Работа в методическом объединении учителей биологии
Из опыта работы учителя биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologicheskiy_eksperiment.doc | 73.5 КБ |
deyatelnostnyy_podhod_pri_obuchenii_biologii_dudaeva_o.n.doc | 57.5 КБ |
doklad_po_kompetentnosti_uou.doc | 44 КБ |
profilnya_podgotovka.doc | 36 КБ |
formirovanie_tvorcheskoy_kompetentnosti.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
села Саблинского
Из опыта работы:
учителя биологии Дудаевой Ольги Николаевны
Биологический эксперимент делится на демонстрационный, репродуктивный, исследовательский, а также бывает кратковременный (на уроке) и длительный (на школьном участке). Современный научный эксперимент включает несколько стадий. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам. Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм, отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов. Научное биологическое исследование требует многих технических приемов проведения и фиксации (опыт, контроль, повторность, взвешивание, измерение, записи, зарисовки, сбор необходимых объектов, гербаризация, коллекционирование, изготовление микропрепаратов и т. д.). Эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Очень важной особенностью учебных опытов в 6 классе является то, что на них у учащихся впервые образуются представления о биологическом эксперименте, формируется ряд специальных и общепознавательных понятий: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ в эксперименте, результат опыта, вывод из опыта и др. Особенностью биологических опытов в 6 классе является то, что с их помощью изучаются сложные процессы жизнедеятельности растения, для понимания которых у учащихся еще нет или недостаточно знаний по физике, химии и некоторых других, составляющих практический опыт человека. Поэтому биологический эксперимент в 6 классе ограничивается изучением внешней стороны явлений (обнаружение явления, выяснение необходимых для него условий, установление зависимости явления от изменения внешних условий), без выяснения существа и механизма процессов.
Например, кратковременный эксперимент или опыт, можно провести по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Наиболее простые опыты, такие как условия прорастания семян, испарение воды листьями, учащиеся могут выполнить дома, а результаты рассмотреть на уроке.
В качестве объекта для опытов по изучению жизни растений можно рекомендовать комнатные растении. Из относительно неприхотливых растений наиболее подходящими для этой цели являются: пеларгония, бальзамин, колеус. Лучше если растения будут не очень крупными, в нескольких экземплярах. Кроме того, учебные опыты могут быть проведены на сельскохозяйственных растениях, выращиваемых из семян.
Почти все опыты могут быть поставлены на фасоли обыкновенной, хорошими объектами для ряда опытов являются горох, бобы, рожь, пшеница; в экспериментах по минеральному питанию лучшие результаты получаются на томатах. Сельскохозяйственные культуры в качестве объекта учебных опытов имеют важные преимущества перед комнатными растениями. Их легко вырастить в необходимом количестве к определенному сроку. Опыты ставятся на молодых растениях, которые занимают мало место на окне, под лампой, что существенно для условий школы. Результаты ряда опытов на таких объектах получаются ярче и быстрее, чем на комнатных растениях, что исключительно важно для демонстрационного опыта.
Проращивание семян для опытов.
Проращивать семена необходимо для опытов на проростках и для выращивания растений на воде для других опытов. В почву можно сеять и проросшие и сухие семена. Один из способов проращивания семян заключается в том, что их располагают на лоскуте ткани, сложенном в несколько слоев, обильно увлажненном и положенном на дно плоской посудины. Сухие семена размещают на поверхности подстилки из ткани, прикрывают их краями лоскута, посудину накрывают стеклом или крышкой. Недостатком такого способа является то, что необходимо поддерживать нормальную влажность ткани - смачивать при необходимости или сливать излишек воды.
Выращивание растений на воде.
Для опытов выращивают растения на воде в обычных химических пробирках или в банках на 0,5-1 л. При выращивании растений этим способом необходимо сделать приспособление для удерживания семени на краях пробирки - прикрепить к сухому стеклу перекладину из пластилина или частично закрыть им отверстие пробирки. Пробирки наполняют некипяченой водой и устанавливают вертикально. Воду в пробирках можно не менять в течение 2-3 недель, если она остается прозрачной, при необходимости - доливать, чтобы еще небольшие корни не оказались вне воды, такое выращивание особенно ценно, если необходима для опыта неповрежденная корневая система.
Приведу несколько примеров отобранных экспериментальных работ в 6 классе, которые можно провести на кружке или спец курсе.
Опыты по изучению прорастания семян
Работа № 1. Набухание семян при прорастании.
Цель опыта: показать поглощение воды семенами при их набухании.
Объекты и оборудование: семена фасоли или гороха, две широкогорлые одинаковые стеклянные банки на 0,2-0,3 л; полиэтиленовые крышки или пленка, нитки или резиновые кольца для крепления пленки.
Постановка опыта. В одной банке 10-15 семян заливают водой примерно до половины их высоты («по пояс»), в другой банке столько же семян оставляют сухими - для сравнения в конце опыта. Обе банки закрывают крышками или пленкой, закрепляя последнюю ниткой, или резиновым кольцом. Продолжительность опыта один день. При демонстрации опыта не уроке отмечают большое увеличение размера набухших семян и поглощение ими всей воды, имевшийся в банке.
Работа № 2. Набухание семян в почве.
Цель опыта: показать, что семена при набухании отнимают воду у почвы.
Объекты и оборудование: семена фасоли или гороха, две широкогорлые одинаковые стеклянные банки на 0,2-0,3 л; полиэтиленовые крышки или пленка, нитки или резиновые кольца для крепления пленки, почва.
Постановка опыта. На дно двух банок насыпают почву нормальной влажности слоем 1-1,5 см. В одной банке в почву зарывают 10-15 сухих семян. В обеих банках почву уплотняют, и банки плотно закрывают полиэтиленовыми крышками или пленкой. Результат наблюдается через 1-2 дня.
