03. Самообразование

Тараканова Аксана Александровна

В системе повышаю свой профессиональный уровень посредством участия в очных и дистанционных вебинарах, семинарах, конференциях, форумах и круглых столах. Ежегодно составляю и реализую перспективный план самообразования.

Тема самообразования на 2023-2025 годы: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию на 2022-2023 учебный год46.34 КБ
Файл План по самообразованию на 2023-2024 учебный год49.72 КБ
Файл План по самообразованию на 2024-2025 учебный год49.9 КБ
PDF icon Серия вебинаров «Читательская грамотность» и «Универсальные игровые развивающие практики» 1.91 МБ
PDF icon Серия вебинаров «Практика применения УМК к программе «От рождения до школы»2.57 МБ
PDF icon Вебинар «Финансовая грамотность в дошкольном образовании»1.38 МБ
PDF icon Курс вебинаров «Вопросы развития и воспитания дошкольников» (36 часов)1.25 МБ
PDF icon Вебинар «Как быть востребованным педагогом, обучая детей чтению»864.54 КБ
PDF icon Семинар «Системное развитие программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании»993.63 КБ
PDF icon Семинар «Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и современное дошкольное образование»1.32 МБ
PDF icon Семинар «Особенности взаимодействия психологов и педагогов в образовательной среде»906.95 КБ
PDF icon Семинар «Система ранней помощи: условия успешной адаптации детей к ДОО»357.75 КБ
PDF icon Семинар «Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания патриотизма в условиях реализации ФОП ДО»523.53 КБ
PDF icon Форум «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов РФ719.21 КБ
PDF icon Форум «Воспитатели России»: «Дошкольное воспитание». Новые ориентиры»2.03 МБ
PDF icon V региональный форум «Финансовая грамотность для всех»700.94 КБ
PDF icon Всероссийский форум «Воспитатели России: дошкольное образование Югры – 2024»873.42 КБ
PDF icon Всероссийская конференция «Предметная неделя: подводим итоги учебного года, определяем перспективы»802.58 КБ
PDF icon Научно-методическая конференция «Дошкольное образование во взаимосвязи с обновленными ФГОС начального и общего образования»910.62 КБ
PDF icon Региональная педагогическая конференция «Детский сад – 2023. Траектория развития в современных условиях»695.37 КБ
PDF icon Конференция «Online и offline форматы в образовании: проблемы, тренды и точки взаимодействия»916.05 КБ
PDF icon Научно-практическая конференция «Сохраняя культуру, сохраняем нацию»661.07 КБ
PDF icon Мастер-класс «Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях в детском саду» 2.19 МБ
PDF icon Круглый стол «Августовское педагогическое совещание работников образования» 2.77 МБ
PDF icon Круглый стол «От первого лица: актуальные тренды дошкольного образования в наступающем учебном году»478.18 КБ
PDF icon Курс видеолекций «Организация работы с одаренными детьми» по экологии и творчеству2.93 МБ
PDF icon Обучающие курсы «Современный воспитатель: создание уникального электронного контента и передача опыта в условиях цифровой образо1.93 МБ
PDF icon Педагогические чтения «Актуальные вопросы в работе воспитателя с родителями»1.6 МБ
PDF icon Фестиваль «Школа мастерства»2.17 МБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию и профессионального развития

Таракановой Аксаны Александровны, воспитателя муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 81 «Мальвина»

на 2022 - 2023 учебный год

(группа старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет)

Тема самообразования: развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремление к самостоятельному познанию природы родного края.

Пояснительная записка

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»

Анатолий Шапиро.

Актуальность темы:

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендации, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты. Дошкольные образовательные организации должны использовать такие общеобразовательные программы, содержание которых направлено на развитие личности, мотивации и способности детей в определенных образовательных областях. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Цель: изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта по вопросу развития познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремление к самостоятельному познанию природы родного края.

 Задачи: 

1. Продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме самообразования.

2. Пополнить педагогическую копилку новой информацией:

  • подобрать детскую литературу по теме опытно-экспериментальной деятельности;
  • составить сборник экологических сказок;
  • подобрать опыты и эксперименты с живой и неживой природой родного края;
  • участвовать в конкурсах и экологических акциях разного уровня;
  • разработать серию консультаций (мастер-классов) для родителей по вопросу развития познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

3. Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон; формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

4. Формировать опыт умения пользоваться приборами-помощниками и выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

5. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края.

6. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

7. Воспитывать основы экологически-ценностного отношения детей к природе через понимание взаимосвязи в природе, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

8. Привлекать родителей в развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Методы работы:

  • Отбор и анализ методической, природоведческой и художественной литературы
  • Беседы с родителями, анкетирование
  • Проектирование
  • Создание схем, моделей, алгоритмов
  • Создание презентаций для образовательного процесса с детьми

Принципы работы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Предполагаемый результат:

1. Пополнена педагогическая копилка по теме самообразования.

2. Сформировано представление детей о природе родного края и различных природных зон.

3. Сформировано у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

4. Сформирован опыт умения пользоваться приборами-помощниками и выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

5. Проявлен познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края.

6. Сформированы нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

7. Сформированы основы экологически-ценностного отношения детей к природе через понимание взаимосвязи в природе, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

8. Повышена компетенция родителей по вопросу развития познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Форма самообразования: индивидуальная

Содержание работы по теме самообразования

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с педагогами

Формы работы с родителями

Пополнение предметно-пространственной среды

Сентябрь

Знакомство с детской лабораторией

Цель: уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

Беседа, проблемная ситуация: «Что такое воздух и где его увидеть?»  Цель: дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом.

Опыты и экспериментирование с воздухом

  • Можно ли поймать воздух
  • Буря в стакане воды
  • Попробуем взвесить воздух
  • Реактивный шарик
  • Сухой из воды
  • Чем пахнет воздух

Опрос-анкета (онлайн) по проблеме развития познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность в семье

Подобрать детскую литературу по теме опытно-экспериментальной деятельности

октябрь

Беседа, проблемная ситуация: «Песок может двигаться?» Цель: показать зависимость рельефа земли от наличия ветра в данной местности; формировать представления о значении ветра в живой природе в мире растений и животных.

Опыты и экспериментирование с песком

  • Песчаный конус
  • Свойства мокрого песка
  • Волшебный материал
  • Где вода?
  • Ветер – ветерок
  • Песчаная буря
  • Своды и тоннели

Консультация для

родителей «Развитие творческих способностей детей средствами

экспериментальной деятельности»

Подобрать опыты и эксперименты с живой и неживой природой родного края

ноябрь

Беседа, проблемная ситуация: «Что такое полезные ископаемые – их копают?» Цель: познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф); показать их применение в жизни человека; формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли

Консультация для

педагогов «Ребенок-

исследователь в детском саду».

Мастер-класс «Познавательные игры с водой»

декабрь

Беседа, проблемная ситуация: «Нужен ли нам дождь?» Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы; расширять представления детей о диких животных, их образе жизни, различным способам готовности к зимним морозам.

Опыты и экспериментирование с водой

  • Откуда берётся вода?
  • Какая бывает вода?
  • Есть ли у воды форма?
  • Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
  • Спрячем игрушку в воде.
  • Изменение объёма воды.
  • Изготовление цветных льдинок.

Памятка «Как подкармливать зимующих птиц»

Составить сборник экологических сказок

январь

Беседа, проблемная ситуация: «С кем дружит ель? Экологическая сказка» Цель: сравнить живую и искусственную ели; расширять представления о лесе как экосистеме; учить определять возраст молодой ели; изготовить плакат с содержанием и рисунками, направленный на сохранение елок.

Изготовление листовок «Берегите ели!»

Выставка детско-родительского творчества «Елочное настроение»

Участие в акции «Сохрани лес!»

февраль

Беседа, проблемная ситуация: «Снег и лед - одно и тоже?» Цель: продолжать формировать у детей представления о свойствах снега и льда; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить распознавать следы на снегу; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Опыты и экспериментирование со снегом и льдом

  • Замерзание жидкостей
  • Почему снег греет?
  • Откуда берётся иней?
  • Лед и соль
  • Плавает ли лед?
  • Лед в кипятке
  • Как Дед Мороз расписывает нам окошки?
  • Ледяные самоцветы: красим лед изнутри

Семейный вечер –

Экологическая игра «Что? Где? Когда?»

Создание картотеки

«Чудеса снега»

март

Беседа, проблемная ситуация: «Растения умеют пить?»

Цель: дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему; помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании; помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.

Экспериментирование с живой природой (растения)

  • Может ли растение дышать?
  • На свету и в темноте
  • В тепле и в холоде
  • Проращивание семян
  • Условия для растений
  • Живой кусочек
  • Тонет - не тонет
  • Посадим деревце
  • Есть ли у растения органы дыхания?
  • Почему осенью опадают листья?

Консультация «Роль прогулок в исследовательской деятельности дошкольников»

апрель

Проект «Огород на окне»

Беседа, проблемная ситуация: «Откуда берется вода?  Кому нужна вода? Вода в природных явлениях» Просмотр сказки «Путешествие капельки» Цель: формировать умение различать семена различных растений; познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста; познакомить со способами проращивания семян в различных условиях; установить, как растение ищет свет.

Опыты и экспериментирование с семенами растений

  • Способы размножения растений
  • Хитрые семена
  • Лабиринт

Работа с родителями по организации огорода на окне дома.

«Огород на окне»

май

Беседа, проблемная ситуация: «Как насекомые Югры встречают лето?» Цель: познакомить детей с божьей коровкой: ее внешних особенностях, способах передвижения, рационом питания; дать представления о том, что божья коровка питается еще более мелкими насекомыми, которые приносят большой вред плодовым садам; познакомить с рассказом «Как божьи коровки помогли садовникам» из книги «Экология в картинках».

Беседа, проблемная ситуация: «Река Обь просит о помощи!»

Цель: дать представление о том, что река – это сообщество растений и животных, приспособившихся к жизни в воде; подвести детей к обсуждению проблемы загрязнения реки; упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

Педагогическая мастерская «Изготовление и использовании картин 3 D технологии в педагогической деятельности»

Консультация «Поведение в природе»

В течение года: участие в детских творческих конкурсах на экологические темы разного уровня, экологических акциях и др. мероприятиях.

Список использованной  литературы:

1.        Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 120 с.

2.        Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 192 с.

3.        Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 6 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 72 с.

4.        Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

5.        Лашкова Л.Л., Ушакова П.П., Якоб С.А. Наследие Югры: на пути к истокам: парциальная программа формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова, П.П. Ушакова, С.А. Якоб; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 112 с.

6.        Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3 – 7 лет: Методическое пособие / Под ред. О.А. Шиян – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 88 с.

7.        Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 112 с.

8.        Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 208 с.

9.        Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 80 с.

10.        Проснякова Т.Н., Некрасова Т.А., Якоб С.А., Ушакова П.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Моя Югра, Край, в котором я живу». – 2-е изд., доп. – М.: ООО «АСТ-Пресс школа», 2021. – 100 с.

11.        Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов / Е.А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015 – 76 с.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию и профессионального развития

Таракановой Аксаны Александровны, воспитателя муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 44 «Сибирячок»

на 2023 - 2024 учебный год

(группа старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет)

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»

Пояснительная записка

Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством и точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где горю
У всех, как свечка в юрте, на виду.

Я Родины себе не выбирал.
Она живет во мне костром таежным,
Весенней песней глухарей в борах,
Рубинным сполохом зари таежной,
И я, как детской радужной мечте,
Навеки предан этой красоте.

Юван Шесталой

Введение:  

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство, к сожалению, воспринимается нами как данность, как что-то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем, что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальный потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали впустую.

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях, которые населяют его. Знакомство детей с растительным и животным миром, традициями и бытом народов ханты приобретают в данный момент особенную актуальность, т.к. воспитывают у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию эстетического вкуса, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.  

Актуальность темы:

Педагогическая целесообразность выбранной темы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатление объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрированным видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, воспитывает желание и стремление к познанию мира, развивает все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно являются наблюдения за живой природой, поисково-исследовательская деятельность и забота о братьях наших меньших.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но видят не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказывать, пояснять, растолковывать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут иметь хотя бы элементарные экологические знания о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся исследовать законы природы, видеть красоту в окружающем мире. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, экспериментировать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесут свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты и эксперименты, развивающие занятия помогут детям дошкольного возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создание условий для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина обеспечит нашу страну защитниками не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель: изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта по вопросу формирования экологически-целостных представлений старших дошкольников в познании законов природы, с включением регионального и этнокультурного компонента, посредством исследовательской деятельности.

 Задачи: 

1. Продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме самообразования.

2. Пополнить педагогическую копилку новой информацией:

  • подобрать детскую художественную литературу экологического содержания (классику и народов ХМАО – Югры);
  • разработать картотеку дидактических игр экологического содержания;
  • участвовать в конкурсах и экологических акциях разного уровня;
  • разработать серию консультаций (мастер-классов) для родителей по вопросу воспитания экологической культуры поведения у детей.

3. Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон; формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

4. Формировать опыт умения пользоваться приборами-помощниками и выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

5. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края.

6. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

7. Воспитывать основы экологически-ценностного отношения детей к природе через понимание взаимосвязи в природе, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

8. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Методы работы:

  • Отбор и анализ методической, природоведческой и художественной литературы
  • Беседы с родителями, анкетирование
  • Проектирование
  • Создание схем, моделей, алгоритмов
  • Создание презентаций для образовательного процесса с детьми

Принципы работы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Предполагаемый результат:

1. Пополнена педагогическая копилка по теме самообразования.

2. Сформировано представление детей о природе родного края и различных природных зон.

3. Сформировано у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

4. Сформирован опыт умения пользоваться приборами-помощниками и выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

5. Проявлен познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края.

6. Сформированы нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

7. Сформированы основы экологически-ценностного отношения детей к природе через понимание взаимосвязи в природе, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

8. Повышена компетенция родителей по вопросу воспитания экологической культуры поведения у детей.

Форма самообразования: индивидуальная

Содержание работы по теме самообразования

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с педагогами

Формы работы с родителями

Пополнение предметно-пространственной среды

Сентябрь

Беседа, проблемная ситуация: «Зачем люди ходят в лес? Кто такой лесничий и как он заботится о лесе?»  Цель: уточнить представление о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; дать представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.

Игра «Экологические знаки» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Беседа, проблемная ситуация: «Что такое почва? Куда деваются опавшие листья? Почему осенью грязь?» Цель: познакомить с составом почвы; учить сравнивать сухую и влажную почву по звуку; дать понятие «перегной».

Беседа, проблемная ситуация: «Как появляются болота?  Кто живет на болоте? Пищевая болотная цепь. Как вести себя на болоте?» Цель: формировать знания о болоте, как важной части экосистемы; расширять знания о многообразии живых организмов на болоте, о взаимоотношениях и взаимосвязях, существующих в природе; развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств (моделей, символов, схем); учить детей использовать накопленные ранее знания при изучении и обследовании вещества.

Мастер-класс «Куклы-ягодки» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Диссеминация педагогического опыта «Посылка от хантыйских ребят» - методический кейс по теме «Я шагаю по Югре»

Опрос-анкета (онлайн) по проблеме экологического воспитания в семье

Подобрать детскую художественную литературу экологического содержания (классику и народов ХМАО – Югры)

октябрь

Беседа, проблемная ситуация: «Почему листья осенью желтеют?  Как листья летают по ветру?» Цель: показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растений; показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать осиновые, березовые и тополиные листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево, с которого упал лист.

Мастер-класс «Осенние деревья (из ниток)» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Беседа, проблемная ситуация: «Разве лес многоэтажный? Кому нужны деревья в лесу? Что такое лесные цепочки?» Цель: расширить представления детей о лесе, как о сложном многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях; воспитывать эмоционально-целостное отношение к природе, бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных; познакомить с рассказом М. Пришвина «Этажи леса». формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга; познакомить с рассказом «Цепочки в лесу» из книги «Экология в картинках».

Консультация «Чем вредна выброшенная отработанная батарейка?»

Участие в акции «Сдай отработанные батарейки»

Подобрать опыты и эксперименты с живой и неживой природой родного края

ноябрь

Беседа, проблемная ситуация: «Как звери к зиме готовятся? Всем ли нужно строить дом?» Цель: расширять представления детей о диких животных, их образе жизни, различным способам готовности к зимним морозам.

Мастер-класс «Лесные животные» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Беседа, проблемная ситуация: «Зачем и какие птицы улетают на зиму?» Цель: помочь детям установить взаимосвязь между способом питания и необходимостью перелета в теплые края; подвести детей к обсуждению и выдвижению гипотез о том, что может случиться, если птица не улетит на зиму в теплые края.

Знакомство с праздником «Синичкин день»

Виртуальное путешествие «Растительный и животный мир тайги»

Цель: дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; учить соблюдать правила поведения в лесу.

Игра танграм «Животные тайги» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Участие в акции «Изготовление кормушки для птиц»

Разработать серию консультаций (мастер-классов) для родителей по вопросу воспитания экологической культуры поведения у детей

декабрь

Беседа, проблемная ситуация: «С кем дружит ель? Экологическая сказка» Цель: сравнить живую и искусственную ели; расширять представления о лесе как экосистеме; учить определять возраст молодой ели; изготовить плакат с содержанием и рисунками, направленный на сохранение елок.

Беседа, проблемная ситуация: «Что такое полезные ископаемые – их копают?» Цель: познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф); показать их применение в жизни человека; формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли

Изготовление листовок «Берегите ели!»

Выставка детско-родительского творчества «Елочное настроение»

Участие в акции «Сохрани лес!»

Составить сборник экологических сказок

январь

Беседа, проблемная ситуация: «Что такое заповедник? В Югре есть заповедники?» Цель: дать представления о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют; познакомить с Юганским заповедником возле реки Большой Юган, природными парками «Самаровский чугас» и «Сибирские Увалы»; познакомить с рассказом «Птичий город на деревьях» из книги «Экология в картинках»; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края.

Знакомство с Красной книгой ХМАО – Югры  

Педагогическая мастерская «Изготовление и использовании картин 3 D технологии в педагогической деятельности»

Памятка «Как подкармливать зимующих птиц»

Разработать картотеку дидактических игр экологического содержания

февраль

Беседа, проблемная ситуация: «Что такое снег? И почему он хрустит?  О чем расскажут следы на снегу?» Цель: продолжать формировать у детей представления о свойствах снега; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить распознавать следы на снегу; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Игра «Следы» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Беседа, проблемная ситуация: «Олень – дикое или домашнее животное?» Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида северного оленя, повадках и приспособленности к среде обитания в тундре, способах защиты; подвести понимание детей того факта, как народы ханты используют оленя в своей жизни; воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Мастер-класс «Изготовление оленя (из шишек)» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Семейный вечер –

Экологическая игра «Что? Где? Когда?»

март

Беседа, проблемная ситуация: «Что такое экологическая кормушка?»

Цель: актуализировать знания о жизни и повадках зимующих птиц в холодное время года; дать представление об экологичных кормушках; развивать умение работать с природными материалами; формировать навыки коллективной работы; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; воспитывать желание заботиться и помогать зимующим птицам.

Мастер-класс «Глухарь» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Беседа, проблемная ситуация: «Почему медведь считается хозяином тайги? Как медведь встречает весну?» Цель: продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты; познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси; формировать экологическую культуру и культуру природолюбия; расширять знания о медведе: как представителе животного мира; героя рассказов, сказок, стихов, в живописи; использование его образа в геральдике, символах; неоднозначное трактование образа медведя в представлениях славян.

Мастер-класс «Маски медвежьего праздника» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

Консультация «Роль прогулок в экологическом воспитании дошкольников»

апрель

Беседа, проблемная ситуация: «Откуда берется вода?  Кому нужна вода? Вода в природных явлениях» Просмотр сказки «Путешествие капельки» Цель: уточнить представления о том, что вода очень ценный продукт; познакомить с понятием «конденсат», состоянием воды – пара; провести опыт «Где вода?»; познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха; составить схему-модель (плакат) «Вода в природных явлениях» и «Кому нужна вода?»

Консультация «Поведение в природе»

май

Беседа, проблемная ситуация: «Как насекомые Югры встречают лето?» Цель: познакомить детей с божьей коровкой: ее внешних особенностях, способах передвижения, рационом питания; дать представления о том, что божья коровка питается еще более мелкими насекомыми, которые приносят большой вред плодовым садам; познакомить с рассказом «Как божьи коровки помогли садовникам» из книги «Экология в картинках».

Беседа, проблемная ситуация: «Река Обь просит о помощи!»

Цель: дать представление о том, что река – это сообщество растений и животных, приспособившихся к жизни в воде; подвести детей к обсуждению проблемы загрязнения реки; упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

Семейная мастерская «Изготовление рыбок (из фольги)» Пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»

В течение года: участие в детских творческих конкурсах на экологические темы разного уровня, экологических акциях и др. мероприятиях.

Список использованной  литературы:

1.        Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 120 с.

2.        Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 192 с.

3.        Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 6 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 72 с.

4.        Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

5.        Лашкова Л.Л., Ушакова П.П., Якоб С.А. Наследие Югры: на пути к истокам: парциальная программа формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО – Югры у детей старшего дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова, П.П. Ушакова, С.А. Якоб; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 112 с.

6.        Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3 – 7 лет: Методическое пособие / Под ред. О.А. Шиян – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 88 с.

7.        Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 112 с.

8.        Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 208 с.

9.        Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 80 с.

10.        Проснякова Т.Н., Некрасова Т.А., Якоб С.А., Ушакова П.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Моя Югра, Край, в котором я живу». – 2-е изд., доп. – М.: ООО «АСТ-Пресс школа», 2021. – 100 с.

11.        Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов / Е.А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015 – 76 с.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию и профессионального развития

Таракановой Аксаны Александровны, воспитателя муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 44 «Сибирячок»

на 2024 - 2025 учебный год

(группа младшего дошкольного возраста 3 – 4 года)

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»

Пояснительная записка

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

 Н. Луконин

Введение:  

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Актуальность темы:

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Исследователи едины во мнении, что современное экологическое образование базируется на определенной системе ценностей: понимании уникальности и самоценности природы на основе экологических знаний, значимости ценностного отношения к ней, осознании ответственности каждого человека за сохранение жизни на всей планете (С.В. Алексеев, Л. Зайцева, Т.А. Маркова, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.).

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет образовательная организация.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Цель: изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта по вопросу формирования экологически-целостных представлений младших дошкольников в познании законов природы, с включением регионального и этнокультурного компонента, посредством ознакомления с природой родного края.

 Задачи: 

1. Продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме самообразования.

2. Пополнить педагогическую копилку новой информацией:

  • подобрать детскую художественную литературу экологического содержания для детей младшего дошкольного возраста (классику и народов ХМАО – Югры);
  • составить сборник экологических сказок;
  • разработать картотеку дидактических игр экологического содержания;
  • подобрать опыты и эксперименты с живой и неживой природой родного края;
  • участвовать в конкурсах и экологических акциях разного уровня;
  • разработать серию консультаций (мастер-классов) для родителей по вопросу воспитания экологической культуры поведения у детей.

3. Обогащать представление детей о природе родного края; формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

4. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края.

5. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

6. Воспитывать основы экологически-ценностного отношения детей к природе через понимание взаимосвязи в природе, проявление ответственности за свои поступки.

7. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Методы работы:

  • Отбор и анализ методической, природоведческой и художественной литературы
  • Беседы с родителями, анкетирование
  • Проектирование
  • Создание схем, моделей, алгоритмов
  • Создание презентаций для образовательного процесса с детьми

Принципы работы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Предполагаемый результат:

1. Пополнена педагогическая копилка по теме самообразования.

2. Сформировано представление детей о природе родного края и различных природных зон.

3. Сформирована у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

4. Проявлен познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края.

5. Сформированы нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

6. Сформированы основы экологически-ценностного отношения детей к природе через понимание взаимосвязи в природе, проявление ответственности за свои поступки.

7. Повышена компетенция родителей по вопросу воспитания экологической культуры поведения у детей.

Форма самообразования: индивидуальная

Содержание работы по теме самообразования

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с педагогами

Формы работы с родителями

Пополнение предметно-пространственной среды

Сентябрь

Беседы:

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Беседа с детьми о животных, обитающих в лесах ХМАО - Югры, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.

Беседа Насекомые осенью»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке.

Д/и.:

«Найди дерево по описанию»,

«Найди свое дерево», «Чей след?», «Чей хвост?»

Художественное творчество:

Рисование «Золотая осень», «Идет дождь».

Лепка «Лесные звери»

Чтение худ. лит:

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича», С. Есенин «Береза», И. Бунин «Листопад»

Опрос-анкета (онлайн) по проблеме экологического воспитания в семье

Подобрать детскую художественную литературу экологического содержания для детей младшего дошкольного возраста (классику и народов ХМАО – Югры)

октябрь

Беседы:

«Рыбы водоемов, расположенных в ХМАО – Югре».

«Овощи и фрукты».

«Комнатных растениях».

Д/и.:

«Чем похожи? Чем отличаются», «Угадай по описанию», «Съедобное – не съедобное», «Садовник»

Сюжетно-ролевая игра:

«Цветочный магазин»

Художественное творчество:

Аппликация «Ваза с фруктами»,

«Овощи на тарелке».

Рисование «Моя любимая рыбка»

Чтение худ. лит:

О.Г. Зыкова «Рыба-прилипала», Ю. Тувин «Овощи», Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», Б. Житков «Что я видел»

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). 

Консультации «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Подобрать опыты и эксперименты с живой и неживой природой родного края

ноябрь

Наблюдения за живой и неживой природой зимой; за птицами на прогулке.

Кормление птиц

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Беседы:

«Птицы родного края», «Съедобные и несъедобные грибы»

Д/и.:

«Кто где живет», «Перелетные – зимующие».

Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов.

П/и:

«Перелет птиц», «Совушка»

Художественное творчество:

Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы»

Лепка «Красивая Птица»

Чтение худ. лит:

В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», Е. Чарушин «Утка».  

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Участие в акции «Изготовление кормушки для птиц»

Разработать серию консультаций (мастер-классов) для родителей по вопросу воспитания экологической культуры поведения у детей

декабрь

Наблюдения зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

Беседы:

«Беседа о труде лесника», «Как лесные звери проводят зиму», «Пришла красавица зима».

Д/и.:

«Закончите предложение», «Животные в лесу», «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение худ. лит:

В. Бианки «Купание медвежат»,

В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал», С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша».

Изготовление листовок «Берегите ели!»

Выставка детско-родительского творчества «Елочное настроение»

Участие в акции «Сохрани лес!»

Составить сборник экологических сказок

январь

Наблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц на прогулке

Беседа «Живое – неживое» 

Игра-имитация «Звериная зарядка»

Д/и.:

«Найди детёныша», «Кто, что ест», «Кто, где живёт», «Кто чем питается»

Просмотр фильма «Животные».

Чтение худ. лит:

В. Бианки «Рыбий дом»

Экспериментирование

Презентация «Птицы нашего края» для использования в работе педагогов с детьми

Памятка «Как подкармливать зимующих птиц»

Разработать картотеку дидактических игр экологического содержания

февраль

Просмотр видеоролика «Как люди охраняют природу»

Беседа:

«Февраль – самый трудный месяц для животных леса», «Прошла зима холодная»

Д/и.:

«Где кто зимует», «Приметы зимы», «Когда это бывает?».

Чтение худ. лит:

«Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Наблюдения за живой и неживой природой зимой. 

Кормление птиц на прогулке.

Художественное творчество:

Рисование «Чем красива зимняя природа».

Презентация «Животный мир нашего края» для использования в работе педагогов с детьми

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

март

Беседы:

«Зачем нужно беречь природу?», «Смена дня и ночи».

Художественное творчество:  

Лепка «Голубь»

Д/и.:

«Сравни и найди», «Бывает – не бывает».

Чтение худ. лит:

И. Токмакова «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Бианки «Рассказы о природе»

Рассматривание картин:

И. Левитана «Март»,

И. Грабарь «Февральская лазурь».

Наблюдения:

Наблюдения за весенними явлениями: изменением цвета снега, таяние снега, капели; за птицами на участке детского сада.

Консультация «Роль прогулок в экологическом воспитании дошкольников»

апрель

Беседы:

«Одуванчик», «Зеленая аптека».

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.

Составление рассказа «Путешествие семечка»

Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение строения одуванчика».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Художественное творчество:

Рисование «Одуванчик».

Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе».

Разработка лепбука

«Животные леса»

май

Наблюдения за растениями на участке; за появлением перелетных птиц 

Беседа о Красной книге ХМАО – Югры

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьях

В Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

Д/и.:

«Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».

Художественное творчество:

Рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта»

Семейная мастерская «Изготовление рыбок первоцветов»

В течение года: участие в детских творческих конкурсах на экологические темы разного уровня, экологических акциях и др. мероприятиях.

Список использованной  литературы:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 192 с.

2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 3 - 4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 72 с.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3 – 7 лет: Методическое пособие / Под ред. О.А. Шиян – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 88 с.

5. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 112 с.

6. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 208 с.

7. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2020. – 80 с.

8. Проснякова Т.Н., Некрасова Т.А., Якоб С.А., Ушакова П.П. Методические рекомендации к учебному пособию «Моя Югра, Край, в котором я живу». – 2-е изд., доп. – М.: ООО «АСТ-Пресс школа», 2021. – 100 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: