новости

Новости, объявления, конкурсы, одимпиады...

27 сентября 2016 года состоялся школьный тур Всероссийской олимпиады по физике. Спасибо всем, кто принял участие. Результаты будут размещены на сайте в ближайшее время.

8-10 декабря 2016 года на физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова пройдёт Московский турнир юных физиков.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В рамках проведения декады точных наук и иностранных языков 11 февраля 2015 года проведен совместный урок учителя физики Казулиной О.В. с учителями английского языка Орешиной И.Б. и Подлужной Г.П. в 7-х классах по теме «Силы в природе».

Учащиеся не только показали хорошие знания в области физики, но и рассказали на английском языке о силах в природе, великом ученом И.Ньютоне, показав презентацию, поведали интересные факты, связанные с ученым, решали задачу, комментируя ее на английском языке, и показали опыты.

F:\физика на англ\IMG_7853.JPG

F:\физика на англ\IMG_7854.JPG



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

школа № 1273

Интеллектуальная игра

«Что? Где? Когда?»

(Внеклассное мероприятие по физике)

Преподаватель физики

Казулина О.В.

Стаж работы – 19 лет

Категория – высшая

г. Москва

2014 г.

        

        «Что? Где? Когда?"

(внеклассное мероприятие по физике)

Цели и задачи мероприятия:  

  • использовать знания обучащихся из курса физики и астрономии;
  • развивать ключевые компетентности обучающихся (познавательные и информационные);
  • научить обучающихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и с источниками сети интернет;
  • прививать бережное отношение к своей планете Земля.

Образовательная:

•        Повторить, систематизировать знания обучащихся;

•        Расширять кругозор обучащихся по предмету;

•        Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательная:

•        Воспитать умение и навыки работы в команде;

•        Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

•        Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.

•        Воспитывать инициативность и активность,

•        Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающая:

•        В игровой форме развить у обучащихся интерес к физике;

•        Развить способности логического мышления обучащихся;

•        Развить интеллектуальные и творческие способности обучащихся;

•        Развивать память, внимание

•        Развивать у обучащихся коммуникативно-игровые способности.

Оснащение урока: компьютер с мультимедийным проектором, экран, презентация Power Point, музыкальная композиция на космическую тему.

Форма: внеклассное мероприятие.

Ход игры:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

Дорогие ребята, сегодня наша игра посвящается физической картине мира, восприятию природы, которая нас окружает, ведь мы являемся ее частичкой.

Приветствую  всех на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». За столами знатоков сегодня будут играть две команды: команда учащихся и команда родителей. Внимательно слушайте вопрос, обсуждайте и отвечайте.

Уважаемые знатоки!  Капитаном команды должен быть самый эрудированный из вас, т. к. только капитан будет определять игрока, отвечающего на вопрос.  Во время обсуждения у вас будет  много версий ответа. Капитан  же должен выбрать правильную. Выберите себе капитана.  

Условие игры:

•        На обдумывание вопроса даётся одна  минута (время фиксируется с помощью  часов на экране презентации);

•        После того как время обсуждения  завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;

•        Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос или ответ может только ведущий;

•        За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде засчитывается  поражение в данном раунде;

  • За каждый ответ дается 1 балл за правильный ответ (желательно пояснить  с точки зрения науки).
  • Если вы дадите неверный ответ, то на вопрос может ответить зал.

•        Если команда досрочно даёт ответ на вопрос, то она сохраняет дополнительные минуты для обсужде6ния, которые можно использовать в следующих раундах.

Итак, начинаем!  

1. Чёрный ящик.

Чтобы найти скорость необходимо измерить путь, затем время и разделить путь на время. Но для этого необходимы линейка и часы, а ведь есть прибор который их как бы объединяет – спидометр. В чёрном ящике лежит прибор объединяющий использование мензурки и весов. Что лежит в чёрном ящике?      

  ( ареометр )

2. В какой последовательности были сделаны открытия

ТЕЛЕФОН, ХИМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ТОКА, РАДИО, ТЕЛЕГРАФ

1799 г. Вольт ХИМИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ТОКА

1832 г. Шиллинг ТЕЛЕГРАФ

1876 г. Белл ТЕЛЕФОН

1895 г. Попов РАДИО        

3. Дерево и металл.

Почему при одинаковых температурах горячий металл на ощупь кажется теплее горячего дерева, а холодный металл холоднее холодного дерева?

( металл имеет более высокую теплопроводность, чем дерево )

4. Скорость.

Кто обгонит? Заяц, бегущий со скоростью 18 м/с или мотоцикл, имеющий скорость 54 км/ч?

( 18м/с > 60км/ч )

5. Бутылка с запиской

Во время отдыха учащийся нашей школы прогуливался  по пляжу Копакабана в Рио-де-Жанейро и заметил бутылку с запиской внутри. Пробка из пластика была закручена очень туго.  Никаких инструментов  под рукой не было, а разбивать бутылку не хотелось.

Как ему удалось открутить пробку и прочитать записку?

Известно, что при нагревании тела расширяются. Поэтому для того, чтобы открутить пробку достаточно было взять ткань (футболку) и натереть пробку до её нагревания. Пластик расширился и пробка легко открутилась.

6. Эхо

Перед вами строки старинного стихотворения XVIII в. "Эхо":

- Я чаю, эхо, ты мне в роще отвечаешь? - Чаешь. 
- Конечно, ты вело меня с полей сюда? - Да! 
- Мне долго говорить с тобою невозможно. - Можно! 
- Нет, нет. Пойду искать овечку я к ручью. - Чью?

В чём его физическая несообразность?

В этом стихотворении чередуется эхо двусложное («чаешь» и «можно») с односложным эхом («да» и «чей»), а с точки зрения физики такое явление нереально. Двусложное эхо предполагает и вдвое большее удаление источника звука от отражающей преграды чем эхо односложное. Для человека, остающегося на месте, такое изменение расстояния невозможно.

7. Проба воздуха

Ради любопытства Эрудит решил взять пробу воздуха в центре Санкт-Петербурга, чтобы определить степень его загрязнения. Он взял банку с плотно закрывающейся крышкой. Эрудит понимает, что в банке находится сравнительно чистый домашний воздух.

Как Эрудиту взять пробу городского воздуха, если в банке находится домашний воздух?

1) Можно дома наполнить банку водой, а потом вылить. И в это время банка наполнится тем воздухом, который требуется для пробы. 
2) Можно нагреть банку - воздух в ней тоже нагреется и поднимется наверх, а холодный уличный опустится вниз, в банку.

8. Мороз

Эрудит нашел на карте России селение Оймякон в Якутской области. 

Это самое холодное место на территории России, 
где зафиксирована температура ниже 70 градусов мороза. 

Помогите Эрудиту найти самое морозное место в мире, 
где ртутный столбик термометра показывает еще более низкую температуру, чем в России?

Такое место Эрудит не найдет никогда! 
Т.к.ртутным термометром нельзя зафиксировать температуру, 
которая ниже - 39 градусов.

9. Взвешивание под водой

У Эрудита есть обыкновенные чашечные весы,  на которых лежат: 
на одной чашке - булыжник, весящий ровно 2 кг, на другой - железная гиря, весящая так же 2 кг. 
Эрудит осторожно опустил весы под воду. 

Остались ли чаши весов в равновесии?

Каждое тело, если погрузить его в воду, становится легче: 
оно "теряет" в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода. 
Булыжник весом в 2 кг занимает больший объем, чем 2-х килограммовая железная гиря ( плотность камня меньше железа). 
Значит, булыжник вытеснит больший объем воды, нежели гиря, 
Весы под водой наклонятся в сторону гири.

10. Соль в воде

Почему при добавлении в воду соли температура в ней понижается?

Соль, попадая в воду, начинает растворяться в ней. Этот процесс протекает с поглощением тепла, которое отнимается из воды. Поэтому температура получившегося раствора понижается.

11. Черный ящик

Объяснить явление падения монеты в стакан

12. Черный ящик

Эффект втягивания

Викторина.

На экране презентация (слайд №3). На протяжении всей викторины тихо звучит музыка: Бетховен «Лунная соната».

1.        Что такое терминатор? (Граница дня и ночи на Луне)

2.        Сколько созвездий на небе? (88)

3.        Диаметр нашей галактики (100000 св.лет.)

4.        Пятая по счету планета от Солнца (Юпитер)

5.        Что такое световой год? (Расстояние, которое проходит свет за год)

6.        Среднее расстояние от Земли до Солнца (150 млн. км или 1 а.е.)

7.        Что такое пояс зодиака? (Совокупность 12 созвездий, через которые пролегает путь Солнца)

9.        Кто такие уфологи  и чем они занимаются? (Ученые, изучающие НЛО)

10.     Назовите спутники Марса (Фобос и Деймос)

11.     Альфа Малой Медведицы (Полярная)

12.     Что такое падающие звезды? (Это частицы вещества разрушившихся комет, которые при вторжении в земную атмосферу встречают очень сильное сопротивление воздуха, мгновенно нагреваются и превращаются в раскаленный газ, который рассеивается в воздухе на высоте 80-100 км над Землей)

Вопросы.

1. (1 парсек). Какое небесное тело в переводе с греческого называют «волосатая»?   ( Комета)

2. (1 парсек). К какому типу по спектральной классификации относится наше Солнце? ( G-2 жёлтый карлик)

3. (1 парсек). У каких  планет есть кольца ?  (у планет гигантов:  Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

4. (2 парсека). Как называют самый крупный метеорит из найденных метеоритов на Земле? Он является самым большим куском железа природного происхождения. Найден в Намибии в 1920 году.( метеорит Гоба)

5. (1 парсек). У индейцев племени чероки есть такое предание: « У людей Юга была кукурузная мельница, из которой кто-то все время воровал муку. В конце концов хозяева обнаружили вора, собаку, которая, завывая, убежала к себе домой, на Север. На бегу мука сыпалась у нее изо рта, и сзади оставался белый след. Теперь на этом пути собаки мы видим небесную систему. О какой небесной системе идет речь?       (Млечный Путь)

6. (1 парсек). Плутон – планета или нет ? ( Плутон – плутоид – карликовая планета )

7.  (2 парсека). Астероидная опасность стоит в ряду важнейших глобальных проблем, которые неизбежно придется решать человечеству объединенными усилиями различных стран. Наиболее активными странами в решении этой проблемы являются США, Италия и Россия. Как уберечь Землю от космических катастроф? Ваша версия?  (гравитационный «трактор», кинетический удар, взрывной метод, лазерное воздействие, солнечный парус, «сублимационный» метод, космический аппарат «Капкан»).

8.(1 парсек). Что можно ожидать от звезды  Бетельгейзе в  созвездии Орион в ближайшем будущем?      (Она взорвётся как сверхновая )

9. (2 парсека). Уважаемые знатоки! Представьте себе гиппопотама. Представили? А теперь представьте коня на привязи. Внимание вопрос: «Что общего у гиппопотама и коня на привязи с точки зрения астрономии?»     (Это названия созвездия Большая Медведица: у египтян оно называется «гиппопотам», а у киргизов «конь на привязи».

10. (1 парсек). По представлениям древних греков миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса – верховного бога. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с четверкой быстрых коней. Каждое утро он с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Внимание, вопрос: « О каком небесном теле идет речь ?»    ( О Солнце, гелиос в переводе с греческого «Солнце») .

11.(1 парсек). Скажите следующую фразу астрономическими терминами или названиями небесных тел: «Рядом с богом войны страх и ужас»      (Спутники Марса – Фобос  и Деймос.  Марс – бог войны в древнеримской мифологии, Фобос и Деймос в переводе на русский соответственно «Страх» и «Ужас»)

12.Блиц (3 парсека).А.  Все из вас могут найти на небе созвездие Большой Медведицы. Средняя звезда  «ручки ковша» визуально двойная. Две близко расположенные звезды называются Мицар и Алькор. Какое значение имела а звезда в древности?    (По ней проверяли остроту зрения охотников)

Б.   В средние века астрономы открыли очень необычную звезду. Дело в том, что ее блеск изменялся через каждые 9,5 часов. За то, что эта звезда как бы «подмигивала» астрономам, ей дали название, которое в переводе с арабского означает «глаз дьявола». В настоящее время таких звезд почти 30000. Вопрос: «Какое у этих  звезд общее название?»   ( Алголи,  алголь в переводе с арабского «дьявол»)

Подведение итогов игры. (Слайд № 49) Тихо звучит песня Игоря Талькова «Летний дождь»

Использованная литература:

1.        Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия 11 класс М., Просвещение, 1998

2.        Левитан Е. П. Про то, как Луна рассказала, что Земля – шар./журнал «Наука и жизнь» №7 1990 г.

3.        Левитан Е. П. Что в древности люди думали о Солнце /журнал «Наука и жизнь» №1 1989 г.

4.        Уманский С. П. Космические орбиты М., Просвещение, 1996

5.        Хэнкок Г. Следы богов М., Вече, 1998

6.        Энциклопедический словарь юного астронома М., Педагогика, 1986

7.        Я познаю мир. Космос. Детская энциклопедия под редакцией О. Хинн М., Аст, 1998

8.   Лесков С. «Космическая археология. Последние открытия в пределах солнечной системы», ст.

9.      Гильотта Г., Шаров П. «Космос: время новых открытий», ст.

10     Компьютерный диск «Открытая астрономия».

11.    Ресурсы сети интернет (фото) http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B8&stype=image&lr=14&noreask=1



Предварительный просмотр:

8-10 декабря 2016 года на физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова пройдёт Московский турнир юных физиков.
 
Турнир юных физиков — это лично-командное состязание школьников в умении решать небольшие научные проблемы, убедительно представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях — физбоях. Задания турнира известны заранее, так что участники имеют возможность изучить явления не только с теоретической, но и с экспериментальной точки зрения.
 
О ТУРНИРЕ
ПОЧЕМУ СТОИТ УЧАСТВОВАТЬ?
* Турнир позволяет школьникам овладеть основами ведения проектной деятельности, выполняя, по сути, собственное научное исследование;
* Участники турнира получат навыки публичного выступления, потому что своё решение надо защитить перед другими участниками и жюри в формате «физического боя».
* Московский турнир является этапом подготовки к Всероссийскому турниру, который даёт призёрам льготы при поступлении в ВУЗы России.
* Изучаемые физические явления крайне интересны и легко воспроизводимы в домашних условиях.
 
Целью команды является собственное экспериментальное и теоретическое исследование явлений, описанных в условии, и ответ на вопрос задачи. Для успешного участия в турнире команда должна решить не менее трёх задач и представить своё решение в ходе физических боёв.
 
К участию в Турнире приглашаются команды, состоящие из 3-5 учащихся 8-11 классов. Команда может быть сформирована как на базе одного образовательного учреждения, так и являться сборной нескольких учреждений, города или посёлка.
 
Участие в Турнире бесплатное.
 
ПОДАЧА ЗАЯВОК
Заявки на участие в турнире следует подать до 8 ноября 2016 года электронным письмом по адресу mos.ypt@ya.ru. В заявке следует указать: 
* название команды,
* список участников (фамилия, имя, класс),
* тренеров команды (ФИО, телефон и e-mail).

Исправления и отзыв заявки принимаются до 30 ноября 2016 года электронным письмом на mos.ypt@ya.ru.
 
ПРОГРАММА ТУРНИРА
08.12.—Открытие Турнира. Жеребьёвка. 1-ый отборочный бой.
09.12.—2-ой и 3-ий отборочные бои.
10.12.—Финал. Закрытие Турнира.
 
Физический факультет МГУ и Оргкомитет турнира готов помочь командам советами и методическими материалами.