Трансляция педагогического опыта
публикации, участие в семинарах, конференциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование исследовательской культуры | 526.11 КБ |
Методическая публикация | 1.81 МБ |
protokol_1_za_2024-25_uch.g.docx | 17.15 КБ |
zhuk_v.v.pdf | 368.13 КБ |
sertifikat.docx | 1.87 МБ |
dokumentatsiya_gmo._otchet_po_itogam_goda_1_1.docx | 44.17 КБ |
11zon_jfif-to-pdf.pdf | 378.63 КБ |
11zon_jfif-to-pdf_1.pdf | 474.98 КБ |
11zon_jfif-to-pdf_2.pdf | 380.43 КБ |
seminar.pdf | 289.41 КБ |
uchebnyy_protsess_kak_sistemoobrazuyushchiy_komponent_v_strukture_fizicheskogo_vospitaniya_shkolnikov.docx | 25.3 КБ |
kompetentnostniy-podhod-v-processe-.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ № 1
I заседание ГМО учителей физической культуры и педагогов-организаторов ОБЖ
26 сентября 2024г.
Председатель: Сорокина А.Ш.
Секретарь: Слюсарь А.Д.
Присутствовало: 30 человек
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.Анализ работы ГМО за 2023-2024 учебный год и задачи на 2024-2025 учебный год.
2.Итоги аттестации 2023-2024 учебного года, аттестация педагогических кадров в 2024-2025 учебном году.
3.Поделился опытом работы учитель физической культуры СШ №3 Жук В.В.
4.Итоги проведения Спартакиады школьников «Президентские старты» в 2023-2024 учебном году.
5.Положения о проведении Спартакиады школьников «Президентские старты» в городе Когалыме в 2024 – 2025 учебном году.
1. Слушали: руководителя ГМО учителей физической культуры Сорокину А.Ш. с докладом « Анализ работы ГМО за 2023-2024 учебный год и задачи на 2024-2025 учебный год».
Решили : Все учителя пришли к единогласному решению работать по новой теме.
2.Слушали :руководителя ГМО учителей физической культуры Сорокину А.Ш. по итогам аттестации в 2023-2024 уч.году
Аттестовались на первую квалификационную категорию 2023-2024 уч.году:
1) Слюсарь А.Д - учитель физкультуры МАОУ «СШ № 6»
2) Перевалов Е.Д.- педагог организатор по ОБЖМАОУ «СШ №6»
Аттестовались на высшую квалификационную категорию в 2023-2024уч.году
Дмитренко А.В.- учитель физкультуры МАОУ «СШ №6»
Замараева Е.В.- учитель физкультуры МАОУ «СШ №5»
Аттестуются на высшую квалификационную категорию 2024-2025 учебном году:
1) Самарин А.Н.- учитель физкультуры МАОУ «СШ № 6»;
2) Жук В.В - учитель физкультуры МАОУ «СШ № 3»
Храбрых С.И..- учитель физкультуры МАОУ «СШ № 1»
Храбрых И.И..- учитель физкультуры МАОУ «СШ № 1»
Ильясова О.Р.- учитель физкультуры МАОУ «СШ № 1»
Ворона А. -педагог организатор по ОБЗР МАОУ «СШ №6» МАОУ «СШ № 1»
3.Слушали: учителя физической культуры МАОУ «СШ №3» Жук В.В.. с представлением опыта работы: «Использование цифрового образовательного контента и Цифрового помощника учителя. ИКОП «Сферум».
4.Слушали: главного судьи спартакиады с докладом с докладом: «Итоги проведения Спартакиады школьников «Президентские старты» в 2023-2024 учебном году».
В прошедшем году было проведено 18 соревнований, на которых приняли участие 119 команд и 1026 участников. В состязаниях «Многоборье ГТО» (и легкая атлетика) приняли участие все учащиеся школ города, на которых согласно Положение Спартакиады учащихся судейство соревнований должно было осуществляться сотрудниками «Центра тестирования ВФСК ГТО» г. Когалыма во главе с ее руководителем .За время проведения Спартакиады было много споров, несогласий с действиями судей, не санкционированных переносов соревнований, но ни одного протеста не подавалось.
