Главные вкладки
ОРКСЭ
Для уроков ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terehova_a.k.docx | 24.47 КБ |
pravoslavnaya_molitva.docx | 27.47 КБ |
blagaya_vest.docx | 26.49 КБ |
pritchi.doc | 99 КБ |
nevskiy.pptx | 372.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Терехова А.К.
Православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей младших школьников
Значение книги в жизни каждого человека и общества в целом невозможно переоценить. Известно, что книга как источник и кладезь знаний и опыта может серьёзно влиять на мировоззрение, обогащать человека, а также вызывать сильные эмоции и порождать глубокие чувства и серьёзные размышления. В книге — весь необъятный духовный мир человечества. Книга конденсирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум человечества. Это могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Замечательно, что прошли те времена, когда невозможно было найти духовную литературу не только на полках книжных магазинов, но и в фондах библиотек.
За последние 10-15 лет книгоиздательская деятельность православных книг стремительно развивается. Повысилось качество издаваемой литературы, как по внешнему ее виду, так и по содержанию. Для читателей открываются имена незаслуженно забытых авторов прошлых лет, и появляются книги современных духовных писателей. Не нужно отказываться и от произведений классиков русской художественной литературы, ведь они в свое время жили в православной России и их взгляды во многом пересекаются с духовными взглядами того времени. Известно, что духовно – нравственные понятия греха и покаяния, милосердия и прощения, христианской любви и подвига, смерти и бессмертия раскрываются в произведениях Ф. Достоевского, В. Астафьева, А. Платонова, Н. Рубцова и др. Вопрос только стоит в том, что мы можем принять сегодня, а с чем мы можем и не согласиться. Необходимо обращаться к этой литературе с большим вниманием и разборчивостью.
Появилась и детская литература духовного направления. Это не только библейские сюжеты, евангельские истории, жития святых, но и художественная литература: повести, сказки, стихи православных авторов. И дети с большим удовольствием читают эти книги. Хочется привести слова митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина): «Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы молодежи, а значит - зависит наше будущее».
Что такое православная литература? В буквальном переводе с греческого языка православие означает "правильное учение". Это направление христианства, исповедующее основы добра и миротворчества. Православная литература – это те книги, которые настраивают человека на духовное спасение души и показывают пути духовного совершенствования. Православная литература призвана не только повлиять на ум и расширить кругозор читателя, не только обратить его внимание на круг тех или иных отвлеченных от жизни вопросов, но прежде всего, ввести читающего в духовный мир вечной истины и красоты. Такая книга ставит на первый план в современной запутавшейся аксиологии непреходящие ценности Божественного характера и призывает соотнести с этими ценностями свою жизнь. Сделать наш мир светлее, добрее и справедливее – вот основная цель, которую ставит православная книга. Мир православной книги – это место, где каждый, кто стремится к истинной вере, может получить ответы на самые важные вопросы.
Широкое использование духовно – нравственного потенциала литературных произведений позволит решить важнейшие методические задачи и может быть обусловлено следующими моментами.
- Обращение к литературным произведениям поможет максимально учитывать и использовать в учебном процессе психологические особенности младших школьников, а именно:
- в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать эмоционально окрашенные, насыщенные литературные произведения, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию (общеизвестно, что лучшее воспитание – это воспитание чувствами);
- так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание образа (используя, к примеру, приём словесного иллюстрирования). Литература дает для этого наибольшие возможности ;
- для развития словесно – логического мышления необходимо задавать ребятам вопросы на установление причинно – следственных связей событий и поступков. (Что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?). Использование в учебном процессе литературных источников позволяет оптимально реализовывать эту методическую задачу.
2) Потенциал русской литературы позволит усилить воспитательную составляющую, которая является приоритетной.
3) Обращение к образу литературного героя позволит в большей степени актуализировать личностный опыт учащихся и опереться на него при рассмотрении нравственных проблем. Живое обсуждение примеров из художественной литературы поможет сформировать устойчивую мотивацию нравственного поведения ребёнка, перевести нравственные вопросы в жизненный контекст, прямо или косвенно (на примере друзей, родителей, близких) знакомый младшим подросткам по их социальному опыту.
4) Приобщение детей к чтению, развитие смыслового чтения, знакомство с жанром святочного рассказа – всё это способствует формированию метапредметных универсальных учебных действий, что особенно важно в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Активная работа с литературными произведениями на уроках позволит более широко использовать различные образовательные методы и технологии, а именно: метод моральных дилемм и дискуссий (создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов); эвристические методы, элементы интерактивного воздействия (они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом), технология развития критического мышления; кейс-метод и другие.
Активное использование православного литературного материала в большей мере создает условия для достижения обучающимися следующих результатов:
- в личностном плане: проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
- в метапредметном плане: проявление умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысления текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
- в предметном плане: принятие и понимание детьми основных нравственных ценностей.
Знакомство с содержанием произведений осуществляется как путём чтения текста (в случае необходимости текст сокращается), так и путём прослушивания аудиокниги. Использование аудиокниги позволяет усилить эмоциональное воздействие на ребёнка, способствует более глубокому восприятию рассказа, так как текст имеет музыкальное сопровождение, звуковые эффекты присутствия.
В декабре 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви установлен праздник День православной книги. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл предложил приурочить его к 14 марта, к дате появления на Руси первой печатной книги (1564 г.). Книга эта называлась «Апостол». Святейший патриарх Кирилл отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео — все это должно возникнуть в сознании читателя. Он также от всего сердца пожелал «пользоваться книгой с неизменной радостью, с удовольствием, во благо своей души и на пользу ближних. Дай Бог, чтобы вашего внимания достигали хорошие, добрые книги, которые помогали бы вам понять смысл происходящего в мире, помогали понять, что означают подлинные, непреходящие ценности для человека, основываясь на которых, он и способен возрастать как личность, способен участвовать в общественной жизни, способен приносить пользу своему Отечеству».
Библиографический список
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – Просвещение. 2010
2. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя: Кн. 1-3 / Сост. Т. Кислицына. – М.: Школьная пресса, 2000- 2001.
3. Розина О. В. Православная культура в общеобразовательной школе. Сложные вопросы нового предмета. Сборник материалов для ответов, бесед и размышлений. Кашира: изд-во «Светоч», 2007.
Предварительный просмотр:
УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.
ЗАДАЧИ:
Предметные:
- Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
- Познакомить с видами молитвы.
- Познакомить с молитвой «Отче наш».
- Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.
Метапредметные:
- Формирование умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Личностные:
- Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
- Воспитание желания быть духовно красивым человеком.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, карточки со словами, учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.
Ход урока.
1. Подготовка к изучению нового материала.
- Давайте послушаем музыку и посмотрим иллюстративный ряд.
(просмотр+слушание)
- О чём рассказала музыка и эти иллюстрации? /О чём это?
(О молитве)
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(О молитве)
- Мы прослушали сегодня музыкальное произведение «Утренняя молитва» великого русского композитора П.И.Чайковского из «Детского альбома». Раньше в традициях русскогонарода было обязательное посещение церкви. День ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви.
2. Сообщение темы урока.
- О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?
(о православной молитве)
- От какого слова образовалось слово «православная»?
(православие)
- Православие – русское слово «православие» несёт в себе 2 корня. Первый из этих корней – «прав» - означает «верный». Второй корень – «слав» - от слова «славить» происходит от «словить» - «говорить слово»
- Что тогда означает слово «православие»?
(верно и правильно говорить слово)
- От какого слова образовалось «молитва»? Найдём корень.
(молиться, молит)
- Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.
- И что же такое молитва?
(мольба
обращение к Богу
просьба
благодарность
разговор
беседа
живая связь с Богом)
- В ходе работы на уроке вы ещё расширите этот словарь.
3. Постановка задач урока.
- Вы знаете какие-нибудь молитвы? Какие?
(ответы детей)
- И что бы хотели узнать на этом уроке? Сформулируйте вопросы.
( Что такое молитва?
Какие бывают молитвы?
Зачем нужна молитва?
Что значит молиться?
Когда молитву используют в жизни? и др.)
- Где мы можем узнать, что такое молитва?
(толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др.)
- Посмотрим на слайдах, я выписала из толкового словаря и православной литературы (обратить внимание на выставку) что такое молитва.
(показ слайдов)
Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.
Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.
Молитва – Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка.
Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.
2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь.
Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
- Моление, обращённое к Богу, к святым.
4.Работа по учебнику.
- Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке?
(в учебнике)
- Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали?
(работа по учебнику)
- А когда люди обращаются к Богу?
(высказывание детей)
- Давайте прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
- О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов?
- Что значит в трудную минуту?
(беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.)
- А какую молитву читалЛермонтов?
(Отче наш.)
-Почему вы так думаете?
(Слайд)
- Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 - 13) и Луки (глава 11, стихи 2 - 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.
-Может кто-то знает эту молитву?
(Чтение молитвы учителем/ или учащимися)
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
(показ молитвы на слайде)
- Здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей русской церкви.
5. Словарная работа.
Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник.
- В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах.
- Отче наш – что обозначает это слово? Этими словами православные христиане обращаются к Богу, называя его Отцом Небесным, призывая выслушать наши просьбы.
- Когда православные говорят, что Он на небесах, то подразумевают духовное, невидимое небо. А не тот голубой свод, по которому плывут облака.
(словарная работа на слайдах по щелчку)
(показ молитвы на слайде)
- Откройте учебники на с.15, давайте посмотрим. Что нам непонятно в этой молитве?
(работа по учебнику)
- Давайте все вместе прочитаем эту молитву. А как читают молитву?
(стоя, сидя, на коленях, в тихом укромном месте, за столом, в церкви, в одиночестве)
- А как мы будем читать?
(вариант, предложенный детьми)
- Кто знает молитву, выйдете вперёд.
(Все вместе читаем молитву «Отче наш»)
- А только ли в трудную минуту православные обращаются к Богу?
(нет)
- А какие молитвы существуют?
- Раз состояние человека бывает разное, то и молитвы бывают разные.
- Распредели словосочетания на группы
Доска.
Православная молитва | ||
Молитва-благодарение (благодарственная) | Молитва-славословие (самая высокая) | Молитва-прошение (просительная) |
происходит радость | переживание радости от встречи с Богом | нужна защита |
благословляет детей | благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца) | нужен хороший урожай |
рождается ребёнок | человек не думает о своей пользе | тревога на сердце |
за здоровье близких | ||
за благополучие близких | страшно | |
за жилище | сомнения | |
за пищу | трусость | |
за одежду | лень | |
прибавление ума | ||
ощутить близость с Богом |
- А какую молитву чаще всего произносит человек?
- Можем ли мы соединить все 3 молитвы в одну?
- Давайте 3 молитвы объединим в одну. Чтобы вы поставили на первое место?
1 место
2 место
3 место
4 место
6. Подведение итога урока.
- А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»/ предмет, явление природы или что-то другое?
- Напишите каждый свой образ на листочке, который вы представили.
- Объединитесь в пары, какие слова у вас получились?
- Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился.
- На предыдущих уроках православной культуры мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога, образ дороги добра. Давайте создадим образ молитвы в группах.
(дети рисуют)
-Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали?
(Чтобы лучше понять, что такое молитва)
- Что даёт молитва человеку?
(тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется)
- Как действует молитва на душу человека?
(становится добрее, милосерднее, терпимее)
-А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы?
(родителям, друзьям, в другом классе)
- Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.
- А какая молитва считается неправильной?
(если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.)
6. Составление синквейна.
- Составим синквейн.
- Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина
Детская молитва
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой хранитель
Все слёзы эти соберёт
И их в надзвёздную обитель
К Престолу Бога отнесёт.
Молись, дитя! Мужай с годами!
И дай Бог – в пору поздних лет
Такими ж светлыми глазами
Тебе глядеть на Божий свет.
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Терехова Анна Константиновна |
Район | Балахнинский |
Место работы | МБОУ «СОШ № 18» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | А.В. Кураев «Основы православной культуры» |
УМК | Гармония |
Тема урока | Подвиг |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель, задачи | Цель: познакомить с православным пониманием подвига и жертвы; Задачи: - узнать этимологию слова «подвиг; - понять смысл и взаимосвязь слов» подвиг», « жертва», « подвижник»; - уяснить, что подвижничество - составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священного); - воспитывать уважение к христианской культуре; |
Необходимое оборудование | Учебник, мультимедийное оборудование |
Дидактическое обеспечение |
Планируемые результаты урока | |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Тест |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная |
| ||
Дополнительная | |||
Интернет-ресурсы |
| ||
ЭОРы | Диск А.В.Кураев «ОПК» |
Предварительный просмотр:
Притча – это короткий иносказательный, поучительный рассказ. Из поколения в поколение они передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. Они всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи.
Урок №1. Россия – наша Родина Cуть
Урок №2. Культура и религия Как мы судим о человеке
Урок №3. Бог и человек в православии Притча о странном завещании отца
Урок №4. Православная молитва Нужные знания
Урок №5. Библия и Евангелие Пртча о доброй старушке…
Урок №6. Проповедь Христа Я люблю тебя
Урок №7. Христос и Его Крест Притча о гневе и заборе с гвоздями
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке Самое красивое яблоко
Урок №10. Совесть и раскаяние Совесть без муки
Урок №11. Заповеди Притча о молитве перед едой
Урок №12. Милосердие и сострадание Глаза матери
Урок №13. Золотое правило этики Мамина любовь
Урок №14. Храм Самая грустная притча
Урок №15. Икона Ключ и замок
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Урок №18. Как христианство пришло на Русь Грустный повод
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства Рецепт-притча о несчастливой жизни
Урок №21. Зачем творить добро? Добро и зло
Урок №22. Чудо в жизни христианина Притча о мальчике, который верил в чудеса
Урок №23. Православие о Божием суде Удивительный человек
Урок №24. Таинство Причастия :Единственный ключ
Урок №25. Монастырь Когда у веры нет любви
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде Ведро с яблоками
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31. Итоговый урок
Волшебная копейка
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька..
Фарватер
Однажды плыл человек на корабле. Он выглянул за борт и увидел, что из моря торчит бесчисленное множество больших и малых подводных скал. Тогда он спросил у рулевого:
— Как тебе удается лавировать среди такого множества скал? Ты, должно быть, знаешь здесь каждый камешек.
— Нет, — ответил рулевой, — всех скал я не знаю, но знаю, где глубокие места — безопасные для корабля.
Так и мы плывем по жизни средь моря искушений. И счастлив тот, кто знает фарватер.
Добрый царь
Жил-был царь. Добрый царь, который очень любил своих подданных и был с ними ласков. Кроме того, ему очень хотелось, чтобы их жизнь стала лучше. Он часто размышлял о том, какое бы благодеяние подданным сделать. Но никак не мог придумать такое, чтобы разом осчастливить всех. Поэтому он ничего доброго и не делал — боялся, что кого-то осчастливит, а остальные на него обидятся и назовут злым. Так и умер царь, не придумав, как осчастливить всех. После смерти о нем почти не вспоминали. Ну, жил и жил добрый царь, но ведь никого он своей жизнью не осчастливил...
И жил в том же царстве крестьянин — не нищий, да и не богатый, не злой, да и не ангельского характера. Но своим соседям он всегда помогал в меру сил. Чем мог, тем и помогал. Умер этот крестьянин в один день с царем. Соседи его и по сей день добрым словом вспоминают. Оказалось, что за свою жизнь он очень многим помог. Не осчастливил, но помог.
О счастье и добре
Жил-был царь. И его народ, и соседние цари считали его очень жадным. Он взимал со своих подданных огромные налоги, готов был отобрать последний кусок хлеба у бедняка. Но вот как-то решил царь, что нужно научиться делать добро, чтобы соседи-цари начали его уважать. «Но у меня нет желания делать добро, - подумал он. — Наверное, у тех, кто его творит, есть то, чего еще нет у меня». Он призвал своих советников-мудрецов и спросил их, кто больше всех делает добра людям:
— Больше всех добра творит счастливый, — единодушно ответили мудрецы. — Счастье его переполняет, и он не может не делиться им с людьми.
«Но я несчастлив, - подумал царь, - из-за того, что мне чего-то не хватает... Мне не хватает богатств. Вот когда я накоплю достаточно, то стану счастливым и начну делать добро».
И увеличил налоги своим подданным. Правда, после этого не стал счастливее, хотя и сделался еще богаче.
Оказывается, добро творит счастливый, но сделать человека счастливым чужое добро не может.
ЕДИНСТВЕННЫЙ КЛЮЧ
Сколько замков – столько ключей. А к сердцам людей – лишь один ключ: любовь и молитва!
САМАЯ ГРУСТНАЯ ПРИТЧА
Шел человек. Нищий, больной, скорбящий, потерявший смысл жизни… Мимо храма!
Cуть
О, Великий Мудрец, я упал и не раз,
Вновь коленки разбил, руки все … и не только…
И ответил Мудрец: «Хоть и слезы из глаз…
Суть не в том что упал, суть поднялся ты сколько?!»
О, Великий Мудрец, дали мне по щеке.
Он ответил: «Другую подставь… и не только..
И обиды свои утопи все в реке –
Суть не в том, что рыдал, суть – простил ты их сколько?!
О, Великий Мудрец, я ошибся опять,
Боль доставил родному, скажу… и не только…
Вновь ответил Мудрец, что не мог ты всё знать,
Не в ошибках вся суть, суть исправил их сколько?!
Татьяна Науменко
Добро и зло
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
Автор не известен
Ведро с яблоками ( о добре)
Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно.
Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.
И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
Грустный повод (почитай отца и мать)
Шел по селу старый монах.
Увидел он, как ругается сын с отцом, как обзывает его всячески, а под конец еще и замахнулся на него, и только горько вздохнул.
Прошел дальше - а там дочь с матерью не ладят. Тоже ругаются. Мать на дочь, а та - на нее.
Еще горше вздохнул монах.
А когда на кладбище за селом зашел -покойников помянуть - и вовсе прослезился.
Что ни могилка - то парень или девушка под крестом...
Но неудивительно было это монаху. Он ведь знал, что пятая Заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». И если внимательно прочитать ее, то ясно увидишь, что тот, кто не чтит отца и матерь, не говоря уж о том, что не слушает или злословит их, то обрекает себя на всякие беды, болезни, а то и раннюю смерть.
Ведь у Бога неложно каждое слово!
Кто-кто, а старый монах хорошо знал это. И только имел сейчас лишний грустный повод убедиться в этом...
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Мамина любовь
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом – кого она любит больше всех на свете? …
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
"Вот свеча – это я! Её огонь — моя любовь!"
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…"
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток… и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…
Ключ и замок
Поругались ключ и дверной замок, и никто из них первым мириться не хочет.
«Как это так? - думает ключ. - Без меня этот замок - простая железка!»
А у замка свое мнение на этот счет.
«Сломается этот ключ, и без него мне быстро другой подберут!»
Люди ждали-ждали, да и вставили в дверь новый замок.
А старый с ключом осмотрели и ничего не поняли: целый, должен работать. Но - не работает!
И выбросили обоих - ржаветь на помойку...
Притча о молитве перед едой и маленькой девочке
В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал:
— Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье. Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся.
Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: — Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить «доброе утро»?
Притча о доброй старушке и ее молодой душе
У одной доброй, мудрой старушки спросили:
— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
Притча о гневе и заборе с гвоздями
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек.
А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!
Обрадовался человек.
Но не деньгам.
А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.
Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.Да еще б и на вечность хватило! Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Один молодой человек и старый стояли возле колодца. Молодой хвастался перед пожилым, что он лучше понимает других людей. В это время к ним подошла старуха и спросила, не проходил ли мимо них красивый высокий юноша.
— Он пошел к реке, — тут же ответил старый.
— Но мимо нас прошел лишь невысокий пожилой человек с уродливой внешностью, — удивился молодой.
— Все верно, но женщина спрашивала о своем сыне. А для матери, сколько бы ни прошло лет, сын всегда будет красивый и молодой.
После землетрясения в Японии, когда спасатели добрались до развалин дома молодой женщины, они увидели ее тело через трещины. Её поза была очень странной, она опустилась на колени, как молящийся человек, ее тело было наклонено вперед, а руки что-то обхватывали. Рухнувший дом повредил ей спину и голову. С большим трудом, лидер команды спасателей просунул руку через узкую щель в стене к телу женщины. Он надеялся, что она еще жива. Тем не менее, ее холодное тело, говорило о том, что она скончалась. Вместе с остальной командой он покинул этот дом, чтобы исследовать следующее рухнувшее здание. Но непреодолимая сила звала руководителя группы к дому погибшей женщины. Снова, опустившись на колени, он просунул голову через узкие щели, чтобы исследовать место под телом женщины. Вдруг он вскрикнул от волнения: Ребенок! Тут ребенок! Вся команда тщательно убирала груды обломков вокруг тела женщины. Под ней лежал 3-месячный мальчик, завернутый в цветастое одеяло. Очевидно, что женщина пожертвовала собой ради спасения сына. Когда дом рушился, она закрыла сына своим телом. Маленький мальчик все еще мирно спал, когда руководитель команды взял его на руки. Врач быстро прибыл, чтобы обследовать мальчика. Развернув одеяло, он увидел сотовый телефон. На экране было текстовое сообщение: Если ты выживешь, помни, что я люблю тебя. Этот сотовый телефон переходил из рук в руки. Каждый, кто читал сообщение плакал.
Если ты выживешь, помни, что я люблю тебя. Такова Любовь Матери!
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
- Что вы здесь видите? - спросил старец.
- Точку. - ответил один.
- Черную точку. - подтвердил другой.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа...
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах..
Хлебец с маслом. Семейная притча(родителям)
Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...
Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».
И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.
А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:
Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а Счастье, естественно, выполняло их. И люди уходили, оставив Счастье сидеть в яме дальше. Однажды к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил:
— Тебе-то, Счастье, чего хочется?
— Выбраться отсюда, — ответило Счастье.
Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье... побежало за ним.
Один час твоего времени(родителям)
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он
успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
Рецепт-притча от несчастливой жизни (родителям)
Однажды к мудрецу пришел посетитель и начал жаловаться:
- У меня все так плохо, хуже не бывает. Я потерял работу, моя жена болеет, дочка никак не может выйти замуж, мой сын не хочет учиться... Подскажите, может, вы знаете, что мне делать?
- Есть одно старинное средство, - ответил мудрец. - Нужно взять много бумажек, написать на них: «И это все пройдет», и разложить во всех комнатах.
Озадаченный человек поблагодарил и ушел.
Через пару лет возвращается тот же человек и говорит:
- Как я вам благодарен, как благодарен, просто нет слов! В моей жизни все изменилось. Я нашел отличную работу, жена выздоровела, дочка вышла замуж, сын закончил учебу и устроился на работу... Все просто отлично! Спасибо вам
большое! Да, только еще хотел спросить - те бумажки, которые я в квартире разложил, их можно уже убирать?
- Зачем убирать? - пожал плечами мудрец. - Пусть пока полежат.
Притча о хмуром человеке (родителям)
Едет хмурый человек в троллейбусе и думает: «Вокруг ничего хорошего, одна тоска. Жена — ворчунья, дети — хулиганы, начальник — злыдня...»
За его спиной ангел-хранитель с блокнотом и ручкой. Записывает и думает: «Одна тоска, начальник — злыдня, жена — ворчунья, дети — хулиганы... Вроде было уже... И зачем ему это, все время? Но раз заказывает — придется исполнять...»
Удивительный человек (бесконфликтность)
Одному человеку сказали: «Вы жадный, как собака!» - «Да, — согласился он, — я - жадный, как собака». Потом ему сказали: «Вы такой строптивый, как конь!» — «Да, я строптивый, как конь!» - согласился тот. Видя такое поведение, люди удивились и спросили этого удивительного человека: «Вот, вас назвали собакой и конем, и вы согласились. Вы что осел?» — «Да, я — осел», — согласился тот. Все пожали плечами, а кто-то сказал задумчиво: «Знаете, а в нем что-то есть... очень человеческое»
Притча о странном завещании Отца...( о вере)
У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:
— Исполни одну мою просьбу.
— Какую, папа?
— Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.
— А что мне при этом делать?
— Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.
Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.
Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине — и Господь постучится в сердце.
Когда у веры нет любви..(для себя)
Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в некоторый храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:
— Человек, ты бы лучше вышел из храма, купил себе книжку о том, как себя здесь вести надо, а потом бы и заходил.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
— Что ты, дитя моё, плачешь?
Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
— Не плачь, они и меня в него не пускают.
Притча о мальчике, который верил в чудеса
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами»
(Притча для детей)
Выросло на яблоне яблоко - большое, румяное, глаз не отвести! Поглядело оно на со седей: одно - червивое, другое – незрелое, а третье так перезрело, что вот-вот свалится «Я лучше всех! — радостно подумало красивое яблоко. Надо только покрепче укрепите на ветке и налиться соком, чтобы стать еще красивее!» Но неожиданно подул сильный ветер, хлынул дождь. Не удержалось красивое яблоко на ветке и шлепнулось в грязь. А тут подошла свинья и, хрюкнув, съела его.
***
Во всяком духовном падении главная причина — гордость.
Притча монаха Симеона Афонского
(Притча для детей)
В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.
— Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение ?
— Да, — сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.
Источник: Китайская басня
Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к Тебе?
— Твой ангел скажет тебе все.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Во главе народа и на страже его святыни должны стоять сильнейшие и благороднейшие люди» И.Ильин и.ильин «
В г. Переяславле-Залесском в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии родился второй сын - Александр Набожность и любовь к чтению отличала малолетнего князя Александра 30 мая 1220 г. – дата рождения
Князь Александр молится Пресвятой Богородице в храме Святой Софии в Новгороде накануне Невской битвы 1240 г. - Невская битва « Не в силе Бог, а в правде!» А.Невский
1242 Г. – ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ А.Невский считал своим долгом жить «не преступая в чужие части», но заставил уважать имя русское Небесные силы помогают русскому воинству
Попытки насаждения католичества на Руси : выбор духовный и жизненный «Учения от вас не принимаем !» А. Невский 1251 г. – ответ папе римскому
После возвращения из Орды А.Невский идет в храм Св. Софии благодарить Бога 1248-1249 г. – первая поездка в Орду по вызову хана Батыя В минуты презрения и оскорблений он помнил о Том, Кто претерпел бесконечно большее – Иисусе Христе
Горячо молился и прощался с родными А. Невский перед поездкой к хану Берке Ему удалось и на этот раз « отмолить Русь» 1262-1263 г.г. – шестая ( последняя) поездка в Орду
Митрополит об Александре Невском «Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизованного кода». митрополит Кирилл
Не славы ради! ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ КНЯЗЬ НОВГОРОДСКИЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТОЙ « Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская ». А. Невский