ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.
Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению.
Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.
В дошкольном возрасте движения доставляют детям мышечную радость – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного развития; важнейшее средство и условие общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; и, наконец, основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.
В процессе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста развитию движений кистей и пальцев рук без предметов с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной педагогической практике.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Сейчас очень широко используются пальчиковые игры Екатерины Железновой.
Пальчиковые игры Железновой предназначены для малышей от 2 до 5 лет. Все игры сопровождаются забавными стежками и песенками.
Прежде, чем переходить к описанию пальчиковых игр Железновой, хотелось бы рассказать, какую роль они играют в развитии мелкой моторики ребенка и в развитии в целом. Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность.
При помощи таких игр у Вас с малышом сформируются добрые взаимоотношения, и Вы получите массу положительных эмоций!
Персонажи пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
С некоторыми играми, в которых требуется действовать пальчиками поочередно, например, «Два толстых поросенка», «Два рыжих таракана», самостоятельно справятся дети 4 – 5 лет, а если ваш малыш младше, то такие игры он сможет выполнить только с Вашей помощью.
- Стишки для пальчиковых игр следует произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, а движения выполняйте синхронно с текстом.
- Предложенные стишки можно пропевать под любую мелодию.
- Выполнять все упражнения следует вместе с ребенком, демонстрируя увлеченность. Это поможет малышу не только запомнить и правильно выполнять упражнения, жесты, но и создаст необходимый настрой!
- При проведении повторных занятий Вы заметите, что ребенок сначала начинает повторять за вами отрывки фраз, а в дальнейшем и все стихотворение, соотнося слова и движения. Не требуйте от него выполнения непосильных задач, например, произносить стихотворение и выполнять движения. Все это у него получиться постепенно, главное сейчас не отбить охоту заниматься!
- Начинать следует с двух или трех игр, постепенно дополняя их новыми. Таким образом, у ребенка появятся любимые игры, к которым Вы будете возвращаться снова и снова.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что – то неправильно, поощряйте успехи.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.
2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.
3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primer_palchikovyh_igr.docx | 22.41 КБ |
igraem_v_palchikovye_igry.docx | 10.3 КБ |
1.docx | 11.62 КБ |
tekst_palchikovoy_igry.docx | 11.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ЕКАТЕРИНЫ ЖЕЛЕЗНОВОЙ
1. | Паучок Паучок ходил по ветке, Дождик с неба вдруг полил, | Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
2. | Пчёлки Домик маленький на ёлке, | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Ребенок заглядывают в «улей». |
3. | Червячки Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). |
4. | Пять утят Пять утят плывут вперёд, | Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). |
5. | Рыбки Пять маленьких рыбок | Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение. |
6. | Улитка В домике она сидит, | Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
|
7. | Часы Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки «скатываются» на пол. Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком. | |
8. | Весёлая мышка Перчатку нашла, Гнездо в ней устроив, Мышат позвала. Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила (отшлёпала) всех и отправила спать. | Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши «ковшом» Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест) Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). |
9. | Котята У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. | Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. Покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). |
10 | Зайцы Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!” А двое вдруг спросили: «Он может сделать “Бах”?» “Бах” — выстрелил охотник, Хлопаем в ладоши. Нажав ружья курок, Бежим пальчиками по столу или коленям. И десять серых зайцев Пустились наутёк. | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. |
11 | Разминка Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём И немножко отдохнём. Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём И сначала всё начнём. Головами покиваем, ... Плечиками мы покрутим, ... | Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом. Прижимаем указательные пальцы к губам. Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками. Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется. |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной!
Предварительный просмотр:
23.08.2017г. Пальчиковые игры дают ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счёте — сформировать представление о своём теле. Это развивает у малыша уверенность в себе и предотвращает возможность возникновения в дальнейшем различных неврозов.
МОИ ВЕЩИ
Вот это - мой зонтик ,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой,
сгибаем её (зонтик)
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по
правой (зонтику)
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой"
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь
о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.
Предварительный просмотр:
01.09.02017г.
ДОМ
Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком"
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко"
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс" мизинец отсоеденить от других пальцев
Чтоб на травке жил жучок,
«Бегаем» пальчиками по ладони второй руки
Бегал быстрый паучок.
Поменяв руки, «бегаем» по второй руке до локтя вверх - вниз
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх
Чтоб флажок на доме был, (показываем « флюгер» одной рукой)
А за домом ежик жил. (руки - в « замок, пальцы –вверх)