3.1. Открытые занятия

Гараева Зульфия Равиловна

Открытые занятия

https://disk.yandex.ru/d/OQvqKerOy_i3Ww - ссылка на фото с открытого занятия

 

https://disk.yandex.ru/d/OQvqKerOy_i3Ww -ссылка на презентацию к занятию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

на тему «Путешествие по солнечной системе»,

для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Цель: создать педагогические условия для знакомства детей подготовительного дошкольного возраста с природными явлениями, совершенствования восприятия и формирования социальной позиции личности в отношении к природе и её ресурсам.

Задачи:

1.Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе; о планетах солнечной системы ; о том, что Солнце – самая большая и близкая к Земле звезда; о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Развивать словесно-логическое мышление.

2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать умение детей моделировать Солнечную систему с использованием условно-символических изображений.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознанное отношение к себе как части природы.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация «Солнечная система», аудиозапись беседы с Землёй, набор для моделирования Солнечной системы (модели планет), настольная лампа, глобус.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Воспитатель: Проходите, встаньте пожалуйста в круг и давайте поприветствуем друг друга.  

Эй друг не зевай,

Быстро руку мне давай.

Круг сомкнулся, ну дела,

Получился хоть куда,

Всем, всем, всем добрый день!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие и поэтому к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь (дети и воспитатель разворачиваются лицом к гостям).

Воспитатель: Молодцы! Вставайте обратно в круг и ответьте на мои вопросы (воспитатель ждет, когда все дети выстроятся и только потом продолжает беседу)

- Ребята, назовите свой адрес? (Ответы детей).

- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей).

- К какому округу относится наш город? (Ответы детей).

- В какой стране мы живем?  (Ответы детей).

- Какие страны вы еще знаете? (Ответы детей).

- На какой планете они расположены? (На планете Земля).

- А где находится сама планета Земля? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, а сейчас обратите внимание на экран (воспитатель и дети поворачиваются к экрану. Включается запись разговора Земли, где она рассказывает о своем место нахождении и приглашает в космос).

2. Основная часть.

Воспитатель: На чем же мы полетим в Космос? (Ответы детей).

Воспитатель: Все верно! Вот и наша ракета (воспитатель обращает внимание на стульчики, стоящие в середине зала и имитирующие ракету).   Проходите. Присаживайтесь. Надевайте шлемы (дети присаживаются на стульчики и надевают шлемы, расположенные на них. Воспитатель тоже присаживается на впереди стоящий стул) Внимание! Прослушаем инструкцию из центра управления космическими полетами (включается запись с инструкцией о соблюдении правил во время полета).

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет готовности (дети считают в обратной последовательности вместе с воспитателем) - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 Пуск! (звучит запись со звуками взлета ракеты, воспитатель вместе с детьми хватается за сиденья стульчика, наклоняется вперед и имитирует взлет)

Воспитатель: Ребята, мы вылетели в открытый Космос (включается проектор, имитирующий звезды). Посмотрите, какая она солнечная система (на экране включается слайд Солнечной системы)

Воспитатель: Обратите внимание на планеты. 

- Какой они формы? (Ответы детей).

- Одинакового ли планеты цвета? (Ответы детей).

- А какие они по размеру? (Ответы детей).

Воспитатель: (далее имитируется полет и на слайде по очереди появляется солнце, а затем планеты в порядке их расположения в Солнечной системе. Воспитатель спрашивает у детей название планеты, спрашивает ее характерные особенности. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает все самостоятельно, дополняя информацию о планетах интересными фактами).

На слайде появляется СОЛНЦЕ.

Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).

Воспитатель: Солнце самая большая, яркая и горячая звезда. Оно находится в центре нашей Солнечной системы. Солнце – это громадный шар из раскаленных газов. Оно является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Вокруг него вращаются планеты и другие небесные объекты. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.

На слайде появляется МЕРКУРИЙ.

Воспитатель: Ребята, как называется эта планета? (Ответы детей).

Воспитатель: Меркурий расположен ближе всего к Солнцу.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли выйти погулять на эту планету? (Нет, потому что эта планета расположена близко к солнцу и на ней очень жарко).

Воспитатель: Действительно, температура на планете Меркурий больше 400 градусов, это очень высокая температура и ничего живого не может существовать при такой температуре.

