Методическая копилка

Гараева Зульфия Равиловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 36 «Яблонька»

Среднесрочный проект «Память Земли» в старшей группе.

                                                                                               Автор: Гараева З.Р.

Сургут,2023г.

Введение.

Актуальность: Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.                                 Всё более актуальной становится проблема борьбы с мусором и бытовыми отходами, загрязнением окружающей среды. Бытовые отходы могут быть использованы на благо людям, они, по большей части, не подлежат выбросу на свалку, их можно сортировать и перерабатывать. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.                                        Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.                                Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой. Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.                                                                Тема проекта возникла не случайно. Дети в нашей группе часто начали приносить в группу игрушку динозавров. Как оказалось, они мало знали про них. Все началось  с игрушки. Постепенно мы начали читать энциклопедии про динозавров, рассматривать иллюстрации по теме динозавров,  эта тема плавно перетекла на других обитателей древнего мира. Естественно появилось много вопросов: «Как современные люди узнали об их существовании и как их нашли?», «Что еще можно найти под землей?» .Узнали много интересного о профессии археолога, сами дети побывали в роли археологов. Ребята поняли, что  живущие на Земле люди всегда оставляют следы своего пребывания и деятельности. Пепел от костра, горевшего тысячи лет назад, каменный топор, крошечная бусинка, черепок от посуды, прекрасная статуя — все это предметы, которые помогают ученым судить о прошлом человечества. Профессия археолога очень заинтересовала детей, они начали вести раскопки даже на прогулке. Находили много интересного. Находили и монетки, и игрушки, но чаще всего они находили мусор.  Дети были расстроены, тем что они не находят ничего интересного… Раскопки на прогулках подвели нас к проблеме. Проблема заключалась в том, что на участке, вернее под землей на нашем участке очень много мусора. Одна девочка ответила на мой вопрос , («Как вы думаете, что найдут наши потомки после нас?») : - Мусор!                                                        Проект «Память Земли» даёт возможность детям заниматься тем, что их интересует; нарабатывать простейшие исследовательские методики и навыки; расширяет кругозор и учит детей не замыкаться в данном опыте, выходить за его границы; учит улавливать взаимосвязи конкретного изучаемого предмета с окружающими объектами и средой; и этим приближает детей, занятых в проекте к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира. Это и есть первые шаги юных натуралистов на территорию научного поиска и новых открытий.                                                                                         Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.                                                                                Экологическую культуру необходимо начинать формировать с дошкольного возраста.  Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы. К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходят дети дошкольного возраста. Дети 5-6 лет активно стремятся приобрести новые знания; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Цель проекта: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать, любить и беречь окружающий мир и природу. Сформировать у детей знания о том, какой мы след оставляем на земле.

 Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к природе и животным;                              2.Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с раскопками;                                                                                                                        3. Познакомить с обитателями древнего мира; 

4. Сформировать представление о видах бытовых отходов и их свойствах;

5. Сформировать у детей представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;                                        

6. Развивать познавательные и творческие способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;                        

7. Развивать способности к поисковой деятельности;                                    

8. Развивать логическое и пространственное мышление и внимание, речь, кругозор;

9. Сформировать представления у старших дошкольников, о том, что у земли есть «память»;                                                                                

10. Формировать у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыт;

11.  Воспитать у школьников элементарную культуру поведения, привить бережливое отношение к природе, к материальным ценностям.                                                         .

Формы и методы организации проекта: Практические: наблюдения, подвижные игры, оформление уголка «Мир динозавров» .Словесные: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Наглядные: Выставки, конкурс, рассматривание иллюстраций.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: октябрь, ноябрь.

Участники проекта: дети – педагоги – родители.

Ожидаемый результат: Повышение уровня экологической грамотности детей; сформировать активную нравственно – экологическую позицию личности ребёнка по отношению к окружающему миру: в частности у детей сформируется представление, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; они научатся сортировке мусора; получат положительный опыт вторичного использования бытовых отходов; Заинтересованность родителей проблемой экологического воспитания своих детей.

Продукт проекта.

Выставка работ «И мусор может быть полезен!»

Макет «Мир динозавров».

Этапы реализации проекта.

1.   Подготовительный этап:

Задачи этапа: подбор необходимого материала для разработки и реализации проекта

·      Постановка проблемы.

·      Подбор наглядных пособий.

·      Подбор энциклопедической, художественной литературы.

·      Подбор материалов для проведения исследования.

 ·      Подбор материалов для изобразительной деятельности.

·         Создание материалов для раскопок в песке.

·         Включение родителей в реализацию проекта.

2.      Основной этап:

·         Проведение бесед

·         Чтение художественной литературы

·         Словесные, дидактические, развивающие, игры.

·         Опыты, наблюдения.

·         Проблемно-игровые ситуации.

·          Просмотр мультфильмов.

·         Работа с родителями.

 3.  Завершающий этап.

Задачи: подведение итогов реализации проекта.

1.Выставка работ «И мусор может быть полезен»

2. Создание макета «Мир динозавров».

                            Перспективное планирование работы по проекту.

