Участие в методических выставках и МО.
Тема: "Метаурок - как форма стимулирования учебной деятельности". Конспект урока. Тема: "А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане....Над тема: Конфликт и сотрудничество."
Тема: "Развитие познавательных способностей на уроках письма".( Использование необходимых элементов при построении букв)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Районная методическая выставка:
«Опыт и перспективы управления развитием образовательной системы организации»
Тема работы:
«Метаурок как форма комплексного стимулирования учебной деятельности учащихся начальных классов»
Номинация:
«Современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности»
Вид методической продукции: методические материалы.
Работу выполнила:
Герасименко Наталья Михайловна
Учитель начальных классов,
1 категории
п. Крутоярский, 2016
Содержание.
- Аннотация……………………………………………………………2
- Пояснительная записка……………………………………………...3
- Основная часть
3.1.Что такое метаурок?...............................................................4-6
3.2.Понятие « комплексное стимулирование»……………………..7-9
3.3.Организационно – стимулирующая среда как элемент четырёх основных направлений взаимодействия в метауроках………….9-11
- Предложения по распространению инновационного опыта……..12
- Заключение…………………………………………………………..13
- Литература…………………………………………………………...14
- Приложение………………………………………………………15-22
1
- Аннотация.
В настоящее время развиваются идеи свободного конструирования учебных занятий. Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. На изменение структуры урока повлияло и использование на уроках новых технологий обучения. Такой новой технологией обучения и является метаурок – позволяющий сделать учащихся мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. На этих уроках происходит в первую очередь социализация детей, во вторых развиваются предметные результаты, ну а в третьих развивается устная речь, где ученик свободно выражает свои мысли основанные на жизненном опыте. Метауроки не ставят перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь. Самое главное на этих уроках, я считаю, это строить диалог в сотрудничестве с учителем, со сверстниками, быть корректным и толерантным. Как строится урок? Первое – берётся тема из тематического планирования, а второе «надтема»: например – по тематическому планированию любая тема по сказкам, «надтема» – « Конфликт и сотрудничество» ( см. Приложение). «Надтема» формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
2
II. Пояснительная записка.
К.Д.Ушинский писал о главном принципе воспитания творчески мыслящей, активной личности: « Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». На метауроках деятельность учащихся именно исходит « из души моей». Создаётся ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.[3]
Цель этих уроков основана на приобретении знаний о смысле жизни и её ценностей. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится? А также:
- Преодоление разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов;
- Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме ( весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства её достижения) [3]
Планируемый результат: изучить формы, методы, средства учебного занятия метаурок, которые помогли бы мне и моим ученикам достичь высоких результатов в обучении и воспитании.
Краткая характеристика материала:
В данной работе отражено:
- Основное понятие метаурока
- Мотивация учебной деятельности, через комплексное стимулирование на метауроках
- Компоненты организационной стимулирующей среды метаурока
- Приведена технологическая карта метаурока « Конфликт и сотрудничество» на примере предмета литературное чтение
3
- Основная часть.
- Что такое метаурок? [5, 6]
Метаурок — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Метаурок – это интегрированный урок в форме командного состязания или сотрудничества, нацеленный на развитие универсальных учебных действий младших школьников.
Урок позволяет ребёнку одновременно взаимодействовать с информацией, взрослым, сверстниками и собой, максимально используя и развивая весь комплекс связанных с этим взаимодействием умений.
Сущность метапредметного урока:
Интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. сложение ЗУН.
Метапредметный подход предполагает синтез, получение нового знания более высокого уровня.
Это урок – синтез родственных, смежных и периферийных учебных предметов в целях получения нового более целостного знания об окружающей действительности.
- Давайте разберём само слово, его этимологию. Оно состоит из двух частей « мета» и «урок». Урок это всем понятно. Что же такое «мета»?
- «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета; урок решает не только образовательные задачи обучения как приоритетные, но и воспитание через приближение деятельности на уроке к реальным условиям жизни. ( 50 на 50)
- Что легло в основу разработки этих уроков?
- Развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
- Коммуникативная дидактика;
- Эвристическое обучение;
- Логико-смысловое моделирование;
4
- Где можно использовать эту технологию?
- Во внеклассной работе;
- Во внеурочной деятельности
- При создании проектов
- В исследовательской работе.
- На уроках
- На какое время рассчитаны эти уроки? На 60 минут.
- Возраст, где можно применять данную технологию – 3 – 4 класс.( считается, что дети имеют определённый жизненный опыт)
- Я задалась вопросом, а можно ли уложиться в 40 минут отведённого времени на урок ? Я изучила теоретический материал по этой технологии и выяснила, что все уроки разделены на метатемы, в основе которых лежит определённое понятие. Вот эти темы:
Темы в метауроках:
- «Знание» « Модель» «Информация»
- «Знак» « Форма» «Аналогия»
- «Проблема» «Процесс» «Задача»
- «Задача» «Алгоритм» «Смысл»
- «Слово» «Правило» «Способ»
«Конфликт и сотрудничество»
- Эти надтемы и формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми, где и происходит социализация личности учащегося.
- Следующий вопрос, который меня интересовал, а на каких уроках я смогу реализовать данную методику. Это уроки литературного чтения, окружающего мира и технологии.
- А какой тип урока подходит к данной методике?
Обобщающие уроки по темам или проекты по предмету, рассчитанные на урок.
5
Структурные элементы урока
- Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
- Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.
- Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
- Чётко и точно формулировать задание.
- Способность к импровизации.
- Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
- Учитель не актёр, а режиссёр!
6
- Понятие « комплексное стимулирование».
На свете есть только один способ
побудить людей что-то сделать.
Он заключается в том,
чтобы заставить человека
захотеть это сделать.Д. Карнеги
Мы очень часто употребляем в своей речи слово "стимул". Stimulus (лат.) – это длинная заостренная палка, которой погоняли быков и мулов.
В современном понимании "стимулировать" - значит побуждать человека к чему-либо.
Особенности мотивации деятельности и поведения в школьном возрасте:[2]
- У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом. Игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.
2. Дети – настойчивые исследователи по природе. Отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупывать, пробовать.
3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвижение своего "я" и огромное развитие фантазии и воображения. Это инстинкт детского творчества.
4. Дети любят созидать, устраивать что-то (часто из ничего), дополняя недостающее воображением.
5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
Эти особенности мотивационной деятельности как раз и отражаются и включаются в освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. [1]
Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:
7
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:
- общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
- логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
- постановка и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
А все эти УУД присутствуют и комплексно отражаются в метауроке.
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося:
- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть,
8
чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Качество образования младших школьников связано с уровнем развития личности на основе овладения универсальными учебными действиями, овладение которыми равнозначно овладению умением учиться.
Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие и детскую мотивацию. А для этого необходимо создать для учащихся стимулирующую среду. Как?
3.3.Организационно – стимулирующая среда как элемент четырёх основных направлений взаимодействия в метауроках
Для достижения такого результата необходимо создать ряд психолого-педагогических условий, важнейшим из которых является создание образовательной среды, стимулирующей учебную деятельность ребенка.
Под организационно-стимулирующей средой мы понимаем вид образовательной среды, определяющей организацию такого взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, которое эффективно стимулирует учебную деятельность школьников.[6]
Компоненты организационно-стимулирующей среды. [4]
Компаненты | Содержание компанентов |
Материальный | Организационная составляющая включает все материальные средства, которые необходимы ее субъектам для реализации деятельности: то, что необхо-димо ребенку(карточки с заданиями, зоны в классной комнате, видеозапись последней групповой работы и пр.), и то, что должен иметь в своем распоряжении педагог, чтобы создать и предоставить ребенку необходимые условия(ПК, принтер, дополнительный стол и большая доска в классной комнате, видео-камера и пр.). Стимулирующая составляющая - любые имеющиеся в распоряжении педагога средства(устаревшие или самые современные) могут послужить отправной точкой для постановки творческой задачи: как с их помощью создать вокруг ребенка материальное поле возможностей научиться учиться? Тогда педагог, исходя из имеющихся средств, окружает ребенка необ- 9 ходимыми инструментами развития, приме-няя«старое» средство новым способом, обогащая таким образом практический педагогический арсенал. |
Информационный | Организационная составляющая включает нормативные документы, регламентирующие различные стороны образовательного процесса, дидактическое и методическое обеспечение организации учебной деятельности ребенка, а также знания и опыт субъектов, причастных к построению его образовательной среды. Стимулирующая составляющая информационного компонента объединяет в себе зафиксированную в печатном и(или) электронном виде информацию, при соприкосновении с которой ребенок получает потенциальную возможность получить знания о способах осуществления учебной деятельности и опыт таковой. Таким образом, стимулирующая составляющая включает в себя собственно учебный материал, подлежащий осмыслению и преобразованию(тексты различных заданий), результаты преобразования информации(в виде знаково-символических моделей, схем, правил, справочников и словарей) и результаты наблюдений за проявлениями и продвижением ребенка в выполнении заданий, зафиксированные педагогом и самим ребенком(видеозаписи, отметки, протоколы, оценочные листы, дневник достижений, портфолио, листы самооценки, листы анализа выполнения контрольных работ и т. п.). |
Деятельностный | Организационная составляющая деятельностного компонента подразумевает все виды деятельности педагогов, администрации и служб сопровождения, которые обеспечивают наличие и функционирование рассматриваемой нами среды. Она включает мотивацию педагогов, повышение их мастерства, создание и обогащение информационного банка, реали-зацию выбранных технологий, создание специальных организационных условий, оценку достигнутого результата и внесение корректив. При этом предлагаемое ребенку содержание деятельности может остаться нереализованной возможностью, если не создать условий, при которых он сам будет стремиться ее осуществить. |
10
Процесс организационно – стимулирующей среды подразумевает вовлечение ребёнка в четыре основных направления взаимодействия ( с информацией, сверстниками, взрослыми и самим собой). А это ничто иное как формирование основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми, что и заложено в основе метауроков.
Содержание деятельности, которое предлагается ребёнку, например:
- составление заданий – аналогов
- установление связей и закономерностей
- работа с понятиями и способами действий, заведомо неизвестными
- контроль и оценка чужих и собственных действий
Формы, в которых организуется деятельность ребёнка, например:
- учебный диалог5
- интеллектуальные игры
- командные состязания
- олимпиады
- индивидуальная и групповая внеурочная деятельность
Методы деятельности, которые предлагаются ребёнку, например:
- создание ситуаций успеха и ситуаций практического затруднения
- использование дневника достижений
- предоставление возможности выбора уровня погружения во внеурочную деятельность
11
- Предложения по распространению инновационного опыта.
Метаурок как форма комплексного стимулирования учебной деятельности учащихся начальных классов. Эта тема у меня разбита на 3 этапа: 1 – этап изучение теоретического материала 2014 -2015 уч год; 2 – этап 2015 -2016 учебный год проведение метауроков в урочное время; 3 этап 2016 – 2017 уч. год - как проводить такие занятия во внеклассной работе и в проектировании. Мною разработаны несколько уроков с использованием метапредметных понятий.
Я предлагаю вам рассмотреть метаурок « Конфликт и сотрудничество» и использовать его при изучении любого произведения на уроках литературного чтения в начальных классах. Я, считаю, что эта форма урока поможет детям разграничить понятия добра и зла, и понять, что в окружающем нас мире необходимо учиться договариваться с самим собой, с товарищем, с коллективом, с человеком имеющим ограниченные возможности…..
12
- Заключение.
Я «иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую деятельность я произносила эту фразу. Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»
Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
- что я делаю? (предмет деятельности);
- для чего я это делаю? (какова цель);
- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
- какой это дает результат?
- за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего, я работаю на результат.
Чему учит меня данная форма проведения урока?
В настоящее время трудно воспитать подрастающего человека в условиях, когда нравственные номы поведения перестали быть нормами. Используя такие метапредметные категории:
- Определение и понятие.
- Рисунок и схема.
- Знание и информация.
- Цель и задача.
- Роль и позиция.
- Модель и способ.
- Содержание и форма.
- Знание и незнание.
- Порядок и хаос.
- Изменение и развитие.
- Простое и сложное.
можно ненавязчиво закладывать ростки коллективного сотрудничества, индивидуального и личностного роста ученика.
13
- Литература.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011.
- Давыденко В.А. Опыт педагогического стимулирования учебной деятельности школьников в 70 – 80 гг. Мир образования – образование в мире. – 2008. - № 3.
- Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2013.
- Носова Т.А. Модель организационно-стимулирующей среды
младших школьников. Вестник ЮУрГУ, №41, 2012
- Носова Т.А. Метауроки в начальной школе « Учимся видеть связи»: методическое пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013.
- Метапредметный урок - [Электронный ресурс]. Сайт учителя Никитиной Н.Б. http://nsportal.ru/nikitina-natalya-borisovna.
14
Приложение.
Технологическия карта урока.
Ф. И. О. педагога: .Герасименко Н.М.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: обобщение знаний
Тема урока: А.С. Пушкин. « Сказка о царе Салтане…» ( по тематическому планированию)
«Над тема»: «Конфликт и сотрудничество» ( метатема)
Цель: подвести детей к осознанию таких необходимых составляющих умения учиться, как понимание сущности конфликта, умение его предупреждать и разрешать и владение различными формами учебного сотрудничества.
Планируемые результаты:
- Предметные: ориентироваться в содержании учебного текста, понимать его смысл, эмоционально отзываться на прочитанное,
- Личностные:
- Метапредметные:
- Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленными целями; оценивать правильность выполнения действий; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий
- Познавательные –
- Коммуникативные – строить понятные высказывания, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Основные понятия: конфликт, сотрудничество
Ресурсы:
Основные – учебник
Дополнительные – толковый словарь, карточки для групп, группа предметов ( определить каким персонажам принадлежат данные предметы)
Организация пространства: командное сострудничество
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Ситуация | С кем можно сотрудничать? | В чём можно сотрудничать? |
Подготовка домашнего задания | ||
Игра на улице | ||
Выполнение контрольной работы | ||
Покупка велосипеда |
Карточка для группы.
Добро и зло.
Маленький и большой.
Длинный и короткий.
Война и мир.
Широкий и узкий.
Правда и ложь.
Весело и грустно.
Горячий и холодный.
Твёрдый и мягкий.
Радость и печаль.
Как можно использовать сотрудничество?
Предварительный просмотр:
МОУ « Крутоярская сош»
Развитие познавательных способностей учащихся 1 класса
на уроках обучения письму.
Выступление подготовила
учитель нач.классов
Герасименко Н.М.
2017 г
План выступления:
- Формирование познавательных УУД на уроках письма.
- Интерес – как форма проявления познавательных способностей.
- Практическое конструирование букв из разрезных элементов – как одна из интересных форм для изучения и написания букв учащимися.
( шаблоны прилагаются)
- Практические задания.
1.Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности.
Письмо - комплексный вид учебной деятельности. Школьник, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:
а) техническими - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;
б) графическими - правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;
в) орфографическими - правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.
У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
Ученик научится :
- Отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
- Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;
- Выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- Разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- Делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- Определять главную мысль предложения;
- Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
- Обозначать гласные звуки буквами; Обучающийся получит возможность научиться рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков
Ученик познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык письма с наклоном.
Ученик получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- Осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- Выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- Определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- Артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- Понимать смысловое значение интонации.
2.Особой формой проявления познавательной потребности – психологи выделяют интерес. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, др), по глубине, по деятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Все значительные
профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развиваются в склонности.
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают чешского педагога Яна Амоса Коменского .
Основные характеристики интереса:
- Положительная эмоция по отношению к деятельности;
- Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;
- Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов.
Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.
- Игры – соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)
- Игры-задачи («Найди…»)
- Игры-предположения («Что произойдет если…»)
3.Особый интерес учащиеся проявляют при конструировании и переконструировании изучаемых на уроке письма букв с помощью элементов-шаблонов, маленький школьник практическим путем (через непосредственное действование руками) познает пространственно- количественные отношения элементов в букве и, значит, глубоко и прочно усваивает ее форму. Например, при изучении строчной буквы о можно использовать приемы переконструирования буквы а в о и практически показать ученику, в чем сходство и отличие этих букв .
Кроме того в этой деятельности у него формируются мыслительные приемы, развиваются его интеллектуальные и познавательные способности. Например:
Учитель - 1
Ученик - 2
1.Узнайте, из каких элементов состоит строчная буква д.
2. Ученик подходит к наборному полотну, разделяет букву на элементы и называет их: овал и линия с петлей.
1. Постройте (сконструируйте) букву д и объясните, как вы это сделали.
2. Берет овал и к нему присоединяет линию с петлей.
1. С какой стороны присоединяете линию: слева или справа от овала?
2. С правой стороны.
1. Куда направлена петля: вверх или вниз?
2. Петля расположена внизу под овалом.
1. В какую букву можно перестроить букву д?
2. В букву о (убирает линию с петлей), в в (переворачивает линию петлей вверх и присоединяет к овалу слева).
1. Если нам дадут еще один элемент — линию с закруглением внизу, тогда какую букву можно получить из буквы д?
2. Букву у. Убираю овал и вместо него подставляю линию с закруглением внизу. (Букву а.)
1. В каких еще буквах есть строчной овал?
2. В буквах б, а, в, о (конструирует их последовательно).
1. Запишем эти буквы и подчеркнем в них овал.
2. Дети выписывают буквы а, о, в, д и подчеркивают в них овал.
Практическое конструирование букв осуществляется на основе игровой деятельности. Сюжет игры может быть задан следующими ситуациями: «Построим букву», «Отремонтируем букву», «Найдем заблудившийся элемент». Важно, чтобы первоклассники упражнялись в практическом конструировании и переконструировании букв, используя элементы-шаблоны, сравнивали, группировали и обобщали буквы на основе сходных и отличительных черт.
В приложении к выступлению даны рисунки элементов букв, из которых можно приготовить дидактический материал — шаблоны для конструирования букв.
Комплект шаблонов состоит из 49 деталей, которые сформированы в восемь групп на основе отличия их по форме:
1) прямые полоски с закруглением с одной стороны
(1, 2, 3, 4, 5, 6);
2) плавно изогнутые полоски (39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46);
3) полоски-полуовалы (7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15);
4) полоски-петли (31,32,33,34,35,36,37,38);
5) прямые полоски с закруглением с двух сторон (20, 21, 22, 23);
6) полоски-овалы (16, 17, 18, 19);
7) прямые полоски (24, 25, 26, 27, 28, 29, 30);
8) прямая полоска с овалом до ее середины (47) и две точки (48, 49).
Из этого набора шаблонов можно сконструировать все 63 (большие и малые) письменные буквы.
Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, воображаемое письмо, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся.
4.Набор заданий:
- Выбери правильный ответ.
тюльпан 1. ︶︶ 2. ︶︶︶ 3. ︶ 4. ︶︶︶︶
- Выбери, где записаны только гласные буквы.
- а и с й к 2. ы о у я р 3. ю и о е а
- Подбери к схеме слоги.
–〇 1. ма 2. ми 3. мы
- Выбери к слову вишня правильную схему.
- –〇– –〇 2. =〇= =〇 3. =〇– =〇
- Выбери правильное слово к схеме.
=〇–〇 1. яма 2. ёжик 3. Моя
- Выбери слова, в котором все согласные твёрдые.
- телефон 2. паровоз 3. мыши
- Выбери слова, в котором все согласные звонкие.
- коса 2. рама 3. лес
- Выбери слова с разделительным ь.
- скамья 2. мальчик 3. голубь 4. ручьи
9.Зачеркни заглавные буквы:
а, О, ы, и, К, В, у, Т, А, н
10. Зачеркни строчные буквы:
Н, с, т, к, в, У, Е, и
11.Зачеркни слог НИ :
ни, ка, мы, ни, ин, но, ни, во, ты, ке, ни, ва, ни
12.Запиши письменными буквами:
- Н, ы, В, к, У
- Н, ы, У, и, А, м, Р, а, у, р
13.Составь предложение, запиши.
кукла, Лины, у
14. Найди слово, выдели его.
Мркотвн
15.Из данных слов выпиши только буквы гласных звуков:
кролик кукла сыр
16.Какие слова нужно писать с заглавной буквы? Подчеркни эту букву.
анна, рак, маки, мурка
17.Выпиши заглавные буквы с которых начинаются предложения:
Никита живёт в Ардоне. Мама мыла малину. У Марины упала кукла. -Ох, Марина!
18.Определи и запиши цифрой, сколько гласных звуков в слове:
На___, налим ____, малина____, она____
19.Составь из слогов слово и запиши его:
на,ри,Ма,___________________________________
лим, на,_____________________________________
на,гли,______________________________________
ра, И,________________________________________
20.Запиши слова. Подчеркни слова, которые состоят из одного слога.
луна он мал ум рама мама
21.Составь предложение, запиши.
кукла, Лины, у
22. Составь из слогов слова, запиши их.
вол ки ла су пы пи бан кло ты
23. Составь схемы слов:
аист ведро енот
|
24. Выбери предложение, отметь его.
Коля Пилил дрова
коля пилил дрова.
Коля пилил дрова.
Коля пилил дрова
25. Подчеркни мягкие согласные:
Корабли, пили, дом, белка, комета, маяк, лягушка
26. Раздели слова на слоги. Поставь ударение.
сова ворона мосты сом
27. В предложении подчеркни гласные буквы.
Наступила холодная зима.
28. В предложении подчеркни согласные буквы звуки.
Роман красиво рисует.
29. Спиши с печатного текста. Подчеркни только мягкие согласные.
Ира кормит кур. Куры пили воду.
30.Спиши с письменного текста (текст на доске): Подчеркни только глухие согласные.
Мы были в парке. Там липы и сосны.
31.Запиши под диктовку: Около парты стоит Полина.
______________________________________________________