Воспитатель: А мы летим дальше!

На слайде появляется ВЕНЕРА.

Воспитатель: Как называется планета, расположенная второй от Солнца? (Ответы детей).

Воспитатель: На Венере дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень опасен для человека. Люди давно хотят изучить эту планету, посылают к ней различные летательные аппараты, но сам человек не был на Венере.

На слайде появляется ЗЕМЛЯ.

Воспитатель: Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей).

Воспитатель: Земля - это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.

Воспитатель: Что вы видите вокруг Земли? (Ответы детей. Её окружает слой воздуха – это воздушный океан – атмосфера. Она, как рубашка, защищает Землю).

Воспитатель: Как вы думаете, почему на планете Земле может существовать все живое? (Ответы детей. Планета Земля расположена от Солнца на наиболее удачном расстоянии и поэтому получает от него столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений и животных. Главное отличие планеты Земля от всех других планет – это наличие жизни, воды, рек, морей, лесов и гор).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случится, если не будет Солнца? (Ответы детей. Станет очень холодно и Все замерзнет).

На слайде появляется МАРС.

Воспитатель: Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы. Кто узнал эту планету? (Ответы детей. Это планета Марс).

Воспитатель: На Марсе дуют сильные ветры, мало кислорода.

Воспитатель: Может ли человек жить на Марсе? (Ответы детей. Нет, так как на ней мало кислорода и человек не сможет там дышать).

Воспитатель: Все верно. Человек изучает эту планету с помощью роботов. Планету Марс легко запомнить. Эта планета очень яркая – красного цвета.

На слайде появляется ЮПИТЕР.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется следующая планета? (Ответы детей).

 Воспитатель: Это планета Юпитер. Она очень большая – больше Земли в 318 раз. Юпитер состоит из газов. Твёрдого грунта, на Юпитере нет и поэтому человек еще не смог изучит данную планету. У Юпитера есть красивые кольца, которые, украшают его как пояс.

На слайде появляется САТУРН.

Воспитатель: Обратите внимание, мы пролетаем рядом с планетой Сатурн.

На слайде появляется УРАН

Воспитатель: Ребята, а это планета Уран.

На слайде появляется НЕПТУН.

Воспитатель: А вот и следующая планета – это Нептун. Данная планета названа в честь древнеримского бога морей и океанов. Она на столько далеко расположена от Солнца, что ее полный оборот вокруг Солнца занимает 165 земных лет.

На слайде появляется ПЛУТОН.

Воспитатель: Мы подлетаем к самой далекой и самой маленькая планета – это Плутон.

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Ответы детей. Очень холодно, так как они находятся далеко от Солнца).

Включается аудиозапись сигнала бедствия.

Воспитатель: Слышите?! Это сигнал бедствия! Мы слишком далеко улетели от Земли, у нас остается очень мало кислорода и наш корабль замерзает. Пора возвращаться на Землю!

Воспитатель берет стул и пересаживается во главе корабля.

Внимание! Сели ровно, взялись крепко руками за сиденья стула, закрыли глаза.  Готовы?! Мы сейчас полетим очень быстро!

Включается аудиозапись возврата.

Воспитатель: Полет окончен! Снимем шлемы, выходим из ракеты и идем за мной.

Воспитатель идет первым и приглашает детей к себе, собрав их в круг в центре зала.

Воспитатель: Мы очень долго были в космосе и немного устали. Пришло время отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Звучит динамичная музыка и дети совместно с воспитателем танцуют танец «Я – ракета» (3 раза с ускорением).

Воспитатель: Молодцы! Размялись, а сейчас я приглашаю вас в первую «космическую лабораторию».

Воспитатель: Встаньте пожалуйста рядом, так чтобы было видно всем, толкается и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено.

Воспитатель: Ребята, перед вами космическое панно. Что вы на нем видите? (воспитатель указкой показывает планеты)

Воспитатель: Что это? (ответы детей. Это планеты)

Воспитатель: Верно.

(воспитатель указкой показывает орбиты)

Воспитатель: А это что, как вы думаете? (ответы детей. Это дороги, орбиты).

Воспитатель: Да, вы правы. Это так называемая «дорога для планет», а называется она – орбита. По ней планеты вращаются вокруг солнца и не сталкиваются друг с другом.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как это происходит на модели солнечной системы.

