ЕГЭ

На странице расположены варианты ЕГЭ по физике разных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как подготовиться. Общие правила.47.5 КБ
Microsoft Office document icon 1._fizika_demo_.doc2.06 МБ
Microsoft Office document icon 2_fizika_demo.doc399.5 КБ
Microsoft Office document icon 3_fizika_demo.doc.doc1.26 МБ
Microsoft Office document icon 4.doc803 КБ
Microsoft Office document icon 5.doc1.46 МБ
PDF icon fi_demo_2014.pdf453.55 КБ

Предварительный просмотр:

Советы выпускникам:
Как подготовиться к сдаче экзаменов

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
  • Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Во время тестирования

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:

  • в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
  • в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
  • в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
  • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения  тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ

Демонстрационный вариант 2003

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть 1 содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых правильный только один.

Часть 2 содержит 5 заданий (В1 – В5), на которые следует дать краткий ответ в численном виде.

Часть 3 состоит из 5 заданий (С1 – С5), по которым требуется дать развернутый ответ.

При выполнении заданий частей 2 и 3 значение искомой величины следует выразить в тех единицах измерений, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ). При вычислении разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

мега

М

10 6

милли

м

10– 3

кило

к

10 3

микро

мк

10 – 6

гекто

г

10 2

нано

н

10– 9

деци

д

10– 1

пико

п

10– 12

санти

с

10– 2

фемто

ф

10– 15

Ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с2

Гравитационная постоянная

G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2

Газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

Постоянная Больцмана

k = 1,38·10–23 Дж/К

Постоянная Авогадро

NА = 6·1023 1/моль

Скорость света в вакууме

с = 3·108 м/с

Коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = = 9·109 Н·м2 /Кл2

Заряд электрона

e = – 1,6·10–19 Кл

Постоянная Планка

h = 6,6·10–34 Дж·с

Масса Земли

610 24 кг

Масса Солнца

210 30 кг

Расстояние между Землей и Солнцем

                          1 астрономическая единица

1 а.е.  150 млн км   1,51011 м

Примерное число секунд в году

3107 с

Соотношение между единицами измерения температуры

0 К = – 273,15С

Атомная единица массы

1 а.е.м. = 1,6610 –27 кг

1 атомная единица массы эквивалентна

931,5 МэВ

1 электрон-вольт

1 эВ = 1,610 –19 Дж

Масса частиц:  

электрона

9,110 –31кг  5,510 –4 а.е.м.

протона

1,67310–27 кг  1,007 а.е.м.

нейтрона

1,67510–27 кг  1,008 а.е.м.

Нормальные условия:     давление   105 Па,  температура  0С

Плотность:           воды

1000 кг/м3

                                 древесины (ели)

450 кг/м3

                                 парафина

900 кг/м3

                                 пробки

250 кг/м3

Молярная масса:

 

азота

2810 – 3 кг/моль

       кислорода

3210 – 3 кг/моль

аргона

4010 – 3 кг/моль

       неона

2010 – 3 кг/моль

водорода

210 – 3 кг/моль

       серебра

10810 – 3 кг/моль

водяных паров

1810 – 3 кг/моль

       углекислого газа

4410 – 3 кг/моль

гелия

410 – 3 кг/моль

Масса атомов:

азота        N

14,0067 а.е.м.

       дейтерия      Н

2,0141 а.е.м.

бериллия  Be

8,0053 а.е.м.

       лития            Li

6,0151 а.е.м.

водорода  Н

1,0087 а.е.м.

       лития            Li

7,0160 а.е.м.

гелия        He

3,0160 а.е.м.

       углерода      С

12,0000 а.е.м.

гелия        He

4,0026 а.е.м.

       углерода      С

13,0034 а.е.м.