При демонстрации опыта на уроке обращают внимание учащихся на то, что почва в банке с семенами разрыхлена и заметно иссушена (по сравнению с контрольной банкой без семян), а семена набухли.
Работа № 3. Сила, развеваемая семенами при набухании.
Цель опыта: показать, насколько велика механическая сила, создаваемая набухающим семенами.
Объекты и оборудование: семена гороха; небольшой стеклянный пузырек с пробкой; мелкий песок; пипетка аптечная; две деревянные планки; шпагат; полиэтиленовый мешочек.
Постановка опыта. Пузырек наполняют сухими семенами гороха и песком, добиваясь заполнения всех пустот среди семян. Это делают для того, чтобы разбухающие семена не могли заполнить все пустоты, что уменьшило бы давление семян на стенки пузырька. Затем в пузырек пипеткой вливают воду до полного смачивания песка, и если потребуется, досыпают еще песок. Пузырек закрывают пробкой и зажимают его сверху и снизу деревянными планками, концы которых туго стягивают шпагатом, чтобы семена не вытолкнули пробку и не отклонили дно пузырька, что снизило бы эффект. Всю установку помещают в полиэтиленовый мешочек. Через сутки пузырек оказывается расколотым.
Работа № 4. Необходимость для прорастания семян воды, тепла и доступа воздуха.
Цель опыта: показать, что для прорастания семян необходимо наличие одновременно трех внешних условий - воды, тепла, воздуха.
Объекты и оборудование: семена гороха или фасоли, пшеницы, ржи; четыре одинаковые небольшие банки или колбы, пузырьки; крышки или пробки к сосудам, кипяченая вода.
Постановка опыта. На каждую банку наклеивают этикетку с записью условий, создаваемых семенам: для банки № 1 - «Есть: вода, воздух, тепло», для банки № 2- «Есть: воздух, тепло, нет воды», для банки № 3 - «Есть: вода, тепло, нет воздуха», для банки № 4 - «Есть: вода, воздух, нет тепла». В каждую банку помещают 10-15 семян. В банки №№ 1 и 4 наливают воду «по пояс» семенам, у этих семян есть вода и доступ воздуха. В банку № 3, наливают воду более чем на половину ее высоты, надежно лишая семена доступа воздуха. Все банки закрывают и ставят рядом в комнате, кроме банки № 4, которую помещают в холодное место (в холодильник, между рамами окна, вне помещения). Продолжительность опыта 2-3 дня (для фасоли - лишь при температуре выше 18оС, при более низкой - 5-7 дней).
При демонстрации опыта отмечают, что семена проросли в банке №1, где у них были вода, тепло и доступ воздуха и не проросли в других банках, в каждой из которых не было какого-либо одного условия из имеющихся у проросших семян. Для этого сравнивают банку № 1поочередно с банками №№ 2,3,4. Обращают внимание учащихся на то, что только при таком сравнении можно сделать неопровержимый вывод из опыта о необходимости того или иного условия для прорастания семян. Затем сравнивают (анализируют) все варианты опыта между собой, что позволяет сделать вывод о необходимости для прорастания семян одновременного наличия воды, тепла и воздуха вместе.
Вопросы на осмысление методики опыта. Какие условия созданы для семян в банке № 1 (№ 2,3,4)? Зачем (с какой целью) в одну банку наливают немного воды, а в другую много? (В банке, где много воды семена не имеют доступ к воздуху.) Какие банки нужно сравнивать между собой, чтобы сделать вывод о необходимости того или иного условия прорастания семян? Зачем сравнивают все банки между собой? (Чтобы сделать вывод о необходимости всех условий вместе.) Зачем банку № 1 закрывают крышкой? (Чтобы вода не испарялась.) Почему закрывают крышками все другие банки? (Чтобы они не отличались от банки № 1даже по этому условию.)
Работа № 5 Проращивание семян при различной температуре.
Цель опыта: показать влияние температуры на прорастание семян.
Объекты и оборудование: семена теплолюбивых растений: фасоли, помидоров, кукурузы и нетребовательных к теплу культур: гороха, ржи, пшеницы; 6-8 одинаковых банок из прозрачного стекла ил чашек Петри; лоскуты ткани или промокательная бумага; газетная бумага (для изготовления крышек к банкам); нитки или резиновые кольца, шпагат; термометр.
Постановка опыта. Дно банок выстилают лоскутом ткани или промокательной бумагой, сложенной в несколько слоев. В 3-4 банки помещают по 10-15 семян теплолюбивых растений одного вида. В другие 3-4- банки - столько же семян нетребовательной к теплу культуры. В каждые 3-4 банки наливают воды поровну и столько, чтобы она не покрывала семена «с головой». Закрывают банки с крышками из нескольких слоев газетной 2бумаги и помещают их в условия с различной температурой: 2-6оС (в холодильник), 10-15оС (между рамами или вне помещения), 18-20, 24-26оС (у батареи отопления, в комнатной тепличке). Для расположения банок у батареи отопления их удобно подвешивать на шпагате там, где имеется необходимая температура. Продолжительность опыта 5-7 дней
Опыты по изучению дыхания семян.
Работа № 6. Поглощение кислорода при дыхании прорастающих семян (опыт с лучинкой).
Цель опыта: показать, что прорастающие семена дышат, поглощая кислород из воздуха, как корни, листья и другие органы растения.
Объекты и оборудование: зерна ржи (пшеницы, ячменя) или семена гороха, фасоли из расчета одно зерно (семя) на каждые 2-3 см3 объема используемых сосудов; две одинаковые колбы, бутылочки из прозрачного стекла объемом от 100см3 и более с диаметром отверстия не менее 12 мм; пробки к сосудам - резиновые или изготовленные из пластилина; лучинки; спиртовка.
