Студентам-заочникам

Федорова Людмила Васильевна

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

       Уважаемый  студент!   Самостоятельная работа при заочной форме обучения является основным видом учебной деятельности. Ваша самостоятельная работа по дисциплине предполагает следующее:

− самостоятельное изучение теоретического материала;

− выполнение практических работ;

− выполнение контрольных работ.

Методические указания  по дисциплине Инженерная графика является частью основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Цивильский аграрно-технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по специальности  23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 35.02.07. Механизация сельского хозяйства и 35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, разработанные в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

         Содержание дисциплины Инженерная графика разбито на смысловые блоки (разделы), которые изучаются по темам.  Структура каждой темы представлена  следующим образом:

·        Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) - Их нужно знать!

·                 План изучения темы (вопросы, необходимые для изучения).

·                 Краткое изложение теоретических вопросов. Наличие тезисной информации по теме сориентирует Вас на ключевые моменты тем, которые необходимо углубить и расширить материалом указанной литературы.

·        Практическая работа оформляется в виде графических работ. В методических  указаниях  представлен порядок выполнения графических работ, а также образец  выполнения и оформления заданий.

                     Выполнение графических работ обязательно!

·                 Вопросы для самоконтроля по теме (ориентированы на  вопросы итогового контроля по дисциплине).

·                 Основные и дополнительные источники по теме. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Для того чтобы Вы успешно прошли итоговую форму контроля, Вам необходимо, помимо освоения теоретического материала и  выполнения графических работ, необходимо выполнить домашнюю  контрольную работу, предусмотренную учебным планом.

Определив  свой вариант контрольной работы по присвоенному Вам шифру, вы должны:

-        внимательно ознакомиться с вопросами (теоретическими и практическими) своего варианта;

-        подобрать соответствующие учебно-методические пособия, изданные в техникуме, учебную литературу, нормативные и нормативно-правовые документы;

-        ознакомиться с подобранной информацией;

-        выполнить графические работы, предварительно изучив типовые

-             образцы по теме, используя учебно-методические пособия. оформить работу в соответствии с образцами.

  Если  Вами не освоен теоретический материал или у Вас возникают трудности при выполнении графических работ, а также при  выполнении контрольной работы, необходимо обратиться за помощью к преподавателю или попытаться ещё раз самостоятельно с помощью данных  методических  указаний  пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу.

В результате освоения дисциплины студент по специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта должен

 уметь:

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

выполнять деталирование сборочного чертежа;

решать графические задачи.

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

основные правила построения чертежей и схем;

способы графического представления пространственных образов;

возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

основы строительной графики.

               Освоение дисциплины требует обязательного выполнения студентами двух контрольных работ, 28 практических занятий. По  итогам изучения дисциплины проводится  дифференцированный зачет.

 

В результате освоения дисциплины студент по специальностям 35.02.07. Механизация сельского хозяйства и 35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства должен

уметь:

читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;

выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;

выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

знать:

правила чтения конструкторской и технологической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

законы, методы и приемы проекционного черчения;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;

технику и принципы нанесения размеров;

классы точности и их обозначение на чертежах;

     типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления.

Итоговый контроль по дисциплине

По  итогам изучения дисциплины за первую сессию выставляется зачет на основании оценок за графические работы и контрольную работу. По  результатам промежуточной  аттестации проводится проводится  дифференцированный зачет.

Таблица 1 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

для специальности 35.02.07 и 35.02.08

Формы отчетности, обязательные для сдачи

Количество

Практические работы

22

Контрольная работа

2

Итоговая аттестация

ДЗ

 

Таблица 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

для специальности 23.02.03

Формы отчетности, обязательные для сдачи

Количество

Практические работы

28

Контрольная работа

2

Итоговая аттестация

ДЗ

 

Желаем Вам удачи!

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для самостоятельного изучения дисциплинЫ

«ИНЖЕНЕРНая ГРАФИКа»

Прежде чем приступить к изучению данной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой, приобрести учебную литературу и тщательно продумать календарный план самостоятельной учебной работы. В настоящем учебно-методическом комплексе имеется рабочая программа, вопросы для самопроверки и рекомендуемая литература. Следует обратить внимание на другие учебные дисциплины, предлагаемые для изучения на данном курсе. Необходимо свой разработанный календарный план согласовать с учебным графиком и планами по другим учебным дисциплинам, предлагаемым для изучения. Изучив теоретический материал, следует ознакомиться с решением типовых задач по каждой теме курса и выполнить контрольную работу.

При составлении календарного плана самостоятельной работы, необходимо учитывать уровень своей математической подготовки, уметь достаточно аккуратно выполнять графические построения при решении конкретных геометрических задач. Правильно построенные самостоятельные занятия по проекционном черчении  и инженерной графике разрешат трудности в изучении этой дисциплины и научат студента представлять всевозможные сочетания геометрических форм в пространстве. Проекционное черчение  способствует развитию пространственного воображения (мышления), умению «читать» чертежи, с помощью чертежа передавать свои мысли и правильно понимать мысли другого, что крайне необходимо инженеру.

При изучении дисциплины «Инженерная графика» следует придерживаться следующих общих указаний:

1.        Дисциплину нужно изучать строго последовательно и систематически. Перерывы в занятиях, а также перегрузки нежелательны.

2.        Прочитанный в учебной литературе материал должен быть глубоко усвоен. Следует избегать механического запоминания теорем, отдельных формулировок и решений задач. Такое запоминание непрочно и не даст желаемого результата при выполнении контрольной работы. Студент должен разобраться в теоретическом материале и научиться применять его как общую схему к решению конкретных задач.

При изучении того или иного материала дисциплин не исключено возникновение у студента ложного впечатления, что все прочитанное им хорошо понято, что материал прост и можно не задерживаться на нем. Свои знания надо проверить ответами на поставленные в конце каждой темы вопросы и решением задач.

3.        Очень большую помощь в изучении дисциплин оказывает хороший конспект учебника или аудиторных занятий, где записывают основные положения изучаемой темы и краткие пояснения графических построений в решении геометрических задач. Такой конспект помогает глубже понять и запомнить изучаемый материал. Он служит также справочником, к которому необходимо прибегать, сопоставляя темы в единой взаимосвязи.

Каждую тему курса по учебнику желательно прочитать дважды. При первом чтении учебника глубоко и последовательно изучают весь материал темы. При повторном изучении темы рекомендуется вести конспект, записывая в нем основные положения теории, теоремы курса и порядок решения типовых задач. В конспекте надо указать ту часть пояснительного материала, которая плохо запоминается и нуждается в частом повторении. При подготовке к экзамену конспект не может заменить учебник.

4.        Решению задач по «Инженерная графика» должно быть уделено особое внимание. Решение задач является наилучшим средством более глубокого всестороннего постижения основных положений теории.

Прежде чем приступить к решению той или иной геометрической задачи, надо понять ее условие и четко представить себе схему решения, т.е. установить последовательность выполнения операций. Надо представить себе в  пространстве заданные геометрические образы.

5.        В начальной стадии изучения дисциплин полезно прибегать к моделированию изучаемых геометрических форм и их сочетаний. Значительную помощь оказывают зарисовки воображаемых моделей, а также их простейшие макеты. В дальнейшем надо привыкать выполнять различные операции с геометрическими формами в пространстве на их проекционных изображениях, не прибегая уже к помощи моделей и зарисовок. Основательная проверка знаний студента может быть проведена им же самим в процессе выполнения контрольной работы. Здесь студент должен поставить себя в такие условия, какие бывают на зачете.

6.        Если в процессе изучения курса  у студента возникли трудности, то он должен обратиться за консультацией к преподавателю. Студент-заочник должен поддерживать самую тесную связь с преподавателем-рецензентом по всем вопросам, связанным с изучением учебной дисциплины.

 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в дисциплину

     Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии графики. Общие сведения о стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции и развитии научно – технического прогресса. ЕСКД в системе государственной стандартизации. Ознакомление студентов с необходимыми для занятия учебными пособиями, материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, машинами и оснащением конструкторских бюро.

Раздел 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей

Форматы чертежей по ГОСТ – основные и дополнительные. Линии чертежа ГОСТ 2.301 – 68. Основная надпись чертежа ГОСТ 2.104 – 68.

Упражнение (в рабочей тетради студента). Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом.

Шрифты чертежные ГОСТ 2,304 – 81. Сведения о стандартных шрифтах и конструкции букв и цифр. Техника исполнения. Оформление основной надписи.

Тема 1.2. Геометрические построения.

Тема1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей

Уклон и конусность на технических деталях, правила их определения, построения по заданной величине и обозначение. Деление окружности на равные части. Построение и обводка лекальных кривых. Геометрические построения, используемые при вычерчивании контуров технических деталей. Размеры изображений, принцип их нанесения на чертеж по ГОСТ.

Упражнение. Деление окружности на равные части. Построение обводка лекальных кривых, сопряжения.

Раздел 2. ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

(ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ)

Тема 2.1 Метод проекций. Эпюра Монжа

Образование проекций. Методы и виды проецирования. Типы проекций их свойства. Комплексный чертеж. Понятие об эпюре Монжа. Проецирование точки. Расположение проекций точки на комплексных  чертежах. Понятие о координатах точки. Проецирования отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей проекций. Взаимное  положение точки и прямой в пространстве. Взаимное положение прямых в пространстве. Изображение плоскости на комплексном чертеже. Плоскости общего и частного положения. Проекции точек и прямых, принадлежащих плоскости. Особые линии плоскости. Взаимное расположение плоскостей. Прямые, параллельные и перпендикулярные плоскости. Пересечение прямой с плоскостью. Пересечение плоскостей.

Упражнение. Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой.

Тема 2.2 Поверхноcти и тела

Определение поверхностей тел. Проецирования геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндры, конуса, шара и тора) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций элементов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих). Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям. Особые линии на поверхностях вращения: параллели, меридианы, экватор.

Упражнение. Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекции точек и линий, принадлежащих поверхности конкретного геометрического тела.

Тема 2.3 Аксонометрические проекции

Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и фронтальная диметрическая. Аксонометрические оси. Показатели искажения. Прямоугольные изометрические проекции. Прямоугольные диметрические проекции. Косоугольные аксонометрические проекции.

Упражнение. Изображение плоских фигур и геометрических тел в различных видах аксонометрических проекций.

Тема 2.4 Сечение геометрических тел плоскостями

Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной  величины фигуры сечения.

Построение разверток поверхностей усеченных тел: призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях.

Упражнение. Изготовление моделей усеченных геометрических тел.

Тема 2.6 Комплексные чертежи моделей

Выбор положения модели для более наглядного ее изображения

Упражнение. Построение комплексных чертежей моделей с натуры. Построение третьей проекции по двум заданным. Построение комплексного чертежа моделей по аксонометрическим проекциям.

Тема 2.7 Понятие о разрезах

Понятие о разрезах по ГОСТ 2.305 – 68. Разрезы простые: фронтальный, горизонтальный, профильный, наклонный. Условности и упрощения: Соединение вида и разреза на симметричных изображениях; разрезы через тонкие стенки, ребра и т.п. Обозначение разрезов с учетом поправок ГОСТ.

Тема 2.8 Техническое рисование

Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции. Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей. Техника зарисовки квадрата, прямоугольника, треугольника и круга, расположенных в плоскостях, параллельных какой – либо из плоскостей проекций.

Технический рисунок призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Придание рисунка рельефности (штриховкой или шраффировкой).

Упражнение. Выполнение рисунков геометрических тел.

Раздел 3. Машиностроительное черчение

Тема 3.1 Правила разработки и оформления конструкторской документации

Машиностроительный чертеж, его назначение.

Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Обзор разновидностей современных чертежей.

 Виды изделий по ГОСТ 2.101 – 68 (деталь, сборочная единица, комплекс, комплект). Виды конструкторской документации в зависимости от содержания по ГОСТ 2.102 – 68.

Виды конструкторской документации в зависимости от стадии  разработки по ГОСТ 2.103 – 68 (проектные и рабочие). Литера присваиваемая конструкторским документам. Виды конструкторских документов в зависимости от способа выполнения и характера использования (оригинал, подлинник, дубликат, копия).

Основные надписи на различных конструкторских документах. Ознакомление с современными тенденциями автоматизации и механизации чертежно–графических и проектно–конструкторских работ.

Упражнение. Выполнение надписей на чертежах.

Тема 3.2 Изображения – виды, разрезы, сечения

Виды: назначение, расположение и обозначение основных, местных и дополнительных видов. Разрезы: горизонтальный, вертикальные (фронтальный и профильный) и наклонный. Сложные разрезы (ступенчатые и ломаные).

Расположение разрезов. Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной разреза. Обозначение разрезов.

Сечения вынесенные и наложенные. Расположение сечений, сечения цилиндрической поверхности. Обозначения сечений. Графическое обозначение материалов в сечении.

Выносные Элементы, их определение и содержание. Применение выносных элементов. Расположение и обозначение выносных элементов.

Условности и упрощения. Частные изображения симметричных видов, разрезов и сечений. Разрезы через тонкие стенки, ребра, спицы и т.п. Разрезы длинных предметов. Изображение рифления и т.д.

Упражнение. Выполнение простых и сложных разрезов и сечений для деталей повышенной сложности (без резьбы).

Тема 3.3 Винтовые поверхности и изделия с резьбой

Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Понятие о винтовой поверхности.

Основные сведения о резьбе. Основные типы резьб. Различные профили резьбы. Условное изображение резьбы. Нарезание резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Обозначение стандартных и специальных резьб. Обозначение левой и многозаходных резьб. Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей (болтов, шпилек, гаек, шайб и др.) по их действительным размерам в соответствии с ГОСТ.

Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепежных деталей.

Упражнение. Изображение и обозначение резьб. Вычерчивание крепежных деталей с резьбой.

Тема 3.4 Эскизы и рабочие чертежи деталей

Форма детали и ее элементы. Выполнение надписей на чертежах. Графическая и текстовая часть чертежа.

Применение нормальных диаметров, длины и т.п. Понятие о конструктивных и технологических базах.

Измерительный инструмент и приемы измерения деталей.

Литейные и штамповочные уклоны и скругления. Центровые отверстия, галтели, проточки.

Понятие о шероховатости поверхности, правила нанесения на чертеж ее обозначений. Обозначение на чертежах материала, применяемого для изготовления деталей. Назначение эскиза и рабочего чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей. Рабочие чертежи изделий основного и вспомогательного производства – их виды, назначение, требования, предъявляемые к ним. Ознакомление с техническими требованиями к рабочим чертежам.

Понятие о допусках и посадках.

Порядок составления рабочего чертежа детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа.

Понятие об оформлении рабочих чертежей изделий для единичного и массового производства.

Упражнение. Выполнение эскизов и рабочих чертежей машиностроительных деталей 1-й и 2-й сложности. Чтение рабочих чертежей.

Тема 3.5 Разъемные и неразъемные соединения деталей

Различные виды разъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые), штифтовые соединения деталей, их назначение, условия выполнения.

Первоначальные сведения по оформлению элементов сборочных чертежей (обводка контуров соприкасающихся деталей, штриховка разрезов и сечений, изображение зазоров).

Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы.

Изображение соединений при помощи болтов, шпилек, винтов, упрощенно по ГОСТ 2.315 – 68.

Сборочные чертежи неразъемных соединений.

Упражнение. Вычерчивание болтового, шпилечного, винтового соединений деталей по условным соотношениям и упрощенно. Выполнение чертежей неразъемных соединений деталей. Чтение чертежей разъемных и неразъемных соединений деталей.

Тема 3.6 Зубчатые передачи

Основные виды передач. Технология изготовления, основные параметры, расчет. Конструктивные разновидности зубчатых колес.

Условные изображения зубчатых колес на рабочих чертежах. Условные изображения цилиндрической, конической и червячной передач по ГОСТу.

Изображение шпоночного и шлицевого соединений зубчатых колес свалом.

Упражнение. Выполнение эскиза зубчатого колеса.

Тема 3.7 Сборочный чертеж

Комплект конструкторской документации.

Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа.

Выполнение эскизов деталей разъемной сборочной единицы, предназначенных для выполнения сборочного чертежа. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок сборки и разборки сборочных единиц.

Обозначение изделия и его составных частей. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях.

Изображение контуров пограничных деталей. Изображение частей изделия в крайнем и промежуточном положениях.

Конструктивные особенности при изображении сопрягаемых деталей (проточки, подгонки соединений по нескольким плоскостям и др.). упрощения, применяемые в сборочных чертежах. Изображение уплотнительных устройств, подшипников, пружин, стопорных и установочных устройств.

Назначение спецификаций. Порядок их заполнения. Основные надписи на текстовых документах. Нанесение номеров позиций на сборочный чертеж.

Упражнение. Чтение сборочных чертежей.

Тема 3.8 Чертеж общего вида

Назначение конкретной сборочной единицы. Принцип работы. Количество деталей, входящих в сборочную единицу. Количество стандартных деталей. Габаритные, установочные, присоединительные и монтажные размеры. Деталирование чертежа общего вида (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования сборочных чертежей отдельных деталей. Увязка сборочных чертежей.

Упражнение. Чтение сборочных чертежей

Раздел 4. Чертежи и схемы по специальности

Содержание темы разрабатывается учебно-методической комиссией учебного заведения в соответствии с получаемой специальностью, согласовывается с учебно-методическими комиссиями профилирующих дисциплин и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Типы схем в зависимости от основного назначения. Общие сведения о схемах. Виды схем в зависимости от характера элементов и линий связи: кинематические, гидравлические, пневматические, электрические и др.

Условные графические обозначения элементов на чертежах, схемах по ГОСТу.

Правила выполнения схем в соответствии с требованиями ЕСКД.

Упражнение. Выполнение и чтение схем по специальности в соответствии с требованиями нормативных документов ЕСКД.

Раздел 5. Основы строительного черчения

Виды строительных чертежей. Фасады, планы и разрезы зданий. Основные положения СПДС по выполнению чертежей. Экспликация помещений. Экспликация оборудования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

·        Сколько форматов А4 содержится в листе формата А1?

·        Как образуются дополнительные форматы чертежей?

·        Чем определяется размер шрифта?

·        Чему равна высота строчных букв по сравнению с прописными?

·        Допускается ли применение в чертежах прямого шрифта?

·        От чего зависит выбор толщины линии обводки видимого контура?

·        Какого начертания и какой толщины проводят линии осевые, центровые, выносные, размерные и штриховые?

·        Как обозначают центровые линии окружности небольшого диаметра (менее 12 мм)?

·        В каких единицах измерения проставляют размерные числа на чертежах?

·        На каком расстоянии от контура рекомендуется проводить размерные линии?

·        В каких случаях стрелку размерной линии заменяют точкой или штрихом?

·        Как располагают цифры размеров угла?

·        В каких случаях проставляют знаки Æ?

·        Какие проставляют размеры при выполнении чертежа в масштабе, отличном от 1:1?

·        На каких двух положениях геометрии основано построение сопряжений?

·        Перечислите элементы сопряжений.

·        Какие изображения называют рисунками, какие чертежами?

·        Какие основные методы проецирования геометрических форм на плоскости известны вам?

·        Сформулируйте основные свойства параллельного проецирования.

·        Что называют обратимостью чертежа?

·        Как расшифровывается слово «ортогональный»?

·        Сформулируйте на чертежах особенности методов ортогональных и аксонометрических проекций.

·        В каком случае при параллельном проецировании отрезок прямой линии проецируется в натуральную величину?

·        Что называют координатами точки пространства в декартовой системе координат?

·        Укажите основные свойства чертежей геометрических образов.

·        Что такое метод Монжа?

·        Какой чертеж называется комплексным?

·        В какой последовательности записываются координаты в обозначении точки?

·        Как называются и обозначаются основные плоскости проекций?

·        Назовите методы построения третьей проекции геометрических образов.

·        Какое положение может занимать прямая относительно плоскостей проекций?

·        Какие прямые называют линиями уровня? Постройте их комплексный чертеж.

·        Какие проецирующие прямые вы знаете?

·        Как могут быть расположены в пространстве две прямые?

·        Как изображаются на чертеже пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые линии?

 

·        Могут ли скрещивающиеся прямые линии иметь параллельные проекции на плоскостях проекций?

·        Какие точки называются конкурирующими?

·        Как определить видимость элементов пространства относительно данной плоскости проекций с помощью конкурирующих точек?

·        Какие способы задания плоскости вы знаете?

·        Как строят прямые линии и точки, принадлежащие плоскости?

·        Покажите чертежи проецирующих плоскостей и плоскостей уровня.

·        Как строят прямые линии и точки, принадлежащие заданной плоскости?

·        Изложите особенности проецирующих плоскостей.

·        Покажите способы построения горизонтали, фронтали и линии наибольшего наклона плоскостей общего положения и проецирующих плоскостей.

·        Какие проекции называют аксонометрическими? Назовите их виды.

·        Что называют коэффициентом (показателем) искажения? 

·        Укажите коэффициенты искажений по направлениям осей в прямоугольной изометрии, в диметрии.

·        Укажите направления и величины осей эллипсов как изометрических и диметрических проекций окружностей, вписанных в квадраты граней куба, ребра которого параллельны координатным осям.

·        Каковы основные способы задания поверхностей?

·        Что называют каркасом поверхности?

·        Что называют поверхностью вращения? Что называют определителем поверхности?

·        Назовите основные виды перемещений образующей линии.

·        Как образуются и задаются на чертеже поверхности вращения, винтовые поверхности?

·        Укажите основные свойства поверхностей вращения.

·        Что называется параллелями и меридианами на поверхностях вращения, экватором, горлом, меридианом? Как образуется прямая винтовая поверхность?

·        Какие  способы преобразования проекций вы знаете?

·        Расскажите последовательность нахождения фигуры сечения.

·        В чем заключается метод вспомогательных секущих плоскостей?

·        Какие правила существуют для нахождения действительной величины фигуры сечения?

·        С чего начать построение развертки усеченных тел? (призмы, цилиндра, пирамиды, конуса);

·        Что такое разрез?

·        Для какой цели применяют разрезы?

·        Какие разрезы называют простыми?

·        Какой разрез называется горизонтальным? Вертикальным? Наклонным?

·        Какие бывают вертикальные разрезы?

·        Где могут быть расположены горизонтальный, фронтальный и профильные разрезы?

·        В каком случае можно соединить половину вида с половиной разреза?

·        Как отделить вид от разрера, если с осью симметрии совпадает ребро на внешней или внутренней поверхности детали?

·        Как обозначаются простые разрезы?

·        Каковы размеры стрелки, указывающей направление взгляда при выполнении сечения и разреза?

·        Какой простой разрез можно не обозначать?

·        Как проводят секущие плоскости при образовании разрезов на аксонометрических изображениях?

·        Как направляются линии штриховки сечений на аксонометрических изображениях?

·        Какие разрезы называют сложными?

·        Какие разрезы называются ступенчатыми? Ломаными?

·        Что такое «местный» разрез?

·        Что называют сечением?

·        Как обводятся линии контура наложенного и вынесенного сечения?

·        Как обозначаются сечения?

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль знаний студента проходит в виде зачета по схеме:

- зачет принимает преподаватель дисциплины; - сдача зачета проводится в часы и дни, установленные по расписанию;

- к зачету допускают студентов, полностью выполнивших все работы, установленные рабочей программой; готовность работ определяется наличием положительной рецензии преподавателя.

Зачет состоит: из просмотра преподавателем выполненных графических работ; выполнения студентом зачетных заданий, содержание которых устанавливает кафедра; вопросов преподавателя по чертежам, выявляющих знание    студентом ГОСТов и ЕСКД и его умение читать чертежи.

Оценка знаний проводится по пятибальной системе. В случае неудовлетворительной оценки преподаватель определяет, должен ли допущенный к пересдаче студент выполнить дополнительные работы или может явиться для новой сдачи с прежними работами

После сдачи зачета контрольные работы студентов остаются на хранении в техникуме

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Аверин, В.Н. Компьютерная инженерная графика : учеб. пособие для студ. среднего проф. Образования [Текст] / В.Н. Аверин. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.

2. Куликов, В.П. Инженерная графика: учебник  [Текст] / В.П. Куликов, В.П. Кузин. – М.: Форум, 2009.-368 с.

3. Куликов В.П. Стандарты Инженерной графики: учебное пособие / В.П. Куликов. – М.: ФОРУМ, 2011. – 240 с. (Профессиональное образование)

4. Миронов, Б.Г. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ Б.Г. Миронов, Е.С. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия»,  2012 – 128 с.4.

5. Пуйческу Ф.И. Инженерная графика: учебник для студентов учреждений сред проф. образования/Ф.И. Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.

Дополнительная литература:

6. Ганенко, А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) [Текст] /  А.П. Ганенко, М.И. Лапсарь. – М.: Академия, 2009.- 352 с.

7. Гусарова, Е.А. Основы строительного черчения: учебник для начального профессионального образования/ Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.Н. Тельной.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 308 с.

8. Гусарова, Е.А. Строительное черчение: учебник для начального профессионального образования/ Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.Н. Тельной.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.

9. Чекмарев А.А. Справочник по черчению [Текст] / А.А. Чекмарев. – М.:Академия, 2009.- 336 с.

 

Интернет ресурсы:

1.      http://engineering-graphics.spb.ru/book.php Электронный учебник Инженерная графика. Методические указания, каталог заданий, тесты.

2.      http://www.propro.ru/graphbook/eskd/eskd/gost/GOST.htm Единая система конструкторской документации. Основные положения. Классификация и обозначение изделий в конструкторских документах. Общие правила выполнения чертежей.

3.      http://kompasvideo.ru/ Видеоуроки по программе КОМПАС 3D

4.      http://risovatlegko.ru/cherchenie/zadachi/tekhnika-chercheniya-shrifty Занимательные задачи по черчению

5.      http://www.topeng.ru/state_standard-21-101-97-5.html ГОСТ 21.101-97 Основные требования к проектной и рабочей документации. Общие правила выполнении строительных чертежейЗадания и методические указания по выполнению контрольной работы №2 по дисциплине "Инженерная графика"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_no2_dlya_zaochnikov_ig.docx332.47 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_no1.doc2.74 МБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

Контрольная работа №2 состоит из трех заданий.

Лист 2-1. Эскиз детали с резьбой с применением разрезов и сечений

Лист 2-2. Виды соединений

Лист 2-3. Сборочный чертеж. Спецификация. Деталирование сборочного чертежа.

Лист 2-1

Задание. Выполнить эскиз детали с резьбой с внутренним пространством с выполнением разреза или сечения.

Методические рекомендации к выполнению Листа 2-1. Эскиз детали выполняют на листе в клетку формата А4. Деталь для эскиза следует выбрать на производстве или в быту. Деталь не должна быть сложной по форме, но обязательно с внутренней или внешней резьбовой поверхностью.

C:\Users\Admin\Desktop\ris43.png

Рисунок 13. Фрагмент выполнения эскиза.

Эскиз – это чертеж, выполненный без применения чертежных инструментов, без точного соблюдения масштаба, но с соблюдением пропорций между отдельными элементами деталей. Эскизы предназначены для разового использования. По эскизам выполняют рабочие чертежи, а в отдельных случаях изготовляют детали.

Эскизы обычно выполняют мягким карандашом на бумаге в клетку. Линии, надписи и цифры должны быть четкими. Все построения следует производить от руки. На эскизе необходимо соблюдать пропорциональность линейных размеров элементов деталей и проекционную связь.

Рабочий чертеж детали отличается от эскиза тем, что он выполняется чертежными инструментами или с помощью чертежной программы на компьютере (например, в Автокаде, Компасе и др.) в стандартном масштабе, на стандартных форматах, при строгом соблюдении типов линий и их толщины. На рабочем чертеже, как и на эскизе детали должны быть помещены все сведения, необходимые для изготовления детали, т.е. должна быть передана форма детали и ее размеры, указаны допустимые отклонения от номинальных размеров.

Каждый чертеж должен иметь основную надпись, которая располагается в правом нижнем углу чертежа. Форма основной надписи для машиностроительных чертежей должна соответствовать ГОСТ 2.104-68.

В основной надписи указать наименование изделия и марку материала ( в графе 3 рисунка1)

Нанесение размеров на эскизах и чертежах

Перед нанесением размеров, рекомендуем внимательно изучить ГОСТ 2.307-68 о нанесении размеров и предельных отклонений на чертежах. Проставляя размеры, следует учитывать требования конструкции, технологию обработки детали и возможность контроля. Поэтому перед простановкой размеров следует выбрать поверхности или линии детали, от которых будет производиться обмер детали при ее обработке на станах. Эти поверхности называют базами. Базы могут быть конструкторскими и технологическими. Взаимное положение разных поверхностей детали задается линейными или угловыми размерами. Точки и линии чертежа детали, по отношению к которым конструктор ориентирует другие детали, называются конструкторским базами. Поверхность, от которой лучше всего производить измерение в процессе изготовления детали, называется технологической базой.

Проставить размеры так, чтобы были учтены требования конструкции и технологии, - задача очень сложная, так как часто простановка размеров от конструктивных баз не совпадет с простановкой размеров от технологических баз. Размеры следует проставлять так, чтобы их было удобно контролировать конкретным измерительным инструментом, чтобы рабочий при изготовлении детали по чертежу не производил ни каких подсчетов и пользовался только теми размерами, которые проставлены на чертеже.

В практике применяют три способа нанесения размеров: цепочкой, координатный (от одной базы) и комбинированный. При нанесении размеров цепочкой один из них не указывают, так как он определяется габаритным размером детали. Основным недостатком этого способа является суммирование ошибок, которые могут появиться в процессе изготовления детали. При координатном способе размеры наносят от выбранной базы. При этом способе любой размер не зависит от других размеров детали. Комбинированный способ соединяет особенности цепного и координатного способов. Этот способ является наиболее распространенным.

Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления детали. Не допускается повторять размеры одного и того же элемента на разных изображениях. Размеры нескольких одинаковых элементов можно наносить один раз, с указанием на выноске количество этих элементов.

Каждый размер соответствует определенной технологической операции. Рекомендуется размеры, относящиеся к внутренней поверхности, наносить со сторон разреза, а наружные размеры - со стороны вида.

При выполнении эскизов деталей с натуры, а также при выполнении рабочих чертежей деталей следует пользоваться нормальными линейными размерами, установленными ГОСТ 6636-69.

Требование применения нормальных размеров распространяется на те поверхности, которые изготовляют по системе допусков. Нормальные размеры рекомендуется округлять, если это возможно, отдавая предпочтение в первую очередь числам, оканчивающимся на нуль, а затем на нуль и пять и, наконец на 2 и 8. Применение нормальных линейных и угловых размеров при изготовлении деталей машин значительно сокращает количество необходимых измерительных калибров и себестоимость изделий.

Листа 2-2

«Виды соединений»

Задание. На листе формата А3 выполнить примеры построения разъемных и неразъемных соединений.

Методические рекомендации к выполнению листа 2-2. На формате А3 выполнить 4 чертежа с примерами построения разъемных и неразъемных соединений: резьбового, шпоночного, зубчатого, штифтового, паяного, сварного, заклепочного или клееного соединений.

Соединение называются разъемным, если его можно разобрать не ломая целостности соединяемых деталей. Примеры чертежей разъемных и неразъемных соединений приведены ниже. Выбор чертежей соединений предоставляется на усмотрение студента.

http://www.tepka.ru/cherchenie_9/191.gifhttp://texttotext.ru/images/stories/metoda014/image013.jpg

                 а                                                                  б                                    

http://s017.radikal.ru/i417/1112/27/3a7ded2f9c00.jpg       http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/176/175549/175549_html_m6d4f715d.png

               в                                                                    г

Рисунок 14. Примеры соединений: резьбового а), сварного б), шпоночного в) и паяного г).

Лист 2-3

Задание. На формате А3 или А2 выполнить сборочный чертеж изделия, необходимого для ремонта и обслуживания машин, механизмов, узлов. Заполнить спецификацию. На 4 листах формата А4 выполнить деталирование - чертежи четырех деталей сборочной единицы.

Методические рекомендации к выполнению листа 2-3

Сборочный чертеж - это конструкторский документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля.

Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой различными сборочными операциями.

Сборочный чертеж должен содержать:

  • изображение сборочной единицы;
  • необходимые размеры;-
  • номера позиций;
  • технические требования;
  • техническую характеристику изделия (при необходимости).

ИЗОБРАЖЕНИЕ СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ

Количество изображений должно быть наименьшим, но достаточным для представления расположения и взаимной связи составных частей и обеспечивающим возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы.

На сборочном чертеже должны быть указаны:

  • габаритные размеры изделия (размеры, определяющие внешние очертания изделия) ;
  • установочные и присоединительные размеры (размеры, определяющие величины элементов, по которым данное изделие устанавливают на месте монтажа или присоединяют к другому изделию);
  • размеры и другие параметры, выполняемые или контролируемые по данному чертежу;
  • другие необходимые справочные размеры. 

Справочные размеры - это размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указываемые для большего удобства пользования чертежом. Справочные размеры на чертеже указываются знаком «*»

К справочным размерам на сборочном чертеже относятся:

  • размеры, по которым определяют предельные положения отдельных элементов конструкции (например, ход поршня);
  • размеры, перенесенные с чертежей деталей и используемые в качестве установочных и присоединительных;
  • габаритные размеры, перенесенные с чертежей деталей или являющиеся суммой размеров нескольких деталей.

НОМЕРА ПОЗИЦИЙ

На сборочном чертеже все составные части сборочной единицы нумеруют в соответствии с номерами позиций, указанными в спецификации (см. раздел 13.4) этой сборочной единицы. Номера позиций наносят на полках линий-выносок, проводимых от изображений составных частей, и группируют в колонку или строчку по возможности на одной линии (рис.56). Линии-выноски заканчиваются на изображении видимой точкой (или стрелкой, если деталь зачернена). Линии-выноски не должны пересекаться между собой и быть параллельными линиям штриховки, не должны пересекать, по возможности, размерные линии и элементы изображения. Разрешается делать общую линию-выноску с вертикальным расположением номеров позиций для группы деталей с отчетливо выраженной и исключающей различное понимание взаимосвязью. При этом на верхней полке указывают номер позиции той детали, на изображении которой линия-выноска начинается точкой или стрелкой . Номера позиций указывают на тех изображениях, на которых соответствующие части проецируются как видимые, как правило, один раз. Допускается повторно указывать номера позиций одинаковых составных частей, выделяя их двойной полкой . Размер шрифта номеров позиций должен быть на один-два номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Технические требования, излагаемые на чертеже, группируют по однородности (например, по качеству изделия, условиям и методам испытания, правилам транспортировки и хранения, особым условиям эксплуатации т.п.). Технические требования располагают над основной надписью в колонку, ширина которой не должна превышать 185 мм. На листах формата более А4 допускается размещение текста в две и более колонки с шириной каждой не более 185 мм. Пункты технических требований должны иметь сквозную нумерацию. Каждый пункт технических требований записывают с новой строки. Заголовок "Технические требования" пишут только в случае размещения на чертеже еще и технической характеристики.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В случае если необходимо указать техническую характеристику изделия, ее размещают отдельно от технических требований, с самостоятельной нумерацией пунктов, на свободном поле чертежа под заголовком "Техническая характеристика".

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Графический конструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта, называется спецификацией. Спецификация составляется в табличной форме на отдельных листах формата А4 (297 х 210) на каждую сборочную единицу. Основная надпись выполняется размером 40 х 185 в соответствии с ГОСТ 2.104—68.

Форма и порядок выполнения спецификации определяется ГОСТ 2.108—68. Заполняют спецификацию сверху вниз. Разделы спецификации располагаются в такой последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, прочие изделия, материалы, комплекты.

C:\Users\Admin\Desktop\52928-vms-s'emniknew - копия.jpg

Рисунок 15. Сборочный чертеж съемника

спецификация к двум сборочным чертежом

Рисунок 16. Форма и размеры спецификации

C:\Users\Admin\Desktop\52928-vms-s'emniknew - копия (2).jpg

Рисунок 17. Деталирование сборочного чертежа


Предварительный просмотр: