Воспитательная работа

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vrednye_privychki.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon viktorina.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

с. Саблинского Александровского района Ставропольского края

Конкурсное задание «Методический семинар»

Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит экологическому образованию. В настоящее время ФГОС устанавливает требования, где личностные результаты должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации».  Кроме  того,  требования  ФГОС  к методике  обучения  предполагают формирование  умения  организовывать учебное  сотрудничество  и  совместную  деятельность    с  учителем  и  сверстниками,  работать  индивидуально  и  в  группе,  находить  общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций.

Идея опыта - формирование экологической культуры личности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности активными методами обучения.

17 лет работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы, способных выявлять и решать экологические проблемы.

Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка цели: «Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения и воспитания на уроках биологии и во внеурочное время»

Задачи:

1.Вовлечь  школьников  в  значимую  деятельность  для  накопления  ими экологического опыта,  осознания  и  принятия  ценностей,  а  также  для  становления  и  совершенствования  навыков  коммуникации  и  сотрудничества. 

2.Разнообразить  формы  деятельности  обучающих  в  рамках  предмета  «Биология», способствовать развитию интереса к предмету. 

3.Повысить результативность учебного процесса по предмету «Биология» посредством использования  активных форм, методов и приемов обучения, которые  способствуют повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности. 

4.Содействовать  проявлению  самостоятельности  и  сотрудничества  обучающихся,  посредством  не  только  учебной,  но  и  внеурочной деятельности. 

Добиваться этого позволяет внедрение в учебно-воспитательный  процесс различных форм и методов  обучения.

Одним из важнейших направлений решения проблемы формирования экологической культуры личности является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей обучающихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Ключом к пробуждению внутренней активности обучающихся является предоставление широкого простора для самостоятельной их деятельности по добыванию знаний. Это достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Одним из наиболее эффективных среди активных методов является проблемный.

Важнейшим условием применения метода проблемного обучения для формирования экологической культуры личности считаю необходимость его использования на всех этапах урока. 

Так в 5 классе на уроке по теме «Многообразие животного мира» на этапе восприятия учебного материала использую проблемный вопрос:

- Ребята, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и тигра – кто победит?

По теме «Экологическая сукцессия» 11 класс анализируем высказывания известных людей:

 - Почему географ Гумбольдт считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни?

На этапе раскрытия содержания материала  в 6 классе « Основные экологические факторы и их влияния на растения», «Среда обитания организмов и ее факторы» в 11 классе применяю прием семантизации - возбуждение интереса благодаря смысловому значению слова:

- Всем известно растение первоцвет весенний. Такому названию он благодарен в связи с тем, что цветет одним из первых ранней весной. Такие растения называют эфемерами. А с чем связано столь раннее цветение таких растений?

Изучая тему «Профилактика инфекционных заболеваний» в 8 классе на этапе закрепления организую дискуссию  вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся:

-Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?

Таким образом, метапредметность современного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий. На моих уроках посредством групповой работы учащиеся находят пути решения проблемных ситуаций. В ходе работы над решением проблемы участники группы учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать свою точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Поскольку в ходе групповой работы происходит формирование всех УУД, то данная форма  работы является более эффективной.

Создание в школе пробных пространств для формирования компонентов экологической культуры, а также ключевых компетенций невозможно без использования технологии проектной исследовательской деятельности. За все время работы по формированию экологической культуры школьников мною накоплен большой опыт ее использования.

Для себя определила основные этапы деятельности:

1 этап - работа с начинающими исследователями:

2 этап - создание творческих групп:

3 этап - научно-исследовательская деятельность:

4 этап - презентация результатов творческой деятельности и  подведение итогов:

5 этап - реализация социально-значимых проектов

При этом очень важным для формирования компонентов экологической культуры личности и компетенций обучающихся является то, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

В связи с этим первоначально любой проект задумывается, как коллективный учебный. В этом случае совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием дает ученику возможность освоить новые способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

Например, урок биологии в 11 классе «Влияние загрязнений на живые организмы»

Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V в. до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая».

Проблема: «Как вы думаете, на чем основан этот простой, но зловещий тактический шаг?»  

