КУБАНОВЕДЕНИЕ. Методическая копилка

Громыко Наталия Александровна

Предварительный просмотр:

План – конспект урока.

Учитель: Громыко Н.А.

Класс/ возрастная группа: 7 класс 13-14 лет

Предмет/тема урока: Кубановедение. Материальная культура адыгов.

Образовательная область: Кубановедение

Этап обучения по данной теме: начальный

Цели и задачи:

Цели:

  1. Сформировать понимание особенности и ценности материальной культуры в жизни адыгейских племен
  2. Создать условия для воспитания уважения и бережного отношения к истории и культуре народов Кубани.
  3. Создать условия для развития коммуникативных умений

Задачи:

  1. Организовать работу над этапами развития материальной культуры адыгейского народа.
  2. Организовать самостоятельную работу по формулированию учащимися целей и задач своей деятельности
  3. Организовать взаимодействие учащихся с различными объектами, для выработки индивидуальных способов действия (ученик, учитель, ситуация, текст)

Тип урока: «открытия» нового знания

Используемые технологии, методы, приемы:

Коммуникативная технология, приемы: проблемная ситуация,  «Мозговой штурм», «Проектирование»

Используемые формы познавательной деятельности детей: групповая, индивидуальная

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, раздаточный материал, справочная литература.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): разрешения проблем, коммуникативная, информационная

Подробный конспект с указанием деятельности учащихся и учителя.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация

2 мин.

Дети берут разноцветные жетоны

Игра «Знакомство»:

- Я вас приглашаю в круг для знакомства. Возьмитесь за руки, улыбнитесь. Повернитесь друг к другу и скажите «Хорошего тебе настроения». А я желаю вам полезно провести время.

  1. Учитель мотивирует на дальнейшую деятельность:

-  Представьте, что мы жители одного адыгейского аула.  В  наш аул приехали гости.  Они совершенно ничего не знает о жизни адыгов, черкесов, как нас называют по-другому. Нам надо рассказать гостям о нашей жизни. О чем мы будем рассказывать. Внимание 30 секунд. Ваши предложения в план приема гостей (обсуждение, на доске высвечивается тема урока и план)

1. Выполняют условия игры

2. Высказывают идеи

2. Организа-циионный

3 мин.

  1. Мы работаем в командах. У каждой команды свой цвет. Пройдите на места в соответствии с выбранным жетоном.

На экране вы видите названия ролей и обязанности. Внимание 1 минута. Распределите роли в команде.

- за каждый этап урока ваша команда будет получать баллы, которые летописец заносит в Лицевой счет. Та команда, которая наберет больше всего баллов за урок, объявляется лучшей в нашем  ауле.

- Я старейшина и вы можете обратиться ко мне за помощью в любой момент.

1. Распределяют обязанности в группе.

  1. Изучение нового материала

15 мин.

1. Формулирует проблемную ситуацию.

- Каждая группа подготовит и проведет экскурсию по своему направлению.  Вашу экскурсию будут оценивать другие команды и наши гости. У вас на столах иллюстрации и опорные выражения, изучите их, мастер распределяет обязанности и назначает выступающих.

Внимание. Работаем 5 минут.

2. Выступление  групп. Выставление оценок за выступление. Заполняем Лицевой счет.

3. Какие вы молодцы. Спросим у гостей, чья экскурсия понравилась больше всего. Мастера возьмите ящики для голосования. Просим гостей проголосовать за экскурсию

 Изучают раздаточный материал, готовят выступление.

Представляют экскурсии

Выставляют оценки за выступление

  1. закрепление

5 мин.

 Пока мастера считают баллы Блиц-турнир. Летописцы не забывайте фиксировать полученные баллы

Отвечают на вопросы

  1. Рефлексия.

3 мин.

  1. Давайте подведем итог
  2.  Я приглашаю вас в круг. Наше приключение подошло к концу.

- …. Кого бы ты отметил из своей группы

- …..кому бы ты хотела сказать спасибо за помощь

-….кто сегодня был самым интересным собеседником

-…пожелай что-нибудь вашему старейшине

3. Голосование. Прикрепите стикер на один из смайлов, который соответствует вашему настроению.

 

Приложение № 1

Приложение № 2

Роли в группе

Роль

Обязанность

Мастер

Распределяет обязанности, руководит обсуждением, следит за временем.

Летописец

Заполняет Лицевой счет команды, учитывает действия членов команды

Помощник

Подает и фиксирует идеи

Ученый

Корректирует выступления,  следит за точностью ответов

Приложение № 3

Лицевой счет команды.

Этап урока

Полученный баллы

Фамилия Имя особо отличившихся членов команды

  1.  Экскурсия для гостей

  1.  Голосование за экскурсию

  1. Блицтурнир

Приложение № 4

Карта оценки экскурсии.

Название выступления ______________________________________________

Вопросы для оценки

1 балл за каждый критерий

Интересный рассказ

Понятная речь

Выразительность

Показывают на слайде объекты, о которых рассказывают

Участвуют  вся команда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Поселение горцев - аул

Слайд 2

Материальная культура западных адыгов.

Слайд 3

Одежда адыгов. Жилище . Адыгейская кухня. Развитие ремесла Материальная культура западных адыгов .

Слайд 4

Распределите роли в команде Роль Обязанность Мастер Распределяет обязанности, руководит обсуждением, следит за временем. Летописец Заполняет Лицевой счет команды, учитывает действия членов команды Помощник Подает и фиксирует идеи Ученый Корректирует выступления, следит за точностью ответов

Слайд 5

Лицевой счет команды Этап урока Полученный баллы Фамилия Имя особо отличившихся членов команды 1. Экскурсия для гостей 2. Голосование за экскурсию 3.Блицтурнир

Слайд 6

Карта оценки экскурсии Вопросы для оценки 1 балл за каждый критерий Интересный рассказ Понятная речь Выразительность Показывают на слайде объекты, о которых рассказывают Участвуют вся команда

Слайд 7

Женская одежда адыгейки

Слайд 8

Мужская одежда черкесов

Слайд 9

Жилище черкесов

Слайд 10

Адыгейская кухня

Слайд 11

Адыгейские ремесла

Слайд 12

Продолжи предложение. Поселение адыгов называлось … Жилище адыгов – это … Сердце жилища …. Праздничное платье черкешенки называется … Меховая верхняя одежда … Кармашки для ружейных зарядов …… Изделие, сопровождавшее черкеса всю жизнь ... Особо почитаемое ремесло…. Техники украшения ювелирных изделий…… Любимый напиток черкесов ….. Блюдо, особо популярное в будни и праздники ...


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Строительство сакли

Используя изображение и опорные выражения составьте рассказ о строительства адыгейского дома -  сакли

- прямоугольная постройка

- по периметру вбивались столбы

- переплетались ветками

 - плетень обмазывался глиной

- крыша из соломы

- снаружи сакля укреплялась столбами

- часто белили

Внутренне убранство сакли

Используя изображение и опорные выражения составьте рассказ о внутреннем убранстве адыгейского дома -  сакли

- очаг  - сердце дома,  располагался

- плетеный дымоход

- дымоход обмазывали глиной

- нет украшений

- низкие нары, диваны

- стол на трех ножках

- располагалась домашняя утварь

- не делали потолка и чердака



Предварительный просмотр:

Повседневные блюда

Используя изображение и опорные выражения, составьте рассказ об адыгейской повседневной кухне

- молочные блюда (кефир, творог, сыр)

- похлебки и каши из чечевицы, фасоли

- тушеное или вареное мясо

- много свежих овощей

- простая скромная трапеза

- толокно - обжаренная до коричневого цвета мука грубого помола, которую замешивают с мясным бульоном

- копченый сыр

- долго хранился

- всегда на столе

- много чая

- любят яичный чай (добавляют взбитые с сахаром желтки)

- любимый прохладительный напиток – айран (кисломолочный продукт)

Праздничные блюда

Используя изображение и опорные выражения, составьте рассказ об адыгейской праздничной кухне

- пекут разнообразные пироги

- начинки из сыра, мяса, зелени и овощей

- обязательно пирог с сыром

- слоеные пышки

- шашлык для особого гостя

- специально забивали барана

- готовят очень редко



Предварительный просмотр:

Оружейное ремесло

Используя изображение и опорные выражения, составьте рассказ об адыгейском оружейном ремесле

- в большом почете

- популярны кинжалы, са (сабля), шашка

- из прочной стали

- богатые украшения и резьба

- хорошая балансировка

- очень легкая

- не расставался с кинжалом

Кузнечное  ремесло

Используя изображение и опорные выражения, составьте рассказ об адыгейском кузнечном ремесле

- в особом почете

- орудия труда (мотыги, плуги, подковы, серпы, косы, топоры)

- в каждом ауле

- особым мастерством

Ювелирное  ремесло

Используя изображение и опорные выражения, составьте рассказ об адыгейском ювелирном ремесле

 - женские украшения из серебра и золота

- домашнюю посуду из серебра и золота

- украшения на кинжалы, сабли, ножны

- украшали чеканкой (выбивали узор на изделии

- украшали чернью ( зачернение отдельных участков изделия)

- резьбой



Предварительный просмотр:

Урок №1.

Тема.  Введение. Кубань – перекрёсток цивилизаций.

Цель урока. Познакомить учащихся  с историей  малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории.

Задачи:

  1. Формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления о населении Кубани в древности; возникновении новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.
  2. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.
  3. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного толерантного отношения  и сопричастности к истории своей малой родины.

Работа с терминами.

  1. Основные понятия: археология, орудия труда, эпохи первобытности на Кубани, исторические источники, национальность, народность.
  2. Выдающиеся личности: Е.Д. Фелицын, Б.А. Трехбратов.

Учебное оборудование: 

1. Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.

2.  Атлас История Кубани.

3. Видеофильм «История Кубани».

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: вводный.

План урока:

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в начальной школе.

III. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с новым учебным курсом.
  2. Характеристика источников, форм и методов изучения истории древней Кубани.

IV. Закрепление/подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (5мин)

- инициация:  знакомство с классом; требования к учащимся;

- вхождение в тему: постановка целей и задач урока;

- формирование ожиданий учеников 

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу в начальной школе (5 мин).

   Беседа с классом.

Учитель предлагает классу высказать свое мнение по следующим вопросам:

- зачем надо изучать историю?

- для чего надо знать историю родного края?

- что изучает краеведение (кубановедение)?

- что интересного и важного вы узнали в курсе изучения кубановедения в младших классах? 

-что вам известно из курса начальной школы о народах, населявших наш край в прошлом, настоящем?

III. Изучение нового материала (20 мин).

Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

      Учитель. Чтобы полнее представить весь колорит народностей, населявших наш край на протяжении многих веков, обратимся к истории его возникновения, к его истокам.

Конечно, основу современного Краснодарского края, включающего в себя более 120 национальностей, составляют русские, но более 2-х столетий назад кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские линейные казаки - потомки беглых русских крестьян. А ещё раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленённых турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий музыкальный слух ещё и теперь может уловить тяжеловесный, тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот…

В пятом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим  историческим путем наших предков, охватывающий значительный промежуток времени, познакомиться с историей, культурой, образом жизни кочевых и осёдлых племён Прикубанья в раннем железном веке. Определить роль великой древнегреческой колонизации в этнополитическом и культурном сближении народов Кубани, взаимовлияния и взаимопроникновения греческой, меото-сарматской, скифской культур.

 Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.

Проработка содержания темы

1. Знакомство с учебником.

 Задание: выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключение). 

Игра «Навигатор»:

- обратить внимание школьников на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).

- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).  

2. Работа с терминами, датами и понятиями.

 Используя хронологическую таблицу, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника. Особый акцент сделать на терминах: национальность и народность). 

Народность.  Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.

Национальность.

Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

  1. Знакомство с атласом «История Кубани».

Информация для учителя (памятка  для работы с  атласом и исторической картой):

- при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов;

        IV. Закрепление изученного материала (7мин).

Задание № 1

Решить тест

 Оценить утверждения и поставить  в соответствующем квадрате значок  «+»   или   «-»:

Кубань – многонациональный край:

      ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО

        Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:

   

     ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО

Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:

   

   ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО 

Задание № 2

Ответить на вопросы.

- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________(археология)

- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________ (каменный, бронзовый и железный века)

- Перечислить  племена и народности, проживавшие  на территории Кубани в древности____________________(скифы, сарматы, меоты, греки).

Задание № 3

Выполнить Синквейн

Из предложенного набора  выбрать слова, характеризующие понятие   1. КУБАНЬ 

       2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная

3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает

4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.

5. Родина. Отчизна.

  1. КУБАНЬ
  2. ________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________

Материал для учителя. Порядок написания синквейна:

Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.

Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (заполнить таблицу)

Понравилось

Не понравилось

Было интересно, хотелось бы ещё

V. Домашнее задание(3мин).

            1. Прочитать введение стр. 5-6

2.  Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщение по теме: «Стоянки среднего палеолита»

************************************************************************************

КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА (7 часов)

Урок №2

Тема. Древние собиратели и охотники.

Цель.  Формирование представления об этапах каменного века на Кубани, достижения современной науки в изучении типов первобытного человека и его расселении на территории края.

Задачи:

1.Охарактеризовать основные этапы эволюции человека и расселение людей по территории Кубани.

2.Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа.

3.Воспитывать уважение к труду и открытиям в древности.

Работа с терминами:

1.Основные понятия: палеолит, культурный слой, питекантроп, присваивающее хозяйство,  родовое устройство, ритуал, религия.

2.  Исторические личности: В.Е. Щелинский

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.

2. Атлас История Кубани, таблицы, схемы.

3. Видеофильм «История Кубани».

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Ранний палеолит.

2.Быт и занятия древнейшего человека.

3.Стоянки среднего палеолита.

4.Возникновение религиозных верований.

IV. Закрепление.

V.  Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (5 мин).

Проверка домашнего задания

Задание № 1

Вставить пропущенные слова

Слово археология в переводе с ________________________ означает __________________

____________________________. Это наука, которая изучает ___________________ __________ по вещественным _________________ памятникам.  Главным способом таких открытий являются ____________________, а  также их подводное изучение - ________________________ ________  .

Задание № 2

Решить тест

 1 .Выбери правильный ответ

- жизнь древних людей изучается:

а) археологами        б) этнографами       в) нумизматами

-первые люди на Кубани появились:

а) более 1 млн лет назад      б) более 500 тыс. лет назад       в) более 50 тыс. лет назад

2. Оцени утверждение и поставь в соответствующем квадрате значок  «+»   или   «-»

-первоначально орудия труда производились из железа, потом из меди и бронзы и, наконец, из камня.

ВЕРНО                         НЕВЕРНО  

III. Изучение нового материала (20 мин).

Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

1.Ранний палеолит.  Рассказ учителя с опорой на схему

История человечества

Каменный век

            палеолит                      мезолит                                     неолит                     энеолит  

 (древний каменный век)  (средний каменный век)     (новый  каменный век)  (меднокаменный век)

Бронзовый век

Железный век

Задание № 3

Дописать смысловой ряд:

Проработка содержания темы: 

- работа с учебником (п.1  стр. 7-8, работа с терминами: культурный слой, неандерталец)

Задание № 4

Заполнить таблицу

Ворсы

Нижний палеолит

Средний палеолит

Название человека

Жилища

Орудия труда

Занятия

  1. Быт и занятия древнейшего человека.
  2. Просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани»

Задание № 5

Из предложенного списка орудий труда выбери и запиши те, которые по- твоему мнению, являются символами: палеолита, мезолита, неолита

Список орудий труда:

 копьё, топор, мотыга, игла, рубило,  кувалда, меч, скребок, дубина, лук, нож, гарпун, рыболовные снасти, серп, молот.

3. Стоянки среднего палеолита. Сообщения учащихся, работавших с заданиями клуба «Посковичок»:

 - стоянка «Богатыри»;

 - Треугольная пещера;

  - Ильская стоянка.

 Самостоятельная работа с учебником стр. 8-10

Задание № 6

работа с контурной картой (атлас  История Кубани, карта № 1)

4. Возникновение религиозных верований.

 Рассказ учителя.

Задание № 7

Работа с терминами

Используя текст учебника на стр. 11, вписать в текст недостающие слова

В период среднего палеолита возник определённый порядок захоронения – погребальный __________________. У людей возникли представления о __________________ _______________, что свидетельствует о наличии у _______________________ первых зачатков _________________.

-    IV Закрепление изученного материала (10 мин).

Словесная игра «Снежный ком».

Информация для учителя. Памятка.  

Данная игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся. В процессе данной дидактической игры рождается повествование о раннее изученном периоде истории, с многократным повторением последнего предложения вместе с уже ранее сказанными предложениями. «Новый слой» как бы налипает на старую основу и вместе с ней становится основой для более нового слоя. Выигрывает тот, кто сумеет сочинить и повторить как можно больший фрагмент текста - «Скачать самый большой снежный ком». Начинает катать ком учитель. Далее дети дополняют его по желанию.

    Примерный текст.

Каменный век на Кубани начался около 600 тысяч лет назад. Он длился до  IV тысячелетия до нашей эры. Каменный век  делится на периоды: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Слой земли, который сохранил остатки деятельности человека – культурный слой. Тип человека раннего палеолита – питекантроп. К числу ранних стоянок относятся: Абадзехская, Хаджок и Шаханская. Местами обитания древнейших людей Кубани были естественные гроты и пещеры.

 V. Подведение итогов урока (2 мин).

 VI. Домашнее задание: (2 мин).

   1.Прочитать параграф №1 (стр. 7-11)

   2. Ответить на вопросы стр. 11

************************************************************************************

Урок №3

Урок – калейдоскоп: это интересно. Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день».

Цель: Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля.

Задачи:

1.Формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях древних людей среднего палеолита на Кубани.

2.Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.

3.Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.

2. Атлас История Кубани.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: творческий урок-практикум

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

III. Работа с текстом.

IV. Творческие задания (практикум).

V.  Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу. Проверка домашнего задания (10 мин)

1. Ответы на вопросы 1,3 стр. 11  

2. Работа с терминами

Задание № 1

                                                   Дописать недостающую информацию            

Археология – наука, которая изучает историческое  прошлое______________________________.

Неандерталец – один из ископаемых__________________________ .

Ритуал – определённый порядок______________________________.

3. Проанализировать и объяснить выражение:

-Открытие различных способов добывания огня стало еще одним шагом на пути выделения человека из природы.

    III - IV.  Работа с текстом/выполнение творческих заданий  (25 мин):

- самостоятельная проработка текста;

- выполнение творческих заданий (работа с учебником).

Задание № 2

ответить на вопросы по прочитанному тексту 1,3,4 стр.14 учебника.

Задание № 3

Рассмотреть внимательно иллюстрацию  учебника на стр. 14,

 расположить в правильной последовательности действия охотников стоянки:

-привязать части туши разделанного бизона к жердям                            

-притаиться в кустах, в ожидании стада бизонов

-разделать тушку кремневым ножом

- привязать кремневый наконечник к древку

-вонзить копьё прямо под лопатку бизону

* Составить 2-3 предложения, продолжив текст рассказа.  Начать  словами:

Это была песня людей  о____________________________________________________________.

Задание № 4

Решить кроссворд

По горизонтали: 1. Первые жилища людей. 2. Занятие женщин и детей. 5. Первое простейшее каменное орудие труда.

По вертикали:  3. Археолог, который внес большой вклад в исследование Ильской стоянки.

4. Искусственное жилище первобытных людей.

         V. Подведение итогов урока (2 мин).

 VI. Домашнее задание: (2 мин).

1. Прочитать рассказ «Удачный день» стр. 12-14.

2.  Ответить на вопрос №2  стр. 14.

************************************************************************************

Урок №4

Тема. Появление человека современного облика.

Цель.  Формирование представления об этапах заселения Кубани древнейшими людьми и становления  человека современного типа на территории нашего края.

Задачи:

1.Охарактеризовать основные этапы становления  человека современного облика на территории Северного Кавказа.

2.Развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа.

3.Воспитывать интерес к прошлому родного края.

Работа с терминами:

Основные понятия: эволюция, «костяной век», родовая община, матриархат, мезолит

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.

2. Атлас История Кубани, схемы, таблицы.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Древние люди в позднем палеолите.

2.Изобретение первых «механизмов». Зачатки древнего искусства.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (5 мин).

Проверка домашнего задания (ответы на вопрос № 2 стр. 14 учебника)

III. Изучение нового материала (20 мин).

Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

1. Древние люди в позднем палеолите.

     Рассказ учителя с опорой на схему

Эволюция человека

Австралопитек (3-4 млн лет назад)

Человек умелый (2-2,5 млн лет назад)

Питекантроп (1 млн лет назад)

Неандерталец (200- 150 тыс. лет назад)

Корманьонец (40 тыс. лет назад)

Материал для учителя.

Наиболее распространённой является точка зрения, что человек появился в ходе биологической эволюции 2 -2,5 млн лет тому назад. Его ближайшим предком является австралопитек, что означает  «южная обезьяна», который появился более 3-ёх млн лет назад.2 -2,5 млн лет тому назад в Восточной Африке появился древнейший человек, которого назвали «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда из камня.

Более миллиона лет назад «человека умелого» сменил питекантроп – «обезьяночеловек прямоходящий». Древнейшие люди пришли на Кубань из Закавказья, двигаясь вдоль Черноморского побережья и через перевалы, не перекрытые льдом.

Находок питекантропа на Северо - Западном Кавказе пока не обнаружено, но ряд стоянок содержат орудия труда, характерные для них. Это позволяет считать, что питекантропы обитали на территории нашего края.

Выделяют три точки зрения на время появления древних людей на Кубани: около 1млн лет назад, около 500 тыс. лет  назад, 350 – 200 тыс.  лет назад. Наиболее обоснованной считается вторая дата (около 500 тыс. лет назад).

Объяснение термина эволюция.

Задание № 1

Найти соответствия и впиcать  номера ответов в пустые клетки

1

Ближайший предок

 человека

1

Корманьонец

2

«Человек разумный, который не умел отчётливо говорить

2

Австралопитек

3

«Человек разумный», прямой предок современных людей

3

Неандерталец

Проработка содержания темы 

- работа с учебником (п.1  стр. 15);

- ответ на вопрос от Почемучки: «Почему  период позднего палеолита иногда называют «костяным веком»?

Задание № 2

Работа с терминами.

Впиcать в текст недостающие слова

На смену первобытному человеческому стаду в период позднего палеолита приходит родовая  ___________________. Её основная ячейка ________________ община. Счёт родства в родовой общине строился по __________________ линии.

2. Изобретение первых «механизмов». Зачатки древнего искусства.

Интерактивная беседа  (возможен рассказ по учебнику Б. А. Трёхбратова «История Кубани с древнейших времён до конца 18 века», п.5., стр. 9 -10)

Задание № 3

Решить тест

1. Выбери правильный ответ

Свои первые жилища древнейшие люди устраивали:

а) на деревьях          б)  в пещерах           в) под упавшими крупными деревьями

2. Найди лишнее и вычеркни

Предметами  вооружения  древнейшего человека были:

а) дубинка             б) гарпун         в) рубило           г) лук и стрелы

3. Оцени утверждения и поставь  в соответствующем квадрате значок  «+»   или   «-»:

«Человек разумный» сформировался около 100 тысяч лет назад

                                 ВЕРНО                                                 НЕВЕРНО

    IV Закрепление изученного материала (10 мин).

Устно ответить на вопросы № 1 -3 стр. 16

V.  Подведение итогов урока(2 мин).

Рефлексия учащихся

VI. Домашнее задание: (2 мин).

  1.Прочитать параграф № 2 (стр. 15 -16)

  2. Ответить на вопрос № 4 стр. 16

 * Выполнить задание клуба «Поисковичок» (найди информацию об Ацинской пещере и  стоянке Явора и поделись ею с друзьями).

************************************************************************************

Урок № 5

Урок – путешествие на машине времени – в племя охотников рода Оленя. Жизнь первобытных людей по рассказу «Охота на мамонта».

Цель: Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля.

Задачи:

  1. Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом.
  2. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.
  3. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Учебное оборудование: 

       1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко,  Кубановедение 5 класс,

       Краснодар, 2008.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: творческий урок-путешествие

План урока:

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

III. Работа с текстом/ творческие задания (практикум).

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

- вхождение в тему: постановка целей и задач урока;

- инициация, формирование ожиданий учащихся: учитель предлагает отправиться в путешествие по древней Кубани, вместе с племенем совершить охоту на мамонта; в процессе путешествия выполнить  ряд  творческих заданий).

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (10 мин)

       Проверка домашнего задания

Задание № 1

Прочитать текст

                   Ученик задремал на уроке. Приснилась ему Кубань около 150 тысяч лет назад – период,  когда сформировался неандерталец, то есть человек современного вида. Этот период человек стал широко использовать медь и бронзу. Изделий из рога и кости было так много, что иногда это время называют «костяным веком». В период мезолита ледник стал надвигаться и началось всеобщее похолодание. Изменение климата привело к вымиранию многих видов крупных животных. Человек вынужден был приспосабливаться к изменениям в природе. Он изобрел первобытные «механизмы» и гравированные рисунки. Во сне мальчик увидел известную Ацинскую пещеру в районе Геленджика и большого динозавра стоящего у входа. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

     Какие ошибки содержит сон ученика?

    III - Работа с текстом/творческий практикум (25 мин)

Задание № 2

      Составить по рисунку стр. 17 учебника  3 - 4 предложения об охоте на мамонта.

     Начать рассказ словами: 

 - Действуя слажено и дружно, охотники подогнали мамонта к тонкому льду (предположить, зачем?)

 2. Прочитать текст (стр. 17 -19)

  Задание № 3

 Нарисовать сюжетный рисунок по рассказу

Задание № 4

                                 Угадать и прочитать слово, объяснить его значение

р

т

а

Рогатина.

IV. Подведение итогов (2 мин).

V. Домашнее задание: (2мин).

 -прочитать рассказ «Охота на мамонтов» стр. 17-19;

     -выполнить задание № 4 учебника стр. 19

************************************************************************************

Урок № 6

Тема. Земледельцы и скотоводы.

Цель.  Установить связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения.

Задачи:

1.Охарактеризовать основные причины  перехода древних людей от присваивающего типа хозяйства к производящему.

2.Развивать навыки анализа характерных особенностей различных древних эпох с опорой на исторические источники.

3.Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Работа с терминами:

1.Основные понятия: неолитическая революция,  присваивающий и производящий типы хозяйства.

2.  Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко, Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.

2.  Атлас История Кубани, схемы, таблицы

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Неолетическая революция.

2. Эпоха энеолита.

III. Закреплениею

IV.  Подведение итогов

V.  Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Изучение нового материала (25 мин).

1. Работа с учебником (п. 1 «Неолитическая революция», стр. 20)

                                                                    Задание № 1

             (закрепление понятий)

Из предложенного списка занятий выпиcать правильно те, которые относятся к:

-  присваивающему типу хозяйства…………………………………………………………………….

- производящему типу  хозяйства……………………………………………………………..........  .

Список занятий:  скотоводство, охота,  земледелие,  бортничество,  плетение, ткачество,  рыболовство,  изготовление глиняной посуды,  собирательство.

* Ответить на вопрос «Почемучки»:

«Почему  после изобретения первого орудия был сделан важный шаг к отделению человечества от животного мира?

2.Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

Просмотр слайд – фильма «Эпоха медно – каменного века» с комментариями учителя

Задание № 2

Прочитать текст и вписать  по смыслу  недостающие слова.

В эпоху неолита родовые общины, жившие на территории нашего края, переходят к ______________________________ и начинают заниматься _____________________.

Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в эпоху медно - ________________ века-___________________. К этому времени относятся относительно древние в Прикубанье земледельческие посёлки. Их сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на окраине посёлка ________________________________. Оно было ограждено каменной стеной.  Дома располагались вдоль стен, а центральная часть служила для загона_______________. Население занималось ___________________ земледелием и _________________. Охота стала иметь подсобное значение. Основные орудия труда-_____________, ________________, _______________, __________________, _________________.

3. Проработка содержания темы 

- работа с учебником (ответы на вопрос № 3 стр. 21);

Задание № 3

Выполнить кресс-кросс.

Найти 5 зашифрованных названий орудий труда времён энеолита

А

Т

П

У

Ф

Т

Е

С

Л

О

С

К

Р

Е

Б

О

К

Ю

Б

М

Б

О

О

Т

Ч

П

Т

Б

М

Ю

Ё

Н

Ц

А

Н

О

Ж

С

Б

А

В

С

Г

Л

Л

Р

Д

А

Ю

Х

    III. Закрепление изученного материала (10 мин).

1. Словесная игра «Снежный ком».

    Примерный текст.

В эпоху энеолита – медно – каменного века, продолжается развитие земледелия и скотоводства. В это период древний человек уже начал использовать медь для производства орудий труда, и других предметов быта. Однако, каменные орудия труда  ещё продолжали широко использоваться  и играли преобладающую роль.

На территории Кубани и республики Адыгея к периоду энеолита относят группу подкурганных захоронений на правом берегу реки Кубань, закубанские поселения Мешоко, Большетегинское, Свободное; стоянки Нижешиловскую и Бочаров ручей.

Задание № 4

Придумать и составить рассказ об изготовлении топора  эпохи энеолита.

IV. Подведение итогов урока (2 мин).

 V. Домашнее задание: (2 мин).

   1.Прочитать параграф №3

   2. Ответить на вопросы № 1, 2, 4 стр.  21

************************************************************************************

Урок № 7

Урок – путешествие. Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник».

Цель: Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля.

Задачи:

1. Формирование представления  о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани.

2. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.

3. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Учебное оборудование: 

  1. Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: творческий урок-путешествие.

План урока:

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

III. Работа с текстом/ творческие задания (практикум).

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (10 мин)

       Проверка домашнего задания:

Задание № 1

Разгадать путаницу - переставить буквы в словах чтобы  получились:

  1. Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему называется

 «ТИНЕЛИОСКЧЕАЯ    ВОЦИРЕЯЛЮ»____________________________________________ .

  1. Неолитические стоянки на Кубани

 «ЖИННШЕИВСЛОКАЯ», «НОМОСТАЯКСНЕМАК»____________________________________ .

  1. Завершающий этап каменного века «ТЭИНЛЕО»_________________________________________ .

Задание № 2

Найти соответствие

А1

ПАЛЕОЛИТ

Среднекаменный век

Б

МЕЗОЛИТ

  Новокаменный век

В

 НЕОЛИТ

 Древнекаменный век

    III. Работа с текстом/творческие задания (25 мин)

- самостоятельно прочитать рассказ стр. 22 -24 учебника

Задание № 3

Составить план к тексту рассказа

Информация для учителя (памятка для учащихся «Как составить план»)

Памятка

1. Внимательно прочитай текст.

2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь ее.

4. В каждой части выдели несколько предложений, подтверждающих главную мысль.

5. Проверь, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

1 группа составить  простой план к тексту рассказа

2* группа составить развёрнутый план тексту рассказа

- стр. 24 вопрос №5 разыграть один из эпизодов рассказа.

IV. Подведение итогов (2 мин).

V. Домашнее задание: (3мин).

1. Прочитать рассказ «Весенний праздник» стр. 22-24;

2 Ответить на вопрос №4 , стр. 24

************************************************************************************

Урок № 8

Тема: Повторительно-обобщающий урок «Кубань в эпоху каменного века».

Цель: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Кубань в эпоху каменного века».

Задачи:

  1. Актуализировать и систематизировать знания об основных этапах каменного века.
  2. Развитие исторического мышления через формирование способностей понимать историческую обусловленность  явлений и процессов, происходивших на Кубани в эпоху каменного века.
  3. Привитие бережного отношения к истории своей малой родины.

Информация для учителя.

     Учитывая возраст учащихся, и соблюдая преемственность среднего звена и начальной школы, целесообразно завершить изучение данного раздела игрой – путешествие в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям.

Учебное оборудование:

Атлас история Кубани, карта – схема путешествия(таблица)

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: обобщающий урок – практикум.

План урока:

I.Организационный момент.

II. Объявление темы и задач урока.

III. Путешествие по станциям.

IV. Подведение итогов урока

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Объявление темы и задач урока (2 мин)

   Учитель. На протяжении нескольких уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних собирателей и охотников, появление человека современного облика, их внешность, занятия, жизнь земледельцев и скотоводов на Кубани. Этот  период времени ученые назвали эпохой каменного века. В чём же отличие этого периода например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Задача для учащихся: дать общую характеристику эпохе каменного века на Кубани.

(работая на уроке, учащиеся должны сформулировать этапы каменного века на Кубани)

III. Путешествие по станциям (35 мин)

    На доске схема путешествия по станциям.

1. Рассказкино

3. Задачкино

5. Терминово

2. Картово

4. Кроссвордово

6. Почемучкино

1. Станция «Расказкино»

Задание:  2  сильным ученикам подготовить  развернутые ответы по темам: «Древние собиратели и охотники»; «Земледельцы и скотоводы» используя карточки с набором слов:

1 карточка: питекантроп, человеческое стадо, собирательство, искусственные жилища, огонь, ритуал

2 карточка: неолитическая революция, энеолит, р. Кубань, производящее хозяйство, медный топор, скотоводство.

Пока учащиеся готовят ответы,  весь  класс  заполняет таблицу «Пробелы в истории»

Задание № 1

Заполнить таблицу

Палеолит

Мезолит

Неолит

Хронология

10 -8 тыс. лет назад

8 -6 тыс лет назад

Климат

Нижний палеолит –

очень тёплый;
Средний и верхний палеолит – холодный «ледниковый период»

Похож на современный

Орудия труда

Нижний палеолит: рубило, дубина

Средний палеолит: скребок, копьё, нож

Верхний палеолит: гарпун, шило, игла с ушком

Наконечники и лезвия – вкладыши из кремниевых пластинок. Лк и стрелы, рыболовный крючок, праща

Занятия

Охота, собирательство, рыболовство, мотыжное земледелие, скотоводство, ткачество, гончарство

* Сильным учащимся можно предложить заполнить таблицу полностью

- ответы учащихся по карточкам

2. Станция «Картово»

Задание № 2

работа с  контурной картой (атлас История Кубани, карта № 1)

1 вариант  нанести на контурную карту стоянки палеолита.

2 вариант – мезолита

3 вариант - неолита

3.  Станции «Задачкино» 

Устно решить творческие задачи:

- Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древние люди?

 Следы очага, орудий труда.

- Древние люди научились строить исскуственные жилища. Одно из таких жилищ было обнаружено на Ильской стоянке. Найденное помещение покоилось на прочном основании, состоявшем из каменных плит. Внутри жилища и рядом с ним имелись очаги, со всех сторон обложенные камнями. Вблизи находилась мастерская по обработке камня. О чем это свидетельствует.

О начале изготовления небольших орудий труда: остроконечники, скребла.

4. Станция «Кроссвордово» 

Задание № 3

Решить кроссворд «наоборот» - составить задания к уже заполненному кроссворду:

По горизонтали. 1.____________________________

                            2. ____________________________

По вертикали.    3.____________________________

                            4. ____________________________

                            5. ____________________________

5. Станция «Терминово» (проверка на  знание терминов)

Задание № 4

Найти  и подчеркнуть  ошибки в терминах, написать правильный ответ по образцу:

Археология – наука, изучающая традиции людей   по вещественным памятникам историческое прошлое.

 -культурный слой – слой земли, сохранивший останки вымерших животных.        ______________________________________________________________________

-более миллиона лет назад «человека умелого» сменил питекантроп - «южная обезьяна».____________________________________________________________________________

-энеолит – период  средне – каменного века_______________________________________________ .

- в среднем палеолите у древних людей появились зачатки человеческого стада________________

___________________________________________________________________________________ .

6. Станция  «Почемучкино»  (учитель возвращается к задаче урока)

Задание № 5

Ответить на вопросы Почемучки.

Почему:

 - история первобытности делится на три эпохи?

 - в позднем палеолите счёт родства строился по материнской линии?                                     

- изобретение первых «механизмов» относится к периоду мезолита?

 - использование меди способствовало развитию земледелия   и   скотоводства?

 - древние люди уделяли большое значение ритуалу захоронения?

IV. Подведение итогов урока (2 мин)

Выставление оценок.

************************************************************************************

Рабочий лист № 8

Задание № 1

1 карточка: питекантроп, человеческое стадо, собирательство, искусственные жилища, огонь, ритуал

2 карточка: неолитическая революция, энеолит, р. Кубань, производящее хозяйство, медный топор, скотоводство.

3 карточка: Заполнить таблицу

Палеолит

Мезолит

Неолит

Хронология

10 -8 тыс. лет назад

8 -6 тыс лет назад

Климат

Нижний палеолит –

очень тёплый;
Средний и верхний палеолит – холодный «ледниковый период»

Похож на современный

Орудия труда

Нижний палеолит: рубило, дубина

Средний палеолит: скребок, копьё, нож

Верхний палеолит: гарпун, шило, игла с ушком

Наконечники и лезвия – вкладыши из кремниевых пластинок. Лк и стрелы, рыболовный крючок, праща

Занятия

Охота, собирательство, рыболовство, мотыжное земледелие, скотоводство, ткачество, гончарство

Задание № 3

решить творческие задачи:

- Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древние люди?

- Древние люди научились строить исскуственные жилища. Одно из таких жилищ было обнаружено на Ильской стоянке. Найденное помещение покоилось на прочном основании, состоявшем из каменных плит. Внутри жилища и рядом с ним имелись очаги, со всех сторон обложенные камнями. Вблизи находилась мастерская по обработке камня. О чем это свидетельствует.

Задание № 4

Решить кроссворд «наоборот» - составить задания к уже заполненному кроссворду:

Задание № 5

Найти  и подчеркнуть  ошибки в терминах, написать правильный ответ по образцу:

Археология – наука, изучающая традиции людей   по вещественным памятникам историческое прошлое.

Культурный слой – слой земли, сохранивший останки вымерших животных.       

-более миллиона лет назад «человека умелого» сменил питекантроп - «южная обезьяна».

-энеолит – период  средне – каменного века

- в среднем палеолите у древних людей появились зачатки человеческого стада

Задание № 6

Ответить на вопросы Почемучки.

Почему:

 - история первобытности делится на три эпохи?

 - в позднем палеолите счёт родства строился по материнской линии?                                     

- изобретение первых «механизмов» относится к периоду мезолита?

 - использование меди способствовало развитию земледелия   и   скотоводства?

 - древние люди уделяли большое значение ритуалу захоронения?



Предварительный просмотр:

Тема: «Кубань в эпоху средневековья» (3 часа)

Урок 11.  Тема. Великая Булгария. Аварский каганат.

Цель.

Познакомить учащихся с племенами болгар и аваров на Северном Кавказе.

Задачи.

1.Обучающая: познакомит учащихся с жизнью булгар и аваров на территории Северного Кавказа.

2.Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная: воспитывать уважение к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.

Исторические личности:  хан Кубрат

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

2. Атлас "История Кубани".

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный.

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

1. Племена болгар на Северном Кавказе.

2. Авары в степях Предкавказья

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

VI. Домашнее задние.

  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
  1. Актуализация опорных знаний по теме «Военные походы гуннов».

Проверка домашнего задания.

 Ответить  на вопрос № 5 стр.

Стадия вызова. Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы.

1 шаг.

 На доске написаны слова: племена, болгары, авары.

Дать устный ответ на вопрос: 

- какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите эти слова?

2 шаг.

Составить  рассказ  (3-4 предложения), используя слова, записанные на доске.

3 шаг.

Инициация учащихся через постановку проблемного вопроса: 

- достаточно ли нам полученных  знаний о племенах болгар и авар, или  хотелось  бы узнать  о данных племенах побольше?

II.  Фаза урока  ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Непосредственный контакт  с новой информацией.

Деятельность учителя:

-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;

-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Учитель. Великая Булгария - государственное образование, созданное булгарами, издавна занимавшими Приазовские степи и Таманский полуостров. Их вождь Кубрат в 635 г., после освобождения из-под власти тюрок и победоносного восстания против ига авар, возглавил самостоятельное объединение - Великую Булгарию. Он принадлежал к роду Дуло, боровшемуся еще в Тюркютском каганате с правящим родом Ашина. Кубрат вырос при царском дворе в Константинополе, где в юности был крещен. С византийским императором его связывала тесная дружба. Заключив с ним союз, Кубрат получил от ромеев богатые дары и титул патрикия.

В 40-х годах VII в. после смерти Кубрата созданное им объединение распалось. Старший сын Кубрата Баян остался на родине. Второй сын Котраг переправился через Танаис и "поселился напротив" Баяна. Трое сыновей Кубрата ушли на запад. Один из них - Аспарух - осел на Дунае и основал Дунайскую Болгарию. Двое других оказались в Паннонии и Италии. Еще одна группа болгар откочевала на Волгу, положив начало Волжской Булгарии.

1 шаг.

Задание № 1

Используя текст параграфа стр. 57-58 и словарь учебника отгадать понятие и дать им определения:

а

р

й

т

г

ф

Ответы: патрикий, этнография

2 шаг. Работа с текстом учебника на  стр. 58 «Авары в степях Предкавказья» с использованием приёма «Инсерт» (маркировка текста) и делаются записи. Предварительно в тетради оформляется таблица.

 Задание № 2

То, что совпало с моими представлениями (V)

Новое содержание   (+)

Непонятно  (?)

Вызывает сомнение  (!)

Задание № 3

Ответить на вопрос от Почемучки.

Почему Аварский каганат распался?

III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.                                                                                                                                                       Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Рефлексия содержания учебного материала.

Задание № 4

Метод: «Толстые и тонкие вопросы» (Толстый вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?. Тонкий вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?).

Составить 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока

Толстые?

Тонкие?

Саморефлексия учащихся (на выбор учителя, смотри Приложение 2).

VI.  Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: заполнить колонки 3 и 4 Таблицы.  

2. Параграф № 10, стр. 57-58. Стр. 58 вопрос № 3

Задание № 1

Используя текст параграфа стр. 57-58 и словарь учебника отгадать понятие и дать им определения:

а

р

й

т

г

ф

Задание № 2.

Работа с текстом учебника на  стр. 58 «Авары в степях Предкавказья» с использованием приёма «Инсерт» (маркировка текста) и делаются записи. Предварительно в тетради оформляется таблица.

Ответить на вопрос от Почемучки.

Почему Аварский каганат распался?

Задание № 3

Метод: «Толстые и тонкие вопросы» (Толстый вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?. Тонкий вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?).

Составить 3 тонких и толстых вопроса по теме урока

Толстые?

Тонкие?

Задание № 1

Используя текст параграфа стр. 57-58 и словарь учебника отгадать понятие и дать им определения:

а

р

й

т

г

ф

Задание № 2.

Работа с текстом учебника на  стр. 58 «Авары в степях Предкавказья» с использованием приёма «Инсерт» (маркировка текста) и делаются записи. Предварительно в тетради оформляется таблица.

Ответить на вопрос от Почемучки.

Почему Аварский каганат распался?

Задание № 3

Метод: «Толстые и тонкие вопросы» (Толстый вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?. Тонкий вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?).

Составить 3 тонких и толстых вопроса по теме урока

Толстые?

Тонкие?

Тема. Расцвет и падение Хазарского каганата.

Цель.

Познакомить учащихся  с расцветом и падением Хазарского каганата.

Задачи.

1. Обучающая: познакомить учащихся с образованием государств у хазар и рост его могущества, а так же выяснить причины падения Хазарского каганата.

2. Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

3. Воспитательная: способствовать формированию уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

2. Атлас "История Кубани".

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный.

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

  1. Образование государства у хазар и рост его могущества.
  2. Государственная  религия у хазар.
  3. Конец Хазарского каганата.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

VI. Домашнее задние.

  1. Фаза урока ВЫЗОВ.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается учащимися.

Деятельность учителя:

- вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация учащихся;

- мотивация для дальнейшей работы.

1.  Актуализация опорных знаний по теме: «Великая Булгария. Аварский каганат».

Задание № 1

Решить тест, выбрав правильный вариант ответа

  1. Вместе с какими племенами тюркоязычные племена болгар появились на северном Кавказе:

А) готов; Б) гуннов; В) франков; Г) аваров.

2. Расцвет Великой Булгарии пришелся на время правления:

А) Кубрата; Б) Святослава; В) Батбая.

3. В 10 веке кубанские болгары подверглись сильному удару со стороны:

А) татар и чувашей; Б) карачаевцев; В) печенегов и гузов; Г) аваров и гуннов.

Задание № 2

Узнать по описанию, о ком идёт речь.

Он родился ок. 605 и воспитывался при дворе византийского императора. В 632  взошёл на престол, а затем женился в 635 на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия он получил сан патриция.___________________________________(Кубрат)

2. Инициация, формирование ожиданий учащихся. Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного задания и практический выход (конечный результат). В конце учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Какова история образования Хазарского каганата?

- Что способствовало его росту и могуществу?

1 шаг. Приём кластера.

На стадии вызова учащиеся  должны под руководством учителя методом мозгового штурма предположить, что понадобится им для организации изучения данной темы.

Результаты работы записываются в виде кластеров на доске.

Примерный вариант кластера. 

II.  Фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

2 шаг. Работа с учебником. Индивидуальное чтение  материала  на стр. 59-61.

Задание № 3

Заполните таблицу:

Образование государства у хазар

Государственная религия хазар

3 шаг. Проработка содержание пункта «Конец Хазарского каганата»

Материал для учителя.     При всей непрочности внутренней этнополитической структуры Хазарского каганата, когда подвластные ему народы сохраняли «автономию», имея собственных правителей, в современной историографии принято считать, что именно принятие иудаизма, чуждого подавляющему большинству языческого населения Хазарии, привело каганат к кризису, от которого он не смог оправиться. Усобицы в «кочевых империях» были неизбежны и в силу, когда центральная власть не в состоянии была контролировать сепаратистские устремления племенной знати, и в силу внутренней слабости самой этой власти, распрей внутри правящего рода. Русь была главным соперником каганата в Восточной Европе, и Византия использовала это соперничество. Соперничество Хазарии с Русью и Византией, натиск печенегов с запада и узов-огузов с востока, наряду с внутренними распрями, обрекли каганат на гибель. После разгрома Хазарии Святославом хазары еще упоминаются в русских источниках в конце XI в. в принадлежащей Руси Тмутаракани, хороним Хазария еще встречается в византийских документах, обозначающих область Тамани, но сам этнос, господствовавший на протяжении трех столетий на юге Восточной Европы, растворился среди многочисленных народов и этнических групп, некогда входивших в состав каганата. К хазарам иногда стремятся возвести свое происхождение некоторые представители тех народов, которые исповедовали иудаизм: горские евреи (таты) Дагестана и караимы (последователи того течения в иудаизме, которое почитает лишь Библию, но не признает Талмуда), но прямых оснований для этого в источниках нет.

 

III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.                                                                                                                                                      

Рефлексия содержания учебного материала.

Задание № 4

Вставить пропущенные слова

По сведению арабских географов, самым большим городом был ______________(Семендер). Хазары долгое время были_______________(язычниками) и поклонялись ___________(разным богам). К концу 8 века в качестве государственной _____________(религии) в Хазарии утвердился__________(иудаизм). Хазария находилась на перекрестке ___________(важных торговых путей.)

Задание № 5

Составить мини – рассказ  (4-5 предложений) по картине

Ответить на вопросы, заданные вначале урока:

- Какова история образования Хазарского каганата?

- Что способствовало его росту и могуществу?

Саморефлексия учащихся (на выбор учителя, смотри Приложение 2).

VI.  Домашнее задание.

 Параграф № 11, стр. 59-63

Выполнить задание № 5,стр. 63(составить рассказ о путешествии русских купцов в Итиль).

Задание № 1

Решить тест, выбрав правильный вариант ответа

  1. Вместе с какими племенами тюркоязычные племена болгар появились на северном Кавказе:

А) готов; Б) гуннов; В) франков; Г) аваров.

2. Расцвет Великой Булгарии пришелся на время правления:

А) Кубрата; Б) Святослава; В) Батбая.

3. В 10 веке кубанские болгары подверглись сильному удару со стороны:

А) татар и чувашей; Б) карачаевцев; В) печенегов и гузов; Г) аваров и гуннов.

Задание № 2

Составить цепочку событий «Возникновение Хазарского каганата».

Задание № 3

Какие религии исповедовали хазары? Объясни каждое название.

Задание № 4

Вставить пропущенные слова

По сведению арабских географов, самым большим городом был ______________(Семендер). Хазары долгое время были_______________(язычниками) и поклонялись ___________(разным богам). К концу 8 века в качестве государственной _____________(религии) в Хазарии утвердился__________(иудаизм). Хазария находилась на перекрестке ___________(важных торговых путей.)

Задание № 5

Составить мини – рассказ  (4-5 предложений) по картине


Предварительный просмотр: