Материалы методических объединений
Презентации тем для методических объединений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние личности учителя на мотивационную сферу ученика | 1.93 МБ |
Гуманизация обучения | 327.89 КБ |
Тезаурусная технология | 80.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стили общения
1 . Авторитарный Жесткое управление, контроль Приказной тон, дерзкие замечания Любимчики и не очень Субъективная оценка знаний Решение всегда принимает учитель Между членами группы царит вражда, заискивание перед учителем
2. Попустительский Снятие ответственности за происходящее Наименее предпочтительный Наименьший объем выполненной работы и её самое худшее качество Безответственная игра
3. Демократический. Активное участие учеников в обсуждении предстоящей работы и её организации У учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление Инициатива, общительность, доверительность, самостоятельность Ученики сближаются между собой в личностном общении Делают выбор, но окончательное решение принимает учитель
4. Творческий. Высокий профессионализм учителя Творческая совместная деятельность- результат коммуникативной деятельности учителя Увлечённость общим делом- источник дружественности (в меру), заинтересованности и т.д. Высокий результат
5. Общение-дистанция Дистанция как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Главное не переусердствовать Такое общение является переходным этапом к общению-устрашению
6. Общение-устрашение Неумение организовать продуктивное общение Не создает коммуникативной атмосферы, не обеспечивает творческое сотрудничество
7. Заигрывание Ложный дешевый авторитет у детей Желание понравится детям
Значимость учителя для учеников референтность
Успешность воспитания нравственно-ценной мотивации зависит от соблюдения учителем некоторых принципов: Гуманизм Эмпатическое понимание учеников Сотрудничество Диалогизм Личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения
Заповеди современного учителя 1. Прими все то, что есть в ребёнке, как естественное, сообразное его природе. Сопроводи его позитивную самореализацию. Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Учись сам. Ищи истину вместе с ним. Искренне восхищайся всем красивым.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования ученика к учителю (по Соловейчику С.В.) Учителя! - прошу считать меня человеком, - верить в меня, надеяться на меня, понимать меня, любить меня, быть великодушным со мной, не пользоваться мной в своих целях, не боятся за меня как за маленького, - терпеть меня.
Гуманизация обучения Гуманизм Гуманность Очеловечивание Человечность Человеколюбие Уважение
Ориентация образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения ученика и педагога, основанного на уважении прав каждого человека, на сохранении и укреплении их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала
Принципы Открытость общения Проявление всех потенциалов человека Целостный подход к развитию и обучению Акцент на обучение через опыт Индивидуальный подход Учитель – мудрый собеседник Активная роль учащегося «Свобода учения»
Требования Устойчиво-положительное отношение к ученику Уважение к личности Признание права личности быть не похожей на других Оценка не личности, а её деятельности, поступков Смотреть на проблему глазами ребенка Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка
Условия Дифференцированный подход к обучению Вариативность содержания обучения Создание диалогического общения на уроках Организация групповых форм работы Направленность обучения на результативную и процессуальную деятельность ученика Создание ситуации успеха
Цель гуманизации обучения воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической, всесторонне развитой, физической, интеллектуальной и духовно-нравственной личности.
Задачи Создавать доверительные отношения Обеспечивать сотрудничество между учеником и педагогом Развивать у педагога гуманистические установки к обучению
Гуманистическое пространство: Правило 7 «У» Уверенность; Успешность; Удивительность; Убедительность; Уважительность; Уравновешенность; Улыбчивость.
Результат ЛИЧНОСТЬ Свободная Активная Уважающая себя и других Открытая Дружелюбная Инициативная Независимая
Препятствия Отсутствие современной литературы, учебных книг Отсутствие дидактических комплексов Антисоциальная среда Дефицит педагогов-гуманистов
Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий , направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию , в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми , в целом - средой.
Заповеди учителя - гуманиста Прими все то что есть в ребенке как естественное. Сопроводи его позитивную самореализацию. Старайся никогда не учить ребенка на- прямую. Всегда учись сам. Не задавай детям вопросов, на который знаешь ответы. Искренне восхищайся всем красивым. Ничего не делай просто так. Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
Человечность для людей важнее, чем вода с огнем. Я видел погибших от воды с огнем, но никогда не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человечности…… Конфуций
спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тезаурусное обучение (помогает сворачивать информацию)
Что включает тезаурусное обучение: 1. учебный тезаурус 2. тезаурусное поле понятия 3. алгоритм составления тезауруса
Понятие «тезаурус» пришло в науку: у лингвистов: словарь языка в полной смысловой информацией; в информатике: полный системный набор данных в какой – либо области знаний; в педагогике: полный перечень (список, набор, совокупность, система) терминов, понятий, категорий, дефиниций, характеризующих ключевое слово темы.
С одной стороны, учебный тезаурус – это все средства визуализации (наглядности) учебной деятельности, позволяющие систематизировать, структурировать, сворачивать информацию до минимума, и четко выделять, что главное, а что второстепенное.
С другой стороны, тезаурусное обучение позволяет разворачивать информацию до максимума.
При изучении темы составляется т.н. тезаурусное поле понятия, структурированная система научных терминов наглядно отражающая их взаимосвязи. Что я знаю, что должен знать, или определённое направление поиска (что я узнаю и буду знать)
Тезаурусное поле понятия составляется 2р: в начале урока учителем или в конце урока обучающимися для определения усвоенной информации и оценки уровня информированности (сколько, как глубоко я знаю)
Алгоритма составления тезаурусного поля понятия 1.Развернуть тетрадь 2. В центр внести ключевое понятие, термин, выделить шрифтом. Цветом, чтобы бросалось в глаза (визуализировать); 3.Сформулировать рабочее понятие этому ключевому понятию (надо изучить определения нескольких авторов и выбрать какое – то одно). 4.Подобрать однокоренные слова – дескрипторы, связанные для его описанием, характеристики, уточнения, конкретизация. 5.Тезаурусное поле надо сгруппировать, подобранные слова в тематические блоки (рубрикаторы) и разместить их в тезаурусное поле на основе закономерностей визуализации (наглядного представления и зрительного восприятия информации) что слева, справа, ниже, выше, ближе, дальше от ключевого, т. е. что важнее.
Логика составления тезаурусного поля понятия соответствует логике исторического процесса: слева – прошлое : известная, доказанная, самая значимая, общепринятая информация(её надо повторять, но её не должно быть много) в центре – настоящее : информация, которая ещё не устойчива и может дополняться, закрепляться, перевод информации из теории в практику; справа – будущее : информация на перспективу