Образовательная область

Проводимые мероприятия

Сроки реализации

Социально-коммуникативное развитие

«Какой след мы оставим на планете» . Проблемная ситуация, обсуждение с детьми.

4 неделя октября

Акция «Охотники за батарейками». Активизация и вовлечение родителей в проектную деятельность.

3 неделя октября-3 неделя ноября

Художественно-эстетическое развитие

«Мир динозавров». Коллективная работа, лепка методом размазывания с использование бросового материала. Создание макета мира динозавров. Способствовать формированию представлении детей о динозаврах, о временном периоде , в котором жили динозавры.

2 -3 неделя октября

Физическое развитие

Физкультурное развлечение с элементами экологии «Фея и чистый воздух»

3неделя ноября

Речевое развитие

«Почему древние предметы находятся под землей». Беседа с детьми. Формировать умение высказывать свое мнение. Познакомить с  находками археологов. Сформировать представление о том, как археологи узнают  о жизни наших предков. Развивать интерес к науке. Рассказать, кто такие археологи с использованием комплекта «Енотик»

4 неделя октября

Познавательное развитие

Беседа «Удивительный мир динозавров». Рассказ воспитателя, презентация по теме, просмотр энциклопедии. Сформировать представление о мире динозавров, об условиях в которых они жили.

1 неделя октября

«Юный археолог». Использование набора для раскопок «Юный археолог». Из комплекта «Енотик».

2 неделя октября

Свойства материалов. Опыты с бумагой, пластиком, стеклом.

Опытным путем ознакомить детей со свойствами материалов, из которых сделан «мусор». Учить делать выводы.

3неделя ноября

«Сортировка мусора» Сформировать представление о том, что такое и для чего необходима сортировка мусора. Познакомить детей с функциями мусороперерабатывающего завода.

4 неделя ноября

                                                                                                                                                  Приложение

Рассказ «Кто такие динозавры и когда они жили?»

Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу.

Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но со временем среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры.

Во времена динозавров все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке , Антарктиде.

Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.

Потом единственный материк- Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис.

Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.

Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности не было ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник – настоящее «живое ископаемое».

Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части.

Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле.

Меловой период

Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.

Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.


Физкультурное развлечение с элементами экологии «Сказочная Фея и чистый воздух»

Цель: физкультурного развлечения - Поддержание интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижения в области спорта, развитие интереса к спортивным играм и упражнениям

Задачи:

1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

2. Способствовать развитию физических качеств (скоростных, силовых, выносливость и координация);

3. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

4. Формировать навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём

5. Обсуждение и значение пользы чистого воздуха для организма; формирование представлений о пользе утренней гимнастики, дыхательных упражнений и значении двигательной активности в жизни человека и ЗОЖ;

6. Расширение словарного запаса детей; обсуждение пользы физической культуры; поощрение высказываний детей; объяснять правила игр и проводить её анализ;

Оборудование: 2 шляпы, 2обруча, мал. мячи, кегли по кол-ву детей, пластиковые пакеты, коробочки ("мусор")

(Дети разделены на две команды.)

Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня наше физкультурное развлечение будет посвящено экологии

(Заходит в зал Фея и громко чихает)

Ведущий: Что случилось с тобой сказочная Фея? Ты простыла?

Фея: Здравствуйте, дорогие ребята, когда я к вам летела, то видела около вашего села мусорную свалку, а в самом селе много машин и автозаправок. Вот и расчихалась от гари и копоти.

Ребята, а вы знаете, что Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Ой, ребята, а где это мы?

Дети: Это спортзал.

Фея: А что вы здесь делаете?

Дети: Мы здесь занимаемся физкультурой, играем, делаем зарядку, разминку.

Фея: Как здорово, а научите меня делать разминку.

Дети: Да.

(физминутка- Начинаем мы шагать)

Фея: Какая хорошая у нас получилась разминка.

Фея: А чтоб наш город был чистым чего нельзя делать?

Дети: Разбрасывать мусор.

Фея: правильно, давайте же уберем мусор в нашем городе

(Команды встают друг за другом в две колоны).

1. Эстафета «Убери мусор»

Перед каждой командой лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то что может быть подразумевать мусор) по количеству детей в команде. добежать взять мусор и обратно, так все игроки пока не кончится мусор. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно уберет весь мусор.

Фея: молодцы, хорошо справились, а чтоб воздух был чистым, и не было этого жуткого запаха гари и копоти что нужно делать?

Дети: сажать деревья

Фея: правильно, давайте и мы с вами посадим деревья.

2. Эстафета «Посади дерево»

Дети встают в две команды у каждого кегля в руках. По команде дети по одному бегут до ориентира ставят кеглю и обратно, затем бежит следующий и так пока все деревья не будут посажены. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит деревья (кегли должны стоять, не упасть).

Фея: но вот чудеса я начинаю выздоравливать от свежего воздуха. Ребята, а вы знаете, где воздух самый чистый?

Дети: В лесу, в парке.

Фея: А вы, ребята любите гулять в лесу. А правила поведения в нем знаете? Сейчас проверим. Для этого поиграем с вами в игру : «Если я приду в лесок» . Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то кричим «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем конфетку, пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если лес я берегу,

Мусор убираю? (да)

Фея: А мы иногда приходим в лес и что там видим после отдыхающих людей?

Дети: Мусор.

4. Эстафета «Насорил, убери»

У первого участника в руках шляпа, в которой лежат маленькие мячи. По сигналу он бежит к обручу, выкладывает мячи из шляпы (сорит) и бегом возвращается назад, передает шляпу второму участнику. Второй участник бежит к обручу и собирает в шляпу мячи (убирает). Собрав мячи, возвращается к команде, передаёт шляпу следующему

Фея: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня. А теперь давайте немного отдохнем

5. Танец-игра "Вперед 4 шага".

Подведение итогов, награждение победителей.

Фея тебе понравились наши спортсмены?

Фея: Очень понравились, здесь чистая, добрая атмосфера и здоровые спортивные дети. Я желаю вам ребята быть всегда здоровыми и заниматься физкультурой. И еще, сохраняйте воздух чистым. А мне пора к себе, в сказочный лес.

Ведущий: Прощай Сказочная Фея! А вы ребята помните, только в чистом селе живут здоровые, умные и весёлые дети, так что нам с вами нужно больше гулять в лесу, в парках и дышать чистым воздухом.

Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?                                                                Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.                                                                Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования); Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит).

«Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы. Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы(вывод: пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы). Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится.

               «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

Рассматривание металлических предметов;

Опытно-практическая деятельность:металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

 «Ознакомление со свойствами стекла»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла.

прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

Опытно-практическим путем изучить свойства стекла: Рассмотреть изделия из стекла; Найти стеклянные предметы в группе; Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла».

Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.

               Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы. Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

 



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

на тему «Путешествие по солнечной системе»,

для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Цель: создать педагогические условия для знакомства детей подготовительного дошкольного возраста с природными явлениями, совершенствования восприятия и формирования социальной позиции личности в отношении к природе и её ресурсам.

Задачи:

1.Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе; о планетах солнечной системы ; о том, что Солнце – самая большая и близкая к Земле звезда; о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Развивать словесно-логическое мышление.

2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать умение детей моделировать Солнечную систему с использованием условно-символических изображений.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознанное отношение к себе как части природы.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация «Солнечная система», аудиозапись беседы с Землёй, набор для моделирования Солнечной системы (модели планет), настольная лампа, глобус.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Воспитатель: Проходите, встаньте пожалуйста в круг и давайте поприветствуем друг друга.  

Эй друг не зевай,

Быстро руку мне давай.

Круг сомкнулся, ну дела,

Получился хоть куда,

Всем, всем, всем добрый день!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие и поэтому к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь (дети и воспитатель разворачиваются лицом к гостям).

Воспитатель: Молодцы! Вставайте обратно в круг и ответьте на мои вопросы (воспитатель ждет, когда все дети выстроятся и только потом продолжает беседу)

- Ребята, назовите свой адрес? (Ответы детей).

- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей).

- К какому округу относится наш город? (Ответы детей).

- В какой стране мы живем?  (Ответы детей).

- Какие страны вы еще знаете? (Ответы детей).

- На какой планете они расположены? (На планете Земля).

- А где находится сама планета Земля? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, а сейчас обратите внимание на экран (воспитатель и дети поворачиваются к экрану. Включается запись разговора Земли, где она рассказывает о своем место нахождении и приглашает в космос).

2. Основная часть.

Воспитатель: На чем же мы полетим в Космос? (Ответы детей).

Воспитатель: Все верно! Вот и наша ракета (воспитатель обращает внимание на стульчики, стоящие в середине зала и имитирующие ракету).   Проходите. Присаживайтесь. Надевайте шлемы (дети присаживаются на стульчики и надевают шлемы, расположенные на них. Воспитатель тоже присаживается на впереди стоящий стул) Внимание! Прослушаем инструкцию из центра управления космическими полетами (включается запись с инструкцией о соблюдении правил во время полета).

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет готовности (дети считают в обратной последовательности вместе с воспитателем) - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 Пуск! (звучит запись со звуками взлета ракеты, воспитатель вместе с детьми хватается за сиденья стульчика, наклоняется вперед и имитирует взлет)

Воспитатель: Ребята, мы вылетели в открытый Космос (включается проектор, имитирующий звезды). Посмотрите, какая она солнечная система (на экране включается слайд Солнечной системы)

Воспитатель: Обратите внимание на планеты. 

- Какой они формы? (Ответы детей).

- Одинакового ли планеты цвета? (Ответы детей).

- А какие они по размеру? (Ответы детей).

Воспитатель: (далее имитируется полет и на слайде по очереди появляется солнце, а затем планеты в порядке их расположения в Солнечной системе. Воспитатель спрашивает у детей название планеты, спрашивает ее характерные особенности. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает все самостоятельно, дополняя информацию о планетах интересными фактами).

На слайде появляется СОЛНЦЕ.

Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).

Воспитатель: Солнце самая большая, яркая и горячая звезда. Оно находится в центре нашей Солнечной системы. Солнце – это громадный шар из раскаленных газов. Оно является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Вокруг него вращаются планеты и другие небесные объекты. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.

На слайде появляется МЕРКУРИЙ.

Воспитатель: Ребята, как называется эта планета? (Ответы детей).

Воспитатель: Меркурий расположен ближе всего к Солнцу.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли выйти погулять на эту планету? (Нет, потому что эта планета расположена близко к солнцу и на ней очень жарко).

Воспитатель: Действительно, температура на планете Меркурий больше 400 градусов, это очень высокая температура и ничего живого не может существовать при такой температуре.

Воспитатель: А мы летим дальше!

На слайде появляется ВЕНЕРА.

Воспитатель: Как называется планета, расположенная второй от Солнца? (Ответы детей).

Воспитатель: На Венере дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень опасен для человека. Люди давно хотят изучить эту планету, посылают к ней различные летательные аппараты, но сам человек не был на Венере.

На слайде появляется ЗЕМЛЯ.

Воспитатель: Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей).

Воспитатель: Земля - это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.

Воспитатель: Что вы видите вокруг Земли? (Ответы детей. Её окружает слой воздуха – это воздушный океан – атмосфера. Она, как рубашка, защищает Землю).

Воспитатель: Как вы думаете, почему на планете Земле может существовать все живое? (Ответы детей. Планета Земля расположена от Солнца на наиболее удачном расстоянии и поэтому получает от него столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений и животных. Главное отличие планеты Земля от всех других планет – это наличие жизни, воды, рек, морей, лесов и гор).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случится, если не будет Солнца? (Ответы детей. Станет очень холодно и Все замерзнет).

На слайде появляется МАРС.

Воспитатель: Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы. Кто узнал эту планету? (Ответы детей. Это планета Марс).

Воспитатель: На Марсе дуют сильные ветры, мало кислорода.

Воспитатель: Может ли человек жить на Марсе? (Ответы детей. Нет, так как на ней мало кислорода и человек не сможет там дышать).

Воспитатель: Все верно. Человек изучает эту планету с помощью роботов. Планету Марс легко запомнить. Эта планета очень яркая – красного цвета.

На слайде появляется ЮПИТЕР.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется следующая планета? (Ответы детей).

 Воспитатель: Это планета Юпитер. Она очень большая – больше Земли в 318 раз. Юпитер состоит из газов. Твёрдого грунта, на Юпитере нет и поэтому человек еще не смог изучит данную планету. У Юпитера есть красивые кольца, которые, украшают его как пояс.

На слайде появляется САТУРН.

Воспитатель: Обратите внимание, мы пролетаем рядом с планетой Сатурн.

На слайде появляется УРАН

Воспитатель: Ребята, а это планета Уран.

На слайде появляется НЕПТУН.

Воспитатель: А вот и следующая планета – это Нептун. Данная планета названа в честь древнеримского бога морей и океанов. Она на столько далеко расположена от Солнца, что ее полный оборот вокруг Солнца занимает 165 земных лет.

На слайде появляется ПЛУТОН.

Воспитатель: Мы подлетаем к самой далекой и самой маленькая планета – это Плутон.

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Ответы детей. Очень холодно, так как они находятся далеко от Солнца).

Включается аудиозапись сигнала бедствия.

Воспитатель: Слышите?! Это сигнал бедствия! Мы слишком далеко улетели от Земли, у нас остается очень мало кислорода и наш корабль замерзает. Пора возвращаться на Землю!

Воспитатель берет стул и пересаживается во главе корабля.

Внимание! Сели ровно, взялись крепко руками за сиденья стула, закрыли глаза.  Готовы?! Мы сейчас полетим очень быстро!

Включается аудиозапись возврата.

Воспитатель: Полет окончен! Снимем шлемы, выходим из ракеты и идем за мной.

Воспитатель идет первым и приглашает детей к себе, собрав их в круг в центре зала.

Воспитатель: Мы очень долго были в космосе и немного устали. Пришло время отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Звучит динамичная музыка и дети совместно с воспитателем танцуют танец «Я – ракета» (3 раза с ускорением).

Воспитатель: Молодцы! Размялись, а сейчас я приглашаю вас в первую «космическую лабораторию».

Воспитатель: Встаньте пожалуйста рядом, так чтобы было видно всем, толкается и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено.

Воспитатель: Ребята, перед вами космическое панно. Что вы на нем видите? (воспитатель указкой показывает планеты)

Воспитатель: Что это? (ответы детей. Это планеты)

Воспитатель: Верно.

(воспитатель указкой показывает орбиты)

Воспитатель: А это что, как вы думаете? (ответы детей. Это дороги, орбиты).

Воспитатель: Да, вы правы. Это так называемая «дорога для планет», а называется она – орбита. По ней планеты вращаются вокруг солнца и не сталкиваются друг с другом.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как это происходит на модели солнечной системы.

Воспитатель вместе с детьми встают возле стола.

Воспитатель: Прошу вас встать так, чтобы было видно всем и нашим гостям конечно тоже. Не толкаемся и не наваливаемся на стол, а то мы не сможем рассмотреть модель солнечной системы.

Воспитатель демонстрирует модель и сопровождает речь показом.

Воспитатель: Обратите внимание, в центре солнечной системы находится  самая большая звезда – Солнце. А кто помнит, как называется самая быстрая планета? (ответы детей).

Воспитатель: А как называется самая медленная планета? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна планета самая быстрая, а другая самая медленная? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что один круг вокруг солнца равен одному году жизни на нашей планете.

- Вот сколько вам сейчас лет? (ответы детей. 6 лет, 7 лет). 

- Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (ответы детей 6 и 7 раз). 

Воспитатель: Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и кружатся сами вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как вращается Земля? (ответы детей. Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг Земли, но это не так).

Воспитатель: Чтобы подробнее узнать об этом нам необходимо провести опыт, а для этого необходимо пройти во вторую «космическую лабораторию».

(воспитатель вместе с детьми подходят к столу с глобусом и встают вокруг него).

Воспитатель: Встаньте пожалуйста вокруг стола, так чтобы было видно всем вам и нашим гостям. Напоминаю, что толкаться и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено. Будьте внимательны!

(все рассматривают глобус, стоящий на столе. Воспитатель выбирает ребенка и дает ему фонарик, объясняет, что это Солнце. Все слова воспитателя сопровождаются показом).

Воспитатель: Земля движется вокруг Солнца, которое освещает только часть планеты. Вращаясь вокруг своей оси, земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. На освещенной половине земного шара – наступает день, на неосвещенной части Земли – наступает ночь. Поэтому на Земле, как и на других планетах Солнечной системы, происходит смена дня и ночи.

(ребенок кладет фонарик на стол)

Воспитатель вместе с детьми проходит в середину зала и обращает внимание на планеты, лежащие на полу. Воспитатель берет самую большую планету и предлагает детям разобрать остальные.

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас рассыпались планеты. Возьмите пожалуйста каждый по одной и рассмотрите их. Обратите внимание на то, что они все разные и по цвету и по форме. Предлагаю устроить парад планет, что бы все смогли ими полюбоваться. Для этого необходимо встать в одну линию лицом к гостям от самой большой планеты к самой маленькой планете. У меня самая большая планета, я встаю первой, а вы все выстраиваетесь рядом со мной, в порядке убывания.

Включить тихо музыку для фона. Дети выстраиваются в необходимом порядке самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь

  Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Предлагаю поднять все планеты вверх, еще раз показать их гостям. На этом «парад планет окончен».

Воспитатель немного выходит вперед и обращается к детям.

Воспитатель: Сейчас предлагаю разместить  наши замечательные планеты на стене, но выстроив их в правильной последовательности. Так как они расположены в солнечной системе. 

(дети по очереди подходят к воспитателю и отдают планету)

  Воспитатель: У кого уже нет в руках планеты, присаживается на стул.

А теперь присядем на  стульчики.

Все садятся на стульчики, воспитатель присаживается перед детьми.

          Воспитатель: Ребята, у нас сегодня действительно получилось необычное занятие, а настоящее путешествие. Скажите пожалуйста, кому что больше запомнилось? (дети по очереди отвечают).

          Воспитатель: Отлично, спасибо за ваши высказывания ребята.  А еще мне бы хотелось узнать какое у вас осталось настроение после занятия. Для этого предлагаю пройти к нашему звездному небу и разместить на нем «звезды настроения». Если вы сейчас в хорошем, радостном настроении, берите желтую звезду. Если ваше настроение плохое и вам грустно, то ваша звезда будет синего цвета.

(дети выполняют задание. Если вдруг ребенок берет звезду синего цвета, то обратить на это внимание и предложить последующую игру в группе, чтобы ситуация исправилась)

          Воспитатель: Какое замечательное звездное небо у нас получилось! Спасибо вам за занятие и в память о нем, я дарю вам ракеты, чтобы глядя на них, вы еще долго вспоминали наше замечательное космическое путешествие! На этом наше занятие подошло к концу.



Предварительный просмотр:

                 Конспект НОД «Гриб» (вторая младшая группа).

                              Гараева Зульфия Равиловна

Программное содержание.

Задачи:

         Позновательные: Формировать представление детей о природе: о растениях, птицах; обогащать опыт слушания за счет разных малых форм фольклора; развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.                                 Социально-коммуникативные: Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы; развивать игровой опыт ребенка; развивать умение у детей согласовывать свои действия с движениями других6 начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп, самостоятельно выполнять простейшие построения уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя. Формировать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам;  желание внимательно слушать;  способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе.

Форма работы: беседа; подвижная игра: «У медведя во бору», художественное слово, музыкальное сопровождение.

Материалы: Искусственный лес, цветочки, бабочки, грибы, лукошки

                                             

                                                Ход.

 В зал заходит с лукошком Аленушка.

Аленушка: Здравствуйте мои милые, мои хорошие! Я пришла на полянку ягоды, грибы собирать. Солнышко то припекает - ягоды в лесу созревают. Дождичек землю мочит - грибочки из-под земли вылезают, шляпки свои показывают. Хотите со мной в лес пойти? Ягоды Грибочки собирать?

Дети: Да!!!

Аленушка: А вы знаете, какие ягоды в лесу растут?

Дети: клубника, земляника!

Аленушка: Чтобы было не скучно большим и маленьким ножкам до леса шагать, будем мы идти да приговаривать…

Вместе: Большие ноги шли по дороге.                                                                    Топ, топ, топ, топ, топ, топ.                                                                    Маленькие ножки бежали по дорожке (бегут).                                            Топ, топ, топ, топ, топ.

Мальчик или девочка: Пробегу по бору,                                                                                   Тебе ягод наберу!

Аленушка: Вот мы и пришли на полянку. Как здесь красиво, да? Я хочу вам загадки загадать!

          Каждый тонкий стебелек -                                                                Держит алый огонек.                                                                                Разгибаем стебельки -                                                                                Собираем огоньки! (Земляника).

         Маленький, удаленький,                                                                        Сквозь землю прошел,                                                                                 Красну шапочку нашел! (Гриб)

Аленушка: Ой, какие молодцы все!!!

         Все захлопали в ладоши, громче, веселее!                                                Заплясали наши ножки, громче, веселее!                                                        По коленочкам ударили, тише, тише, тише!                                                Ручки, ручки поднимаем, выше, выше!                                                        Завертелись наши ручки, дружно, веселее!                                                Покружились, покружились и остановились.                                                Поклонились!

Включают пение птиц.

Аленушка: Послушайте дети, как красиво поют птички в лесу, Весело!!! Кто ни будь знает потешки про птичек? Арина рассказывает. Молодец Арина!!! Кто еще, какие потешки знает? (Воспитанники рассказывают потешки) Молодцы!!!

Аленушка: Давайте сейчас поиграем!!! Кто будет медведем?

Игра. «У медведя во бору». Играющие располагаются на одной стоне площадки, на другой стороне - медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:

       « У медведя во бору                                                                                Грибы, ягоды беру.                                                                                Медведь рычит,                                                                                        Он на нас сердит».                                                                  После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.

Правила: доходить до берлоги медведя. Не отставать, убегать по окончании слов.

Аленушка: Ой, какие вы молодцы. Весело поиграли! Смотрите, сколько грибочков выросло у нас на поляне! Давайте соберем их?

Выходят 2 детей, остальные хлопают, поддерживают. Игра проводиться 2 раза.

Аленушка: Какие вы быстрые, ловкие. Так быстро собрали!!!Грибочки мы собрали, поиграли. А теперь домой пора. Но прежде, чем пойти домой давайте вспомним что мы делали?(Ответы детей). Куда мы ходили?(Ответы детей). Что собирали(Ответы детей)? Вам понравилась прогулка в лес? Хотите еще раз сходить в лес вместе? Пусть грибочки еще подрастут, ягоды дозревают, а мы еще раз придем все вместе в лес.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

на тему «Путешествие по солнечной системе»,

проводимого в рамках работы межфункциональной команды

по реализации приоритетного проекта муниципальной системы образования «Енотик» в МБДОУ № 36 «Яблонька»

для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Воспитатель: Гараева З.Р.

Цель: Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе посредствам базового набора «Енотик».

Задачи:

1. Расширять знания детей о космосе и космическом пространстве. Обогащать словарный запас детей.

2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать мыслительную и речевую деятельность.

3. Воспитывать умение анализировать свои высказывания.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация «Солнечная система», аудиозапись беседы с Землёй, набор для моделирования Солнечной системы (модели планет); ЕНОТИК, настольная лампа, глобус

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Воспитатель: Проходите, встаньте пожалуйста в круг и давайте поприветствуем друг друга.  

Эй, друг не зевай,

Быстро руку мне давай.

Круг сомкнулся, ну дела,

Получился хоть куда,

Всем, всем, всем добрый день!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие и поэтому к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь (дети и воспитатель разворачиваются лицом к гостям).

Воспитатель: Молодцы! Вставайте обратно в круг и ответьте на мои вопросы (воспитатель ждет, когда все дети выстроятся и только потом продолжает беседу)

- Ребята, назовите свой адрес? (Ответы детей).

- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей).

- К какому округу относится наш город? (Ответы детей).

- В какой стране мы живем?  (Ответы детей).

- Какие страны вы еще знаете? (Ответы детей).

- На какой планете они расположены? (На планете Земля).

- А где находится сама планета Земля? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, а сейчас обратите внимание на экран (воспитатель и дети поворачиваются к экрану. Включается запись разговора Земли, где она рассказывает о своем место нахождении и приглашает в космос).

2. Основная часть.

Воспитатель: На чем же мы полетим в Космос? (Ответы детей).

Воспитатель: Все верно! Вот и наша ракета (воспитатель обращает внимание на стульчики, стоящие в середине зала и имитирующие ракету).   Проходите. Присаживайтесь. Надевайте шлемы (дети присаживаются на стульчики и надевают шлемы, расположенные на них. Воспитатель тоже присаживается на впереди стоящий стул) Внимание! Прослушаем инструкцию из центра управления космическими полетами (включается запись с инструкцией о соблюдении правил во время полета).

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет готовности (дети считают в обратной последовательности вместе с воспитателем) - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 Пуск! (звучит запись со звуками взлета ракеты, воспитатель вместе с детьми хватается за сиденья стульчика, наклоняется вперед и имитирует взлет)

Воспитатель: Ребята, мы вылетели в открытый Космос (включается проектор, имитирующий звезды). Посмотрите, какая она солнечная система (на экране включается слайд Солнечной системы)

Воспитатель: Обратите внимание на планеты. 

- Какой они формы? (Ответы детей).

- Одинакового ли планеты цвета? (Ответы детей).

- А какие они по размеру? (Ответы детей).

Воспитатель: (далее имитируется полет и на слайде по очереди появляется солнце, а затем планеты в порядке их расположения в Солнечной системе. Воспитатель спрашивает у детей название планеты, спрашивает ее характерные особенности. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает все самостоятельно, дополняя информацию о планетах интересными фактами).

На слайде появляется СОЛНЦЕ.

Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).

Воспитатель: Солнце самая большая, яркая и горячая звезда. Оно находится в центре нашей Солнечной системы. Солнце – это громадный шар из раскаленных газов. Оно является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Вокруг него вращаются планеты и другие небесные объекты. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.

На слайде появляется МЕРКУРИЙ.

Воспитатель: Ребята, как называется эта планета? (Ответы детей).

Воспитатель: Меркурий расположен ближе всего к Солнцу.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли выйти погулять на эту планету? (Нет, потому что эта планета расположена близко к солнцу и на ней очень жарко).

Воспитатель: Действительно, температура на планете Меркурий больше 400 градусов, это очень высокая температура и ничего живого не может существовать при такой температуре.

Воспитатель: А мы летим дальше!

На слайде появляется ВЕНЕРА.

Воспитатель: Как называется планета, расположенная второй от Солнца? (Ответы детей).

Воспитатель: На Венере дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень опасен для человека. Люди давно хотят изучить эту планету, посылают к ней различные летательные аппараты, но сам человек не был на Венере.

На слайде появляется ЗЕМЛЯ.

Воспитатель: Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей).

Воспитатель: Земля - это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.

Воспитатель: Что вы видите вокруг Земли? (Ответы детей. Её окружает слой воздуха – это воздушный океан – атмосфера. Она, как рубашка, защищает Землю).

Воспитатель: Как вы думаете, почему на планете Земле может существовать все живое? (Ответы детей. Планета Земля расположена от Солнца на наиболее удачном расстоянии и поэтому получает от него столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений и животных. Главное отличие планеты Земля от всех других планет – это наличие жизни, воды, рек, морей, лесов и гор).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случится, если не будет Солнца? (Ответы детей. Станет очень холодно и Все замерзнет).

На слайде появляется МАРС.

Воспитатель: Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы. Кто узнал эту планету? (Ответы детей. Это планета Марс).

Воспитатель: На Марсе дуют сильные ветры, мало кислорода.

Воспитатель: Может ли человек жить на Марсе? (Ответы детей. Нет, так как на ней мало кислорода и человек не сможет там дышать).

Воспитатель: Все верно. Человек изучает эту планету с помощью роботов. Планету Марс легко запомнить. Эта планета очень яркая – красного цвета.

На слайде появляется ЮПИТЕР.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется следующая планета? (Ответы детей).

 Воспитатель: Это планета Юпитер. Она очень большая – больше Земли в 318 раз. Юпитер состоит из газов. Твёрдого грунта, на Юпитере нет и поэтому человек еще не смог изучит данную планету. У Юпитера есть красивые кольца, которые, украшают его как пояс.

На слайде появляется САТУРН.

Воспитатель: Обратите внимание, мы пролетаем рядом с планетой Сатурн.

На слайде появляется УРАН

Воспитатель: Ребята, а это планета Уран.

На слайде появляется НЕПТУН.

Воспитатель: А вот и следующая планета – это Нептун. Данная планета названа в честь древнеримского бога морей и океанов. Она на столько далеко расположена от Солнца, что ее полный оборот вокруг Солнца занимает 165 земных лет.

На слайде появляется ПЛУТОН.

Воспитатель: Мы подлетаем к самой далекой и самой маленькая планета – это Плутон.

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Ответы детей. Очень холодно, так как они находятся далеко от Солнца).

Включается аудиозапись сигнала бедствия.

Воспитатель: Слышите?! Это сигнал бедствия! Мы слишком далеко улетели от Земли, у нас остается очень мало кислорода и наш корабль замерзает. Пора возвращаться на Землю!

Воспитатель берет стул и пересаживается во главе корабля.

Внимание! Сели ровно, взялись крепко руками за сиденья стула, закрыли глаза.  Готовы?! Мы сейчас полетим очень быстро!

Включается аудиозапись возврата.

Воспитатель: Полет окончен! Снимем шлемы, выходим из ракеты и идем за мной.

Воспитатель идет первым и приглашает детей к себе, собрав их в круг в центре зала.

Воспитатель: Мы очень долго были в космосе и немного устали. Пришло время отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Звучит динамичная музыка и дети совместно с воспитателем танцуют танец «Я – ракета» (3 раза с ускорением).

Воспитатель: Молодцы! Размялись, а сейчас я приглашаю вас в первую «космическую лабораторию».

Воспитатель: Встаньте пожалуйста рядом, так чтобы было видно всем, толкается и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено.

Воспитатель: Ребята, перед вами космическое панно. Что вы на нем видите? (воспитатель указкой показывает планеты)

Воспитатель: Что это? (ответы детей. Это планеты)

Воспитатель: Верно.

(воспитатель указкой показывает орбиты)

Воспитатель: А это что, как вы думаете? (ответы детей. Это дороги, орбиты).

Воспитатель: Да, вы правы. Это так называемая «дорога для планет», а называется она – орбита. По ней планеты вращаются вокруг солнца и не сталкиваются друг с другом.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как это происходит на модели солнечной системы.

Воспитатель вместе с детьми встают возле стола.

Воспитатель: Прошу вас встать так, чтобы было видно всем и нашим гостям конечно тоже. Не толкаемся и не наваливаемся на стол, а то мы не сможем рассмотреть модель солнечной системы.

Воспитатель демонстрирует модель и сопровождает речь показом.

Воспитатель: Обратите внимание, в центре солнечной системы находится  самая большая звезда – Солнце. А кто помнит, как называется самая быстрая планета? (ответы детей).

Воспитатель: А как называется самая медленная планета? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна планета самая быстрая, а другая самая медленная? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что один круг вокруг солнца равен одному году жизни на нашей планете.

- Вот сколько вам сейчас лет? (ответы детей. 6 лет, 7 лет). 

- Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (ответы детей 6 и 7 раз). 

Воспитатель: Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и кружатся сами вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как вращается Земля? (ответы детей. Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг Земли, но это не так).

Воспитатель: Чтобы подробнее узнать об этом нам необходимо провести опыт, а для этого необходимо пройти во вторую «космическую лабораторию».

(воспитатель вместе с детьми подходят к столу с глобусом и встают вокруг него).

Воспитатель: Встаньте пожалуйста вокруг стола, так чтобы было видно всем вам и нашим гостям. Напоминаю, что толкаться и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено. Будьте внимательны!

(все рассматривают глобус, стоящий на столе. Воспитатель выбирает ребенка и дает ему фонарик, объясняет, что это Солнце. Все слова воспитателя сопровождаются показом).

Воспитатель: Земля движется вокруг Солнца, которое освещает только часть планеты. Вращаясь вокруг своей оси, земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. На освещенной половине земного шара – наступает день, на неосвещенной части Земли – наступает ночь. Поэтому на Земле, как и на других планетах Солнечной системы, происходит смена дня и ночи.

(ребенок кладет фонарик на стол)

Воспитатель вместе с детьми проходит в середину зала и обращает внимание на планеты, лежащие на полу. Воспитатель берет самую большую планету и предлагает детям разобрать остальные.

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас рассыпались планеты. Возьмите пожалуйста каждый по одной и рассмотрите их. Обратите внимание на то, что они все разные и по цвету и по форме. Предлагаю устроить парад планет, что бы все смогли ими полюбоваться. Для этого необходимо встать в одну линию лицом к гостям от самой большой планеты к самой маленькой планете. У меня самая большая планета, я встаю первой, а вы все выстраиваетесь рядом со мной, в порядке убывания.

Включить тихо музыку для фона. Дети выстраиваются в необходимом порядке самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь

  Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Предлагаю поднять все планеты вверх, еще раз показать их гостям. На этом «парад планет окончен».

Воспитатель немного выходит вперед и обращается к детям.

Воспитатель: Сейчас предлагаю разместить  наши замечательные планеты на стене, но выстроив их в правильной последовательности. Так как они расположены в солнечной системе. 

(дети по очереди подходят к воспитателю и отдают планету)

  Воспитатель: У кого уже нет в руках планеты, присаживается на стул.

А теперь присядем на  стульчики.

Все садятся на стульчики, воспитатель присаживается перед детьми.

          Воспитатель: Ребята, у нас сегодня действительно получилось необычное занятие, а настоящее путешествие. Скажите пожалуйста, кому что больше запомнилось? (дети по очереди отвечают).

          Воспитатель: Отлично, спасибо за ваши высказывания ребята.  А еще мне бы хотелось узнать какое у вас осталось настроение после занятия. Для этого предлагаю пройти к нашему звездному небу и разместить на нем «звезды настроения». Если вы сейчас в хорошем, радостном настроении, берите желтую звезду. Если ваше настроение плохое и вам грустно, то ваша звезда будет синего цвета.

(дети выполняют задание. Если вдруг ребенок берет звезду синего цвета, то обратить на это внимание и предложить последующую игру в группе, чтобы ситуация исправилась)

          Воспитатель: Какое замечательное звездное небо у нас получилось! Спасибо вам за занятие и в память о нем, я дарю вам ракеты, чтобы глядя на них, вы еще долго вспоминали наше замечательное космическое путешествие! На этом наше занятие подошло к концу. Попрощайтесь с гостями и вас проводят в группу.