Методическая копилка
Для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Яблонька»
Среднесрочный проект «Память Земли» в старшей группе.
Автор: Гараева З.Р.
Сургут,2023г.
Введение.
Актуальность: Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Всё более актуальной становится проблема борьбы с мусором и бытовыми отходами, загрязнением окружающей среды. Бытовые отходы могут быть использованы на благо людям, они, по большей части, не подлежат выбросу на свалку, их можно сортировать и перерабатывать. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой. Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Тема проекта возникла не случайно. Дети в нашей группе часто начали приносить в группу игрушку динозавров. Как оказалось, они мало знали про них. Все началось с игрушки. Постепенно мы начали читать энциклопедии про динозавров, рассматривать иллюстрации по теме динозавров, эта тема плавно перетекла на других обитателей древнего мира. Естественно появилось много вопросов: «Как современные люди узнали об их существовании и как их нашли?», «Что еще можно найти под землей?» .Узнали много интересного о профессии археолога, сами дети побывали в роли археологов. Ребята поняли, что живущие на Земле люди всегда оставляют следы своего пребывания и деятельности. Пепел от костра, горевшего тысячи лет назад, каменный топор, крошечная бусинка, черепок от посуды, прекрасная статуя — все это предметы, которые помогают ученым судить о прошлом человечества. Профессия археолога очень заинтересовала детей, они начали вести раскопки даже на прогулке. Находили много интересного. Находили и монетки, и игрушки, но чаще всего они находили мусор. Дети были расстроены, тем что они не находят ничего интересного… Раскопки на прогулках подвели нас к проблеме. Проблема заключалась в том, что на участке, вернее под землей на нашем участке очень много мусора. Одна девочка ответила на мой вопрос , («Как вы думаете, что найдут наши потомки после нас?») : - Мусор! Проект «Память Земли» даёт возможность детям заниматься тем, что их интересует; нарабатывать простейшие исследовательские методики и навыки; расширяет кругозор и учит детей не замыкаться в данном опыте, выходить за его границы; учит улавливать взаимосвязи конкретного изучаемого предмета с окружающими объектами и средой; и этим приближает детей, занятых в проекте к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира. Это и есть первые шаги юных натуралистов на территорию научного поиска и новых открытий. Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Экологическую культуру необходимо начинать формировать с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы. К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходят дети дошкольного возраста. Дети 5-6 лет активно стремятся приобрести новые знания; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
Цель проекта: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать, любить и беречь окружающий мир и природу. Сформировать у детей знания о том, какой мы след оставляем на земле.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе и животным; 2.Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с раскопками; 3. Познакомить с обитателями древнего мира;
4. Сформировать представление о видах бытовых отходов и их свойствах;
5. Сформировать у детей представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;
6. Развивать познавательные и творческие способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
7. Развивать способности к поисковой деятельности;
8. Развивать логическое и пространственное мышление и внимание, речь, кругозор;
9. Сформировать представления у старших дошкольников, о том, что у земли есть «память»;
10. Формировать у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыт;
11. Воспитать у школьников элементарную культуру поведения, привить бережливое отношение к природе, к материальным ценностям. .
Формы и методы организации проекта: Практические: наблюдения, подвижные игры, оформление уголка «Мир динозавров» .Словесные: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Наглядные: Выставки, конкурс, рассматривание иллюстраций.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: октябрь, ноябрь.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
Ожидаемый результат: Повышение уровня экологической грамотности детей; сформировать активную нравственно – экологическую позицию личности ребёнка по отношению к окружающему миру: в частности у детей сформируется представление, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; они научатся сортировке мусора; получат положительный опыт вторичного использования бытовых отходов; Заинтересованность родителей проблемой экологического воспитания своих детей.
Продукт проекта.
Выставка работ «И мусор может быть полезен!»
Макет «Мир динозавров».
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
Задачи этапа: подбор необходимого материала для разработки и реализации проекта
· Постановка проблемы.
· Подбор наглядных пособий.
· Подбор энциклопедической, художественной литературы.
· Подбор материалов для проведения исследования.
· Подбор материалов для изобразительной деятельности.
· Создание материалов для раскопок в песке.
· Включение родителей в реализацию проекта.
2. Основной этап:
· Проведение бесед
· Чтение художественной литературы
· Словесные, дидактические, развивающие, игры.
· Опыты, наблюдения.
· Проблемно-игровые ситуации.
· Просмотр мультфильмов.
· Работа с родителями.
3. Завершающий этап.
Задачи: подведение итогов реализации проекта.
1.Выставка работ «И мусор может быть полезен»
2. Создание макета «Мир динозавров».
Перспективное планирование работы по проекту.
