Формирование навыков коммуникации дошкольников, посредством организации коммуникативного образовательного пространства.
В последнее время наметилась явная тенденция увеличения количества детей с различными нарушениями навыков коммуникации, о чем говорят многочисленные исследования в педагогике. Такие дети, требуют особого внимания и профессионального подхода в вопросе правильной коммуникации с ними.
Проблемы навыков коммуникации могут возникнуть из-за ряда причин:
- Генетическая предрасположенность;
- Задержка речевого развития в силу разных особенностей;
- Различные психические нарушения;
- Неблагоприятная психологическая обстановка;
- Педагогическая запущенность;
- Двуязычная семья (мигранты), что является особо актуально в современное время.
Несмотря на ряд причин, независящих от ребенка, который испытывает трудности в общении, он является такой же полноценной личностью, как и мы все. Ведь общение – это один из залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также способ познания себя и окружающих.
Что же такое общение? Это взаимодействие людей, обмен между ними информацией, формирование моделей поведения, отношений между людьми...
Дети, испытывающие трудности в общении, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контактыс такими детьми ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей.
Как же помочь ребенку выразить свои чувства, преодолеть скованность, неловкость, облегчить общение с другими людьми?
А ведь общаться можно по-разному, используя для этого не только слова, а так же эмоции, мимику, жесты, рисунки и другие неречевые способы общения, которых достаточно много.
Формирование навыков коммуникации дошкольников успешно происходит в коммуникационном образовательном пространстве, которое мы создаем в нашей группе.
Создавая коммуникационное образовательное пространство, мы адаптировали технологию альтернативной аугментативной, т.е. поддерживающей коммуникации (ААК).
Данная технология включает в себя разные системы символов –рисунки, пиктограммы, слова, буквы, имитирующие жесты или сигналы руками. При помощи перечисленных символов, мы разработали искусственные коммуникаторы, направленные на увеличение возможностей коммуникации или компенсацию трудностей общения, это: (на экран фото)
- Коммуникационная книга
- Коммуникационный экран
- Коммуникационные картинки
- Коммуникационные платы
- Коммуникационный планшет (групповой и индивидуальный)
- Лексический планшет
- Конструкторы предложений
- Коммуникационный флипчарт
- Поэтапные схемы и д.р.
Как научить ребенка всем этим пользоваться?
Ребенок начинает с того, что показывает карточку, чтобы получить нужный предмет. Постепенно учиться складывать несколько карточек в словосочетания и предложения. Учится отвечать на вопрос «Что ты хочешь?». Со временем ребенок приходит к тому, что начинает комментировать происходящие вокруг него события.
Все перечисленные коммуникаторы располагаются в свободном доступе в группе, что обеспечивает комфортное общение детей со взрослым и сверстниками.
Благодаря таким коммуникаторам, ребенок может с легкостью показать свое настроение, то, чем он хочет заниматься, попросить то, что он хочет.
Многочисленные поэтапные схемы разных видов деятельности облегчают ребенку его пребывание в детском саду, и он свободно может выбрать деятельность по душе.
Различные алгоритмы, представленные в уголках сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных и других игр, помогают ребенку легко выбрать свою роль и выполнять действия согласно своей роли в той или иной игре.
Главный экран коммуникации может быть расположен в любом месте группы, в зависимости от деятельности детей. Это позволяет ребенку выражать свои мысли по мере необходимости. Если главный экран не под рукой, можно воспользоваться индивидуальным планшетом, который есть у каждого ребенка, с проблемами в коммуникации.
Используя речевые кубики, схемы и различные карточки, все дети, даже не испытывающие трудности общения, могут с легкостью научиться составлять предложения, а впоследствии и рассказы, пересказы, выдуманные истории.
Для чего мы создаем такие условия? Для того чтобы каждый ребенок взаимодействовал с другими детьми, учился, наслаждался жизнью и принимал активное участие в жизни группы и был счастлив.
Дети в обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.