Решение проблемы: Обучающиеся высказывают свои предположения, обсуждают возможные верные решения. Но вместо того, чтобы высказать верное решение, я предлагаю найти его самим.

Организация проектной деятельности:

 Обучающимся на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: экологи, химики, биологи, дизайнеры (численность от 3 до 4 человек). После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов и газет, заранее мною приготовленные. Второй урок: каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы.

Я,  как  учитель,  лишь регулирую  процесс  и  занимаюсь  его  общей  организацией,  создаю  необходимые условия для проявления ученической инициативы.

Поскольку  акцент  сделан  не  на  индивидуальную,  а  на  групповую работу  обучающихся,  то  в  качестве  результата  коммуникации  и  сотрудничества  можно  рассматривать  создание  проектов,  как в рамках урока, так и  внеурочной  деятельности. 

 Проекты и исследовательские работы учащихся имеют не только образовательную ценность, но и социально значимы, поскольку позволяют привлечь внимание и учеников школы, и родителей, и органов местного самоуправления к местным экологическим проблемам.

Общественно-полезная деятельность на школьном учебно – опытном участке, постановка под руководством учителя опытов по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. Биологический эксперимент на начальном этапе ограничивается изучением внешней стороны явлений (обнаружение явления, выяснение необходимых для него условий, установление зависимости явления от изменения внешних условий), без выяснения существа и механизма процессов. Затем постановка опытов приучает  учащихся к дисциплине мысли, точности, достоверности и честности в исследованиях, подготавливает к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке.  Опытническая работа довольно разнообразна и интересна для учащихся. Ребята проводят исследования «Изучение УОУ как экосистемы», «Синьор – помидор: в чем его польза?», а затем применяют полученные знания на практике.

Я  считаю,  что  именно  активное  обучение  способствует  проявлению  эмоциональной  отзывчивости.  Это  нашло отражение в работе детского объединения «Эколог», проведении экологических десантов «Чистое село», «Чистый берег», акций «Посади дерево», «Школьный двор», конкурсах поделок «Удивительное рядом», выступлении агитбригады «Берендеево царство». В  образовательном  процессе  важную  роль отвожу этапу рефлексии и обратной связи, так как они позволяют оценить и осмыслить результаты собственной деятельности обучающихся. Данную работу осуществляю в разных формах, например, резюме одним словом; 3­2­1; синквейн. 

  Результативность: 

Критериями  оценки  качества  и результативности  деятельности  учителя  являются:  достижение обучающимися  более  высоких  показателей  обучения  по  сравнению  с предыдущим  периодом;  результаты  учебной и внеучебной деятельности  школьников, полученные  в  ходе  мониторинга;  эффективность  участия школьников  в олимпиадах  и  научно  –  практических  конференциях  по  предмету. 

Результатом  экологического образования и воспитания можно считать что, школьники, выполняя самостоятельные задания, на конкретных примерах разбираются в организации живой природы, взаимосвязях окружающего мира, получают навыки проведения опытов, исследований, а, следовательно - навыки общения с природой.

Таким образом, считаю, что формирование экологической культуры школьников основано на их экологическом сознании и экологическом поведении. Правильно используя информацию краеведческого, природоохранного направления, знания вопросов экологии человека и сохранения его здоровья, я способствую формированию экологически грамотного и воспитанного ученика.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

села Саблинского

Открытый классный час на тему

«Вредные привычки»

Подготовила классный руководитель:

Дудаева О.Н.

Цели:

1.  Расширить знания учащихся о пагубности вредных привычек; на примере известных личностей показать  действие алкоголя и наркотиков.

2. Выработать у подростков негативное отношение к привычкам; способность к росту самосознания и самооценке, формирование ЗОЖ;

3. Воспитывать чувства ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, коллективизма.

Оборудование: презентации, песни В.Высоцкого и группы Биттлз, рисунки учащихся по теме.

Категория участников: 8 класс

Форма проведения: классный час.

                                          Ход классного часа:

 В жизни подростка много опасностей. Каждый век, каждое десятилетие, каждый год дает новые тревоги и надежды. К сожалению, СПИД, алкоголизм и наркомания стали неотъемлемой частью жизни. Они прочно вошли в 21 век. Сегодня мы поговорим о вредных привычках. Многие из вас скажут, что это ненужная и надоевшая тема. Уже всем все давно известно. Не будем спешить с выводами. В этом году психолог провел с вами анкетирование « Отношение к здоровью». Давайте посмотрим результаты:

Была проведена 16.01.2013г., опрошено 18 человек.  

«Мое отношение к своему здоровью»

вопросы

Количество человек

%

1

Как вы оцениваете свое здоровье?

а) совершенно здоров;

б)удовлетворительно

в) затрудняюсь ответить.

7

10

1

38

55

5

2

Как часто вы занимаетесь физкультурой?

а) 4 раза в неделю;

б)  2 раза;

в)     1 раз

12

3

2

66

16

11

3

Употребляете ли вы спиртные напитки?

а) по праздникам;

б) пробовал;

в) не употреблял

3

5

10

16

27

55

4

Курите ли вы?

а) часто;

б) иногда;

в) пробовал;

г) не курю

1

1

2

14

5

5

11

77

5

Можете ли вы сказать, что ведете ЗОЖ?

а) да

б) скорее да, чем нет в) затрудняюсь

9

6

3

50

33

16

Из результатов видно, что не все ведут ЗОЖ. Многие пробовали, и курить и употребляли алкоголь, хоть и по праздникам.

А давайте, перечислим ситуации, когда человек впервые выпивает.

                                ( В компании, чтобы не показаться слабым, из интереса, на празднике).

Правильно, чаще всего пить начинают именно, чтобы не отстать от друзей и под давлением. Но сильный человек всегда умеет сказать «нет». В подготовке классного часа мне помогали 3 группы ребят, они сегодня расскажут о вреде алкоголя и наркомании для здоровья человека.

- Скажите, семья алкоголика счастлива?

- Каким болезням подвержены люди с алкогольной зависимостью?

- Что теряет человек, который употребляет алкоголь?

Вывод: Алкоголизм подкрадывается незаметно, как показывает социологический опрос,  90% алкоголиков считают себя здоровыми людьми, и лишь 10 % признаются, что они больны. А сейчас ребята расскажут о вреде алкоголя на примере известных людей.

 Звучит песня В.Высоцкого.

Композицию, какого автора мы прослушали? Верно.

Овчинников А. со сборником Высоцкого.

Мой любимый поэт – Владимир Высоцкий. Много времени я провел, изучая его творчество. А потом мне стало страшно интересно узнать про его жизнь. Я слышал, что Высоцкий страдал алкоголизмом. Но когда прочитал воспоминания его жены – Марины Влади и его коллеги Валерия Золотухина, узнал, что самая большая проблема была – алкоголизм.

Я не перестал уважать этого человека, но его творчество стало приобретать для меня другой смысл.

Показ презентации:

Лапина:

Владимир Высоцкий родился и жил в Москве. Закончив студию МХАТ, стал работать в театре миниатюр. И все– таки мы хотели бы проследить грустный и шероховатый путь жизни великого поэта, актера, гражданина.

Когда впервые Высоцкий испытал действие алкоголя, никто не знает.  Высоцкий понял и осознал это тогда, когда излечение было       уже чрезвычайно сложно. В апреле 1977 г., в очередной раз он попал в больницу имени Склифосовского. Говорят, что так плохо ему  еще не было. Весь организм, все функции отключены, поддерживали его исключительно аппараты.  

 В. Золотухин вспоминал: « Похудел, стал как 14 – летний мальчик. Галлюцинации, бред, частичная отечность мозга. Одна почка не работает, другая еле- еле. Печень разрушена, весь потяжелел».

Высоцкий в этот раз выкарабкался. Несмотря на все медицинские предписания, он живет яркой насыщенной жизнью. Спешит, торопится все успеть. И благодаря счастливому уплотнению рабочего дня, сокращает до минимума время на сон и отдых, добивается поразительных результатов. Это его звездный час.

Лапина: В 1980 г. Высоцкий предпринимает отчаянные попытки излечиться от алкоголизма. Не помогает даже гемосорбация – мучительная процедура очистки крови.

17 июля 1980 г.- последний концерт в Калининграде.

18 июля – последний спектакль на Таганке.

Врачи за кулисами периодически уколами поддерживают теряющего сознание актера. И хотя он еле держится на ногах, зрители этого не замечают.