Постановка опыта. Семена замачивают в воде. Через день или два набухшие или наклюнувшиеся семена помещают в один сосуд. Второй сосуд (контрольный) оставляют без семян, предварительно сполоснув его водой. Оба сосуда закрывают плотно пробками и ставят рядом в темное или слабо освещаемое место (чтобы появляющиеся ростки не позеленели). Продолжительность опыта для набухших семян 2-3 дня, для наклюнувшихся 1-2 дня. При демонстрации опыта на уроке в обоих сосудах проверяют наличие кислорода с помощью зажженной лучинки.
Работа № 7. Выделение углекислого газа при дыхании прорастающих семян (опыт с известковой водой).
Цель опыта: показать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ при дыхании, как корни, листья и другие части растения.
Объекты и оборудование: зерна ржи (пшеницы, ячменя) или семена гороха, фасоли из расчета одно зерно (семя) на каждые 2-3 см3 объема используемых сосудов; две одинаковые колбы, бутылочки из прозрачного стекла объемом от 100см3 и более с диаметром отверстия не менее 12 мм; специальная пробка с воронкой и газоотводной трубкой, для вытеснения воздуха из сосудов или три одинаковые химические пробирки с пробками: резиновые или изготовленные из пластилина; лоскут бинта (марли) нитки; известковая вода.
Постановка опыта. Семена замачивают в воде. Через два дня, когда они наклюнутся, две порции их по 5-6 зерен или по 1-2 семени на пробирку объемом около 20 см3 -заворачивают в два маленьких мешочка из бинта, подвязав каждый мешочек к нитке длиной 20-25 см. Мешочки смачивают водой и помещают каждую в свою пробирку (мешочек должен свободно в нее входить). Семя фасоли или гороха можно подвесить к нитке (вместо помещения в мешочек), проколов иглой семядоли. Вторая пробирка с семенами служит повторностью - на случай неудачи с первой. Третью пробирку (контрольную) споласкивают и оставляют без семян. Все пробирки закрывают плотно пробками, оставляя конец нитки снаружи, и кладут рядом. Продолжительность опыта 1-2 дня. При демонстрации опыта, семена осторожно (чтобы не вытеснить воздух из пробирки) извлекают за нитку из пробирки. Это можно сделать на воздухе, держа пробирку дном вниз, но лучше под водой, опустив пробирку отверстием в кипяченую воду. Затем в эту пробирку и в контрольную наливают поровну известковую воду 1-2 см по высоте пробирки, закрывают их и встряхивают одновременно до тех пор, пока не появится явное помутнение известковой воды.
Постановка опыта в колбах (бутылочках) аналогична: в одну насыпают семена, другую оставляют без семян, но выявление углекислого газа в этом случае проводят посредством пропускания воздуха из сосудов в известковую воду. Таким способом можно определять углекислый газ и при постановке опыта в пробирках, но для этого надо сделать маленькую пробку с воронкой и газоотводной трубкой. Этот способ можно применить, с целью разнообразить методику учебного эксперимента.
Работа № 8. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа при дыхании прорастающих семян (опыт с использованием чистого кислорода).
Цель опыта: показать поглощение чистого кислорода и выделение только углекислого газа при дыхании прорастающих семян.
Объекты и оборудование: проросшие зерна пшеницы или ржи с корешками длиной около 0,5 см; две пробирки химические; пробка корковая; нож или бритва; нитки; резиновая пробка к пробирке или пластилин; две колбы или пузырьки; две трубки стеклянные или пластиковые тонкие, длиной чуть больше высоты колбы (пузырька); 5-6 % раствор щелочи; прибор и вещества (например, КМnО4) для получения кислорода или заряженная кислородная подушка; кристаллизатор или тазик с водой; палочка (карандаш).
Постановка опыта. Пробирки споласкивают водой. В одну из них помещают 15-20 проросших зерен. Вырезают из корковой пробки две маленькие пробочки такого размера и формы, чтобы они плотно держались в пробирке, но при этом с двух сторон оставался бы просвет меду пробкой и стенкой пробирки. Размер просвета меньше толщины зерна, он служит для прохождения воздуха. Пробочки подвязывают к нитке и вводят в каждую пробирку: опытную с семенами и контрольную без семян. Пробкой сдвигают семена ко дну пробирки, но так чтобы между семенами остались пустоты. Подготовленные таким образом обе пробирки наполняют чистым кислородом, способом вытеснения воды из пробирок и плотно закрывают пробирки пробкой, в которую вставлена трубочка. Пробирки укрепляют на колбе с раствором щелочи, опустив конец трубки в раствор. На следующий день вся или почти вся пробирка будет заполнена щелочью, поглотившей углекислый газ, который выделяли семена в процессе дыхания взамен поглощаемого кислорода. В контрольной пробирке, без семян ничего не изменится. Опыт убеждает учащихся в том, что при дыхании поглощается именно кислород, а выделяется только углекислый газ.
Работа № 9. Дыхание прорастающих семян при разной температуре.
Цель опыта: показать зависимость дыхания семян от температуры.
Объекты и оборудование: проросшие семена с корнем длиной 0,5-1 см одной культуры - пшеницы, ржи, фасоли, гороха; три (шесть) одинаковых пробирок; пробки к пробиркам - резиновые или изготовленные из пластилина; кипяченая вода; известковая вода.
Постановка эксперимента. Отбирают три (шесть) одинаковых по массе и длине корешка семени, помещают их по одному в пробирки с кипяченой водой. Сполоснув семена и пробирки, всю воду сливают, пробирки плотно закрывают пробками и помещают на один день в места с различной температурой: у батареи отопительной, на столе, на окне или между рамами, в холодильник и т.д. Убедительный результат получается при следующих температурах: для пшеницы, ржи гороха около 0, 6-10, 16-18оС, для фасоли 4-10, 16-20, 26-30оС. Перед тем как рассматривать результат опыта, все пробирки нужно выдержать 5-10 мин при комнатной температуре. На уроке при демонстрации опыта необходимо осторожно открыть одну пробирку (стараясь долго не нагревать ее рукой и тем самым не выпустить воздух) и вливают в нее немного известковой воды (1-2 см по высоте пробирки), пробку плотно закрывают и ставят в штатив. То же самое проделывают с остальными пробирками. Когда во все пробирки будет налит реактив, их встряхивают одновременно несколько раз и сравнивают степень помутнения известковой воды, по которой судят об интенсивности дыхания семян в разных температурных условиях.
Работа № 10. Рост и дыхание проростков.
Цель опыта: показать, что дыхание необходимо для роста проростков.
Объекты и оборудование: проросшие семена с корнем длиной 0,5-1 см одной культуры - пшеницы, ржи, фасоли, гороха; два (четыре) пробирки с пробками; прибор для получения углекислого газа; кристаллизатор или тазик с водой.
Постановка опыта. В две (четыре) предварительно смоченные водой пробирки помещают по одному проросшему семени, отмечают (записывают) длину корня и ростка. В одной (двух) пробирке оставляют атмосферный воздух, а в остальных заменяют его на углекислый газ (способом вытеснения воды), исключая возможность дыхания семян в этих пробирках. Все пробирки закрывают плотно пробками и кладут рядом. Продолжительность опыта два дня. При демонстрации опыта на уроке важно отметить прирост в длину растений из контрольной пробирки, там, где был атмосферный воздух. А также обращают внимание учащихся, что в опытных пробирках мы этого явления не наблюдаем, что позволяет сделать только один достоверный вывод: при росте и дыхании проростки используют кислород.
Программа по биологии в разделе «Животные» не предусматривает проведение опытов с животными, если не считать наблюдения за реакциями дождевого червя на раздражение. Связано это, прежде всего, с большими трудностями обеспечения процесса обучения необходимыми живыми объектами. Многие из них во время изучения раздела «Животные» находятся в природе в спячке, в состоянии покоя на той или иной стадии развития. Их заблаговременная заготовка и содержание требуют создания уголка живой природы, постоянного внимания со стороны учителя биологии, вызывают сложности, связанные с их кормлением, и пр. Опыты с животными, как правило, связаны с выяснением влияния различных факторов на их жизнедеятельность, выработкой условных рефлексов, изучением ориентирования и т. п. и требуют длительного времени на выполнение Опыты по разделу «Животные» в своем большинстве могут быть выполнены учащимися только во внеурочное время, до или после изучения соответствующих вопросов на уроках биологии. Учитывая это, я использую на уроках сообщения учащихся о заранее проведенных опытах.
Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, я могу назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока. Я провожу эксперименты крайне редко, потому что биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не провести, а демонстрирую только постановку опыта и его результаты.
По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы. Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в кружке или на учебно-опытном участке школы. Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставлю вопросы или задачи, которые решают путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам.
Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях. Учащиеся приучаются к постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома или в кружке, тем самым, подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке. Практические работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном проведении их. К ним школьников стараюсь приучать постепенно, переводя их от коротких по времени, легких по технике и организации к более длительным и сложным. Темы опытов, проводимые учащимися на УОУ и занявшие призовые места:
1. Влияние яровизации клубней на урожай картофеля3 место; конкурс УОУ
2. Изучение вредоносности лугового мотылька для посевов подсолнечника-3 место
3. Роль местных типов почв в минеральном питании и действие избытка минеральных удобрений на овощные растения-2 место в конкурсе - слет ученических производственных бригад;
4. Влияние способов подготовки семян на урожай огурцов-2 место; конкурс УОУ;
Эксперимент способствует повышению интереса к предмету, активизирует познавательную деятельность, развивает логическое мышление и т. д.
Предварительный просмотр:
Выступление на районном МО
«Деятельностный подход в обучении биологии»
Из опыта работы учителя биологии МОУ СОШ №6 с. Саблинского
Дудаевой О.Н.
С конца 20 века новым явлением становится смена понятий и типов культурного развития современности. Всестороннее осмысление традиций прошлого позволит глубже усвоить уроки отечественного опыта исторического развития в контексте современного образования. В условиях угрозы разрушения национальной идентификации в российском обществе культура и образование остаются едва ли не единственным надежным фактором стабильности и одновременно неиссякаемым источником развития и созидания во всех сферах жизни народов России. В сложных социально- экономических и политических условиях современного общества региональное образование выступает фактором стабилизации, как необходимым условием сохранения культурных исторических традиций. Я.М. Неверов был приверженцем идей русской гуманистической педагогики и сделал много для ее творческого развития.
В связи с этим в последние десятилетия оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к культуре настоящего и будущего продолжают оставаться одной из важнейших проблем в педагогической науке. В теории и практике обучения биологии вопрос о развитии предметной деятельности школьников - один из важнейших. От успешности его разработки в значительной степени зависит эффективность обучения. Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учиться самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
Народная мудрость гласит:» Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями навыками- писал Неверов. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Сложившаяся система школьного образования предполагает большой объем предметных навыков и умений учащихся, однако в практике работа по их развитию часто носит бессистемный характер, проводится в виде эпизодов. Школьники даже старших классов затрудняются в систематизации природных объектов по биологическим признакам, оценке эстетических достоинств объектов и явлений, в прогнозировании возможных изменений в окружающей среде и т.д. Предметная деятельность - учебная деятельность, осуществляемая школьниками в рамках предмета биологии. Видами деятельности называют: игру, учение, труд (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), труд и общение (А.Н. Леонтьев,1977 г.). Структурой учебной деятельности являются: учебные мотивы, учебные задачи, учебные действия (умения, навыки), самоконтроль и самооценка.
Поэтому, рассматривая предметную деятельность не только как систему навыков и умений, но и как личностное образование школьника я полагаю, что личность определяется тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается. Следовательно, при организации учебно- воспитательного процесса по биологии необходимо найти ответ на следующие вопросы:
- Что и как глубоко школьник знает о взаимодействии человека и природы?
- Что и как из объектов и явлений природы, поступков человека по отношению к природе подвергает оценке?
- Что и как реально или идеально преобразует во взаимоотношениях человека и природы?
- как учащийся общается с природой?
Виды предметной деятельности:
Познавательная, преобразовательная, ценностно- ориентированная, коммуникативная.
Освоение биологии способствует развитию у школьников гуманистического миропонимания. Среди них: ответственность за все живое, понимание природы как важнейшей ценности, осознание значимости биологического разнообразия, красоты и уникальности природных объектов.
Данный подход позволяет определить приемы по развитию всех типов предметной деятельности, обогащая методический арсенал учителя. Некоторые методические приемы универсальны для развития всех видов предметной деятельности, что еще раз доказывает их внутреннюю взаимосвязь.
Познавательный интерес выступает как мотив учебной деятельности, его объектом служит сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, к познанию теоретических знаний, их глубокому изучению. Развитие таких интересов осуществляется в деятельности; познавательная деятельность способствует возникновению у учащихся новых познавательных интересов, а формирование стойкого интереса поддерживается систематической самостоятельной поисковой деятельностью.
В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.
Особенности педагогического воздействия на учащихся
с целью формирования познавательных интересов зависимости
от уровня развития
их творческой активности и характера деятельности
Уровень развития творческой активности (по Л.Н. Нестеровой) | Уровень развития познавательных интересов (по Г.И. Щукиной) | Характер Деятельности (по Г.И. Щукиной) | Преобладающие компоненты Познавательных интересов (по Г.И.Щукиной) | Особенности педагогического воздействия на учащихся (по Н.Г.Морозовой) |
1.Стремление к самостоятельному выполнению намеченных задач | 1.Интерес к занимательным сведениям, фактам | 1.Репродуктивно-фактологическая | 1.Эмоциональный | 1. Создание положительного отношения к предмету, учителю, коллективу |
2. Стремление раскрыть суть изучаемых процессов и явлений | 2.Интерес к зависимостям, причинно- следственным связям, познанию явлений путем поиска, догадки, решения задач | 2.Описательная | 2.Интеллектуальный | 2. Организация систематической поисковой деятельности |
3.Стремление раскрыть причинные зависимости, выявить доказательность научных положений в ходе опытов, наблюдения | 3.Интерес к проникновению в сущность глубоких теоретических проблем | 3.Творческая | 3.Волевой |
Предложена теоретическая модель формирования познавательных интересов у учащихся, которая предполагает следующие пути их развития:
- через содержание биологических знаний: повышение теоретической и практической направленности знаний, их проблемности и эмоциональности;
- через организацию систематической самостоятельной поисковой деятельности на уроках, во внеурочной Ии внеклассной работе путем создания проблемных ситуаций, использования исследовательского подхода. Организации наблюдений. Многие учителя- биологи используют организацию наблюдений и экспериментов. Наблюдение - один из важнейших методов обучения биологии, основанный на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса и способствующий формированию у школьников таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе наблюдений учащиеся овладевают практическими умениями: проводить измерения, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составлять коллекции и т.д. Наблюдения за жизнью растений и животных своего края позволяют реализовать краеведческий принцип в обучении: изучать виды, конкретизировать теоретические положения региональным материалом, краеведческими сведениями. Изучение биологического материала на примере местных видов способствует повышению познавательного интереса школьников к курсу биологии, к познанию природы родного края, усиливает воспитательный потенциал биологического образования в целом.
В формировании у учащихся познавательного интереса особенно велика роль эксперимента. Он имеет большое познавательное и воспитательное значение, т.к. убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует поиска путей познания живой природы, приучает школьников к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету.
В курсе биологии многие опыты учителя проводят в форме демонстрации, в то время как большее воспитательное и познавательное значение имеют опыты, которые ставят сами ученики. Несмотря на то, что эксперимент - один из наиболее сложных и трудоемких методов обучения, его роль в активизации познавательной деятельности учащихся, формирования интереса к биологии огромна.
В лице Я.М, Неверова мы чтим не только замечательнейшего педагога- просветителя, но и величайшего педагога- гуманиста, педагога- организатора 19 века, жизнь которого оказывала на протяжении столетий непрерывное и плодотворное воздействие на развитие русской школы и педагогической мысли России. В настоящее время надо заново осмыслить и проникнуться его идеями, так как они помогут помочь нам в образовании и воспитании.
В практике моей работы я использую деятельностный подход к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся. (Приложение)
Урок « Неклеточные формы жизни. Вирусы»
Урок с использованием технологии критического мышления включает 3 стадии: вызов- осмысление- рефлексия.
Используя прием опережающего домашнего задания, прошу учащихся заранее составить синквейн по теме «Вирусы», а затем познакомиться с актуальной проблемой о возможных последствиях глобальной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа. В результате в начале урока ученики зачитывают примеры синквейнов, которые звучат примерно так:
Вирус
Опасный, коварный
Пугает, заражает, уничтожает
Необъяснимая загадка природы
Враг
Затем прошу учащихся назвать им известные вирусы и рассказать об их значении.
Такой прием помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной активности.
2 этап «Изучение нового материала- стадия осмысления».
На этом этапе используются технология проблемного обучения и элементы технологии критического мышления.
Использую прием создания проблемной ситуации, которая формулируется до объяснения нового материала: представьте, что вы находитесь на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Какими способами можно выявить возбудителя этого заболевания? Предложите пути решения этой проблемы.
Организуется работа в парах по выработке схемы проведения эксперимента.
Далее выступает ученик с докладом по теме «Открытие вирусов». Данное сообщение имеет воспитательный аспект, учит уважать людей науки, воспитывает гордость за отечественную науку.
Использование сообщений на уроке способствует развитию творческого потенциала учеников, однако этот прием имеет слабую сторону - пассивную роль слушателя. Выйти из этой ситуации можно, предложить аудитории в ходе выступления автора составлять краткое резюме. Можно также разделив учеников на 2 группы, попросить отметить только удачные и понравившиеся моменты выступления, вторую - прокомментировать моменты, которые можно было бы улучшить, расширить, исправить. Данная технология работы с рефератом позволяет активизировать мыслительную деятельность всех учащихся, развивает их аналитические способности и в итоге повышает уровень обученности предмету.
В ходе сообщения учащихся заостряю внимание школьников на открытии, сделанном в 1935 году, предлагая обсудить проблему природы вирусов: живая или неживая эта субстанция?
Постепенно переходим к изучению строения вирусов. Наиболее приемлемы, с моей точки зрения, здесь методы « стратегии продвинутой лекции» (технология критического мышления) и метод постановки проблемных вопросов.
Согласно « уровневой пирамиде процесса усвоения знаний учащимися», лекции отводится лишь 5% учебного времени, однако в старших классах лекция - неотъемлемая часть учебного процесса. С целью повышения результативности лекции и восприятия материала я разбиваю содержание лекции на смысловые отрывки и перед каждым формулирую проблему, по поводу которой ученики должны высказать свое мнение: после изложения материала или, наоборот, опережая услышанное.
Постановка проблемных вопросов: вводных, фокусирующих, обобщающих способствует более осмысленному восприятию и усвоению проблемного материала. Происходит непрерывное использование ЗУН в новых связях и сочетаниях. При такой форме работы учащиеся сами определяют и задают темп и ход лекции.
Учащиеся, используя опорные слова, выделяют в содержании главное и составляют конспект.
Урок должен быть интересным, познавательным, привлечь внимание, заинтересовать. Только в том случае он активизирует желание учащихся к поиску новых знаний.
3 этап «Стадия рефлексии»
Учащиеся самостоятельно делали выводы по уроку, доказав двойственную природу вирусов.
Результаты проведенного в качестве теста показали хорошее усвоение темы урока.
Предложенное домашнее задание предполагало дифференцированный и творческий подход: для одних - это работа с учебником, для других - подготовка сообщений, для третьих- составление презентации.
Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
села Саблинского Александровского района Ставропольского края
Формирование творческой компетентности личности
через реализацию программы
«Я труд, экономика, экология, моя будущая профессия»
Основная цель программы: воспитание потребности в трудовой деятельности, развитие трудовых навыков; гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды. Реализовать это можно с помощью экологической культуры, которая представляет собой единство экологических знаний, убеждений, ценностей, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу. В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой.
И такие уроки следует проводить на учебном опытном участке, в форме экскурсий и наблюдений за живыми объектами. Можно сказать, что необходима система изучения природы для различных возрастных категорий учащихся. Работа эта сложная, включает несколько этапов.
1 этап- Изучение и инвентаризация видов растений.
На нашем участке произрастают разные виды деревьев, кустарников и травянистых растений. Имеется фруктовый сад (слива, абрикос, вишня, груша, алыча). На основе инвентаризации для учащихся 2-7 классов создается экологическая тропа, где дети в осеннее - зимний период знакомятся с особенностями произрастания деревьев и кустарников, их биологией и значением в жизни человека. А с весны и в период летней практики- с многообразием травянистых растений, с выращиванием овощных культур, агротехникой, ставят простые опыты, ведут наблюдения за фазами развития.
2этап - Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами (6- 7 классы).
Накопленный в процессе экскурсий по экологической тропе материал о многообразии видов растений пришкольного участка используется на уроках биологии в 6-11 классах и экологическом кружке «Исследователи природы» (входят дети одаренные, любители живой природы, юные экологи, ведущие простые исследования и составляющие проекты, а затем выступают на конкурсах, олимпиадах и конференциях по экологии и биологии, защищая честь школы, класса). Здесь дети учатся изготавливать гербарий своими руками, который затем используется на уроках биологии в 6 классе при изучении таких тем, как:
«Общее знакомство с растениями», «Органы цветковых растений», «Основные отделы царства растений», «Царство грибов и лишайников», где учащиеся выполняют определенные лабораторные работы.
3 этап- Развитие умения проведения наблюдений у семиклассников.
При прохождении программы на уроках в 7 классе используются данные о многообразии видов и наблюдении за животными. Так, при изучении беспозвоночных животных обращается внимание на почву как сложное сообщество. Для этого целесообразно проводить несложные опыты, но, к сожалению, в целях экономии времени на уроке это невозможно, а вот на занятиях кружка мы проводили некоторые, дети с большим интересом изучали структуры почв, влияние минерального питания, рассматривали слои почвы (подстилку, верхний и глубокие слои почвы). При изучении Класса Птиц используются наблюдения, проводившиеся в5-6 классах. Опираясь на их данные, можно сделать вывод о значении птиц в природе как регулятора численности насекомых, о влиянии антропогенного фактора на жизнь птиц. У нас каждый год в школе проходят акции в защиту природы, праздник птиц, «Посади дерево», «Чистый класс, улица», где дети с большим удовольствием принимают участие в акциях, готовят мероприятия, презентации, устные журналы, распространяют листовки- призывы о сохранении и благополучии своего села.
Возможности использования пришкольного участка
на уроках 8-9 классах.
В 8 классе при изучении анатомии и биологии человека уместно вспомнить о лекарственных свойствах травянистых растений. Темы: Дыхательная система (сухой кашель, применяют полынь), Кожа (бронхиальная астма, применяют подорожник, клевер, листья сирени), при экземе (корень лопуха), раны (пастушья сумка, полынь), Сердечно - сосудистая система (гипертония - ромашку, зверобой, березовые почки, подорожник и т.д.), Пищеварительная система - гастрит- тысячелистник, полынь, чистотел, корни лопуха, при зубной боли используют корень подорожника, при заболеваниях поджелудочной железы - отвар полыни горькой.
В 9 классе при изучении эволюционной теории Ч.Дарвина также можно использовать знания о многообразии видов пришкольного участка. Изучение эволюционной теории начинается со знакомства с многообразием видов. По теме «Критерии вида» использовать наблюдения за воробьями. Можно дать задания отдельным группам учащихся по описанию совокупности признаков отдельных видов деревьев, кустарников, чтобы подвести их к формированию понятия критерии вида. Лабораторную работу об интенсивности размножения особей в популяции также провести на участке (на примере одуванчика). По заданию:
1.Рассмотрите семянку корзинки одуванчика, отметьте особенности строения.
2.Разделите все семянки на 4 равные части. Подсчитайте. В одной из четвертей определите общее число семянок.
3.Подсчитайте, сколько семян дает второе поколение этой особи, при условии выживания всех зародышей.
4. Ответьте на вопросы:
-Какими возможностями размножения обладают популяции видов
- Как объяснить, что мы не наблюдаем заселения нашей планеты потомками, какого- либо одного вида?
Лабораторную работу об индивидуальной изменчивости особей в популяциях можно использовать виды травянистых растений.
Рассмотрите 3-4 растения, выясните, какие морфологические признаки варьируют.
Результаты оформить в виде таблицы.
№ особи | Общая длина | Ветвистость стеблей | Число листьев | Длина корня | Иные различия |
Урок по теме «Естественный отбор», «Результат эволюции, относительный характер приспособленности» также можно провести на участке, где дети по заданиям учителя работают над вопросами, типа: Описать приспособленность любого вида растения, предложить гипотезу такого приспособления, показать относительный характер данной приспособленности.
Таким образом, пришкольный участок играет большую роль в формировании и развитии у школьников познавательного интереса, дети проявляют коммуникативные качества при общении с природой, друг с другом, развивается чувство ответственности, коллективизма, любви к родному селу, краю. Также формируется творческая компетентность каждого ученика. Ведь мы должны растить патриотов своей малой родины. И не забывать об этом, это важно.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
с. Саблинского Александровского района Ставропольского края
Работа в методическом объединении учителей биологии
Профильная подготовка учащихся: проблемы, пути решения, перспективы развития
Концепция модернизации российского образования ставит задачу создания системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
В нашей школе были проведены мероприятия, обеспечивающие организационные, информационные, кадровые, мотивационные, нормативно-правовые и научно-методические условия по введению профильного обучения старших школьников и предпрофильной подготовки обучающихся.
Все мероприятия проводились согласно разработанному учебному плану. Так были проведены общешкольные и классные родительские собрания, разъяснительная работа среди уч-ся и родителей о системе профильного обучения
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией
школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
В нашей школе биология, не является профилирующим предметом, но я считаю, что она не должна потерять своей важной образовательно-воспитательной роли. Биологическое образование призвано формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, готовность к участию в природоохранной и здоровьесберегающей деятельности.
Независимо от профиля обучения считаю, что содержание курса биологии должно быть пронизано следующими идеями и принципами:
– идея эволюции и уровневой организации природы, обеспечивающие целостность курса;
– принцип системной организации живого от клетки до биосферы, позволяющий рассматривать органический мир как систему, состоящую из подсистем, и использовать фактологический материал для раскрытия общебиологических закономерностей;
– в содержании биологического образования должны отражаться методы научного познания и методы исследования различных областей биологических наук: цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.;
– принцип полицентризма, в соответствии с которым признаются равнозначными, равноважными все уровни биологической организации: клеточно-организменный, популяционно-видовой, биосферно-биоценотический;
– принцип биоцентризма, обеспечивающий экосистемный подход к изучению природы, признание, наряду с правами человека, права природы на существование и развитие.
В процессе преподавания биологии я обращаю внимание учащихся на то, что вся история материальной культуры человечества связана с использованием законов природы, а фундаментальные биологические знания являются научной основой общих принципов организации промышленности и сельского хозяйства: безотходность и безвредность технологий, замкнутость технологических циклов. Очень важно убедить учащихся в том, что на знании биологических закономерностей основываются медицина, генетика и селекция, ветеринария, сельскохозяйственная практика, экология. Но, к сожалению, у меня нет такого количества времени рассказывать более подробно, и это для меня большая проблема, хотя с каждым годом, число учащихся, нуждающихся в глубоком изучении предмета, растет, и желающих сдавать мой предмет увеличивается. В этом году изъявили желание сдавать биологию по материалам ЕГЭ 8 человек. Для меня это большая проблема (не у всех детей знания базового уровня) как научить за такое малое количество времени. Для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам и ЕГЭ по предмету я использую 1 час кружка «Юные исследователи природы». Стараюсь привлечь детей с 9-11 классы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
с. Саблинского Александровского района Ставропольского края
Работа в методическом объединении учителей биологии
Формирование творческой компетентности личности через реализацию программы
«Я труд, экономика, экология, моя будущая профессия»
Основная цель программы: воспитание потребности в трудовой деятельности, развитие трудовых навыков; гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды. Реализовать это можно с помощью экологической культуры, которая представляет собой единство экологических знаний, убеждений, ценностей, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу. В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой.
И такие уроки следует проводить на учебном опытном участке, в форме экскурсий и наблюдений за живыми объектами. Можно сказать, что необходима система изучения природы для различных возрастных категорий учащихся. Работа эта сложная, включает несколько этапов.
1 этап- Изучение и инвентаризация видов растений.
На нашем участке произрастают разные виды деревьев, кустарников и травянистых растений. Имеется фруктовый сад (слива, абрикос, вишня, груша, алыча). На основе инвентаризации для учащихся 2-7 классов создается экологическая тропа, где дети в осеннее - зимний период знакомятся с особенностями произрастания деревьев и кустарников, их биологией и значением в жизни человека. А с весны и в период летней практики- с многообразием травянистых растений, с выращиванием овощных культур, агротехникой, ставят простые опыты, ведут наблюдения за фазами развития.
2этап - Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами (6- 7 классы).
Накопленный в процессе экскурсий по экологической тропе материал о многообразии видов растений пришкольного участка используется на уроках биологии в 6-11 классах и экологическом кружке «Исследователи природы» (входят дети одаренные, любители живой природы, юные экологи, ведущие простые исследования и составляющие проекты, а затем выступают на конкурсах, олимпиадах и конференциях по экологии и биологии, защищая честь школы, класса). Здесь дети учатся изготавливать гербарий своими руками, который затем используется на уроках биологии в 6 классе при изучении таких тем, как:
«Общее знакомство с растениями», «Органы цветковых растений», «Основные отделы царства растений», «Царство грибов и лишайников», где учащиеся выполняют определенные лабораторные работы.
3 этап- Развитие умения проведения наблюдений у семиклассников.
При прохождении программы на уроках в 7 классе используются данные о многообразии видов и наблюдении за животными. Так, при изучении беспозвоночных животных обращается внимание на почву как сложное сообщество. Для этого целесообразно проводить несложные опыты, но, к сожалению, в целях экономии времени на уроке это невозможно, а вот на занятиях кружка мы проводили некоторые, дети с большим интересом изучали структуры почв, влияние минерального питания, рассматривали слои почвы (подстилку, верхний и глубокие слои почвы). При изучении Класса Птиц используются наблюдения, проводившиеся в5-6 классах. Опираясь на их данные, можно сделать вывод о значении птиц в природе как регулятора численности насекомых, о влиянии антропогенного фактора на жизнь птиц. У нас каждый год в школе проходят акции в защиту природы, праздник птиц, «Посади дерево», «Чистый класс, улица», где дети с большим удовольствием принимают участие в акциях, готовят мероприятия, презентации, устные журналы, распространяют листовки- призывы о сохранении и благополучии своего села.
Возможности использования пришкольного участка
на уроках 8-9 классах.
В 8 классе при изучении анатомии и биологии человека уместно вспомнить о лекарственных свойствах травянистых растений. Темы: Дыхательная система (сухой кашель, применяют полынь), Кожа (бронхиальная астма, применяют подорожник, клевер, листья сирени), при экземе (корень лопуха), раны (пастушья сумка, полынь), Сердечно - сосудистая система (гипертония - ромашку, зверобой, березовые почки, подорожник и т.д.), Пищеварительная система - гастрит- тысячелистник, полынь, чистотел, корни лопуха, при зубной боли используют корень подорожника, при заболеваниях поджелудочной железы - отвар полыни горькой.
В 9 классе при изучении эволюционной теории Ч.Дарвина также можно использовать знания о многообразии видов пришкольного участка. Изучение эволюционной теории начинается со знакомства с многообразием видов. По теме «Критерии вида» использовать наблюдения за воробьями. Можно дать задания отдельным группам учащихся по описанию совокупности признаков отдельных видов деревьев, кустарников, чтобы подвести их к формированию понятия критерии вида. Лабораторную работу об интенсивности размножения особей в популяции также провести на участке (на примере одуванчика). По заданию:
1.Рассмотрите семянку корзинки одуванчика, отметьте особенности строения.
2.Разделите все семянки на 4 равные части. Подсчитайте. В одной из четвертей определите общее число семянок.
3.Подсчитайте, сколько семян дает второе поколение этой особи, при условии выживания всех зародышей.
4. Ответьте на вопросы:
-Какими возможностями размножения обладают популяции видов
- Как объяснить, что мы не наблюдаем заселения нашей планеты потомками, какого- либо одного вида?
Лабораторную работу об индивидуальной изменчивости особей в популяциях можно использовать виды травянистых растений.
Рассмотрите 3-4 растения, выясните, какие морфологические признаки варьируют.
Результаты оформить в виде таблицы.
№ особи | Общая длина | Ветвистость стеблей | Число листьев | Длина корня | Иные различия |
Урок по теме «Естественный отбор», «Результат эволюции, относительный характер приспособленности» также можно провести на участке, где дети по заданиям учителя работают над вопросами, типа: Описать приспособленность любого вида растения, предложить гипотезу такого приспособления, показать относительный характер данной приспособленности.
Таким образом, пришкольный участок играет большую роль в формировании и развитии у школьников познавательного интереса, дети проявляют коммуникативные качества при общении с природой, друг с другом, развивается чувство ответственности, коллективизма, любви к родному селу, краю. Также формируется творческая компетентность каждого ученика. Ведь мы должны растить патриотов своей малой родины. И не забывать об этом, это важно.