Конкурсное испытание "Методическая мастерская" конкурс "Учитель года России"

Губкина Светлана Анатольевна

Материалы для конкурсного испытания "Методическая мастерская" конкурс "Учитель года России" 2021 год.

Представлена презентация на тему «Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников»  и пояснительная записка.

или здесь (полная версия) https://disk.yandex.ru/d/FCsQB2GeIRVH6g

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Методическая мастерская»

(конкурс «Учитель года России»)

учителя начальных классов Губкиной Светланы Анатольевны

Пояснительная записка

Я, Губкина Светлана Анатольевна, работаю в МОУ «Ковернинская средняя школа № 1» учителем начальных классов. Квалификационная категория – высшая. Стаж работы в данном учреждении – 33 года. Тема моей работы: «Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, другого определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Сегодня, когда объем знаний удваивается каждые 3-4 года, современному ученику важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить УУД, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаний и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся.  Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов универсальных учебных действий.

Как сформировать универсальные учебные действия? Нельзя научить ребенка общаться, учиться организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с УУД. Необходимо применять формы работы, способствующие формированию этих умений.

Актуальность данного исследования состоит в том, что традиционные формы обучения практически исключают общение учащихся в процессе работы, что отражается на интересе к учёбе, школе, а также на качестве знаний.

Поэтому пары сменного состава, как одна из новых педагогических технологий, являются  средством формирования  коммуникативных УУД в начальных классах и актуальны в настоящее время.

Цель:  обобщение опыта работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников при использовании пар сменного состава.

Задачи педагогической деятельности:

  • изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу;
  • разработать эффективные и оптимальные приемы и методы для развития коммуникативных навыков при работе в парах сменного состава;
  • создать условия для совершенствования межличностных отношений в классе;
  • доказать эффективность и результативность применения работы в парах сменного состава младших школьников на практике.

Ожидаемые результаты: сформировать умение эффективно общаться друг с другом в парах сменного состава, способность младших школьников самостоятельно добывать новые знания.

Развить способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми.

Ведущей педагогической идеей является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством организации пар сменного состава.

Новизна - развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса.

Технология работы пар сменного состава подробно описана в трудах Г.А.Цукерман, А.Г. Ривин, Ш.А. Амонашвили, А.Г.Границкая, М.А.Мкртчян, В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко.

Ведущие психологи и педагоги предлагают разделить детей на малые группы (по 4-5 чел.).  Соединяя детей в микрогруппы, мы даем им, по словам Г.А.Цукерман, почву, на которой вырастает спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди  равных себе. Сотрудничество – содействие друг другу, партнерство по взаимодействию.

По словам С.Л.Рубинштейна: «В процессе сотрудничества способности и возможности учащихся проявляются наиболее полно, достигая качественно нового уровня развития».

Основными формами коллективного обучения являются:

Статистическая пара – это совместно работающие учащиеся, сидящие за одной партой. В связи с тем, что психологическая и эмоциональная обстановка в паре должна быть доброжелательной, формирование пар происходит с учетом пожелания самих учащихся. В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".

Динамическая пара – это совместно работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих трижды партнера. Такой способ формирования пары, в рамках адаптивной системы обучения, является средством адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнеров. Особенностью при организации такой пары является наличие единого задания для всей группы. В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".

Вариационная пара – это совместная работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих партнера поочередно. В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

Деятельностный аспект заключается в следующих компонентах:

  • Формирование и развитие мотивации учащихся
  • Наш девиз: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
  • Включение каждого ученика в активную работу на весь урок
  • Создание условий живого непринужденного общения

Существуют следующие технологические схемы посадки ПСС, которые можно  применять, работая по данной технологии: «ручеек», «квадрат», «круглый стол», «посадка через уголок», буквой «П», «бабочкой», «стрела».

При расстановке парт для работы в ПСС развиваются когнитивные функции (внимание, память, мышление), коммуникативные (взаимодействие друг с другом, взаимовыручка), умение договариваться.

Смена обстановки способствует развитию мотивации (интерес у детей к обучению, новизна – эффект праздничного настроения), что ведет к лучшему восприятию учебного материала. Обучающиеся учатся работать не только в ПСС, но и учатся самодисциплине, самостоятельности.

При таких посадках ПСС проявляется контакт не только визуальный (смотреть), но и тактильный (потрогать, почувствовать), что ведет к снятию напряжения на уроке.

Рассмотрим возможные варианты при посадке пар сменного состава: «Квадрат», «Посадка через уголок», «Деление на рабочие зоны», «Буква П», 

«Бабочка», «Круглый стол», «Стрела».  

Разделение класса на пары  – это важный момент в организации работы: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», «по выбору педагога».  

Основные преимущества технологии пар сменного состава:

  • совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • развиваются навыки мыслительной деятельности, … работа памяти;
  • повышается ответственность и за свои успехи, и за результаты;
  • мобилизуются предшествующий опыт и знания;
  • обеспечивается более прочное усвоение в процессе неоднократного повторения;
  • формируется позитивный микроклимат в детском коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, самих возможностей и способностей.

В 1 классе дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения: "Зеркало", "Разминка пальчиков".

Основные методические приемы, которые используются на уроках в ПСС: раскрась картинку, взаимодиктанты (по М.Г.Булановской), взаимоконтроль (устный, письменный, тестирование, проект, работа по карточкам), полезные упражнения, методика дополнения, игра.

При организации работы в ПСС каждый ученик определяет, кто в данной группе ближе к нему и разворачивается к ближайшему соседу лицом. По сигналу учителя начинает отвечать тот, кто в паре выше (ниже) ростом (первично проговаривает свой ответ в паре «Лицом к лицу»). По сигналу ребят (поднятая правая рука вверх) об окончании работы в паре «лицом к лицу» дети   переходят работать в паре «плечом к плечу». Работа с партнером приносит обоим психологический комфорт, способствует физическому здоровью ученика. Во время работы с партнером работается интересно, продуктивно.

Работа в паре заключается в том, чтобы пара и отдельный ученик озвучили свои представления о произошедшем событии. Парная форма позволяет детям обсуждать, задавать друг другу вопросы именно в зоне их ближайшего развития, при условии,   когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (вопросы, памятки и др.)

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

…чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?  С.Л. Рубинштейн

В ходе рефлексии надо стремиться к тому, чтобы дети не только отмечали сложности, но  и одновременно способы их решения, именно такая рефлексия является конструктивной.  

В нашей программе разработан диагностический инструментарий, который включает в себя диагностики для родителей и детей по каждому классу.

По результатам анкетирования родителей мы видим, что по мнению родителей работа в парах сменного состава на уроках дает положительный и высокий результаты. У детей снизился уровень тревожности и страха во время ответов на уроках,  улучшился психологический климат в классе, дети стали чаще рассказывать родителям об успехах в школе.  

Результативность педагогической деятельности заключается в следующем:

  • созданы условия для работы в парах сменного состава;
  • доказана эффективность использования данной системы;
  • видна положительная динамика развития личности учащихся;
  • результатом нашей совместной работы являются многочисленное участие и победы во всевозможных конкурсах, конференциях и спортивных мероприятиях на школьном, районном и региональном уровнях, Всероссийском уровнях.

По данной теме я выступала на РМО учителей начальных классов, педагогических советах, при защите на высшую категорию, публикации моего опыта можно найти в сети Интернет. А также была создана методическая копилка мероприятий, проведенных совместно с родителями.  Данный опыт работы в парах сменного состава может (ПСС) быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

3. Булыгина Л. О.. О формировании коммуникативной компетенции школьников. Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – с.149.

4. Дьяченко. В.К.. Алгоритмы деятельности учащихся при переходе к КСО. Школьные технологии № 1, 2008.

5. Дьяченко. В.К.. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. Начальная школа №2, 2006.

6. Лебединцев В.Б.. Коллективные учебные занятия как тип учебного процесса. Школьные технологии №1, 2008.

7. Носова И.В.. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'', № 6 – 2004, с. 69

8. Чиханова О.В.. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003, с.36

9. Якиманская И. С. Личностно - ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространстве – М.: Академия, 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное испытание «Методический семинар» Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества. Г.А . Цукерман Работу выполнила: Губкина Светлана Анатольевна учитель начальных классов МОУ «Ковернинская средняя школа №1» Ковернинского района Квалификационная категория высшая Телефон: 89043974957 sv.gubkina@mail.ru

Слайд 2

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника . Актуальность данного исследования состоит в том, что традиционные формы обучения практически исключают общение учащихся в процессе работы, что отражается на интересе к учёбе, школе, а также на качестве знаний . Поэтому пары сменного состава, как одна из новых педагогических технологий, являются средством ф ормирования коммуникативных УУД в начальных классах и актуальны в настоящее время .

Слайд 3

Теоретическое обоснование личного вклада педагога Научно-исследовательская база: Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( А.М.Кондаков , А.А.Кузнецов ); концепция развивающего обучения начального образования ( А.А.Вербицкий , В.В. Давыдов, Л.Н.Занков ); труды известных ученых педагогов – методистов ( Р.Н.Бунеев , Е.В.Бунеева , Л.С. Выготский , Г.А.Цукерман , Н.Ф.Виноградова , Л.С . Выгодский,Д.Б . Эльконин , А.И. Липкина ) ; л ичностно - ориентированное обучение И.С. Якиманская ; системно - деятельностный подход Л.С.Выготский ; парная, индивидуальная работа И.Б.Первин , В.К.Дьяченко . Методические условия: УМК «Планета Знаний»; НИРО, курсы учителей начальных классов Организационно – педагогические условия: открытые уроки, мастер – классы; выступления на секциях ШМО и заседаниях РМО ; работа в творческой группе по внедрению ФГОС в рамках учителей начальных классов Ковернинского района Нижегородской области. Научно-исследовательская база: Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( А.М.Кондаков , А.А.Кузнецов ); концепция развивающего обучения начального образования ( А.А.Вербицкий , В.В. Давыдов, Л.Н.Занков ); труды известных ученых педагогов – методистов ( Р.Н.Бунеев , Е.В.Бунеева , Л.С. Выготский , Г.А.Цукерман , Н.Ф.Виноградова , Л.С . Выгодский,Д.Б . Эльконин , А.И. Липкина ) ; л ичностно - ориентированное обучение И.С. Якиманская ; системно - деятельностный подход Л.С.Выготский ; парная, индивидуальная работа И.Б.Первин , В.К.Дьяченко .

Слайд 4

Цель: обобщение опыта работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников при использовании пар сменного состава. Задачи педагогической деятельности: и зучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу; р азработать эффективные и оптимальные приемы и методы для развития коммуникативных навыков при работе в парах сменного состава; с оздать условия для совершенствования межличностных отношений в классе; д оказать эффективность и результативность применения работы в парах сменного состава младших школьников на практике.

Слайд 5

База исследования Учащиеся 1 , 2, 3, 4 «А» класса МОУ « Ковернинская средняя школа №1» Ковернинского муниципального района Нижегородской области, где обучение ведется по Образовательной системе «Планета Знаний». Сроки исследования: 4 года ( 2017 – 2021)

Слайд 6

Ожидаемые результаты С формировать умение эффективно общаться друг с другом в парах сменного состава, способность младших школьников самостоятельно добывать новые знания . Развить способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми .

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Создание оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством организации пар сменного состава. Новизна Развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса.

Слайд 8

Теоретическое обоснование Технология работы пар сменного состава подробно описана в трудах Г.А.Цукерман , А.Г. Ривин, Ш.А. Амонашвили , А.Г.Границкая , М.А.Мкртчян , В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко . Ведущие психологи и педагоги предлагают разделить детей на малые группы (по 4-5 чел .). Соединяя детей в микрогруппы , мы даем им, по словам Г.А.Цукерман , почву, на которой вырастает спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равных себе. Сотрудничество – содействие друг другу, партнерство по взаимодействию. По словам С.Л.Рубинштейна : «В процессе сотрудничества способности и возможности учащихся проявляются наиболее полно, достигая качественно нового уровня развития».

Слайд 9

Основные формы коллективного обучения с татистическая пара в ариационная пара д инамическая пара

Слайд 10

Формирование и развитие мотивации учащихся Наш девиз: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга! Включение каждого ученика в активную работу на весь урок Создание условий живого непринужденного общения Деятельностный аспект

Слайд 11

Коммуникативное взаимодействие Умение слышать и понимать партнера Согласованность в поиске решений Распределение ролей Результат совместной работы Поддержка друг друга Принятие мнения других Умение договориться ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Планирование работы Организация общения Модель системы формирования пар сменного состава

Слайд 12

Посадка пар сменного состава Существуют следующие технологические схемы посадки ПСС, которые можно применять, работая по данной технологии: «ручеек», «квадрат», «круглый стол», «посадка через уголок», буквой «П», «бабочкой», «стрела». При расстановке парт для работы в ПСС развиваются когнитивные функции (внимание, память, мышление), коммуникативные (взаимодействие друг с другом, взаимовыручка), умение договариваться. Смена обстановки способствует развитию мотивации (интерес у детей к обучению, новизна – эффект праздничного настроения), что ведет к лучшему восприятию учебного материала. Обучающиеся учатся работать не только в ПСС, но и учатся самодисциплине, самостоятельности. При таких посадках ПСС проявляется контакт не только визуальный (смотреть), но и тактильный (потрогать, почувствовать), что ведет к снятию напряжения на уроке.

Слайд 13

«Квадрат» Обучающиеся сидят напротив друг друга, «лицом к лицу», видят глаза партнера, между ними устанавливается эмоциональный контакт «Посадка через уголок» Преодоление психологического барьера, незримых препятствий «Деление на рабочие зоны» При такой посадке ПСС формируется навык работать «у всех на виду», повышается социальный интеллект «Стрела» Каждый обучающийся в течение урока может побывать в роли «лидера - учителя»

Слайд 14

Способы образования пар сменного состава По желанию Случайным образом По определенному признаку По выбору «лидера» По выбору педагога

Слайд 15

Основные преимущества технологии пар сменного состава Совершенствуются навыки логического мышления и понимания Развиваются навыки мыслительной деятельности, … работа памяти Повышается ответственность и за свои успехи, и за результаты Мобилизуются предшествующий опыт и знания Обеспечивается более прочное усвоение в процессе неоднократного повторения Формируется позитивный микроклимат в детском коллективе Формируется адекватная самооценка личности, самих возможностей и способностей

Слайд 16

Установление контакта и настрой на совместную работу Упражнение «Зеркало» Упражнение «Попугай» Упражнение «Разминка пальчиков» Упражнение «Я – УЧИТЕЛЬ!» Прием приветствия

Слайд 17

Методические приемы Взаимные диктанты в парах сменного состава Методика работы по вопросникам. Устное и письменное выполнение упражнения Раскрась картинку Взаимопроверка. Взаимоконтроль Полезные упражнения Чтение. Суммирование в парах сменного состава Взаимообмен заданиями Дополнение Игра

Слайд 18

Правила совместной работы в парах сменного состава Цель: МЫ ВЕЖЛИВОСТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ДОГОВОР КОНТРОЛЬ

Слайд 19

Организация работы в парах сменного состава «Лицом к лицу» «Плечом к плечу» Каждый ученик определяет, кто в данной группе ближе к нему и разворачивается к ближайшему соседу лицом. По сигналу учителя начинает отвечать тот, кто в паре выше (ниже) ростом ( первично проговаривает свой ответ в паре «Лицом к лицу »). По сигналу ребят (поднятая правая рука вверх) об окончании работы в паре «лицом к лицу» дети переходят работать в паре «плечом к плечу ». Работа с партнером приносит обоим психологический комфорт, способствует физическому здоровью ученика. Во время работы с партнером работается интересно, продуктивно.

Слайд 20

Самооценка работы в парах сменного состава (в микрогруппах ) Показатели Всегда Обычно Иногда Никогда 1. Мы проверяли, все ли участ ники группы понимают, что нужно сделать 2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо 3. Мы выясняли то, что было нам непонятно 4. Мы помогали друг другу с тем, чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

Слайд 21

Оценка учащимся собственного участия в работе малой группы Насколько хорошо я работал со своими товарищами? Всегда Обычно Иногда Никогда Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей Я усердно работал над заданием Я высказывал новые идеи Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи Я подбадривал остальных

Слайд 22

Рефлексия Р абота в паре заключается в том, чтобы пара и отдельный ученик озвучили свои представления о произошедшем событии. Парная форма позволяет детям обсуждать, задавать друг другу вопросы имен-но в зоне их ближайшего развития, при условии, когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (вопросы, памятки и др.) Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе по следующему алгоритму: - П1 задаёт свой вопрос ( заранее подготовленный; что делали во время занятия – чему научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата) П2 ; - П2 проговаривает свой ответ и записывает его на листочке, на котором записан вопрос; - П1 и П2 ищут новых партнеров и задают им свои вопросы. Рефлексия завершается по команде учителя . Работая в ПСС, дети используют следующие знаки для рефлексии: «хоровод», «солнышко», «домик», «гора».

Слайд 23

Лист учета пар сменного состава Имя ученика №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 1 Х Х Х 2 Х Х Х 3 Х Х Х 4 Х Х Х 5 Х Х 6 … Х Х Х Х Х Тема: Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено – ставится «крестик». Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания – ставится «галочка».

Слайд 24

Диагностика На протяжении 4 лет обучения отслеживались результаты работы пар сменного состава. В ходе педагогического наблюдения были проведены диагностики: Название диагностики Автор Класс «Рукавичка» Дембо-Рубенштейн 1 Рост учебной мотивации М.Р. Гинзбурга 1, 4 Рост познавательной потребности В.С. Юркевич 2, 4 Рост уровня воспитанности Н.П.Капустина 2 , 3, 4 Мнения учащихся о работе в парах сменного состава 1,4 Мнения родителей о работе учащихся в парах сменного состава 1,4

Слайд 25

Изучение общения со сверстниками в совместной деятельности по методике Г.А.Цукерман «Рукавички» Рост учебной мотивации (методика М.Р. Гизбурга ) Конец 1 класс

Слайд 26

Мнения учащихся о работе в парах сменного состава Мнения родителей о работе в парах сменного состава Рост уровня воспитанности (методика Н.П. Капустина) Рост познавательной потребности (методика В.С. Юркевич)

Слайд 27

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Динамика развития коммуникативных УУД по результатам тестирования

Слайд 28

Транслируемость практических достижений Дата проведения Мероприятия Тема сообщения (доклада, выступления) декабрь 2017 г Педагогический совет Формирование коммуникативных УУД в парах сменного состава август 2018 г Районное методическое объединение учителей начальных классов Формы и методы работы в парах сменного состава ноябрь 2019 г Педагогическое сетевое сообщество infourok.ru Сотрудничество в парах сменного состава август 2020 г Педагогическое сетевое сообщество nsportal.ru Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

Слайд 29

Список литературы 1 . Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ 2. Федеральный государственный образовательный стандарт. 3. Булыгина Л . О.. О формировании коммуникативной компетенции школьников. Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – с.149 . 4. Дьяченко. В.К.. Алгоритмы деятельности учащихся при переходе к КСО. Школьные технологии № 1 , 2008. 5 . Дьяченко . В.К .. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. Начальная школа № 2, 2006 . 6 . Лебединцев В.Б.. Коллективные учебные занятия как тип учебного процесса. Школьные технологии №1, 2008. 7. Носова И.В.. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после '', № 6 – 2004, с. 69 8. Чиханова О.В .. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003, с.36 9 . Якиманская И . С. Личностно - ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространстве – М.: Академия, 2002