проектная и исследовательская деятельность учащихся
проектная и исследовательская деятельность учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Васильева И. В
Методист по физике
ОМЦ САО
Методика организации защиты проектных и исследовательских ученических работ по физике
Значение общения в жизни человека трудно оценить. Грамотно выстроенный процесс общения является залогом успеха личности в различных сферах общения: учебной, трудовой, межличностной и т.п. Коммуникативный потенциал человека является характеристикой возможностей личности, также определяет качество общения. Умение общаться не возникает на пустом месте, оно формируется в опыте общения. Учащийся в процессе обучения должен освоить и получить опыт различных видов устной коммуникации:
- адекватное восприятие устной речи:
- владение монологической и диалогической речью;
- умение вступать в речевое общение, принимать участие в диалоге;
- умение вести полемику, отстаивать свою точку зрения и т.п. [1, с. 69].
Проектные и исследовательские технологии имеют больший потенциал для формирования коммуникативных умений чем традиционное объяснительно-иллюстративное преподавание.
Этап презентации ученической проектной и исследовательской работы является одним из значимых этапов с позиции школьника, так как позволяет продемонстрировать результат своей деятельности большому количеству людей, получить самооценку и оценку со стороны и завершить проделанную работу. По итогам выполнения проектных и исследовательских работ назначается день защиты и презентации результатов творчества учеников.
Определяется чёткая процедура проведения защиты:
- определённое время на выступление учащегося;
- демонстрация результатов работы (видео-ролик, прибор, техническая установка, компьютерная модель, виртуальный задачник и т.п.);
- выступление другого ученика с написанной рецензией на заслушиваемую работу;
- выступление учителя (желательно не того, кто вёл работу) с рецензией на данную работу;
- вопросы учеников и учителей, присутствующих на защите;
- мнение компетентного жюри по результатам проведения защиты с оценкой всего процесса защиты;
- выставление баллов за проведение защиты ученику.
Презентация для учеников 7-8 классов не обязательно должна быть компьютерной, так как учащиеся ещё не все смогли освоить процедуру выполнения компьютерных презентаций. Для учащихся 9-11 классов выполнение компьютерной презентации является обязательным условием защиты.
Рассмотрим примеры рецензий, предлагаемых участникам процесса защиты работ. Определим рецензию как критический отзыв на реферативную, исследовательскую или проектную ученическую работу.
Если процессу написания реферата учителя физики уделяют внимание хоть «от случая к случаю», то работе над рецензией не обучают вообще. Оценивание и критический анализ работ (реферативных, исследовательских, проектных), которые выполняют сами учащиеся при изучении физики поможет им же для формирования умений:
- грамотной работы над своим проектом или исследованием,
- определения структуры работы в незнакомом тексте и правильность её передачи во время представления на защите;
- видения чужой и выстраивания своей логики изложения и подачи материала;
- формулирования задач, целей и выводов в работе.
Рассмотрим два вида рецензий, которые можно использовать при оценке ученических работ: рецензия – отзыв и рецензия – оценка.
Рецензия – отзыв выполняется по определённому алгоритму. Ниже предложен примерный план – алгоритм оформления и написания рецензии на реферативную работу.
Таблица № 1
Рецензия – отзыв
№ | Рассматриваемая позиция | Отзыв рецензента на рассматриваемую позицию |
1 | Оформление титульного листа |
2 | Наличие плана реферата |
3 | Обоснованность актуальности выбранной темы |
4 | Наличие целей и задач реферативной работы |
5 | Полнота раскрытия темы реферата |
6 | Наличие генеральной идеи реферата в каждом параграфе «Основной части» |
7 | Наличие авторской позиции по теме реферата |
8 | Самостоятельность суждений автора |
9 | Соответствие обобщений и выводов целям и задачам работы |
10 | Наличие приложений с иллюстративным материалом |
11 | Правильность оформления списка используемой литературы |
12 | Общий вид оформления реферата |
Такая таблица – алгоритм выдаётся каждому рецензенту вместе с рецензируемой работой заранее. В день защиты ученических работ эта рецензия зачитывается её автором после того, как работа будет презентована и пройдёт её защита.
Другой вид рецензии предлагает оценивание по баллам каждой позиции без написания развёрнутого отзыва.
Таблица № 2
Рецензия – оценка
№ | Оцениваемая позиция | Баллы |
1 | Оформление реферативной работы, согласно плану | 0 1 2 3 |
2 | Правильность построения «Введения» | 0 1 2 3 |
3 | Наличие целей и задач реферативной работы | 0 1 2 3 |
4 | Обоснованность актуальности выбранной темы | 0 1 2 3 |
5 | Умение обобщать отдельные элементы информации в «Основной части» работы | 0 1 2 3 |
6 | Умение выделять структурно значимые составляющие части и связывать их друг с другом («Основная часть» работы) | 0 1 2 3 |
7 | Соответствие выводов в «Заключении» поставленным целям из «Введения» | 0 1 2 3 |
8 | Наличие самостоятельной позиции по поставленной проблеме | 0 1 2 3 |
9 | Доступность изложения материала | 0 1 2 3 |
10 | Умение устанавливать следствия из имеющейся информации | 0 1 2 3 |
11 | Логичность и чёткость при формулировке выводов из рассмотренной информации | 0 1 2 3 |
12 | Правильность оформления списка использованной литературы | 0 1 2 3 |
Выставляемые баллы в таблице можно расшифровать так:
«0» - если позиция не представлена полностью;
«1» - если позиция скорее не представлена, чем представлена;
«2» - если позиция скорее представлена, чем не представлена;
«3» - если позиция полностью представлена.
Максимальное число баллов, которое может быть дано данной работе равно 36.
По каждому пункту рецензии – оценки отмечается тот балл, на который, по мнению рецензирующего, можно оценить соответствующую позицию в представленной работе.
Рецензию – отзыв и рецензию – оценку пишут в одной школе: отзыв пишет учитель, а оценку ученик.
Далее, в день защиты жюри, состоящее из учителей, учеников старших классов, представителей администрации школы, производит полную оценку предоставленной работы, заполняя протокол защиты.
Таблица № 3
Протокол защиты
№ п/п | Оцениваемая позиция | Баллы |
1 | Грамотность и логичность изложения материала работы |
2 | Умение формулировать проблему, поставленную в работе |
3 | Умение обосновать своё видение проблемы и путь её решения |
4 | Умение выделять объект, цель реферативного исследования |
5 | Умение обобщать частные элементы информации |
6 | Умение делать выводы по результатам работы |
7 | Рецензия – оценка учителя |
8 | Рецензия – отзыв на работу другого конкурсанта |
9 | Обоснованное отстаивание своей позиции |
10 | Коммуникативные свойства ученика (доброжелательность, готовность выслушивать замечания, адекватно на них реагировать и т. п.) |
11 | Убедительность и интересность выступления |
12 | Наличие контакта со слушателями |
ИТОГО: |
Процесс выбора шкалы оценивания процесса защиты - договорный. Единственно нужно учесть, что максимальный балл рецензии – оценки составляет 36.
В процессе прохождения процедуры защиты в коммуникативный процесс вступали ученики, учителя и члены жюри. Формирование коммуникативной культуры происходит в процессе деятельности: организованной процедуры защиты. Позитивные результаты от процесса такого общения смогут отметить все участники процесса презентаций и защиты ученических работ. Организаторы процесса защиты так же смогут увидеть сильные и слабые стороны своей работы и извлечь уроки из прошедшего мероприятия. При выполнении исследовательской или проектной работы одним из самых простых способов качественной диагностики освоения учащимися исследовательских и проектных умений является анкетирование учащихся. Примерный перечень вопросов предложен в таблице № 4. Такое анкетирование желательно провести до проведения процесса презентации и защиты работы, обобщить результаты, выявить успешные и «провальные» моменты для проведения рефлексии деятельности учителя как организатора исследовательской деятельности после проведения всех защитных и презентационных мероприятий. Такая общая рефлексия может сделать видимыми те проблемы, которые возникли не только у одного учителя в процессе работы, но и у других учителей. Также позволит обменяться удачным опытом и найти пути устранения недоработок.
Таблица № 4
Анкета затруднений учащегося при выполнении работы
Ф. И. учащегося_____________________________ Класс_________ Анкета затруднений при выполнении работы ____________________________ |
1 | Я испытывал затруднение при выборе темы исследования из перечня тем | ДА НЕТ |
2 | Начиная работу, мне было трудно сформулировать цель исследования | ДА НЕТ |
3 | При выполнении работы я затруднялся с подбором необходимого оборудования | ДА НЕТ |
4 | У меня были затруднения при определении последовательности своих действий | ДА НЕТ |
5 | Выполняя исследование я затруднялся при выполнении записей по результатам эксперимента | ДА НЕТ |
6 | Закончив выполнять работу я затруднялся сформулировать вывод к работе | ДА НЕТ |
Рассмотрев все заполненные анкеты, учитель сможет для себя решить какие самые основные затруднения испытывает именно этот класс и в каком направлении организовывать дальнейшую работу. Также выделить индивидуальные затруднения учащихся и работать по их преодолению.
Внедрение проектных и исследовательских технологий требует систематического мониторинга уровня освоения учащимися техники проведения исследования, написания реферативной части работы, оформление результатов исследования и т.п. Для этого становится очевидным трудность объективного оценивания деятельности учащегося и необходимость выработки одинаковых критериев, по которым можно оценивать уровень освоения учеником определённого вида деятельности, также демонстрировали бы где возникают затруднения при выполнении и защите работы. В таблице № 5 рассмотрены основные критерии, по которым можно проводить оценку ученической работы. Весь перечень критериев с подробной расшифровкой каждой позиции должен быть у каждого учителя до начала его совместной работы по проведению исследований. Также учитель может во время защиты отмечать для себя недостатки, сильные стороны, пожелания и замечания жюри по данной ученической работе. Критерии представлены в обобщённом виде, при выполнении и защите ученического реферата и некоторых проектных работ информационного и творческого характера часть показателей не учитывается (такие, например, как «Обоснованность практической части исследования»).
Таблица №5
Критерии выполнения ученической работы
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Актуальность выбранной темы | В работе обоснована актуальность выбранной темы, её практическая значимость. | В основном актуальность темы и проблемы определены. | Слабо обозначена актуальность темы и не обозначены проблемы работы. |
Структура выполненной работы | Имеется чёткая структура работы, которая соответствует целям и задачам, поставленным в работе. Названия параграфов соответствует содержанию работы | В структуре работы имеются небольшие рассогласования в названиях параграфов и содержания. Не корректно сформулированы названия параграфов. | Плохо прослеживается структура работы, не выделены параграфы, не составлено содержание |
Степень разработки методологического аппарата | В работе определены объект и предмет исследования, поставлены цель работы и определены задачи, выдвинута гипотеза, предложены методы исследования. | Не разделены объект и предмет исследования, имеются отдельные рассогласования в задачах и целях работы. | В работе не определены объект и предмет исследования, не сформулирована гипотеза, практически не определены цели и задачи работы. |
Оформление работы | Работа оформлена по всем правилам, имеются ссылки на литературу, представлены таблицы, графики, схемы, нет грамматических ошибок. | Имеются нарушения в оформлении работы. Не везде есть ссылки на литературу, имеются грамматические ошибки. | Отсутствуют ссылки на литературу, имеются грамматические ошибки, некорректно оформлены заголовки. |
Степень самостоятельности при выполнении работы | Стиль изложения в работе соответствует возрасту ученика, материал переработан и скомпонован самостоятельно, имеется табличный, графический материал, иллюстрирующий процесс проведения исследования. В работе заметна собственная позиция автора. | В работе имеются как фрагменты самостоятельной работы учащегося (таблицы, графики, выводы), так и не переработанные фрагменты текста первоисточников. Не всегда просматривается авторская позиция. | Стиль изложения не соответствует возрасту ученика, заметны большие объемы материала, взятые из первоисточников без существенной переработки, слабо представлена авторская позиция. |
Обоснованность практической части исследования | Определены методы исследования, имеется техническая возможность проведения опытов, проведены запланированные эксперименты и сделаны выводы по результатам опытов. | Определены методы исследования, но часть экспериментов не проведена из-за слабого технического оснащения эксперимента, неполные выводы. | Методы исследования не проработаны, эксперимент практически не проводился, отсутствуют выводы по практической части работы. |
Оформление выводов и заключения работы | Выводы по каждому параграфу представлены, являются самостоятельными, в заключение указана степень подтверждения гипотезы, также дальнейшая перспектива работы над обозначенной проблемой. | Выводы и заключение практически обоснованы. Учеником сделаны не все выводы, которые предполагает материал работы. Не прослеживается перспектива дальнейшей работы. | Выводы и заключение работы обоснованы не чётко. Степень подтверждения гипотезы не обозначена. Проявляется заметная несамостоятельность выводов. Нет перспективы дальнейшей работы. |
Владение научным стилем письменной речи | Ученик достаточно хорошо использует научную терминологию на уровне понимания исследуемой проблемы. Отсутствует материал, который по сложности превосходит возможность его восприятия учеником. | Имеются отдельные нарушения при использовании научной терминологии (наличие непонятных терминов, некорректное упрощение научных терминов и понятий) | Стиль передачи материала излишне упрощён или страдает избытком непонятных ученику научных терминов и фраз. |
Объём работы | Выдержан объём работы и соотношения между основными частями работы. | Работа по объёму меньше или больше рекомендуемого для данного вида работ. | Не выдержаны соотношения между частями работы, отсутствует или введение, или заключение. |
Оформление библиографического списка | Список литературы представлен в алфавитном порядке, имеются полные выходные данные источника с указанием страниц. Приведённый список литературы указывает на хорошую проработанность проблемы. | Имеются отдельные незначительные нарушения в оформлении библиографического списка | Не правильно оформлен список литературы (нарушение алфавитного порядка, отсутствуют полные выходные данные источника, не указано количество страниц и т.п.). |
Уровень защиты | Ученик хорошо раскрыл тему своего исследования, грамотно ответил на заданные ему вопросы, продемонстрировал хорошее владение материалом, знание сопряжённого с темой исследования материала из курса математики, биологии, химии и т.п. | Ученик хорошо раскрыл тему своего исследования, не совсем удачно ответил на вопросы, не продемонстрировал хорошие знания сопряжённого с темой исследования предметного материала | Ученик слабо раскрыл тему своего исследования, не удачно отвечал на вопросы, не владеет сопряжённым теме исследования предметным материалом (из курса химии, математики, биологии и т.п.) |
Умение вести диалог, участвовать в дискуссии | Ученик показал свои умения вести дискуссию, участвовать в обсуждении работы, отстаивать свою позицию, воспринимать критику | Ученик принимал участие в дискуссии, не во всех случаях смог отстоять свою точку зрения, не всегда владел собой при критических замечаниях по работе | Ученик не участвовал в дискуссии, не смог отстоять свою точку зрения, не всегда владел собой при критических замечаниях по работе |
Такая таблица позволит учителю выстроить грамотно свою работу с учеником, отследить все контролируемые позиции и определить «работу над ошибками» после оценки жюри. А членам жюри избежать произвола при оценивании предоставленной работы и уровня её защиты.
Схема проведения процедуры презентации, защиты проектных и исследовательских работ, предложенная выше, является обобщением опыта преподавания и опыта организации, проведения таких мероприятий во время школьных и окружных конкурсов проектных и исследовательских работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 226с.
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность старшеклассников на уроке.
«Мир полон решений,
ищущих свои проблемы»
Р.Эванс
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Структура научного исследования:
Учебно-исследовательская деятельность – процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Учитель - консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы.
Сотрудничество Соавторство Сотворчество
Ученик - задаёт вопросы, советуется.
Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроке может быть представлена индивидуально или в группе.
Организация учебно-исследовательской деятельности
(УИД):
- применение исследовательского метода обучения;
- проведение нетрадиционных уроков (урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, урок – «патент на открытие», урок фантастического проекта, урок – защита исследовательских проектов);
- проведение учебного эксперимента;
- домашнее задание исследовательского характера.
Учебные исследования.
- Монопредметное исследование – это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по отдельному предмету.
- Межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.
- Надпредметное исследование – это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта (в этом отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной).
Исследовательской работой может считаться творческая работа, выполненная с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью такой работы является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Значение работы таково, что оно:
- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
- развивает личностные качества ученика;
- влияет на выбор будущей профессии учеников.
Этапы исследования:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- подготовка выводов, заключений
ТЕТРАДЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.
Определения | Собственная интерпретация |
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. | Подбор оптимальных методов с учетом специфики исследования. Рассматривается методология теоретическая и эмпирическая. Для моей работы методологическое значение имеют те ведущие педагогические концепции и теории, которые я беру в основу своего исследования. Необходимо иметь собственную позицию в вопросе выбора базовой теории и концепции и уметь обосновать свой выбор. Методология – учение о принципах построения, формах и способах познания. |
Методология – учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках. |
Методология – совокупность методов, применяемых в какой- либо области человеческой деятельности. В рамках общенаучной методологии исследован системный подход, метод моделирования (описание и анализ этапов, уровней научного познания и специфичности методов на каждом из этапов; анализ языка науки; выявление сферы применимости отдельных процедур). |
Методология педагогики – учение о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании. |
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. | Методы теоретического исследования – это анализ и синтез, аналогия, моделирование. Метод эмпирического исследования – изучение литературы, обобщение и изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, социометрия. Математические методы( шкалирование, ранжирование). |
Метод – это совокупность приемов или операций, практической или теоретической деятельности. |
Метод педагогического исследования – система основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогики. |
Эксперимент – метод, или прием исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее определенные условия. | Эксперимент- исследовательская работа в школе по той или иной проблеме. Тип эксперимента: констатирующий ( диагностика исходного уровня), поисковый( диагностика результатов рабочей гипотезы), формирующий( итоговый по оценке эффективности). Этапы эксперимента: поисково-теоретический, опытно-экспериментальный, обобщающий. или: подготовительный( диагностика), практический( деятельность), обобщающий( контроль, коррекция, анализ), внедренческий( социализация). Этапы – последовательность достижения промежуточных результатов эксперимента. |
Эксперимент представляет собой основу научного познания окружающего мира. |
Эксперимент – разновидность практического действия, предпринимаемого с целью получения знаний. |
Эксперимент – научный опыт; вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь. |
Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования (иногда отождествляют с понятием «метод познания»). |
Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных исследованиях. Эксперимент служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводов теории (эмпирически проверяемых следствий), установлению и уточнению фактов. |
Наблюдение – это познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Это один из важнейших общенаучных методов познания. | Наблюдение – это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты, предполагающая формулировку целей и задач. Это важнейший метод исследования. |
Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания. |
Актуальный – очень важный для данного момента; существующий, проявляющийся в действительности. | Важность и значительность данного исследования для настоящего момента. Злободневность. Современность. |
Актуальность – затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме. |
Противоречие – положение, при котором одно (высказывание, поступок, мысль) исключает другое, не совместимое с ним. | Положение, при котором из существующих двух высказываний, одно является отрицанием другого. |
Противоречие – несоответствие, несогласованность между какими-либо противоположностями (внутри единого объекта). Противоположные стороны каждого противоречия относятся либо к теории, либо к практике. |
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. | Проблемная ситуация – ситуация, при которой недостаточно профессиональных знаний, для разрешения проблемы. |
Проблема – осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, либо следствием появления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний. |
Идея – содержит мысль, предположение о целесообразном пути организации деятельности обучаемых, о сочетании в ней известного и нового, о своеобразии педагогической помощи. | Идея – предполагаемое направление моей деятельности в сложившейся (проблемной) ситуации. Некоторое представление о желаемом результате. Цель – определяющий элемент педагогического исследования. |
Идея – общее понятие о предмете исследования. Замысел, план, намерение. |
Педагогическая цель – ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся благодаря экспериментальной разработке. |
Цель – ожидаемый результат, представленный в форме методических рекомендаций, авторских программ, планов и т.п. | Цель – выявление нового знания ( что хочу создать, проверить в результате эксперимента). Идеальное, мысленное, предвосхищение результата деятельности. Разработка и апробация… Создание комплекса условий для обеспечения положительных личностных изменений в субъектах образования. |
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить, что намерены достигнуть в итоге работы. |
Цель – идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности. |
Объект в гносеологии – теории познания – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания (если исследование теоретическое или методологическое), с которой исследователь имеет дело. | Объект - это граница изменения практики. Область исследования, которая устроена достаточно сложно и ее необходимо конкретизировать. |
Объект- это педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться. |
Предмет (чего) – то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание или на что направлено какое-н. действие. | Выделенная исследуемая часть из области исследования. Сужение или конкретизация объекта исследования. |
Предмет – конкретная часть объекта, показывающая на что именно направлено педагогическое воздействие – на какие свойства, связи, отношения. Исследование предмета позволит получить новое знание о факторах, влияющих на изменение состояния ученика (его развитие, обученность, воспитанность). |
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. |
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений. | Выявление совокупности условий, благодаря которым ожидается предполагаемый эффект. Совокупность мер по реализации задач эксперимента. |
Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности. |
Гипотеза – это предположение, истинность которого не очевидна. |
Гипотеза – один из методов научного исследования, познания действительности. |
Гипотеза (научная или реальная) – это возможность выдвинуть «проект» решения проблемы. |
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.д. | Конкретные шаги к достижению цели. Конкретизация частных целей по отношению к общей. Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. |
Под задачей в гносеологии понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. |
Диагностический инструментарий – средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, тесты, тексты контрольных работ. | Какой тип заданий выбрать для проверки результативности эксперимента, с помощью чего осуществлять контроль над результатами. |
Критерии оценки ожидаемых результатов признаки или параметры, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки. | Каким образом предполагается фиксировать и диагностировать, какие изменения произошли в учащихся. |
Мониторинг – постоянные наблюдения каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами или первоначальными предположениями. | Наблюдение за формированием личностных качеств ученика на всех этапах эксперимента с последующим сравнением. |
Рефлексия – повышенное внимание к своему психическому состоянию, склонность анализировать свои переживания. | Рефлексия – осознанность собственных действий. |
Работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности. | Необходимо разграничивать литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научно-педагогическом мире. |
гипотеза
эксперимент
рабочая гипотеза
количественные
качественные
наблюдения
факты
объяснения
результаты
теория
ЗАКОН
(ЗАКОНОМЕРНОСТЬ)
отвергается
корректируется
принимается