В. Золотухин: «Володя все прекрасно знал, (он был мужественный человек), из круга этой болезни вырваться трудно, почти невозможно….

Последние годы как - то погрустнел: что-то такое узнал про мир и что- то в нем  самом изменилось. И это  нечто тяготило его в последнее время.

Спать не мог в темноте. Уходя из дома, не включал свет, все время при свете.… Иногда даже спал с открытыми глазами. Видел сны. Бывало, вздрогнет. «Ты что?» - «Ничего, я сплю». Не мог быть один, всегда кто - то рядом. Последний год он ни одной секунды не был один».

Овчинников:

Я при жизни был рослым и стройным,

Не боялся ни слова, ни пули,

И в привычные рамки не лез…

Так писал о себе Высоцкий. 5 июля 1980 г. его не стало. Смерть Высоцкого стала неожиданной. Она потрясла огромное количество людей.

Учитель:

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди. Но, факт: Все они, даже если были такими, то очень изменились, причем все примерно одинаково.

Наркотики- это разрушение души и тела. Это деградация личности - интеллектуальная, моральная, социальная. Наркотики – это когда мир сужается и распадается. Когда человек больной и не осознает этого.

Звучит музыка Биттлз.

- Угадайте, кто это? Правильно.

 Послушайте выступление Бородаевой Алины о группе Биттлз (презентация)

«Биттлз»- это ливерпульская 4- ка парней с гитарами, прогремевших на весь мир.

Случай в творчестве этих парней сыграл решающую роль, сведя их с менеджером группы – Брайаном Эпштейном. Он много сделал для того, чтобы привести их группу на путь славы. Но после его смерти группу возглавил - Пол Маккартни. Вот с этого все и началось, и группа  распалась.

Большая часть вины в том – наркотики. Их группа употребляла долго, вследствие чего разрушение личностей, неудачные концерты, плачевный финал.

Джон Леннон вспоминает: «….Все песни писались на очень «крутых пилюлях, рядом с ними марихуана казалась папиросой для скаутов. У нас возникли большие проблемы с творчеством, это было по- настоящему больно и тяжело. Мы стали принимать героин. «Биттлз» стали невыносимы, публика забрасывала нас, чем попало. Нам не хотелось играть для людей, мы разлюбили их.

-А сейчас мы хотим в игровой форме представить сценку о вредных привычках, посмотрите, пожалуйста.

 (Выходит ведущий,  садится за стол, разыгрывается сценка).

Ведущий:

Не на море- океане

Не на острове Буяне,

Не в заморской стороне, А в российском селе.

Произошла история,

Для многих поучительная.

(Появляется пьяница с бутылкой.)

Пьяница:

Если б море было пивом,

Стал бы я тогда дельфином,

Если б  было море водкой,

Стал бы я подводной лодкой.

(Садится за стол, достает стакан из кармана, ставит бутылку, наливает).

Ведущий: (накрывает стакан ладонью)

Довольно, хватит водку пить.

Ведь надо эту жизнь любить.

Ведь надо человеком быть.

Остановись, задумайся на миг!

Пьяница: (отнимает стакан)

Эх, сегодня видно праздник,

Выпить мне уже пора.

Веселиться есть причина,

Повод выпить есть всегда.

Ведущий:

Пьяница не просыхает,

От похмелья лишь икает,

В голове его туман,

Жизнь – один сплошной дурман.

(Выходит наркоман с наркотиком в руках.)

Наркоман:

Все ищу я балдежа,

С героином дружа.

Я ищу, ребятки, кайф,

Это классно, так и знай.

(Садится за стол к пьянице)

Ведущий:

Жизнь – один бывает раз,

Думай ты об этом.

Ничего дороже нет

Ведь на белом свете.

Ты в угаре целый день,

Несешь такую дребедень,

Стал уже ты воровать,

Чтобы дозу покупать,

Входит курильщик с сигаретой.

Курильщик:

Сигаретку я возьму,

И немного подымлю,

Свою верную подружку

Очень сильно я люблю,

Без нее жить не могу,

Мне она несет покой,

И всегда она со мной.

Ведущий:

Портишь ты свое здоровье,

Укорачиваешь жизнь,

Что ж ты так себя не любишь,

Брось курить, остановись!

(Курильщик подходит к пьянице и наркоману, садится с ними за стол.)

Курильщик:

Мы втроем повеселимся,

Вместе чудно нам всегда,

Ни о чем не надо думать,

Погуляем, красота!

Ведущий:

Ведь нельзя так жить, ребятки!

Посмотрите на себя,

Нет в голове у вас порядка,

Где пьянка, наркотики, да сигарета,

Там всегда большая беда.

Почему ж не на учебе или работе?

И на что вы водку пьете?

Наркоманите, на что?

И с законом не в ладах,

В вашей жизни только крах.

Ведущий:

Все же в  ночку роковую

Однажды к ним пришла беда,

Стало плохо наркоману,

Ломка жуткая была,

Пьяница в угаре спит,

Курильщик сигаретою дымит,

Вызвать скорую, и то

Вызвать никто не спешит,

Видно мне помочь пора.

Ведущий:

Вот сидят они рыдают,

Кайф, угар уже достал,

Плачут, горестно вздыхают,

И во всем себя винят.

Пьяница:

Как неправильно я жил,

Только горькую лишь пил,

И детей не завел я,

И семью не сколотил.

Только пил

И пил

Ипил.
Жизнь свою я загубил.

Наркоман:

Да и я хорош, подлец,

Искололся весь вконец,

Все искал я балдежа,

Забывая, как всегда,

Про друзей, семью, работу,

Можно даже умереть.

Уколоться, не успеть.

Все хорошее узнать,

Жить, как надо понимать,

Что родные тебя ждут,

Любят и хотят,

Чтобы ты счастливым стал,

О прекрасном бы мечтал.

Ведущий:

Вы меня слушать не хотели,

Все гуляли и гудели,

Вот к чему вас привела,

Ваша угарная игра.

Жизнь свою чуть не отдали.

За угара полчаса.

Вместе:

Все теперь мы осознали,

Что неправильно мы жили!

И во всем себя виним мы,

Что жизнь никчемную прожили.

Если б заново родиться

Нам еще раз довелось,

То с вредными привычками

Наша жизнь пошла бы врозь!

Ведущий:

Еще не поздно Вам, друзья,

Новую жизнь начинать,

Многое в жизни успеть,

И многое очень понять.

Учитель:

Думаю, примеры, которые вы сегодня услышали, должны предостеречь вас, когда кто – то предложит наркотик. Примеры людей, которых весь мир знает, должны быть той нитью с действительностью, которой нельзя пренебрегать.

Прежде, чем что -  то попробовать,

Помни всегда и везде:

Что это тебе принесет,

И как твоя жизнь дальше пойдет.

(слайды).

Рефлексия:

-Хотели бы вы, чтобы ваша  будущая жена или муж были наркоманами или алкоголиками?

- А как вы думаете, если вы будете употреблять, с вами захочет связать кто-нибудь свою судьбу?

- Что самое страшное в алкоголизме или наркомании?

- Какой человек, по вашему мнению, самый счастливый?

И вы должны выбрать правильный путь для своего будущего. Перед вами всегда стоит выбор: Здоровье или вредные привычки? И я думаю, что с сегодняшнего дня мы раз и навсегда должны сказать «нет» вредным привычкам.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Классный час «Вредные привычки»

кл руководитель: Дудаева О.Н.

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью- важная социальная потребность людей.

« Человек может жить до 100 лет,- говорил академик И.П.Павлов.- Мы своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Проблема» болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения.

1 ведущий-Сегодня мы проведем викторину» Если хочешь быть здоров»

2 ведущий- Диспансеризация 2002 г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 30% ребят; 51% имеют отклонения в здоровье; у 16%- хронические патологии. Печальная статистика!

Среди множества болезней, которыми страдает человек, особое место занимают болезни поведения, или вредные привычки. К ним относят: пьянство, курение, токсикоманию, половую распущенность и даже пристрастие к некоторым пищевым продуктам, например, к чаю, кофе, к шоколадке.

Мы приглашаем всех присутствующих к обсуждению темы о здоровом образе жизни.

        1 ВЕДУЩИЙ - Оценивать ответы участников конкурса будет компетентное жюри.( их представление).

В викторине 4 тура, которые мы условно обозначили:

- ТАБАКОКУРЕНИЕ

- АЛКОГОЛИЗМ

- НАРКОМАНИЯ И СПИД

- ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ.

Второй ведущий. Ежегодно от различных болезней, связанных с курением, умирает 5 млн. человек. Ожидается, что к 2030 г. Эта цифра вырастет до 10 млн. В России курят 70% мужчин, 27% женщин и 42% подростков.

Предлагаем командам вопросы 1 тура - «ТАБАКОКУРЕНИЕ». На обдумывание ответов дается, 30 сек. Максимальная оценка 5 баллов.

  1. Горящая сигарета содержит 4720 различных веществ, и все вредные, в их числе 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов. Что означает термин канцероген и коканцероген?
  2. ( ответ: канцероген- ракообразовывающее вещество, коканцероген- вещество, усиливающее его воздействие ).
  3. Почему про курильщика говорят, что он сидит на голодном кислородном пайке? (окись углерода, образующаяся при курении, связывает дыхательный белок крови - гемоглобин в 240 раз быстрее, чем кислород, лишая красные кровяные тельца возможности переносить его по всему организму.)
  4. Назовите вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме. ( никотин, окись углерода , сажа, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные вещества, формальдегид и др.)
  5. Какова смертельная доза никотина для человека? ( 80-120 мг.)
  6. Виновником развития, каких заболеваний может стать курение?
  7. Почему так называемые « легкие сигареты» не спасают от рака легких? ( Чтобы получить удовольствие от легких сигарет, ими глубже затягиваются. Поэтому они ответственны за другой вид рака, поражающие глубокие отделы легких).
  8. В одной семье от рака легких умерла некурящая жена. Ваши предположения на этот счет.
  9. Как отражается курение на внешности и здоровье девушки?
  10. Одна выкуренная сигарета нейтрализует в организме человека 25 мг. Витаминов (столько их содержится в 1 апельсине). А недавно ученые пришли к выводу, что прием витамина С и курение не совместимы. Почему? ( Витамин  С - аскорбиновая кислота - и вещества, содержащиеся в табаке, взаимодействуют таким образом, что происходят изменения в ДНК клеток это может привести к образованию раковых опухолей.)
  11. Почему бросить курить трудно?

Первый ведущий. Слово жюри для оглашения результатов 1 тура.

В Древнем мире люди проявляли большую заботу о своем физическом и психическом здоровье. Например, к употреблению вина они относились с большой осторожностью: в Древней Греции пили лишь разбавленное вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось только с 30 лет.

Алкогольные напитки были известны и в Древней Руси. Они изготовлялись из меда и хлебных продуктов, но содержали небольшое количество алкоголя и были очень дороги. Поэтому употреблялись они по большим праздникам.

Второй ведущий.        

 Современное развитие технологий производства крепких напитков, вина, пива, свободная их продажа в любое время суток, низкая экологическая культура населения в этом вопросе способствует массовому формированию алкогольных привычек в различных возрастных группах населения. Особенно опасно такое пристрастие к алкоголю для здоровья молодых  людей, подростков, многие из которых считают, что выпить бутылку, другую пива, причем у всех на виду, да еще и из «горла», это стильно. Результаты мониторинга, проведенного Центром социологических исследований Минобразования, показали, что наши дети выпивают в год до 1 млрд. литров спиртного.

Первый ведущий.

 Русский писатель Достоевский так характеризует людей, пристрастившихся к употреблению спиртного: « Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…, а главное, неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всяческую человечность».

Предлагаем командам вопросы 2 тура: «АЛКОГОЛИЗМ.»

  1. Что в переводе с арабского означает «алкоголь»? (« Аль коголь» - одурманивающий)
  2. Почему подростки начинают употреблять спиртное?
  3. Почему с древних времен алкоголь называют похитителем рассудка?
  4. Исследователи в области медицины открыли очевидную истину: «Алкоголь и табак – несовместимы».Почему? ( Эффект от взаимодействия алкоголя и табака значительно увеличивает опасность заболеть раком. Так как алкоголь, содержащийся в напитке, сам по себе не канцероген, но его действие облегчает канцерогенам табака перемещение сквозь клеточные мембраны).
  5. Какова связь между бутылкой водки и демографическим кризисом в России?
  6. Что такое алкогольная кома? ( Это бессознательное состояние с признаками больного человека , может наступить летальный исход)
  7. Как влияет на формирование плода хроническое употребление спиртного беременной женщиной?
  8. Что означает надпись на этикетке пивной бутылки 5? Так ли безвредно пиво, как считают некоторые люди?
  9. Какие процессы происходят в организме человека при приеме спиртного?
  10. К каким заболеваниям организма человека приводит алкоголизм? (цирроз печени, язвенная болезнь желудка, атрофия поверхности языка, выпадение зубов и т.д.)

Второй ведущий. Слово жюри.

3 тур «Наркомания»

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2005 году:

- количество все ВИЧ - инфицированных на нашей планете перешагнуло 50- миллионную отметку;

-около 3 млн. человек в этом году умерли от СПИДа. Среди них примерно 500 тыс. детей моложе 15 лет;

- сегодня в России зарегистрировано почти 260 тыс. ВИЧ - инфицированных граждан.

Как это не печально, наркотизация молодежи и число заболевших растет с каждым днем.

 Насколько хорошо осведомлены наши участники об этой проблеме, мы узнаем, услышав их ответы.

  1. Если в малознакомой компании тебе предложат покурить «травки», принять «дозу», как ты поступишь?
  2. Говорят, что есть безобидные наркотики типа» травки», « таблеток». Так ли это?
  3. Чем рискует человек, пристрастившись к наркотикам? (вызывают зависимость, резко сокращается продолжительность жизни, есть риск  заражения опасными заболеваниями, попадание в места лишения свободы и т. д.)
  4. Что на твой взгляд, надо сделать в России, чтобы предотвратить распространение наркотиков?
  5. Врачи- наркологи отмечают, что в настоящее время среди наркоманов практически отсутствуют лица в возрасте 30 лет и старше. Чем это можно объяснить? (наркоманы в среднем живут 5-6 лет)
  6. Когда был открыт вирус СПИДа? (1983 год)
  7. Что обозначают аббревиатуры СПИД, ВИЧ?
  8. Чем отличается ВИЧ - инфицированный от больного СПИДом? ( СПИД - конечный результат ВИЧ- инфекции)
  9. Что нужно делать, чтобы не заразиться СПИДом?

Жюри подводит итоги 3 тура

4 тур «ЭКОЛОГИЯ и ЗДОРОВЬЕ»

.

1. Какое влияние на общее состояние здоровья оказывает недостаток подвижности- гиподинамии?

2. Чем иногда бывают, опасны батончики «Сникерс», «Марс», «Шок» и другие, содержащие арахис? (он вызывает тяжелую аллергическую реакцию, приводящую иногда к смерти)

3. Сегодня джинсы - предмет гардероба почти каждого человека. Какое отношение они имеют к аллергии? ( пуговицы содержат никель, который вызывает аллергию; она сопровождается зудом, в том месте, где заклепка соприкасается с кожей, может появиться сыпь на теле).

4. Какой смысл заключен в пословице: « Помылся, как вновь народился»? (  усиливается кровоток, удаляются шлаки- продукты распада, целебный жар благотворно влияет на ЦНС, а значит, и на психику человека).

Подведение итога 4 тура.

У древних народов было божество, как нельзя подходящее для символа  противоречий, определенных нашей темой.

 Ваша задача сейчас выразить свое отношение к проблеме сохранения своего здоровья

Первый ведущий. А для этого проголосуем: у вас на столах лежат круги двух цветов - черного и белого

- если вы равнодушны к проблеме сохранения своего здоровья, не осуждаете болезни поведения, голосуйте черным кругом;

- если же вы считаете, что не стоит идти на поводу у вредных привычек, что вы за здоровый образ жизни, голосуйте белым кругом.

Второй ведущий. Выбор сделан! Все присутствующие  проголосовали за здоровый образ жизни! Мы благодарим участников, учителей за участие в нашей викторине. Просим жюри огласить окончательные результаты.

- Желаем всем здоровья и здравомыслия, ясного неба, свежего воздуха, чистой воды, отличного настроения! До свидания!