Технологические картыуроков
Технологические картыуроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakterii_ih_raznoobrazie.doc | 77 КБ |
biologiya-nauka_o_zhivoy_prirode.doc | 39 КБ |
griby_obshchaya_harak-ka.docx | 22.4 КБ |
metody_issledovaniya_v_biologii.docx | 30.58 КБ |
sredy_obitaniya_organizmov.docx | 22.47 КБ |
stroenie_kletki.doc | 59.5 КБ |
tkani.doc | 83.5 КБ |
ustroysvo_uvel_priborov.zip | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Открытие нового знания |
Технология построения урока | Технология развития критического мышления |
Тема | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность |
Цель | 1 Расширить представление о многообразии живой природы. 2Формирование универсальных учебных действий. |
Основные термины, понятия | Бактерии, эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты |
Таблица № 1 Планируемый результат | |
Предметные умения: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов | Личностные УУД: 1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 3. Оценивать собственный вклад в работу группы Регулятивные УУД: 1. Определять цели и задачи урока 2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое 3. Определяют критерии изучения бактерий Познавательные УУД: 1. Работать с таблицей 2. Находить отличия 3.Составление схем-опор 4.Работа с информационными текстами 5.Объяснение значения новых слов 6.Сравнивать и выделять признаки 7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: 1.Групповая работа по обсуждению информации 2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение 3. Выражать свои мысли и идеи |
Таблица №2 Организация пространства | |
Формы работы: фронтальная, групповая | Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана
|
Таблица №3 Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - определять критерии изучения бактерий Познавательные УУД: - работать с таблицей : Личностные УУД Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
Осмысление | Познавательные УУД: - находить отличия - составлять схемы-опоры - работать с информационными текстами - объясненять значения новых слов - сравнивать и выделять признаки - использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: - работать в группах по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов |
Рефлексия | - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы
|
Таблица № 4 Технология изучения
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Биология
Класс: 5 класс
Базовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.
Тема урока: «Биология – наука о живой природе».
Цель: Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы. Раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека. Показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания. Познакомить с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним.
Результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества, усвоили понятия «биология, экология, биосфера».
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Осознание проблемной ситуации) | Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы:
| Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь |
3 | Изучение нового материала. | Создает условия для изучения новой темы. Рассказывает новый материал, диктует определения под запись учащимся, показывает презентацию. Биология – «биос»-жизнь, «логос»- учение. Наука о жизни, живых организмах, обитающих на земле. Биосфера – (шар) включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. Биология:
| Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь определения: «биология, экология, биосфера», зарисовывают схему биологических дисциплин, смотрят презентацию. |
4 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме «вопрос - ответ»: Что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология? Что изучает экология? | Обучающиеся устно в свободной форме отвечают на вопросы. |
5 | Домашнее задание | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: п.1, определения знать. | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Грибы. Общая характеристика.
Учитель: Зубкова Людмила Ивановна
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: Урок-путешествие по страничкам устного журнала
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемый УМК: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф
Цель урока: создание условий для:
- формирования у учащихся знаний об особенностях строения, питания и размножения грибов;
- формирования у учащихся умений анализировать, выделять главное, сравнивать, наблюдать, описывать, делать выводы, работать в группе и индивидуально, работать по инструкции;
- совершенствования навыков творческой и исследовательской деятельности;
- формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
- образовательные – выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства, раскрыть особенности строения грибов, познакомить со способами питания и размножения грибов, расширить знания о симбиозе на примере некоторых грибов и растений;
- развивающие– развивать внимание и память, познавательные интересы и инициативу, умение работать с текстом учебника и находить необходимую информацию;
- воспитательные – продолжить воспитывать культуру общения в групповой работе, прививать любовь и бережное отношение к природе, а также интерес к ее изучению.
Оборудование и средства обучения: таблица «Строение шляпочного гриба», натуральные объекты – свежие шампиньоны, плодовые тела трутовиков, набор муляжей грибов, изображения грибов (рисунки, фотографии), мультимедийная презентация, инструктивные карточки, учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, Интернет-ресурс – ФЦИОР модуль «Грибы. Общая характеристика».
Технологическая карта урока
Этапы урока. Вопросы плана изучения материала урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные) |
Организационный момент. Мотивирование (самоопределение) учебной деятельности | Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. Сообщает, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые спрятаны в корзинке. Дает подсказки, приводит интересные факты об этих живых существах:
Предлагает отгадать загадку: . И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и вряд В шапках молодцы стоят. Подводит учащихся к формированию темы и цели урока. Как называются эти организмы? Открывает корзинку и показывает грибы. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. Слушают учителя, отгадывают загадку, высказывают свои версии. Формулируют тему и цель урока. | Личностные УУД: самоопределение, проявление интереса к новому содержанию. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей. Регулятивные УУД:формирование умения самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
Актуализация знаний | Предлагает учащимся вспомнить, что они знают о грибах из начальной школы? Обращается к классу с вопросами: Что хотели бы узнать о грибах? Какие задачи сегодня мы поставим перед собой? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать грибы. | Вспоминают, что им известно о грибах, поочередно высказывают свое мнение. Совместно с учителем определяют задачи урока. Определяют критерии изучения грибов: строение, многообразие, процессы жизнедеятельности. | Личностные УУД: формирование осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Регулятивные УУД: определение критериев изучения учебного материала; формирование умения планировать работу. |
Изучение нового материала | 1. Организует путешествие по страницам устного журнала «Загадочный мир грибов». Предлагает остановиться на первой странице журнала – исторической, совершить экскурсию в историю микологии, прослушав сообщение учащегося о развитии микологии. Дает задание учащимся: выделить в сообщении о развитии микологии самое главное. 2. Продолжает путешествие, остановка на второй странице – исследовательской. Формулирует проблему: грибы – это растения или животные? Дает задание учащимся (по рядам): используя личный опыт, имеющиеся знания и текст учебника, выделить: 1-й ряд – признаки сходства грибов с растениями; 2-й ряд – признаки сходства грибов с животными; 3-й ряд – отличительные признаки грибов. Предлагает сделать вывод: что такое грибы? 3. Организует работу в малых творческих группах, распределяет задания. Задания для 1 группы 1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 8), ознакомиться со строением шляпочных грибов. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Из чего состоит шляпочный гриб? - Чем образовано плодовое тело? - Как называются грибы, у которых нижний слой шляпки образован трубочками? 3) Рассмотрите муляжи плодовых тел шляпочных грибов, найдите их шляпку и ножку. Определите, чем образована шляпка: пластинками или трубочками? Задания для 2 группы 1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 4), познакомиться со способами питания грибов. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Как питаются грибы? - На какие группы делятся грибы по типу питания? 3) Приведите примеры грибов по типу питания. Задания для 3 группы 1) Используя учебник, дополнительную литературу и Интернет-ресурс (модуль «Грибы. Общая характеристика», пункт 5), познакомиться со способами размножения грибов. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Какие способы размножения характерны для грибов? - Что такое споры? Где они образуются? Задание для 4 группы 1) Используя учебник и дополнительную литературу, познакомиться с симбиозом некоторых грибов с деревьями. 2) Подготовить устные ответы на вопросы: - Что такое симбиоз? Какие грибы вступают в симбиоз с деревьями? - Что такое микориза, или грибокорень? - Какое значение симбиоз имеет в природе? | Внимательно слушают выступление, находят и выделяют в сообщении важную информацию, высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение по данной проблеме. Представляют результаты своей работы. Формулируют вывод, записывают его в тетрадь. Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Находят в тексте параграфа и дополнительной литературе нужную информацию. Обсуждают найденную информацию в группе. | Познавательные УУД: формирование умения выбирать из прослушанного сообщения важную информацию; формирование умения работать с учебником – находить и использоватьнужную информации по изучаемому вопросу. Коммуникативные УУД: слушать товарища, обсуждать информацию в группе, обосновывать свое мнение, выражать свои мысли. Предметные УУД: знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов, отличать грибы от других живых организмов. |
Первичное закрепление новых знаний | Организует выступление групп. Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп. Организует закрепление материала по вопросам для тестирования. | Каждая группа представляет результаты своей работы. Выполняют задание по тестам. Осуществляют самопроверку в паре, используя ключ с ответами. | Личностные УУД: осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания. Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре в группе. |
Рефлексия учебной деятельности | Предлагает оценить урок и деятельность на уроке, ответив на вопросы:
Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы, оценивают свою деятельность. | Личностные УУД: установление связи между целью деятельности и ее результатом – оценивание собственного вклада в работу группы. Регулятивные УУД: Выработка критериев оценивания работы в группах. |
Домашнее задание |
| Личностные УУД: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Методы исследования в биологии»
Дидактические цели:
Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Тип урока: открытие новых знаний
Формирование УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию.
Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование приборы.
Деятельность Учащихся | Деятельность учителя | Планируемые результаты | ||||||
Предметные | УУД | |||||||
I.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск и формулировка темы урока.(2 мин) |
Включаются в урок во взаимодействии с учителем. Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока. | Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему растения называют «детьми Солнца» на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи. Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок? (слайды презентации №2-4) |
|
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | ||||
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы (5 мин)
|
Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов. (ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке» |
Вступительное слово учителя: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие живых организмах?» Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. |
Обобщают знания о живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания. |
Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу. | ||||
III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта Цель: анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять (5 мин).
| Учащиеся с опорой на слайдыпрезентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии. (ЭОР «Методы изучения живой природы» ЭОР «Измерительные приборы»№130845 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm) | Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10) |
Умеют планировать свои действия. Сравнивают и обобщают полученные знания. |
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
| ||||
IV. Открытие новых знаний Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин). Релаксация |
Просматривают ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.
|
Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР? (ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/
|
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Знание основных методы изучения живой природы. Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры; давать определения биологическим терминам. |
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. | ||||
V.Самостоятельная работа и самопроверка. Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры (8 мин). | Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)
| Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности. Вместе с модераторами направляет работу участников группы. | Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Взаимодействие в группе. Знание методов изучения природы. Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры; оперировать определенными биологическими терминами. | Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. | ||||
VI. Включение в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).
| Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника п.2)
|
Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования. Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2). |
Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации. Знают методы изучения природы Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами. |
Познавательные: заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. | ||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | . Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке. Подводят итоги формирования УУД, используя прием «Дерево успеха». |
Анализ и оценка успешности достижения цели. Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок? Достигли вы цели поставленной в начале урока? |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Осознают уровень качества сформированных знаний. |
Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. | ||||
VIII. Домашнее задание (2 мин) |
Фиксируют домашнее задание. |
Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника; выполнить задание к параграфу; составит кроссворд; подготовить мини – проект «Мое биологическое исследование». |
|
|
Приложение 1.
Примерные задания для групповой работы по теме: «Методы исследования в биологии» 5 класс.
Рассмотрите рисунки, на которых изображены приборы и оборудование. Выберите то, что необходимо для измерения объема жидкости и приготовления раствора. | Задание для группы №2 Измерьте с помощью линейки длину 5 листьев растения и найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех длин и разделите на количество листьев)
1.+ 2.+ 3.+ 4.+5 ---------------------- = см 5 Среднее значение длины - см |
Задание для группы №3 Рассмотрите рисунки, на которых изображены приборы и оборудование. Выберите то, что необходимо вам для проведения лабораторной работы. | Задание для группы №4 Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно в природе. Подготовьте рассказ. |
Задание для группы №5 Решите исследовательскую задачу: Измерьте длину окружности яблока. | Задание для группы №6 Рассмотрите рисунок и объясните ход эксперимента. В какой из банок семена гороха прорастут и почему? |
Ресурсы:
Литература для учителя:
1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.
А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005
2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003
5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997
Литература для учащихся:
1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» -М.: Дрофа, 2012.
2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012
3. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
Электронные издания:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий», Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единая коллекция ЦОР.
Таблица сравнения методов изучения живой природы:
ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/
ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»
ЭОР №130845 «Измерительные приборы»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 5
Тема: Среды обитания организмов
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
Задачи урока:
- сформировать у учащихся знания о средах обитания организмов;
- выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;
- показать взаимосвязь живых организмов со средой обитания.
Основные понятия урока: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.
Методы:
Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами, презентацией), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: отличия живого от неживого, царства живых организмов.
Средства обучения:
- Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
- Рабочая тетрадь к учебнику.
- Презентация к параграфу №4
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Технологии:
- здоровосбережения;
- развивающего обучения,
- интерактивные
- развития критического мышления
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности
- Проверка домашнего задания, актуализация знаний
- Формулирование темы урока, постановка цели
- Изучение нового материала, работа с учебником и тетрадью
- Закрепление
- Рефлексия
- Домашнее задание
Этап урока | Формируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | Л: учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание, мотивировать свои действия. | Приветствие, проверка присутствующих. Проверка готовности к занятию. | Проверяют свою готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний (10 мин) | М – к: овладение навыками публичных выступлений; грамотное построение речевых высказываний и ответов на вопросы М – п: владение ключевыми понятиями, устанавливание причинно-следственных связей, воспроизведение информации по памяти Л: формирование познавательного интереса, представления о многообразии живых существ | Вопросы:
| Отвечают на вопросы. Формулирую и задают вопросы |
3. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин) Физкультминутка | М-р: определяют цели деятельности, принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника | Назовите тему нашего урока. Сформулируйте цель урока. | Формулируют цели урока Обсуждают варианты |
4. Изучение нового материала, работа с учебником и тетрадью (15 мин) | П: учатся называть среды обитания живых организмов и давать им характеристику, различать обитателей различных сред, объяснять причины возникновения приспособлений для жизни в той или иной среде обитания М – п: устанавливание причинно-следственных связей, устанавливание соответствий между объектами и их характеристиками, умеют извлечь существенную информацию из разных источников | Демонстрация презентации. Слайд Рассказ учителя Выполнение задания в рабочей тетради №16 |
|
5. Закрепление нового материала (10 мин) | М-р: умение работать с текстом, Л: формирование познавательного интереса, осознание соответствия особенностей строения и жизнедеятельности организмов условиям среды | Объяснение учителя по заполнению таблицы в рабочей тетради стр. 11 задание 15 |
|
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин) | М – п: осуществление рефлексии своей деятельности Л: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. | Что вы узнали на сегодняшнем уроке? С каким настроением вы уходите с урока? |
|
7. Домашнее задание (2 мин), выставление оценок | Параграф №4, рабочая тетрадь: задания № 14, 17. |
Сокращения: П – предметные, М-р – метапредметные (регулятивные), М-п – метапредметные (познавательные), М-к – метапредметные (коммуникативные), Л – личностные.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в рамках ФГОС по теме «Строение клетки» 5 класс
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет – биология | Класс – 5 | |||
Тема урока – Строение клетки | ||||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные – знать строение клетки; - рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке; - уметь отличать клетки бактерий от клеток растений, грибов и животных. | Метапредметные - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. | Личностные - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. | ||
Словарь урока: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. | ||||
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная система, микролаборатория | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ | ||||
1 этап. Орг. момент | ||||
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя Здравствуйте, давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем? Загляните на часок В нашу клетку – теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. Из чего состоят все живые организмы? Так какова же тема сегодняшнего урока? | Деятельность учащихся - вступают в диалог с учителем, выполняют задания - предлагают свои версии | ||
3 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что клетки имеют сходное строение. Заполните схему по составу вещества в клетке. вещества клетки неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы | Деятельность учащихся - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) | ||
4 этап. Целеполагание и планирование | Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки. | |||
5 этап «Открытие» нового знания | Деятельность учителя
А) Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово Б) Остальные работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся в группах проверяют ответы, анализируют их. В) Лабораторная работа «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» | Деятельность учащихся - работают с разными источниками информации - работают в группах над решением учебной задачи - фиксируют итоги работы - оценивают правильность своих выводов - делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике - предлагают свое обобщение и варианты ответов | ||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Работа с мультимедийной системой. Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем умения. | |||
Деятельность учителя Теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте: | Деятельность учащихся Мне было интересно… Мне было трудно… Сегодня я узнал… Я научился... У меня настроение… Больше всего мне понравилось... Сегодня на уроке я почувствовал | |||
8 этап. Домашнее задание | Параграф §8 Творческий уровень: вылепить из пластилина клетку с ее органоидами, вышить, сочинить сказку о клетке. |
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;
Карточка 2.
Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
3. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;
Лабораторная работа «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | биология | Класс | 5 | ||||||||
Тема урока | Ткани | ||||||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | ||||||||||
Цели | Создать условия для: - систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; - формирования представлений о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенные функции); - формирования представлений у учащихся о тканях растений, их видах, особенностях строения и функций, а так же о месторасположении различных тканей в организме растений. - развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение - воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней; | ||||||||||
Оборудование: | компьютер, мультимедийный проектор микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты тканей растений. | ||||||||||
Формы работы: | индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. | ||||||||||
Методы проведения урока: | практический метод - лабораторная работа учащихся, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа. | ||||||||||
Технологии: | проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие; элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве. | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
- создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися микроскопического строения тканей растения; - содействовать формированию навыка работы с микроскопом и микропрепаратами; умения находить и распознавать виды растительных тканей на рисунках, электронных носителях, работать с ЭОР. | - способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных растительных тканей; - использовать практические методы познания (наблюдение), рационально используя выделенное время; - способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы. | - положительное отношение к уроку биологии; - чувство необходимости учения биологии; - сформирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; - осознание необходимости самосовершенствования; - способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии; - корректировка своего поведения на уроке биологии в соответствии с моральной нормой. | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ткани, гистология | ||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время, мин | ||||||
Учителя | учащихся | ||||||||||
1 | Организационный этап | Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? Настраиваемся на урок и начинаем работу | Учащиеся класса предварительно разделены на 5 групп - сотрудники лабораторий: лаборатория защиты, лаборатория опоры, лаборатория проведения, лаборатория синтеза и запасания, лаборатория образования и роста, которые сами выбирают себе руководителя. Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах | компьютер, мультимедийный проектор | 2 | |||||
2 | Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | 1. Сегодня вам предстоит совершить открытие в области гистологии. Для того, чтобы узнать что это за наука, что она изучает, вам необходимо выполнить следующее задание «Найди пару»: На доске представлены части клетки и органоиды клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, хлоропласты), а на столах у каждой группы (5) - их функции (запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки; обеспечивает деление клетки; внутреннее содержимое клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами клетки, способна к движению; предохраняет клетку от внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке; зернистые образования, придают растению зеленый цвет) Соотнесите органоиды с их функциями: 1 - ядро А. Запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. 2 - цитоплазма Т. Обеспечивает деление клетки 3 - вакуоль К. Внутреннее содержимое клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами клетки, способна к движению. 4 - хлоропласты И. Предохраняет клетку от внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке. 5 - оболочка Н. Зернистые образования, придают растению зеленый цвет Ребята, кто догадался, что изучает наука гистология? какая у нас тема урока? (Ткани) Что мы на уроке будем изучать? (Ткани). Записывает тему урока на доске. Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? - выяснить, что такое ткань? - рассмотреть ткани в микроскоп; - выяснить, какие бывают ткани; - выяснить особенности строения тканей; - выяснить, какие органы растений состоят из этих тканей; - какое значение имеют эти ткани (их функция). Запишем план урока на доске: 1. что такое ткань? 2. виды тканей. 3. особенности строения и функции тканей. Какими способами мы будем достигать этих целей? (работая в парах с микроскопами, самостоятельно в группах с текстом учебника, микрофотографиями в инструктивных карточках, ЭОР) | Слушают учителя. От каждой лаборатории выходят по одному представителю и прикрепляют на доске табличку с функцией соответствующей нужному органоиду или части клетки. Выполняя задание, находят ключевое слово ТКАНИ, узнают предмет изучения науки гистологии. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока. Записывают тему урока в тетради. Ставят перед собой цели. Отвечают на вопрос учителя. | 5 | ||||||
3 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования; Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. | 1. Итак, нам известно, что клетки способны делится. Из одной материнской клетки образуется две дочерних (демонстрациям рисунка «Деление клетки»). А сколько дочерних клеток образуется из десяти материнских? (20) Образующиеся при делении одинаковые клетки расположены рядом (демонстрация рисунка «Ткани». Так что же такое ткани? (группы клеток, сходные по строению, происхождению). Из тканей построены различные органы растений (стебли, листья, корни и т.д.) Почему ткани бывают разные? (потому что выполняют разные функции). Сегодня вы — исследователи. Работаете в разных лабораториях (лаборатория защиты, лаборатория опоры, лаборатория проведения, лаборатория синтеза и запасания, лаборатория образования и роста.) Завершив работу в лабораториях, вам нужно будет ответить на вопрос, почему ваша лаборатория имеет такое название. (В приложении инструктивные карточки). 2. Работа исследователей в лабораториях. Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» по инструктивным карточкам. 3. Заполнение таблицы в рабочей тетради на печатной основе. 4. Выступление сотрудников лабораторий. Обмен информацией. Демонстрация микрофотографий тканей растений. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы, записывают в тетради на печатной основе. Работают учащиеся в группах - лабораториях: защиты, опоры, проведения, синтеза и запасания, образования и роста. Руководители лабораторий распределяют обязанности между сотрудниками. Работают по алгоритму инструктивных карточек. Заполняют таблицу. Отчет руководителей лабораторий. | Электронный учебник Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. | 15 | |||||
4 | Этап первичной проверки понимания изученного | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования. Личностные: сформированность здоровьесберегающих мотивов | 1. Работа с тренажёром по анализу рисунков тканей, их определения по строению, нахождение соответствия между строением тканей и их функциями. 2. Музыкальная физкультминутка | Анализируют рисунки, определяют тип ткани, находят соответствие. Активно участвуют в физкультминутке | Мультимедийный тренажёр | 5 | |||||
5 | Этап закрепления изученного | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений Познавательные: поиск и выделение необходимой информации | Выполняют тест. Вставьте пропущенное слово. По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь? 1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. Обеспечивает рост растения. Это ____________ ткань. 2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, расположенными тесно друг к другу, прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. Защищает растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение). Это ____________ ткань. 3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует. Придаёт опору растению. Это ____________ ткань. 4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ. Это ____________ ткань. 5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. Главная функция - образование и накопление питательных веществ. Это ____________ ткань. | По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани растений, обозначенные цифрами 1-5 (1-образовательная, 2-покровная, 3-механическая, 4-проводящая, 5-основная). Взаимопроверка. Критерии оценивания: пять правильных ответов – 5, четыре – 4 и т. д. | 5 | ||||||
6 | Этап обобщения и систематизации | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений | Беседа: - Итак, что такое «ткань»? - Какие виды тканей выделяют у растений? - Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся? - У какой ткани клетки имеют хлоропласты? - Как называется самая тонкая покровная ткань? - Какая ткань образует каркас растений? | Участвуют в беседе (отвечают на вопросы учителя) | 6 | ||||||
7 | Этап информации о домашнем задании | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: прочитать п.10, ответить на в.1-4 с.49. Подготовиться к обобщающему уроку – выполнить тест в рабочей тетради на печатной основе. | Фиксируют информацию, участвуют в беседе | 2 | |||||||
8 | Этап подведения итогов учебного занятия | Анализирует работу учащихся на уроке, выставляет оценки. | Участвуют в подведении итогов урока | 3 | |||||||
9 | Рефлексия | Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии. | Учитель:
| Ученики: - называют тему и цели урока; - отмечают наиболее трудные задания; - высказывают оценочные суждения о работе партнера; - определяют степень совместного продвижения к цели. | 2 |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор | Учитель биологии Бурбужап Алдын-кыс Онгай-ооловна, МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем |
Предмет | Биология |
Класс | 5 «а,б,в,д,е» |
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): | Изучение нового материала |
Методы и методические приемы обучения | наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации. |
Форма обучения | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Тема урока | Устройство увеличительных приборов |
Цель | сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с ним. |
Задачи | Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств. Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: обучающихся знакомятся с устройством увеличительных приборов, учатся работать с ними, узнают историю создания светового микроскопа и открытия клеточного строения организмов; убеждаются, что живые организмы действительно имеют клеточное строение. Метапредметные:.обучающихся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Личностные: интерес к работе с новым оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового. |
Образовательные ресурсы | 1.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-141,[3] с. 2.Пасечник В.В.Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс/ В.В. Пасечник.4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2015.-60, [4] с. 3.Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г. |
Оборудование | Лупа, микроскоп, набор микропрепаратов, ноутбук, интерактивная доска, медиапроектор. |
Наглядно – демонстрационный материал | Зрительный ряд: таблица «Увеличительные приборы». |
Основные понятия | Клетка, лупа, ручная лупа, штативная лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, предметный столик, зеркало. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя. | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия. | Формируемые умения (универсальные учебные действия). | Промежуточный контроль. |
1. Проблемная ситуация и актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их. | - Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. -Дополняет ответы. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем. Учитель читает письмо. Привет, мальчишки и девчонки из 5 класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать? С уважением, ваш Стекляшкин. Ребята, чему мы посвятим наш сегодняшний урок? Стекляшкин делал из осколков увеличительные стёкла, которые используются во многих приборах и вещах. Какие из них вы знаете? Есть ли среди них прибор, о котором спрашивает Стекляшкин? Что мы будем делать? (Изучать увеличительные приборы) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь других людей, строят понятные монологические высказывания.
| Устные ответы. |
2. Совместное открытие знаний | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Заполнение кластера на доске | Учитель консультирует, осуществляет контроль за выполнением работы. Просмотр видео «Микроскоп Левенкуга» Вопросы по фильму - Кто создал первый микроскоп? -Был ли он таким же, как современный микроскоп? Работа в группах. Отчёт каждой группы – отчётный лист, являющийся частью кластера. Работа в группах: Группа 1 .Работа с лупой Работа по учебнику 1.Рассмотрите рис.16 на стр.30 . 2.Выполните задание в р.т. с.17 упр.21 3.Ответьте на вопросы: -Что собой представляют лупы? -Какое увеличение они могут дать? Группа 2.Работа с микроскопом. 1.Рассмотрите рис.17 на стр.32 . 2.Выполните задание в р.т. с.18 упр.22,23 3.Ответьте на вопросы: -Устройство микроскопа -Порядок работы с микроскопом | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Находят в учебнике информацию, необходимую для выполнения задания. | Группая, индивидуальная, фронтальная. | Познавательные: учатся вести поиск и извлекать необходимую информацию из текста параграфа, соотносить рисунки учебника и тетради. Могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: осуществляют учебные действия по плану. Ориентируются в учебнике; Коммуникативные: умеют слушать и понимать речь других людей, вступают в диалог с учителем и одноклассниками. | Устные ответы. Письменная работа. |
3. Физкультминутка | Учитель: Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом – наоборот: Будет вправо поворот, Будет влево поворот. Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок: Раз, два, три, четыре. Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. | Слушают учителя и выполняют движения за учителем | ||||
3.Практическая деятельность обучающихся | Выполнение лабораторной работы. | Учитель организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Выполнение лабораторной работы «Устройство микроскопа и приемы работы с ним». | Читают текст параграфа с.33 учебника Отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу. | Индивидуальная | Познавательные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Регулятивные: осуществляют учебные действия по плану. | Устные ответы. Письменная работа. |
4.Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам. | - Смогли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? -Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? -Чему мы научились на этом уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы. -Как вы их преодолевали? -С каким настроением вы уходите с урока Итак, урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание. | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу, на уроке. | Устные ответы. |
5.Домашнее задание | 1.§ 6,с.30-33, вопросы на с.33; 2.Записать в тетрадь «Порядок работы с микроскопом» с.32-33; 3. Р.т. с.17-18 |