Учебные материалы для 8 кл
Предварительный просмотр:
Тема урока Особенности человека.
Самостоятельная работа: Соотнесите признаки.
Тип Хордовые
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
- Пятипалая конечность.
- Выкармливание молоком.
- Четырёхкамерное сердце.
- Мимические мышцы.
- Осевой скелет – хорда.
- Живорождение.
- ЦНС имеет трубчатое строение.
- Постоянная температура тела.
- Наличие диафрагмы.
- Дифференцированный зубной аппарат.
- Центральный орган кровообращения – сердце.
Тема урока Науки, изучающие организм человека.
Кроссворд.
Повторение и обобщение знаний по темам "Человек как биологический вид" и "Происхождение человека".
- Кроссворд.
- Соотнесите признаки.
Тип Хордовые
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
- Пятипалая конечность.
- Выкармливание молоком.
- Четырёхкамерное сердце.
- Мимические мышцы.
- Осевой скелет – хорда.
- Живорождение.
- ЦНС имеет трубчатое строение.
- Постоянная температура тела.
- Наличие диафрагмы.
- Дифференцированный зубной аппарат.
- Центральный орган кровообращения – сердце.
- Ответьте на вопрос: 1вариант: Типы рас. 2 вариант: Место человека в органическом мире, последствия прямохождения.
Один из вариантов кроссворда к уроку Повторение и обобщение знаний по темам "Человек как биологический вид" и "Происхождение человека".
Тема урока Ткани и органы.
Самостоятельная работа
- Задание на соответствие.
Клеточная мембрана
Ядро
Цитоплазма
Рибосомы ЭПС
Комплекс Гольджи
Митохондрии
Лизосомы
Клеточный центр
- ДНК
- АТФ
- Обладает свойством полупроницаемости.
- Бывает гранулярная и гладкая.
- Состоит из двух слоёв липидов, между которыми включены молекулы белков.
- Функция разложения ненужных веществ и отмерших органоидов.
- Состоит из центриолей.
- Хромосомы.
- Выполняет следующие функции: накопление и транспортировка веществ, синтез белков сложных углеводов, липидов.
- Биосинтез белка.
- Осуществляет транспорт веществ.
- Функция: выработка энергии.
- Выполняет следующие функции: хранитель наследственной информации, контроль за функциями клетки.
- Деление клетки.
- Образование животного крахмала – гликогена.
- Состоит из цистерн и пузырьков.
ИЛИ Кроссворд.
Повторение и обобщение знаний по теме "Общий обзор организма человека".
Соотнесите признаки
1 вариант
Оболочка
Цитоплазма
Клеточный центр
Комплекс Гольджи
ЭПС
2 вариант
Ядро
Лизосома
Рибосома
Митохондрия
Цитоплазматическая мембрана
- Сеть каналов, состоящая из цитоплазматической мембраны.
- Состоит из центриолей.
- Состоит из цитоплазматической мембраны.
- Состоит из нуклеиновых кислот.
- Внутренняя среда клетки.
- Биосинтез белка.
- Транспорт веществ внутри клетки.
- Состоит из вязкого вещества, пронизана нитями.
- Пронизана порами.
- Защитная, опорная и транспортная функции.
- Образование и накопление энергии.
- ДНК.
- Синтез и накопление белков, углеводов и липидов.
- Бывает гладкая и гранулярная
- Внутреннее переваривание, уничтожение ненужных веществ.
- Хромосомы.
- АТФ.
- Защитная функция и обмен веществ.
- Окисление органических соединений, сопровождающееся выделением энергии.
- Состоит их цистерн и пузырьков.
- Хранение наследственной информации.
- Состоит из очень плотного вещества.
- Контроль за функциями клетки.
- Может быть покрыта рибосомами.
Дайте определение следующим биологическим понятиям:
1 вариант
Нейрон
Синапс
Нейроглии
2 вариант
Аксон
Дендрит
Гормон
Кроссворд
Контроль знаний по теме "Общий обзор организма человека".
Вопрос №1: Клетки растений в отличие от клеток животных и человека содержат
1. ядро и цитоплазму
2. рибосомы и хромосомы
3. митохондрии и рибосомы
4. пластиды и вакуоли с клеточным соком
Вопрос №2: Функция рибосом
1. образование белков
2. передача наследственной информации
3. обеспечение избирательной проницаемости веществ
4. выработка веществ, служащих источником энергии
Вопрос №3: Биологически активные вещества, вырабатываемые в железах внутренней секреции
1. нуклеиновые кислоты
2. гормоны
3. пищеварительные соки
4. ферменты
Вопрос №4: Одна из функций поперчно-полосатой мышечной ткани
1. перемещение организма в пространстве
2. защита от механических повреждений
3. передвижение веществ в организме
4. установление связи между разными частями организма
Вопрос №5: Эпителиальная ткань включает
1. клетки с короткими и длинными отростками
2. мышечные волокна с одним ядром или со многими ядрами
3. плотно прилегающие друг к другу клетки
4. неприлегающие друг к другу клетки, между которыми находится межклеточное вещество
Вопрос №6: Железа внутренней секреции
1. гипофиз
2. слёзная железа
3. слюнная железа
4. печень
Вопрос №7: Главная функция мембраны клетки
1. образование клетки
2. передача наследственной информации
3. обеспечение избирательной проницаемости веществ
4. выработка веществ, служащих источником энергии
Вопрос №8: Компонент клетки, осуществляющий связь между её частями
1. ядро
2. цитоплазма
3. оболочка
4. рибосома
Вопрос №9: Функция эпителиальной ткани
1. защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ, от механических повреждений
2. обеспечивает движение тела в пространстве
3. служит для отложения питательных веществ
4. обеспечивает связь между органами
Вопрос №10: Соединительная ткань состоит
1. из клеток с короткими и длинными отростками
2. из мышечных волокон с одним ядром или многими ядрами
3. из плотно прилегающих друг к другу клеток
4. из рыхло расположенных клеток, между которыми находится межклеточное вещество
Вопрос №11: Особенности гуморальной регуляции
1. распространяется быстро, но действует кратковременно
2. распространяется быстро, но действует продолжительно
3. распространяется медленно, но действует продолжительно
4. распространяется медленно, но действует кратковременно
Вопрос №12: Железа внешней секреции
1. щитовидная железа
2. гипофиз
3. слёзная железа
4. надпочечники
Вопрос №13: Одна из функций нервной ткани в организме
1. защита от механических повреждений
2. регуляция процессов жизнедеятельности
3. отложение питательных веществ
4. передвижение веществ в организме
Вопрос №14: Нервная регуляция осуществляется
1. с помощью веществ, которые вырабатываются в железах внутренней секреции
2. с помощью нуклеиновых кислот, образующихся в ядре
3. с помощью электрических импульсов, бегущих по нервным волокнам
4. с помощью ферментов, образующихся в пищеварительных железах
Вопрос №15: Органоиды в клетке находятся
1. только в цитоплазме
2. только в ядре
3. в ядре и цитоплазме
4. не в ядре и не в цитоплазме
Вопрос №16: Нейрон - это
1. многоядерная клетка с отростками
2. одноядерная клетка с отростками
3. безъядерная сократимая клетка
4. одноядерная клетка с множеством ресничек
Вопрос №17: Какие из названных структур образованы соединительной тканью?
1. межпозвоночные диски
2. слизистая оболочка желудка
3. желудочек сердца
4. нервные узлы
Вопрос №18: Основу скелетной мускулатуры составляют
1. гладкие мышцы
2. поперечно-полосатые, многоядерные волокна
3. поперечно-полосатые, одноядерные, переплетающиеся волокна
Вопрос №19: Какая из тканей выполняет функцию согласованной регуляции жизнедеятельности организма
1. соединительная
2. мышечная
3. нервная
4. эпителиальная
Вопрос №20: В каких из названных клеток больше митохондрий?
1. в клетках кожного эпителия
2. в поперечно-полосатых мышечных волокнах
3. в клетках межпозвоночных дисков
4. в костных клетках
Вопрос №21: Какие системы органов регулируют деятельность всего организма?
1. опорно-двигательная и пищеварительная
2. кровеносная и дыхательная
3. нервная и эндокринная
4. выделительная и система органов размножения
Вопрос №22: Какой из перечисленных органов не относится к пищеварительной системе?
1. печень
2. селезёнка
3. глотка
4. поджелудочная железа
Вопрос №23: Основная функция почек
1. выработка гормонов
2. газообмен
3. фильтрация крови
4. всасывание питательных веществ
Вопрос №24: Что называется синапсом?
1. отросток нейрона
2. контакт между нейронами
3. нервные узлы
4. нервные сплетения
Вопрос №25: Богатое энергией вещество (АТФ) образуется
1. в рибосомах
2. в ядре
3. в межклеточном веществе
4. в митохондриях
Тема урока Большие полушария переднего мозга.
Кроссворд
Кроссворд.
Тема урока Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость.
Самостоятельная работа
- Кроссворд.
Контроль знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы».
I вариант
- Функция двигательных нейронов:
- Передача нервных импульсов в центральную нервную систему;
- Восприятие раздражения из внешней и внутренней среды и преобразование их в нервные импульсы;
- Передача нервных импульсов от спинного и головного мозга к мышцам;
- Осуществление гуморальной регуляции деятельности органов.
- Нерв - это:
- Скопление нервных клеток вне центральной нервной системы;
- Пучки нервных отростков нервных клеток, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы;
- Белое и серое вещество в центральной нервной системе;
- Нервные пути в центральной нервной системе.
- Вегетативной (автономной) нервной системой регулируется:
- Работа мышц, сгибающих руку;
- Деятельность внутренних органов;
- Работа жевательных мышц;
- Работа мышц разгибающих руку.
- Белое вещество спинного мозга образуют:
- Вставочные нейроны;
- Тела чувствительных нейронов;
- Длинные отростки нейронов;
- Тела двигательных нейронов.
- Вставочные нейроны передают импульсы:
- От спинного и головного мозга к мышцам;
- От рецепторов в центральную нервную систему;
- От чувствительных нейронов к двигательным;
- От рецепторов к мышцам.
- Рефлекс - это:
- Путь, по которому проводятся нервные импульсы;
- Ответ на раздражение мышцы или другого органа;
- Изменение работы одних органов под влиянием других;
- Ответ организма на раздражение, осуществляемый и контролируемый центральной нервной системой.
- Что называется синапсом:
- Отросток нейрона;
- Контакт между нейронами;
- Нервные узлы;
- Нервные сплетения.
- Центральную нервную систему образуют:
- Чувствительные и двигательные нервы;
- Головной и спинной мозг;
- Нервные узлы и нервы;
- Рецепторы, воспринимающие раздражения из внешней и внутренней среды.
- Простейшая рефлекторная дуга образована:
- Тремя нейронами;
- Двумя нейронами;
- Одним нейроном.
- Рецепторы органа слуха располагаются:
- В среднем ухе;
- В наружном слуховом проходе;
- В барабанной перепонке;
- В улитке.
- Сетчатка - оболочка глаза, которая:
- Защищает глаз от химических и механических повреждений;
- Снабжает глазное яблоко кровью;
- Поглощает световые лучи;
- Преобразует лучи света в нервные импульсы.
- При слабом свете зрачок рефлекторно:
- Сужается;
- Расширяется;
- Не изменяется;
- То расширяется, то сужается.
- Глаз от пыли и соринок защищают:
- Радужная оболочка и роговица;
- Белочная и сосудистая оболочка;
- Веки и ресницы;
- Хрусталик и стекловидное тело.
- Колбочки - это:
- Рецепторы сумеречного света;
- Рецепторы, воспринимающие цвета предметов;
- Части стекловидного тела;
- Регулируют поступление света внутрь глаза.
- За зрачком следует:
- Радужная оболочка;
- Хрусталик;
- Стекловидное тело;
- Сетчатка.
- Доля переднего мозга, в которой располагается слуховая зона коры:
- Теменная;
- Височная;
- Затылочная;
- Лобная.
- Значение сосудистой оболочки:
- Защищает глаз от механических и химических повреждений;
- Снабжает глазное яблоко кровью;
- Преобразует световые лучи;
- Преобразует лучи света в нервные импульсы.
- Соотнесите названия структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе:
№ | Название структур глаза | Функция структуры или расположение в органе |
Глазница |
| |
Слезные железы |
| |
Веки и ресницы |
| |
Брови |
| |
Белочная оболочка |
| |
Роговица |
| |
Сосудистая оболочка |
| |
Радужная оболочка |
| |
Зрачок |
| |
Хрусталик |
| |
Стекловидное тело |
| |
Сетчатка |
| |
Зрительные рецепторы |
| |
Зрительный нерв |
|
Контроль знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы».
II вариант
- Функция чувствительных нейронов:
- Передача нервных импульсов в центральную нервную систему;
- Восприятие раздражение из внешней и внутренней среды и преобразование их в нервные импульсы;
- Передача нервных импульсов от спинного и головного мозга к мышцам;
- Осуществление гуморальной регуляции деятельности органов.
- Нервный импульс - это:
- Химическое взаимодействие клеток в организме;
- Рефлекс, вырабатывающийся и угасающий в течении жизни;
- Взаимодействие клеток организма через нервную систему;
- Электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.
- Серое вещество спинного мозга образуют:
- Отростки чувствительных нейронов;
- Тела чувствительных нейронов;
- Вставочные нейроны, тела и короткие отростки двигательных нейронов;
- Длинные отростки двигательных нейронов.
- Свойства нервной ткани:
- Возбудимость и сократимость;
- Возбудимость и проведение возбуждения;
- Только проведение возбуждения;
- Только возбудимость.
- Соматической нервной системой регулируется:
- Работа скелетных мышц;
- Деятельность слюнных желёз;
- Деятельность желудка;
- Работа сердца.
- Функция рецепторов:
- Восприятие раздражений из внешней и внутренней среды и преобразование их в нервные импульсы;
- Передача нервных импульсов в центральную нервную систему;
- Передача нервных импульсов от спинного и головного мозга к мышцам;
- Осуществление гуморальной регуляции деятельности органов.
- Периферическая нервная система состоит:
- Только из нервов;
- Только из нервных узлов;
- Из головного и спинного мозга;
- Из нервов и нервных узлов.
- Нейроны, по которым нервные импульсы передаются из головного мозга к рабочему органу:
- Вставочные;
- Чувствительные;
- Двигательные;
- Частично двигательные, частично чувствительные.
- Если теннисист - правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают:
- В теменную долю, в правое полушарие;
- В теменную долю, в левое полушарие;
- В лобную долю, в левое полушарие;
- В лобную долю в правое полушарие.
- Обонятельный анализатор раздражается:
- Механическим путём;
- Химическими раздражителями;
- Световыми раздражителями.
- Органы равновесия находятся:
- На коже;
- Во внутреннем ухе;
- В ротовой полости;
- В полости носа.
- Воспаление среднего уха может возникнуть как осложнение при ангине, скарлатине, гриппе. Чем это объясняется?
- Это случайное совпадение;
- Эти заболевания усиливают восприимчивость организма к возбудителям, вызывающим воспаление среднего уха;
- Микроорганизмы, вызывающие грипп и ангину, могут попасть в полость среднего уха через евстахиеву трубу;
- Больному человеку трудно следить за чистотой органов слуха.
- Слуховой нерв состоит:
- Из вставочных нейронов;
- Только их чувствительных нейронов;
- Из чувствительных и двигательных нейронов;
- Только из двигательных нейронов.
- Зрачок - это:
- Прозрачное тело;
- Видимая часть сетчатки;
- Отверстие в центре радужной оболочки;
- Тело, работающее как двояко выпуклая линза.
- Палочки - это:
- Рецепторы сумеречного света;
- Рецепторы, воспринимающие цвета предметов;
- Части стекловидного тела;
- Регулируют поступление света внутрь глаза.
- Люди видят одинаково хорошо на близком и далёком расстоянии, так как:
- Зрачок может расширятся и сокращаться;
- Хрусталик может изменять свою кривизну;
- Роговица свободно пропускает свет;
- Лучи света фокусируются на сетчатке.
- Обонятельные рецепторы расположены:
- В полукружных каналах;
- На коже;
- В слизистой оболочке полости носа;
- в мышцах, сухожилиях, суставах.
- Соотнесите названия структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе:
№ | Название структур глаза | Функция структуры или расположение в органе |
Глазница |
| |
Слезные железы |
| |
Веки и ресницы |
| |
Брови |
| |
Белочная оболочка |
| |
Роговица |
| |
Сосудистая оболочка |
| |
Радужная оболочка |
| |
Зрачок |
| |
Хрусталик |
| |
Стекловидное тело |
| |
Сетчатка |
| |
Зрительные рецепторы |
| |
Зрительный нерв |
|
Тема урока Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата.
Самостоятельная работа: кроссворд.
Контроль знаний по теме «Опора и движение».
Тестирование.
- К мозговой части черепа относятся:
- Лобная, теменная, затылочная кости;
- Теменные, скуловые, височные кости;
- Верхнечелюстная, носовая, скуловая кости.
- Функцию питания и роста кости выполняет:
- Губчатое вещество;
- Жёлтый костный мозг;
- Надкостница;
- Красный костный мозг.
- Первая помощь при растяжении заключается:
- В охлаждении сустава и наложении тугой повязки;
- Наложение повязки с шиной и обеспечение покоя;
- Наложение гипсовой повязки.
- В сокращении мышечных волокон участвуют белки:
- Инсулин и гемоглобин;
- Актин и миозин;
- Коллаген.
- Ткань, из которой состоят кости скелета:
- Соединительная;
- Эпителиальная;
- Мышечная;
- Нервная.
- Функция, которую не выполняют скелет мышцы:
- Защитная;
- Двигательная;
- Опорная;
- Перенос питательных веществ.
- Упругость кости придают:
- Соли железа;
- Органические вещества;
- Соли калия и натрия;
- Воли кальция и магния.
- Твёрдость кости придают:
- Белки и жиры;
- Глюкоза и аминокислоты;
- Нуклеиновые кислоты;
- Минеральные соли.
- Шина при переломе костей предплечья должна быть наложена:
- Только на предплечье;
- На предплечье и плечо;
- На предплечье и кисть;
- На плечо, предплечье и кисть.
- Позвонки соединены:
- Только подвижным способом;
- Полуподвижным способом;
- Подвижным и неподвижным способом;
- Только неподвижным способом.
Кроссворд.
Тема урока Движение крови по сосудам.
Кроссворд.
Повторение и обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение».
Кроссворд.
Контроль знаний по теме «Кровь и кровообращение».
- Внутренней средой организма называют:
- Внутренние органы;
- Клетки тела;
- Плазму, эритроциты и лейкоциты;
- Кровь, межклеточную (тканевую) жидкость и лимфу.
- Пульс – это:
- Ритмические колебания стенок кровеносных сосудов;
- Давление крови на стенки сосудов;
- Сокращения предсердия;
- Сокращение желудочка.
- Артериальной называется кровь:
- Обеднённая кислородом;
- Насыщенная кислородом;
- С большим количеством гормонов;
- Насыщенная углекислым газом.
- Важную роль в защите организма от микробов, ядов и чужеродных для организма клеток и тканей играют;
- Эритроциты;
- Тромбоциты;
- Лейкоциты;
- Эритроциты и лейкоциты.
- Воспаление – это:
- Повышение температуры, слабость, увеличение количества лейкоцитов в крови;
- Местная реакция организма на внедрение инфекции, проявляющаяся в расширении сосудов в местах поражения, усиленном притоке лейкоцитов, фагоцитозе и образовании гноя;
- Заразное заболевание, передающееся через воздух;
- Реакция организма на малокровие.
- При заболевании СПИДом происходит:
- Свёртывание крови;
- Увеличение количества лейкоцитов;
- Разрушение иммунной системы организма;
- Выработка невосприимчивости к инфекциям.
- Эритроциты образуются:
- В селезёнке;
- В лимфатических узлах;
- В печени;
- В красном костном мозге.
- В свёртывании крови участвуют:
- Только эритроциты;
- Только лейкоциты;
- Только тромбоциты;
- Эритроциты и лейкоциты.
- Жидкая часть крови – это:
- Межклеточное вещество;
- Лимфа;
- Цитоплазма;
- Плазма.
- Сосуды, на которых прощупывается пульс:
- Капилляры;
- Вены;
- Лимфатические сосуды;
- Артерии.
- Артериальная кровь течёт:
- В артериях малого круга;
- В венах малого круга;
- В полой вене;
- В аорте.
- Иммунитет обеспечивается:
- Способностью гемоглобина присоединять и отдавать кислород;
- Введением антибиотиков;
- Повышением температуры при заболевании;
- Способностью организма вырабатывать антитела и фагоцитозом.
- Меры первой помощи, которые надо оказать человеку при артериальном кровотечении:
- Залить рану настойкой йода;
- Наложить жгут выше ранения;
- Наложить жгут ниже места ранения;
- Ограничиться наложением давящей повязки.
- Одна из причин малокровия:
- Свёртывание крови;
- Появление в крови антител;
- Гибель лейкоцитов;
- Уменьшение гемоглобина в крови.
- Самое низкое давление крови:
- В аорте;
- В артериях;
- В капиллярах;
- В венах.
- Содержащееся в крови вещество, которое может присоединять кислород:
- Глюкоза;
- Адреналин;
- Инсулин;
- Гемоглобин.
- Венозная кровь – это кровь:
- Обеднённая кислородом;
- Насыщенная кислородом;
- С большим количеством гормонов;
- С большим количеством витаминов.
- Кровообращение – это:
- Поступление кислорода в организм человека;
- Окисление кислородом белков, жиров и углеводов;
- Удаление из организма углекислого газа;
- Непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов в строго определённом направлении.
- Кровь образована:
- Эпителиальная тканью;
- Соединительная тканью;
- Железистой тканью.
- Свёртывание крови связано с переходом:
- Фибрина в фибриноген;
- Фибриногена в фибрин;
- Тромба в фибриноген.
- Обмен веществ между кровью и клетками происходит:
- В капиллярах;
- В венах;
- В артериях.
- Малый круг кровообращения заканчивается:
- В левом предсердии;
- В левом желудочке;
- В правом желудочке.
- Какие сосуды впадают в правое предсердие:
- Лёгочные вены;
- Полая вена;
- Лёгочные артерии;
- Аорта.
- Одним из признаков артериального кровотечения является:
- Непрерывность струи крови;
- Алый цвет крови;
- Тёмный цвет крови.
- Какой показатель давления свидетельствует о гипертонии:
- 120/80 мм. рт. ст.;
- 100/60 мм. рт. ст.;
- 160/100 мм. рт. ст.
Повторение и обобщение знаний по теме «Дыхание».
Кроссворд.
Контроль знаний по теме «Дыхание».
- При окислении органических веществ всегда образуются:
- Азот и кислород;
- Кислород и угарный газ;
- Аминокислоты;
- Углекислый газ и вода.
- Частота дыхания в плохо проветриваемых помещениях:
- Возрастает;
- Уменьшается;
- Не изменяется;
- То увеличивается, то уменьшается.
- В ткани из капилляров большого круга поступает:
- Углекислый газ;
- Азот;
- Кислород;
- Инертный газ.
- Температура воздуха в полости носа:
- Не изменяется;
- Резко повышается;
- Резко понижается;
- Приближается к температуре тела.
- Диафрагма при вдохе:
- Расслабляется и прогибается в сторону грудной полости;
- Сокращается и становится плоской;
- Прогибается в сторону брюшной полости;
- Остаётся в неизменном состоянии.
- Один из факторов, оказывающий вредное влияние на голосовые связки:
- Разговор шёпотом;
- Крик;
- Отказ от употребления алкоголя;
- Обильное питьё.
- Частота дыхания регулируется дыхательным центром. Возбуждение в нём усиливается:
- При увеличении в крови концентрации кислорода;
- При уменьшении в крови концентрации кислорода;
- При увеличении в крови концентрации углекислого газа;
- При уменьшении в крови концентрации углекислого газа.
- Плеврит – это:
- Заболевание лёгких;
- Заболевание желудка;
- Заболевание сердца;
- Заболевание носоглотки.
- Грудная клетка при выдохе:
- Приподнимается, её объём уменьшается;
- Опускается, её объём уменьшается;
- Приподнимается, её объём увеличивается;
- Опускается, её объём увеличивается.
- Надгортанник в организме:
- Участвует в образовании голоса;
- Не пропускает пищу в гортань;
- Защищает органы дыхания от микробов и вирусов;
- Защищает органы пищеварения от микробов вирусов.
- Жизненная ёмкость лёгких равна объёму воздуха, который человек:
- Обычно выдыхает при спокойном выдохе;
- Может вдохнуть при спокойном вдохе;
- Может выдохнуть после глубокого вдоха;
- Может вдохнуть при глубоком вдохе.
- Углекислый газ в организме человека образуется:
- В лёгочных капиллярах;
- В лёгких;
- В клетках тела;
- В лимфе.
- В органах дыхания происходит:
- Перенос кислорода от лёгких к тканям;
- Перенос углекислого газа от лёгких к тканям;
- Насыщение крови кислородом и освобождение её от углекислого газа;
- Изменение концентрации азота в крови.
- Ткань, выстилающая воздухоносные пути:
- Соединительная;
- Нервная;
- Эпителиальная;
- Мышечная.
- Воздухоносные пути начинаются:
- В ротовой полости;
- В трахее;
- В носовой полости;
- В бронхах.
- Прибор, с помощью которого измеряют жизненную ёмкость лёгких:
- Фонендоскоп;
- Тонометр;
- Спирометр;
- Термометр.
- Биологическое окисление – это:
- Процесс распада органических соединений при участии кислорода;
- Процесс синтеза органических соединений;
- Процесс образования кислорода в ходе химических реакций.
- Соотнесите органы дыхания с их функциями:
Органы дыхания | Функции органов дыхания |
1. Носовая полость | а) защищает вход в гортань |
2. Гортань | б) газообмен |
3. Надгортанник | в) защита гортани спереди |
4. Щитовидный хрящ | г) хрящевая трубка, проводящая воздух |
5. Трахея | д) образование звука |
6. Бронхи | е) согревание и очистка воздуха |
7. Лёгкие | ж) воздухоносные пути, заканчивающиеся альвеолами |
8. Альвеолы лёгких | з) места непосредственного контакта с капиллярами |
- Во время пения, разговора, крика голосовая щель:
- Увеличивается;
- Не изменяется;
- Уменьшается.
- Что является причиной поступления воздуха в лёгкие при выдохе?
- Сокращение межрёберных мышц и диафрагмы, снижение давления в грудной полости;
- Сокращением межрёберных мышц и расслабление диафрагмы, давления в грудной полости;
- Повышение давления воздуха в лёгких.
- Какова причина проникновения кислорода в лёгочные пузырьки, а потом в кровь?
- Диффузия из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией;
- Диффузия из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией;
- Поступление кислорода из тканей организма.
- По каким сосудам возвращается артериальная кровь в сердце?
- По лёгочным венам
- По лёгочным артериям;
- По нижней и верхней полым венам.
- Основным источником кислорода на Земле является процесс:
- Биосинтез белка;
- Промышленного получения кислорода;
- Фотосинтеза.
- Соотнесите структуры, участвующие в дыхании с их функциями.
Структуры | Функции структур |
1. Слизистая носовой полости | а) окончательное окисление веществ до воды и углекислого газа |
2. Эпителий трахеи | б) отдают в кровь углекислый газ, получают кислород |
3. Альвеолы лёгких | в) защита дыхательных путей от твёрдых частиц, попадающих с воздухом |
4. Кровь | г) газообмен между атмосферой и кровью |
5. Ткани | д) изменение объёма грудной полости при дыхании |
6. Лёгочные вены | е) транспорт кислорода, углекислого газа и других продуктов жизнедеятельность |
7. Лёгочные артерии | з) несут артериальную кровь к сердцу |
8. Митохондрии | и) несут венозную кровь к лёгким |
9. Диафрагма и межрёберные мышцы | к) согрев, увлажнение и фильтрация воздуха |
25. Какой из органов не относится к дыхательной системе?
- Лёгкие;
- Трахея;
- Лёгочная артерия;
- Бронхи.
Пищеварение в желудке.
Кроссворд.
Повторение и обобщение знаний по теме «Пищеварение».
- Кроссворд.
- Соотнесите признаки:
Ротовая полость
Желудок
Кишечник
- Пепсин.
- Химотрипсин.
- Мальтаза.
- Амилаза.
- Ворсинчатое строение эпителия.
- Щелочная среда.
- Кислая среда.
- Трипсин.
- Механическое измельчение пищи.
- Всасывание.
- Расщепление только белков.
- Расщепление только углеводов.
- Лизоцим.
- Пища задерживается 2-8 часов.
- Всасывание воды.
- Расщепление белков, жиров и углеводов.
Тема урока Выделение. Строение и работа почек.
Самостоятельная работа
Соотнесите признаки:
Жирорастворимые витамины:
А
Д
Е
К
Водорастворимые витамины
В
С
U
- Куриная слепота.
- Нарушение функции органов зрения.
- Язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Заболевание «бери-бери».
- Несвёртываемость крови.
- Рахит.
- Цинга.
- Нарушение обмена веществ при гипервитаминозе.
- Чрезмерная свёртываемость крови при гипервитаминозе.
- Больше всего этого витамина содержится в шиповнике.
- Этот витамин содержится в овощах и фруктах красного и оранжевого цвета.
- Много этого витамина содержится в неочищенных злаках.
- Эти витамины содержатся в капусте и другой зелени.
- Этот витамин образуется под воздействием солнечного света.
Повторение и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».
1 вариант
- Какой из белков выполняет транспортную функцию:
- Пепсин;
- Амилаза;
- Гемоглобин;
- Инсулин.
- Какой из процессов идёт с выделением энергии:
- Ферментативное расщепление белков в желудке;
- Образование гликогена в печени;
- Синтез жиров.
- Где образуется первичная моча:
- В почечной капсуле;
- В мочевом пузыре;
- В извитых канальцах.
- Какие из перечисленных явлений относятся к терморегулирующей функции кожи? (возможны несколько ответов):
- Дрожание;
- Расширение и сужение кровеносных сосудов;
- Выделение жира сальными железами;
- Подъём волос дыбом.
- Вторичные половые признаки формируются под влиянием:
- Витаминов;
- Ферментов;
- Гормонов.
- Роль витаминов в организме:
- Являются строительным материалом клетки;
- Участвуют в хранении и передаче наследственных свойств;
- Влияют на обмен веществ, участвуют в образовании ферментов;
- Служат источником энергии в организме.
- Тяжёлая болезнь бери-бери возникает при недостатке витамина:
- А;
- С;
- В1;
- Д.
- Витамин, которые вырабатывается в организме человека под действием Солнца:
- А;
- С;
- В6;
- Д.
- Орган, в котором отфильтровываются из крови лекарства, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена и образуется моча:
- Печень;
- Почки;
- Прямая кишка;
- Лёгкие.
- Роль обмена веществ в организме:
- Способствует переносу питательных веществ;
- Регулирует процессы жизнедеятельности;
- Обеспечивает организм веществами для построения клеток и энергией для процессов жизнедеятельности.
- Мужская половая клетка:
- Яичник;
- Семеник;
- Яйцеклетка;
- Сперматозоид.
- Роль печени в обмене веществ:
- Превращает глюкозу в гликоген, белки в жиры и углеводы;
- Образует желчь, обезвреживает ядовитые вещества;
- Осуществляет синтез белка;
- Превращает углеводы в белки.
- Оплодотворение происходит:
- При проникновении сперматозоида во влагалище;
- При слиянии сперматозоида и яйцеклетки;
- При передвижении сперматозоидов в матке;
- При делении яйцеклетки.
- Зависимость интенсивности теплоотдачи через кровеносные сосуды кожи человека от температуры окружающей среды:
- При понижении температуры окружающей среды сосуды расширяются и теплоотдача уменьшается;
- При понижении температуры окружающей среды сосуды сужаются и теплоотдача уменьшается;
- При повышении температуры окружающей среды сосуды сужаются и теплоотдача увеличивается;
- При высокой температуре окружающей среды кожа бледнеет, а на холоде краснеет.
- Процесс, в результате которого в организме человека образуются свойственные ему белки и углеводы:
- Переваривание пищи;
- Пластический обмен;
- Перенос питательных веществ кровью к клеткам тела;
- Поступление в организм человека кислорода.
Повторение и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».
2 вариант
- Синтез новых белков клетки происходит:
- В хромосомах;
- В рибосомах;
- В митохондриях;
- В ядре.
- Авитаминоз А приводит:
- К болезни глаз;
- К рахиту;
- К цинге;
- К параличам.
- Эпидермисом называется:
- Наружный слой кожи;
- Дерма;
- Внутренний слой кожи.
- Углеводы, свойственные организму человека образуются:
- В клетках тела;
- В желудке;
- В кишечных ворсинках;
- В кишечнике.
- Почки в организме человека участвуют:
- В удалении из организма газов, образующихся при обмене веществ;
- В удалении из организма воды, минеральных солей, аммиака, мочевины и других веществ, образующихся в результате обмена;
- В гуморальной регуляции деятельности организма;
- В выведении из организма непереваренных остатков пищи.
- Витамин, при недостатке которого у детей развивается рахит:
- А;
- С;
- В1;
- Д.
- Витамин, который в большом количестве содержится в шиповнике, чёрной смородине, капусте, лимоне:
- А;
- С;
- В6;
- Д.
- Орган выделительной системы:
- Прямая кишка;
- Слюнные железы;
- Печень;
- Почки.
- На скорость химических реакций в организме влияют:
- Гормоны;
- Ферменты;
- Аминокислоты;
- Глюкоза.
- Основной орган женской половой системы:
- Яичник;
- Семенник;
- Яйцеклетка;
- Сперматозоид.
- Кожу называют органом чувств, так как она:
- Предохраняет ткани от повреждений;
- Содержит рецепторы;
- Удаляет от организма продукты распада;
- Поддерживает постоянную температуру тела.
- Превращение углеводов в жиры происходит:
- В тостом кишечнике;
- В печени;
- В тонком кишечнике;
- В желудке.
- При охлаждении организма:
- Сосуды рефлекторно сужаются, к коже притекает меньше крови, теплоотдача уменьшается;
- Сосуды рефлекторно сужаются, к коже притекает меньше крови, теплоотдача увеличивается;
- Сосуды рефлекторно расширяются, через них протекает больше крови, теплоотдача увеличивается;
- Сосуды рефлекторно расширяются, через них протекает меньше крови, теплоотдача уменьшается.
- Орган, в котором вырабатывается гормон, регулирующий уровень глюкозы в крови:
- Поджелудочная железа;
- Щитовидная железа;
- Гипофиз;
- Половые железы.
- Жиры, свойственные человеку, образуются:
- В клетках тела;
- В печени;
- Под кожей;
- В эпителии кишечных ворсинок.
Повторение и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».
3 вариант
- Какие неорганические вещества являются исходными для фотосинтеза:
- Водород и кислород;
- Вода и углекислый газ;
- Углерод и вода.
- Какая пища содержит наибольшее количество белков:
- Мясо;
- Хлеб;
- Овощи;
- Голландский сыр.
- Основные функции эпидермиса:
- Осязание, восприятие температуры и давления;
- Предохранение от ударов, накопление жира;
- Защитная, образование новых клеток.
- Удаление из организма соединений, образующихся в клетках при распаде и окислении белков, жиров и углеводов, - это:
- Воспаление;
- Обмен веществ;
- Выделение;
- Питание.
- Белки, свойственные организму человека, образуются:
- В клетках тела человека;
- В ворсинках тонкой кишки;
- В печени;
- В желудке.
- При авитаминозе наблюдается:
- Избыток витаминов в потребляемой пище;
- Недостаток витаминов в организме;
- Полное отсутствие витаминов в организме;
- Недостаток гормонов в организме.
- Витамин, при недостатке которого возникает куриная слепота:
- А;
- С;
- В6;
- Д.
- Витамин, который в большом количестве содержится в печени, рыбьем жире, красных овощах:
- А;
- С;
- В6;
- Д.
- Конечные продукты обмена веществ, вредные для организма, удаляются из него:
- Через капилляры, артерии и вены;
- Через почки, кожу и лёгкие;
- Через пищевод, желудок и кишечник;
- Через печень и поджелудочную кислоту.
- Сальные железы:
- Содействуют удалению микробов;
- Охлаждают поверхность тела;
- Выделяют вещества, придающие коже эластичность и предохраняющие её от трещин;
- Поддерживает постоянство внутренней среды.
- Женская половая клетка:
- Яичник;
- Семенник;
- Яйцеклетка;
- Сперматозоид.
- Превращение белков в жиры и углеводы происходит:
- В толстом кишечнике;
- В печени;
- В тонком кишечнике;
- В желудке.
- Материальный носитель наследственности:
- Цитоплазма;
- Хромосомы;
- Рибосомы;
- Мембрана.
- При распаде и окислении углеводов образуются:
- Глицерин и жирные кислоты;
- Вода и углекислый газ;
- Аминокислоты;
- Глюкоза.
- Число хромосом в половых клетках:
- Равно числу хромосом клеток тела;
- В два раза больше, чем в клетках тела;
- В два раза меньше, чем в клетках тела;
- В четыре раза больше, чем в клетках тела.
Повторение и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».
4 вариант
- Какой из процессов является частью энергетического обмена:
- Окисление глюкозы;
- Растворение солей натрия в воде;
- Синтез белка.
- Органы выделительной системы находятся:
- В грудной полости;
- В брюшной полости и полости малого таза;
- В обеих полостях.
- Сальные и потовые железы, рецепторы находятся:
- В дерме;
- В эпидермисе;
- В подкожно-жировой клетчатке.
- Гипервитаминоз – это:
- Избыток витаминов в пище;
- Недостаток витаминов в пище;
- Избыток витаминов в организме;
- Недостаток витаминов в организме.
- Витамин, при недостатке которого возникает цинга:
- А;
- С;
- В1;
- Д.
- Витамин, который в большом количестве содержится в семенах бобовых растений, неочищенных зёрнах злаков, яичных желтках.
- А;
- С;
- В1;
- Д.
- Людям необходима пища животного происхождения, так как она содержит:
- Все аминокислоты, необходимые для синтеза белков человека;
- Витамины группы С;
- Клетчатку, необходимую для работы кишечника;
- Все необходимые для жизни жирные кислоты.
- Система органов, к которой относятся почки:
- Эндокринная;
- Выделительная;
- Пищеварительная;
- Дыхательная.
- Одна из функций потовых желёз:
- Образование ферментов, способствующих превращению крахмала в глюкозу;
- Выработка гормонов, участвующих в регуляции обмена веществ;
- Удаление из организма излишков воды, минеральных солей, в небольшом количестве конечных продуктов распада органических веществ;
- Выведение из организма микробов.
- Основной орган мужской половой системы:
- Яичник;
- Семенник;
- Яйцеклетка;
- Сперматозоид.
- Орган, в котором происходит превращение жиров в углеводы:
- Толстый кишечник;
- Печень;
- Тонкий кишечник;
- Желудок.
- При расщеплении белков в тонком кишечнике образуются:
- Глицерин и жирные кислоты;
- Вода, углекислый газ, аммиак;
- Аминокислоты;
- Глюкоза и фруктоза.
- При недостатке витамина С наблюдается:
- Ослабление зрения;
- Судороги, паралич;
- Кровоточивость дёсен, расшатывание зубов;
- Искривление костей.
Контроль знаний по теме «Высшая нервная деятельность».
- Выберите характеристики для безусловных и условных рефлексов и выпишите нужные цифры в таблицу:
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
- Приобретённые.
- Индивидуальные.
- Видовые.
- Мало изменяющиеся.
- Непостоянные.
- Не имеют готовых рефлекторных дуг.
- Осуществляются без участия коры головного мозга.
- Рефлекторные дуги образуют временные связи.
- Центры рефлексов расположены в спинном мозге и стволе мозга.
- Формируются при определённых условиях.
- Лежат в основе инстинктов.
- Кто из учёных написал книгу «Рефлексы головного мозга»:
- И.П. Павлов;
- П.К. Анохин;
- И.М. Сеченов;
- А.А. Ухтомский.
- Ухаживание кошки за котятами – это:
- Условный рефлекс;
- Сложная цепь безусловных рефлексов;
- Сочетание навыков и безусловных рефлексов.
- Дуги безусловных рефлексов проходят через:
- Спинной мозг и кору головного мозга;
- Спинной мозг и ствол головного мозга;
- Спинной мозг, ствол и кору головного мозга.
- Инстинкт – это:
- Генетически запрограммированное поведение;
- Приобретённый в течение жизни опыт;
- Поведение, обусловленное целенаправленным обучением.
- Постоянство внутренней среды организма поддерживается:
- Условными рефлексами;
- Сочетанием условных и безусловных рефлексов;
- Безусловными рефлексами.
- Одна из основных функций условного торможения заключается в том, что оно:
- Позволяет выработать более стойкие условные рефлексы;
- Задерживает условные рефлексы, не имеющие значения для жизни;
- Тормозит безусловные рефлексы, после выработки условных.
- Какая из перечисленных реакций относится к внешнему (безусловному) торможению:
- Реакция на посторонний звук во время еды;
- Прекращение слюноотделения у собаки после звонка;
- Потеря умения кататься на велосипеде после 20-летнего перерыва.
- Первая сигнальная система:
- Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений);
- Анализирует сигналы, идущие из внешней среды (звук, запах, температура);
- Анализирует оба типа сигналов.
- Во время медленного сна:
- Замедляется дыхание, снижается обмен веществ, биоэлектрические сигналы регистрируются в виде крупных волн;
- Учащается дыхание, наблюдается двигательная активность некоторых мышц;
- Мозг активен так же как и при бодрствовании.
- Сновидения возникают в период:
- Медленного сна;
- Быстрого сна;
- В обоих случаях.
- Подвижный, возбудимый, страстный человек – это:
- Меланхолик;
- Холерик;
- Сангвиник;
- Флегматик.
- Характер – это:
- Неповторимое сочетание психологических особенностей личности;
- Способность человека совершать сознательные действия;
- Тип, общих для многих людей, психофизиологических свойств.
- Синонимом слова коммуникабельные является слово:
- Талантливый;
- Добрый;
- Общительный;
- Интересный.
- Признак, характерный для условного рефлекса:
- Передаётся по наследству;
- Является врождённым;
- Характерен для всех особей данного вида;
- Не передается по наследству.
- Дуги безусловных рефлексов проходят:
- Через кору больших полушарий;
- Через ствол головного мозга или через спинной мозг;
- Только через ствол головного мозга;
- Только через спинной мозг.
- Формы высшей нервной деятельности, характерные только для человека:
- Условные и безусловные рефлексы;
- Мышление и речь;
- Элементарная рассудочная деятельность.
- Признак, характерный для безусловного рефлекса:
- Приобретается в течение жизни;
- Передаётся по наследству;
- Не передаётся по наследству;
- Вырабатывается у каждой особи данного вида.