Рабочая программа для консультаций ОГЭ по биологии
Рабочая программа для консультаций ОГЭ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_konsultatsiy_9_klass.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для консультаций по биологии
Бурбужап Алдын-кыс Онгай-ооловна, учителя биологии
(9 класс)
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для консультаций в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса составлена на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии
(приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г № 1236) - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России от 05.03.2004г № 1089)
Рабочая программа включает пять разделов:
- пояснительную записку;
- учебно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
- перечень учебно-методического обеспечения:
- список литературы.
Цель
- подготовка выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации
Задачи
- отработка и закрепление знаний базового уровня
- повышение качества знаний учащихся
- обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ГИА
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственногоорганизма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.
На учебно-тематическое планирование рабочей программы для консультаций отведено 68 часа (2 час в неделю).
Учебно-тематический план
№п/п | № п/п урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Блок №1 Биологи как наука 4ч | |||||
1 | 1 | Роль биологии в формировании современного мира и практической деятельности людей. | 2 | ||
2 | 2 | Признаки и свойства живого. | 2 | ||
Блок № 2 Царство Растений, Бактерий, Грибов, Вирусы.11ч | |||||
3 | 1 | Систематика. Основные таксономические группы. | 1 | ||
4 | 2 | Царство Бактерий. клеток ра | 1 | ||
5 | 3 | Царство Грибов. | 1 | ||
6 | 4 | Вирусы- неклеточной формы жизни. | 1 | ||
7 | 5 | Лишайники - симбиотические организмы. | 1 | ||
8 | 6 | Царство Растения. Общая характеристика. | 1 | ||
9 | 7 | Водоросли- красные, бурые, зеленые. | 1 | ||
10 | 8 | Мхи. | 1 | ||
11 | 9 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 | ||
12 | 10 | Голосеменные. | 1 | ||
13 | 11 | Покрытосеменные, или цветковые. | 1 | ||
Блок № 3 Строение и многообразие покрытосеменных растений. 7ч | |||||
14 | 1 | Строение семян. Однодольные и двудольные. | 1 | ||
15 | 2 | Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. | 1 | ||
16 | 3 | Побег и почки. Видоизменения побегов. Строение стебля. | 1 | ||
17 | 4 | Лист внешнее и клеточное строение. Видоизменения листьев. | 1 | ||
18 | 5 | Цветок. Соцветие. Плоды. Распространение плодов и семян. | 1 | ||
19 | 6 | Классификация растений. | 1 | ||
20 | 7 | Ткани высших растений. | 1 | ||
Блок № 4 Царство Животные. Подцарство одноклеточные и многоклеточные. 16ч | |||||
21 | 1 | Царство Животные. Общая характеристика. | 1 | ||
22 | 2 | Подцарство одноклеточные или Простейшие. Общая характеристика. | 1 | ||
23 | 3 | Тип Кишечнополостные. Тип Губки. | |||
24 | 4 | Тип Плоские черви. | 1 | ||
25 | 5 | Тип Первичнополостные, или Круглые черви. | 1 | ||
26 | 6 | Тип Кольчатые черви. | 1 | ||
27 | 7 | Тип Моллюски. | 1 | ||
28 | 8 | Тип Членистоногие. | 1 | ||
29 | 9 | Тип Иглокожие. | 1 | ||
30 | 10 | Тип Хордовые. Общая характеристика. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники и Черепные или Позвоночные. | 1 | ||
31 | 11 | Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы. | 1 | ||
32 | 12 | Класс Земноводные или Амфибии. | 1 | ||
33 | 13 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | 1 | ||
34 | 14 | Класс Птицы. | 1 | ||
35 | 15 | Класс Млекопитающие, или Звери. | 1 | ||
36 | 16 | Законы России об охране животного и растительного мира. | 1 | ||
Блок №5 Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.30ч | |||||
37 | 1 | Происхождение человека. Общая организация организма человека. | 1 | ||
38 | 2 | Ткани, органы, системы органов. | 1 | ||
39 | 3 | Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. | 1 | ||
40 | 4 | Работа с демоверсиями. | 1 | ||
41 | 5 | Нейрогуморальная регуляция. | 1 | ||
42 | 6 | Опорно-двигательная система. Значение и ее состав. Строение костей.
| 1 | ||
43 | 7 | Скелет человека | 1 | ||
44 | 8 | Строение и работа мышц. И их регуляция. | 1 | ||
45 | 9 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставах. | 1 | ||
46 | 10 | Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. | 1 | ||
47 | 11 | Кровеносная и лимфатическая системы. Работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | ||
48 | 12 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов и при кровотечениях. | 1 | ||
49 | 13 | Дыхательная система, строение и функции. | 1 | ||
50 | 14 | Приемы оказания первой помощи при болезнях и травмах органов дыхания. | 1 | ||
51 | 15 | Пищеварительная система. Строение и функции. | 1 | ||
52 | 16 | Регуляция пищеварения. Действие ферментов. Барьерная роль печени. | 1 | ||
53 | 17 | Гигиена органов пищеварения. | 1 | ||
54 | 18 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 1 | ||
55 | 19 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | 1 | ||
56 | 20 | Покровные органы. Терморегуляция. Закаливание. | 1 | ||
57 | 21 | Выделительная система. Строение и функции. | 1 | ||
58 | 22 | Нервная система. Общий план строения. Функции. | 1 | ||
59 | 23 | ЦНС строение и функции. | 1 | ||
60 | 24 | ВНС строение и функции. | 1 | ||
61 | 25 | Эндокринная система. | 1 | ||
62 | 26 | Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. | 1 | ||
64 | 27 | Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно – мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | ||
65 | 28 | Репродуктивная или половая система человека. | 1 | ||
67 | 29 | Повторение. Демоверсии. | 1 | ||
68 | 30 | Повторение. Демоверсии. | 1 | ||
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического обеспечения по данной программе
- натуральные объекты, модели,
- муляжи,
- приборы,
- лабораторное оборудование,
- учебник,
- таблицы,
- биологический словарь,
- словарь терминов.
- Комплект гербария:
предназначен для использования при изучении тем: « Общее знакомство цветковыми растениями», «Корень», «Побег», «Цветок и плод»
- Комплект микропрепаратов:
используется как раздаточный материал. Набор содержит ткани и органы изучаемых растений, мицелий гриба мукора.
- Комплект объемные разборные модели. Демонстрационные
содержат демонстрационные модели строения цветков различных семейств и используются в комплексе с натуральными объектами при изучении систематики растений.
- Комплект печатных пособий:
таблицы на печатной основе используются для демонстрации при объяснении учителя, проверке знаний. Рабочая тетрадь предназначена для индивидуального пользования учащихся продержит задания различного типа.
- Комплект коллекций:
коллекции используются как раздаточный материал при проведении лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами и экранными пособиями.
- Комплект скелетов:
комплект включает демонстрационные и раздаточные пособия. Раздаточные материалы по скелетам позвоночных животных представляют собой отдельные части скелета, смонтированные на планшетах.
- Комплект пособий печатных:
входят две серии таблиц, иллюстрирующих:
а) внешнее и внутреннее строение основных групп животных;
б) разнообразие животных.
- Комплект микропрепаратов:
- набор микропрепаратов содержит различные ткани органов млекопитающих. Микропрепараты используют как раздаточный материал для проведения лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами.
- Комплект модели
крупногабаритные объемные и рельефные модели используют как демонстрационные, раздаточные - для проведения лабораторных работ.
- Рельефные модели. Демонстрационные
- рельефные таблицы представляют собой цветные изображения систем органов.
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ
1.Комплект приборов оптических
2.Комплект включает раздаточные приборы (школьный микроскоп, лупы),
демонстрационную насадку для микропроекции.
Список литературы
- Г.И. Лернер «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» - ЭЛ.книга. 2009г.
- Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ГИА» - М, 2014г.
- Д.В. Колесов. «Биологии. Человек.» - 2000г.
- Задорожный К.Н. «Предметная неделя биологии в школе» - Ростов - на - Дону» 2007г.
- Иванова Н.Г. «Библиотечка Первое сентября» - М., 2006г.
- Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» - 2002г.
- Касаткина Н.А. «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» - В., 2007г.
- Козлова Т. А. « Биология в таблицах» - М., 1998г.
- Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» - М.. 1998г.
- Саленко «Биология подготовка к ГИА» - М.. 2013г.
- Резанов А.Г. «Зоология тесты» - М., 1998г.
- Резанова Е. А. «Биология человека в таблицах и схемах» - М., 1998г.
- Рохлов В. С. 2Школьный практикум. Биология человека» - М., 1998г.
- Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы» -М., 1997г.
- Сухова Т. С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы» - М.. 1997г.
- В.В. Латюшин «Биология. Животные 7 класс» - М., 1999г.