Воспитатель вместе с детьми встают возле стола.

Воспитатель: Прошу вас встать так, чтобы было видно всем и нашим гостям конечно тоже. Не толкаемся и не наваливаемся на стол, а то мы не сможем рассмотреть модель солнечной системы.

Воспитатель демонстрирует модель и сопровождает речь показом.

Воспитатель: Обратите внимание, в центре солнечной системы находится  самая большая звезда – Солнце. А кто помнит, как называется самая быстрая планета? (ответы детей).

Воспитатель: А как называется самая медленная планета? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна планета самая быстрая, а другая самая медленная? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что один круг вокруг солнца равен одному году жизни на нашей планете.

- Вот сколько вам сейчас лет? (ответы детей. 6 лет, 7 лет). 

- Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (ответы детей 6 и 7 раз). 

Воспитатель: Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и кружатся сами вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как вращается Земля? (ответы детей. Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг Земли, но это не так).

Воспитатель: Чтобы подробнее узнать об этом нам необходимо провести опыт, а для этого необходимо пройти во вторую «космическую лабораторию».

(воспитатель вместе с детьми подходят к столу с глобусом и встают вокруг него).

Воспитатель: Встаньте пожалуйста вокруг стола, так чтобы было видно всем вам и нашим гостям. Напоминаю, что толкаться и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено. Будьте внимательны!

(все рассматривают глобус, стоящий на столе. Воспитатель выбирает ребенка и дает ему фонарик, объясняет, что это Солнце. Все слова воспитателя сопровождаются показом).

Воспитатель: Земля движется вокруг Солнца, которое освещает только часть планеты. Вращаясь вокруг своей оси, земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. На освещенной половине земного шара – наступает день, на неосвещенной части Земли – наступает ночь. Поэтому на Земле, как и на других планетах Солнечной системы, происходит смена дня и ночи.

(ребенок кладет фонарик на стол)

Воспитатель вместе с детьми проходит в середину зала и обращает внимание на планеты, лежащие на полу. Воспитатель берет самую большую планету и предлагает детям разобрать остальные.

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас рассыпались планеты. Возьмите пожалуйста каждый по одной и рассмотрите их. Обратите внимание на то, что они все разные и по цвету и по форме. Предлагаю устроить парад планет, что бы все смогли ими полюбоваться. Для этого необходимо встать в одну линию лицом к гостям от самой большой планеты к самой маленькой планете. У меня самая большая планета, я встаю первой, а вы все выстраиваетесь рядом со мной, в порядке убывания.

Включить тихо музыку для фона. Дети выстраиваются в необходимом порядке самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь

  Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Предлагаю поднять все планеты вверх, еще раз показать их гостям. На этом «парад планет окончен».

Воспитатель немного выходит вперед и обращается к детям.

Воспитатель: Сейчас предлагаю разместить  наши замечательные планеты на стене, но выстроив их в правильной последовательности. Так как они расположены в солнечной системе. 

(дети по очереди подходят к воспитателю и отдают планету)

  Воспитатель: У кого уже нет в руках планеты, присаживается на стул.

А теперь присядем на  стульчики.

Все садятся на стульчики, воспитатель присаживается перед детьми.

          Воспитатель: Ребята, у нас сегодня действительно получилось необычное занятие, а настоящее путешествие. Скажите пожалуйста, кому что больше запомнилось? (дети по очереди отвечают).

          Воспитатель: Отлично, спасибо за ваши высказывания ребята.  А еще мне бы хотелось узнать какое у вас осталось настроение после занятия. Для этого предлагаю пройти к нашему звездному небу и разместить на нем «звезды настроения». Если вы сейчас в хорошем, радостном настроении, берите желтую звезду. Если ваше настроение плохое и вам грустно, то ваша звезда будет синего цвета.

(дети выполняют задание. Если вдруг ребенок берет звезду синего цвета, то обратить на это внимание и предложить последующую игру в группе, чтобы ситуация исправилась)

          Воспитатель: Какое замечательное звездное небо у нас получилось! Спасибо вам за занятие и в память о нем, я дарю вам ракеты, чтобы глядя на них, вы еще долго вспоминали наше замечательное космическое путешествие! На этом наше занятие подошло к концу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: