Русский язык

Терехова Анна Константиновна

уроки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_klass.docx20.51 КБ
Файл slovarnyy_urok_terehova_a.k.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Правописание безударных гласных в корне слова»

Задачи:

 1. Закреплять умение находить и проверять безударный гласный

в корне слова.

2. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость,

устную и письменную речь.

3. Развивать навыки самостоятельной работы, формировать навыки

грамотного и каллиграфического письма.

4. Воспитывать любовь к животным и окружающей среде.

Оборудование урока.

Для учителя:

  1. Картина зимнего леса.
  2. Запись предложения геометрическими фигурами.

Для учеников:

  1. Картинки с изображением лисички, ежика, медвежонка , белочки.
  2. Сигнальные карточки с безударными гласными.
  3. Карточки (по уровням сложности).
  4. Стихотворение, написанное на листе в виде листочка дуба.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У- Здравствуйте , ребята ! Сегодня у нас необычный урок. Мы снова побываем

в лесной школе. Посмотрите, ее ученики уже сидят вместе с вами за вашими

партами. А теперь сядут те ребята, которые сидят за первыми партами. Сядут

те, к которым за парту сели лисичка и белочка. Сядут все остальные.

( Открывается картина с изображением сказочного зимнего леса. Учитель

читает стихотворение)

Ну, вот и попали мы в сказочный лес.

Лес этот полон волшебных чудес!

Здесь звери умеют не только играть

Они так же умными стать хотят.

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

У- Откройте тетради , положите их наклонно , выпрямите спинку , правильно

возьмите ручку и запишите число.

( Дети записывают.)

У- Положите ручки , поднимите на меня внимательные глазки и давайте

вспомним, какие гласные буквы надо проверять?

  1. Повторение правила о безударной гласной.

Д- Безударные.

У- Почему ?

Д- Они слышатся нечетко

У- Какие слова являются проверочными ?

Д- Слова, в которых проверяемый звук стоит под ударением.

У- Как найти проверочное слово ?

Д- Подобрать однокоренное слово или изменить так , чтобы безударный

гласный стал ударным.

У- Назовите гласные буквы, которые являются безударными.

Д- А ,о ,и ,е ,я.

У- Давайте свяжем эти буквы одной веревочкой и пропишем.

2) Минутка чистописания.

( Показ У. на доске образца написания , выполнение детьми в тетрадях )

  1. Постановка учебной задачи.

У- Сегодня мы вместе с учениками лесной школы поупражняемся в

правописании безударных гласных в корне слова.

  1. Комментированное письмо с заданием.
  1. Запись на доске с комментированием.

У- Вместе с Леной и Колей за партой сидит лисенок Хитренок. Он не

умеет комментировать запись предложений. Поможем ему ?

Д- Да !

( Один ученик записывает предложение на доске с комментированием

остальные в тетрадях. Устно подбираем проверочные слова.)

ЗАГЛЯНУЛА ЗИМА НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ.

  1. Составление схемы предложения

У- Подчеркните главные члены , составьте схему к этому предложению.

( Один ученик у доски, остальные в тетрадях.)

  1. Задание на развитие внимания.

У- Запишите это предложение в тетрадь геометрическими фигурами.

Имя сущ.- это треугольник, имя прил.- это прямоугольник, глагол-

это круг.

( Самостоятельное выполнение задания , проверка.)

У- Если вы правильно выполнили задание , то у вас получилась

следующая запись.

( У. показывает запись на отдельном листе.)

У- Молодцы , ребята ! Я думаю, лисенок Хитренок остался вами доволен.

Как интересно, что в зимнюю пору

Лесные ребята отправились в школу!

  1. Работа с текстом и закрепление навыка проверки безударной гласной.

У- Ребята , правда красиво в зимнем лесу !

( Еще раз обращает внимание детей на картину с зимним лесом.)

У- И о красоте зимнего леса ежик Тимка составил небольшой текст. Но на

некоторые буквы в словах упали снежинки и спрятали их, давайте восстановим

эти букв .

  1. Восстановление безударной гласной.

Запись на доске :

КР*СИВ З*МНИЙ НАРЯД ЛЕСА. НА ЛАПАХ ЕЛЕЙ  Л*ЖИТ СНЕГ .

ВЕСЬ В СН*ГУ СТ*ИТ ДУБ. ХОРОШО ПОРАБОТАЛ В Л*СУ МОРОЗ !

(Чтение текста, затем У. называет слово с закрытой буквой, а дети поднимают

сигнальную карточку с нужной безударной гласной, цепочкой называют проверочные

слова. После того , как правильно названа безударная гласная , снежинка убирается ,

а буква пишется другим цветом.)

У- Умнички , ребята ! А теперь запишите этот текст в свои тетради грамотно и красиво.

Покажите своим гостям, как хорошо вы умеете писать.

  1. Физкультминутка.

Мы дружно трудились, немного устали .

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, затем разведем

И глубоко всей грудью вздохнем.

Левую ногу поднимем вперед,

И дальше пойдем мы в поход.

3) Восстановление пропущенных букв в тексте.

У- Медвежонок Мишка хочет вам рассказать как живут животные в лесу.

Но вот беда – некоторые слова потерялись. Давайте попробуем их

вернуть на место.

Запись на доске:

Кто где живет?

У птиц и зверей в лесу свои этажи. На самом ________ гнездятся

хищные птицы. На самом ________ в корнях деревьев селятся

мыши. Соловей вьет свое гнездо прямо в __________. В ___________

дерева живут дятлы и синицы.

( Чтение текста детьми , коллективное выполнение задания .)

  1. Дифференцированная работа по карточкам.

У- А теперь некоторые дети выпишут из текста слова с безударными гласными ,

пользуясь схемой, которую я им дам.

Схема:      ДОКАЖИ            НАПИШИ

зверь                     зверей

( Записывают слова прямо в карточку.)

У- Ребята , вы знаете , что заяц чтобы скрыться от своих врагов запутывает

следы? Остальные ребята и будут распутывать его следы, которые

помогут проверить безударную гласную. Записываем в тетрадь данное

слово - проверочное.

( Карточка дается каждому ученику. Дифференциация по уровню сложности.

Самостоятельное выполнение работы.)

У- Дети , которые работали прямо на карточках , сдают их. Те , кто работал

в тетради , сдают их . Вы получите за эту работу оценки.

6. Работа по развитию речи.

1) Чтение по ролям.

У- Ребята , вам на память о сегодняшней встречи с учениками лесной школы

белочка Клара принесла стихотворение о себе, которое сама сочинила и

записала на листочках дуба. Ваша задача - выразительно прочитать его.

Один ученик читает вопросы к белочке, а другой – ответы.

( Стихотворение раздается каждому ученику. Работа в парах.)

- Белка, где твой склад грибов?

- По карманам у дубов.

- Где домишко твой?

- В сосне.

- А постель?

- Постель на мне.

2) Задание на развитие орфографической зоркости.

У- А теперь возьмите , пожалуйста , простой карандаш и как можно

быстрее найдите в тексте и обведите кружком те слова, которые я назову.

( У. называет слова : домишко, постель , сосне , грибов ).

У- Есть ли среди них слова с безударными гласными ?

Д- Да , есть : сосне , домишко , грибов.

7. Домашнее задание.

У- Списать в тетрадь стихотворение белочки Клары , выписать из него

все слова с безударными гласными , подобрать к ним проверочные ,

записать.

8. Итог урока.

У- Какое правило мы сегодня с вами закрепляли на уроке ?

Д- Правописание безударных гласных в корне слова.

У- Задание кого из учеников лесной школы вам понравилось больше

всего?

( Ответы детей)

У- Посмотрите на наши мордочки настроений и напишите на листочке

дуба с обратной стороны цифр ,с каким настроением вы уходите с

урока, покажите мне. Почему ?

( Ответы детей)

У- Спасибо за работу ! И давайте поблагодарим наших гостей –

учеников лесной школы.



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Методическая разработка

Урок русского языка в 4 классе

 «В начале было Слово…»

                                            Автор: Терехова Анна Константиновна

                                           Муниципальное бюджетное

                                           общеобразовательное учреждение

                                          «Средняя общеобразовательная школа № 18»

                                           Балахнинский муниципальный округ

                                           Нижегородская область

р.п. Лукино, 2022

2.Пояснительная записка

2.1.Тема урока: «В начале было Слово».

Актуальность:  Организация процесса работы по обогащению словарного запаса учащихся начальной школы – один из актуальных вопросов современного образования.
        Возникает необходимость в усовершенствовании методов и  приемов работы со словарями на уроках начального курса обучения. Только при условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом,  повысить уровень их речевого развития.
        Одной из инновационных технологией, связанной с реализацией метода проекта, является «проектная задача».

Замысел проектной задачи:

Учащимся предлагается конкретно-практическая ситуация, приближенная к реальным условиям. Для этого они разделены на три группы, каждая из которых имеет свой набор заданий. Им необходимо изучить материалы, касающиеся одного из видов словарей. Решение задачи требует от учащихся планирования своих действий, умения анализировать информацию, представленную в разных формах. Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе « продукта» решения проектной задачи.

КАРТОЧКА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

Название проектной задачи        « В начале было Слово…»

Класс

4

Предмет

Русский язык

Тип проектной задачи

Предметная

Цели, задачи.

  1. Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы
  2. Формировать умение работать с разными видами словарей

3.        Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации

4.        Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача.

Русский язык: создание литературного художественного текста

Работа со словарями

Универсальные учебные действия:

Личностные: умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Включаться в творческую деятельность.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, использовать при выполнении заданий словари и ИКТ,

находить практическое применение полученным знаниям. Осваивать способы пошагового итогового контроля результата.

Коммуникативные: умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.

Способы действий

1.Умение обобщать.

 2. Составлять текст по данным словам.

3. Пытаться самостоятельно дать объяснение, выдвигать гипотезу

4. Соотносить информацию с объектом. 4.Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей

Планируемый педагогический результат

Умения, работая в группе, создать конечный результат: творческую работу, облако слов, интерактивный кроссворд, объединённые общей темой

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• умение действовать согласно инструкции;

•выполнять самооценку своих действий

2.2.Целевая аудитория внеурочного занятия: 4 класс.

2.3.Роль и место внеурочного занятия в системе работы: проводится в качестве итогового урока после раздела «Лексика», можно провести в качестве внеурочного занятия в рамках «Недели русского языка в начальной школе»  или « Дня славянской письменности».

2.4.Форма проведения: урок.

2.5.Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

В данном занятии применяются элементы таких технологий,

педагогика сотрудничества, ИКТ, технология здоровьесбережения,

а так же одной из инновационных технологией, связанной с реализацией метода проекта -  «проектная задача».

Данные технологии реализуются следующими методами и приемами:

совместная деятельность, эвристическая беседа, работа

в группах,  задание на развитие общеинтеллектуальных умений (сравнение,

систематизация, обобщение и др.), работа с ПК.

2.6.Ресурсы, используемые при подготовке и проведении внеурочного

занятия.

У учителя: виды словарей – толковый словарь, словарь синонимов,

словарь антонимов, орфографический словарь, словарь устаревших слов,

словарь фразеологизмов; презентация, компьютер, проектор. В браузере заранее необходимо открыть окна для работы на ресурсе https://wordscloud.pythonanywhere.com/,  и https://learningapps.org/.

У обучающихся: комплект словарей – толковый словарь, словарь

синонимов, словарь антонимов, орфографический словарь, карточки с проектными задачами (у каждого ученика), для одной из групп – стаканы с чистой водой, решето, фломастеры, цветные карандаши, ватман.

3. Основная часть

Ход занятия.

1. Организационный момент, распределение учеников по группам. Каждый ученик, проходя в класс, берет карточку с написанной буквой «О», «Ф», «Т».

2. Мотивация познавательной деятельности.

– Здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие. Каждый из вас, входя в класс, взял карточку с буквой. Как вы думаете, что обозначают эти буквы? Даю подсказку: они как-то связаны со словарями.

- Правильно, «О» - обозначает орфографический словарь, « Ф» - фразеологический, «Т»- толковый. Прошу вас разделиться на три группы в соответствии с выбранной буквой.  И, наверное, вы уже поняли, какая группа, с каким словарем будет сегодня работать.

3. Основная часть

Проектная задача для работы группы с орфографическим словарем

Задание 1. Узнай, какие слова из орфографического словаря записаны здесь. Для этого поменяй местами слоги, составь слово и запиши его:

-розмо _________________________________

-терве__________________________________

-лыканику_______________________________

-заберё__________________________________

- варьян_________________________________

Задание 2. Добавь к каждому из этих  слов подходящий по смыслу синонимы и антоним. Запиши, что у тебя получилось.

Словосочетания с синонимами

Словосочетания с антонимами

Задание 3. Составьте небольшой текст с предложенными  словарными словами. Запиши его.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 4. Ответь устно на вопрос:  

Пользуешься  ли ты орфографическим словарем, как часто?

Задание 5.

Воспользовавшись сервисом https://wordscloud.pythonanywhere.com/,  создайте вместе с ребятами « Облако слов» с данными словарными словами.

Рефлексия

Анкета

1. Поставь отметки на оценочных шкалах:

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

 1   2   3   4   5

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1  2  3  4  5

3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1  2  3  4  5

 4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1  2  3  4  5

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.)

Да                               Нет

Почему?_________________________________________

  Проектная задача для работы группы с толковым словарем

Задание 1. С помощью толкового словаря, объясни значение  предложенных слов, запиши: нива, зодчий, сеялка.

А) Нива - _________________________________________________________

Б) Зодчий  -_______________________________________________________

В) Сеялка - ______________________________________________________

Задание 2. Объясните устно своими словами лексическое значение следующих слов: ласточка, половодье, кувшинка.

Задание 3. Составьте для участников других групп 2-3 «Толковые загадки»: объясните лексическое значение слова, не называя его. Запиши их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Ответьте устно на вопрос:

 Зачем нужен толковый словарь?

Задание 5.

Воспользовавшись сервисом  https://learningapps.org/, вместе с ребятами создайте интерактивный кроссворд, используя в нем слова из « Толкового словаря».

Рефлексия

Анкета

1. Поставь отметки на оценочных шкалах:

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

 1   2   3   4   5

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1  2  3  4  5

3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1  2  3  4  5

 4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1  2  3  4  5

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.)

Да                               Нет

Почему?_________________________________________

Проектная задача для работы группы с фразеологическим словарем

Задание 1. Найди в стихотворении  фразеологизмы и  объясни их значение. При необходимости  можешь пользоваться словарем.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

 О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Задание 2. Найди в словаре фразеологизмы со словом «собака». Запиши, устно объясни их значение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Узнай фразеологизм с помощью опытов. Для этого у тебя есть стакан с водой, карандаш, решето.

Опыт 1.

Наберите в рот воду из стакана. Можете петь, говорить? Какой фразеологизм?

Опыт 2.

 С помощью карандаша помешайте быстро воду в стакане. Какой фразеологизм?

Опыт3.

В) Налейте немного воды в решето, попробуйте её в нем перенести. Получилось? Фразеологизм?

Задание 4.Ответь устно на вопрос:

 Зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы?

Задание 5. Создайте вместе с ребятами  «Фразеологизмы-комиксы». Нарисуйте с юмором фразеологизмы: чесать язык, висит на телефоне, вешать на уши лапшу.

Рефлексия

Анкета

1. Поставь отметки на оценочных шкалах:

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

 1   2   3   4   5

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1  2  3  4  5

3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1  2  3  4  5

 4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1  2  3  4  5

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.)

Да                               Нет

Почему?_________________________________________

4. Презентация работ учащихся.

- Ребята, благодарю вас всех за работу.  Вы все молодцы, а закончить сегодняшний урок мне хочется мудрыми словами Вольтера, великого мыслителя и писателя: «... словарь — это вселенная в алфавитном порядке». Желаю вам продолжить познавать, постигать  и изучать эту вселенную дальше и дальше.

4. Заключение.

В основе данного урока лежит технология « проектная задача», связанная с реализацией метода проекта. Проектная задача не только формирует УУД (универсальные учебные действия)  школьника, повышая качество обучения, но и удовлетворяет потребности в общении, развитии, а следовательно, развивает творческие способности ребёнка, учит самостоятельности и умению взаимодействовать, распределять обязанности в коллективе учащихся. Таким образом, проектная задача является эффективным средством обучения и воспитания.

5.Список использованной литературы

1. Загайская Е.Д., Синебрюхова В.Л. Проектные задачи как средство формирования  учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

2. Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса. М.: «Просвещение»,2021.

3. Ундзенкова А.В. , Сагирова О.В. Русский с увлечением! М., 2003.

Список электронных ресурсов

1. Справочно-информационный портал «Грамота.ру»

2. Сайт «Словари.ру»