Образовательная область | Проводимые мероприятия | Сроки реализации |
Социально-коммуникативное развитие | «Какой след мы оставим на планете» . Проблемная ситуация, обсуждение с детьми. | 4 неделя октября |
Акция «Охотники за батарейками». Активизация и вовлечение родителей в проектную деятельность. | 3 неделя октября-3 неделя ноября | |
Художественно-эстетическое развитие | «Мир динозавров». Коллективная работа, лепка методом размазывания с использование бросового материала. Создание макета мира динозавров. Способствовать формированию представлении детей о динозаврах, о временном периоде , в котором жили динозавры. | 2 -3 неделя октября |
Физическое развитие | Физкультурное развлечение с элементами экологии «Фея и чистый воздух» | 3неделя ноября |
Речевое развитие | «Почему древние предметы находятся под землей». Беседа с детьми. Формировать умение высказывать свое мнение. Познакомить с находками археологов. Сформировать представление о том, как археологи узнают о жизни наших предков. Развивать интерес к науке. Рассказать, кто такие археологи с использованием комплекта «Енотик» | 4 неделя октября |
Познавательное развитие | Беседа «Удивительный мир динозавров». Рассказ воспитателя, презентация по теме, просмотр энциклопедии. Сформировать представление о мире динозавров, об условиях в которых они жили. | 1 неделя октября |
«Юный археолог». Использование набора для раскопок «Юный археолог». Из комплекта «Енотик». | 2 неделя октября | |
Свойства материалов. Опыты с бумагой, пластиком, стеклом. Опытным путем ознакомить детей со свойствами материалов, из которых сделан «мусор». Учить делать выводы. | 3неделя ноября | |
«Сортировка мусора» Сформировать представление о том, что такое и для чего необходима сортировка мусора. Познакомить детей с функциями мусороперерабатывающего завода. | 4 неделя ноября |
Приложение
Рассказ «Кто такие динозавры и когда они жили?»
Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу.
Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но со временем среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры.
Во времена динозавров все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке , Антарктиде.
Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.
Потом единственный материк- Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис.
Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.
Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности не было ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник – настоящее «живое ископаемое».
Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части.
Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле.
Меловой период
Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.
Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В
В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.
Физкультурное развлечение с элементами экологии «Сказочная Фея и чистый воздух»
Цель: физкультурного развлечения - Поддержание интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижения в области спорта, развитие интереса к спортивным играм и упражнениям
Задачи:
1. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
2. Способствовать развитию физических качеств (скоростных, силовых, выносливость и координация);
3. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
4. Формировать навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём
5. Обсуждение и значение пользы чистого воздуха для организма; формирование представлений о пользе утренней гимнастики, дыхательных упражнений и значении двигательной активности в жизни человека и ЗОЖ;
6. Расширение словарного запаса детей; обсуждение пользы физической культуры; поощрение высказываний детей; объяснять правила игр и проводить её анализ;
Оборудование: 2 шляпы, 2обруча, мал. мячи, кегли по кол-ву детей, пластиковые пакеты, коробочки ("мусор")
(Дети разделены на две команды.)
Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня наше физкультурное развлечение будет посвящено экологии
(Заходит в зал Фея и громко чихает)
Ведущий: Что случилось с тобой сказочная Фея? Ты простыла?
Фея: Здравствуйте, дорогие ребята, когда я к вам летела, то видела около вашего села мусорную свалку, а в самом селе много машин и автозаправок. Вот и расчихалась от гари и копоти.
Ребята, а вы знаете, что Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Ой, ребята, а где это мы?
Дети: Это спортзал.
Фея: А что вы здесь делаете?
Дети: Мы здесь занимаемся физкультурой, играем, делаем зарядку, разминку.
Фея: Как здорово, а научите меня делать разминку.
Дети: Да.
(физминутка- Начинаем мы шагать)
Фея: Какая хорошая у нас получилась разминка.
Фея: А чтоб наш город был чистым чего нельзя делать?
Дети: Разбрасывать мусор.
Фея: правильно, давайте же уберем мусор в нашем городе
(Команды встают друг за другом в две колоны).
1. Эстафета «Убери мусор»
Перед каждой командой лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то что может быть подразумевать мусор) по количеству детей в команде. добежать взять мусор и обратно, так все игроки пока не кончится мусор. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно уберет весь мусор.
Фея: молодцы, хорошо справились, а чтоб воздух был чистым, и не было этого жуткого запаха гари и копоти что нужно делать?
Дети: сажать деревья
Фея: правильно, давайте и мы с вами посадим деревья.
2. Эстафета «Посади дерево»
Дети встают в две команды у каждого кегля в руках. По команде дети по одному бегут до ориентира ставят кеглю и обратно, затем бежит следующий и так пока все деревья не будут посажены. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит деревья (кегли должны стоять, не упасть).
Фея: но вот чудеса я начинаю выздоравливать от свежего воздуха. Ребята, а вы знаете, где воздух самый чистый?
Дети: В лесу, в парке.
Фея: А вы, ребята любите гулять в лесу. А правила поведения в нем знаете? Сейчас проверим. Для этого поиграем с вами в игру : «Если я приду в лесок» . Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то кричим «нет» !
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем конфетку, пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если лес я берегу,
Мусор убираю? (да)
Фея: А мы иногда приходим в лес и что там видим после отдыхающих людей?
Дети: Мусор.
4. Эстафета «Насорил, убери»
У первого участника в руках шляпа, в которой лежат маленькие мячи. По сигналу он бежит к обручу, выкладывает мячи из шляпы (сорит) и бегом возвращается назад, передает шляпу второму участнику. Второй участник бежит к обручу и собирает в шляпу мячи (убирает). Собрав мячи, возвращается к команде, передаёт шляпу следующему
Фея: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня. А теперь давайте немного отдохнем
5. Танец-игра "Вперед 4 шага".
Подведение итогов, награждение победителей.
Фея тебе понравились наши спортсмены?
Фея: Очень понравились, здесь чистая, добрая атмосфера и здоровые спортивные дети. Я желаю вам ребята быть всегда здоровыми и заниматься физкультурой. И еще, сохраняйте воздух чистым. А мне пора к себе, в сказочный лес.
Ведущий: Прощай Сказочная Фея! А вы ребята помните, только в чистом селе живут здоровые, умные и весёлые дети, так что нам с вами нужно больше гулять в лесу, в парках и дышать чистым воздухом.
Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны? Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги. Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования); Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит).
«Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы. Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы(вывод: пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы). Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится.
«Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Опытно-практическая деятельность:металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;
«Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла.
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла: Рассмотреть изделия из стекла; Найти стеклянные предметы в группе; Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла».
Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
6. «Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
7. «Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
8.«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование. Мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.
Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы. Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
на тему «Путешествие по солнечной системе»,
для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Цель: создать педагогические условия для знакомства детей подготовительного дошкольного возраста с природными явлениями, совершенствования восприятия и формирования социальной позиции личности в отношении к природе и её ресурсам.
Задачи:
1.Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе; о планетах солнечной системы ; о том, что Солнце – самая большая и близкая к Земле звезда; о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Развивать словесно-логическое мышление.
2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать умение детей моделировать Солнечную систему с использованием условно-символических изображений.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознанное отношение к себе как части природы.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация «Солнечная система», аудиозапись беседы с Землёй, набор для моделирования Солнечной системы (модели планет), настольная лампа, глобус.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель: Проходите, встаньте пожалуйста в круг и давайте поприветствуем друг друга.
Эй друг не зевай,
Быстро руку мне давай.
Круг сомкнулся, ну дела,
Получился хоть куда,
Всем, всем, всем добрый день!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие и поэтому к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь (дети и воспитатель разворачиваются лицом к гостям).
Воспитатель: Молодцы! Вставайте обратно в круг и ответьте на мои вопросы (воспитатель ждет, когда все дети выстроятся и только потом продолжает беседу)
- Ребята, назовите свой адрес? (Ответы детей).
- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей).
- К какому округу относится наш город? (Ответы детей).
- В какой стране мы живем? (Ответы детей).
- Какие страны вы еще знаете? (Ответы детей).
- На какой планете они расположены? (На планете Земля).
- А где находится сама планета Земля? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, а сейчас обратите внимание на экран (воспитатель и дети поворачиваются к экрану. Включается запись разговора Земли, где она рассказывает о своем место нахождении и приглашает в космос).
2. Основная часть.
Воспитатель: На чем же мы полетим в Космос? (Ответы детей).
Воспитатель: Все верно! Вот и наша ракета (воспитатель обращает внимание на стульчики, стоящие в середине зала и имитирующие ракету). Проходите. Присаживайтесь. Надевайте шлемы (дети присаживаются на стульчики и надевают шлемы, расположенные на них. Воспитатель тоже присаживается на впереди стоящий стул) Внимание! Прослушаем инструкцию из центра управления космическими полетами (включается запись с инструкцией о соблюдении правил во время полета).
Воспитатель: Начинаем обратный отсчет готовности (дети считают в обратной последовательности вместе с воспитателем) - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 Пуск! (звучит запись со звуками взлета ракеты, воспитатель вместе с детьми хватается за сиденья стульчика, наклоняется вперед и имитирует взлет)
Воспитатель: Ребята, мы вылетели в открытый Космос (включается проектор, имитирующий звезды). Посмотрите, какая она солнечная система (на экране включается слайд Солнечной системы)
Воспитатель: Обратите внимание на планеты.
- Какой они формы? (Ответы детей).
- Одинакового ли планеты цвета? (Ответы детей).
- А какие они по размеру? (Ответы детей).
Воспитатель: (далее имитируется полет и на слайде по очереди появляется солнце, а затем планеты в порядке их расположения в Солнечной системе. Воспитатель спрашивает у детей название планеты, спрашивает ее характерные особенности. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает все самостоятельно, дополняя информацию о планетах интересными фактами).
На слайде появляется СОЛНЦЕ.
Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Солнце самая большая, яркая и горячая звезда. Оно находится в центре нашей Солнечной системы. Солнце – это громадный шар из раскаленных газов. Оно является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Вокруг него вращаются планеты и другие небесные объекты. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.
На слайде появляется МЕРКУРИЙ.
Воспитатель: Ребята, как называется эта планета? (Ответы детей).
Воспитатель: Меркурий расположен ближе всего к Солнцу.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли выйти погулять на эту планету? (Нет, потому что эта планета расположена близко к солнцу и на ней очень жарко).
Воспитатель: Действительно, температура на планете Меркурий больше 400 градусов, это очень высокая температура и ничего живого не может существовать при такой температуре.
Воспитатель: А мы летим дальше!
На слайде появляется ВЕНЕРА.
Воспитатель: Как называется планета, расположенная второй от Солнца? (Ответы детей).
Воспитатель: На Венере дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень опасен для человека. Люди давно хотят изучить эту планету, посылают к ней различные летательные аппараты, но сам человек не был на Венере.
На слайде появляется ЗЕМЛЯ.
Воспитатель: Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей).
Воспитатель: Земля - это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.
Воспитатель: Что вы видите вокруг Земли? (Ответы детей. Её окружает слой воздуха – это воздушный океан – атмосфера. Она, как рубашка, защищает Землю).
Воспитатель: Как вы думаете, почему на планете Земле может существовать все живое? (Ответы детей. Планета Земля расположена от Солнца на наиболее удачном расстоянии и поэтому получает от него столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений и животных. Главное отличие планеты Земля от всех других планет – это наличие жизни, воды, рек, морей, лесов и гор).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случится, если не будет Солнца? (Ответы детей. Станет очень холодно и Все замерзнет).
На слайде появляется МАРС.
Воспитатель: Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы. Кто узнал эту планету? (Ответы детей. Это планета Марс).
Воспитатель: На Марсе дуют сильные ветры, мало кислорода.
Воспитатель: Может ли человек жить на Марсе? (Ответы детей. Нет, так как на ней мало кислорода и человек не сможет там дышать).
Воспитатель: Все верно. Человек изучает эту планету с помощью роботов. Планету Марс легко запомнить. Эта планета очень яркая – красного цвета.
На слайде появляется ЮПИТЕР.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется следующая планета? (Ответы детей).
Воспитатель: Это планета Юпитер. Она очень большая – больше Земли в 318 раз. Юпитер состоит из газов. Твёрдого грунта, на Юпитере нет и поэтому человек еще не смог изучит данную планету. У Юпитера есть красивые кольца, которые, украшают его как пояс.
На слайде появляется САТУРН.
Воспитатель: Обратите внимание, мы пролетаем рядом с планетой Сатурн.
На слайде появляется УРАН
Воспитатель: Ребята, а это планета Уран.
На слайде появляется НЕПТУН.
Воспитатель: А вот и следующая планета – это Нептун. Данная планета названа в честь древнеримского бога морей и океанов. Она на столько далеко расположена от Солнца, что ее полный оборот вокруг Солнца занимает 165 земных лет.
На слайде появляется ПЛУТОН.
Воспитатель: Мы подлетаем к самой далекой и самой маленькая планета – это Плутон.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Ответы детей. Очень холодно, так как они находятся далеко от Солнца).
Включается аудиозапись сигнала бедствия.
Воспитатель: Слышите?! Это сигнал бедствия! Мы слишком далеко улетели от Земли, у нас остается очень мало кислорода и наш корабль замерзает. Пора возвращаться на Землю!
Воспитатель берет стул и пересаживается во главе корабля.
Внимание! Сели ровно, взялись крепко руками за сиденья стула, закрыли глаза. Готовы?! Мы сейчас полетим очень быстро!
Включается аудиозапись возврата.
Воспитатель: Полет окончен! Снимем шлемы, выходим из ракеты и идем за мной.
Воспитатель идет первым и приглашает детей к себе, собрав их в круг в центре зала.
Воспитатель: Мы очень долго были в космосе и немного устали. Пришло время отдохнуть и сделать небольшую разминку.
Звучит динамичная музыка и дети совместно с воспитателем танцуют танец «Я – ракета» (3 раза с ускорением).
Воспитатель: Молодцы! Размялись, а сейчас я приглашаю вас в первую «космическую лабораторию».
Воспитатель: Встаньте пожалуйста рядом, так чтобы было видно всем, толкается и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено.
Воспитатель: Ребята, перед вами космическое панно. Что вы на нем видите? (воспитатель указкой показывает планеты)
Воспитатель: Что это? (ответы детей. Это планеты)
Воспитатель: Верно.
(воспитатель указкой показывает орбиты)
Воспитатель: А это что, как вы думаете? (ответы детей. Это дороги, орбиты).
Воспитатель: Да, вы правы. Это так называемая «дорога для планет», а называется она – орбита. По ней планеты вращаются вокруг солнца и не сталкиваются друг с другом.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как это происходит на модели солнечной системы.
Воспитатель вместе с детьми встают возле стола.
Воспитатель: Прошу вас встать так, чтобы было видно всем и нашим гостям конечно тоже. Не толкаемся и не наваливаемся на стол, а то мы не сможем рассмотреть модель солнечной системы.
Воспитатель демонстрирует модель и сопровождает речь показом.
Воспитатель: Обратите внимание, в центре солнечной системы находится самая большая звезда – Солнце. А кто помнит, как называется самая быстрая планета? (ответы детей).
Воспитатель: А как называется самая медленная планета? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, почему одна планета самая быстрая, а другая самая медленная? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что один круг вокруг солнца равен одному году жизни на нашей планете.
- Вот сколько вам сейчас лет? (ответы детей. 6 лет, 7 лет).
- Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (ответы детей 6 и 7 раз).
Воспитатель: Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и кружатся сами вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как вращается Земля? (ответы детей. Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг Земли, но это не так).
Воспитатель: Чтобы подробнее узнать об этом нам необходимо провести опыт, а для этого необходимо пройти во вторую «космическую лабораторию».
(воспитатель вместе с детьми подходят к столу с глобусом и встают вокруг него).
Воспитатель: Встаньте пожалуйста вокруг стола, так чтобы было видно всем вам и нашим гостям. Напоминаю, что толкаться и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено. Будьте внимательны!
(все рассматривают глобус, стоящий на столе. Воспитатель выбирает ребенка и дает ему фонарик, объясняет, что это Солнце. Все слова воспитателя сопровождаются показом).
Воспитатель: Земля движется вокруг Солнца, которое освещает только часть планеты. Вращаясь вокруг своей оси, земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. На освещенной половине земного шара – наступает день, на неосвещенной части Земли – наступает ночь. Поэтому на Земле, как и на других планетах Солнечной системы, происходит смена дня и ночи.
(ребенок кладет фонарик на стол)
Воспитатель вместе с детьми проходит в середину зала и обращает внимание на планеты, лежащие на полу. Воспитатель берет самую большую планету и предлагает детям разобрать остальные.
Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас рассыпались планеты. Возьмите пожалуйста каждый по одной и рассмотрите их. Обратите внимание на то, что они все разные и по цвету и по форме. Предлагаю устроить парад планет, что бы все смогли ими полюбоваться. Для этого необходимо встать в одну линию лицом к гостям от самой большой планеты к самой маленькой планете. У меня самая большая планета, я встаю первой, а вы все выстраиваетесь рядом со мной, в порядке убывания.
Включить тихо музыку для фона. Дети выстраиваются в необходимом порядке самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь
Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Предлагаю поднять все планеты вверх, еще раз показать их гостям. На этом «парад планет окончен».
Воспитатель немного выходит вперед и обращается к детям.
Воспитатель: Сейчас предлагаю разместить наши замечательные планеты на стене, но выстроив их в правильной последовательности. Так как они расположены в солнечной системе.
(дети по очереди подходят к воспитателю и отдают планету)
Воспитатель: У кого уже нет в руках планеты, присаживается на стул.
А теперь присядем на стульчики.
Все садятся на стульчики, воспитатель присаживается перед детьми.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня действительно получилось необычное занятие, а настоящее путешествие. Скажите пожалуйста, кому что больше запомнилось? (дети по очереди отвечают).
Воспитатель: Отлично, спасибо за ваши высказывания ребята. А еще мне бы хотелось узнать какое у вас осталось настроение после занятия. Для этого предлагаю пройти к нашему звездному небу и разместить на нем «звезды настроения». Если вы сейчас в хорошем, радостном настроении, берите желтую звезду. Если ваше настроение плохое и вам грустно, то ваша звезда будет синего цвета.
(дети выполняют задание. Если вдруг ребенок берет звезду синего цвета, то обратить на это внимание и предложить последующую игру в группе, чтобы ситуация исправилась)
Воспитатель: Какое замечательное звездное небо у нас получилось! Спасибо вам за занятие и в память о нем, я дарю вам ракеты, чтобы глядя на них, вы еще долго вспоминали наше замечательное космическое путешествие! На этом наше занятие подошло к концу.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Гриб» (вторая младшая группа).
Гараева Зульфия Равиловна
Программное содержание.
Задачи:
Позновательные: Формировать представление детей о природе: о растениях, птицах; обогащать опыт слушания за счет разных малых форм фольклора; развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием. Социально-коммуникативные: Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы; развивать игровой опыт ребенка; развивать умение у детей согласовывать свои действия с движениями других6 начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп, самостоятельно выполнять простейшие построения уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя. Формировать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам; желание внимательно слушать; способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе.
Форма работы: беседа; подвижная игра: «У медведя во бору», художественное слово, музыкальное сопровождение.
Материалы: Искусственный лес, цветочки, бабочки, грибы, лукошки
Ход.
В зал заходит с лукошком Аленушка.
Аленушка: Здравствуйте мои милые, мои хорошие! Я пришла на полянку ягоды, грибы собирать. Солнышко то припекает - ягоды в лесу созревают. Дождичек землю мочит - грибочки из-под земли вылезают, шляпки свои показывают. Хотите со мной в лес пойти? Ягоды Грибочки собирать?
Дети: Да!!!
Аленушка: А вы знаете, какие ягоды в лесу растут?
Дети: клубника, земляника!
Аленушка: Чтобы было не скучно большим и маленьким ножкам до леса шагать, будем мы идти да приговаривать…
Вместе: Большие ноги шли по дороге. Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке (бегут). Топ, топ, топ, топ, топ.
Мальчик или девочка: Пробегу по бору, Тебе ягод наберу!
Аленушка: Вот мы и пришли на полянку. Как здесь красиво, да? Я хочу вам загадки загадать!
Каждый тонкий стебелек - Держит алый огонек. Разгибаем стебельки - Собираем огоньки! (Земляника).
Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел! (Гриб)
Аленушка: Ой, какие молодцы все!!!
Все захлопали в ладоши, громче, веселее! Заплясали наши ножки, громче, веселее! По коленочкам ударили, тише, тише, тише! Ручки, ручки поднимаем, выше, выше! Завертелись наши ручки, дружно, веселее! Покружились, покружились и остановились. Поклонились!
Включают пение птиц.
Аленушка: Послушайте дети, как красиво поют птички в лесу, Весело!!! Кто ни будь знает потешки про птичек? Арина рассказывает. Молодец Арина!!! Кто еще, какие потешки знает? (Воспитанники рассказывают потешки) Молодцы!!!
Аленушка: Давайте сейчас поиграем!!! Кто будет медведем?
Игра. «У медведя во бору». Играющие располагаются на одной стоне площадки, на другой стороне - медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:
« У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Медведь рычит, Он на нас сердит». После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.
Правила: доходить до берлоги медведя. Не отставать, убегать по окончании слов.
Аленушка: Ой, какие вы молодцы. Весело поиграли! Смотрите, сколько грибочков выросло у нас на поляне! Давайте соберем их?
Выходят 2 детей, остальные хлопают, поддерживают. Игра проводиться 2 раза.
Аленушка: Какие вы быстрые, ловкие. Так быстро собрали!!!Грибочки мы собрали, поиграли. А теперь домой пора. Но прежде, чем пойти домой давайте вспомним что мы делали?(Ответы детей). Куда мы ходили?(Ответы детей). Что собирали(Ответы детей)? Вам понравилась прогулка в лес? Хотите еще раз сходить в лес вместе? Пусть грибочки еще подрастут, ягоды дозревают, а мы еще раз придем все вместе в лес.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
на тему «Путешествие по солнечной системе»,
проводимого в рамках работы межфункциональной команды
по реализации приоритетного проекта муниципальной системы образования «Енотик» в МБДОУ № 36 «Яблонька»
для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Воспитатель: Гараева З.Р.
Цель: Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе посредствам базового набора «Енотик».
Задачи:
1. Расширять знания детей о космосе и космическом пространстве. Обогащать словарный запас детей.
2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать мыслительную и речевую деятельность.
3. Воспитывать умение анализировать свои высказывания.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация «Солнечная система», аудиозапись беседы с Землёй, набор для моделирования Солнечной системы (модели планет); ЕНОТИК, настольная лампа, глобус
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель: Проходите, встаньте пожалуйста в круг и давайте поприветствуем друг друга.
Эй, друг не зевай,
Быстро руку мне давай.
Круг сомкнулся, ну дела,
Получился хоть куда,
Всем, всем, всем добрый день!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие и поэтому к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь (дети и воспитатель разворачиваются лицом к гостям).
Воспитатель: Молодцы! Вставайте обратно в круг и ответьте на мои вопросы (воспитатель ждет, когда все дети выстроятся и только потом продолжает беседу)
- Ребята, назовите свой адрес? (Ответы детей).
- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей).
- К какому округу относится наш город? (Ответы детей).
- В какой стране мы живем? (Ответы детей).
- Какие страны вы еще знаете? (Ответы детей).
- На какой планете они расположены? (На планете Земля).
- А где находится сама планета Земля? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, а сейчас обратите внимание на экран (воспитатель и дети поворачиваются к экрану. Включается запись разговора Земли, где она рассказывает о своем место нахождении и приглашает в космос).
2. Основная часть.
Воспитатель: На чем же мы полетим в Космос? (Ответы детей).
Воспитатель: Все верно! Вот и наша ракета (воспитатель обращает внимание на стульчики, стоящие в середине зала и имитирующие ракету). Проходите. Присаживайтесь. Надевайте шлемы (дети присаживаются на стульчики и надевают шлемы, расположенные на них. Воспитатель тоже присаживается на впереди стоящий стул) Внимание! Прослушаем инструкцию из центра управления космическими полетами (включается запись с инструкцией о соблюдении правил во время полета).
Воспитатель: Начинаем обратный отсчет готовности (дети считают в обратной последовательности вместе с воспитателем) - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 Пуск! (звучит запись со звуками взлета ракеты, воспитатель вместе с детьми хватается за сиденья стульчика, наклоняется вперед и имитирует взлет)
Воспитатель: Ребята, мы вылетели в открытый Космос (включается проектор, имитирующий звезды). Посмотрите, какая она солнечная система (на экране включается слайд Солнечной системы)
Воспитатель: Обратите внимание на планеты.
- Какой они формы? (Ответы детей).
- Одинакового ли планеты цвета? (Ответы детей).
- А какие они по размеру? (Ответы детей).
Воспитатель: (далее имитируется полет и на слайде по очереди появляется солнце, а затем планеты в порядке их расположения в Солнечной системе. Воспитатель спрашивает у детей название планеты, спрашивает ее характерные особенности. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает все самостоятельно, дополняя информацию о планетах интересными фактами).
На слайде появляется СОЛНЦЕ.
Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Солнце самая большая, яркая и горячая звезда. Оно находится в центре нашей Солнечной системы. Солнце – это громадный шар из раскаленных газов. Оно является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Вокруг него вращаются планеты и другие небесные объекты. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.
На слайде появляется МЕРКУРИЙ.
Воспитатель: Ребята, как называется эта планета? (Ответы детей).
Воспитатель: Меркурий расположен ближе всего к Солнцу.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли выйти погулять на эту планету? (Нет, потому что эта планета расположена близко к солнцу и на ней очень жарко).
Воспитатель: Действительно, температура на планете Меркурий больше 400 градусов, это очень высокая температура и ничего живого не может существовать при такой температуре.
Воспитатель: А мы летим дальше!
На слайде появляется ВЕНЕРА.
Воспитатель: Как называется планета, расположенная второй от Солнца? (Ответы детей).
Воспитатель: На Венере дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень опасен для человека. Люди давно хотят изучить эту планету, посылают к ней различные летательные аппараты, но сам человек не был на Венере.
На слайде появляется ЗЕМЛЯ.
Воспитатель: Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей).
Воспитатель: Земля - это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.
Воспитатель: Что вы видите вокруг Земли? (Ответы детей. Её окружает слой воздуха – это воздушный океан – атмосфера. Она, как рубашка, защищает Землю).
Воспитатель: Как вы думаете, почему на планете Земле может существовать все живое? (Ответы детей. Планета Земля расположена от Солнца на наиболее удачном расстоянии и поэтому получает от него столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений и животных. Главное отличие планеты Земля от всех других планет – это наличие жизни, воды, рек, морей, лесов и гор).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случится, если не будет Солнца? (Ответы детей. Станет очень холодно и Все замерзнет).
На слайде появляется МАРС.
Воспитатель: Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы. Кто узнал эту планету? (Ответы детей. Это планета Марс).
Воспитатель: На Марсе дуют сильные ветры, мало кислорода.
Воспитатель: Может ли человек жить на Марсе? (Ответы детей. Нет, так как на ней мало кислорода и человек не сможет там дышать).
Воспитатель: Все верно. Человек изучает эту планету с помощью роботов. Планету Марс легко запомнить. Эта планета очень яркая – красного цвета.
На слайде появляется ЮПИТЕР.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется следующая планета? (Ответы детей).
Воспитатель: Это планета Юпитер. Она очень большая – больше Земли в 318 раз. Юпитер состоит из газов. Твёрдого грунта, на Юпитере нет и поэтому человек еще не смог изучит данную планету. У Юпитера есть красивые кольца, которые, украшают его как пояс.
На слайде появляется САТУРН.
Воспитатель: Обратите внимание, мы пролетаем рядом с планетой Сатурн.
На слайде появляется УРАН
Воспитатель: Ребята, а это планета Уран.
На слайде появляется НЕПТУН.
Воспитатель: А вот и следующая планета – это Нептун. Данная планета названа в честь древнеримского бога морей и океанов. Она на столько далеко расположена от Солнца, что ее полный оборот вокруг Солнца занимает 165 земных лет.
На слайде появляется ПЛУТОН.
Воспитатель: Мы подлетаем к самой далекой и самой маленькая планета – это Плутон.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Ответы детей. Очень холодно, так как они находятся далеко от Солнца).
Включается аудиозапись сигнала бедствия.
Воспитатель: Слышите?! Это сигнал бедствия! Мы слишком далеко улетели от Земли, у нас остается очень мало кислорода и наш корабль замерзает. Пора возвращаться на Землю!
Воспитатель берет стул и пересаживается во главе корабля.
Внимание! Сели ровно, взялись крепко руками за сиденья стула, закрыли глаза. Готовы?! Мы сейчас полетим очень быстро!
Включается аудиозапись возврата.
Воспитатель: Полет окончен! Снимем шлемы, выходим из ракеты и идем за мной.
Воспитатель идет первым и приглашает детей к себе, собрав их в круг в центре зала.
Воспитатель: Мы очень долго были в космосе и немного устали. Пришло время отдохнуть и сделать небольшую разминку.
Звучит динамичная музыка и дети совместно с воспитателем танцуют танец «Я – ракета» (3 раза с ускорением).
Воспитатель: Молодцы! Размялись, а сейчас я приглашаю вас в первую «космическую лабораторию».
Воспитатель: Встаньте пожалуйста рядом, так чтобы было видно всем, толкается и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено.
Воспитатель: Ребята, перед вами космическое панно. Что вы на нем видите? (воспитатель указкой показывает планеты)
Воспитатель: Что это? (ответы детей. Это планеты)
Воспитатель: Верно.
(воспитатель указкой показывает орбиты)
Воспитатель: А это что, как вы думаете? (ответы детей. Это дороги, орбиты).
Воспитатель: Да, вы правы. Это так называемая «дорога для планет», а называется она – орбита. По ней планеты вращаются вокруг солнца и не сталкиваются друг с другом.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как это происходит на модели солнечной системы.
Воспитатель вместе с детьми встают возле стола.
Воспитатель: Прошу вас встать так, чтобы было видно всем и нашим гостям конечно тоже. Не толкаемся и не наваливаемся на стол, а то мы не сможем рассмотреть модель солнечной системы.
Воспитатель демонстрирует модель и сопровождает речь показом.
Воспитатель: Обратите внимание, в центре солнечной системы находится самая большая звезда – Солнце. А кто помнит, как называется самая быстрая планета? (ответы детей).
Воспитатель: А как называется самая медленная планета? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, почему одна планета самая быстрая, а другая самая медленная? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что один круг вокруг солнца равен одному году жизни на нашей планете.
- Вот сколько вам сейчас лет? (ответы детей. 6 лет, 7 лет).
- Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (ответы детей 6 и 7 раз).
Воспитатель: Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и кружатся сами вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как вращается Земля? (ответы детей. Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг Земли, но это не так).
Воспитатель: Чтобы подробнее узнать об этом нам необходимо провести опыт, а для этого необходимо пройти во вторую «космическую лабораторию».
(воспитатель вместе с детьми подходят к столу с глобусом и встают вокруг него).
Воспитатель: Встаньте пожалуйста вокруг стола, так чтобы было видно всем вам и нашим гостям. Напоминаю, что толкаться и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено. Будьте внимательны!
(все рассматривают глобус, стоящий на столе. Воспитатель выбирает ребенка и дает ему фонарик, объясняет, что это Солнце. Все слова воспитателя сопровождаются показом).
Воспитатель: Земля движется вокруг Солнца, которое освещает только часть планеты. Вращаясь вокруг своей оси, земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. На освещенной половине земного шара – наступает день, на неосвещенной части Земли – наступает ночь. Поэтому на Земле, как и на других планетах Солнечной системы, происходит смена дня и ночи.
(ребенок кладет фонарик на стол)
Воспитатель вместе с детьми проходит в середину зала и обращает внимание на планеты, лежащие на полу. Воспитатель берет самую большую планету и предлагает детям разобрать остальные.
Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас рассыпались планеты. Возьмите пожалуйста каждый по одной и рассмотрите их. Обратите внимание на то, что они все разные и по цвету и по форме. Предлагаю устроить парад планет, что бы все смогли ими полюбоваться. Для этого необходимо встать в одну линию лицом к гостям от самой большой планеты к самой маленькой планете. У меня самая большая планета, я встаю первой, а вы все выстраиваетесь рядом со мной, в порядке убывания.
Включить тихо музыку для фона. Дети выстраиваются в необходимом порядке самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь
Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Предлагаю поднять все планеты вверх, еще раз показать их гостям. На этом «парад планет окончен».
Воспитатель немного выходит вперед и обращается к детям.
Воспитатель: Сейчас предлагаю разместить наши замечательные планеты на стене, но выстроив их в правильной последовательности. Так как они расположены в солнечной системе.
(дети по очереди подходят к воспитателю и отдают планету)
Воспитатель: У кого уже нет в руках планеты, присаживается на стул.
А теперь присядем на стульчики.
Все садятся на стульчики, воспитатель присаживается перед детьми.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня действительно получилось необычное занятие, а настоящее путешествие. Скажите пожалуйста, кому что больше запомнилось? (дети по очереди отвечают).
Воспитатель: Отлично, спасибо за ваши высказывания ребята. А еще мне бы хотелось узнать какое у вас осталось настроение после занятия. Для этого предлагаю пройти к нашему звездному небу и разместить на нем «звезды настроения». Если вы сейчас в хорошем, радостном настроении, берите желтую звезду. Если ваше настроение плохое и вам грустно, то ваша звезда будет синего цвета.
(дети выполняют задание. Если вдруг ребенок берет звезду синего цвета, то обратить на это внимание и предложить последующую игру в группе, чтобы ситуация исправилась)
Воспитатель: Какое замечательное звездное небо у нас получилось! Спасибо вам за занятие и в память о нем, я дарю вам ракеты, чтобы глядя на них, вы еще долго вспоминали наше замечательное космическое путешествие! На этом наше занятие подошло к концу. Попрощайтесь с гостями и вас проводят в группу.