Главные вкладки
Внеурочная деятельность
мероприятия по внеурочной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_orlan-_belohvost.docx | 34.76 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_iisus_rodilsya_terehova_a.k.docx | 21.09 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 34.32 КБ |
festival_narodnogo_tvorchestva.doc | 59 КБ |
liter_3.pptx | 2.16 МБ |
v_gostyah_u_detstva.doc | 50 КБ |
uchimsya_sochinyat_zagadki.docx | 95.22 КБ |
kvestovaya_programma_v_gostyah_u_skazok_pushkina.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи:
- Уточнить, обобщить и систематизировать знания детей об орлане -белохвосте – внешнем виде, местах обитания, особенностях поведения.
- Воспитывать заботливое и внимательное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Участники: обучающиеся начальной школы.
Ход мероприятия:
Учитель:
Союз орнитологов России объявил, что птицей 2013 года является красивая крупная хищная птица - орлан – белохвост. Это связано с тем, что численность этой птицы на территории России очень мала, места её гнездования загрязнены, взрослые особи являются объектом браконьерства. Что это за птица? Об этом наш устный журнал.
Страница 1. Внешний вид.
Орлан - белохвост обладает массивным телосложением. Размах крыльев до 2,5 м; масса самки около 6 кг, самца 4 кг. Взрослая птица темно-бурого цвета, с желтовато-буроватой головой и шеей, и чисто-белым хвостом, который клиновидно заострен. Клюв крепкий, крючкообразно загнутый на конце. У основания резко выделяется непокрытая оперением кожа - "восковица", в которую открываются наружные отверстия ноздрей; лапы снабжены острыми, загнутыми когтями и хорошо приспособлены для того, чтобы хватать и удерживать добычу. Молодые птицы отличаются от взрослых цветом клюва и оттенком оперения, в последствие с каждой линькой они будут приобретать все более схожий с родителями вид. Взрослый наряд (белый хвост) приобретают на 5-8 году жизни. Держатся в одиночку и парами. Крылья орлана очень широкие, на концах крыльев перья расставлены пальцеобразно. Шея короткая, массивная. Голос белохвоста, состоит из низких грубых тонов "рра-рра" или "крак-крак", сменяющихся звонкими свистящими звуками учащающегося темпа "кри-кри-кри-кри". Самка крупнее самца.
Страница 2. Места обитания.
Довольно широко распространен в Евразии, а также на
островах Исландия, Сахалин, Курильские, Хоккайдо. В России орлан -белохвост обитает от южных границ до лесотундры и тундры, где, видимо, не гнездится или гнездится очень редко. У нас в Нижегородской области гнездится в Борском районе в пойме реки Волги, в Лысковском и Воротынском районах, а также на берегах Чебоксарского и Горьковского водохранилищ.
Страница 3. Образ жизни.
Так как в нашей стране орлан - белохвост встречается почти повсеместно, он одновременно является оседлой, перелетной и кочующей птицей: на севере перелетной, южнее - кочующей и оседлой. Прилетают орланы рано: в среднюю тайгу на Енисее - 10-15 апреля, под Норильск в начале мая. Осенний отлет в конце сентября - начале октября и задерживается до ледостава. Зимует по берегам незамерзающих водоемов, богатых рыбой, и на морском побережье. Многие зимовки нерегулярны.
На Камчатке - гнездящийся, зимующий и мигрирующий вид с невысокой численностью.
Кочующие орланы встречены в тундре. Во время кочевок орлан-белохвост держится поодиночке или небольшими разрозненными группами вдоль морских побережий, где питается выбросами моря и рыбой в низовья рек. Гнездится орлан - белохвост у озер и рек с широкими разливами с присутствием высокоствольной растительности. Поселяется обычно в глухих малопосещаемых районах. Водоемы, у которых гнездятся орланы, богаты рыбой. В северных районах гнезда устраивает и на скалах и береговых уступах.
Распространение в гнездовой период связано с близостью водоемов и высокими деревьями, на вершинах которых орлан делает гнездо.
Гнезда использует многократно (до 30 лет!), ежегодно ремонтирует их, в связи с чем постройки разрастаются в размерах и достигают 2 и более метров в диаметре и 1,5 м в высоту, внутри оно выстилается травой. У каждой пары 2-3 гнезда, занимаемые попеременно. Иногда гнездится в колониях серых цапель.
В южных районах известны случаи гнездования даже на земле.
В гнезде 1-2 белых, иногда с едва заметными охристыми пятнами, с толстой, грубой и крупнозернистой скорлупой яиц. Насиживает яйца в основном самка.
В гнезде бывает обыкновенно по два птенца, иногда же один. Они чрезвычайно прожорливы, первые несколько недель самка кормит их той пищей, которую приносит в гнездо самец. Позднее пищу добывают и самец, и самка. Подросшие птенцы держатся выводками на расстоянии до 2 км от гнездовых участков.
Пища белохвоста весьма различна, в зависимости от времени года и характера обитаемой им области. Рыба имеет существенное значение в его кормовом рационе - лещ, окунь, судак, сельдь, сом, голец, и др. Кормится и млекопитающими средних и небольших размеров. Иногда жертвой становятся птицы (часто неспособные во время линьки летать), в том числе глухарь, гуси и утки, лебеди, фламинго, чайки и др.
Среди утиных в питании хищников отмечены кряква, огарь и широконоска.
Чаще всего белохвосты добывают зайцев, сурков, малых и рыжеватых сусликов.
В зимний период основу пищи этих хищных птиц, широко кочующих по Заволжью, составляет падаль и зайцы-русаки. У трупов павших животных собирается иногда до 10 и более хищников. Охотно ест и отбросы рыбного промысла, боен и т. д. С голодухи отваживается нападать даже на таких хорошо вооруженных зверей, как песцы и собаки. Разыскивает добычу, паря высоко в воздухе. Часто его можно видеть парящим большими кругами на высоте до 200 м над землей. Насытившись до отвала, белохвост или летит с запасом рыбы в когтях снова в гнездо, или же, - вероятно, когда птенцы сыты, - отходит в сторону, приводит в порядок клюв и перья, пьет и отдыхает на песке, пока переварится пища. Наевшийся белохвост жадно пьет воду. Молодые не особенно пугливы и часто подпускают даже вооруженного человека на расстояние выстрела: старые же птицы очень осторожны.
Страница 4. Интересные факты об орлане - белохвосте.
* Длина птицы- 86-100 см.
* Длина клюва-5 см.
* Длина отпечатка следа ноги до 19 см.
* Продолжительность жизни – от 27 до 42 лет.
* Создают пары на всю жизнь.
* Орлан - белохвост- грозный хищник, его жертвой становятся самые разные животные: от мыши до молодой косули, которую он легко удерживает в своих мощных когтях.
* Интересно наблюдать как он ловит рыбу. Его острый взгляд замечает её даже на большом расстоянии. И вот белохвост стремительно бросается вниз, выпустив вперед лапы, которыми он как бы загребает рыбу. Случается, что рыба плывет довольно глубоко, тогда на минуту огромная птица скрывается в фонтане брызг, в следующее мгновенье быстро взмывает вверх, почти всегда сжимая в лапах добычу.
* Белохвосты могут отнимать пойманную добычу у других птиц.
* Орлан - белохвост может безошибочно предсказать погоду : его тревожное скигление обязательно обещает дождь или ураган.
* Поколения орлана - белохвоста могут гнездоваться на одном и том же месте в течение очень долгого времени (до полутора веков). И гнездо, ежегодно надстраиваемое, может достигать 3 м в длину и 1,5 м в высоту. Максимальная масса такого гнезда достигает 1 тонну. Гнездо белохвоста суперпрочное, ему не страшны ураганы и стихия.
* Орлан - белохвост как символ надежности и силы часто появляется на гербах, марках и денежных единицах разных стран мира, о нем сложено много стихов и легенд.
* Орлан - белохвост известен как первая в мире окольцованная дикая птица. Он был помечен бронзовым кольцом в Германии 26 апреля 1829 года.
Страница 5. Численность.
Во второй половине XIX - первой половине ХХ вв. населял всю территорию России и был повсеместно относительно обычен.
Охота на орлана - белохвоста полностью запрещена во всей России с 1973 г. Повсюду запрещен также сбор яиц.
Орлан - белохвост крайне восприимчив и к фактору беспокойства. Даже кратковременное пребывание человека вблизи гнездовий приводит к покиданию гнезда птицами.
Гибнут орланы попадая в капканы, в результате случайного отстрела и разорения гнезд. Все эти причины лишают возможности гнездиться и птицы вытесняются в глухие, мало затронутые деятельностью человека районы. Орлан-белохвост занесен в Красную книгу и нуждается в охране и нашей защите.
Страница 6. Кроссворд « Сохрани вид орлан – белохвост!»
Теперь отгадаем кроссворд, чтобы подвести итог тому, что узнали об орлане - белохвосте, запомнить, обобщить и повторить. Если правильно ответите на все вопросы по горизонтали, то в вертикальном столбце получится ключевое слово. Двигаемся сверху вниз.
По горизонтали:
- Как называется дом орлана- белохвоста? (гнездо)
- Это составляет основной рацион питания белохвоста.(рыба)
- У него мощные и сильные …(лапы)
- Как называется книга, в которую занесена эта птица? ( Красная)
- Одна из причин гибели орланов - белохвостов (капкан)
- Цвет хвоста взрослого орлана - белохвоста (белый)
- На нем он устраивает свое гнездо ( дерево)
- У него мощный, крючковатый…(клюв)
- Непокрытая оперением кожа у основания клюва (восковица)
- Орлан - белохвост питается другими животными, поэтому он …(хищник)
- У него короткий белый…(хвост)
- Один из районов Нижегородской области, в которой обитают орланы -белохвосты (Борский)
- Мелкий грызун, обитатель степей, живущий в норках, добыча орлана-белохвоста( суслик)
- Основной строительный материал для строительства гнезда, применяемый орланом-белохвостом ( ветки)
г | н | е | з | д | о | |||||
| р | ы | б | а | ||||||
л | а | п | ы | |||||||
к | р | а | с | н | а | я | ||||
к | а | п | к | а | н | |||||
- | ||||||||||
б | е | л | ы | й | ||||||
д | е | р | е | в | о | |||||
к | л | ю | в | |||||||
в | о | с | к | о | в | и | ц | а | ||
х | и | щ | н | и | к | |||||
х | в | о | с | т | ||||||
б | о | р | с | к | и | й | ||||
с | у | с | л | и | к | |||||
в | е | т | к | и |
Литература:
1. А.А. Баранов. Сайт "Птицы Средней Сибири" .
2. Биология промыслово-охотничьих птиц СССР. Издательство "Высшая школа", 1983, с изменениями.
4. Птицы севера Нижнего Поволжья. Саратовский университет, 2005 Авторы: Е.В. Завьялов, Г.В. Шляхтин, В.Г. Табачишин, Н.Н. Якушев, И.А. Хрустов, Е.Ю. Мосолова.
5. Беме Р. Л., Кузнецов А. А. Птицы лесов и гор СССР: Полевой определитель, 1981.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Иисус родился»
Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка через приобщение его к народным и православным традициям русского народа.
Задачи: формирование представления детей о празднике Рождества;
ознакомление с рождественскими традициями в России;
воспитание интереса и уважения к исторической и духовной культуре русского православного народа.
Форма организации: занятие по внеурочной деятельности.
Ход мероприятия:
1.Девочка читает стихотворение под музыку Моцарта «Душа».
С семьей мы в храме накануне Рождества,
Тихонько тлеют свечи.
Стою и представляю я
Такой же тихий зимний вечер, в который
Весть благая в мир пришла.
Вдруг загорелась в небе яркая звезда
В момент рождения Христа.
Пусть с той поры минуло много лет,
Но в эту ночь и в старой церкви с печкой древней,
И в храме помпезном в Москве
Покой и счастье в каждом сердце Богу верном,
Радость в тебе и во мне.
Все молятся, потрескивают свечи,
Вокруг стоит такая благодать!
Какой же чудный дивный вечер
Словами просто не сказать!
Был строгий пост, а завтра будет стол, накрытый щедро,
Весельем день наполнится с утра:
Забавы, игры, суета, и вместе соберется вся моя родня!
Вот окончанье службы,
Тихо гаснут свечи,
Но светом ярким полнится душа -
С великим праздником! С рождением Христа!
2.Беседа по стихотворению:
- Ребята, Вероника написала это стихотворение сама, а я ей немного помогала.
- О чем оно?
- Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о празднике Рождество и о рождественских традициях.
3.Просмотр мультфильма « Рождество Христово», рассказ о рождении Иисуса Христа.
Чудо Рождества — в том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.
Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру — вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном.
Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:
— Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!
В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.
Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира."
4.Ознакомление с рождественскими традициями:
Рождественская елка. Все мы стремимся украшать свои елочки еще перед Новым Годом, однако в их рождественском убранстве обязательно должны появиться сладости. Почти все привычные нам елочные игрушки тоже имеют символическое религиозное значение. Звезда, венчающая ель, символизирует путеводную звезду, проводившую волхвов к Иисусу. Игрушки – символы подарков от волхвов, ну а всеми любимые елочные шарики – это воплощение бесконечности и вечной жизни.
Рождественские открытки. Рождественские открытки обычно посылают друг другу в течение недель перед Рождеством многие люди. На них размещают текст поздравления.
Рождественские колядки и ряжение. Время от Рождества Христова до Крещения называлось святками. Проводили их в играх, забавах, колядках, Дети и молодёжь поют песни — колядки. В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. А также считалось, что в это время по земле гуляет нечисть. Чтобы она тебя не узнала, рядились в разных животных, надевали маски. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
Игра « Чья маска?». ( Учитель опускает руку в мешок с масками и спрашивает «Кому эта маска?». Она достается тому, чье имя выкрикивают дети).
Игра «Собери слово» (написано по одной букве на листе, дети должны составить слово «рождество»). Предварительно дети делятся на две команды.
- А теперь посмотрим, чья команда быстрее это слово соберет (буквы в слове перемешиваются, один ребенок берет одну букву).
Рождественские свечи. Они подчеркивают значение Христа как Света всего мира. Свеча озаряет наш путь, освещает его, символизирует победу света над тьмой, добра над злом. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Ведь именно этому учил людей Иисус Христос. Давайте и мы с вами сейчас зажжем свечи и загадаем желания, и пусть сейчас не рождественская ночь, но я думаю, если ваши желания будут чистыми и светлыми, они обязательно сбудутся.
- Подведем итог нашей сегодняшней встрече, и каждый из вас заполнит пропущенные слова в тексте, который я вам раздам. ( См. приложение).
( индивидуальное заполнение, озвучивание).
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи:
- Уточнить, обобщить и систематизировать знания детей о черном стриже – внешнем виде, местах обитания, особенностях поведения через ознакомление с литературным произведением В.Астафьева « Стрижонок Скрип».
- Воспитывать заботливое и внимательное отношение к птицам, желание заботиться о них.
- Привлечь внимание к проблеме их охраны.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Участники: обучающиеся начальной школы.
Форма проведения: беседа, экспресс-опрос.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
- В этом году птицей года выбран черный стриж и мы с вами сегодня познакомимся с этими птицами, их образом жизни и повадками. А поможет нам это сделать рассказ известного писателя Виктора Астафьева « Стрижонок Скрип».
Чтение учителем рассказа целиком.
- Кто является главным героем этого рассказа?
( Ответ детей: Стрижонок Скрип).
Черный стриж - небольшая птица, принадлежащая к роду стрижей. Длина тела этой птицы достигает восемнадцати сантиметров, а размах крыльев - сорока сантиметров. Длина крыла черного стрижа (он же обыкновенный стриж) в среднем равна восемнадцати сантиметрам, а хвоста - восьми сантиметрам. На территории России черный стриж очень распространен. Правда, издали эту птицу совсем легко перепутать с ласточкой. Окрас оперения черного стрижа имеет темно-бурый цвет. Для оперения характерен металлический отлив зеленоватого оттенка. На горле и подбородке особей находится белое пятно. У черных стрижей темно-бурые глаза и черный клюв. Самка и самец черного стрижа имеют совершенно идентичный окрас оперения. Небольшие различия имеются только у птенцов и взрослых особей - птенцы несколько светлее.
- Давайте представим себе появление на свет Скрипа и первые минуты его жизни.
( Ответ детей: Вылупился из яичка, удивленно пискнул, испугался, прижался к маме, она его прижала крылышком. Он уснул, а когда проснулся, ее не было, зато вокруг него пищали голенькие стрижата- его братья и сестры).
Слайд 2.
В конце мая самка откладывает два-три яйца, и в течение 18-20 дней оба родителя по очереди насиживают кладку. Птенцы вылупляются голыми, но быстро обрастают серым пухом и 48-50 дней сидят в гнезде на попечении родителей. В случае долгого отсутствия родителей малыши впадают в оцепенение, при котором понижается температура тела и частота дыхания. Запасы жира позволяют им выдержать голодовку в течение 7-9 дней, потеряв при этом до 60% массы тела, но если температура тела упадет ниже 20°С, малыши погибнут.
- Что было дальше?
(Ответ детей: Вернулась мама-стрижиха и принесла капельку дождя, которую отдала первому стриженку – Скрипу).
Возвращение родителей мигом выводит птенцов из спячки, а усиленная кормежка помогает им быстро набрать утраченный вес. Стрижи кормят птенцов насекомыми, склеивая их слюной в небольшие комочки. Юные стрижи сидят в гнезде до тех пор, пока достаточно не окрепнут, чтобы пуститься в полет и самостоятельно добывать пропитание. Едва молодь встанет на крыло, родители утрачивают к детям всякий интерес. Осенью юные стрижи улетают на зимовку в теплые края, где живут 3 года, проводя почти все время в воздухе. По достижении половой зрелости молодь возвращается в места гнездования, чтобы вывести потомство. Рацион этих птиц состоит из крылатых букашек и паучков, дрейфующих по волнам воздушного океана. В поисках пропитания стрижи пролетают в течение дня много километров, а собравшись заночевать в небесах, поднимаются вечером на большую высоту и дремлют до рассвета, свободно паря в воздухе и лишь изредка взмахивая крыльями. Взрослые стрижи могут много дней обходиться без пищи, порой теряя до 40% массы тела без всякого вреда для здоровья.
- Скажите, почему мама-стрижиха одна воспитывала своих птенцов, что случилось с их папой?
(Ответ детей: Его подстрелили из рогатки мальчишки).
- Как погибла мама-стрижиха?
(Ответ детей: Ее утащил в своих когтях сокол).
Слайд 3.
И сейчас мы с вами поговорим о врагах стрижей. Главным их врагом является чеглок - небольшая хищная птица из семейства соколиных. Остальным хищным птицам весьма затруднительно поймать стрижа, поскольку он не только быстро летает, но и никогда не садится на земную поверхность. Во время сезонных миграций безопасности стрижей могут угрожать другие виды соколов. Опасность для птенцов иногда представляют сони и некоторые другие лазающие грызуны. Такая опасность более обоснована в том случае, если стрижи обустраивают свое гнездо в дуплах деревьев или скворечниках. Иной раз врагом стрижа является и человек. Ведь именно мальчишки подстрелили в рассказе папу Скрипа. Но это еще не все! В южной части Европы считается, что мясо молодых стрижей обладает отличными вкусовыми качествами. Именно поэтому жители зачастую места для гнездования стрижей устраивают сами. Делается это таким образом, чтобы иметь доступ к гнезду изнутри. В качестве подобных мест гнездования служат стены и высокие башни. Жители поджидают момент, когда птенцы будут готовы вылететь из гнезда, и незадолго до этого вытаскивают их оттуда, после чего и употребляют мясо птенцов в пищу.
Немало стрижей погибает при столкновениях с проводами линий электропередач, ломая себе крылья или жестоко раня грудные мышцы.
- Кто помог выжить стрижонку Скрипу и его братья и сестрам?
(Ответ детей: Дружный народ стрижи. На ночь к ним прилетал вожак Белое брюшко, а днем стрижи и стрижихи приносили осиротевшим стрижатам еду и капли воды).
Слайд 4.
Действительно, стрижи — очень крикливые и компанейские птицы. Селятся они, как правило, небольшими колониями, хотя вне гнездового сезона почти все время проводят в воздухе. Летают они очень быстро, часто взмахивая крыльями, но владеют и планирующим полетом. Погожими вечерами стрижи нередко устраивают воздушные гонки, закладывая крутые виражи и оглашая окрестности визгливыми криками. Присев на землю, стриж не ходит. Если он здоров и силен, то взлететь с места ему не составит труда, но ослабленная или травмированная птица не имеет шансов взмыть в воздух и неминуемо погибнет от голода.
- Расскажите, пожалуйста, как в рассказе состоялся первый полет Скрипа.
( Ответ детей: В норке появился вожак Белое брюшко и вытолкнул его из норки. Он растопырил крылья и полетел, закружился кругами над рекой, над берегом, над лесом, даже в облако один раз залетел.)
Название этой птицы уносит нас в глубину веков. У древних славян богом ветра был Стрибог. Корень слова «стр» пришёл из санскрита, древнего языка, являющегося прародителем многих языков, в том числе и славянских. Этот корень связан с понятием быстрого движения, быстрого изменения состояния. Вспомним слова «стремительный», «стремление», «струя», «стрела».
Так вот: стриж - самая стремительная из наших птиц. Их скорость в полёте достигает 250 км/ч, ну чем не посланцы Стрибога.
У стрижей, как ни у кого из птиц (кроме, возможно, альбатросов) достигает наивысшей степени выражения связь с воздушной стихией. В места гнездования стрижи прилетают в начале мая. Почти вся семейная жизнь у них протекает в полете — от поиска партнера и спаривания до сбора строительного материала для гнезда. Собирая в воздухе перышки, сухие травинки и пух, стрижи склеивают их секретом слюнных желез, и сооружают гнездо в виде мелкой чашечки. Поскольку ходить стриж не умеет, леток, ведущий к укрытому на чердаке гнезду, должен быть достаточно большим, чтобы хозяин мог подлететь к нему без промежуточной посадки.
Овладев в совершенстве мастерством использования восходящих воздушных потоков, стриж способен подняться в небеса на высоту до 2800 м.
Черный стриж - птица-рекордсмен. Этим птицам причисляются несколько специфических рекордов среди всех остальных птиц. Например, черный стриж может на протяжении двух-трех лет находиться в воздухе абсолютно без всякого перерыва. Причем в течение этого времени птицы могут ничего не употреблять в пищу, и соответственно, не пить. При этом черные стрижи могут покрывать расстояние до пятисот тысяч километров, не приземляясь на поверхность. Кроме того, представители черных стрижей имеют самую большую горизонтальную скорость полета. Таким образом, лететь со скоростью сто пятьдесят километров в час для этих птиц вовсе не предел. Неудивительно, что именем этих птиц названа авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России - «Стрижи». А эмблема группы – черный стриж на красном фоне.
- Вспомним, как прошел первый день Скрипа, когда он научился летать?
(Ответы детей: в этот день он съел много мошек, выпил много воды, но вечером не смог найти свою норку и пришлось ему делать новую норку самому).
Изначально стрижи обитали в горной местности, поросшей густыми лесами, но сегодня стали заправскими горожанами и без опаски селятся по соседству с человеком. Черный стриж хорошо приспособился к жизни рядом с человеком. В природе он гнездится в расщелинах скал, в старых дуплистых деревьях, а в населенных пунктах - под карнизами, крышами, в разнообразных нишах высотных зданий.
Слайд 5.
- Хорошо жилось Скрипу в его норке. Но вот отчего-то сделались беспокойными стрижи, и однажды, на рассвете, призывный голос вожака Белое брюшко позвал стрижей в отлет.
Стриж относится к числу перелетных птиц. В начале гнездового сезона он прилетает в Европу и Азию, где в зоне умеренного климата весной и летом появляется великое множество насекомых — главного блюда в меню этой птицы. Стрижи прилетают самыми последними из перелетных птиц, а улетают самыми первыми – обычно их в городе уже не видно после первой декады августа, а если лето выдалось прохладным, птицы могут исчезнуть уже в последних числах июля. Таким образом, на родине стрижи проводят всего лишь три месяца в году, а зимуют они в экваториальной части Африки, почти за 10000 км от мест гнездования.
- Послушайте, пожалуйста, я вам еще раз зачитаю окончание рассказа.
Слайд 6.
«Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.
Скучно без стрижей на реке. Чего-то не хватает. Где ты, маленький Скрип? В каких краях и странах? Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето!»
К сожалению, численность этих птиц в последние годы неуклонно снижается. В лесных массивах стрижи практически перестали гнездиться. Причин этому несколько. Вырубаются старые дуплистые деревья, ремонтируются или сносятся полуразрушенные каменные и кирпичные постройки, где ранее образовывались колонии стрижей. Один из путей решения проблемы – изготовление искусственных гнезд.
Стрижи охотно заселяют обыкновенные скворечники; для этих птиц также сооружают и специальные домики – «стрижатники». Есть еще одна «стрижиная проблема» ‐ их птенцы нередко преждевременно покидают гнезда, еще не умея летать. Вспомните: стрижонок Скрип тоже чуть не выпал из гнезда, за что получил клювом по голове от своей строгой мамы! Такое происходит и у многих других птиц, но у большинства видов родители продолжают заботиться о плохо летающих слетках, защищая их и продолжая выкармливать. У стрижей же вылетевшие из гнезд молодые птицы сразу начинают самостоятельно питаться и жить без помощи родителей. Поэтому если птенец покидает гнездо, не умея летать – он неминуемо погибнет, если человек не придет ему на помощь. Выкормить такого стриженка дома – дело довольно хлопотное, но вполне возможное.
Вы можете помочь птицам решить жилищную проблему, выкормить выпавших из гнезд стрижат, рассказать об этой замечательной птице другим детям, родственникам и друзьям.
-Ребята! Наша с вами задача сделать так, чтобы стрижи всегда возвращались на свою родину, чтобы им было куда вернуться, жилось здесь хорошо и каждый год все больше и больше стрижей приносили нам на своих крыльях такое долгожданное и всеми нами любимое время года – лето.
А теперь подведем итог тому, что вы узнали и запомнили о стрижах и проведем небольшой экспресс-опрос. У каждого из вас есть табличка с вопросами, напротив нужно поставить +, если утверждение верное или - , если неверное.
№ | Вопрос | + или - |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Самка и самец стрижа имеют разный окрас оперения Стрижи очень дружный народ Стрижи – неперелетные птицы Стрижи могут спать в воздухе Стриж – самая стремительная из наших птиц Яйца высиживает только самка Стриж не умеет ходить Насекомые – главное блюдо в меню стрижей Эта птица нуждается в охране и заботе человека | - + - + + - + + + |
- Поменяйтесь таблицами с соседом в паре и проверим работы.
( Учитель зачитывает вопросы и называет правильный ответ).
- Всех благодарю за участие в нашем внеклассном мероприятии. Я увидела, что вы узнали, запомнили много нового и сумеете стать настоящими друзьями ловким маленьким птичкам стрижам, а в случае необходимости всегда придете к ним на помощь.
Список литературы:
- Астафьев В. Стрижонок Скрип. М., « Детская литература», 1974
- Жизнь животных в 7 томах. Том 6. Птицы. М., «Провещение», 1986
- Люлеева Д.С. Стрижи. СПб., Российская академия наук. Зоологический институт, 1993
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для начальной школы
ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
« ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цель:приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным традициям.
Задачи : уточнение , расширение и закрепление знаний о народных промыслах Нижегородской области.
Оборудование : мультимедийный проектор, выставка изделий народных мастеров,краски , кисти (для проведения мастер класса по росписи изделий).
1 ученик:
Слушайте, люди добрые!
Потом не говорите, что не слышали!
Сего года, месяца, числа
Всех на праздник приглашаем!
2 ученик:
Здравствуйте, люди добрые,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
3 ученик:
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
Ребята-молодцы,
Веселые удальцы!
4 ученик:
Почтенные и молодые,
Полные и худые!
Рады гостям,
Как добрым вестям!
Ведущий:
- Сегодня у нас фестиваль народного творчества. Вся земля наша - земля мастеров ,
чьи руки дружат с топором ,пилой , глиной , красками , иглой , нитками .Радуют
глаз изделия народных промыслов Нижегородского края, сделанные мастерами
игрушки, кружева, посуда . Прибыли они из разных уголков нашей области:
Хохломы и Шахуньи, Полхово Майдана , Семенова и Городца. А открывают
наш фестиваль гости из славного города Шахуньи.
- Не хлебом единым живы люди! Уже на протяжении многих столетий лен
спутник человека. В нашем Нижегородском крае издавна выращивали лен
и ткали одежду, покрывала,скатерти .
- Лен сеют в теплую, но еще очень влажную землю,стремясь сделать это пораньше.
- Сеют да приговаривают:
- Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся, мой беленький,
Не крушись ты, мой миленький!
- Трудное это дело – вырастить лен, превратить его в пряжу , а потом выткать
чудесную скатерть.
- Не зря в народе родилось много необыкновенных загадок о льне. Вот одна
из них:
Колотили, рвали.
Крутили, ткали,
На стол клали!
- Да уж и есть на что посмотреть, чему порадоваться ! Вот какое диво-дивное
получилось !
( показывают изделия )
- В Нижегородской губернии такие прекрасные изделия ткут не только изо льна ,
но и из шерсти , из хлопка.
Ведущий :
- Спасибо , гости дорогие . Порадовали вы нас. А что расскажите вы , гости желанные ,
мастера Хохломы ?
- Искусство хохломской росписи родилось очень давно.Мастера расписывали
бытовые предметы- мебель, посуду , домашнюю утварь.Создатели хохломы-
крестьяне заволжских деревень Нижегородской губернии. Хохлома- большое
старинное село.Еще совсем недавно в селах нашей области можно было
услышать легенду о том , как пришла на волжскую землю хохлома и где
она взяла свои огненные краски.
Когда-то в Москве жил мастер-иконописец.Царь ценил его мастерство. Но
умелец любил вольную жизнь и тайно покинул царя. Царь разгневался и велел
его найти. Когда царь обнаружил беглеца , его изба в селе , где он жил, сгорела.
Только остались на земле его краски , которые вобрали в себя и жар пламени
и чернь пепелища. Не простой была кисть мастера- кисть из солнечных лучей.
