Проект "Почемучки" с детьми 2-3 лет (долгосрочный)
Проектная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста.
Тема проекта «Почемучки».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Сроки реализации проекта: 2016 – 2017 учебный год
Участники проекта: дети второй ранней группы, воспитатели, родители.
Цель. Создать условия для развития познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Задачи.
Объединить усилия взрослых (родителей и педагогов ДОУ) по обеспечению условий развития у детей познавательных интересов и способностей средствами разнообразия образовательного процесса.
Развивать мышление, логику, творчество детей.
Помогать робким и застенчивым детям включаться в экспериментальную деятельность.
Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
Актуальность проекта.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Принципы:
- принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой);
- принцип связи игры и искусства с жизнью;
- принцип сотворчества взрослых и детей.
Основные методы работы:
- метод экспериментирования.
Ожидаемые результаты:
Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
Сформировать умение проявлять интерес к новым предметам, манипулировать ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводить действия.
Пополнение и активизация словаря детей.
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей познавательно-исследовательской активности.
Формы работы: прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, опыты.
Формы работы с родителями:
Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Совместное изготовление пособий для организации предметно-развивающей среды.
Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
Открытые показы занятий-экспериментирований.
Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап
Предварительная работа
Изучение методической литературы.
Организации предметно-развивающей среды.
Составление перспективного плана
2 этап
Основная работа
Реализация перспективного планирования в течение учебного года.
Привлечение родителей к участию и оформлению уголка экспериментирования.
Консультации для родителей: папка – передвижка по темам некоторых экспериментов.
3 этап
Заключительная работа
Проведение мониторинга исполнения задач проекта и анализ предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 13.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ИГРАЕМ НА БОБАХ
Цель: развивать умение оценивать предметы и события.
Материал: красные бобы, горох.
Оборудование: четыре полиэтиленовых пакета.
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Дети, давайте сравним мешочки с бобами по весу.
- Ребята, не рвите пакеты, они нам нужны для эксперимента!
(Воспитатель заполняет четыре прозрачных полиэтиленовых пакета сухими бобами или горошинами. В каждый пакет кладет только один вид бобов (красные бобы или лущеный горох) и разное количество, посильное для малыша). Ребята, попробуйте поднять один пакет, затем опустить его и поднять другой.
(Рекомендуется начинать с двух пакетов и усложнять игру).
- Какой из этих пакетов тяжелее? (Высказывания детей.) Какой - легче? (Высказывания детей.)
(Позволить ребенку поэкспериментировать, подержав в руках Каждый пакет, и решить, какой из них самый тяжелый и самый лёгкий. Ребенок может не только чувствовать вес, но и видеть Количество бобов в мешке).
- Фиксирование результатов эксперимента.
Оставить мешочки в групповой комнате.
Вывод. Чем больше бобов в пакете, тем он тяжелее.
- Какой пакет с бобами тяжелее, где больше «ли меньше их? (Тяжелее тот пакет с бобами, в котором их больше.)