3.1. Открытые занятия
Открытые занятия
https://disk.yandex.ru/d/OQvqKerOy_i3Ww - ссылка на фото с открытого занятия
https://disk.yandex.ru/d/OQvqKerOy_i3Ww -ссылка на презентацию к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 26.36 КБ |
listy_refleksii_29.03.23_1_compressed.pdf | 1.05 МБ |
list_registratsii_29.03.23_2.pdf | 514.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
на тему «Путешествие по солнечной системе»,
для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Цель: создать педагогические условия для знакомства детей подготовительного дошкольного возраста с природными явлениями, совершенствования восприятия и формирования социальной позиции личности в отношении к природе и её ресурсам.
Задачи:
1.Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе; о планетах солнечной системы ; о том, что Солнце – самая большая и близкая к Земле звезда; о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Развивать словесно-логическое мышление.
2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать умение детей моделировать Солнечную систему с использованием условно-символических изображений.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознанное отношение к себе как части природы.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация «Солнечная система», аудиозапись беседы с Землёй, набор для моделирования Солнечной системы (модели планет), настольная лампа, глобус.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель: Проходите, встаньте пожалуйста в круг и давайте поприветствуем друг друга.
Эй друг не зевай,
Быстро руку мне давай.
Круг сомкнулся, ну дела,
Получился хоть куда,
Всем, всем, всем добрый день!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие и поэтому к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь (дети и воспитатель разворачиваются лицом к гостям).
Воспитатель: Молодцы! Вставайте обратно в круг и ответьте на мои вопросы (воспитатель ждет, когда все дети выстроятся и только потом продолжает беседу)
- Ребята, назовите свой адрес? (Ответы детей).
- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей).
- К какому округу относится наш город? (Ответы детей).
- В какой стране мы живем? (Ответы детей).
- Какие страны вы еще знаете? (Ответы детей).
- На какой планете они расположены? (На планете Земля).
- А где находится сама планета Земля? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, а сейчас обратите внимание на экран (воспитатель и дети поворачиваются к экрану. Включается запись разговора Земли, где она рассказывает о своем место нахождении и приглашает в космос).
2. Основная часть.
Воспитатель: На чем же мы полетим в Космос? (Ответы детей).
Воспитатель: Все верно! Вот и наша ракета (воспитатель обращает внимание на стульчики, стоящие в середине зала и имитирующие ракету). Проходите. Присаживайтесь. Надевайте шлемы (дети присаживаются на стульчики и надевают шлемы, расположенные на них. Воспитатель тоже присаживается на впереди стоящий стул) Внимание! Прослушаем инструкцию из центра управления космическими полетами (включается запись с инструкцией о соблюдении правил во время полета).
Воспитатель: Начинаем обратный отсчет готовности (дети считают в обратной последовательности вместе с воспитателем) - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 Пуск! (звучит запись со звуками взлета ракеты, воспитатель вместе с детьми хватается за сиденья стульчика, наклоняется вперед и имитирует взлет)
Воспитатель: Ребята, мы вылетели в открытый Космос (включается проектор, имитирующий звезды). Посмотрите, какая она солнечная система (на экране включается слайд Солнечной системы)
Воспитатель: Обратите внимание на планеты.
- Какой они формы? (Ответы детей).
- Одинакового ли планеты цвета? (Ответы детей).
- А какие они по размеру? (Ответы детей).
Воспитатель: (далее имитируется полет и на слайде по очереди появляется солнце, а затем планеты в порядке их расположения в Солнечной системе. Воспитатель спрашивает у детей название планеты, спрашивает ее характерные особенности. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает все самостоятельно, дополняя информацию о планетах интересными фактами).
На слайде появляется СОЛНЦЕ.
Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Солнце самая большая, яркая и горячая звезда. Оно находится в центре нашей Солнечной системы. Солнце – это громадный шар из раскаленных газов. Оно является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Вокруг него вращаются планеты и другие небесные объекты. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.
На слайде появляется МЕРКУРИЙ.
Воспитатель: Ребята, как называется эта планета? (Ответы детей).
Воспитатель: Меркурий расположен ближе всего к Солнцу.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли выйти погулять на эту планету? (Нет, потому что эта планета расположена близко к солнцу и на ней очень жарко).
Воспитатель: Действительно, температура на планете Меркурий больше 400 градусов, это очень высокая температура и ничего живого не может существовать при такой температуре.
Воспитатель: А мы летим дальше!
На слайде появляется ВЕНЕРА.
Воспитатель: Как называется планета, расположенная второй от Солнца? (Ответы детей).
Воспитатель: На Венере дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень опасен для человека. Люди давно хотят изучить эту планету, посылают к ней различные летательные аппараты, но сам человек не был на Венере.
На слайде появляется ЗЕМЛЯ.
Воспитатель: Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей).
Воспитатель: Земля - это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.
Воспитатель: Что вы видите вокруг Земли? (Ответы детей. Её окружает слой воздуха – это воздушный океан – атмосфера. Она, как рубашка, защищает Землю).
Воспитатель: Как вы думаете, почему на планете Земле может существовать все живое? (Ответы детей. Планета Земля расположена от Солнца на наиболее удачном расстоянии и поэтому получает от него столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений и животных. Главное отличие планеты Земля от всех других планет – это наличие жизни, воды, рек, морей, лесов и гор).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случится, если не будет Солнца? (Ответы детей. Станет очень холодно и Все замерзнет).
На слайде появляется МАРС.
Воспитатель: Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы. Кто узнал эту планету? (Ответы детей. Это планета Марс).
Воспитатель: На Марсе дуют сильные ветры, мало кислорода.
Воспитатель: Может ли человек жить на Марсе? (Ответы детей. Нет, так как на ней мало кислорода и человек не сможет там дышать).
Воспитатель: Все верно. Человек изучает эту планету с помощью роботов. Планету Марс легко запомнить. Эта планета очень яркая – красного цвета.
На слайде появляется ЮПИТЕР.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется следующая планета? (Ответы детей).
Воспитатель: Это планета Юпитер. Она очень большая – больше Земли в 318 раз. Юпитер состоит из газов. Твёрдого грунта, на Юпитере нет и поэтому человек еще не смог изучит данную планету. У Юпитера есть красивые кольца, которые, украшают его как пояс.
На слайде появляется САТУРН.
Воспитатель: Обратите внимание, мы пролетаем рядом с планетой Сатурн.
На слайде появляется УРАН
Воспитатель: Ребята, а это планета Уран.
На слайде появляется НЕПТУН.
Воспитатель: А вот и следующая планета – это Нептун. Данная планета названа в честь древнеримского бога морей и океанов. Она на столько далеко расположена от Солнца, что ее полный оборот вокруг Солнца занимает 165 земных лет.
На слайде появляется ПЛУТОН.
Воспитатель: Мы подлетаем к самой далекой и самой маленькая планета – это Плутон.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Ответы детей. Очень холодно, так как они находятся далеко от Солнца).
Включается аудиозапись сигнала бедствия.
Воспитатель: Слышите?! Это сигнал бедствия! Мы слишком далеко улетели от Земли, у нас остается очень мало кислорода и наш корабль замерзает. Пора возвращаться на Землю!
Воспитатель берет стул и пересаживается во главе корабля.
Внимание! Сели ровно, взялись крепко руками за сиденья стула, закрыли глаза. Готовы?! Мы сейчас полетим очень быстро!
Включается аудиозапись возврата.
Воспитатель: Полет окончен! Снимем шлемы, выходим из ракеты и идем за мной.
Воспитатель идет первым и приглашает детей к себе, собрав их в круг в центре зала.
Воспитатель: Мы очень долго были в космосе и немного устали. Пришло время отдохнуть и сделать небольшую разминку.
Звучит динамичная музыка и дети совместно с воспитателем танцуют танец «Я – ракета» (3 раза с ускорением).
Воспитатель: Молодцы! Размялись, а сейчас я приглашаю вас в первую «космическую лабораторию».
Воспитатель: Встаньте пожалуйста рядом, так чтобы было видно всем, толкается и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено.
Воспитатель: Ребята, перед вами космическое панно. Что вы на нем видите? (воспитатель указкой показывает планеты)
Воспитатель: Что это? (ответы детей. Это планеты)
Воспитатель: Верно.
(воспитатель указкой показывает орбиты)
Воспитатель: А это что, как вы думаете? (ответы детей. Это дороги, орбиты).
Воспитатель: Да, вы правы. Это так называемая «дорога для планет», а называется она – орбита. По ней планеты вращаются вокруг солнца и не сталкиваются друг с другом.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как это происходит на модели солнечной системы.
Воспитатель вместе с детьми встают возле стола.
Воспитатель: Прошу вас встать так, чтобы было видно всем и нашим гостям конечно тоже. Не толкаемся и не наваливаемся на стол, а то мы не сможем рассмотреть модель солнечной системы.
Воспитатель демонстрирует модель и сопровождает речь показом.
Воспитатель: Обратите внимание, в центре солнечной системы находится самая большая звезда – Солнце. А кто помнит, как называется самая быстрая планета? (ответы детей).
Воспитатель: А как называется самая медленная планета? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, почему одна планета самая быстрая, а другая самая медленная? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что один круг вокруг солнца равен одному году жизни на нашей планете.
- Вот сколько вам сейчас лет? (ответы детей. 6 лет, 7 лет).
- Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (ответы детей 6 и 7 раз).
Воспитатель: Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и кружатся сами вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как вращается Земля? (ответы детей. Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг Земли, но это не так).
Воспитатель: Чтобы подробнее узнать об этом нам необходимо провести опыт, а для этого необходимо пройти во вторую «космическую лабораторию».
(воспитатель вместе с детьми подходят к столу с глобусом и встают вокруг него).
Воспитатель: Встаньте пожалуйста вокруг стола, так чтобы было видно всем вам и нашим гостям. Напоминаю, что толкаться и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено. Будьте внимательны!
(все рассматривают глобус, стоящий на столе. Воспитатель выбирает ребенка и дает ему фонарик, объясняет, что это Солнце. Все слова воспитателя сопровождаются показом).
Воспитатель: Земля движется вокруг Солнца, которое освещает только часть планеты. Вращаясь вокруг своей оси, земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. На освещенной половине земного шара – наступает день, на неосвещенной части Земли – наступает ночь. Поэтому на Земле, как и на других планетах Солнечной системы, происходит смена дня и ночи.
(ребенок кладет фонарик на стол)
Воспитатель вместе с детьми проходит в середину зала и обращает внимание на планеты, лежащие на полу. Воспитатель берет самую большую планету и предлагает детям разобрать остальные.
Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас рассыпались планеты. Возьмите пожалуйста каждый по одной и рассмотрите их. Обратите внимание на то, что они все разные и по цвету и по форме. Предлагаю устроить парад планет, что бы все смогли ими полюбоваться. Для этого необходимо встать в одну линию лицом к гостям от самой большой планеты к самой маленькой планете. У меня самая большая планета, я встаю первой, а вы все выстраиваетесь рядом со мной, в порядке убывания.
Включить тихо музыку для фона. Дети выстраиваются в необходимом порядке самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь
Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Предлагаю поднять все планеты вверх, еще раз показать их гостям. На этом «парад планет окончен».
Воспитатель немного выходит вперед и обращается к детям.
Воспитатель: Сейчас предлагаю разместить наши замечательные планеты на стене, но выстроив их в правильной последовательности. Так как они расположены в солнечной системе.
(дети по очереди подходят к воспитателю и отдают планету)
Воспитатель: У кого уже нет в руках планеты, присаживается на стул.
А теперь присядем на стульчики.
Все садятся на стульчики, воспитатель присаживается перед детьми.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня действительно получилось необычное занятие, а настоящее путешествие. Скажите пожалуйста, кому что больше запомнилось? (дети по очереди отвечают).
Воспитатель: Отлично, спасибо за ваши высказывания ребята. А еще мне бы хотелось узнать какое у вас осталось настроение после занятия. Для этого предлагаю пройти к нашему звездному небу и разместить на нем «звезды настроения». Если вы сейчас в хорошем, радостном настроении, берите желтую звезду. Если ваше настроение плохое и вам грустно, то ваша звезда будет синего цвета.
(дети выполняют задание. Если вдруг ребенок берет звезду синего цвета, то обратить на это внимание и предложить последующую игру в группе, чтобы ситуация исправилась)
Воспитатель: Какое замечательное звездное небо у нас получилось! Спасибо вам за занятие и в память о нем, я дарю вам ракеты, чтобы глядя на них, вы еще долго вспоминали наше замечательное космическое путешествие! На этом наше занятие подошло к концу.