Решили: судейство многоборье и легкая атлетика в рамках ВФСК «ГТО» будет, проводится судейской коллегией из состава ГМО учителей физической культуры разных ОО г. Когалыма.
5.Слушали: руководители ШМО учителей физической культуры приняли решение проводить Спартакиаду учащихся образовательных организаций города Когалыма «Президентские старты» в рамках Всероссийских спортивных соревнований школьников в 2024 – 2025 учебном году по следующей программе: Шахматы заменить футболом в 1ступени и 2 ступени, в 3 ступени баскетболом юноши и 4 ступень волейбол девушки
Общекомандное место каждой ступени определяется по наименьшей сумме очков (занятых мест) набранных в командных видах программы.
В первой и во второй ступенях учет ведется по 3 (трем) лучшим результатам, в третьей и четвертой ступенях учет ведется по 4 (четырем) лучшим результатам по видам программы. Не участие сборной команды ступени в одном из видов программы в данном виде определяет команде 10 (десятое) место.
Занятое место соответствует количеству набранных очков, а в случае равенства этих показателей - по наибольшему количеству первых, вторых, третьих и т. д. мест, занятых в командных зачетах по видам спорта в данной ступени.
Общекомандное место каждой команды-школы в «Президентских стартах» определяется по наименьшей сумме очков (занятых мест) набранных во всех ступенях. Занятое место соответствует количеству набранных очков.
В случае равенства очков у двух или более команд-школ, преимущество получает команда-школа, имеющая наибольшее количество первых, вторых, третьих и т. д. мест, занятых в командных зачетах по видам спорта.
Решили: 1.Главным судьям по видам спорта (состязаний), отменять или переносить сроки проведения соревнований на другие даты без согласования с управлением образования Администрации города Когалыма, Управлением культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Когалыма, отделом спортивных мероприятий МАУ «Дворец спорта» и главным судьей соревнований строго запрещается; 2.Все виды Спартакиады проводятся в субботние дни с 14.00 часов и в будние дни с 15.00 часов. В воскресные дни спартакиадные виды не проводятся. 3.В воскресные дни проводится только тестирование ВФСК «ГТО» вне зачет Спартакиады учащихся «Президентские старты».
Руководитель ГМО учителей физической культуры и ОБЖ _________ /Сорокина А.Ш /
Секретарь _______________________ /Слюсарь А.Д.. /
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчет деятельности ГМО в 2020-2021 учебном году
Методическая тема МО: «Использование новых информационных, здоровье сберегающих и дистанционных технологий в образовательном процессе».
Цель: Формирование профессиональной компетентности педагога через освоение современных образовательных технологий и системно – деятельностного подхода в обучении физической культуры и ОБЖ.
Задачи:
1.Создание условий для успешного усвоения учащимися учебной программы по физической культуре и ОБЖ;
2.Повышение квалификации учителей физической культуры и ОБЖ в рамках реализации тем самообразования.
3.Формирование условий для сохранения и укрепление здоровья обучающихся в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в учебный процесс и проведения Спартакиады школьников «Президентские старты» и Спартакиады допризывной молодежи с учётом их возрастных физиологических способностей и с физиолого-гигиеническими нормативами.
4. Внедрение в учебный процесс новых информационных и дистанционных технологий
Сроки проведения МО:
I заседание | Сентябрь 2020г. |
II заседание | Октябрь 2020г. |
III заседание | Декабрь 2020г. |
IV заседание | Март 2021г. |
V заседание | май 2021г. |
Работа в межсекционный период:
- Подготовка и проведение I-II этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские старты» в городе Когалыме (2020 – 2021 учебный год).
- Организация и проведение Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и ОБЖ.
- Участие в школьных и городских мероприятиях, педагогических советах и конференциях. Участие в конкурсах профессионального мастерства.
- Инновационная деятельность в образовательном процессе. Проведение открытого урока, мастер класса, семинара.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Результат мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Информационная деятельность | В течении года | Ибрагимова А.Ш. , Руководители ШМО | ГМО, ШМО,Семинары, вебинары | |
Аналитическая деятельность | Ноябрь-Декабрь | Ибрагимова А.Ш., Руководители ШМО | Олимпиада | |
Организационно-методическая деятельность | В течении года | Ибрагимова А.Ш. , Руководители ШМО | Соревнования | |
Организация работы по самообразованию | В течении года | Ибрагимова А.Ш. , Руководители ШМО | Семинары, публикации | |
Внеурочная деятельность по предмету | В течении года | Ибрагимова А.Ш. , Руководители ШМО | Соревнования | |
Работа с молодыми или вновь прибывшими специалистами | В течении года | Ибрагимова А.Ш. , Руководители ШМО | Посещение уроков, участие в вебинарах. | |
2. |
- График заседаний городского методического объединения
№ п/п | Время проведения | Содержание заседания (повестка дня, программа семинара и т.д.) | Место проведения (школа, кабинет) |
1 | 25.09.2020 | Анализ работы за 2019-2020уч.год. План-работы на 2020-2021уч год | На платформе ZOOM |
2 | 15.10.2020 | Подготовка на ШЭ Олимпиаде, Научная деятельность | На платформе ZOOM |
3 | 04.12.2020 | Подготовка к МЭ Олимпиаде | На платформе ZOOM |
4 | 23.03.2021 | Утверждения тренерского состава на КЭС Баскет | На базе СК Юбилейного |
5 | 26.05.2021 | Итоги спартакиды 2020-2021 уч.года | ИРЦ (318) |
- Характеристика кадрового состава ГМО (для ГМО учителей физической культуры и ОБЖ):
№ п/п | Кол-во педагогов | Место работы | Категория |
1 | 5, из них учителей физической культуры -4, педагог-дополнительного образования ОБЖ-1. | МАОУ СОШ №1 | 3–высшая категория,1– первая. 1 – не имеет |
2 | 6, из них учителей физической культуры -5, педагог-дополнительного образования ОБЖ-1. | МАОУ «Средняя школа №3» | 3– высшая категория, 2 – первая, 1 – не имеет |
3 | 6, из них учителей физической культуры -5, педагог-дополнительного образования ОБЖ-1. | МАОУ «Средняя школа №5» | 3– высшая категория, 3 – первая. |
4 | 7, из них учителей физической культуры -6, педагог-дополнительного образования ОБЖ-1. | МАОУ «Средняя школа №6» | 1– высшая категория, 3 – первая, 2 – не имеет |
5 | 9, из них учителей физической культуры -7, педагог-дополнительного образования ОБЖ-1, педагог -дополнительного образования -1. | МАОУ «СОШ №7» | 4– высшая категория, 2 – первая, 2 –соответствие, 1- не имеет |
6 | 7, из них учителей физической культуры -6, педагог-дополнительного образования ОБЖ-1. | МАОУ «СОШ №8» | 2– высшая категория, 3 – первая, 1- соответствие, 1-не имеет. |
7 | 4, из них учителей физической культуры -1, педагог-дополнительного образования ОБЖ-1. | Школа-сад №10 | 2–высшая категория,2– первая. 1 – не имеет |
- Информация о прохождении аттестации (на конец уч. года)
№ п/п | Запланировано на начало уч.года | Прошли на конец учебного года |
1 | 2 | 3 |
Соответствие – 0 1 кв.к.-2 Выс. Кв.к.-7 | Соответствие – 0 1 кв.к.-2 Выс. Кв.к.-5 |
Вывод:
- Информация о взаимопосещении (на конец уч. года)
№ п/п | Проведение урока | Посещение урока | Цель посещения | Сроки посещения | ||
ФИО учителя | Наименование ОО | ФИО учителя | Наименование ОО | |||
1 | Орехова Е.В. | МАОУ СШ №8 | Чурашова М.Ю. | МАОУ «СОШ №7» | Оказание методической помощи. | 21.12.2020 |
2 | Замараева Е. | МАОУ СШ№5 | Сухарев А.С. | МАОУ СШ№6 | Обмен опытом | 18.01.2021 |
3 | Ибрагимова А.Ш. | МАОУ СШ№6 | Жук В.В. | МАОУ СШ№6 | Оказание методической помощи. | 09.02.2021 |
4 | Ильсова О.Р | МАОУ СОШ №1 | Сафин Р.А. | Школа-сад №10 | Обмен опытом | 10.08.2021 |
Вывод: было запланировано 4 урока, посетили 4.
- Информация о проведении открытых уроков/занятий (на конец уч. года)
№ п/п | ФИО учителя | Квалификационная категория | ОО | Тема урока | Класс | Цель | В рамках какого мероприятия проводится урок | Сроки проведения урока |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | . | 1 | ||||||
Вывод: было запланировано 0 уроков, посетили 0
- О проведенных мероприятиях (на конец уч. года)
№ п/п | Форма мероприятия | Тема мероприятия | Дата проведения | Количество участников | Ответственные |
1 | Соревнования | “Лыжные гонки” среди уч. 5-6, 7-8 классов. В зачет спартакиады школьников “Президентские старты” | 03.04.2021 | 65 | Анашкин А.Г. Ибрагимова А.Ш. |
2 | Соревнования | “Многоборье ГТО” среди уч. 2-4, 5-6,7-8,9-11 классов. В зачет спартакиады школьников “Президентские старты” | 17.04.2021 | 280 | Березина С.Д. Ибрагимова А.Ш. |
3 | Соревнования | “Шахматы” среди уча-ся 2-4,5-6,7-8,9-11 классов. В зачет спартакиады школьников “Президентские старты” | 10.042021, 24.04.2021 | 140 | Литвинов Ю.Ю. Ибрагимова А.Ш. Березина С.Д. |
4 | Соревнования | “Весёлые старты” среди учащихся 2-4 классов. В зачет спартакиады школьников “Президентские старты” | 24.04.2021 | 70 | Березина С.Д. Ибрагимова А.Ш. |
5 | Соревнования | “Легкоатлетическая эстафета” среди уч-ся 9-11 классов. В зачет спартакиады школьников “Президентские старты” | 09.05.2021 | 80 | Анашкин А.Г. Березина С.Д. Ибрагимова А.Ш. |
6 | Турнир | Открытый турнир по “Баскетболу” среди сборных девушек и юношей. | 22.05.2021,23.05.2021, 29.05.2021,30.05.2021 | 50 | Андрущенко А.Н. |
Вывод: было запланировано 6, проведено 6
- Проведение предметных недель в общеобразовательных организациях
№ п/п | Наименование ОО | Сроки проведения |
1 | МАОУ СОШ №1 | С 5 по10 апреля |
2 | МАОУ Средняя школа №3 | С 16 по 201 ноября |
3 | МАОУ Средняя школа №5 | С 5 по 10 апреля |
4 | МАОУ Средняя школа №6 | С 1 по 8 марта |
5 | МАОУ “СОШ №7” | С 1 по 8 марта |
6 | МАОУ Средняя школа №8 | С 15 по 20 февраля |
7 | Школа-сад №10 | С 15 по 20 февраля |
- Информация о творческой активности учащихся
Результаты предметных олимпиад
Этапы | Предмет | Количество участников | Кол-во победителей | Кол-во призёров | Школа, параллель |
Муниципальный | Физическая культура | 74 | 11 | 14 | СОШ№1 ,7кл,8кл,9кл.,10кл,11кл Сш№3, 9кл. СОШ№8,7кл,8кл,9кл,10кл. Школа-сад №10, 7кл,8кл,9кл,10кл,11кл. |
Региональный | Физическая культура | 7 | 0 | 0 | СОШ №1, Школа- сад №10 |
Всероссийский | |||||
Международный |
Динамика участия в дистанционных предметных олимпиадах за 2020-2021 уч.год
Учебный год | Предмет | Количество участников | Количество победителей | ||
Региональный этап | Всероссийский этап | Международный этап | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 |
2019-2020 | Физическая культура | 26 | 24 | 2 | |
2020-2021 | Физическая культура | 43 | 29 | 14 |
Итоги участия в интеллектуальных, творческих и других очных конкурсах
Уровень | Название конкурса, проекта | Количество участников | Школа, параллель | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Муниципальный этап | Конкурс “Лучший по предмету Физическая культура” | 1 | МАОУ СШ№8, 4 кл. | лауреат |
Региональный этап | “Лучший по предмету Физическая культура” | 17 | МАОУ СОШ№1 4кл., 11кл. СОШ№7 11кл. СШ№3 9-11 кл СШ №5 4кл., 11кл. СШ №6 9кл | Участники Участники 6 место Участники Участники |
Всероссийский этап | ||||
Международный этап |
- Информация о творческой активности педагогов по итогам учебного года
Участие педагогов в конкурсах, проектах
Уровень | Название конкурса, проекта | ФИО участника | ОО | Победитель, место |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Муниципальный | ||||
Региональный | ||||
Всероссийский | Педагогический конкурс | Ибрагимова А.Ш. | МАОУ СШ№6 | Победитель 2 место |
Международный |
Участие педагогов в методических мероприятиях
Уровень | ФИО участника | Название мероприятия | Форма участия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Муниципальный | Ильясова О.Р., Храбрых И.И., Храбрых С.И. СШ№3 Тимерханова Е.Ф. Жук В.В. Гарипов И.Ф. Сафонова А.А СШ№8 Орехова Е.В., Фёдоров С.Ф., Байбурина Л.Н., Асабина И.В. СОШ№7 Чурашова М.Ю., Хафизова В.Р., Асабин А.А., Дмитренко И.В. | Семинар. “Нетрадиционные формы и средства обучения на уроках физической культуры” Семинар. ”Дистанционная физическая культура- Не миф ,а реальность.” Семинар. “Особенности организации урока физической культуры в условиях дистанционного обучения” Семинар. “Современные педагогические технологии на уроках физической культуры” | Дистанционное , платформа ZOOM. Дистанционное , платформа ZOOM Очно Дистанционно.. платформа ZOOM |
Региональный | СОШ№1 Ильясова О.Р., Храбрых И.И., Храбрых С.И. СШ№3 Тимерханова Е.Ф. Жук В.В. Гарипов И.Ф. Сафонова А.А. СШ №6 Ибрагимова А.Ш., Серкина А.Р. | Семинар. “Нетрадиционные формы и средства обучения на уроках физической культуры” Семинар. ”Дистанционная физическая культура- Не миф ,а реальность”. Вебинар. “ Как перевести любопытство в любознательность” | Дистанционное , платформа ZOOM. Дистанционное , платформа ZOOM. Дистанционное , платформа ZOOM |
Всероссийский | СШ№5 Замараева Е.В., Хисамутдинов В.М., Слесорева А.Н.,Тимерханова И.Т.,Мухамедьянов А.А. | Семинар “Пеший поход” | Дистанционное , платформа ZOOM |
Международный |
Разработка методических материалов
ФИО педагога | Наименование методического продукта | Цель | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
Публикации педагогов
ФИО автора | Название публикации | Место публикации | Ссылка |
Орехова Е.В. Ибрагимова А.Ш. | “Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры” Здоровьесберегающие технологии в образовании (pedcom.ru) | Публикация в рамках региональной педагогической конференции “ Инновационное развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров” Педагогические конкурсы |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Учебный процесс как системообразующий компонент в структуре физического воспитания школьников
Современная школа сегодня - это активно, особенно в последнее десятилетие, развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся. На протяжении всего периода ее функционирования эта система, ранее считавшаяся одной из лучших в мире по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализации его двигательного потенциала, сегодня не справляется со своей основной задачей - оздоровлением учащихся.
Школьная программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако научные исследования (Кончиц Н.С., Бойков Е.П.), подтвержденные практическим опытом, показывают, что путь становления двигательных умений и навыков, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требует значительно большего времени, чем это предусмотрено школьной программой.
Другими словами, недостаточная физическая нагрузка минимизирует этот эффект и негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16 % выпускников школ.
Известно, что любой образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, состоящую из определенных системообразующих компонентов. По мнению Симонова В.П. [18], «всякая педагогическая система есть, прежде всего, система деятельностная, а бесцельной деятельности просто не бывает».
Урок физической культуры в школе как основная форма физического воспитания учащихся не является исключением и представляет собой целостную педагогическую систему с аналогичной иерархической цепочкой основных ее компонентов. Отечественными учеными (Матвеевым А.П., Петровой Т.В., Бальсевичем В.К., Ляхом В.И., Кофманом Л.Б., Холодовым Ж.К., Кузнецовым В.С. и др.) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества.
Научить ребенка какому-либо двигательному действию или движению несложно. Вопрос - «Зачем этому учить?». Зачем, например, учить девочек лазанию по канату или опорному прыжку через гимнастического козла, которого они, как правило, панически боятся? Зачем, скажем, учить мальчиков стойкам на голове с опорой на руки, на лопатках, «ласточке» в гимнастических комбинациях или опорному прыжку через гимнастического коня и т.д.? Почему именно этим упражнениям надо учить, а не другим? Только потому, что они включены в программный материал, а другие нет! Сегодня в арсенале физической культуры масса физических упражнений, более доступных и эмоционально более интересных для учащихся. Чего должно быть больше или меньше? Где пределы необходимого и желаемого? И, наконец, какова стоимость осваиваемых детьми упражнений жестко регламентированного программного материала, если уровень состояния здоровья детей разный?
Ребенок, стремящийся освоить то или иное движение, не может его выполнить в силу объективных причин, к которым, чаще всего, относятся индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх. В первую очередь ребенок начинает испытывать, психологический дискомфорт: его заставляют выполнять это действие, стыдят, сравнивают с другими, более успешными учениками, ставят «двойки» в журнал, над ним начинают смеяться одноклассники. В ответ у ребенка срабатывает естественная защитная реакция-инстинкт самосохранения. Он начинает искать лазейки, чтобы не делать этого: лжет, несет «липовые» справки от врача об освобождении, у него осложняются взаимоотношения как с учителем, так и со сверстниками и т.д.
Фатальная «неуспешность» снижает у него мотивацию к таким занятиям. В результате у ребенка формируется комплекс неполноценности, что влечет за собой расстройство нервной системы, а за ней, как правило, и различные нарушения функций физиологических систем организма. Следовательно, цена, которую дети платят за освоение различных двигательных умений и навыков программного материала по физической культуре - показатели их здоровья, динамика которых (согласно статистике) оставляет желать лучшего.
Если рассматривать соотношение удельного веса часов раздела «Гимнастика» с другими разделами школьной программы по физической культуре, скажем, «Спортивные игры» или «Легкая атлетика», с позиции их эффективности и целесообразности, то выводы будут не в пользу первого. Гимнастика, как превалирующий раздел школьной программы, требует куда более значительных, чем другие разделы, финансовых затрат на приобретение гимнастических снарядов, другого профильного оборудования и их содержания, что экономически крайне сложно в настоящее время по причине ограниченного финансирования учреждений системы образования. Мало эффективным выглядит и соотношение значительного числа гимнастических упражнений (а это, чаще всего, упражнения ациклического или смешанного характера) в сравнении с упражнениями циклического характера по степени воздействия физической нагрузки на организм.
Как показывают многочисленные исследования, именно циклический характер физической нагрузки, наблюдаемый в большинстве легкоатлетических упражнений, упражнений спортивных игр, лыжной подготовки и плавания, значительнее других оказывает оздоравливающее действие на основные органы и физиологические системы организма человека, вызывая положительные сдвиги в развитии. Кроме того, упражнения циклического характера являются более доступными детям и по индивидуальным физическим возможностям, и по техническим характеристикам этих упражнений. Что же касается эмоциональности восприятия физической нагрузки этих упражнений, то, в зависимости от подачи их педагогом, они не уступают гимнастическим упражнениям.
Таким образом, существующая в настоящее время в школьных программах физического воспитания жесткая регламентация двигательного материала и его ограничение на физкультурных занятиях существенно затрудняет деятельность учителя физической культуры в подборе упражнений, снижая тем самым мотивацию учащихся к реализации естественной биологической потребности в движениях.
В последнее время в организации физкультурных занятий в группу задач образовательной направленности, наряду с «научением» двигательным умениям и навыкам, все чаще стала входить группа задач так называемой развивающей направленности. Однако мы полагаем, что «развитие» как процесс является стратегически более емким, чем относительно локальный в сравнении с ним процесс «научения» непосредственно движениям в контексте группы образовательных задач. Именно «развитие», на наш взгляд, задает то самое целевое направление, в результате которого в организме ребенка происходят качественные сдвиги определенных психофизиологических структур (формируется системный структурный след), что и обеспечивает его поступательную динамику.
Учитывая тенденцию снижения уровня состояния здоровья современных детей и подростков, особенно в последнее десятилетие, недопустимо ошибочным, по нашему мнению, является отсутствие в комплексе групп задач урока физической культуры задач оздоровительной направленности. Данное положение, во-первых, противоречит целевой установке любой программы по физической культуре, где в объяснительной записке выделено «…сохранение и укрепление здоровья ученика…». И, во-вторых, именно эта группа задач, в зависимости от задаваемой педагогом физической нагрузки, в первую очередь способствует сохранению и укреплению основных жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем организма ребенка (сердечно-сосудистой и дыхательной), опорно-двигательного аппарата, и прежде всего осанки
Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.
Система физического воспитания - это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан.
Физическое развитие-процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни.
Признаками, характеризующими развитие, являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др., а также степень развития физических качеств, способностей и функциональных возможностей человека.
Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания.
На сегодняшний день формы занятий очень разнообразны. Между тем, изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, а так же, снижает качество решения задач физического воспитания. Это обстоятельство обусловливает необходимость всемерного развития и использования всех форм физического воспитания учащихся все зависимости от количества занятий.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственно программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы.
На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.
Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического воспитания, являются следующие:
- Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением общеобразовательных задач.
- Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся.
- Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки.
- Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Уроку присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели обучения в школе - подготовки всех учащихся к самостоятельной трудовой жизни, формирования у них потребности и умений регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни.
Построение такого обучения обусловливает необходимость выполнения определенных требований к современному уроку физической культуры. Учитель обязан обеспечить высокий идейный уровень каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью учащихся в будущем.
Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков.
Современный урок отличает хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся. Учитель последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля, добивается формирования культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону.
Непременным условием эффективности является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока.
Учителю следует обеспечить функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств.
Высокие требования предъявляются к условиям проведения уроков, как учебно-материальным, так и гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим.
Все эти требования вытекают из общих и методических принципов физического воспитания и являются обязательными при проведении уроков во всех классах.
Результатом деятельности детей, направляемой учителем, являются изменения в физическом и психическом состоянии учащихся, в их знаниях, умения, навыках и поведении. Эти внутренние процессы и изменения, вызванные организованным выполнением физических упражнений, составляют еще одну сторону содержания урока физической культуры.
Содержание урока планируется учителем. Но педагог не может заранее предвидеть все детали рабочих ситуаций и условий, складывающихся в процессе его совместной работы с детьми. Поэтому в практике работы различают содержание урока проектируемое и реально сложившееся в процессе его проведения.
Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательного процесса.
Логика учебно-воспитательного процесса требует:
- Последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность;
- Постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности;
- Последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач;
- Обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся.
Это обусловило разделение урока на три части: подготовительную, основную и заключительную.
После первого этапа - деления урока на части - наступает второй этап построения урока - определение физических упражнений и их последовательности.
Решающим, третьим этапом структуры урока является определение взаимосвязанной последовательности действий педагога и занимающихся при решении каждой педагогической задачи, применении каждого упражнения, определении методов и методических приемов, используемых в процессе проведения урока. Сюда же относятся организации подгрупп, определение им заданий, порядок смены мест занятий, установка снарядов, раздача и сбор инвентаря, т.е. вспомогательные действия, используемые на данном уроке.
Определение задач урока. С каждого урока дети должны уносить новые знания, умения, должны видеть, что улучшается их физическое развитие.
Это достигается путем постановки конкретных задач на каждый урок. Все задачи, исходя из их направленности, принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Решение воспитательных задач дает учащимся знания и навыки выполнять физические упражнения, а также умениями применять их.
Решение оздоровительных задач предусматривает обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятия наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм.
Решение воспитательных задач обеспечивает положительное влияние занятий физическими упражнениями на развитие моральных и волевых качеств личности учащегося.
Образовательные задачи определяют содержание процесса обучения, дают целенаправленную установку учебной деятельности, позволяют предположить конкретный результат урока. Но этот эффект будет достигнуть только при условии их точной формулировки.
Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентирует учащихся, не способствует их активизации.
Конкретной является такая задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. Наиболее конкретной является задача научить, и к ее постановке учителю нужно стремиться. В связи с этим он должен на каждый урок планировать такую дозу материала, которую могли бы усвоить учащиеся. Кроме того задачи урока могут формироваться словами «ознакомить» (например, с правилами соревнований, нормативами) и «оценить» выполнение отдельных упражнений или комбинаций.
Параллельно с решением образовательных задач учитель ставит и оздоровительные задачи. Для этого он осуществляет целый ряд мероприятий, благоприятно воздействующих на организм занимающихся. В этом плане большое значение имеют правильное дозирование нагрузки, надлежащие гигиенические условия проведения занятий, их организация на свежем воздухе, требования к форме учеников. Особое внимание следует уделить осанке и дыханию занимающихся.
Ученикам, освобожденным от занятий по состоянию здоровья, пропустившим несколько занятий, отнесенным в специальные медицинские группы, имеющим врожденные физические дефекты следует уделять особое внимание, и они требуют особой организации занятий.
Уроки физической культуры имеют большие возможности влиять на становление личности ученика. Если учитель ставит определенные образовательные задачи и выполняет их - то можно получить колоссальные результаты, если же развитие личности идет стихийно и хаотично, то эффект может быть даже отрицательным.
Успех урока предопределяется уже в процессе подготовки к нему, однако следует помнить о том, что некоторые ситуации не всегда могут быть предусмотрены и требуют перестройки урока в процессе проведения. Опыт и знания учителя помогают оценить и разрешить сложившуюся ситуацию.
Положительная эмоциональная обстановка на уроке обеспечивает каждому возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса.
Новизна такого урока достигается своеобразной организацией класса: изменением начала урока, места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки. В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д. Например, при изучении акробатических упражнений ученики не просто выполняют перекаты, кувырки, а вырабатывают навыки сохранения равновесия тела в необычных условиях, умения ориентироваться в безопорном положении в условиях невесомости, развивают устойчивость организма к укачиванию.
Организация двигательного режима школьников на фоне современной интенсификации образовательного процесса, как никогда, требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития детского организма.
В связи с этим серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки школьников в учебно-воспитательном процессе.
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет педагогические аспекты.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Цель: Повышение образовательных компетенций в области физкультурного образования.
В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
- Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.
- Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
- Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
- Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
- Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
- Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни школьников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни школьников на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.