Энергия покоя:

электрона

0,5 МэВ

нейтрона

939,6 МэВ

протона

938,3 МэВ

ядра азота           N

13040,3 МэВ

ядра кислорода  О

15830,6 МэВ

ядра алюминия  Al

25126,6 МэВ

ядра кремния     Si

27913,4 МэВ

ядра аргона        Ar

35353,1 МэВ

ядра лития           Li

5601,5 МэВ

ядра бериллия    Be

7454,9 МэВ

ядра лития           Li

6535,4 МэВ

ядра бериллия    Be

8394,9 МэВ

ядра магния        Mg

22342,0 МэВ

ядра бора            В

9327,1 МэВ

ядра натрия         Na

21414,9 МэВ

ядра водорода     Н

938,3 МэВ

ядра натрия         Na

22341,9 МэВ

ядра гелия           He

2808,4 МэВ

ядра трития          Н

2808,9 МэВ

ядра гелия           He

3728,4 МэВ

ядра углерода      С

11174,9 МэВ

ядра дейтерия     Н

1876,1 МэВ

ядра углерода      С

12109,5 МэВ

ядра кислорода  О

13971,3 МэВ

ядра фосфора      Р

27917,1 МэВ

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А1        На рисунках изображены графики зависимости модуля ускорения от времени движения. Какой из графиков соответствует равномерному прямолинейному движению?

1)        а        2) а        3)  а        4) а

0        t        0         t        0        t        0        t

А2        Ракетный двигатель первой отечественной экспериментальной ракеты на жидком топливе имел силу тяги 660 Н. Стартовая масса ракеты была равна 30 кг. Какое ускорение приобретала ракета во время старта?

  1. 12 м/с2
  2. 32 м/с2
  3. 10 м/с2
  4. 22 м/с2

А3        При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения

  1. увеличивается в 3 раза
  2. уменьшается в 3 раза
  3. увеличивается 9 раз
  4. уменьшается в 9 раз

А4        На рисунке изображен тонкий невесомый стержень, к которому в точках 1 и 3 приложены силы F1 = 100 Н и F2 = 300 Н. В какой точке надо расположить ось вращения, чтобы стержень находился в равновесии?

  1. в точке 2
  2. в точке 6
  3. в точке 4
  4. в точке 5

А5        Мальчик подбросил футбольный мяч массой 0,4 кг на высоту 3 м. Насколько изменилась потенциальная энергия мяча?

  1. 4 Дж
  2. 12 Дж
  3. 1,2 Дж
  4. 7,5 Дж

А6         При гармонических колебаниях вдоль оси ОХ координата тела изменяется по закону х = 0,9·cos 5t  (м). Какова амплитуда колебаний?

  1. 5 м
  2. 4,5 м
  3. 0,9 м
  4. 0,18 м

А7        Человеческое ухо может воспринимать звуки частотой от 20 до 20 000 Гц. Какой диапазон длин волн соответствует интервалу слышимости звуковых колебаний? Скорость звука в воздухе примите равной 340 м/с.

  1. от 20 до 20 000 м
  2. от 6800 до 6 800 000 м
  3. от 0,06 до 58,8 м
  4. от 17 до 0,017 м

А8        Диффузия происходит быстрее при повышении температуры вещества, потому что

  1. увеличивается скорость движения частиц
  2. увеличивается взаимодействие частиц
  3. тело при нагревании расширяется
  4. уменьшается скорость движения частиц

А9        При неизменной концентрации частиц идеального газа средняя кинетическая энергия теплового движения его молекул увеличилась в 3 раза. При этом давление газа

  1. уменьшилось в 3 раза
  2. увеличилось в 3 раза
  3. увеличилось в 9 раз
  4. не изменилось

р

0                             Т

А10        На рисунке изображен график зависимости давления газа на стенки сосуда от температуры. Какой процесс изменения состояния газа изображен?

  1. изобарное нагревание
  2. изохорное охлаждение
  3. изотермическое сжатие
  4. изохорное нагревание

А11        При охлаждении твердого тела массой m температура тела понизилась на T. По какой из приводимых ниже формул следует рассчитывать количество отданной телом теплоты Q? с – удельная теплоемкость вещества.

  1. с·m·T                 2)                  3)                 4)

А12        Внутренняя энергия идеального газа при его охлаждении

  1. увеличивается
  2. уменьшается
  3. увеличивается или уменьшается в зависимости от изменения объема
  4. не изменяется

А13        Температура кипения воды зависит от

  1. мощности нагревателя
  2. вещества сосуда, в котором нагревается вода
  3. атмосферного давления
  4. начальной температуры воды

t                      4

         2      3          5       6

    1                                        7

0                                              

А14        На рисунке изображен график плавления и кристаллизации нафталина. Какая из точек соответствует началу отвердевания вещества?

  1. точка 2
  2. точка 4
  3. точка 5
  4. точка 6

А15        Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных непо-

          движных зарядов, если расстояние между ними увеличить в n раз?

