Самостоятельная работа
Пояснительная записка
В федеральных компонентах стандартов по профессиям выделены профессиональные компетенции на конкретное содержание деятельности, которую должен освоить обучающийся в процессе самостоятельной работы.
Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.
Методические рекомендации составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины Инженерная графика», составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Для полного овладения знаниями и умениями, студенту необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года. Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.
Назначения данного пособия – оказание методической помощи студенту в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.
Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы\
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
· уровень освоения учебного материала;
· уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· уровень сформированности общеучебных умений;
· уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
· обоснованность и четкость изложения материала;
· оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
· уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
· уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
· уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
· уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций;
развитию исследовательских умений.
Формы и виды самостоятельной работы обучающихся:
1. Самостоятельное изучение материала по учебной и дополнительной литературе.
2. Работа с необходимыми справочниками, стандартами ЕСКД И СПДС.
3. Творческая работа обучающихся
4. Поиск необходимой информации через Интернет.
5. Выполнение графической работы ручным и машинным способами.
6. Решение пространственных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sr_po_ig_konstruktory.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
В структуру учебной программы по дисциплине входят следующие разделы:
Раздел 1 Геометрическое черчение
Раздел 2. Проекционное черчение.
Раздел 3 Техническое рисование и элементы технического конструирования.
Раздел 4. Машиностроительное черчение
Раздел 5 Чертежи и схемы по специальности
Раздел 6. Элементы строительного черчения
Раздел 7. Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС 3D LT
Задания для выполнения самостоятельной работы имеют следующую структуру:
- Наименование раздела
- Наименование темы и количество часов на самостоятельную работу
- Содержание самостоятельной работы
- Задание
- Методические указания по выполнению.
- Критерии оценивания задания.
Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 180 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 120 часа; самостоятельной работы обучающегося – 60 часов.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;
-выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на поверхности в ручной и машинной графике;
-выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
-выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
-оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила чтения конструкторской и технологической документации;
-способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;
-законы, методы и приемы проекционного черчения;
-требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД);
-правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;
-технику и принцип нанесения размеров;
-классы точности и их обозначение на чертежах;
-типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления.
Технолог - конструктор должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 . Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 . Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Технолог-конструктор должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 2.1. Выполнять чертежи базовых конструкций швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры.
ПК 2.2. Осуществлять конструктивное моделирование швейных изделий.
ПК 2.3. Создавать виды лекал (шаблонов) и выполнять их градацию, разрабатывать табель мер.
1.1 Описание структуры и особенностей оформления заданий для самостоятельной работы в пределах разделов и тем
№ п/п | Тема | Содержание самостоятельной работы | Кол-во часов | Формы и методы контроля результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Введение в дисциплину | Подготовка сообщения с презентацией на тему: «Краткие исторические сведения о развитии чертежа». Работа с электронными ресурсами и ресурсами сети Интернет | 1 | Выступление с презентацией |
2. | Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей | Выполнение орнамента с применением всех типов линий. Изучение строительных и академических шрифтов. | 4 | Графическая работа |
3 | Тема 1.2. Геометрические построения | Подготовка презентации на тему «Уклон и конусность в машиностроении». Работа с электронными ресурсами и ресурсами сети Интернет | 2 | Выступление с презентацией |
4 | Тема 1.3.Правила вычерчивания контуров технических деталей | Выполнение орнамента с применением правила деления окружности на равные части. | 2 | Графическая работа |
5 | Тема 2.1. Метод проекций. Эпюра Монжа | Определение взаимного положения точек и прямых на комплексном чертеже | 2 | Ответы на вопросы |
6 | Тема 2.2. Поверхности и тел | Подготовка презентации на тему «Тела Платона» | 2 | Презентация на декаде УМК |
7 | Тема 2.3. Аксонометрические проекции | Изготовление моделей геометрических тел. | 3 | Модели тел на творческий конкурс |
8 | Тема 2.4. Сечение геометрических тел плоскостями | Изготовление моделей усеченных геометрических тел. | 3 | Модели тел на творческий конкурс |
9 | Тема 2.5. Проекции модели | Выполнение комплексного чертежа модели по двум проекциям. Построение наглядного изображения модели . | 4 | Графическая работа |
10 | Тема 3.1. Рисование плоских фигур и геометрических тел. Технический рисунок модели | Выполнение технических рисунков машиностроительных деталей | 2 | Технический рисунок |
11 | Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации | Подготовка сообщения «Виды конструкторских документов в зависимости от способа выполнения и характера использования (оригинал, подлинник, дубликат, копия) | 1 | Реферат |
12 | Тема 4.2. Изображения – виды, разрезы , сечения | Выполнение чертеже деталей с применением сечений | 3 | Графическая работа |
13 | Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой | Подготовить сообщение на тему «Применение резьбовых соединений в машиностроении и в быту» | 3 | Сообщение с презентацией |
14 | Тема 4.4.Эскизы деталей и рабочие чертежи | Подготовка сообщения по теме «Специальные виды резьб. Их обозначение» | 4 | Сообщение с презентацией |
15 | Тема 4.5.Разъемные и неразъемные соединения деталей | Подготовить сообщение с презентацией «Виды разъемных соединений в быту и в технике | 3 | Сообщение с презентацией |
16 | Тема 4.6.Зубчатые передачи | Подготовить сообщение на тему «Где встречаются передачи в нашей специальности?» | 3 | Сообщение с презентацией |
17 | Тема 4.7. Чертеж общего вида и сборочный чертеж Тема 4.8. Чтение и деталирование чертежей | Чтение сборочных чертежей | 8 | Ответы на вопросы |
18 | Тема 5.1. Схема кинематическая. | Чтение схем швейного оборудования | 2 | Ответы на вопросы |
19 | Тема 6.1. Основные сведения о строительных чертежах | Выполнение индивидуального проектного задания. Выполнение плана швейного цеха | 1 | Материалы для дипломного проектирования |
20 | Тема 7.1. Знакомство с системой автоматизированного проектирования КОМПАС 3D LT | Поиск в сети интернет компьютерных чертежей | 1 | Компьютерные чертежи |
21 | Тема 7.2. Графические объекты и сервисные технологи системы КОМПАС 3D LT | Создание эскиза загородного дома средствами векторного редактора системы КОМПАС | 2 | Конкурс в группах |
22 | Тема 7.3. Технология создания компъютерного чертежа детали. | Построение чертежа детали средствами КОМПАС | 4 | Компьютерные чертежи |
Итого | 60 |
1.2 Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
- название доклада;
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- интересную для слушателей форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Критерии оценки доклада
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Качество доклада: - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; - четко выстроен; - рассказывается, но не объясняется суть работы; - зачитывается. | 3 2 1 0 |
2. | Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался; - использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. | 2 1 0 |
3. | Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы; - не может ответить на большинство вопросов; - не может четко ответить на вопросы. | 3 2 1 |
4. | Владение научным и специальным аппаратом: - показано владение специальным аппаратом; - использованы общенаучные и специальные термины; - показано владение базовым аппаратом. | 3 2 1 |
5. | Четкость выводов: - полностью характеризуют работу; - нечетки; - имеются, но не доказаны. | 3 2 1 |
Итого: 14 баллов |
Конвертация полученных баллов в оценку
•13 - 14 баллов – «отлично»;
10 – 12 баллов – «хорошо»;
• 7 –9 баллов – «удовлетворительно»;
• менее 6 балла – «неудовлетворительно».
1.3 Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Критерии оценки сообщения
№ | Оцениваемые параметры | Баллы |
1. | Качество сообщения: - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; - четко выстроено; - рассказывается, но не объясняется суть работы; - зачитывается. | 3 2 1 0 |
2. | Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался; - использовался в сообщении, хорошо оформлен, но есть неточности; - представленный демонстрационный материал не использовался выступающим или был оформлен плохо, неграмотно. | 2 1 0 |
3. | Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы; - не может ответить на большинство вопросов; - не может четко ответить на вопросы. | 3 2 1 |
4. | Владение научным и специальным аппаратом: - показано владение специальным аппаратом; - использованы общенаучные и специальные термины; - показано владение базовым аппаратом. | 3 2 1 |
5. | Четкость выводов: - полностью характеризуют работу; - нечетки; - имеются, но не доказаны. | 3 2 1 |
Всего 14 баллов |
Конвертация полученных баллов в оценку
•13 - 14 баллов – «отлично»;
10 – 12 баллов – «хорошо»;
• 7 –9 баллов – «удовлетворительно»;
• менее 6 балла – «неудовлетворительно».
1.4 Методические рекомендации по подготовке реферата
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая обучающимися. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата:
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение)
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части.
Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература.
Оценивание реферата
Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии | Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 10 баллов | - новизна и самостоятельность в рассмотрении темы, |
2. Степень раскрытия сущности проблемы | - соответствие плана теме реферата; |
3. Обоснованность выбора источников | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. -5 баллов | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность Макс. - 5 баллов | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 42 – 45 баллов – «отлично»;
• 41– 37 баллов – «хорошо»;
• 36– 30 баллов – «удовлетворительно;
• мене 30 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Данное задание выполняется при изучении учебной литературы, нормативной, используя записи в конспекте, электронное учебное пособие, ресурсы сети Интернет.
1.5 Методические рекомендации по подготовке презентации
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.
Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию о продукте вашей деятельности в легко воспринимаемой форме.
Этапы создания презентации
Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации.
Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая:
- определение целей;
- определение основной идеи презентации;
- подбор дополнительной информации;
- формирование структуры и логики подачи материала;
- создание структуры презентации;
- проверка логики подачи материала;
- подготовка заключения
Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия». Вы проверяете – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели.
При создании презентации необходимо учитывать:
- Слушатели перегружены информацией еще до презентации.
- У слушателей обычно короткая память.
- Публично проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.
- Восприятие Вашей презентации аудиторией более важно, чем Ваше собственное ощущение.
- Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
- Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
- Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).
- Первый слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название презентации; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество, должность автора;
- Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (3-5).
- Не перегружайте слайды лишними деталями.
- Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графика, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.
- Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить.
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчеркивание не рекомендуется, поскольку данный способ выделения текста совпадает с гиперссылкой.
- Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки – слева направо.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре слайда.
- Если на слайде располагается фото, надпись должна располагаться под ним.
- Логика предъявления информации на слайдах презентации должна соответствовать логике устного изложения.
- Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда аудитории.
- Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование только текстовой информации.
- Шрифт должен быть без засечек. Такой шрифт легче читать с большого расстояния. Шрифты рекомендуется использовать стандартные – Times New Roman, Arial. Лучше всего ограничиться использованием одного шрифта для всей презентации, но не более 2-х. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial.
- Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации.
- Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже строчных).
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для шрифта текста.
- Для фона и текста следует использовать контрастные цвета.
- Чертежи, рисунки, таблицы, диаграммы, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный вид, равномерно заполнять все экранное поле и должны быть подписаны.
- Не перегружайте слайды зрительной информацией.
- Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
- Презентация должна быть выполнена в едином стиле.
- Лучше, если вы сами создадите стиль презентации.
- Следует избегать стилей, которые будут отвлекать внимание от презентации.
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.
Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши слушатели буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для обучающих презентаций.
В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации.
При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана.
Важно проверять презентацию на удобство чтения с экран. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.
Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.
Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию
Название критерия | Оцениваемые параметры |
Тема презентации | Соответствие темы презентации заявленной теме выступления |
Дидактические и методические цели и задачи презентации |
|
Выделение основных идей презентации
|
|
Содержание |
|
Подбор информации для создания проекта – презентации |
|
Подача материала проекта – презентации
|
|
Логика и переходы во время проекта – презентации
|
|
Заключение
|
|
Дизайн презентации
|
|
Техническая часть |
|
1.6 Методические рекомендации по выполнению графических работ
Курс «Инженерная графика» имеет как профессиональное, так образовательное значение. С одной стороны, задачей курса является формирование знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности: выработка способности представить по плоским изображениям чертежа пространственную форму объекта, умение правильно понять и успешно использовать в работе многочисленные условности чертежей. Вместе с тем, курс способствует развитию познавательной деятельности, выработке логического мышления, воспитанию аккуратности, стремления довести начатое дело до конца.
Освоение дисциплины представляет определенные трудности: сложность процесса формирования пространственного мышления и большие затраты по времени для графического оформления. Для успешного преодоления этих проблем, необходимо:
- внимательно слушать объяснение материала в аудитории, конспектируя то, что рекомендует преподаватель под запись;
- для внеаудиторной работы необходимо иметь набор чертежных инструментов (циркуль, измеритель, линейку и т. п.), чтобы обеспечить точность графических построений;
-при выполнении чертежа учитывать линии связи, соблюдать перпендикулярность и параллельность осям;
- прежде чем приступить к заданию самостоятельной работы (графической работе) обязательно прочесть конспект или повторить параграф по учебнику;
- работы выполняются только чертежными инструментами, нельзя обводить линии «от руки» (за исключением тем «Эскиз детали» и «Технический рисунок детали»);
- графические работы следует выполнять в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД и своевременно, т.к. выполнение заданий самостоятельной работы позволит быстрее и глубже усвоить изученный материал.
Задания к внеаудиторной графической работе обучающийся получет у преподавателя. Выполненные работы могут быть представлены в электронном виде, а также на бумажных носителях. Правила подготовки чертежных инструментов к работе, требования к оформлению и порядок выполнения графических работ изучается на аудиторных занятиях.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом Цивильского аграрно-технологического техникума.
Критерии оценки практических работ
Оцен ка | Профессиональные компетенции | Компетенции, связанные с созданием и обработкой практической работы | Иные универсальные компетенции | Отчет ность |
«Отлично» | Работа выполнена на профессиональном уровне. Студент дает четкий правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе дисциплины терминологии. Чертежи читает свободно. Полностью овладел программным материалом, ясно представляет последовательность работы, твердо знает изученные правила и термины. Умело пользуется справочными материалами | Работа выполнена вполне самостоятельно, тщательно и аккуратно, эстетически грамотно. Соблюдаются требования нормативных документов. Ошибок в ответах не делает, но допускает незначительные неточности и оговорки, которые легко исправляет по требованию преподавателя | Студент проявил инициативу, творческий подход. Работа выполнена вполне самостоятельно | Работа выполнена полностью и сдана в срок |
«Хоро шо» | Работа выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Полностью овладел программным материалом, но при ответах на вопросы испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще словарного запаса и пространственного представления. Термиы и определения знает. Допущено до 4-5 фактических ошибок. Справочными материалами пользуется, но ориентируется с затруднениями | Работа выполнена сравнительно аккуратно. Допускаются ошибки второстепенного характера, которые исправляет и устраняет без дополнительных пояснений | Студент достаточно полно, но без инициативы и творческих находок выполнил возложенные на него задачи | Работа выполнена достаточно полно и в срок, но с некоторыми недоработками |
«Удовлетворительно» | Уровень знаний недостаточно высок. Основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных терминов и определений и обозначений усвоил. Допускает до 8 фактических ошибок. Студент может ответить лишь на некоторые вопросы, заданные работе. Ответы дает неполные, не связанные, но выявляющий общее понимание вопроса. Ответы дает неуверенно, но основные требования соблюдает | В процессе практической работы допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью преподавателя. Требует постоянной помощи преподавателя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности при устранении ошибок в работах | Студент выполнил большую часть работы | Работа сдана со значительным опозданием (больше недели). Объем работы меньше половины |
«Неудовлетворительно» | Не выполняет обязательные практические работы или работа выполнена на низком уровне. Допущено более 8 ошибок. Ответы на вопросы по работе обнаруживает непонимание и незнание предмета или наиболее важной части материала и отсутствие ориентации в чертежах. Чертежи читает только с помощью преподавателя и систематически допускает существенные ошибки. В справочной литературе не ориентируется | Работу выполняет только с помощью преподавателя и систематически допускает существенные ошибки. | Студент практически не выполнил свои задачи | Документация не сдана. |
1.7 Оценка знаний при устной проверке знаний
Нормы оценок | Оценка |
Студент: - полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям, твердо знает изученные правила и условности изображений; - дает четкий правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой терминологии; - ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию преподавателя | Отлично |
- полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления, правила изображения и условия обозначения знает; - дает правильный ответ в определенной логической последовательности: - при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью преподавателя; | Хорошо |
- основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил; - дает неполный, несвязно, но выявляющий общее понимание вопроса; - чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи преподавателя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности; | Удовлетво- рительно |
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; -ответы строит несвязно, допускае существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью преподавателя. | Неудовлет- ворительно |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература:
1. Аверин, В.Н. Компьютерная инженерная графика : учеб. пособие для студ. среднего проф. Образования [Текст] / В.Н. Аверин. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
2. Куликов, В.П. Инженерная графика: учебник [Текст] / В.П. Куликов, В.П. Кузин. – М.: Форум, 2009.-368 с.
3. Куликов В.П. Стандарты Инженерной графики: учебное пособие / В.П. Куликов. – М.: ФОРУМ, 2011. – 240 с. (Профессиональное образование)
4. Миронов, Б.Г. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ Б.Г. Миронов, Е.С. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 128 с.4.
5. Пуйческо Ф.И. Инженерная графика: учебник для студентов учреждений сред проф. образования/Ф.И. Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
Дополнительная литература:
6. Ганенко, А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) [Текст] / А.П. Ганенко, М.И. Лапсарь. – М.: Академия, 2009.- 352 с.
7. Гусарова, Е.А. Основы строительного черчения: учебник для начального профессионального образования/ Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.Н. Тельной.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 308 с.
8. Гусарова, Е.А. Строительное черчение: учебник для начального профессионального образования/ Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.Н. Тельной.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
9. Чекмарев А.А. Справочник по черчению [Текст] / А.А. Чекмарев. – М.:Академия, 2009.- 336 с.
Интернет ресурсы:
- http://engineering-graphics.spb.ru/book.php Электронный учебник Инженерная графика. Методические указания, каталог заданий, тесты.
- http://www.propro.ru/graphbook/eskd/eskd/gost/GOST.htm Единая система конструкторской документации. Основные положения. Классификация и обозначение изделий в конструкторских документах. Общие правила выполнения чертежей.
- http://kompasvideo.ru/ Видеоуроки по программе КОМПАС 3D
- http://risovatlegko.ru/cherchenie/zadachi/tekhnika-chercheniya-shrifty Занимательные задачи по черчению
- http://www.topeng.ru/state_standard-21-101-97-5.html ГОСТ 21.101-97 Основные требования к проектной и рабочей документации. Общие правила выполнении строительных чертежей