Моим ученикам.
В этом разделе вы можете ознакомиться с рекомендациями по подготовке к урокам и экзаменам, найти список дополнительной литературы. Примеры контрольных работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Строение живых организмов» 6 класс. 1 вариант
Часть I.
1. Клеточное строение имеют:
а) растения; б) все живые организмы; в) животные.
2. Раздражимость характерна:
а) только для растений; б) только для животных; в) для всех живых организмов.
3. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
а) кислород, углерод, азот, водород;
б) азот, водород, кислород, сера;
в) углерод, фосфор, водород, кислород.
4. Образование белков происходит в:
а) митохондриях; б) рибосомах; в) лизосомах; г) клеточном центре.
5. Хлоропласты находятся:
а) во всех клетках живых организмов; б) во всех клетках растений;
в) только в зеленых клетках растений; г) только в клетках грибов.
6. Эпителиальная ткань состоит из:
а) свободно расположенных клеток; б) из клеток, плотно прилегающих друг к другу;
в) из клеток, соединенных между собой плотным межклеточным веществом.
7. В организме человека больше всего:
а) жиров; б) углеводов; в) белков; г) воды.
8. Черешок — это часть:
а) стебля; б) листа; в) побега; г) почки.
9. Зачаточный побег называют:
а) черешком; б) стеблем; в) цветком; г) почкой.
10. Семена расположены в:
а) плодах; б) цветках; в) тычинках; г) пестике.
Часть II.
1. Выпишите несколько правильных признаков, которые характерны только для животных клеток:
- клеточный центр
- клеточная стенка
- вакуоли с клеточным соком
- фагоцитоз
- пластиды
- центриоли
Часть III. Закончите предложения.
1. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям называются………….. .
2. В состав живых организмов входят органические вещества: белки, жиры, углеводы и …………… .
Часть IV. Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4, 7, 11?
Часть V. Ответьте на вопросы.
1.Способны ли растения к движению? Приведите примеры.
2. Какие ткани животных организмов вы знаете?
Контрольная работа по теме «Строение живых организмов» 6 класс. 2 вариант
Часть I.
1. Питание — это:
а) поступление в организм кислорода;
б) получение необходимых веществ из окружающей среды;
в) выделение ненужных веществ.
2. Нуклеиновые кислоты выполняют:
а) опорную функцию;
б) энергетическую функцию;
в) функцию хранения и передачи наследственных признаков.
3. В течение всей жизни растут:
а) человек; б) животные; в) растения
4. Хранителем наследственной информации является:
а) рибосомы; б) аппарат Гольджи; в) ядро; г) клеточный центр.
5. Ткани, образующие растение, могут состоять из:
а) только живых клеток; б) живых и мертвых клеток; в) только из мертвых клеток
6. От неблагоприятных воздействий растения защищены тканями, которые называют:
а) механическими; б) проводящими; в) покровными; г) образовательными.
7. Живые организмы получают энергию благодаря:
а) питанию; б) движению; в) выделению; г) росту.
8. Питательные вещества запасены в главном корне у:
а) моркови; б) пшеницы; в) одуванчика;
9. Венчик цветка состоит из: а) лепестков; б) тычинок; в) пестиков; г) почек.
10. Ближе к центру стебля располагается:
а) древесина; б) кора; в) камбий; г) луб.
Часть II. 1. Соотнесите признаки и объекты:
Признаки Объекты
1. Всасывают воду и минеральные соли. А) корневой волосок
2. Состоит из сосудов и волокон. Б) камбий
3. Вырост наружной клетки корня. В) древесина
4. Дают начало клеткам луба и древесины.
5. Слой живых клеток образовательной ткани.
6. Обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ.
2. Установите последовательность расположения зон корня снизу вверх:
1. Зона всасывания.
2. Зона деления.
3. Зона проведения.
4. Зона роста.
5. Корневой чехлик.
Часть III. Закончите предложения.
1. Побег – это сложный орган, который состоит из стебля, листьев и ………….. .
2. Клетки одной ткани соединены между собой ……………… .
Часть IV. Что обозначено на рисунке цифрами 5,6,8,9,10?
Часть V. Ответьте на вопросы:
1. Перечислите основные признаки живого.
2. Какая наука изучает строение и функции клеток?
Ответы к контрольной работе по теме «Строение живых организмов» 6 класс
1 вариант.
Часть I
1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-б, 7-г, 8-б, 9-г, 10-а
Часть II
- 1, 4,6
Часть III
- Ткань
- Нуклеиновые кислоты
Часть IV
- Цветоножка
- Цветоложе
- Чашелистики
- Лепесток венчика
- Тычинка
11- Пестик
Часть V
- Движение растений проявляется в движении листьев и цветков за солнцем, изгибах стебля
- Эпителиальная, соединительная (костная, кровь, жировая), мышечная (скелетная, сердечная, гладкая), нервная ткани
2 Вариант.
Часть I
1-б, 2-в, 3-в, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-а,9-а, 10-а
Часть II
- А- 1,3
Б- 4,5
В- 2,6
- 5,2,4,1,3
Часть III
- Почек
- Межклеточное вещество
Часть IV
- тычиночная нить
- пыльник
- завязь
- столбик
10-рыльце
Часть V
- Дыхание, питание, обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость.
- Цитология.
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс.
Вариант 1
Часть 1. Выбери один правильный ответ.
А1. Биология – это наука о:
1) космосе; 2)строении Земли; 3) живой природе; 4) веществах.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) неподвижны; 2) имеют клеточное строение; 3) состоят из химических элементов; 4) имеют цвет.
А3. Все живые организмы способны к:
1) размножению; 2) неограниченному росту; 3) питанию готовыми органическими веществами; 4) быстрым перемещениям.
А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:
1) наблюдение; 2) измерение; 3) рассматривание; 4) эксперимент.
А5. Увеличительный прибор:
1) предметный столик; 2) микроскоп; 3) тубус; 4) штатив.
А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
1) 150 раз; 2) 200 раз; 3) 250 раз; 4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А9. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:
1) дыханию; 2) питанию; 3) фотосинтезу; 4) росту и размножению.
А10. Животные питаются:
1) с помощью фотосинтеза; 2) готовыми органическими веществами; 3) водой и углекислым газом
А11. Неклеточными формами жизни являются:
1) вирусы; 2) бактерии; 3) грибы; 4) растения.
А12. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) сапрофиты; 4) паразиты.
А13. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
1) потребителя; 2) производителя; 3) «разлагателя»; 4) хищника.
А14. Древние предки людей жили на Земле:
1) 100 млн. лет назад; 2) 4-5 млн. лет назад; 3) 2 млн. лет назад; 4) 100 тыс. лет назад.
Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.
В1. Каждая клетка животных и растений:
А) дышит; Б) питается; В) имеет хлоропласты; Г) растёт и делится; Д) может участвовать в оплодотворении;
Е) образует питательные вещества на свету.
В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:
А) туберкулёз; Б) холера; В) грипп; Г) СПИД; Д) чума;
В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.
Растение Отдел
А. Сосна 1. Голосеменные
Б. Рис 2. Покрытосеменные
В. Томат
Г. Лиственница
Д. Подсолнечник
Е. Пихта
В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.
Животное Материк
А. Зебра 1. Африка
Б. Кенгуру 2. Австралия
В. Сумчатый волк
Г. Страус Д. Коала Е. Лев
Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.
С1.Какой вред наносит деятельность человека окружающей среде?
С2. Составь 3 цепи питания широколиственного леса.
Итоговая контрольная работа по биологии Вариант 2
Часть 1. Выбери один правильный ответ.
А1. Наука о живой природе:
1) география; 2) физика; 3) химия; 4) биология.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) имеют массу; 2) способны к обмену веществ; 3) не состоят из химических элементов; 4) имеют форму.
А3. Все живые организмы способны к:
1) росту; 2) передвижению на четырёх конечностях; 3) впитыванию воды корнями;
А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:
1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) описания; 4) анкетирования.
А5. Самый простой увеличительный прибор:
1) микроскоп; 2) телескоп; 3) весы; 4) лупа.
А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
1) 150 раз; 2) 200 раз; 3) 250 раз; 4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А8. Организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А9. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:
1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы;
А10. Животные способны к:
1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала; 3) активному передвижению;
А11. Вирусы имеют:
1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.
А12. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) сапрофиты; 4) паразиты.
А13. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:
1) потребителя; 2) производителя; 3) «разлагателя»; 4) хищника.
А14. Раньше на Земле появились:
1) кроманьонец; 2) неандерталец; 3) австралопитек; 4) человек умелый.
Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.
В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части:
А) ядро; Б) цитоплазму; В) хлоропласты; Г) наружную мембрану; Д) клеточную стенку;
В2. Бактерии используются человеком для получения:
А) кефира и йогурта; Б) молока; В) квашеной капусты; Г) солёных грибов; Д) витаминов и некоторых лекарств;
В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.
Растение Отдел
А. Василёк русский 1. Голосеменные
Б. Ель 2. Покрытосеменные
В. Груша
Г. Лиственница
Д. Кедр
Е. Кактус
В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.
Животное Материк
А. Бурый медведь 1. Евразия
Б. Бегемот 2. Африка
В. Лось
Г. Горилла
Д. Амурский тигр
Е. Нильский крокодил
Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.
С1. Чем растения отличаются от животных?
С2. Составь 3 цепи питания тайги.
Предварительный просмотр:
Вопросы для экзамена по химии.
1.Дайте характеристику элемента № 13 на основе его положения в ПСХЭ.
2. Напишите формулы веществ : оксида железа (II), сульфата бария, гидроксида меди, карбоната кальция, нитрата натрия, хлорида кальция.
3.Напишите уравнения реакций, подтверждающих химические свойства магния.
Вопросы для экзамена по биологии.
- Дайте определение понятиям: наследственность, изменчивость, 1 , 2, 3 законы Менделя.
- Чем отличается наследственная изменчивость от ненаследственной? Приведите примеры.
- Что такое порода и сорт? Какие методы селекции вам известны?
Вопросы для экзамена по химии.
1.Дайте характеристику элемента № 13 на основе его положения в ПСХЭ.
2. Напишите формулы веществ : оксида железа (II), сульфата бария, гидроксида меди, карбоната кальция, нитрата натрия, хлорида кальция.
3.Напишите уравнения реакций, подтверждающих химические свойства магния.
Вопросы для экзамена по биологии.
- Дайте определение понятиям: наследственность, изменчивость, 1 , 2, 3 законы Менделя.
- Чем отличается наследственная изменчивость от ненаследственной? Приведите примеры.
- Что такое порода и сорт? Какие методы селекции вам известны?
Вопросы для экзамена по химии.
1.Дайте характеристику элемента № 13 на основе его положения в ПСХЭ.
2. Напишите формулы веществ : оксида железа (II), сульфата бария, гидроксида меди, карбоната кальция, нитрата натрия, хлорида кальция.
3.Напишите уравнения реакций, подтверждающих химические свойства магния.
Вопросы для экзамена по биологии.
- Дайте определение понятиям: наследственность, изменчивость, 1 , 2, 3 законы Менделя.
- Чем отличается наследственная изменчивость от ненаследственной? Приведите примеры.
- Что такое порода и сорт? Какие методы селекции вам известны?
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по зоологии.
1. ЗаданиеПереваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у
1) моллюсков2) ракообразных3) пауков4) насекомых
2. Задание Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?
1) инфузория-туфелька2) амёба дизентерийная3) амёба обыкновенная4) эвглена зелёная
3. Задание Что служит опорой тела колониальных коралловых полипов?
1) известковый или роговой скелет2) наружный слой кожно-мускульных клеток
3) стенки кишечной полости4) промежуточные клетки
4. ЗаданиеВ сократительных вакуолях простейших происходит накапливание, а затем удаление
1) жидких продуктов жизнедеятельности2) остатков непереваренной пищи
3) углекислого газа, образующегося при дыхании4) ядовитых веществ, попавших в организм
5. Задание Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?
1) наличие ротового отверстия2) прикреплённый (сидячий) образ жизни
3) наличие раздельнополых особей4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело
6. Задание Нервная система у плоских червей состоит из
1) нервных клеток, образующих нервную сеть2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов
4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
7. ЗаданиеНа каком рисунке изображено животное, у которого нет наружного хитинового скелета?
1) 2)
3) 4)
8. ЗаданиеК наиболее древним из червей относят
1) многощетинковых кольчатых червей2) свободноживущих плоских червей
3) паразитических плоских червей4) малощетинковых кольчатых червей
9. Задание Кольчатые черви произошли от древних
1) паразитических плоских червей2) свободноживущих круглых червей
3) свободноживущих плоских червей4) кишечнополостных
10. Задание Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют
1) членистое тело2) хитиновый покров3) брюшную нервную цепочку4) кровеносную систему
11. ЗаданиеУ насекомых дыхание происходит
1) при помощи трахей2) через всю поверхность тела
3) при помощи лёгочных мешков4) при помощи жабр
12. ЗаданиеК насекомым с полным превращением относится
1) кузнечик2) тля3) саранча4) бабочка-капустница
13. Задание. Моллюсками называют животных, имеющих
1) плотный хитиновый покров2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе
3) мягкое членистое тело4) мягкое тело, не разделённое на членики
14. Задание Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют
1) конечности рычажного типа2) хитиновый скелет3) одну пару усиков4) глаза
15. ЗаданиеИз беспозвоночных животных только членистоногие имеют
1) двустороннюю симметрию тела2) пищеварительную систему с ротовым и анальным отверстиями3) различные типы ротовых органов4) тело, развивающееся из трёх зародышевых листков
16. ЗаданиеПочему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?
1) обладает большой прочностью2) предохраняет тело от потери воды
3) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц4) защищает тело от механических и химических воздействий
17. Задание. Какой одноклеточный организм относят к царству Животные?
1) амёбу2) хлореллу3) хламидомонаду4) дрожжи
18. ЗаданиеКакую особенность в строении зелёной эвглены можно наблюдать и у хламидомонады?
1) чувствительный к свету глазок2) большое и малое ядра3) пищеварительную вакуоль
4) один жгутик
19. Задание Свободноживущие простейшие погибают в кипяченой воде, так как в ней очень мало
1) хлорида натрия2) азота3) кислорода4) глюкозы
20. ЗаданиеКак называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела?
1) диффузия2) регенерация3) деление4) метаморфоз
21. ЗаданиеУ зародышей каких организмов впервые появился третий слой клеток?
1) кишечнополостные2) кольчатые черви3) членистоногие4) плоские черви
22. Задание Чем покрыто снаружи тело свободноживущих плоских червей?
1) клетками, на которые не действуют пищеварительные ферменты2) более плотным слоем цитоплазмы3) известковой раковиной4) удлинёнными клетками с ресничками
23. ЗаданиеНа каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином бычьего цепня?
1)2)3)4)
24. Задание. На каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином печёночного сосальщика?
25. Задание Личинка аскариды развивается в
1) воде2) малом прудовике3) организме человека4) почве, богатой перегноем
26. ЗаданиеПочему паразитические черви не перевариваются в пищеварительной системе человека?
1) на их покровы не действуют пищеварительные ферменты2) в среде, где они обитают, обычно отсутствует воздух3) они не имеют питательных веществ4) у них имеются органы прикрепления
27. ЗаданиеНа каком рисунке изображён дождевой червь?
28. Задание Чем, как правило, питаются пауки?
1) насекомыми2) семенами растений3) кишечнополостными4) зелёными побегами
29. ЗаданиеВ процессе приспособления к паразитизму у ленточных червей исчезли органы
1) пищеварения2) выделения3) дыхания4) нервной системы
30. Задание. Кровь НЕ выполняет функцию переноса газов у
1) осьминога2) речного рака3) камчатского краба4) капустной белянки
31. Задание Животное, имеющее мягкое на ощупь нечленистое тело, раковину и мантию, относят к типу
1) Кольчатые черви2) Хордовые3) Членистоногие4) Моллюски
32. Задание Тело членистоногих, в отличие от кольчатых червей,
1) состоит из сегментов, объединённых в отделы2) мягкое на ощупь3) образовано двумя слоями клеток4) круглое в поперечном сечении
33. Задание. Какие особенности строения клещей и пауков указывают на их сходство?
1) три отдела тела: голова, туловище и хвост2) три пары ног и одна пара усиков
3) четыре пары ног и простые глаза4) замкнутая кровеносная система и пара дыхалец
34. Задание Разорение муравейников приносит вред лесам, так как муравьи
1) опыляют древесные растения леса2) питаются разнообразными насекомыми
3) служат кормом для насекомых-опылителей4) питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений
35. Задание Поступление кислорода в тело гидры происходит через
1) жаберные щели2) дыхальца3) клетки щупалец4) всю поверхность тела
36. ЗаданиеК какому классу беспозвоночных животных относится дождевой червь?
1) Ленточные2) Ресничные3) Малощетинковые4) Многощетинковые
37. Задание. К какому классу беспозвоночных животных относится пресноводная планария?
1) Ресничные2) Ленточные3) Малощетинковые4) Многощетинковые
38. ЗаданиеУ какой группы в ходе эволюции впервые появилась кровеносная система?
1) Кишечнополостные2) Плоские черви3) Кольчатые черви4) Моллюски
39. ЗаданиеУ какой группы в ходе эволюции впервые появилась выделительная система?
1) Кишечнополостные2) Плоские черви3) Кольчатые черви4) Моллюски
40. ЗаданиеК какому классу членистоногих относится представленное на фотографии животное?
1) Многоножки2) Ракообразные3) Паукообразные4) Насекомые
41. ЗаданиеК какому классу членистоногих относится представленное на фотографии животное?
1) Многоножки2) Ракообразные3) Паукообразные4) Насекомые
42. ЗаданиеОдним из приспособлений скелета птиц к полёту считается
1) большой объём мозговой части черепа2) наличие рёбер3) соединение рёбер с грудиной
4) наличие в костях полостей
43. Задание Чешуя щуки — это образование
1) эктодермы2) энтодермы3) мезодермы4) паренхимы
44. ЗаданиеУ каких животных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?
1) Кишечнополостные2) Плоские черви3) Круглые черви4) Кольчатые черви
45. ЗаданиеУ каких животных впервые в ходе эволюции появилась вторичная полость тела?
1) Кишечнополостные2) Плоские черви3) Круглые черви4) Кольчатые черви
46. ЗаданиеКакая из перечисленных систем органов отсутствует у представленного на рисунке животного?
1) кровеносная2) нервная3) мышечная4) выделительная
47. ЗаданиеКакая из перечисленных систем органов отсутствует у представленного на рисунке животного?
1) мышечная2) кровеносная3) нервная4) выделительная
48. Задание Чем покрыто снаружи тело свободноживущих плоских червей?
1) более плотным слоем цитоплазмы
2) удлинёнными клетками с ресничками3) клетками, на которые не действуют пищеварительные ферменты4) известковой раковиной
49. ЗаданиеВследствие деятельности дождевых червей происходит
1) обогащение перегноем почвы2) подавление развития почвенных растений
3) повреждение корней растений4) распространение возбудителей заболеваний растений
50. Задание Развитие со стадией личинки, претерпевающей изменения при превращении во взрослую особь, характерно для представителей класса
1) Двустворчатые моллюски2) Паукообразные3) Брюхоногие моллюски4) Малощетинковые черви
В1 ЗаданиеКакие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие жаберных крышек2) осевой скелет костный или костно-хрящевой
3) отсутствие плавательного пузыря4) только наружное оплодотворение
5) обитают в реках, озёрах, прудах6) обитают в морях и океанах
В2Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей2) имеется внутреннее ухо и среднее ухо
3) головной мозг разделён на пять отделов4) имеется плавательный пузырь
5) сердце трёхкамерное6) один круг кровообращения
В 3Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых животных? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сердце имеет 4 предсердия2) нервная система узлового типа
3) способны к активному перемещению4) присутствует внутренний скелет
5) имеется амбулокральная система6) кровеносная система замкнута
Часть C
Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животного составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.
2) Взрослые животные нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепыми голым. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.
6) Питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.
текста «Древние птицы Новой Зеландии» и знания школьного курса биологии, выполните задания и ответьте на вопрос.
1) Составьте наиболее вероятную пищевую цепь, которая сложилась на территории Новой Зеландии до появления на острове современного человека.
2) Вычислите примерное значение наибольшей массы добычи, которую могла переносить самка орла Хааса. Запишите арифметическое выражение и численный ответ (в килограммах).
3) Какой критерий использовали учёные при установлении родства орла Хааса с другими пернатыми хищниками?
ДРЕВНИЕ ПТИЦЫ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
Новая Зеландия отделилась от Гондваны раньше Австралии, ещё в меловом периоде, и её уникальная фауна самая древняя в мире. На этом горном архипелаге, покрытом лесами, с вулканами и гейзерами, до появления человека совсем не было млекопитающих, не считая двух видов летучих мышей. Поэтому экологическую нишу травоядных копытных занимали мирные нелетающие птицы моа, родственники киви, напоминающие страусов с мощными ногами. Существовало не менее 20 видов моа, и только некоторые из них дожили до XIX века.
Мелкие моа были размером с индюка, а рост некоторых крупных достигал 3,5 м при массе 300–400 кг! Моа быстро не бегали: до появления человека бегать им было не от кого. Наземных хищников не имелось вовсе, только пернатые, а вершину пищевой пирамиды занимал орёл Хааса.
По ископаемым останкам скелетов учёные вычислили размеры и примерный вес этих птиц. Оказалось, что это самый крупный и тяжёлый из современных орлов, больше беркута и белохвоста, масса которых не превышает 7 кг. Размах крыльев орла Хааса достигал 2,1–2,4 м; масса самцов — 10 кг, а самок — 14,5 кг! Изучив пропорции его тела, учёные решили, что орёл Хааса совершенно непохож на парящих орлов — обитателей открытых просторов. У орла Хааса широкие и относительно недлинные крылья, как у лесных хищников, например у гарпий. Добыча же ему нужна была достаточно крупная, и среди кандидатов на роль жертвы учёные называют нелетающих пастушков, а также не очень больших моа, которых тяжёлый орёл, возможно, сбивал с ног, почти падая на них из крон деревьев, а потом убивал своими огромными когтями. Поскольку пернатые хищники способны поднять в воздух добычу, лишь на четверть превышающую их вес, вряд ли орёл питался 200-килограммовыми моа, однако вполне мог подкормиться их трупами и птенцами.
Совсем недавно учёные сравнили ДНК митохондрий 16 современных видов орлов с ДНК орла Хааса из ископаемых костей, возраст которых — 2 тыс. лет. По результатам этого теста ближайшим родственником нашего гиганта оказался орёл-карлик и другие мелкие лесные ястребиные орлы из того же рода, а отделение этого вида от общего предка произошло не так давно — 0,7–1,8 млн лет назад.
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по ботанике.
1. Задание Растения отдела голосеменных НЕ имеют
1) шишек2) плодов3) семян4) листьев
2. Задание Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют
1) плоды2) семена3) шишки4) листья
3. Задание Какую роль играет камбий?
1) способствует росту стебля в длину2) придаёт стеблю прочность и упругость
3) защищает стебель от повреждений4) обеспечивает рост стебля в толщину
4. Задание На мелководьях и по берегам рек средней полосы России произрастает
1) бодяк полевой2) подорожник большой3) пырей ползучий4) рогоз широколистный
5. Задание По каким признакам моховидных отличают от других растений?
1) имеют листья, стебель и ризоиды2) способны к фотосинтезу3) размножаются спорами
4) в процессе их развития происходит чередование поколений
6. Задание Цветок имеется у
1) папоротниковидных 2) голосеменных3) плауновидных4) покрытосеменных
7. Задание Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
1) узкие листья2) образуется мало спор3) есть воздухоносные клетки4) отсутствуют корни
8. Задание Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
1) заросток в виде зелёной пластины2) предросток в виде зелёных нитей
3) растения с листьями4) семена будущего растения
9. Задание Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, — особенности строения
1) листьев2) семени3) цветка4) корней
10. Задание Разделение тела на корневую и побеговую системы характерно для
1) слоевищных мхов2) нитчатых зелёных водорослей3) листостебельных мхов4) папоротникообразных
11. Задание Папоротник, произрастающий в тенистых зарослях леса, — это поколение, на котором образуются
1) заростки2) половые клетки3) споры4) предростки
12. Задание Фотосинтез у одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады протекает в
1) ядре2) хроматофоре3) светочувствительном глазке4) пульсирующей вакуоли
13. Задание Какой признак позволяет распределять покрытосеменные растения по семействам?
1) число семядолей в семени2) строение цветкА3) жилкование листьев4) тип корневой системы
14. Задание Вставочный рост характерен для семейства
1) Розоцветные2) Лилейные3) Злаковые4) Сложноцветные
15. Задание На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
16. ЗаданиеНа каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
17. ЗаданиеНа каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
18. ЗаданиеК какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений?
1) Розоцветные 2) Сложноцветные 3) Паслёновые4) Злаки
19. Задание. У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода —
1) коробочка 2) стручок3) зерновка4) семянка
20. ЗаданиеНа каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
21. Задание На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения?
22. Задание. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
23. Задание Главным признаком, отличающим представителей одного семейства класса Однодольные от другого, является
1) число семядолей в семени2) дуговое или параллельное жилкование
3) тип корневой системы4) формула цветка
24. Задание Стебель-соломина характерен для представителей семейства
1) Злаковые2) Розоцветные3) Лилейные4) Крестоцветные
25. Задание На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
26. Задание Плод арахиса, гороха, сои, фасоли, давший название всему семейству, —
1) орех2) семянка3) боб4) стручок
27. Задание У представителей семейства Злаковые плод называют
1) зерновкА2) семянкА3) ягода4) орех
28. Задание На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
29. ЗаданиеКак называется способ размножения комнатных растений, представленный на рисунке?
1) размножение делением куста2) размножение стеблевым черенком3) размножение корневищем
4) размножение листовым черенком
30. Задание Какое растение размножается с помощью луковицы?
1) тюльпан2) картофель3) морковь4) земляника
31. Задание.
Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке?
1) размножение с помощью листового черенка 2) размножение прививкой
3) размножение с помощью видоизменённого побега4) размножение отводками
32. Задание Поступление воды в растение зависит от
1) скорости оттока питательных веществ из листьев2) корневого давления и испарения воды листьями
3) процесса деления и роста клеток корня4) скорости роста и развития растения
33. Задание Какая особенность строения позволяет растению эффективнее улавливать солнечную энергию?
1) многочисленные жилки, пронизывающие лист2) мозаичное расположение листьев
3) большое число устьиц на поверхности листа4) плотная кожица, покрывающая листовую пластинку
34. Задание. Ель, в отличие от папоротника,
1) размножается спорами2) в процессе оплодотворения зависит от воды
3) не имеет проводящих сосудов4) размножается семенами
35. Задание У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело составляют органы и ткани2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш4) осуществляется двойное оплодотворение
36. Задание. Какой из перечисленных признаков характерен для однодольных?
1) в проводящих пучках присутствует камбий2) жилкование листьев сетчатое
3) число частей цветка кратно трём4) корневая система стержневая
37. Задание Какой из перечисленных признаков характерен для двудольных?
1) в проводящих пучках отсутствует камбий2) жилкование листьев параллельное
3) число частей цветка кратно трём4) корневая система стержневая
38. Задание Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?
1) Бобовые2) Лилейные3) Сложноцветные4) Крестоцветные
39. Задание Какое из перечисленных семейств относится к двудольным?
1) Осоковые2) Злаки3) Бобовые4) Лилейные
40. Задание Какой тип плода характерен для семейства бобовые?
1) боб2) стручок3) коробочка 4) орех
41. Задание Какой тип плода характерен для семейства паслёновые?
1) боб2) стручок3) коробочка 4) орех
42. Задание Растения являются на Земле основным источником
1) углекислого газа2) кислорода3) водорода4) азота
43. Задание Основным отличием растений от животных является
1) способность к росту2) способ питания3) отсутствие покровной ткани4) неклеточное строение
44. Задание. Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства лилейные?
1) 32) 43) 54) 6
45. Задание Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства розоцветные?
1) 32) 43) 54) 6
46. Задание Какой тип плода у пшеницы?
1) костянка 2) зерновка 3) колос4) орех
47. Задание Какой тип плода у паслёна?
1) коробочка 2) орех3) костянка 4) ягода
48. Задание Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
1) Покрытосеменные2) Моховидные3) Голосеменные4) Папоротниковидные
49. Задание. Какая жизненная форма чаще всего встречается у растений класса Однодольные?
1) деревья2) кустарнички3) кустарники4) травы
50. Задание Принадлежность покрытосеменных растений к тому или иному семейству определяют по
1) наличию двойного оплодотворения2) развитию семян из семязачатков
3) особенностям строения листьев4) особенностям строения цветка и плода
51. Задание К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных
растений?
1) Злаки2) Паслёновые3) Розоцветные4) Сложноцветные
52. Задание Растения со стержневой корневой системой и сетчатым жилкованием листьев объединяют в
1) класс Двудольные2) отдел Моховидные3) отдел Голосеменные4) класс Однодольные
53. Задание Какой признак позволяет распределять покрытосеменные растения по семействам?
1)жилкование листьев2) строение цветкА3) тип корневой системы 4) число семядолей в семени
Часть Б
Задание 54 Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ |
A) рожь | 1) насекомыми |
Б) мак | 2) ветром |
В) ландыш | |
Г) орешник | |
Д) дуб |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Задание 55 Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ОРГАНОИД |
A) представляет собой полость-резервуар | 1) вакуоль |
Б) имеет двойную мембрану | 2) хлоропласт |
В) заполнен(-а) клеточным соком | |
Г) содержит фотосинтетические пигменты | |
Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной | |
Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 56 Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ | ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА |
A) папоротник щитовник мужской | 1) корневище |
Б) лилия тигровая | 2) луковица |
В) ландыш майский | |
Г) лук репчатый | |
Д) крапива двудомная | |
Е) тюльпан лесной |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 57. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР | ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ |
A) почкование дрожжей | 1) бесполое |
Б) образование спор у папоротника | 2) половое |
В) выращивание традесканции из черенков | |
Г) образование деток у лука | |
Д) образование плодов и семян у вишни | |
Е) появление отпрысков у сливы |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 58. Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для неё видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ | ВИД |
A) состоит из клеток, содержащих хлоропласты | 1) механическая |
Б) образована клетками с толстыми прочными стенками | 2) фотосинтезирующая |
В) входит в состав древесины | |
Г) обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету | |
Д) заполняет внутреннее пространство листовой пластинки | |
Е) образована в основном мёртвыми клетками |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | E |
Задание 59 Установите соответствие между перечисленными характеристиками растений и растениями, к которым эти характеристики относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| РАСТЕНИЕ |
А) питательные вещества семени запасаются в эндосперме Б) цветок имеет пятичленное строение В) корневая система стержневого типа Г) опыляется ветром Д) имеет камбий в проводящих пучках Е) имеет параллельное жилкование листьев |
| 1) пшеница 2) паслён |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 60 Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
| ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ |
А) регулируют свою деятельность рефлекторно Б) образуют кислород на свету В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания Г) питаются готовыми органическими веществами Д) активно передвигаются в поисках пищи Е) образуют углеводы на свету |
| 1) Растения 2) Животные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Часть С
Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?
2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?
3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?
КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА
В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocosnucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.
Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35%% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.
Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
1 вариант
Часть А. Выполните тест
А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
хлор, никель, серебро 2) алмаз, сера, кальций 3) железо, фосфор, ртуть 4) кислород, озон, азот
А2. Наибольшую степень окисления азот проявляет в соединении:
NH3 2) NO2 3) HNO3 4) HNO3
А3. Электронная формула химического элемента-неметалла
2ē, 1ē 2) 2ē, 8ē, 2ē 3) 2ē, 8ē, 7ē 4) 2ē, 8ē, 1ē
А4. Формула вещества с ковалентной неполярной связью:
NaCl 2) SO2 3) H2 4) Mg
А5. Для простых веществ-неметаллов характерны:
только атомные кристаллические решетки
только молекулярные кристаллические решетки
атомные и молекулярные кристаллические решетки
металлические кристаллические решетки
А6. Элемент-неметалл, не имеющий аллотропных модификаций:
фосфор 2) сера 3) углерод 4) азот
А7. Газ тяжелее воздуха:
водород 2) кислород 3) гелий 4) аммиак
А8. Пара химических элементов, сходных по строению и свойствам:
фтор и хлор 2) магний и алюминий 3) бериллий и бор 4) сера и фосфор
А9. Данное вещество обладает ядовитым действием, не растворяется в воде, в темноте светится:
алмаз 2) угарный газ 3) фосфор белый 4) сера кристаллическая
Часть В. Дайте развернутые ответ, представив подробное решение
В1. Составьте схему строения атома, электронную и электронно-графическую формулу для элемента-неметалла с порядковым номером 14. Спрогнозируйте возможные степени окисления данного элемента.
В2. Расставьте коэффициенты в реакции, используя метод электронного баланса:
Р + КС1О3 = Р2О5 + КС1
В3. Осуществите цепочку превращений:
Сl2 → HCl → ZnCl2 → AgCl
↓
NaCl
При необходимости расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип реакций.
В4. Решите задачу.
60 грамм технического магния, содержащего 40 % примесей, прореагировало с соляной кислотой. Найдите объем выделившегося газа (при н.у.).
Контрольная работа по теме «Неметаллы»
2 вариант
Часть А. Выполните тест
А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
хлор, железо, золото 2) графит, сера, магний 3) цинк, фосфор, серебро 4) бром, озон, кремний
А2. Наименьшую степень окисления фосфор проявляет в соединении:
H3PO4 2) P2O3 3) PH3 4) P2O5
А3. Электронного формула химического элемента-неметалла
2ē, 2ē 2) 2ē, 8ē, 2ē 3) 2ē, 8ē, 6ē 4) 2ē, 8ē, 3ē
А4. Формула вещества с ковалентной полярной связью:
КBr 2) NH3 3) O2 4) Fe
А5. Для простых веществ-неметаллов характерны:
металлические кристаллические решетки
только атомные кристаллические решетки
только молекулярные кристаллические решетки
атомные и молекулярные кристаллические решетки
А6. Элемент-неметалл, не имеющий аллотропных модификаций:
фосфор 2) кремний 3) углерод 4) азот
А7. Газ легче воздуха:
угарный газ 2) аммиак 3) сернистый газ 4) озон
А8. Пара химических элементов, сходных по строению и свойствам:
бром и сера 2) магний и натрий 3) азот и фосфор 4) кремний и кислород
А9. Данное вещество обладает резким запахом, хорошо растворяется в воде, вызывает посинение влажной лакмусовой бумаги:
сероводород 2) углекислый газ 3) метан 4) аммиак
Часть В. Дайте развернутые ответ, представив подробное решение
В1. Составьте схему строения атома, электронную и электронно-графическую формулу для элемента-неметалла с порядковым номером 16. Спрогнозируйте возможные степени окисления данного элемента.
В2. Расставьте коэффициенты в реакции, используя метод электронного баланса:
Р + HNO3 (конц.) = Н3РО4 + NO2 + Н2О
В3. Осуществите цепочку превращений:
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2
При необходимости расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип реакций.
В4. Решите задачу.
80 грамм технического цинка, содержащего 20 % примесей, прореагировало с серной кислотой. Найдите объем выделившегося газа (при н.у.).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: Неметаллы (Углерод, кремний.) (9 класс)
1 вариант
Задания А.К каждому из заданий А1-А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа выпиши отдельно.
А1. Вещества, формулы которых CO2 и H2SiO3, соответственно являются
1.Кислотным оксидом и кислотой . 3.Амфотерным оксидом и солью.
2.Амфотерным гидроксидом и солью . 4.Кислотным оксидом и основанием.
А2. Углерод образует несколько аллотропных модификаций – это
1 Алмаз, графит, кокс. 3.Алмаз, графит, сажа.
2.Алмаз, графит, карбин. 4. Алмаз, графит, уголь.
А3. Оксид кремния при обычных условиях вступает в реакцию с каждым из двух веществ:
1.Кислородом и хлором 3.Гидроксидом натрия и оксидом кальция
2.Оксидом углерода (IV) и натрием 4.Хлоридом натрия и нитратом цинка
А4. В атоме углерода распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел
1)2,4. 2)2, 8,5 3)2,6. 4)2,7.
A5. Массовая доля натрия в силикате натрия равна-----?
1)37,7% 2)11,0%, 3)14,8% 4)22,2%.
Задания В.1.
При выполнении заданий В1 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца Выбранные цифры запишите под соответствующими буквами таблицы.
А) Na 2CO3 + HCL= 1)NaCl+CO2+H 2O
Б) Al(OH)3 +HCL= 2)Na ALO2+H 2O
В) KOH+CO2= 3) AlCL3 + H2 O
4) K 2CO3+H 2O
А-- | Б-- | В-- |
Задания С Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ.
С 1.На мрамор, содержащий 5% примесей, подействовали избытком раствора азотной кислоты, при этом выделилось 56 литров (н.у.) углекислого газа. Определите массу использованного минерала.
С 2. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
CaO → X → CaCO3 → CO2
Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
2 вариант
Задания А.К каждому из заданий А1-А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа выпиши отдельно.
А1.Вещества, формулы которых AL(OН)3 и СaCO3, соответственно являются
1.Основным оксидом и кислотой 3.Амфотерным оксидом и солью
2.Амфотерным гидроксидом и солью 4.Основным оксидом и основанием
А2. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?
1Zn. 2 FeS. 3.CO2 4.CaO
А3 .Назовите из перечисленных веществ те, которые не взаимодействуют с углеродом:
1.Углекислый газ. 2.гидроксид кальция.3.Кислород. 4.Оксид железа(III).
А4 В атоме кремния распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел
1) 2,5 2)2,8,4. 3) 2,6,4 4)2,8.
A5.Массовая доля кислорода в карбонате калия равна
- 28,6% 2) 34,8% 3) 48,5% 4) 48,0%
Задания В.1.При выполнении заданий В1 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца Выбранные цифры запишите под соответствующими буквами таблицы. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции
А)Fe +HCL 1) FeCL2 +H2
Б) Fe(OH) 2+H 2SO4 2)FeSO4+H 2O
В) NaOH+SiO2 3) Na 2SiO3 +H 2O
4) FeCL2+H 2O
А-- | Б-- | В-- |
Задания С Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ.
С1.Рассчитайте объём газа (н.у.), образовавшегося при взаимодействии избытка раствора серной кислоты со 168г 10% -ного раствора гидрокарбоната натрия.
С2. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
C O → CO2 → K 2 CO3 →KCl
Для третьего превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
Ответы на контрольную работу по теме Неметаллы -9 класс
1 вариант
Задания А | Ответы |
А1 | 1 |
А2 | 2 |
А3 | 3 |
А4 | 1 |
А5 | 1 |
Задания В1 | Ответы |
А | А-1 |
Б | Б-3 |
В | В-4 |
Задания С
С1 Решение
CaCO3 +2HNO3 = Ca(NO3 )2 +CO2 +H 2O
1)n CO2=56/22,4
n CO2=2,5моль.
2) n CO2 = n CaCO3=2,5моль
m CaCO 3 =2,5моль*100г/моль=250г.
3)масса минерала определяется как 250*0,05+250=262,5г.
С2
CaO + H 2O =Ca(OH)2
Ca(OH)2+CO2 =CaCO3 +H 2O
CaCO3 + 2HCl= CaCl 2+H 2O +CO2
CaCO3 + 2H+= Ca2++H 2O +CO2
Ответы 2 вариант
Задания А | Ответы |
А1 | 2 |
А2 | 3 |
А3 | 2 |
А4 | 2 |
А5 | 2 |
Задания В1 | Ответы |
А | А-1 |
Б | Б-2 |
В | В-3 |
Задания С
С1 Решение
2NaHCO3 +H 2SO4 =Na2SO4 +CO2 +2H 2O
1)m NaHCO3=168*0,1=16,8г.
n Na HCO3 =16,8/84=0,2моль.
n CO2=nNaHCO3/2
n CO2=0,2/2=0,1 моль.
2) V CO2=0,1*22,4=2,24 л.
С2
2CO+O2= 2CO2
CO2 +2KOH=K 2CO3+H 2O
K 2 CO3 + 2HCl= 2 K Cl +H 2O +CO2
CO32- + 2H+= H 2O +CO2
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме « Нервная и гуморальная регуляция»
1 вариант.
1 задание.
1.Укажите парную железу внутренней секреции:
А) гипофиз б) щитовидная в) надпочечники г) поджелудочная
2. Железы внутренней секреции выделяют гормоны в:
А) кровь б) кишечную полость в) нервные клетки
3. При недостатке гормона поджелудочной железы – инсулина:
А) замедляется развитие скелета б) нарушается формирование вторичных половых признаков в) развивается сахарный диабет.
4. Функциями других эндокринных желез управляет:
А) щитовидная железа б) надпочечники в) гипофиз
5. Нервная ткань построена:
А) из нейронов и клеток нейроглии б) из эпителиальных клеток в) из эритроцитов
6. Центральную нервную систему образуют:
А) головной мозг б) головной и спинной мозг в) нервы и нервные узлы.
7. Рефлекс – это:
А) ответная реакция организма б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды ил изменение внутреннего состояния с участием нервной системы в) ответная реакция организма на воздействие внешней среды.
8. Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:
А) меньше 950 г б) 950-1100г в) 1100-2000г.
9.Продолговатый мозг является продолжением :
А) среднего мозга б) спинного мозга в) промежуточного мозга
10. В головном мозге кору имеют:
А) средний мозг и полушария большого мозга б) мозжечок и промежуточный мозг в) полушария большого мозга и мозжечок
2 задание.
Что обозначено на рисунке буквами А? Б?
- Какие заболевания изображены на рисунке под цифрами 1-4?
- Каковы причины данных заболеваний?
Какие гормоны выделяют щитовидная железа?
3 задание
1. Зарисуйте и подпишите строение нейрона.
2. Почему уже в древности анатомы называли продолговатый мозг «жизненным узлом?»
3.Как располагается серое и белое вещество в головном мозге?
4. Сколько пар спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?
5. Какие части различают в стволе?
Контрольная работа по теме « Нервная и гуморальная регуляция»
2 вариант.
1 задание.
1.К железам смешанной секреции относится:
А) поджелудочная железа б) гипофиз в) надпочечники.
2.Назовите железу внутренней секреции, которая выделяет адреналин:
А) гипофиз б) надпочечники в) щитовидная железа
3. Деятельность сердечно-сосудистой системы стимулируют гормоны:
А) гипофиза б)надпочечников в) околощитовидных желез.
4. Гормоны какой железы внутренней секреции , влияя на рост человека, могут вызывать гигантизм или карликовость:
А) гормоны надпочечников б) гормоны половых желез в) гормоны гипофиза.
5.К периферической нервной системе относят:
А) спинной мозг и его нервы б) головной мозг и его нервы в) нервы и нервные узлы.
6. Скопление тел нейронов образует:
А) серое вещество головного и спинного мозга б) белое вещество головного и спинного мозга в) нервы.
7.Где находятся центры регуляции дыхания и сердечной деятельности:
А) в спинном мозге б) в продолговатом мозге в) в переднем мозге
8. Кора больших полушарий мозга образована:
А) белым веществом б) серым веществом в) белым и серым веществом.
9. Увеличение поверхности головного мозга достигается:
А) за счет общего увеличения объема головного мозга б) за счет наличия борозд и извилин.
10. Рефлекс – это:
А) ответная реакция организма б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды. в) ответная реакция организма на воздействие внешней среды ил изменение внутреннего состояния с участием нервной системы
2 задание
- Что обозначено на рисунке цифрами 1 , 2, 3, 4, 6 , 7 , 8, 9, 10?
- Какова средняя масса головного мозга человека?
3.В каком отделе мозга находятся речевые центры?
3 задание
1. Чем отличается нервная регуляция от гуморальной?
2.Почему повреждение затылочной зоны коры больших полушарий вызывает слепоту?
3. Где расположен спинной мозг?
4. Каковы функции мозжечка?
5. Что такое кора полушарий большого мозга?
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Эволюция человека»
1 вариант.
1Человека относят к классу млекопитающих, так как у него
а)внутреннее оплодотворение б)четырехкамерное сердце в) есть диафрагма, потовые и млечные железы.
2.рождение людей с большим количеством сосков- пример
А)ароморфоза б)рудимента в) атавизма
3.Под воздействием биологических и социальных факторов происходила эволюция предков
А)человека б) птиц в)млекопитающих.
4.В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование
А)развитого сознания б)речи в) сводчатой стопы.
5.Пол влиянием каких социальных факторов происходила эволюция человека?
А)наследственности и изменчивости б)письменности и искусства в) борьбы за существование.
6.Чему способствовало появление прямохождения у предков человека?
А)освобождению руки б)появлению речи в)усилению обмена веществ.
7.Человек, в отличие от млекопитающих животных,
А)имеет кору головного мозга. Б)мыслит абстрактно в)обладает раздражимостью.
8.Какие центры в головном мозге человека появились в процессе эволюции?
А)обоняния и вкуса б)речевые в)координации движений.
9.Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?
А)предохранение от ультрафиолетовых лучей
Б)усиление обмена веществ В)улучшение дыхательной функции кожи
10.Первыми современными людьми являются
А)питекантроп Б)неандерталец В)Кроманьонец
2 задание
- Приведите пять признаков млекопитающих, характерных для человека.
- По каким признакам человека относят к отряду приматов?
- Дайте определение атавизмов и приведите примеры атавизмов у человека.
- Какие обезьяны относятся к понгидам (человекообразным обезьянам)?
- Как называются морфологические и физиологические преобразования на пути эволюции человека?
- Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения?
- Какие социальные факторы привели к появлению человека?
- Какие морфологические особенности имеет европеоидная раса Какое биологическое значение имеют эти особенности?
Контрольная работа по теме «Эволюция человека»
2 вариант
1.Человек в системе органического мира
а) Представляет собой особый отряд класса млекопитающих
б) Представляет собой вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных
в) Выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа
2.Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
а)возникших мутациях
б) Нарушении развития плода в организме
в) Происхождении человека от животных
3.На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование
А) Особенностей его строения и жизнедеятельности
Б)Членораздельной речи
В) Мышление
4.Трудовая деятельность мышления, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека относятся к факторам эволюции
А) Биотическим Б)Социальным В)Антропогенным
5.Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека по сравнению с лицевым, способствовало
А) Развитию мышления Б)Редукции волосяного покрова В)Использованию животной пищи
6.Сходства человека и млекопитающих животных свидетельствуют об их
А) Родстве и общем плане строения Б)Одинаковом уровне организации
В) Происхождении от разных предков
7.Чем отличается череп человека от черепа других млекопитающих
А) Наличием только одной подвижной кости- нижней челюсти
Б ) Наличием швов между костями мозговой части
В) Более развитой мозговой частью
8.Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к
А) Использовании различной пищи Б)жизни в различных природных условиях
В)невосприимчивости к различным заболеваниям
9.О единстве ,родстве человеческих рас свидетельствуют
А) Одинаковый набор хромосом, сходство их строения
Б) Их приспособленность к жизни в разных климатических условиях
В) Их расселение по всему земному шару
10.К древнейшим людям относят
А) Дриопитеков Б)Питекантропов В)Неандертальцев
2 задание
1.Приведите эмбриологические доказательства животного происхождения человека.
2 Дайте определение рудиментов и примеры рудиментов у человека
3.Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате использования огня.
4.Какие биологические факторы эволюции привели к появлению человека?
5. Какие морфологические особенности имеет негроидно-австралоидная раса Какое биологическое значение имеют эти особенности?
6.Кто считается общим предком человекообразных обезьян и человека?
7.Какие особенности появились у приматов в результате жизни на деревьях?
8.Перечислите особенности в скелете, появившиеся в результате прямохождения.
Предварительный просмотр:
Контрольное тестирование по теме «Пресмыкающиеся и Птицы»
1. При понижении температуры окружающей среды пресмыкающиеся
1)начинают усиленно питаться 2)впадают в спячку 3)не изменяют своего поведения
2. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них
1)полового размножения, влажной кожи 2)приспособлений к дыханию кислородом воздуха
и передвижению по суше 3)костного или хрящевого внутреннего скелета
3. У каких животных в процессе эволюции впервые сформировался внутренний скелет?
1)паукообразных 2)насекомых 3)головоногих 4)хордовых
4. Какой фактор среды оказывает существенное влияние на распространение пресмыкающихся?
1)свет 2)температура 3)влажность
5. У каких животных в процессе эволюции появляется второй круг кровообращения?
1)хрящевых рыб 2)костных рыб 3)земноводных 4)пресмыкающихся
6. Сходство строения лягушки и крокодила объясняется тем, что они
1)произошли от одного предка 2 )приспособлены к жизни в воде 3)относятся к одному классу
7. По какому признаку можно узнать рептилий среди позвоночных других классов?
1)голая влажная кожа 2)кожа с железами, покрытая чешуёй 3)сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками
8. Каких древних животных считают предками пресмыкающихся?
1)ихтиозавров 2)археоптериксов 3)стегоцефалов 4)кистепёрых рыб
9. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у
1)земноводных 2)костных рыб 3)пресмыкающихся 4) хрящевых рыб
10. Один круг кровообращения и двухкамерное сердце имеет
1)нильский крокодил 2)голубая акула 3)дельфин белобочка
11. Древние пресмыкающиеся смогли полностью перейти к наземному образу жизни, так как
1)у них сохранились расчлененные конечности 2)у них клетки тела снабжались смешанной кровью
3)у них размножение и развитие яиц происходило на суше
12. . Какую функцию выполняет в организме рептилий выделительная система?
1)Удаляет из клеток тела кислород и питательные вещества 2)Удаляет из организма жидкие продукты обмена 3)Выводит из организма непереваренные остатки пищи 4)Удаляет пот из организма
13. Птицы – это 1) теплокровные животные 2) холоднокровные животные
14. Кожа птиц 1) лишена желез 2) имеет многочисленные железы
15. Нижняя часть стержня пера называется 1) опахалом 2)очином 3 ) контуром
16. На грудине у птиц имеется большой выступ, который называется
1) крюк 2) киль 3) грудинка
17 Челюсти птиц 1) имеют зубы 2) лишены зубов
18. Желудок птицы состоит из 1) одного отдела 2) двух отделов 3) трех отделов
19. Сердце у птицы 1) однокамерное 2) двухкамерное 3) трехкамерное 4) четырехкамерное
20 Есть ли у птиц мочевой пузырь? 1) есть б) нет
2 задание
1. Установите соответствие между видом животного и классом, к которому его относят.
1 вариант -Земноводные 2 вариант -Пресмыкающиеся
1) прыткая ящерица 2) прудовая лягушка
3) обыкновенная гадюка 4) нильский крокодил 5) болотная черепаха 6) серая жаба
3 задание
Найдите ошибочные утверждения. Запишите сначала номера этих утверждений, а затем правильно сформулируйте их.(по вариантам)
1 вариант
1)У позвоночных наружный скелет. 2)У позвоночных развиты челюсти, служащие для захвата пищи.
3)Тело многих позвоночных покрыто хитиновым покровом.
4)Органы выделения позвоночных представлены специализированными клетками.
2 вариант 1)Органы пищеварения дифференцированы на отделы. 2)Системы пищеварения и дыхания связаны между собой. 3)Пресмыкающиеся могут не зависеть от воды т, к, имеют голую кожу 4)У всех позвоночных лучевая симметрия тела.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Транспорт веществ в организме. 6 класс».
Выберите один правильный ответ:
- Кровообращение – это:
А) поступление в организм кислорода Б) расщепление органических веществ
В)поступление в организм питательных веществ Г) непрерывное движение крови в строго определенном направлени
2.. В кровеносную систему рыб входят следующие органы:
А). сердце и жабры Б) сердце и кровеносные сосуды В). кровеносные сосуды и жабры
Г). сердце, жабры и кровеносные сосуды
3. От сердца слона по строению принципиально отличается сердце:
А)лягушки Б) собаки В). Петуха Г) обезьяны
4. Обмен веществами между кровью и тканями происходит:
А)в артериях Б) в венах В) в капиллярах Г) в артериях, венах, капиллярах
5. Кровь не разносит по организму:
А)хлорофилл Б) кислород В) красные кровяные клетки Г) питательные вещества
6. Замкнутая кровеносная система:
А)у дождевого червя Б) у комнатной мухи В) у обыкновенного прудовика Г) у лесного рыжего муравья
7 Вода в дубе перемещается из:
А)почвы в корень Б) стебля в корень В) листьев в корень Г) листьев в стебель
8. В вазу, где стоит веточка тополя, капнули капельку чернил. Через некоторое время окрашенной окажется:
А)древесина Б) луб В) покровные клетки Г) сердцевина
9.По ситовидным трубкам луба осуществляется транспорт
А)органических веществ б) минеральных веществ в ) воды.
10. Фотосинтез необходим растениям для
А) питания б) дыхания в) выделения
11. Транспорт веществ у животных осуществляется благодаря
А) выделительной системе б) кровеносной системе в) эндокринной системе.
12. К органам выделения млекопитающих относятся
А) нефридии б) почки в) сократительные вакуоли.
13.Сократительные вакуоли являются органами выделения:
А) амебы б) жука-плавунца в) голубя.
14.К органам выделения дождевого червя относят:
А) почки б) нефридии в) сократительные вакуоли.
15.Углекислый газ у животных выделяется у животных через
А) легкие б)кишечник в) почки.
1 вариант.
1.Какое значение имеет процесс испарения воды с
поверхности листа?
2.Сравните транспорт веществ у растений и
животных.
2 вариант.
1.Назовите основные органы , входящие в систему
транспорта веществ у растений.
2.Чья выделительная система устроена сложнее,
дождевого червя или кошки? Ответ поясните