Ведущий:
- Что это за роспись « Золотая хохлома» ?
- Это роспись по дереву золотым , красным и черным цветом.Деревянную посуду
из липы грунтовали глиной-вапили, потом натирали серебристым порошком-
лудили и по этой блестящей поверхности делали роспись.Узор покрывали
олифой и ставили в горячую печь- так появлялся золотой цвет.
Главный мотив хохломской росписи- травка- узор из тонких стеблей ,
листочков , цветов ,ягод. Роспись травка создается на серебристом фоне .
Все элементы орнамента кудрятся.
Кроме растительных узоров мастера любят изображения рыб , птиц и
особенно петухов.Для завитков художники применяют зеленую краску ,
но основным цветом все же является золотой.Недаром этот промысел
называют « Золотая хохлома».\
песня « Наши ложки»
Ведущий:
- Спасибо за ваш рассказ , за песню. Слово мастерам из Полхова Майдана.
1. Старым –задаром !
Молодым- за так !
Прочим- за пятак!
- Этими звонкими приговорками румяных веселых торговок полнились
полвека назад ярмарки и базары России.
- И предлагали они такой же румяный и веселый , как они сами товар:
расписные игрушки и поделки из села Полховский Майдан.
- Матрешки и грибки, шкатулки и копилки, яйца и свистульки светились
яркими красками и привлекали к себе внимание всех , кто проходил мимо.
- В нашем Нижегородском крае много разных народных промыслов. Вот и
Полхов- майданская роспись- ярмарочная , балаганная , разудалая да развеселая.
- Про хохломскую да про Городецкую роспись знают многие , а вот про
Полхово- майданскую может быть и не все слышали. Этот промысел-
самый молодой.
- Еще и ста лет не исполнилось как он возник в Нижегородской области ,
в районе который называется Воскресенский.
8. До сих пор в селе помнят легенду о том , что в древние времена была
предводительница- атаманша Алена. В ее отряде воевали и предки
Полховско-майданских кустарей.
- На месте , где погибла крестьянка- атаманша , выросла и расцвела
алая роза. Вот якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные
игрушки мастера Полховского майдана.
Ведущий:
- Спасибо ! Наступил черед гостей из старинного русского города Городца.
- Городецкая роспись- уникальное явление русской национальной
культуры, один из самых знаменитых художественных промыслов
России. Недаром , один из французских искусствоведов сказал , что
такие вещи должны находиться в Лувре.
- Среди самых распространенных сюжетов росписи- гуляния , чаепития ,
народные праздники , знаменитый Городецкий конь- у него мордочка
длинная , уши большие , круглые , шея вытянутая , лебединая , нежная ,
а ножки тонкие- претонкие , точеные. Так и просится в сказку !
3. Окрестности Городца- родина расписных прялок. Долгие часы проводили в
старину женщины за прялкой. Донце прялки- нижняя доска- было
разрисовано. Воет за стеной пурга , потрескивают дрова в печи , на
окнах – морозные узоры , а на прялке- летние цветы , солнце , красный
возок мчат по дороге кони-птицы. Прялку в деревне любили особенно.
Прялка в доме все равно что лошадь в поле. Лошадь – добытчица хлеба,
прялка- одежды. Славились едва ли не по всей Волге расписные прялки
из славного города Городца.
4. Городецкая роспись насыщена богатством красок русского лета с его
луговым разнотравием, озарена ярким полуденным солнцем, будто
заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и
причудливых птиц.
5.Городецкие мастера теперь игрушки делают , коробье расписывают,
тарелки- подарки , чудо- доски , детские столы и стулья. А как же
прялки ? Неужели о них забыли ? Нет , не забыли в Городце о старинных
прялках. И теперь прялочные донца расписывают , чтобы помнили люди о былой их красоте.
6. Городецкая роспись-
Как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать..
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись-
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
Ведущий :
- А теперь слово вам- мастера Семенова !
1. Семенов- крупнейший старинный центр художественной обработки дерева.
В Х веке Семенов называли « ложкарной столицей « России. Семеновские
умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки
в 20-х годах ХХ века у подмосковных мастеров. Первая матрешечная
артель была создана в Семенове в 1929 году.
2.Художественная фабрика « Семеновская роспись « была образована
в 1932 году. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры ,
происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы
цветов , а сама роспись получила название «семеновская».
- Кто матрешку создал
Яне знаю ,
Но известно мне , что сотни лет
Вместе с Ванькой встанькой,
Как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал искусный мастер
В нивах шумных , в сказочном лесу,
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он , должно быть , весело сказал :
« Ну и пой , гуляй себе по свету,
Весели сильней честной народ!»
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо , величаво ,
С удалой улыбкой на лице
И летит о ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
4. В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями-
оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми
красками , а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким
росчерком контуры лица- делают глаза , губы , наводят румянец.
затем они « одевают» матрешку в платок , юбку , передник , пририсовывают
руки.
- Самое главное – роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи
фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Роспись пышных цветов
главенствует над всеми- он больше лица , он почти в рост игрушки. Роспись
фартука самобытна , цветы неожиданны. В природе таких нет- это всегда
плод фантазии художников.
- В основном художники используют три цвета- красный , синий и желтый,
варьируя сочетания цветов в росписи фартука , платка и сарафана.
Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука.
Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой
характер и свой наряд , свое образное решение. Семеновская матрешка
давно стала национальным сувениром.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Очень любим мы , матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные ,
Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод ,
А девятая поет.
Наша русская матрешками
Не стареет сотни лет.
В красоте , таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй , моя гармошка,
Ты , подруга, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй .
Все!
Ведущий:
- Спасибо за ваши интересные частушки. Народная мудрость гласит :
« Где труд , там и счастье «.Пока будут жить матрешки , излучая истинную
русскую красу , не угаснет и вера в наш умелый , душевный , красивый
русский народ, в нашу неповторимую родину- Россию, с ее чудесными
душевными песнями , зажигательными танцами и задорными частушками !
( песня « Россия» )
Ребята ! Будьте внимательны ко всему , что вас окружает. Умейте разглядеть
в поле былинку , в лесу веточку , прыгающую с ветки на ветку белочку ,
порхающую бабочку , блеск серебристой воды и последний луч заходящего
солнца. И если из всего , что ты увидишь и услышишь , у вас сложится
образ чудесного ларца , сказочной вазы или забавной деревянной или
глиняной игрушки , постарайтесь запомнить этот образ. Вы его еще не раз
заметите в народном искусстве.
Вам понравился наш фестиваль ? А хотите сами стать народными мастерами
и попробовать свои силы ? Тогда добро пожаловать в творческие мастерские
народных умельцев.
( Далее проводятся мастер-классы по представленным ремеслам ).
Ожидаемые результаты : формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Житие преподобного Сергея Радонежского Пример духовного подвига Сергея Радонежского, показывает, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.
Житие протопопа Аввакума В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма. Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это – величайшая сила жизни, она двигает горами. Она сливается все цело со своей идеей «не страшится умереть» Вот её величайшая сила: она не боится смерти
Житие является одним из основных жанров древнерусской литературы.
Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Для жития характерны каноны и литературный этикет, сильно отличающие его от светских биографий.
Возникновение жития Жанр появился в Римской империи в первые века христианства, во время антихристианских репрессий. В III-IV вв. широко распространился на Востоке, в Византийской империи и католических странах Западной Европы.
В монастырях создавался идеал русского инока-подвижника, который посвятил себя служению богу. Этот идеал находил воплощение в житийной литературе.
Изучением житий занимается агиография.
Житие стало одной из самых популяризируемых на Руси массовых форм пропаганды нового христианского нравственного идеала. Жития читались в церкви во время богослужения, внедрялись в практику индивидуального чтения.
Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения .
С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении и т.д.
В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.
В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества .
Существуют несколько видов житий. В истории христианства выделяются жития мучеников и жития святых отцов.
Жития святых — памятник духовной жизни. Они были и остаются животворящим источником, многосодержательным чтением. Перед взором читателя проходят примеры великого благочестия: самоотверженный подвиг ради Господа; образцы смирения и послушания, терпения в напастях житейских, глубокого сокрушения в грехах и искреннего покаяния.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие « В гостях у детства»
Цели:
дать представление о жизни С.В.Михалкова;
обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова;
расширять круг чтения детей;
развивать речь, выразительное чтение;
развивать образное мышление, любознательность;
развивать творческие способности, воображение детей;
воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам;
Оборудование: портрет С.В.Михалкова; выставка книг; компьютерная презентация «Карта путешествия»; записи: Гимн России, «Песенка друзей»; Мультфильмы: «Как старик корову продавал», «Жадный богач»; иллюстрации к произведениям.
Ход урока
Слайд 2
Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который уже более 50 лет остаётся добрым наставником юных читателей. А чтобы отгадать о ком идёт речь, мы обратимся к отрывкам из самого известного произведения этого автора. Из первых букв отгадываемых слов составим фамилию и имя этого автора.
(отрывки читает учитель ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Слайд 3
Учитель: С.В.Михалков так писал о своём творчестве:
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу,-
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат служу.
Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.
Как называется стихотворение, отрывки из которого вы слышали? («Дядя Стёпа»)
Слайд 4
Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Стёпу» – большого человека по прозванию «Каланча».
В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать:
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков – это одно и то же лицо.
В своём произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль с продолжением:
«Дядя Стёпа – милиционер»
«Дядя Стёпа и Егор»
«Дядя Стёпа – ветеран»
Сегодня мы отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова.
Слайд 5
Первая остановка «Дворик»
Учитель: Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуем продолжить.
(«Котята» ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Учитель: А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?». В нём Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.
(«А что у вас?» ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Вопросы для беседы:
- Чем хвастались ребята, сидевшие без дела?
- А какие профессии мам упоминались в стихотворении?
Учитель: А теперь поговорим о проказнике щенке.
(«Трезор» ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Кто помнит по порядку, что же натворил щенок, оставшись дома один?
(расположить иллюстрации в нужном порядке)
Слайд 6
Учитель: Продолжим наше путешествие. Следующая остановка «Школьная».
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Послушайте некоторые из них.
( «Прививка» ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
- Что можно сказать о герое этого стихотворения?
( «36,5» ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
- Что можно сказать о таком ученике?
Слайд 7
Остановка «Мультипликационная»
Учитель: С.В.Михалков тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов. Предлагаем вашему вниманию один из них: «Как старик корову продавал»
- Продал старик корову? Почему?
Слайд 8
Учитель: Следующая остановка «Фронтовая».
В годы ВОВ Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он писал очерки и заметки, стихи и рассказы, тексты к листовкам. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Послушайте такое стихотворение.
( «Десятилетний человек» ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Учитель: Закончилась война, и Михалков вернулся к творчеству для детей.
Поэт любит природу и желает пробудить это чувство и в маленьких читателях.
Слайд 9
Учитель: Остановка «Лесная»
Послушайте, какая история произошла с ребятами, отправившимися на отдых в лес.
( «Прогулка» ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
В своих стихах поэт высмеивает различные недостатки: лень, зазнайство, глупость, жадность и др. Послушайте следующее произведение.
( «Бараны» ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
- Какое отрицательное качество высмеивает автор?
Слайд 10
Учитель: Остановка «Мудрости»
Все произведения Михалкова содержат юмористический подтекст и воспитательную установку.
Кроме стихов, сказок, рассказов Михалков писал ещё и басни, их более 190. Он – баснописец. Давайте посмотрим одну из них, подумаем, какие черты характера высмеивает поэт в этой басне.
(мультфильм «Жадный богач» )
Слайд 11
Учитель: Все дети любят отгадывать загадки. Зная это, Михалков сочинил для детей загадки. Остановка «Загадкино»
(загадки ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
Слайд 12
Учитель: За свою долгую жизнь Михалков награждён множеством наград. Так в 2003 году, в своё 90-летие, поэт был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени»
Слайд 13
Учитель: В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство.
В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награждён Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.
Слайд 14
Остановка «Музыкальная»
Учитель: На стихи поэта часто разные композиторы сочиняли песни. Послушайте, что это за музыкальное произведение?
(Гимн России)
Учитель: Михалков автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.
Также на стихи Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы хотелось «Песенкой друзей»
(«Песенка друзей»)
Подведение итогов занятия
Учитель: Закончилось наше путешествие, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добрым проникновенным юмором.
- Какие же произведения мы сегодня вспомнили?
Думаю, вы с удовольствием прочтёте и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн.
Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие « Учимся сочинять загадки»
- Учитель читает стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
– Что бы вы предложили детям в данной ситуации? (Игры, скороговорки, загадки)
– А что такое загадка? ( ответы детей)
- Правильно, загадка - то, что загадывают.
Подберите родственные слова к слову загадка (загадывать, гадать, гадалка, отгадать, отгадка)
- А теперь подберите близкие по значению слова к слову загадка (тайна, секрет)
- Правильно, загадка - это маленькая тайна, маленький секрет который надо раскрыть, разгадать.
– Где можно найти научное толкование слова загадка? (В словаре В.Даля, интернете)
– Любите ли вы отгадывать загадки?
– Скажите, а кто сочиняет загадки? (Народ, поэты)
- А теперь загадайте загадки вы.
- А как вы считаете, загадки возникли давно или не очень? ( ответы детей)
Учитель: Много столетий назад охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять “подставные” слова. С этими “подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: “Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” (“Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”)
В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
– Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (Для развлечения, делают нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких, красивых слов, сравнений, развивают мышление, творчество )
– Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься? ( учиться сочинять загадки)
- Что мы должны для этого знать? ( какие бывают загадки и правила их сочинения).
В загадках кратко описывается какой-либо предмет или явление. Но чтобы описание получилось таинственным, секретным, сам предмет не называется. Для описания предмета используются слова в переносном значении. Но если бы в загадках употреблялись слова только в переносном значении, мы бы их никогда не отгадали. В загадках всегда присутствуют слова в прямом значении, они прямо называют признаки или свойства загадываемого предмета.
Слайды
Физминутка
Отгадайте загадка или нет?
"Я чайник - ворчун".
Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,
(шагаем на месте)
Я всем на показ выставляю живот,
(руки на пояс, повороты влево-вправо)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:(хлопаем в ладоши)
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу!
(прыжки на месте).
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
2.Работа над сочинением загадок
- Попробуем сочинить загадку, основанную на метафоре про дятла.
- Рассмотрев дятла, постарайтесь найти самое главное, что позволяет отличить его от других животных. Хохолок красный, сам не заметный, на деревьях сидит, лечит деревья, уничтожает жуков и вредных насекомых.
- Нам нужно сравнить дятла с каким-то другим предметом. И в загадке употребить это сравнение - слово в переносном значении. На что же? или на кого? похож дятел? Звуки, которые он издает, похожи на тиканье часов, на дождь. барабанящий по крыше. Хохолок у него похож на красненький уголёк.
- Подберем слова обозначающие действия дятла. Сидит, долбит.
- В загадках часто есть рифма. она у нас уже получилась. Сидит-долбит.
-Немного фантазии и у нас готова загадка:
На дереве сидит,
Дупло белке долбит.
Кто это?
3.(Работа в парах, составление загадок).
4.Оформление книжки.
5. Итог занятия (чтение загадок).
Предварительный просмотр:
Методический паспорт проекта
Название:
Веб-квест «В гостях у сказок Пушкина»
(по сказкам А.С. Пушкина)
Для кого предназначен веб-квест:
Обучающиеся начальной школы
Руководитель проекта:
Терехова Анна Константиновна, учитель начальных классов
Название образовательного учреждения:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» поселка Лукино, Балахнинского района
Год разработки:
2024 год
Тип:
Информационный, в рамках празднования 225- летия со дня рождения А.С.Пушкина
Цель:
Привлечь внимание обучающихся к изучению творческого наследия русского поэта.
Задачи:
• Создать условия для повышения интереса к художественному творчеству у обучающихся общеобразовательных организаций;
• Воспитывать культуру чтения;
• Умение работать с интернет ресурсами (learningapps, веб-сайт).
Форма организации детей:
Индивидуальная
Вид деятельности:
Поисковый
Творческий
Учебные дисциплины (в рамках которых проводится работа):
Литературное чтение.
1 станция « Сказочная» https://learningapps.org/watch?v=ph2najf8n24
- Назовите все сказки, которые написал А. С. Пушкин.
"Сказка о рыбаке и рыбке"
"Сказка о попе и его работнике Балде"
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
"Сказка о золотом петушке"
"Сказка о царе Салтане"
«Лиса и тетерев»
«Каша из топора»
« У страха глаза велики»
2 станция « Восстанови сюжет» https://learningapps.org/watch?v=pd9w07cr524
- Восстанови последовательность событий «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:
Однажды в сети старика попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим голосом. Она обещает любой выкуп, какой он захочет, и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды.
Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, а старуха прядёт пряжу.
Вернувшись домой, в ветхую землянку, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого.
У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание. После возвращения домой он видит у жены новое корыто.
Старуха призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на очередную просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.
Желания старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя всё больше и больше: получить новую избу, быть столбовой дворянкой, быть «вольною царицей».
3 станция « Викторинная» https://learningapps.org/watch?v=pjvygtkz224
- Сколько раз старик закидывал невод в море? 3
- За сколько человек работал Балда?7
- Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке"? 2
- В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?7
- Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?2
4 станция « Кроссворд»
https://learningapps.org/watch?v=pjo5y65xc24
- Отгадайте кроссворд по сказкам А.С. Пушкина:
5 станция « Словцо из сказки» https://learningapps.org/watch?v=pmno2roqt24
- Узнайте сказку по предложенным словам:
Землянка, корыто, рыбка ("Сказка о рыбаке и рыбке")
Шатер, звездочет, петушок. ("Сказка о золотом петушке")
Князь, лебедь, белка. "Сказка о царе Салтане:"
Солнышко, месяц, яблоко. ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")
Поп, базар, полба. (« Сказка о попе и работнике его Балде»).
6 станция « Закончи фразу» https://learningapps.org/watch?v=p5e1n8qb324
«А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
«Я ль на свете всех милее: ...всех румяней и белее».
"Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».
«Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»
«Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».
«Чем вы, гости, торг ведёте: …и куда теперь плывете?».
Итог занятия:
-Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).
-Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
-В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
- Вы хорошо работали, ребята! Оказывается, вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Молодцы!