  1. увеличится в n раз
  2. уменьшится в n раз
  3. увеличится в n2 раз
  4. уменьшится в n2 раз

А16        Если площадь поперечного сечения однородного цилиндрического проводника и электрическое напряжение на его концах увеличатся в 2 раза, то сила тока, протекающая по нему,

  1. не изменится
  2. увеличится в 2 раза
  3. увеличится в 4 раза
  4. уменьшится в 4 раза

А17        Как изменится мощность, потребляемая электрической лампой, если, не изменяя её электрическое сопротивление, уменьшить напряжение на ней в 3 раза?

  1. уменьшится в 3 раза
  2. уменьшится в 9 раз
  3. не изменится
  4. увеличится в 9 раз

А18        Что нужно сделать для того, чтобы изменить полюса магнитного поля катушки с током?

  1. уменьшить силу тока
  2. изменить направление тока в катушке
  3. отключить источник тока
  4. увеличить силу тока

А19        Изменится ли электроемкость конденсатора, если заряд на его обкладках увеличить в n раз?

  1. увеличится в n раз
  2. уменьшится n раз
  3. не изменится
  4. увеличится в n2 раз

А20        Колебательный контур радиоприемника настроен на радиостанцию, передающую на волне 100 м. Как нужно изменить емкость конденсатора колебательного контура, чтобы он был настроен на волну 25 м? Индуктивность катушки считать неизменной.

  1. увеличить в 4 раза
  2. уменьшить в 4 раза
  3. увеличить в 16 раз
  4. уменьшить в 16 раз

А21        Объектив фотоаппарата является собирающей линзой. При фотографировании предмета он дает на пленке изображение

  1. действительное прямое
  2. мнимое прямое
  3. действительное перевернутое
  4. мнимое перевернутое

А22   Два автомобиля движутся в одном и том же направлении со скоростями v1 

и v2 относительно поверхности Земли. Скорость света от фар первого

автомобиля в системе отсчета, связанной с другим автомобилем, равна

  1. с  (v1 + v2)
  2. с + (v1 + v2)
  3. с + (v1  v2)
  4. с

А23        На рисунке приведены варианты графика зависимости максимальной энергии фотоэлектронов от энергии падающих на фотокатод фотонов. В каком случае график соответствует законам фотоэффекта?

1) 1         2) 2                 3) 3                4) 4


А24        Какое из приведенных ниже высказываний правильно описывает способность атомов к излучению и поглощению энергии?

Изолированные атомы могут

  1. поглощать и излучать любую порцию энергии
  2. поглощать и излучать лишь некоторый дискретный набор значений энергии
  3. поглощать любую порцию энергии, а излучать лишь некоторый дискретный набор значений энергии
  4. излучать любую порцию энергии, а поглощать лишь некоторый дискретный набор значений энергии

А25        Какой из графиков зависимости числа нераспавшихся ядер (N) от времени правильно отражает закон радиоактивного распада (см. рисунок)?

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

А26        Неподвижная лодка вместе с находящимся в ней охотником имеет массу 250 кг. Охотник выстреливает из охотничьего ружья в горизонтальном направлении. Какую скорость получит лодка после выстрела? Масса пули 8 г, а ее скорость при вылете равна 700 м/с.

1) 22,4 м/с

2) 0,05 м/с

3) 0,02 м/с

4) 700 м/с

А27        Тепловая машина с КПД 40 % получает за цикл от нагревателя 100 Дж. Какое количество теплоты машина отдает за цикл холодильнику?

  1. 40 Дж
  2. 60 Дж
  3. 100 Дж
  4. 160 Дж

А28        Магнит выводят из кольца так, как показано на рисунке. Какой полюс магнита ближе к кольцу?

  1. северный
  2. южный
  3. отрицательный
  4. положительный

А29        Линзу, изготовленную из двух тонких сферических стекол одинакового радиуса, между которыми находится воздух (воздушная линза), опустили в воду (см. рис.). Как действует эта линза?

  1. как собирающая линза
  2. как рассеивающая линза
  3. она не изменяет хода луча
  4. может действовать и как собирающая, и как рассеивающая линза

А30        Какова энергия связи ядра изотопа натрия ? Масса ядра равна 22,9898 а.е.м. Ответ округлите до целых.

