Воспитательная работа

Федорова Людмила Васильевна

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В гр. 21 ТОР на 2017-2018 учебный год

 

Таблица 1. Духовно-нравственное воспитание

 

п/п

Наименование

мероприятий

Сроки проведения

Ответственные и исполнители

Направление «Я и культура»

  1.  

Просмотр  документальных (художественных) фильмов духовно-нравственной тематики в рамках классных часов

октябрь

Классный руководитель,

Совет самоуправления группы

  1.  

Встречи с интересными людьми

в течение учебного года

Зам. директора по ВР, классный руководитель, ССГ, родительский совет

  1.  

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах

в течение учебного года

Классный руководитель, библиотекари

  1.  

Посещение музеев, театров, выставок, кинотеатров

в течение учебного года

классный руководитель, ССГ, родительский совет

  1.  

Беседа-презентация «Этикет и имидж студента», классный час «Я знаю об этикете все»

По плану кл.рук.

Классный руководитель, ССГ

  1.  

Поздравление преподавателей в честь «Дня учителя»

октябрь

Классный руководитель, ССГ

  1.  

Акция «Сохраним музей истории техникума»

октябрь-ноябрь

Заведующий музеем, классный руководитель,

  1.  

Акция «Подари книгу библиотеке»

май-июнь

Библиотекари, классный руководитель, ССГ

  1.  

Беседа «С книгой через века…», посвященная Всемирному дню библиотек

май

Библиотекари, классный руководитель, ССГ

Направление «Наше наследие»

  1.  

День поэзии («Есенинский праздник поэзии», Пушкинский День России, конкурс стихотворений «Проба пера»)

в течение учебного года

Преподаватели русского языка и литературы,  библиотекари, классный руководитель

  1.  

Творческие конкурсы, праздники, фестивали

в течение учебного года

Зам. дир. по ВР, классный руководитель, ССГ

  1.  

Фестиваль народных промыслов:

«Добрых рук мастерство»

апрель

Старший мастер, классный руководитель, зам. Дир по ВР

Направление «Я и семья»

  1.  

Родительские собрания на духовно-нравственные темы

в течение учебного года

Соц педагог, библиотекари, кл. руководитель, ССГ

  1.  

Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»

По плану кл. рук.

Соц педагог, библиотекари, кл. руководитель, ССГ

  1.  

Вечер, посвященный Дню Матери

ноябрь

классный руководитель, ССГ, родители

Направление «Я и техникум»

  1.  

Выпуск студенческой газеты «Наша жизнь»

ежеквартально

классный руководитель, ССГ

  1.  

Торжественная линейка, посвященная   «Дню знаний»

сентябрь

Зам. дир. по ВР,  классный руководитель,

  1.  

Фестиваль «Зажги свою звезду» (номинации: фото, песни, танцы, художественное чтение)

По плану ВР техникума

Классные руководители, ССГ

  1.  

Организационные собрания с руководителями ВКР, руководителями практик, консультантами

В течении года

Классный руководитель,

Руководители ПП и ВКР, консультанты

  1.  

Студенческий праздник «Вручение дипломов»

июнь

Зам. Дир. По УМР, классный руководитель,

  1.  

Встречи-беседы с профессионалами своего дела (по специальностям)

По плану ВР

Заведующий музеем, заведующие отделениями,  кл. руководитель, ССГ

  1.  

Тренинговое мероприятие  «Я и моя профессия»

По плану ВР

Соц. педагог, психолог, заведующий музеем, кл. руководитель, ССГ

  1.  

Торжественный вечер «Новогодний Бал-маскарад»

декабрь

Социальный педагог, классный руководитель,

  1.  

Вечер  дружеских вопросов и ответов

январь

классный руководитель,

  1.  

Вечер встречи выпускников

февраль

классный руководитель,

  1.  

Конкурс студенческого творчества

апрель

   Классный руководитель, ССГ

  1.  

Конкурс презентаций (клип, фильм) о моей группе

май

Преп. информатики, библиотекари, кл. рук.,

  1.  

