ИСТОРИЯ. Методическая копилка

Громыко Наталия Александровна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка уроков истории 6 класс по теме:

Средневековый город.

(Программа «Всеобщая история» автор Агибалова Е. В. 2005 год.

 Учебник  «История средних веков» автор Агибалова Е.В.  издательство Просвещение, 2005 год).

Разработчик: Громыко Наталия

Александровна,

учитель истории,

обществознания.

Цель: Формирование у учащихся представления о процессе возникновения средневековых городов, как основы для образования централизованного государства и обеспечить условия для развития исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Задачи:

  1. обеспечить усвоение учебного материала согласно программе и стандартам образования;
  2. формирование ведущих компетенций (аналитические, прогностические, исследовательские, коммуникативные).
  3. обучение учащихся этапам исследовательской работы

Предполагаемый результат:

  1. Учащиеся имеют четкое представление о причинах возникновения средневековых городов, путях их развития, места средневекового города в истории средневековья.
  2. Учащиеся умеют давать оценку фактическим материалам по теме урока.
  3. Учащиеся способны дать анализ своим действиям и действиям своих товарищей.
  4. Учащиеся имеют представление, как ставить проблему, намечать шаги её решения, работать в составе группы, анализировать учебный материал, публично излагать свою точку зрения, вести дискуссию.
  5. Учащиеся осваивают умение работать в режиме исследования.

Форма проведения:

             Комбинированный урок.

Ресурсы:

  1. Учебное пособие: «История средних веков» автор Агибалова Е.В.  издательство Просвещение, 2002 год
  2. Раздаточный материал.
  3. Энциклопедические словари.
  4. Учебная карта «Западная Европа в Х1-Х11 веках».

Урок 1. Возникновение средневековых городов.

Цель: Обеспечить условия для усвоения причин возникновения средневековых городов, формирования исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Выяснить причины и пути возникновения средневекового города в Западной Европе.
  2. Формирование представлений, как планировать работу над поставленной исторической проблемой, отбирать необходимый материал для решения поставленной проблемы.
  3. Формирование умения работать в группе, оценивать деятельность свою и своих товарищей.
  4. Формирование коммуникативных умений.

Оборудование: учебная карта «Западная Европа в Х1-Х11 веках», учебное пособие параграф 13 п. 1,2, раздаточный материал, энциклопедический словарь.

Основные понятия: город, разделение труда.

Домашнее задание: подготовиться к решению теста по параграфу 13, прочитать материал параграфов 13 п. 3-8, 14.

Этапы работы на уроке.

№ п.п.

Этапы работы

Форма работы

Схема

Содержание

1

Вводоно - мотивационный.

10 мин.

Фронтально.

Группа.

Введение в тему, знакомство с этапами работы, определение темы, проблемы, выработка плана действий.

2

Аналитический.

20 мин.

Группа.

Работа с текстом учебника, выполнение групповых заданий, обсуждение, формулирование выводов. Защита результатов работы группы, обсуждение, коррекция результата.

3.

Итоговый. 5 мин.

Фронтально.

Обсуждение выводов урока.

 

4

Рефлексивный. 5 мин.

Индивидуально.

Анализ своей деятельности на уроке.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание работы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Выводы.

1. Вводоно - мотивационный.

10 мин.

Постановка проблемы ко всей теме, разделение её на более мелкие учебные задачи, планирование работы над решением учебной задачи.

1. предлагает в группах расставить карточки «феодальная раздробленность», «город», «централизованное государство» объяснить почему группа расставила карточки в таком порядке.

2. предлагает учащимся определить тему урока.  

3. учитель объявляет проблему для всей темы: «исходя из цепочки, представленной в начале урока средневековый город стал связующим звеном между двумя эпохами. Нам предстоит выяснить почему средневековый город стал основой для образования централизованных государств в Западной Европе в Х1 – Х11 вв. Чтобы решить эту проблему необходимо разбить её на более мелкие вопросы» перлагает учащимся в группах обсудить на какие вопросы можно разбить поставленную проблему и высказать свои предположения.

4. «Сегодня на уроке мы будем выяснять: почему возникли города в Западной Европе в Х1-Х11 веках. Чтобы получить ответ на этот вопрос какие действия необходимо произвести». Предлагает группам составить план работы над решением поставленного вопроса.

1. выполняют задание учителя, обсуждают задание, высказывают свои предположения.

2.  высказывают свои предположения.

3. учащиеся обсуждают в группах задание учителя, высказывают свои предложения.

4. учащиеся обсуждают в группах задание учителя, высказывают свои предложения.

1. цепочка: «феодальная раздробленность», «город», «централизованное государство» город стал связующим звеном между процессом феодальной раздробленности и образованием  централизованного государства.

2. тема урока «Средневековый город».

3. А) Почему возникли города в Западной Европе в Х1-Х11 веках.

Б) Почему города стали центром развития ремесла и торговли.

В) почему города стали центром борьбы с феодалами за свободу.

4. план работы над решением поставленного вопроса:

а) определить источник информации;

б) распределить обязанности в группе по поиску необходимой информации;

в) выбрать необходимую информацию;

зафиксировать результаты работы;

г) сделать выводы.

2.Аналитический.

20 мин.

Работа с источником информации, составление схемы по поставленному вопросу, формулирование ответа на поставленный вопрос.

1. задает задание для работы в группах: «Изучить материал параграфа, составить схему событий, которые привели к возникновению городов. Для помощи использовать инструкцию».

2. наблюдет за работой в группах, советует, корректирует.

3. предлагает дать объяснение новым словам «город», «разделение труда».

4. предлагает выполнить задание на карточке 1.1.

5. проверяет выполнение индивидуальных заданий.

1. учащиеся

обсуждают в группах

задание учителя,

действуют согласно

плана

2. каждая группа

представляет свою

схему, лучшая

оформляется в

тетрадь.

3. . учащиеся

обсуждают в группах

задание учителя,

высказывают

предположения.

4.  учащиеся

обсуждают в группах

задание учителя,

высказывают

предположения.

5. учащиеся, которые

Работали

Индивидуально

Представляют свою

Работу.

1. схема,

 предложенная

 учащимися

 оформляется в

тетрадь.

3. город - поселение

ремесленников и

торговцев

разделение труда –

отделение ремесла

от сельского

 хозяйства, выполнение работы по операциям, разделение обязанностей меду работниками.

3. Итоговый. 5 мин.

Формулирование выводов по поставленному вопросу.

1. предлагает высказать выводы по вопросу: почему возникли города в Западной Европе в Х1-Х11 веках.

1. высказывают свои предположения, обсуждают.

1. вывод: ремесло отделилось от сельского хозяйства, ремесленники получили свободу выбора и не хотели оставаться в феодальной вотчине, поэтому уходили из деревни и образовывали свои поселения.

4. Рефлексивный. 5 мин.

Анализируют чему научились на уроке, что узнали нового. Оценивают свою деятельность и деятельность своих товарищей.

1. предлагает заполнить листы индивидуальной рефлексии и оценочные листы по результатам работы в группе.

1. выполняют задание учителя.

Раздаточный материал

Индивидуальные задания.

  1. составить тест, используя текст параграфа 13 (уровень «4»).
  2. составить кроссворд не менее 10 слов и вопросов к ним, используя текст параграфа 13 (уровень «3»).
  3. составить схему к тексту параграфа 13 (уровень «5»).

Задания для выполнения в группах.

  1. составить цепочку из слов «город», «феодальная раздробленность», «централизованное государство». Объяснить, почему вы поставили слова именно в таком порядке.
  2. вы являетесь летописцем средневекового города. Выберите на карте стр. 106 учебника название, какого либо города, найдите описание этого города в энциклопедическом словаре, составьте рассказ о возникновении города, используя энциклопедию и перевод следующих окончаний европейских городов: Брюгге (бридж) – мост, хафен (гаген) – гавань, честер – лагерь, фурт (форд) – брод, бург – крепость.

 

Как составить схему?

  1. прочитай текст.
  2. выбери ключевые слова, фразы.
  3. расположи ключевые слова или фразы в хронологической, логической последовательности.
  4. представь подготовленный материал в виде одной из схем.

Схемы бывают:

  1. цепочка событий:

  1. графическая схема:

 

  1. опорный конспект: слова или события представляются виде рисунков:

- война

- восстание

- граница             - - - -

- река

- войско  

- правитель, царь

- промышленность  

 

продолжение придумай сам.

Рефлексия.

Вопросы.

Ответы.

Что я делал на уроке?

Что узнал нового?

Как я узнавал новое?

Какой этап урока мне понравился?

Мое ощущение на уроке.

Оценочный лист.

№ п/п

Фамилия,  имя участника группы.

Вид работы.

Итог

 Работа с

источником  информации

Ответы на промежуточные вопросы

Заполнение таблиц составление схем, работа с картой

Формулирование вывод

ов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении, дискуссии

1

2

Урок 2. Город центр ремесла и торговли, центр борьбы с феодалами за свободу.

Цель: Обеспечить условия для усвоения причин  по которым город стал центром ремесла и торговли, и центром борьбы с феодалами за свободу, формирования исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Выяснить пути развития ремесла и торговли в средневековом городе.
  2. Выяснить причины и последствия борьбы жителей городов за свободу с феодалами.
  3. Формирование представлений, как планировать работу над поставленной исторической проблемой, отбирать необходимый материал для решения поставленной проблемы.
  4. Формирование умения работать в группе, оценивать деятельность свою и своих товарищей.
  5. Формирование коммуникативных умений.

Оборудование: учебная карта «Западная Европа в Х1-Х11 веках», учебное пособие параграф 13, 14, раздаточный материал, энциклопедический словарь, учебные картины «Мастерская ремесленника», «Средневековый город».

Основные понятия: мастер, подмастерье, ученик, цех, шедевр, товар, товарное хозяйство, самоуправление.

 Этапы работы на уроке.

№ п.п.

Этапы работы

Форма работы

Схема

Содержание

1

Вводоно - мотивационный.

10 мин.

Фронтально.

Группа.

Введение в тему, знакомство с этапами работы, определение темы, проблемы, выработка плана действий.

2

Аналитический.

20 мин.

Группа.

Работа с текстом учебника, выполнение групповых заданий, обсуждение, формулирование выводов. Защита результатов работы группы, обсуждение, коррекция результата.

3.

Итоговый. 5 мин.

Фронтально.

Обсуждение выводов урока.

 

4.

Рефлексивный. 5 мин.

Индивидуально.

Анализ своей деятельности на уроке.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание работы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Выводы.

1. Вводоно - мотивационный.

10 мин.

Повторение материала прошлого урока,  постановка проблемного вопроса этого урока, составление плана решения поставленного вопроса.

1. для актуализации полученных знаний на прошлом уроке предлагает решить тест.

2. решить карточку №1, из предложенных слов убрать лишние, объяснить свой выбор, назвать тему урока.

3. предлагает вспомнить проблему всей темы, которую решают ребята, вопросы, на которые разбита проблема, план работы над решением вопроса и вывод прошлого урока.

4. учитель объявляет вопрос, который предстоит решить на данном уроке: почему город стал центром ремесла и торговли, и центром борьбы с феодалами за свободу.

1. решают тест индивидуально.

2. выполняют задание учителя, высказывают свои предположения.

3. высказывают свои предположения.

2. из предложенных слов остаются слова: город, мастер, ремесло, деревня, цех, торговля, товарное хозяйство, самоуправление. Эти слова относятся к городу и его жителям.

2.Аналитический.

20 мин.

Работа с источником информации, выполнение заданий в группах, формулирование выводов, разбор новых понятий.

1. предлагает выполнить группам карточки – задания. Подготовить выступления от групп с результатами работы.

2. слушает выступления ребят, вносит свои коррективы, организовывает обсуждение выступления, результаты работы групп записываются в тетрадь.

3. проверяет выполнение индивидуальных заданий.

1. выполняют задания, готовят выступление от группы.

2. выступают с результатами работы, обсуждают выступление.

3. . учащиеся,

которые

Работали

Индивидуально

Представляют свою

Работу.

3. Итоговый.

5 мин.

Подведение итогов работы, формулирование выводов по поставленному в начале урока вопросу.

1. предлагает ребятам подумать над выводами к поставленному в начале урока проблемному вопросу.

2. организует обсуждение предложенных выводов.

1. формулируют вывод и высказывают предположения.

2. обсуждают предложенные выводы, выбирают лучший вариант.

2. вывод по поставленному в начале урока вопросу: развитие ремесла и торговли привело к возникновению товарного хозяйства, которое процветало в городах. Развитию товарного хозяйства мешало феодальное землевладение и раздробленность. Необходима была свобода передвижения и предпринимательства. Ограничить произвол феодалов могла только сильная королевская власть и централизованное государство.

4. Итоговый.

 5 мин.

Проведение рефлексии, заполнение оценочных листов по результатам работы группы.

1. предлагает заполнить таблицы рефлексии и оценочные листы.

1. выполняют задание учителя.

Раздаточный материал

Решить тест.

  1. Чем объяснить рост урожаев в сельском хозяйстве в Западной Европе в Х1

      веке?

а) усилением эксплуатации; б) улучшением орудий труда; в) развитием торговли.

2. К чему привели успехи в сельском хозяйстве в Западной Европе в Х1 веке?

а) выделению ремесла из сельского хозяйства; б) увеличению числа зажиточных

крестьян; в) закабалению большинства свободного населения.

3. Разделение труда – это …

а) выполнение работы по операциям; б) разделение обязанностей между

 работниками; в) верно а и б.

  1. Почему ремесленники убегали от феодалов из своих деревень?

а) слишком тяжелые повинности; б) ремесленнику не нужна земля и он мог

 прокормиться своим ремеслом; в) лень было работать.

  1. Какие последствия имело массовое бегство ремесленников от феодалов?

а) возникновение городов; б) разорение феодалов; в) упадок сельского хозяйства.

Индивидуальные задания.

  1. Составь рассказ, используя слова и текст учебника, параграф 14: город, патриции, бедняки, самоуправление, бюргер, ремесло, торговля, собор, ратуша, мэр, рынок, школа, интеллигенция, кукольники, феодал, свобода, король (уровень «5»).
  2. Прочитать документ на стр. 11 учебника и ответить на вопрос 10 стр. 115 учебника (уровень «4»).
  3. Составить устав цеха пекарей, опираясь на документ на стр. 110 учебника (уровень «3»).

Задания для выполнения в группах.

  1. Уберите из предложенных слов лишнее, объясните свой выбор, определите тему урока: город, мастер, ремесло, деревня, цех, торговля, феод, феодальная раздробленность, товарное хозяйство.

Задание для группы № 1.

Найдите сходства и различия крестьян и горожан используя параграф 14 учебника. Данные запишите в таблицу:

Крестьяне.

Горожане.

Сходства

Различия

Задание для группы № 2.

Используя параграф 13, п. 3 составьте схему городского самоуправления и ответьте на вопросы, используя параграф 14 учебника.

  • Какие слои населения жили в городе?
  • Чем владели эти слои населения?
  • Какое место занимали в управлении городом?
  • Кто был самым главным в городе?
  • Где располагались органы управления города?
  • Какие отношения были у горожан с местным феодалом?
  • Какие отношения были у горожан с королем?

Задание для группы № 3.

Объясните предложенные слова, используя учебник, параграф 13, п. 4,5,7,8: мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, гильдия, Ганза, товар, товарное хозяйство, самоуправление.

Задание для группы № 4.

Заполните таблицу, используя параграф 13 учебника.

ремесленник

купец

подмастерье

ученик

Чем владел?

На кого работал?

Основное занятие?

Что получал за работу?

Трудности в работе?

Дополнительные задания.

  1. Ты средневековый купец. Составь рассказ о своей работе по вопросам. Используй для помощи параграф 13, п. 7,8 учебника
  • В каком городе ты живешь?
  • В какой город отправился на ярмарку?
  • Какой товар повез?
  • Как пролегал твой путь?
  • Какие трудности встретились тебе на пути?
  • Как ты преодолел эти трудности?
  1. Подготовь рассказ о ремесленной мастерской, опираясь на вопросы:
  • Что производит твоя мастерская?
  • Кто в ней работает?
  • Какое оборудование используется в твоей мастерской?
  • Как распределяются обязанности среди работников мастерской?
  • Что получают твои работники за свою работу в мастерской?
  • Где и как ты реализуешь свой товар?
  • Что мастер получает за свою работу?
  • Какие трудности встречаются в работе мастерской?
  • Как ты их преодолеваешь?

Рефлексия.

Вопросы.

Ответы.

Что я делал на уроке?

Что узнал нового?

Как я узнавал новое?

Какой этап урока мне понравился?

Мое ощущение на уроке.

Оценочный лист.

№ п/п

Фамилия,  имя участника группы.

Вид работы.

Итог

 Работа с

источником  информации

Ответы на промежуточные вопросы

Заполнение таблиц составление схем, работа с картой

Формулирование вывод

ов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении, дискуссии

1

2

Урок 3. Повторение и обобщение по теме «Средневековый город».

Цель: Обеспечить условия для усвоения причинно следственных связей и фактического материала по теме, формирования исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Обобщить полученные знания по теме.
  2. Сделать вывод по проблеме, поставленной в начале изучения темы.
  3. Организация контроля за усвоением материала темы.
  4. Формирование умения работать в группе, оценивать деятельность свою и своих товарищей.
  5. Формирование коммуникативных умений.

Оборудование: учебная карта «Западная Европа в Х1-Х11 веках», учебное пособие параграф 13, 14, раздаточный материал.

 Этапы работы на уроке.

№ п.п.

Этапы работы

Форма работы

Схема

Содержание

1

Вводоно - мотивационный.

5мин.

Фронтально.

Формулирование целей урока, знакомство  с этапами работы.

2

Аналитический.

20 мин.

Группа.

Работа с текстом учебника, выполнение групповых заданий, обсуждение, формулирование выводов. Защита результатов работы группы, обсуждение, коррекция результата.

3.

Итоговый. 5 мин.

Фронтально.

Обсуждение выводов урока.

 

4.

Рефлексивный. 10 мин.

Индивидуально.

Анализ своей деятельности на уроке, написание контрольного теста.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание работы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Выводы.

1. Вводоно - мотивационный.

5мин.

Постановка целей урока, знакомство с этапами урока, постановка задач на урок.

1. напоминает главную проблему всей темы, предлагает вспомнить вопросы, над которыми работали на уроках, и деятельность, которую производили на уроках.

1.ребята вспоминают над какими вопросами работали и что делали на уроках.

2.Аналитический.

20 мин.

Выполнение заданий, обсуждение результатов работы, формулирование выводов.

1. предлагает учащимся выполнить задания – карточки в группах.

2. слушает выступления ребят, вносит коррективы.

3. предлагает изобразить выводы прошлых уроков в виде схемы и объяснить её.

1.выполняют задание учителя, готовят выступление от группы.

2. выступают с результатами своей работы, фиксируют их в тетрадь.

3. выполняют задание учителя, выступают с результатами работы.

3. Итоговый.

5 мин.

Подведение итогов темы, формулирование выводов по главной проблеме всей темы.

1. предлагает в группах сформулировать ответ на поставленную вначале изучения темы проблему.

1. выполняют задание учителя, выступают с результатами работы.

1. развитие городов разрушило основы феодальной раздробленности: натуральное хозяйство, зависимое положение бедных слоев населения, неограниченную власть феодалов в своих владениях, и создало основы для образования централизованных государств.

4. Рефлексивный. 10 мин.

Анализ своей деятельности на уроке, написание контрольного теста.

1.предлагает выполнить контрольный тест, и заполнить таблицу рефлексии.

1.выполняют задание учителя

Раздаточный материал

Каточки для работы в группах.

Задание для группы № 1.

Выберите из предложенных слов основные черты феодальной раздробленности и города: натуральное хозяйство, ремесло, товар, феодальное землевладение, товарное хозяйство, самоуправление, повинности, зависимость, свобода. Данные оформите в виде таблицы.

Феодальная раздробленность

Город.

Объясните свой выбор.

Задание для группы № 2.

Вспомните выводы прошлых уроков, и их доказательства.

Задание для группы № 3.

Сложите предложенные слова в виде схемы, объясните свой выбор, приведите  доказательства: город, феодальная раздробленность, централизованное государство. Объясните свой выбор, докажите его.

Задание для группы № 4.

Составьте цепочку из предложенных процессов по порядку их протекания, следования:

  • Повышение производительности труда в сельском хозяйстве;
  • Образование цехов;
  • Борьба с феодалами за свободу;
  • Отделение ремесла от сельского хозяйства;
  • Возникновение городов;
  • Развитие товарного хозяйства.

Контрольный тест.

1. Ремесло отделилось от сельского хозяйства потому, что…

а) ремесленники разбогатели; б) в сельском хозяйстве возросла

 производительность труда и часть людей могли освоить другие занятия;

в) король призвал ремесленников не заниматься земледелием.

2. Разделение труда – это …

а) выполнение работы по операциям; б) разделение обязанностей между

 работниками; в) верно а и б.

3. Почему ремесленники убегали от феодалов из своих деревень?

а) слишком тяжелые повинности; б) ремесленнику не нужна земля и он мог

 прокормиться своим ремеслом; в) лень было работать.

  1. Какие последствия имело массовое бегство ремесленников от феодалов?

а) возникновение городов; б) разорение феодалов; в) упадок хозяйства.

5. Убрать лишнее.

а) город; б) мастер; в) цех; г) феод.

6. Убрать лишнее.

а) мастер; б) подмастерье; в) ученик; г) меняла.

7. Города в средневековой Европе возникли потому, что …

а) ремесло отделилось от сельского хозяйства; б) феодалы строили города; в) король дол такое распоряжение.

8. Поставьте события в хронологическом порядке.

а) образование цехов; б) борьба городов с феодалами за свободу; в) отделение ремесла от сельского хозяйства; г) возникновение городов; д) развитие товарного хозяйства.

9. Убрать лишнее.

а) бюргер; б) патриции; в) ремесленники; г) плебс (беднота); д) крестьяне.

10. К феодальной раздробленности не относится:

а) феодальное землевладение; б) повинности; в) натуральное хозяйство; г) самоуправление.

11. К развитию городов не относится:

а) товарное хозяйство, б) ремесло, в) самоуправление, г) зависимость.

12. Города стали центром ремесла и торговли потому, что …

а) стало развиваться товарное хозяйство, б) феодалам это было выгодно; в) король издал такой указ.

13. Города стали центром борьбы с феодалами за свободу потому, что …

а) это было выгодно всем слоям населения Западной Европы; б) для развития товарного хозяйства необходима была свобода выбора; в) города сами хотели стать феодалами.

14. Города стали основой для развития централизованных государств в Западной Европе, потому, что …

а) города стали столицами этих государств; б) так захотели сами горожане; в) города разрушили основы феодальной раздробленнсти.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средневековый город

Слайд 2

Урок № 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ

Слайд 3

Задание: расставьте карточки по порядку и объясните свой выбор «феодальная раздробленность», «город», «централизованное государство»

Слайд 4

Тематическая проблема Выяснить, почему средневековый город стал основой для образования централизованных государств в Западной Европе в Х1 – Х11 вв.

Слайд 5

Проблема урока № 1 Почему возникли города в Западной Европе в Х1-Х11 веках.

Слайд 6

Проблема урока № 1 Как и почему появились средневековые города?

Слайд 7

Где появились города? На месте старых античных городов: Лондиний – Лондон, Агриппина - Кёльн, Лютеция- Париж, Базилиа – Базель.

Слайд 8

Задание: определите историю происхождение следующих городов Магдебург, Люксембург, Аугсбург, Эдинбург.

Слайд 9

Оксфорд Франкфурт

Слайд 10

Брюгге Кембридж

Слайд 11

Ньюкасл, Кастельон.

Слайд 12

Вывод: ремесло отделилось от сельского хозяйства, ремесленники получили свободу выбора и не хотели оставаться в феодальной вотчине, поэтому уходили из деревни и образовывали свои поселения.

Слайд 13

Урок № 2 Город центр ремесла и торговли. Центр борьбы с феодалами за свободу.

Слайд 14

Задание: уберите из предложенных слов лишнее, объясните свой выбор город, мастер, ремесло, деревня, цех, торговля, феод, феодальная раздробленность, товарное хозяйство.

Слайд 15

Тематическая проблема Выяснить, почему средневековый город стал основой для образования централизованных государств в Западной Европе в Х1 – Х11 вв.

Слайд 16

Вывод урока № 1: ремесло отделилось от сельского хозяйства, ремесленники получили свободу выбора и не хотели оставаться в феодальной вотчине, поэтому уходили из деревни и образовывали свои поселения.

Слайд 17

Проблема урока № 2 почему город стал центром ремесла и торговли, и центром борьбы с феодалами за свободу.

Слайд 18

Средневековый город – центр ремесла и торговли

Слайд 19

Городское самоуправление. Бургомистр(мэр). Городской совет. Магистрат. Высший орган власти в городах-коммунах. Налоги Казна Законы Суд Войско

Слайд 20

Борьба городов с феодальными сеньорами. Ограничение прав сеньора. Борьба за самоуправление. Выкуп горожанами вольности. Восстание горожан против феодала.

Слайд 21

Ратуши.

Слайд 22

Улицы средневекового города.

Слайд 23

Вывод к уроку № 2 Развитие ремесла и торговли привело к возникновению товарного хозяйства, которое процветало в городах. Развитию товарного хозяйства мешало феодальное землевладение и раздробленность. Необходима была свобода передвижения и предпринимательства. Ограничить произвол феодалов могла только сильная королевская власть и централизованное государство.

Слайд 24

Урок № 3 Средневековый город

Слайд 25

Тематическая проблема Выяснить, почему средневековый город стал основой для образования централизованных государств в Западной Европе в Х1 – Х11 вв.

Слайд 26

Вывод: развитие городов разрушило основы феодальной раздробленности: натуральное хозяйство, зависимое положение бедных слоев населения, неограниченную власть феодалов в своих владениях, и создало основы для образования централизованных государств.



Предварительный просмотр:

Содержание.

а) Инструкции по организации

     работы в группе………………………..…...стр. 3

б) Инструкции для организации

     работы с содержанием учебника,

     источниками………………………………...стр.9

в) Инструкции для организации

          творческой деятельности учащихся…………стр.11

г) Универсальные дидактические

    задания………………………………………..стр.19

а) Инструкции по организации работы в группе.

Правила поведения во время работы в команде.

  1. Слушай своих товарищей, не перебивая.
  2. Помогай работать команде. От твоего участия зависит оценка всех членов команды.
  3. «Один за всех и все за одного». От того, как работает каждый, зависит оценка всех членов команды.
  4. Во время работы в команде разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим командам работать.
  5. Не балуйся, не кричи. Ты мешаешь работать окружающим и получить хорошую оценку.
  6. Будь вежливым со своими товарищами. Не оскорбляй их.
  7. Не выкрикивай во время выступления твоего товарища. Если хочешь что-то сказать, подними руку.

Старший команды.

1. Распределяет обязанности между членами группы.

2. Руководит выполнением задания и обсуждением.

3. Помогает членам группы в выполнении задания.

4. следит за дисциплиной в команде.

5. Назначает выступающего.

Хранитель времени 

  1. следит за временем работы группы;
  2. участвует в работе группы;

Эксперты (1 – 2чел.).

  1. подбирают материалы;
  2. анализируют материалы;
  3. отбирают информацию для презентации;
  4. готовят докладчика;

Секретарь.

  1. фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы;
  2. участвует в создании слайдовой презентации;

Правила ведения дискуссии.

  1. Высказывай свое мнение открыто, без стеснения.
  2. Говори четко по существу вопроса.
  3. Избегай лишних слов и информации.
  4. Доказывай свои слова примерами из жизни и истории.
  5. Выслушай своего оппонента до конца, не перебивая.
  6. Ты высказался, дай высказаться другим.
  7. Уважай мнение оппонента.
  8. если возникает спор, говори спокойно аргументировано.
  9. Кричать, перебивать оппонента, оскорблять нельзя.

10.Установи время выступлений на дискуссии, чтобы каждый мог высказать свое мнение.

11. Постарайся придти к общему мнению на дискуссии со своими оппонентами.  

Правила выступления группы

  1. Представиться, внятно назвать себя (Меня зовут…).
  2. Кратко пояснить, о чём вы будете говорить («Тема моего выступления…» или «Я хочу рассказать о…).
  3. Говорить по существу, не отклоняться от темы.
  4. Рассказ должен соответствовать слайдовой презентации (дополнять, комментировать…).
  5. Стараться приводить интересные факты, примеры.
  6. Говорить достаточно громко, но не кричать.
  7. Стараться говорить, а не читать (в крайнем случае, обращаться к слайду)
  8. Речь должна быть правильной и чистой.

Как оценивать работу членов команды.

1.Работа с источником информации.

- оценка «5» ставится, когда ученик сам определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию без посторонней помощи, помогает своим товарищам найти необходимую информацию в тексте источника, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставиться, когда ученик по подсказке определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться, когда ученик читает указанный ему текст, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или своих товарищей, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

2. Ответы на вопросы.

-оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно нашел ответ на поставленный вопрос, предложил свой ответ товарищам, доказал его и с предложенным ответом согласились большинство членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставиться, когда ученик с помощью товарищей или учителя нашел ответ на поставленный вопрос и предложил его своим товарищам, но не смог доказать правильность своего ответа на вопрос, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться, когда ученик при помощи своих товарищей или учителя искал ответ на вопрос в источнике, но не смог предложить своих вариантов ответа, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

3. Заполнение таблиц, составление схем, работа с картой.

- оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно определил источники, которые необходимы для выполнения задания, нашел необходимую информацию в источнике, доказал товарищам правильность своей версии, заполнял  таблицу или карту, составлял схему, помогал своим товарищам работать с источником информации, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставится, когда ученик с помощью товарищей или учителя определил источник информации, нашел необходимую информацию в источнике, предложил её товарищам, но не смог доказать, выдвигал версии при заполнении таблицы или карты, предлагал свои версии при составлении схемы, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться, когда ученик работал с источником информации при помощи товарищей или учителя, принимал участие в заполнении таблицы, карты, схемы, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

4. Формулирование выводов и доказательств.

- оценка «5» ставиться, когда ученик делает выводы,  доказывает выводы с помощью источника информации, приводит примеры, факты в качестве доказательства своего вывода, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставится ученику, когда ученик попытался сделать вывод, но не смог его доказать, предлагал  факты и примеры для доказательства других выводов, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться ученику, когда он предлагал примеры и факты для доказательства выводов принятых командой, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

  1. Выступление с результатами работы группы.

- оценка «5» ставиться ученику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.

- оценка «4» ставится ученику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.

- оценка «3» ставится ученику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.

  1. Участие в обсуждении или дискуссии.

- оценка «5» ставится ученику, когда он активно принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли по обсуждаемому вопросу, приводит примеры и факты в качестве доказательства своих выводов, соблюдает правила ведения дискуссии.

- оценка «4» ставится ученику, когда он принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли, но не приводит примеров и фактов в качестве доказательства, соблюдает правила ведения дискуссии.

- оценка «3» ставиться ученику, когда он иногда высказывает свои мысли во время обсуждения или дискуссии, не приводит примеров и фактов качестве доказательства или нарушает правила ведения дискуссии

Оценочный лист.

№ п/п

Фамилия,  имя участника группы.

Вид работы.

Итог

 Работа с

источником  информации

Ответы на промежуточные вопросы

Заполнение таблиц составление схем, работа с картой

Формулирование вывод

ов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении, дискуссии

1

2

Оценка работы в паре.

Этапы и критерии оценивания

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

  1. Организационный:

-распределение ролей в группе;

-участие в составлении плана действий группы;

-выдвижение гипотез;

2. Поисково-исследовательский:

-участие в сборе информации;

-работа с информацией:

а) отвечал на вопросы по карточке;

б) составлял вопросы;

в) формулировал выводы;

г) участвовал в составлении плана устного сообщения;

д) участвовал в создании слайдов;

 

3. Презентация результатов исследования:

-участие в публичном выступлении;

-задавал вопросы слушателям;

-отвечал на вопросы учителя, уч-ся;

-готовность идти на контакт, договариваться.

«+» - активное участие в работе группы;

«-« - отказ от работы;

«0» - безразличие (нет своей позиции).

План рецензии ответа.

  1. Правильность, полнота, точность ответа (выбери нужное).

 Я считаю, что ответ был:

  • Полным;
  • Недостаточно полным и требует дополнения;
  • Очень кратким и неполным.

      Отвечающий при ответе:

  • Опирался на то, что услышал на уроке;
  • Использовал материалы параграфа учебника;
  • Использовал дополнительную информацию из других источников.

При ответе я обнаружил следующие ошибки (указать какие).

  1. Последовательность изложения материала, знание карты, хронологии событий.

 При рассказе отвечающий:

  • Не путался, говорил последовательно;
  • Рассказывал материал расставив даты по порядку;
  • Постоянно путался, переставлял факты не в той последовательности в какой они идут.

  При ответе были использованы:

  • Карта
  • Картины.
  1. Выводы, правильно ли они сделаны.

 Отвечающий:

  • Сделал вывод и подвел итог рассказу;
  • Не сделал вывод и не подвел итог рассказу.
  1. Эмоциональность.

 Рассказ отвечающего был:

  • Интересный и эмоциональный. Его было очень интересно слушать;
  • Сухой и односложный, без эмоций;
  • Не интересный.
  1. Дополнения.

 К ответу я хочу добавить…

6. Оценка.

Моя оценка – это …

б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками.

Как готовиться к уроку истории.

  1. Прочитай задание целиком, не стремясь запомнить содержание, а только понять.
  2. Найди на карте географические названия.
  3. Определи словами их расположение.
  4. Рассмотри в учебнике рисунки и схемы.
  5. Подготовь ответы на вопросы в конце параграфа, найди объяснение непонятных слов.
  6. Расскажи заданный параграф.

 

Как описывать сословия (классы).

  1. Какой собственность владела данная группа людей?

- средства производства

- движимое имущество

- недвижимое имущество

  1. Кто работал на данную группу людей (или на кого работала данная группа людей)?
  1. Какую роль данная группа людей играла в управлении государством?

- в каких органах государственной власти принимали участие

- куда избирались

- в чьих интересах издавались государственные законы

  1. Сделай выводы о положении данной группы людей.

Как описывать государственное устройство.

  1. Кому принадлежала высшая власть в государстве?
  2. Кому принадлежала власть на местах?
  3. Кто вершил суд?
  4. Из кого состоит войско?
  5. Кому принадлежало право объявлять и вести войну, заключать мирные договоры?
  6. Кто издавал законы?
  7. Кто устанавливал и собирал налоги?
  8. Чьи интересы защищало государство?
  9. Сделай вывод о государственном правлении и государственном устройстве.

Как описывать государственного деятеля.

  1. Внешность.

- черты лица, глаза, волосы, рот

- описание фигуры, рост

- привлекательная внешность или нет

  1. Личные качества.

- черты характера

- волевые качества

- мировоззрение, взгляды на жизнь и государство

- отношение к людям, культуре, религии

- образование

  1. Какие цели ставил в свей деятельности?
  2. Насколько личные качества соответствовали выполнению поставленных целей?
  3. Интересы какого класса (сословия) защищал?
  4. Какие средства использовал для достижения целей?
  5. Каких результатов добился?
  6. Дай оценку историческому деятелю.

Как описывать военные и революционные действия.

  1. Причины.
  2. Повод.
  3. Характер.
  4. Состав воюющих.
  5. Предводители.
  6. Требования, программы, военные планы.
  7. Ход событий:

Дата.

Событие.

Результат.

  1. Итог событий.
  2. Последствия событий.
  3.  Причины поражения или победы.

в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся.

 

Как составить конспект.

  1. Включай в конспект план, тезисы, цитаты и другие виды записей.
  2. Сначала изучи текст, сокращенно запиши основные мысли.
  3. В основу конспекта положи план. Запиши краткие ответы на вопросы плана, используй заголовки и подзаголовки текста, выделяй определения, подчеркивай основные положения.
  4. На полях конспекта записываются дополнительные сведения.

Цитирование.

Цитата должна быть точной, полно отражать главные мысли законченной части текста и иметь связь с вашей общей мыслью.

Как высказать свою точку зрения.

  1. Позиция: в чем заключается ваша точка зрения.

«Я считаю, что …»

  1. Обоснование: на чем основывается ваша позиция, доводы в её поддержку.

« Потому, что …»

  1. Пример: приведи факты, иллюстрирующие твои доводы.

« Например …»

  1. Следствие: вывод.

«Поэтому …»

Как работать с текстом  или с документом.

  1. Причины и обстоятельства появления документа.
  2. Время издания документа.
  3. Автор документа.
  4. Влияние этого документа на исторический процесс.
  5. Содержащаяся идеология.
  6. Фактический материал.
  7. Расставь вопросы к тексту.
  8. Выпиши незнакомые термины.
  9. Проанализируй содержание следующим способом:
  • знакомо « +»
  • незнакомо «-«
  • уточнить «?»
  • интересно «!»
  • очень важно « NB»

Как написать эссе.

  1. Прочитай высказывание и соотнеси его с областью знаний в контексте которых приведено данное высказывание.
  2. Выяви сущность проблемы: определи основную мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть.
  3. Раскрой, на какие особенности социального (исторического) явления указывает автор.
  4. Наметь линии, аспекты по которым предполагаешь раскрывать проблему, указанную автором высказывания.
  5. Сформулируй основные положения (тезисы) своего эссе.
  6. Подбери понятия и термины, которые помогают раскрыть проблему.
  7. Продумай возможные варианты ответа, подбери аргументы, примеры, доказательства своей точки зрения.

Как оформить реферат.

1. Реферат выполняется на листах формата А-4.

  1. Объем реферата – 12 страниц рукописного текста (6 стр. печатного).
  2. Текст пишется с одной стороны страницы.
  3. На страницах необходимо оставлять поля – 1,5 см. слева и 0,5 см. справа.
  4. Если в тексте приводиться цитата, выделенная кавычками, необходимо рядом в круглых скобках указать автора и источник цитаты. Например: «Учиться, учиться.» ( В.И.Ленин. Речь на V съезде молодежи. М. «Политиздат». 1989.)
  5. Реферат должен включать в себя: план, список литературы.
  6. Список литературы включает в себя перечисление использованных в реферате произведений, монографий, статей и т.д. Литература оформляется в алфавитном порядке следующим образом:
  • Долуцкий И.И. Отечественная история. М., Мнемозина, 1999г.
  • Косулина Л.К. История России ХХ век. М., Просвещение, 1998г.
  1. Особо ценится наличие в реферате иллюстраций, карт, таблиц, диаграмм, краеведческого материала. Это дополнительный материал, который оформляется дополнительно к объему реферата.
  2.  Титульный лист оформляется следующим образом:

           

Преображенская общеобразовательная школа.

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ.

Выполнила: Атясова Н., 9 б класс.

Руководитель: Громыко Н.А.

п. Преображенский – 2002г.

  1. Реферат скрепляется слева скрепкой, стиплером, шнурком.

Как составить схему?

  1. прочитай текст.
  2. выбери ключевые слова, фразы.
  3. расположи ключевые слова или фразы в хронологической, логической последовательности.
  4. представь подготовленный материал в виде одной из схем.

Схемы бывают:

  1. цепочка событий:

  1. графическая схема:

 

  1. опорный конспект: слова или события представляются виде рисунков:

- война

- восстание

- граница             - - - -

- река

- войско  

- правитель, царь

- промышленность  

 

Придумай свои обозначения.

Как работать над проектом.

Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.

  1. Актуализация проблемы.
  • Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.
  • Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:

- почему

- с какой целью

- в каком случае

- вследствие чего

- как доказать, что

- чем объяснить, что

  • Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.
  • Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.
  1. Анализ ситуации.
  • Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.
  • Опиши эти ситуации.
  • Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.
  • Можно провести социологическое исследование по выдвинутой проблеме, опросив окружающих людей.
  1. Целеполагание.
  • Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему.
  • Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.
  • Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.
  1. Стратегия реализации.
  • Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.

         

№ п.п.

Что сделать

Когда

Кто отвечает

Что нужно

  1. Опиши конкретные планируемые результаты проекта.
  • Кому станет лучше после реализации проекта.
  • Какие вещи будут изготовлены, построены.
  • Какие материалы будут собраны и.т.д.

г) Универсальные дидактические задания.

  1. Заполнить таблицу. Какие особенности природы могли породить указанные особенности экономики?

Особенности экономики

Особенности природы

1 осушение болот

2. строительство осушительных каналов

3. развитие ремесла

4. строительство оросительных каналов

5. развитие торговли

6. строительство шадуфов

  1. Заполнить таблицу. Какие особенности экономики могли возникнуть из указанных особенностей природы?

Особенности природы

Особенности экономики.

  1. наличие большой полноводной реки
  2. регулярные разливы Нила
  3. небольшой участок земли вдоль реки, пригодный для земледелия
  4. впадение реки Нил в Средиземное море
  5. наличие горной гряды
  6. жаркий, засушливый климат
  7. большое количество пустынь

  1. Заполнить таблицу. Выписать в правый столбик природные условия, благоприятные для земледелия, а в левый – не благоприятные для земледелия.

  1.  Первые государства образовались в Египте около 1У тыс. лет до н.э. Что такое государство? Сравните первобытную общину и египетское государство.

Вопросы

Первобытная община

Египет

  1. кто управлял человеческим обществом?
  2. кто помогал верховному правителю?
  3. кто вершил суд?
  4. из кого состояло войско?
  5. чьи интересы защищал правитель?

  1. Заполнить таблицу. Сравни положение представителей различных слоев населения в Египте.

Вопросы

Фараон

Вельможа

Раб

  1. кем являлся?
  2. какой собственностью владел?
  3. каковы основные занятия?
  4. кто на него работал? (на кого работал?
  5. сделай вывод о положении слоев населения в Египте.

  1. Заполнить таблицу. Греческое и персидское войско.

Род войск

Из кого состоял

Роль в сражении

Доля добычи

Греция

Персия

                                                                         

  1. Заполнить таблицу. Сравните школьное обучение в Афинах и Спарте.

Вопросы

Афины

Спарта

  1. кто обучался в школе
  2. со скольки лет начинали ходить в школу
  3. чьи дети ходили в школу
  4. школа был платная
  5. какие школьные предметы изучали
  6. как поддерживалась дисциплина в школе

  1. Заполнить схему. Устройство римской республики

                         

                       

д) Список тем для рефератов и исследований.

История России с древнейших времен.

Сентябрь.

  1. Религиозные верования славян.
  2. Владимир – Ясное Солнышко – государственный деятель и русский святой.
  3. Жизнь и житие Бориса и Глеба.
  4. Жизнь и житие Ярослава Мудрого.

Октябрь.

  1. Жизнь и житие Александра Невского.
  2. Ливонский рыцарский орден.
  3. Чингисхан.
  4. Евпатий Коловрат. Разорение Рязани.
  5. Владимир Мономах.
  6. Славянские Апостолы Кирилл и Мефодий.
  7. Русское ремесленное искусство Х – ХШ вв.

Ноябрь.

  1. Жизнь и жития Сергия Радонежского.
  2. Творчество Андрея Рублева. Искусство русской иконописи.
  3. Особенности русской архитектуры Х –ХШ вв.
  4. Жизнь и жития князя Дмитрия Донского.
  5. Творчество Феофана Грека. Византийские традиции в русской иконописи.
  6. Творчество Дионисия Великого.

Декабрь.

  1. Иван Федоров и книгопечатание на Руси.
  2. Подвижничество юродивых на Руси.
  3. Андрей Дубенской. Основание Красноярска.
  4. Коренное население Сибири до прихода русских.
  5. Ерофей Хабаров. Освоение Дальнего Востока.
  6. Гражданин Минин и князь Пожарский подвиг ради Отечества.
  7. Иван Сусанин. Подвиг гражданина.

 Январь.

  1. Движение раскольников на Руси.
  2. Степан Разин.
  3. Быт и нравы русской деревни XVII в.
  4. Александр Суворов. Его яркие победы.
  5. Адмирал Ушаков – пример воинской доблести.

Февраль.

30.Нравы, привычки и быт русской аристократии XVIII в.

31.Михаил Ломоносов и русская наука.

32.Емельян Пугачев – самозванец или революционер?

33.Фавориты и их роль в эпоху дворцовых переворотов.

34.Сенатор Лопухин и канцлер Бестужев: тайное

     противостояние.

Март.

35.Наполеон Буонопарте – великий француз или тиран.

36.Михаил Кутузов.

37.Герои Отечественной войны 1812 г.

38.Ссылка декабриста Арбузова.

39.Адмирал Нахимов.

40.Художники - передвижники.

Апрель.

41.Героическая оборона Севастополя в русско-турецкой

     войне 1855 – 1856 гг.

42.Основание г. Назарово.

43.Рождение русского терроризма.

44. «Могучая кучка».

45.Сибирский кандальный путь.

История России ХХ век.

Сентябрь:

Быт и нравы российской деревни в начале ХХ века.

С.Ю. Витте – политик, человек.

Последние Романовы.

Русская поэзия начала ХХ века.

Русская живопись начала ХХ века.

Октябрь:

П.А.Столыпин – российский Бисмарк.

Русско-японская война 1904 – 1095 г.г. 

В.И. Ленин – гений или сумасшедший?

Октябрь 1917 г. – оценки и суждения.

Л.Д.Троцкий – великий революционер или предатель?

Гражданская война в красноярском крае.

Ноябрь: 

Батька Махно – бандит или защитник интересов крестьянства?

Крестьяне и советская власть в начале 1920 – х годов.

И.В. Сталин – оценки и суждения.

Коллективизация – страницы истории.

Индустриализация – кто строил промышленность?

Культура 1920 – 1930 г.г. – рождение новой жизни.

Декабрь:

Репрессии 1930 – х годов – великая чистка или геноцид против народов.

Архипелаг ГУЛАГ.

Вооруженные силы СССР в конце 1930 – х – начале 1940 – х годов.

Конфликты на восточных рубежах СССР 1939г.

Январь:

Финская компания 1939г.

Они сражались за Родину.

В тылу врага: советские разведчики во время ВОВ.

Ядерный взрыв – начало новой эры.

Февраль:

Война в Корее. Советское участие.

Карибский кризис. Мир на гране уничтожения.

Н.С.Хрущев – генеральный секретарь КПСС.

КПСС –история развития.

Март:

Л.И.Брежнев – отец застоя?

Вьетнамская война – противостояние двух держав.

Чехословакия 1968г. – попытка модернизации социализма.

Афганистан – боль русского народа.

Апрель:

Чеченский конфликт – будет ли конец?

Б.Н. Ельцин – реформатор?

Социальное развитие России 1991 – 1999 г.г.

Распад СССР – что дальше?