  1. 31011 Дж
  2. 310 –11 Дж
  3. 210 –14 Дж
  4. 253 Дж

Часть 2

Ответом к каждому заданию этой части будет некоторое число. Это число надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера задания
(В1 – В5), начиная с первой клеточки. Каждый символ (цифру, запятую, знак минус и т.д.) пишите в отдельной клеточке строго по образцу из верхней части бланка. Единицы измерений писать не нужно.  

В1        Шарик, прикрепленный к пружине, совершает гармонические колебания на гладкой горизонтальной плоскости с амплитудой 10 см. Насколько сместится шарик от положения равновесия за время, в течение которого его кинетическая энергия уменьшится вдвое? Ответ выразите в сантиметрах и округлите до целых.


В2        Какое количество теплоты выделится при изобарном охлаждении 80 г гелия с 200 ºС до 100 ºС? Ответ выразите в килоджоулях (кДж) и округлите до целых.


В3        Замкнутый проводник сопротивлением R = 3 Ом находится в магнитном поле. В результате изменения этого поля магнитный поток, пронизывающий контур, возрос с Ф1 = 0,002 Вб до Ф2 = 0,005 Вб. Какой заряд прошел через поперечное сечение проводника? Ответ выразите в милликулонах (мКл).


В4        Выполняя экспериментальное задание, ученик должен был определить период дифракционной решетки. С этой целью он направил световой пучок на дифракционную решетку через красный светофильтр, который пропускает свет длиной волны 0,76 мкм. Дифракционная решетка находилась от экрана на расстоянии 1 м. На экране расстояние между спектрами первого порядка получилось равным 15,2 см. Какое значение периода дифракционной решетки было получено учеником? Ответ выразите в микрометрах (мкм). (При малых углах sin   tg .)


В5        Определите энергию, выделившуюся при протекании следующей реакции:

 

Ответ выразите в пикоджоулях (пДж) и округлите до целых.


Часть 3

Для записи ответов к заданиям этой части (С1 – С5) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1  и т.д.), а затем полное решение. Задания С1 – С5 представляют собой задачи, при оформлении решения которых следует внести названия законов или ссылки на определения физических величин, соответствующих уравнениям (формулам), которыми вы пользуетесь. Если требуется, следует рассчитать численное значение искомой величины, если нет – оставить решение в буквенном виде. Рекомендуется провести предварительное решение этих заданий на черновике, чтобы решение при записи его в бланк ответов заняло менее половины страницы бланка.

С1        Тележка массой 0,8 кг движется по инерции со скоростью 2,5 м/с. На тележку с высоты 50 см вертикально падает кусок пластилина массой 0,2 кг и прилипает к ней. Рассчитайте энергию, которая перешла во внутреннюю при этом ударе.


С2        Некоторое количество гелия расширяется: сначала адиабатно, а затем изобарно. Конечная температура газа равна начальной. При адиабатном расширении газ совершил работу, равную 4,5 кДж. Какова работа газа за весь процесс?


С3        Маленький заряженный шарик массой 50 г, имеющий заряд 1 мкКл, движется с высоты 0,5 м по наклонной плоскости с углом наклона 30. В вершине прямого угла, образованного высотой и горизонталью, находится неподвижный заряд 7,4 мкКл. Какова скорость шарика у основания наклонной плоскости, если его начальная скорость равна нулю? Трением пренебречь.


С4        При облучении металла светом с длиной волны 245 нм наблюдается фотоэффект. Работа выхода электрона из металла равна 2,4 эВ. Рассчитайте величину напряжения, которое нужно приложить к металлу, чтобы уменьшить максимальную скорость вылетающих фотоэлектронов в 2 раза.


С5        Вакуумный диод, у которого анод (положительный электрод) и катод (отрицательный электрод) — параллельные пластины, работает в режиме, когда между током и напряжением выполняется соотношение I = аU3/2 (где а — некоторая постоянная величина). Во сколько раз увеличится сила, действующая на анод вследствие удара электронов, если напряжение на диоде увеличить в два раза? Начальную скорость вылетающих электронов считать равной нулю.


ИНСТРУКЦИЯ

по оценке части 3 экзаменационной работы

В зависимости от содержания задачи учитывается наличие схематического рисунка, ссылка на физический закон, запись его в аналитическом виде, вывод расчетной формулы в общем виде, получение численного результата, анализ результата и т.п. При решении задачи способом, отличным от авторского (например, при совмещении этапов решения), эксперт оценивает, на какой этап предложенного авторами решения выходит экзаменуемый в своем решении. Затем эксперт при наличии обязательных элементов в решении (схематический рисунок, ссылка на законы) ставит сумму баллов за все пройденные этапы авторского решения. Приведение только верного ответа оценивается в 1 балл.

Задача С1 считается решенной, если набрано не менее 1 балла.

Задача С2 считается решенной, если набрано не менее 2 баллов.

Задача С3 считается решенной, если набрано не менее 2 баллов.

Задача С4 считается решенной, если набрано не менее 3 баллов.

Задача С5 считается решенной, если набрано не менее 3 баллов.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Руководитель предметной комиссии по физике  (главный научный сотрудник  ИОСО РАО, д.п.н.)

А.А. Фадеева

Член предметной комиссии по физике (профес

сор МГУ им.М.В.Ломоносова, д.ф.-м.н.)

В.И.Николаев

Член предметной комиссии по физике (профессор МГУ им.М.В.Ломоносова, д.ф.-м.н.)

А.В.Засов

СОГЛАСОВАНО:

Ответственный за научно-методическое обеспечение разработки КИМ (зав. Центром оценки качества образования ИОСО РАО, к.п.н.)

Г.С. Ковалева

Ответственный за технологическое обеспечение разработки КИМ (зав. Центром педагогических измерений МИОО, к.ф.-м.н.)

А.О. Татур

Начальник отдела образовательных программ и стандартов естественнонаучного образования Департамента общего образования Минобразования России, к.п.н

В.А. Коровин

Тестолог (научный сотрудник ИОСО РАО)

А.И. Нурминский

Уважаемые коллеги!

В соответствии с замечаниями и рекомендациями экспертов и специалистов в демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2003г. внесены некоторые изменения.

Корректировке подверглись тексты заданий:

А2;  А3;  А4;  А7;  А13;  А18;  А20;  А24; А25; А27;  А28;  А30;  В1;  В2;  В4;  В5;  С2; С4; С5.

Изменены тексты заданий:

        А5;  А11;  А16;  А19.

Изменен код ответа задания А19.

Откорректирована инструкция по оцениванию решения задания С2.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

(стр. )

Единый государственный экзамен, 2005 г.                                   Физика,  11  класс.

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки

В.А. Болотов

« 11 »       ноября          2004г.

Единый государственный экзамен по физике

Демонстрационный вариант 2005

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть 1 содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один.

Часть 2 содержит 4 задания (В1 – В4), на которые следует дать краткий ответ в численном виде.

Часть 3 состоит из 6 заданий (С1 – С6), на которые требуется дать развернутый ответ. Необходимо записать законы физики, из которых выводятся требуемые для решения задачи соотношения.

При выполнении заданий частей 2 и 3 значение искомой величины следует выразить в тех единицах физических величин, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ). При вычислении разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые  варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

мега

М

10 6

милли

м

10– 3

кило

к

10 3

микро

мк

10 – 6

гекто

г

10 2

нано

н

10– 9

деци

д

10– 1

пико

п

10– 12

санти

с

10– 2

фемто

ф

10– 15

Физические константы

число

 = 3,14

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с2

гравитационная постоянная

G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2

газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

постоянная Больцмана

k = 1,38·10–23 Дж/К

постоянная Авогадро

NА = 6·1023 моль–1

скорость света в вакууме

с = 3·108 м/с

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = = 9·109 Н·м2 /Кл2

заряд электрона

e = – 1,6·10 – 19 Кл

постоянная Планка

h = 6,6·10 – 34 Дж·с

масса Земли

610 24 кг

масса Солнца

210 30 кг

расстояние между Землей и Солнцем

                                           1 астрономическая единица

1 а.е.  1,5·10 – 11 м  1,51011 м

примерное число секунд в году

3107 с

Соотношение между различными единицами

температура

0 К = – 273,15С

атомная единица массы

1 а.е.м. = 1,6610 – 27 кг

1 атомная единица массы эквивалентна

931,5 МэВ

1 электрон-вольт

1 эВ = 1,610 – 19 Дж

Масса частиц

электрона

9,110 –31кг  5,510 –4 а.е.м.

протона

1,67310–27 кг  1,007 а.е.м.

