6. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.

Гараева Зульфия Равиловна

АОП, КИР, рабочие программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon individualnyy_marshrut_ovz.pdf252.73 КБ
Файл kartoteka_igr_dlya_detey_s_ovz.docx75.96 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Яблонька»

         «КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»







Подготовила:

Воспитатель Гараева З.Р.

                                           Сургут,2021год.

1.«Что умеет делать?» Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки). Например:

В: Телевизор.

В: Что может мяч?

В: Что может светофор?

В:Что может растение?

В: Что может слон?

В: Что может дождь?

В: Что может дождь?

В: Что может краска?

В: Что может художник?

2.«Игра - дело серьёзное» . Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть. Оборудование: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча. Ход: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

3.«Назови одним словом» .Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Ход: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я назову слова, а вы назовите все одним словом:

стол, стул, диван, кровать – мебель,

ложка, кастрюля, тарелка – посуда,

автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт,

малина, клубника, черника- ягоды

роза, ромашка, василек – цветы и т.д.

4. «Раз, два, три… ко мне беги!» Цель: упражнять детей в классификации предметов

Оборудование: картинки с изображением различных объектов. Ход: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце группы и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Например:

В: "Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!"

В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги!

В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!"

В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки

В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!"

5. «Найди друзей» Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Оборудование: картинки с изображением различных объектов. Ход: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок), кто или что выполняет эту же функцию.

Например:

В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.

В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?

В: А самолет сам летает?

В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!

В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы оставляют следы на бумаге.

Тема: Игрушки

1. «Узнай игрушку».

Цель: уточнение и активизация словаря по теме. Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке. Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

2. «Чудесный мешочек». Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь. Оборудование: игрушки в мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка.

3. "Разрезные картинки". Цель: научить составлять целое из двух частей. Оборудование: разрезная картинка «Матрешка». Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.

4 "Что не стало?". Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: игрушки. Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

5. «Чего не хватает? ». Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть.

Тема: Осень. Овощи

1 «Чудесный мешочек»! Цель: закрепить названия овощей, их цвета. Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

2. «Загадки Зайца». Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор) » и т. п.

3 «Один - много». Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

4. «Назови ласково» .Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого- либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ? » Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

5. « Разрезанные картинки». Цель: научить составлять целое из двух, трех, четырех частей. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет овощ, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет овощ, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.

Тема: Осень. Фрукты

1. «Что в корзинке?» Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами. Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

2. «Чудесный мешочек» Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его.

3.«Вкладыши». Цель: подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их. Оборудование: деревянные вкладыши «фрукты»

Ход игры:  Взрослый предлагает детям вставить фрукты, каждый на свое место. Повторить задание несколько раз.

4. « Разрезанные картинки». Цель: научить составлять целое из двух, трех, четырех частей. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет фрукт, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку

5. «Какой фрукт пропустили? » .Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти. Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные фрукты или муляжи. Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем фрукты-подарки, перечисляя их. Один фрукт не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

Тема: Ягоды. Грибы

1. «Почему грибы так называются?» Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.

- Как называется гриб, который растет под березой?  (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?

- Как называется гриб, который растет под осиной?  (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?

- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)

- Как называются грибы с рыжими шляпками?  (Рыжики, лисички.)

- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках?  (Опята.)

- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой?  (Волнушка.)

- Как называются грибы с маслянистыми шляпками?  (Маслята.)

- Какой гриб носит название дикого животного?  (Лисичка.) Почему его так назвали?

- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)

- Какие грибы названы в честь дождя?  (Дождевики.)

- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)

- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)

- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

2. «Съедобный – несъедобный» .Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь. Педагог называет грибы, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т.д.

3. «Один – много». Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков  и т.д.)

4. «Съедобное – не съедобное». Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах, развивать память, координацию. Оборудование: мяч. Ход: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

5.«Кто скорее соберет». Цель: учить детей группировать ягоды и грибы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Оборудование: предметные картинки с изображением ягод и грибов. Ход: Взрослый просит детей сгруппировать картинки ягод и грибов, кто справиться быстрее.

Тема: Осень. Деревья

1.«Разрезные картинки». Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года». Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?»

2.«Какое дерево пропало?» Цель: развитие памяти; закреплять названия деревьев. Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев. Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки, ребенок их запоминает. Затем  ребенку предлагается закрыть глаза, а взрослый одну картинку переворачивает. Открыв глаза ребенок, должен назвать «пропавшее» дерево.

3.«Деревья и их плоды». Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Оборудование: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка). Ход: Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

4.«Четвёртый лишний». Цель: развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. Ход: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Например: 1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные. 2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные. 3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья. 4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.

5.«С какого дерева листок?» .Цель: учить различать и называть листья знакомых деревьев. Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям. Ход: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их. Например: 1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша. Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

2. Деревья: клён, берёза, ива, дуб. Листья: дубовый, кленовый, берёзовый, ивовый.

3. Деревья: каштан, ольха, ель, липа. Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.

Тема: Одежда. Головные уборы

1. «Нарядим куклу» Цель: активизировать словарь по теме. Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды. Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.) . Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал? »

2. «Кто во что одет? » Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки. Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье? » Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы

3. «Чего не хватает? » Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц. Ход. См. игру из темы «Игрушки».

4. «Назови ласково» .(с предметами одежды) Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч. Взрослый называет какой-нибудь предмет одежды и бросает мяч ребенку, тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (платье – платьице, майка- маечка, носки - носочки, сарафан – сарафанчик, рубашка - рубашечка и т.д.) Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи платье, А теперь покажи платьице» и т.д.

5. "Один - много". (с предметами одежды) Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет предмет одежды в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «майка – майки, платье – платья, кофта- кофты, рубашка – рубашки, куртка - куртки и т.д.)

Тема: Обувь

1. Шнуровка «Обувь» .Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики). Оборудование: шнуровка «обувь» (деревянная) Ход. Взрослы предлагает детям «зашнуровать» обувь. 1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;

2.«Один - много». (с названиями обуви) Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет предмет обуви в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: сапог - сапоги, босоножек – босоножки, валенок – валенки, чешек – чешки, тапок – тапки и т.д.

3. «Назови ласково» .(с названиями обуви) Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением обуви большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какой- либо обуви большого размера, и просит ребенка назвать такой же предмет ласково(при правильном ответе, взрослый показывает картинку с изображением обуви маленького размера). Например: сапоги – сапожки; тапки – тапочки; туфли - туфельки; валенки – валеночки и т.д. Неговорящего ребенка просят: «Покажи сапоги. А теперь покажи сапожки».

4.«Четвёртый лишний». Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание. Ход. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. Например: платье-резиновые сапоги-шорты-футболка; ботинки-тапочки-кепка-туфли; юбка-валенки-брюки-носки, и т.д.

5. «Какой, какая, какие?» .Цель: учит детей подбирать признаки к существительным. Ход: Воспитатель просит детей подобрать признаки к названным им существительным:

- Сапог какой? (Кожаный, резиновый, детский…)

- Обувь какая? (Сменная, нарядная, женская, летняя…)

- Валенки какие? (Зимние, теплые, войлочные…) и т.д.

Тема: Мебель.

1. «В гостях у куклы Оли» Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение. Оборудование: кукольная мебель, кукла. Ход: Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы есть дома разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Покажи, где стул? Для чего он нужен? "

2. «Спрячь мячик» Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. Оборудование: мяч Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

3. «Мебель для Мишутки» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч. Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать – кроватка, стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик, диван - диванчик, кресло – креслице.

4. «Один - много» (с предметами мебели) Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: стол – столы, стул – стулья, шкаф - шкафы и т.д.)

5. «Мастер» Цель: активизировать словарь по теме. Оборудование: строительный материал (кубики). Ход. По образцу взрослого ребенок строит мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй еще один стул для гостей куклы Оли».

Тема: Посуда

1. «К кукле пришли гости» Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий, кукла, мишка и зайка. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка, поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки? » и т. д. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам отвечает на вопросы

2. «Помоем посуду. Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь. Оборудование: таз с водой, кукольная посуда. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побудить называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).

3. «Один – много». Цель: научить образовывать существительные множественного числа Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: чашка чашки ложка - ложки блюдце - блюдца тарелка тарелки чайник чайники хлебница – хлебницы

4. «Ложка и стакан» .Цель: сформировать понимание некоторых предлогов. Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана. Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша

5. «Чего не стало? » .Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: кукольная или настоящая посуда. Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза.

Тема: Продукты питания

1.«Полезное-неполезное». Цель: расширять понятия полезные и вредные продукты. Оборудование: карточки с изображением продуктов. Ход: На один стол разложить карточки продуктов, которые полезны, на другой –карточки продуктов, которые неполезны.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

2. «Отгадай загадку». Цель: уточнить представления детей о продуктах; учить отгадывать описательные загадки о продуктах. Оборудование: карточки с изображением продуктов. Ход: Взрослый раздает играющим по одной карточке с изображением какого-либо продукта, затем читает загадку, дети должны угадать по описанию продукт, и тот ребенок, у кого находится карточка, поднимает ее.

Хлеба мягкого кусок,

Сверху колбаса, чеснок.

Сам он просится к нам в рот,

Аппетитный... (бутерброд)

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек)

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас... (сметана)

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... (пирог)

Сахаристая рубашка,

Сверху — яркая бумажка.

Сладкоежки любят это.

Что за лакомство? (Конфета)

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это... (сыр)

Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто... (молоко)

Спрыгнул он со сковородки,

Подрумяненный в середке.

Знать, готов еще один

С пылу с жару тонкий... (блин)

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье —

Ароматное... (варенье)

Завернули эту плитку

В серебристую простынку.

Скушать плитку каждый рад.

Что же это? (Шоколад)

3.«Один - много» (с названиями продуктов питания) Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: конфета-конфеты, пирог-пироги, бутерброд-бутерброды, яблоко-яблоки, помидор-помидоры и т.д.

4.«Четвёртый лишний» Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание. Ход. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. Например: Репа, кукуруза, груша, перец.

(Груша лишняя, так как это фрукт, а репа, кукуруза и перец – овощи)

Огурец, яблоко, горох, картофель.

(Яблоко лишнее, так как это фрукт, а огурец, горох, картофель – овощи)

Груша, лимон, тыква, яблоко.

(Тыква лишняя, так как это овощ, а груша, лимон, яблоко – фрукты)

Кефир, масло, сыр, печенье.

(Печенье лишнее, так как это мучной продукт (хлебобулочный), а кефир, масло, сыр – молочные продукты)

Картофель, яблоко, помидор, капуста.

(Яблоко лишнее, так как оно фрукт, а картофель, помидор, капуста – овощи)

Морковь, лимон, груша, яблоко.

(Морковь лишняя, так как это овощ, а лимон, груша, яблоко – фрукты)

Банан, баклажан, картофель, свекла.

(Банан, так как это фрукт, баклажан, картофель, свекла – овощи)

5. «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет)». Цель: дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах. Оборудование: картинки с продуктами питания. Ход: Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Затем читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. По сигналу воспитателя, дети начинают искать карточки необходимые для их блюда. Пара, которая первой выполнит задание - выигрывает. В конце игры педагог проверяет, правильно ли выполнено задание.

Тема: Зима

1.«Разрезные картинки» Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года». Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?»

2.«Что бывает зимой? » Цель: закрепить понятие о зимних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только зимние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример: Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

3. «Сделай снеговика» Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. Оборудование: три белых кружка разной величины. Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

4. «Когда это бывает?» Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. Оборудование: картинки с временами года, загадки о временах года. Ход: Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

5.«Отгадай по описанию» Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. Оборудование: картинки с временами года. Ход: Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.

В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика. Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы и т.д.

Тема: Дикие животные

1.«Вкладыши» Цель:  Подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их. Оборудование: деревянные вкладыши «дикие животные»

Ход игры:  Взрослый предлагает детям вставить животных каждого в свой «домик». Повторить задание несколько раз.

2. «Разрезные картинки» Цель: научить составлять целое из двух, трех, четырех, и т.д. частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) Ход: Ребенку предлагают сложить картинки диких животных. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое животное ты собрал?»

3 «Давай познакомимся». Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме. Оборудование: игрушка, изображающая дикого животного в мешке (заяц, лиса, волк и медведь). Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например зайца, и беседует с малышом о нем. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у него есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у зайца? Чем питается? Как называется детеныш зайца? Где живет? и т.д.» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. В конце игры взрослый должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь - это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится. Аналогично проводится беседа о лисе, волке, медведе.

4. «Угадай, кто это? » .Цель: активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением диких животных. Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса) Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц)

5. "Кто чем питается? " Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже. Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты. Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например: "Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").

Тема: Дикие животные и их детеныши

1. «Помоги маме найти своих детенышей». Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей. Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, лисы и говорит: «Лисичка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей лисы. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

2. «Один - много». (с названиями диких животных и их детенышей)

Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: заяц – зайцы, лиса – лисы, волк – волки, медведь – медведи, зайчонок – зайчата, лисенок – лисята, волчонок – волчата, медвежонок – медвежата и т.д.

3. «Лисьи прятки». Цель: упражнять в употреблении предлога «за». Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок. Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.

4. «Назови ласково». Цель: образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: картинка, изображающая какое-либо дикое животное и его детеныша. Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, медведь, его детеныша (медвежонок, показать на картинке части тела медведя, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького медвежонка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, лапа - лапка, ухо -ушко.

5.«Вкладыши». Цель:  подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их. Оборудование: деревянные вкладыши «дикие животные»

Ход игры:  Взрослый предлагает детям вставить животных каждого в свой «домик». Повторить задание несколько раз.

Тема: Домашние животные

1.«Давай познакомимся». Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме. Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь). Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет? » Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

2. "Кто как кричит? ". Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. Оборудование: мяч. Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав-гав» (собака, "Му-му" (корова). «Иго-го» (лошадь).

3. «Кто где спрятался?». Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. Оборудование: игрушечные кошка или собака. Ход. Взрослый прячет кошку или собаку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собака? » (Под стол) «Правильно. Собака под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собаку? » Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

4. «Разрезные картинки». Цель: научить составлять целое из двух, трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) Ход: Ребенку предлагают сложить кота, петуха, лошадь, корову. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое животное ты собрал?»

5. «Собери пазл» .Цель: собрать картинку из нескольких частей, развить моторику рук, логику, воображение ребенка. Оборудование: пазл (деревянный) с изображением котенка, хомяка, рыбки, собак. Ход: Ребенку предлагают собрать вместе со взрослым первое изображение, затем самостоятельно собрать остальные.

Тема: Домашние животные и их детеныши

1. «Помоги маме найти своих детенышей». Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

2. «Назови ласково». Цель: образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша. Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова, его детеныша (теленок, показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога-рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз-глазик.

3. «Один—много» .(с домашними животными и их детенышами) Цель: научить образовывать существительные множественного числа Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: кошка – кошки, собака – собаки, корова – коровы, лошадь – лошади, котенок – котята, щенок – щенки, теленок – телята, жеребенок – жеребята и т.д.

4. «Вкладыши». Цель:  подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их. Оборудование: деревянные вкладыши «домашние животные». Ход:  Взрослый предлагает детям вставить животных каждого в свой «домик». Повторить задание несколько раз

5.«Собери пазл» .Цель: собрать картинку из нескольких частей, развить моторику рук, логику, воображение ребенка. Оборудование: пазл с изображением кошки и котенка, собаки и щенка, лошади и жеребенка, коровы и теленка. Ход: Ребенку предлагают собрать вместе со взрослым первое изображение, затем самостоятельно собрать остальные.

Тема: Семья.

1.«Подбери признак». Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными. Ход: Взрослый просит детей подобрать прилагательные к именам существительным, которые он будет называть. Например:

мама (какая?) — ...,

бабушка (какая?) — ...,

дедушка (какой?) — ...,

папа (какой?) — ....

2. «Сравнить, кто старше/младше». Цель: учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом «а». Ход: Взрослый предлагает детям определить кто из людей старше/младше. Например:

Папа — сын (папа старше, а сын младше),

папа — дедушка,

дядя — племянник,

внук — дедушка.

3.«Отгадай» .Цель: учить детей заканчивать предложения и подбирать соответствующие картинки к ним. Оборудование: картинки с изображением членов семьи. Ход: Взрослый задает детям вопросы о членах семьи. Дети должны дать свой ответ. Например:

- О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?

(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

- «Кто ты?» У каждого ребенка по две парные карточки, изображающие членов семьи. (Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын и т. д.)

4.«Я люблю всех». (назови ласково). Цель: образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Ход. Взрослый называет детям членов семьи, а дети должны назвать их ласково. Например:

мама — мамочка, папа — папочка;

брат – братик, сестра – сестричка;

бабушка – бабулечка, дедушка – дедулечка и т.д.

Можно предложить детям попробовать образовать в уменьшительно-ласкательной форме прилагательные. Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д.

5. «Один - много». (с названиями членов семьи) Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: брат-братья, сестра- сестры, дедушка-дедушки, бабушка-бабушки и т. д.

Тема: Профессии

1.«Поймай – скажи». Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Оборудование: мяч. Ход: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии. Например: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает. Для закрепления материала игру можно провести в обратной последовательности.

 2.«Отгадай профессию» .Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход: воспитатель загадывает загадки о профессиях. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии.

Сегодня играла я Бабу Ягу,

А завтра Снегурку сыграть я могу.

Угадайте-ка, друзья,

Он приучает детишек к порядку,

Он проверяет ребячьи тетрадки.

Научит детей и писать, и читать,

И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не пугайся и не плачь,

Ведь тебе поможет ... (врач).

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой? (Дворник)

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

Он с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу. (Повар)

Он одет в комбинезон,

Красит рамы, стены.

Он и пол и потолок

В доме выкрасить помог. (Маляр)

Из рассыпчатой муки

Он печет нам пироги,

Булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка. (Пекарь)

У него товара горы:

Огурцы и помидоры,

Кабачки, капуста, мед.

Все он людям продает. (Продавец)

Если вьется пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль-один» мы наберем,

Его на помощь позовем. (Пожарный)

Сошьет он платье, брюки,

Обрадует обновой.

Скажут: «Золотые руки

У этого ...» (портного).

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Строители)

3.«Назови одним словом» .Цель: учить обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас. Оборудование: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д. Ход: Взрослый предлагает детям сгруппировать эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

4.«Что нужно для работы» .Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания. Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий, и предметы, относящиеся к этим профессиям. Ход: Взрослый просит детей выбрать карточку с изображением какой-нибудь профессии. Затем предлагает найти все предметы, которые пригодятся в этой профессии. Просит детей рассказать почему этот предмет нужен для этой профессии. Например: пожарный (он тушит огонь) значит ему для работы нужны огнетушитель, шланг, пожарная машина и специальные ботинки и т.д. (Аналогично с профессиями врач, продавец, полицейский, повар и т.д. )

5.«Правда или нет». Цель: развитие внимания, развитие мышления, закрепление знаний о различных профессиях Оборудование: комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего

Ход: Взрослый раздает детям карточки красного и зеленого цвета, объявляем условия игры – «Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку». Далее поочередно демонстрирует карточки, чередуя правильные и неправильные суждения, просит детей исправлять ошибки, например – Это повар? ( показать картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)

Тема: Весна

1.«Что бывает весной?» Цель: закрепить понятие о весенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только весенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Светит солнце. На деревьях распускаются почки. Снег тает. Прохладно. Люди снимают теплую одежду. Дети запускают бумажные кораблики и т.д.

2.«Разрезные картинки» Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года». Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?»

3.«Назови ласково» Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки, изображающие весенние явления. Ход. Взрослый просит ребенка назвать предмет, нарисованный на картинке. Затем просит назвать этот предмет ласково (снег – снежок, вода – водичка, ручей – ручеек, солнце – солнышко, лодка – лодочка, корабль – кораблик)

4. «Что лишнее?» Цель: закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход: Воспитатель называет время года: «Весна». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор. Безречевому ребенку предлагают показать правильный вариант по сюжетным картинкам «Времена года»

5. «Когда это бывает?» Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход: Воспитатель называет время  года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.

Тема: Домашние птицы

1. «Птичий двор» .Цель: уточнить и расширить словарь по теме. Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал - кирпичики. Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить) ». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тем;», побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре- ку».

2. «Кто как кричит?» Цель: научить ребенка узнавать домашних птиц по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. Оборудование: мяч. Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какой-либо домашней птицы, и бросает мяч ребенку. Тот называет эту птицу и возвращает мяч: «Ку-ка-ре-ку» (петух), «Ко-ко-ко» (Курица), «Пи-пи-пи» (цыпленок), «Кря-кря» (Утка), «Га-га-га» (гусь)и т.д.

3. «Один - много» (с названиями домашних птиц) Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: петух – петухи, курица – курицы, цыпленок – цыплята и т.д.

4. «Угадай, кто это? » Цель: активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением домашних птиц. Ход. Взрослый просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку: Кудах-тах- тах - снеслась в кустах. (Курица.) Ку-ка-ре-ку! Стерегу! (Петух.) Пить- пить-пить - воды попить! (Цыпленок.)и т.д.

5. «Кто где спрягался? » Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. Оборудование: используется любая игрушечная домашняя птица. Ход. Взрослый прячет птицу на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась птица? » (Под стол) «Правильно. Птица под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал птицу? » Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения

1.«Вкладыши» .Цель:  подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их. Оборудование: деревянные вкладыши «транспорт»

Ход игры:  Взрослый предлагает детям вставить транспорт каждый на свое место. Повторить задание несколько раз.

2 Домино «Транспорт». Цель: сформировать богатый словарный запас, способствовать развитию логического мышления, а также быстроты реакции. Оборудование: фишки с картинками транспорта. Ход игры: 1)Взрослый раздает всем участникам игры по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 5 или 4, то можно, увеличить количество раздаваемых фишек до семи. 2) Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками. 3) Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход. 4) Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победителем.

3.«Разрезные картинки». Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «транспорт». Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какой транспорт у тебя получился?»

4.«Собери пазл». Цель: собрать картинку из нескольких частей, развить моторику рук, логику, воображение ребенка. Оборудование: пазл (деревянный) с изображением корабля, паровоза, автомобиля. Ход: Ребенку предлагают собрать вместе со взрослым первое изображение, затем самостоятельно собрать остальные.

5. «Чудесный мешочек». Цель: уточнить и активизировать словарь по теме. Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке. Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д., цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят грузы, а легковые - людей.

Тема: Река. Рыбы.

1.«Вкладыши» Цель:  подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их. Оборудование: деревянные вкладыши «рыбы» Ход игры:  Взрослый предлагает детям вставить рыб каждую на свое место. Повторить задание несколько раз.

2.«Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Оборудование: Мяч. Ход: Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

3.«Звери, птицы, рыбы ». Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. Оборудование: Мяч. Ход: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

4.«Поймай рыбку». Цель: развитие у детей координации движений, общей моторики, внимания. Развитие ловкости. Оборудование: Ёмкость с водой, удочки и рыбки. Ход: Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку.

5. «Собери рыбок по цвету» .Цель: развитие зрительного восприятия. Закреплять знание о цвете (красный, синий, желтый, синий).Оборудование: картонные рыбки разного цвета и размера. Ход: Взрослый предлагает детям положить маленьких рыбок к большим рыбам по цвету.

Тема: Насекомые.

1. «Забавная шкатулка». Цель: уточнить и расширить словарь по теме. Оборудование: Картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке. Ход: Взрослый демонстрирует ребенку шкатулку и читает стихотворение:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Катя (Саша и т д) загляни

Вынь картинку, назови.

Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и пр. Взрослый обобщает все картинки: «Это насекомые».

2. «Угадай, кто улетел?» .Цель: активизировать словарь по теме. Оборудование: 3-4 картинки с изображением насекомых. Ход. Взрослый раскладывает в ряд на столе картинки. Ребенок их называет. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело. Повторить несколько раз.

3. «Где бабочка?». Цель: формировать понимание предлогов. Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок. Ход. Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

4. «Один – много». (с названиями насекомых) Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: жук – жуки, бабочка – бабочки, божья коровка - божьи коровки, муха - мухи и т. д.

5. «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) воробей, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, сорока;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, скворец;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, и сказать к какому насекомому это слово относиться.

Словарь:  муравейник, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, вредитель, соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца и т.д.

Тема: Лето. Цветы.

1.«Что бывает летом?» .Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т.д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только летние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко ярко светит. Растут яркие, красивые цветы. Листья на деревьях зеленые. Птицы летают в небе. Люди ходят в легкой одежде и т. д.

2. «Один - много» .(с существительными по теме) Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди, гроза – грозы, радуга – радуги, молния – молнии, река — реки, мяч – мячи, ягода – ягоды, гриб – грибы, фрукт – фрукты, овощ – овощи и т.д.

3.«Назови ласково». (с существительными по теме) Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением предметов по теме большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого- либо большого предмета, например, ягода и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот ягода, она большая. А как ты назовешь ласково маленькую такую же ягоду? » Демонстрирует картинку (ягодка.) Аналогично рассматриваются другие предметы (солнце – солнышко, гриб – грибок, мяч – мячик, ведро — ведерко, дождь – дождик, река – речка)

4. «Что лишнее? ». Цель: расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д., сюжетная картинка по теме «Лето». Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для летних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть? » Затем для рассматривания предлагается одна или несколько парных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на велосипеде, роликах, играющих в песочнице, активизирует речь ребенка вопросами: Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он легко одет? » и т. д.

5. «Чего не хватает». Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинка с изображением одуванчика без стебля. Ход: Ребенку предлагают посмотреть на картинку и назвать, и дорисовать то, чего не хватает.