | 2 | |
27 | Экология моего здоровья. | 4 | 4 | 6 |
28 | Растения открытого и закрытого грунта. Комнатное цветоводство. | 6 | 6 | |
29 | Посев и уход за цветочной рассадой | 4 | 4 | |
30 | Операция «Чистая река» | 4 | 4 | |
31 | Операция «Сосна». Высадка трёхлетних саженцев сосны обыкновенной на постоянное место. | 4 | 4 | |
32 | Проект «Чудеса природы рядом» | 4 | 4 | |
33 | Выставка «Краски природы» | 2 | 2 | |
Итого: | 101ч. | 43ч. | 144ч. |
Содержание программы
1 год обучения
Введение
Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы».
Часть I. «Экология моего села» 94 ч.
Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Русской равнины в пределах области. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа. Богатства недр округа, полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Общие климатические особенности, разнообразие и смена погоды во все сезоны года. Богатство водных ресурсов. Речная система области. Основные типы почв. Охраняемые территории округа. Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи коренных народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов. Пути их решения. Родовые угодья округа.
Практические работы: Сбор природного материалы, изготовление поделок, посадка сосны на школьной территории. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы).
Экскурсии. Прилегающая территория к школе (определение уровня загрязнённости воздуха)
Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация).
Экскурсия на территорию села Ериловка. (Оформление результатов исследования, презентация).
Часть II. «Окружающая среда и сохранение здоровья человека» 49ч.
Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.
Оценка экологического состояния среды обитания, влияние природной среды на здоровье человека. Демографическая ситуация в Липецкой области. Пути решения проблем взаимодействия человека и природы. Социологический опрос местного населения с. Ериловка об отношении к окружающей среде, своему здоровью. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов
школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение).
Экскурсии.
Экскурсия на реку Быстрая Сосна. (Оформление результатов исследования, презентация).
Экскурсия в магазин. (Оформление результатов исследования, презентация).
Практические работы: подготовка проекта «Я и природа», Выращивание рассады цветов для озеленения школьной территории, оформление клумб.
2 год обучения
Введение (2 часа) Наука экология. Задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Человек и природа Человек – часть природы Взаимосвязь в природе. Природа и эмоции человека. Человек в окружающем мире, нормы поведения в природе. Разнообразие растительного мира родного края. Животные нашего края. Взаимоотношения организмов в природе. Природное сообщество – лес. Значение леса для человека.
Практические работы: 1. Мини – сообщения о конкретных популяциях. 2. Проведение фенологических наблюдений осенью. 3. Составление осенних букетов.
Экскурсии на берег реки Быстрая Сосна: 1. В природу (наблюдение за изменениями в природе, сбор осенних листьев, природного материала). 2.На водоем с целью изучения подготовки птиц к зиме.
Раздел 2. Экология нашей местности Экология и экологи. Особенности местного ландшафта. Охрана земель. Воздух и вода – наши верные друзья. Эрозия почв, причины. Охрана водоемов от загрязнений. Экологическая безопасность. Экологические знаки. Правила поведения в природе.
Практические работы: 1.Обследование местности с целью выявления эрозионных участков. 2. «Какую воду мы пьем?» , «Изучение состава почвы». 3 .Конкурс рисунков по экологическим знакам. Посев рассады клумбовых цветочных растений и ухаживание за ними.
Операция «Чистая река» (уборка территории школы и берег реки Операция «Сосна » (Посадка деревьев на прилегающей территории школы или на территории села Ериловка).
Экскурсии: 1.Берег реки Быстрая Сосна;
Методическое обеспечение образовательной программы
Методические рекомендации
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний, она состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно.
Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций, практических работ. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Перечень дидактических материалов:
Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.
Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)
Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)
Гербарии, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)
Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, программы, необходимые для создания проверочного тестирования (например, программа MyTestStydent, MyTestEditor)
Литература
Информационная.
- Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
- А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
- Автор: Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
- Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
- Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
- Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; –
М. «Инклюзивный потенциал дополнительного образования» 2015 с. 163
Практика, внеклассная работа.
- Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.
- От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
- Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
- Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.
- Н.А.Ржевуская. По страницам Красной книги Липецкой области – Липецк ООО «Неоновый город», 2007. – 64с.
Литература для учащихся и родителей.
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
- Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
- Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Н.А.Ржевуская. По страницам Красной книги Липецкой области – Липецк ООО «Неоновый город», 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
Цель: научиться бережно относится к природе. Для проведения работы необходимо разбиться на группы по 4-5 человек.
Карточка – задание.
Изучите разнообразие растений в пределах пробной площадки.
Подсчитайте количество деревьев, определите их названия.
Отметьте, имеются ли следы деятельности человека на пробной площадке.
Подсчитайте количество поврежденных и не поврежденных человеком деревьев и кустарников.
Отметьте санитарное состояние деревьев.
Занесите результаты работы в таблицу и выскажите свое личное впечатление об увиденном.
Количество деревьев (кустарников) на пробной площадке | Количество поврежденных деревьев | Санитарное состояние деревьев | Ваши предложения по уходу за поврежденными деревьями |
|
|
|
Запишите выводы
Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных помещений и коридоров.
Цель: принять конкретное участие в экономии воды и электроэнергии в школе. Выявить неблагоприятные для человека условия окружающей среды.
Работа выполняется группами.
Карточка – задание.
Запиши в свой дневник наблюдений, где в школе:
А) напрасно горит свет;
Б) льется вода из незакрытого или испорченного крана.
Проверьте санитарное состояние классов, коридоров, столовой.
Отметьте состояние комнатных растений в школе.
Обсудите на уроке результаты своих наблюдений и составьте «Советы школьного эколога».
Поместите на стенд в кабинете информацию о результатах наблюдений.
Повторите эту работу еще 1-2 раза с промежутком в 1 месяц. Сравните результаты.
Оценка экологического состояния водоемов
Цель: оценить экологическое состояние пляжа «Быстрая Сосна» на территории с. Ериловка.
Карточка-задание
Используя стандартные бланки, описать состояние водоема, его географическое положение, состояние берегов и прибрежной территории.
Взять пробы воды. Определить цвет, запах, температуру.
Оформить выводы по работы.
Оценка экологического состояния села по нали
Цель: оценить разные места села используя шкалу «Степень загрязнения воздуха» Карточка-задание.
Выбрать места для сбора информации.
Собрать с каждого участка информацию.
Сделать вывод об экологическом состоянии села.
Методики исследования
Шкала «Степень загрязнения воздуха»
Степень загрязнения | Наличие лишайников | |
I | Слабое загрязнение | Исчезают кустистые лишайники |
II | Среднее загрязнение | Исчезают листоватые и кустистые лишайники |
III | Сильное загрязнение | Исчезают кустистые, листоватые и накипные лишайники, даже на камнях – «лишайниковая пустыня» |
Определение запаха воды.
Определение запаха проводили по следующей методике. 250 см3 анализируемой воды помещали в коническую и доводили температуру пробы до (20 ± 1) °С. Колбу закрывали пробкой и несколько раз взбалтывали. Затем колбу открывали и сразу же определяли характер запаха и его интенсивность.
Характер запаха (например, затхлый, землистый, травяной, лекарственный, нефтяной, хлорный, химический и т.п.) записывали словесно и в пятибалльной системе (таблица 1).
Интенсивность запаха, балл | Проявление запаха | Характеристика |
0 | Отсутствие | Отсутствие ощутимого запаха |
1 | Очень слабый | Запах, не замечаемый потребителем, но обнаруживаемый специалистом |
2 | Слабый | Запах, обнаруживаемый потребителем, если обратить на это внимание |
3 | Заметный | Запах легко обнаруживаемый; может быть причиной того, что вода неприятна для питья |
4 | Отчетливый | Запах, обращающий на себя внимание; может заставить воздержаться от питья |
5 | Очень сильный | Запах, настолько сильный, что делает воду непригодной для питья |
Таблица 1. Оценка интенсивности запаха воды