нейтрона

1,67510–27 кг  1,008 а.е.м.

Плотность

воды

1000 кг/м3

древесины (ели)

450 кг/м3

парафина

900 кг/м3

пробки

250 кг/м3

алюминия

2700 кг/м3

ртути

13600 кг/м3

Удельная

теплоемкость воды

4,2 кДж/кгК

теплота плавления льда

333 кДж/кг

Нормальные условия     давление   105 Па,  температура  0С

Молярная маcса

азота

2810 – 3 кг/моль

   кислорода

3210 – 3 кг/моль

аргона

4010 – 3 кг/моль

   лития

610 – 3 кг/моль

водорода

210 – 3 кг/моль

   неона

2010 – 3 кг/моль

водяных паров

1810 – 3 кг/моль

   серебра

10810 – 3 кг/моль

гелия

410 – 3 кг/моль

   углекислого газа

4410 – 3 кг/моль

Энергия покоя

электрона

0,5 МэВ

нейтрона

939,6 МэВ

протона

938,3 МэВ

ядра водорода     Н

938,3 МэВ

ядра фосфора     Р

27917,1 МэВ

ядра дейтерия     Н

1875,6 МэВ

ядра азота           N

13040,3 МэВ

ядра трития         Н

2809,4 МэВ

ядра кислорода  

13971,3 МэВ

Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1

Мотоциклист и велосипедист одновременно начинают равноускоренное движение.  Ускорение мотоциклиста в 3 раза больше, чем у велосипедиста. В один и тот же момент времени скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста

1)

в 1,5 раза

2)

в  раза

3)

в 3 раза

4)

в 9 раз

 

A2

Скорость лыжника при равноускоренном спуске с горы за 4 с увеличилась на 6 м/с. Масса лыжника 60 кг. Равнодействующая всех сил, действующих на лыжника, равна

1)

20 Н         

2)

30 Н        

3)

60 Н         

4)

90 Н

 

A3

На рисунке представлен график зависимости силы упругости пружины от величины ее деформации. Жесткость этой пружины равна

1)

0,01 Н/м

2)

10 Н/м

3)

20 Н/м

4)

100 Н/м

 

A4

Груз А колодезного журавля (см. рисунок)  уравновешивает вес ведра, равный 100 Н. (Рычаг считайте невесомым.) Вес груза равен

1)

20 Н

2)

25 Н

3)

400 Н

4)

500 Н

 

A5

Потенциальная энергия взаимодействия с Землей гири массой 5 кг увеличилась на 75 Дж. Это произошло в результате того, что гирю

1)

подняли на 1,5 м

2)

опустили на 1,5м

3)

подняли на 7 м

4)

опустили на 7 м

 

A6

На рисунке показан график колебаний одной из точек струны. Согласно графику, период этих колебаний равен

1)

110– 3 с

2)

210– 3 с

3)

310– 3 с

4)

410– 3 с

 

A7

Тело массой 2 кг движется вдоль оси ОХ. Его координата меняется в соответствии с уравнением х = А +Bt + Ct2, где А = 2 м, В = 3 м/с, С = 5 м/с2. Чему равен импульс тела в момент времени t = 2 c?

1)

86 кгм/с

2)

48 кгм/с

3)

46 кгм/с

4)

26 кгм/с

 

A8

Наименьшая упорядоченность в расположении частиц характерна для

1)

кристаллических тел

2)

аморфных тел

3)

жидкостей

4)

газов

 

A9

При нагревании текстолитовой пластинки массой  0,2 кг  от  30º C до 90º C потребовалось затратить 18 кДж энергии. Следовательно, удельная теплоемкость текстолита равна

1)

0,75 кДж/(кгК)

2)

1 кДж/(кгК)

3)

1,5 кДж/(кгК)

4)

3 кДж/(кгК)

 

A10

В герметично закрытом сосуде находится одноатомный идеальный газ. Как изменится внутренняя энергия газа при понижении его температуры?

1)

увеличится или уменьшится в зависимости от давления газа в сосуде

2)

уменьшится при любых условиях

3)

увеличится при любых условиях

4)

не изменится

 

A11

Как изменяется внутренняя энергия кристаллического вещества в процессе его плавления?

1)

увеличивается для любого кристаллического вещества

2)

уменьшается для любого кристаллического вещества

3)

для одних кристаллических веществ увеличивается, для других – уменьшается

4)

не изменяется

 

A12

Максимальный КПД тепловой машины с температурой нагревателя 227 С и температурой холодильника 27 С равен

1)

100 %

2)

88 %

3)

60 %

4)

40 %

 

A13

Парциальное давление водяного пара в воздухе при 20 С равно 0,466 кПа, давление насыщенных водяных паров при этой температуре 2,33 кПа. Относительная влажность воздуха равна

1)

10 %        

2)

        20 %        

3)

30 %        

4)

40 %

 

A14

Какое утверждение о взаимодействии трех изображенных

на рисунке заряженных частиц является правильным?

1)

1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 отталкиваются

2)

1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются, 1 и 3 отталкиваются

3)

1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 притягиваются

4)

1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются, 1 и 3 притягиваются

 


A15

При исследовании зависимости заряда на обкладках конденсатора от приложенного напряжения был получен изображенный на рисунке график. Согласно этому графику, емкость конденсатора равна

1)

2.10 –5 Ф

2)

2.10 –9 Ф

3)

2,5.10 –2 Ф

4)

50 Ф

 

A16

Сопротивление между точками А и В участка электрической цепи, представленной на рисунке, равно

1)

14 Ом

2)

8 Ом

3)

7 Ом

4)

6 Ом

 

A17

К источнику тока с  ЭДС = 6 В  подключили реостат. На рисунке показан график изменения силы тока в реостате в зависимости от его сопротивления. Чему равно внутреннее сопротивление источника тока?

1)

        0 Ом

2)

        0,5 Ом

3)

        1 Ом

4)

        2 Ом

 

A18

Ион Na+ массой m влетает в магнитное поле со скоростью  перпендикулярно линиям индукции магнитного поля  и движется по дуге окружности радиуса R. Модуль вектора индукции магнитного поля можно рассчитать, пользуясь выражением

1)

2)

3)

4)

 

A19

Виток провода находится в магнитном поле, перпендикулярном плоскости витка, и своими концами замкнут на амперметр. Магнитная индукция поля меняется с течением времени согласно графику на рисунке. В какой промежуток времени амперметр покажет наличие электрического тока в витке?

1)

от  0 с  до  1 с

2)

от  1 с  до  3 с

3)

от  3 с  до  4 с

4)

во все промежутки времени от  0 с  до  4 с

 

A20

Как изменится частота собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?

1)

уменьшится в 2 раза

2)

увеличится в 2 раза

3)

уменьшится в 4 раза

4)

увеличится в 4 раза

 

A21

Скорость света во всех инерциальных системах отсчета

1)

не зависит ни от скорости приёмника света, ни от скорости источника света

2)

зависит только от скорости движения источника света

3)

зависит только от скорости приёмника света

4)

зависит как от скорости приёмника света, так и от скорости источника света

 

A22

Изображением источника света S в зеркале М

(см. рисунок) является точка

1)

1

2)

2

3)

3

4)

4

 

A23

Фотоны с энергией 2,1 эВ вызывают фотоэффект с поверхности цезия, для которого работа выхода равна 1,9 эВ. Чтобы максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов увеличилась в 2 раза, нужно увеличить энергию фотона на

1)

0,1 эВ

2)

0,2 эВ

3)

0,3 эВ

4)

0,4 эВ

 

A24

На рисунке приведены спектр поглощения неизвестного газа (в середине), спектры поглощения атомов водорода (вверху) и гелия (внизу). Что можно сказать о химическом составе газа?

1)

Газ содержит атомы водорода и гелия.

2)

Газ содержит атомы водорода, гелия и еще какого-то вещества.

3)

Газ содержит только атомы водорода.

4)

Газ содержит только атомы гелия.

 

A25

Торий Th может превратиться в радий Ra в результате

1)

одного -распада

2)

одного -распада

3)

одного - и одного -распада

4)

испускания -кванта

 

A26

Систему отсчета, связанную с Землей, будем считать инерциальной.  Система отсчета, связанная с автомобилем, тоже будет инерциальной, если автомобиль

1)

движется равномерно по прямолинейному участку шоссе

2)

разгоняется по прямолинейному участку шоссе

3)

движется равномерно по извилистой дороге

4)

по инерции вкатывается на гору

 

A27

Мальчик массой 50 кг, стоя на очень гладком льду, бросает груз массой 8 кг под углом 60о к горизонту со скоростью 5 м/с. Какую скорость приобретет мальчик?