Конкурс  «Лучшая учебная группа ЦАТТ»

июнь

Кл. руководитель, ССГ, психолог, соц. педагог

Направление «Я и планета»

  1.  

Экологическая акция «Эко-десант» (трудовой десант, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка территории техникума от мусора и т.д.)

апрель-май

Заведующие отделениями,  преподаватель экологии, классный руководитель,

  1.  

Конференция «Человек и окружающая среда»

апрель

Преподаватель экологии, кл. руководитель,

  1.  

Конкурс мини-проектов «Экологический дизайн техникума»

февраль

Преподаватель экологии, кл. руководители,

Направление «Я и религия»

  1.  

Экскурсия в Тихвинский монастырь

октябрь

Заведующие отделениями, классные руководители,

  1.  

Ежегодный пасхальный фестиваль (презентация о пасхе; выставка творчества обучающихся;)

апрель-май

Социальный педагог, библиотекари, классные руководители,

Направление «Я и милосердие»

  1.  

Декада милосердия (акция «Спешу делать добро!», благотворительные концерты, тренинги «Уроки доброты», классные часы «Сделаем мир добрее»)

апрель - ноябрь

Психолог, социальный педагог, классные руководители, мастера производственного обучения,

  1.  

Мероприятия, посвященные Дню пожилых людей

1 октября

Социальный педагог, классные руководители,

 

Таблица 2.  Патриотическое воспитание

 

п/п

Наименование

Сроки

проведения

Ответственные и исполнители

1.

Шефство над ветеранами и инвалидами войны и труда военных лет

в течение учебного года

Социальный педагог, библиотекари, классные руководители,

3.

Участие в декаде, посвященной Великой Победе:

-литературно-музыкальная композиция

-конкурс боевых листков

в течение учебного года

Библиотекари, классный руководитель,

4.

Уроки мужества «Встань часовым к огню отцовской славы»

в течение учебного года

Преподаватель-организатор ОБЖ, библиотекари, классные руководители,

5.

Встречи  с  ветеранами войны и труда, военнослужащими ВС РФ (выпускниками техникума)

в течение учебного года

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности,

6.

Урок знаний «Гражданские качества личности»

октябрь

Преподаватель правоведения, ОБЖ

7.

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, выпуск боевых листков

январь-февраль

преподаватели физкультуры, , классные руководители,

8.

Вечер-путешествие «По городам России»

январь

библиотекари, классные руководители,

10.

Акция «Один день в армии»

февраль

преподаватели БЖД физкультуры, кл. рук.,

12.

Возложение цветов к памятнику погибших воинов в  Великой Отечественной войны

май

классные руководители,

 

                 Таблица 3.  Воспитание здорового образа жизни, здоровьесбережения

 

№ п/п

Форма деятельности

Сроки проведения

Ответственные и исполнители

1. Поисковое направление

1.1.

Создание банка данных эффективных здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий обучения и его обновление

в течение учебного года

классные руководители,

ССГ

1.2.

Разработка методических материалов по созданию эффективной системы комплексного мониторинга здоровья студентов

в течение учебного года

Заведующий здравпунктом, психолог, социальный педагог, библиотекари, преподаватели физкультуры, классные руководители,

1.3

Регистрация на сайте и сдача норм ГТО

Март-май

преподаватели физкультуры, классные руководители

1.4

Проведение классных часов с приглашением работников здравохранения

в течение учебного года

Заведующий здравпунктом, психолог, кл. рук.

2. Научно – методическое направление

2.1.

Работа  с одаренными детьми в группе

к 2016 году

Зам. директора по ВР кл.рук.

2.2.

Обобщение опыта работы педагогов-предметников, классных руководителей по формированию здорового образа жизни, обмен опытом

в течение учебного года

Психолог, соц. педагог, библиотекари, заведующий здравпунктом, заведующие отделениями,

2.3.

Создание методической копилки материалов по ЗОЖ в помощь классным руководителям, воспитателям общежития, педагогам

в течение учебного года

Соц. педагог, методист,  классный руководитель, ССГ

2.4.

Разработка и публикация научно-методических материалов по проблемам здоровья и здорового образа жизни

в течение учебного года

классные руководители,

3. Дидактическое направление

3.1.

Реализация здоровьесберегающих функций учебных дисциплин

в течение учебного года

классный руководитель,

3.2.

Участие в семинарах-тренингах по обучению здоровьясбережения в соответствии с программой

в течение учебного года

Заведующий здравпунктом,  психолог, кл. руководитель,

4. Аналитико-диагностическое направление

4.1.

Регулярное проведение исследований в соответствии с программой мониторинга:

условий образовательной среды; оценка социально-психологического климата в группе; физического развития, функционального состояния организма и адаптационных возможностей студентов и др.

2 раза в год

Заведующие отделениями, психолог, социальный педагог, преподаватель-организатор по ОБЖ, зав. здравпунктом, библиотекари, преподаватели физкультуры, кл. руководители

5. Организационно-методическое направление

5.3.

Создание видеоархива художественных и документальных фильмов по проблемам алкоголизма, табакокурения, наркомании, профилактике гепатита «В» и СПИДа, формирования здорового образа жизни

в течение учебного года

Библиотекари, социальный педагог, техник-программист, классные руководители

5.4.

Проведение профилактических и оздоровительных мероприятий в в группе

в течение учебного года

Психолог, соц. педагог, преподаватель ОБЖ, , кл. рук.

5.5.

Привлечение студентов в работы кружков по интересам и спортивно-оздоровительных секций

в течение учебного года

Психолог, социальный педагог, классный руководитель,

5.6.

Организация спортивных походов, соревнований и других туристско-массовых мероприятий, повышение уровня экологической культуры среди студентов

в течение учебного года

Классный руководитель физкультуры, экологии, классный руководитель,

5.8.

Участие в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятийях:

 - проведение Дней здоровья (весенний, осенний кросс)

- организация участия студентов в общетехникумских, районных и республиканских спортивных соревнованиях

в течение учебного года

Преподаватели физкультуры, ,  классный руководитель,

5.9.

Изготовление информационно-агитационных материалов по формированию негативного отношения к  ПАВ и пропаганде здорового образа жизни

2 раза в год

 библиотекари, техник-программист, преподаватели физкультуры, классный руководитель,

5.10.

Выпуск специальных номеров газеты, посвященных формированию и пропаганде здорового образа жизни

2 раза в год

библиотекари, классный руководитель

5.11.

Создание в группе периодически обновляющегося уголка здорового образа жизни

ежеквартально

Кл. руководитель, ССГ

5.13.

Участие в конкурсах рисунков, плакатов,  презентаций по формированию и укреплению здоровья, пропаганде ЗОЖ, профилактике употребления ПАВ

апрель

техник-программист, библиотекарь, классный руководитель,

                                           

   Таблица 4. Толерантное воспитание

п/п

Наименование

Сроки проведения мероприятий

Ответственные и исполнители

  1.  

Участие в акциях «День вежливости» («День спасибо», «День улыбки»)

в течение учебного года

Психолог, социальный педагог, кл. руководитель

  1.  

Виртуальная экскурсия в музеи и храмы различных вероисповеданий.

в течение учебного года,

Библиотекари, классный руководитель

  1.  

Участие в работе Совета профилактики

ежемесячно

психолог, кл. руководитель,

  1.  

Анкетирование обучающихся: «Добрый ли я?», «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций»

сентябрь

Психолог, социальный педагог, классные руководители,

  1.  

Беседы по толерантности «Все мы разные, но мы вместе!» (16 ноября – День толерантности)

ноябрь

Соц. педагог, психолог, библиотекари, классный руководитель

  1.  

Конкурсы, посвященные Дню толерантности (коллажей, национальных костюмов и т.д.)

ноябрь

Социальный педагог, психолог, библиотекари, классные руководители,

Таблица  5. Работа с родителями

Наименование мероприятия

Время проведения

Ответственный

1.

Приглашение родителей на мероприятия, проводимые в техникуме

в течение года

Классный руководитель, ССГ

2.

Родительские собрания в группе

в течении учебного года

Кл. руководитель,  ССГ, социальный педагог

3.

Индивидуальные беседы с родителями обучающихся по вопросам дисциплины, успеваемости, посещаемости

в течение года

Социальный педагог, классный руководитель,

4.

Посещение семей, знакомство с жизнью обучающихся во внеурочное время

в течение года

Классный руководитель, социальный педагог

6.

Экскурсионные и туристические поездки с группой

в течение года

классный руководитель, ССГ

7.

Составление социальных карт групп

сентябрь-октябрь

Социальный педагог, классный руководитель,

8.

Анкетирование родителей «Я и мой сын»

сентябрь

Классные руководители, социальный педагог

 

 

   Классный руководитель группы 21 ТОР                                 Федорова Л.В.                                

 

 

 

Классный час "Давай познакомимся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_davay_poznakomimsya.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

  1. Основная часть

6

  1. Этапы подготовки к мероприятию

6

  1. Структура мероприятия

7

  1. Сценарий мероприятия

8

Список использованных источников

11

Приложения

12


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение нескольких лет, так и к новым правилам и нормам техникума. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, что может негативно отразиться на формировании отношений в группе.

Важную роль в процессе адаптации первокурсников играют классные руководители. И я, как классный руководитель группы нового набора поставила перед собой задачу помочь студентам безболезненно пройти процесс адаптации и в кратчайшие сроки сплотить группу.

Основную форму в работе классного руководителя выполняют классные часы. Именно на классных часах, во время общих обсуждений насущных проблем, ребята лучше узнают друг друга и раскрываются сами. С помощью классных часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке.

От первого впечатления о классном руководителе  при его знакомстве с группой во многом зависит то, насколько быстро и конструктивно будет складываться взаимодействие между ними. Именное по этому, необходимо уделить большое внимание первому знакомству с группой.  

В данной работе я представила методическую разработку классного часа «Давайте познакомимся!»

Цель методической разработки: знакомство с группой, установка благоприятного психологического микроклимата в группе.

Задачами такого занятия будут:

1.  установление контакта классного руководителя со студентами;

2.  создание доверительной атмосферы в группе;

3.  содействие сплочению группы;

4.  содействие успешной адаптации студентов.

На мой  взгляд, полезно с самого начала не ограничиваться формальным представлением перед группой, а провести занятие на знакомство, используя тренинговую форму, так как тренинговая работа является одной из наиболее эффективных и выигрышных форм работы со студентами.

Тренинговые занятия – это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе занятий студенты получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в группе, участник может экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, получает возможность глубже осознать  свои личностные качества и найти способ их выразить и проявить.

         Необходимо отметить, что проведение тренинговых занятий будет эффективным при соблюдении  педагогом следующих  рекомендаций.

        Во время занятий обеспечиваются условия для равноправного и полноценного общения всех участников группы. Педагог, безусловно, ведет занятие, но его руководство носит неявный характер, он не должен подавлять, диктовать условия, навязывать свою точку зрения остальным.

        Безусловным требованием проведения тренинговых занятий является полная уверенность участников в том, что их высказывание, чувства и поведение не станут предметом для обсуждения за пределами группы.

        Сценарий тренинговых занятий должен иметь определенную схему. Первая часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и состоит из несложных психологических упражнений, игр, позволяющих студентам включиться в процесс. Основная часть предполагает реализацию конкретных задач занятия – овладение участниками специальными умениями и навыками.

        В конце занятия обязательно должны проводиться итоги, где участники высказывают свое мнение о ходе занятия, своих переживаниях, возникающих в процессе работы.

Хорошо продуманное и проведенное знакомство группы позволяет, во-первых,  студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное количество информации о них.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.  ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К МЕРОПРИЯТИЮ

Для организации мероприятия необходимо провести ряд подготовительных работ.

  1. Выбор помещения.

Помещение должно соответствовать следующим требованиям:

  • должно вмещать предполагаемое количество студентов;
  • хорошо проветриваться;
  • предполагается возможность оформления стен плакатами.

2. Подготовка материально-технического обеспечения.

Для организации и проведения мероприятия необходимо следующее материально-техническое обеспечение.

Материалы и оборудование: компьютер (магнитола), аудиодиски с песнями, классная доска, ватманы, фломастеры, маркеры, воздушные шары, листы с надписями «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ», карточка с надписью «Мы лучшая группа!», заранее подготовленные плакаты и рисунки для оформления кабинета.

          3. Подбор упражнений.

Тренинговое занятие должно иметь определенную схему. Используемые упражнения должны быть выстроены в логическую цепь. Первая часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и должна состоять из несложных психологических упражнений, игр, позволяющих студентам включиться в процесс. Основная часть предполагает реализацию конкретных задач занятия – овладение участниками специальными умениями и навыками.  Для данного мероприятия характерны упражнения на знакомство и сплочение коллектива (см. приложение).


1.2. СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЯ

Продолжительность мероприятия: 1 час 30 мин (90 мин)

1

Организационное начало мероприятия.

5 минут

2

Основная часть мероприятия:

75 минут

Обсуждение правил

15 минут

Упражнение «Имя прилагательное»

5 минут

Упражнение «Круг с закрытыми глазами»

10 минут

Упражнение «Интервью»

15 минут

Упражнение «Автобусная остановка»

10 минут

Упражнение «Сказка о Красной Шапочке»

10 минут

Упражнение «Факс»

10 минут

3

Завершение мероприятия.

10 минут


1.3. СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Кабинет  оформлен воздушными шарами, лозунгами и плакатами. На доске надпись «С днем рождения, группа 15 Б!». Звучит торжественная  музыка.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие студенты. Я рада приветствовать вас в нашем техникуме.  Сегодня у нас с вами первый классный час. Отныне мы с вами представляем новый коллектив –  группу 15 Б  и нашу с вами встречу можно назвать днем рождения группы.

Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. На этом классном часу мы с вами ознакомимся с правилами внутреннего распорядка для обучающихся, далее я ознакомлю вас с учебным планом на год. Основная часть нашего с вами мероприятия будет посвящена знакомству друг с другом. Давайте не будем тянуть время и приступим к рассмотрению правил.

(Классный руководитель  зачитывает правила. Останавливается на важных моментах, объясняет и разъясняет, где что не понятно. Далее ознакамливает с перечнем учебных дисциплин).

Классный руководитель: Вот мы и ознакомились с правилами  поведениями в техникуме, и мне хочется верить, что никто из вас не будет их нарушать, а теперь переходим к самому интересному моменту.

Студенческая пора – эта самая яркая и веселая пора в жизни каждого человека. Для того чтобы наша с вами студенческая жизнь была  веселой, интересной, разнообразной, чтобы наша группа была успешной как в творческом плане, так и в плане учебы нам необходимо упорно трудиться, а самое главное подружиться друг с другом и  сплотиться в команду единомышленников. Мне очень хочется, чтобы наша группа была  самой успешной, самой активной и самой дружной! Для этого мы должны научиться слушать и слышать друг друга, понимать друг друга с полуслова, поддерживать друг друга.

Упражнение «Имя прилагательное»

Классный руководитель: Сейчас я попрошу вас представиться и назвать имя прилагательное, которое  характеризует вас и начинается с  той же буквы, что и ваше имя.  (Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Веселая Валентина.) Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя и так - вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем - себя.)

Молодцы, ребята вот мы и познакомились!

Упражнение «Круг с закрытыми глазами»

Классный руководитель: Теперь я  попрошу вас всех встать и собраться плотной группой в центре аудитории. По  моей команде вы все закроете глаза и, не произнося ни слова, попытаетесь выстроиться в круг.

(Через несколько минут по команде классного руководителя все замирают и открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.)

Обсуждение и выводы: В ходе обсуждения студенты должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас еще как слепые котята и ничего добиться пока не могут. Для успешного достижения цели  им необходимо узнать друг друга и научиться взаимодействовать.

Упражнение «Интервью»

Классный руководитель: Переходим к следующему упражнению. Прошу вас разбиться на пары. У вас есть 10 минут, в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке

 (Далее классный руководитель просит каждого студента рассказать о его собеседнике.)

Молодцы ребята,  таким образом, мы узнали чуть больше друг о друге.

Упражнение «Автобусная остановка»

Классный руководитель: Сейчас давайте мы с вами определимся для чего же мы пришли (поступили) в техникум и что вы ожидаете от учебы. Предлагаю вам разбиться на группы (ребята разбиваются на 3 группы, классный руководитель вывешивает на доске 3 плаката с надписями «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»)

Каждой группе предлагаю встать у одного из листов ватмана. Теперь посоветовавшись друг с другом, вы должны написать маркером, все то, что вы ждете и хотите получить от обучения в техникуме, примерно три ожидания от группы, можно совещаться. Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на остановке, каждая ваша группа должна по кругу «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку» и записать свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое.

(Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.)

Теперь давайте посмотри, что у нас с вами получилось. (Классный руководитель зачитывает надписи. Проводится обсуждение.) Я надеюсь, что все ваши ожидания, планы и надежды осуществятся. Посмотрим это на выпускном вечере.

Упражнение «Сказка о Красной Шапочке»

Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и вспомнить известную всем сказку Шарля Перро «Красная Шапочка». (Классный руководитель просит вспомнить сказку и предлагает  оценить, кто из персонажей Красная Шапочка, Волк, Бабушка или Мама в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку, и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее студентам предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в техникуме.) Ребята, скажите, пожалуйста, кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:

• педагоги

• родители

• условия обучения

• сокурсники и друзья

• я

(Затем классный руководитель с группой подводит итоги)

 Итак, мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного сделанного выбора в разных жизненных ситуациях.

Если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Я надеюсь, вы пришли учиться в техникум осознано и готовы потрудиться, и приложить все усилия для получения специальности, и если это так, то вас ждет большой успех

Упражнение «Факс»

Классный руководитель:   Для выполнения следующего упражнения я попрошу вас построится в колонну. Сейчас вам придется передавать друг другу важное сообщение. Заодно и посмотрим, как вы сплотились в ходе этого классного часа. (Последний участник колонны получает неизвестное группе сообщение –  «Мы лучшая группа!». Он передает сообщение по одной букве, рисуя  пальцем на спине впереди стоящего участника. Каждый участник таким же образом передает полученную букву следующему. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы на листе ватмана. Должно получиться предложение. Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то он хлопает себя по плечу, значит ее нужно повторить.) 

Молодцы ребята! Как бы тяжело не было, вы успешно справились и с этим заданием. И я думаю, что мы с вами действительно будем лучшей группой!

Рефлексия

Классный руководитель: Надеюсь, сегодняшняя наша встреча помогла вам и познакомиться, и понять, каким образом вы должны дальше действовать. Ну а мы, педагоги техникума и ваши товарищи, всегда вам в этом поможем.

Ну какое же день рождение без торта?! (Мероприятие заканчивается чаепитием, в ходе которого каждый участник делится своими впечатлениями о проведенном мероприятии)

        


Список использованных источников

  1. Анн Л.Ф.  Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн. - Питер,2008.-272 с.
  2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/А.Г.Грецов.-Питер,2005.-160 с.
  3. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.,2001.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2001.
  6. http://www.all-psy.com/ - Все психологи
  7. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей


Приложение

Примеры упражнений на сплочение

1.  Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

2. Упражнение «Поворот в прыжках»

Цель: активизация группы, сплочение.

Время: 2-3 минуты.

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

3. Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

4. Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

5. Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

6. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

7. Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

8. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

9.  Упражнение «Построение круга»

Время: 10 минут.

Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

10. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»