1)

5,8 м/с

2)

1,36 м/с        

3)

0,8 м/с

4)

0,4 м/с        

 

A28

В сосуде, закрытом поршнем, находится идеальный газ. График зависимости объема газа от температуры при изменении его состояния представлен на рисунке. В каком состоянии давление газа наибольшее?

1)

А

2)

В

3)

С

4)

D

 

A29

Участок проводника длиной 10 см находится в магнитном поле индукцией 50 мТл. Сила Ампера при перемещении проводника на 8 см в направлении своего действия совершает работу 0,004 Дж. Чему равна сила тока, протекающего по проводнику? Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции.

 

1)

0,01 А    

2)

0,1 А  

3)

10 А    

4)

64 А

 

A30

Какая ядерная реакция может быть использована для получения цепной реакции деления?

1)

Cm + n  4n + Mo + Xe

2)

C  Li + Li

3)

Th + n  In + Nb  

4)

Cm  Tc + I  

 

Часть 2

Ответом к каждому заданию этой части будет некоторое число. Это число надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера задания
(В1 – В4), начиная с первой клеточки. Каждый символ (цифру, запятую, знак минус) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Единицы физических величин писать не нужно.  

B1

За 2 с прямолинейного равноускоренного движения тело прошло 20 м, увеличив свою скорость в 3 раза. Определите конечную скорость тела.

 

B2

На рисунке показан процесс изменения состояния идеального газа. Внешние силы совершили над газом работу, равную 5·10Дж. Какое количество теплоты отдает газ в этом процессе? Ответ выразите в килоджоулях (кДж).

 

 


B3

В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.

 

t, 10–6 c

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

q , 10–9 Кл

2

1,42

0

–1,42

–2

–1,42

0

1,42

2

1,42

Какова энергия магнитного поля катушки в момент времени  5·10–6 с,  если емкость конденсатора равна  50 пФ?  Ответ выразите в нДж и округлите его до целых.

 

B4

На поверхность пластинки из стекла нанесена пленка толщиной d = 110 нм, с показателем преломления n= 1,55. Для какой длины волны видимого света пленка будет «просветляющей»? Ответ  выразите в нанометрах (нм).

 

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

 

 

 

Часть 3

Для записи ответов к заданиям этой части (С1 – С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1  и т. д.), а затем полное решение. Задания С1 – С6 представляют собой задачи, при оформлении решения которых следует назвать законы, которые используются, или дать ссылки на определения физических величин. Если требуется, следует рассчитать численное значение искомой величины, если нет – оставить решение в буквенном виде. Рекомендуется провести предварительное решение этих заданий на черновике, чтобы решение при записи его в бланк ответов заняло менее трети страницы бланка.

C1

Масса Марса составляет 0,1 от массы Земли,  диаметр Марса вдвое меньше, чем диаметр Земли. Каково отношение периодов обращения искусственных спутников  Марса и Земли , движущихся по круговым орбитам на небольшой  высоте?

C2

10 моль идеального одноатомного газа охладили, уменьшив давление в 3 раза. Затем газ нагрели до первоначальной температуры 300 К (см. рисунок). Какое количество теплоты сообщено газу на участке 2  3?

 

 


C3

Ученик собрал электрическую цепь, состоящую из батарейки (1), реостата (2), ключа (3), амперметра (4) и вольтметра (5). После этого он провел измерения напряжения на полюсах и силы тока  в цепи при различных сопротивлениях внешней цепи (см. фотографии). Определите ЭДС и внутреннее сопротивление батарейки.


C4

Объектив проекционного аппарата имеет оптическую силу 5,4 дптр.     Экран расположен на расстоянии 4 м от объектива. Определите размеры экрана, на котором должно уместиться изображение диапозитива размером 6х9 см.

 

 

C5

Фотоны, имеющие энергию 5 эВ, выбивают электроны с поверхности металла. Работа выхода электронов из металла равна 4,7 эВ. Какой максимальный импульс приобретает электрон при вылете с поверхности металла?

 

C6

Электрон влетает в область однородного магнитного поля индукцией В = 0,01 Тл со скоростью v = 1000 км/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Какой путь он пройдет к тому моменту, когда вектор его скорости повернется на 1?

 


 

© 2014  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: