МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Перепелицына Светлана Владимировна

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx38.84 КБ
Office presentation icon metodicheskiy_seminar.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу

Перепелицына Светлана Владимировна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 5»

В настоящее время проблема разного уровня готовности дошкольников к обучению в школе связана с недостаточным охватом детей дошкольными учреждениями. В Министерстве образования и науки Российской Федерации активно обсуждается вопрос о целесообразности введения «предшкольного образования» в целях выравнивания стартовых возможностей детей с разным уровнем подготовки к школе из разных социальных групп и слоев населения.

По данным исследований, проведённых мною в  2013-2015 годах, 25% детей дошкольного возраста по разным причинам не посещают детский сад. Неорганизованные дети, помимо традиционных проблем с адаптацией, испытывают  ряд специфических трудностей: коммуникативные, мотивационные, завышенные ожидания, соблюдение режима дня, сравнение с одноклассниками.  Ещё одна проблема – увеличение числа детей, имеющих логопедические проблемы. Нарушения произношения у будущих учеников чаще всего отражаются, как в зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками ложится на ребенка дополнительной нагрузкой. Если ему не помочь, он может и не справиться сам с возникающими трудностями – начнет отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению.

Сложившаяся ситуация поставила передо мной и другими педагогами нашей школы проблему компенсаторных действий для обеспечения всех малышей педагогическими услугами, необходимыми для их своевременного и полноценного развития, для равного старта начальной стадии обучения. А именно создание проекта предшкольной подготовки дошкольников. Надо сказать, что наша школа уже много лет - и успешно! - осуществляет такую подготовку. Но с введением ФГОС ДО и ФГОС НОО возникла необходимость в пересмотре принципов, подходов и методов обучения, воспитания и развития дошкольников уже на новой методологической основе. Новый проект «Букварёнок», созданный нами, соответствует целям и задачам, стоящим перед предшкольным образованием на сегодняшний день, и даёт конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, имеющими разный уровень подготовки к школе.

Новизна проекта  представлена следующими позициями:

1. Проектирование образовательной деятельности на основе педагогической диагностики готовности ребенка к школе (позволяет учитывать ситуацию развития каждого ребенка и направленно строить индивидуальные образовательные маршруты детей).

2. Поддержка вариативности в организации предшкольного образования на основе выстраивания работы по разным моделям (позволяет организовать подготовку детей с учетом имеющихся в школе условий и запросов субъектов образования).

3. Организация предшкольной подготовки как психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей старшего дошкольного возраста (для сохранения самоценности дошкольного возраста, развития субъектных качеств: самостоятельности, любознательности, активности, инициативности, коммуникабельности, умения управлять своим поведением).

Проект реализуется в три этапа и имеет цикличность:

I этап – подготовительный (август - сентябрь): организационно-административная и организационно-методическая работа в этот период включает в себя: научно-методическое обоснование программ; экспертную оценку развивающих и диагностирующих программ; проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников. 

II этап – основной (октябрь - апрель): первичная диагностика поступающих в школу детей; системные развивающие занятия с дошкольниками; повышение психолого-педагогической культуры родителей: проведение родительских собраний информационно-просветительского содержания, индивидуальное консультирование; 

III этап - контрольно-аналитический (май): соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными данными; оформление отчетной документации;  обобщение опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Реализуя проект «Букварёнок», я и мои коллеги строим свою деятельность на принципах:

  • принцип развития (основная задача – целостное развитие личности дошкольника);
  • принцип психологической комфортности (предполагает психологическую защищенность ребенка);
  • принцип целостности содержания образования (представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным);
  • принцип овладения культурой (обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с интересами и ожиданиями других людей);
  • принцип обучения деятельности (организация деятельности, в процессе которой дети сами делают открытия, узнают новое путем решения доступных проблемных задач);
  • принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие (следует опираться на жизненный опыт детей);
  • принцип креативности (детей необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности).

В рамках предшкольной подготовки «Букварёнок» реализуются следующие  программы:

  • «Играем и учимся» (занятия с психологом школы),
  • «От слова к букве» (подготовка к обучению грамоте),
  • «Познаём мир» (интегрированный курс, объединяющий математику, знакомство с окружающим миром и лего-конструирование).

Планируемые результаты изучения курса «Познаём мир», которой веду я, – формирование элементарных математических представлений, сенсорного опыта детей (координация в цвете и пространстве), освоение ими основных логических операций.

Формированию таких результатов способствуют занятия лего-конструированием.  Поэтому в курс «Познаём мир» мною включены  различные виды конструирования. Наряду с традиционным деревянным конструктором дети выполняют постройки из пластмассового конструктора LEGO, с увлечением занимаются конструированием из бумаги по типу оригами. Использование приемов конструирования и моделирования способствует созданию условий для решения образовательных задач:

- развитие мелкой моторики рук для стимуляции общего речевого развития и умственных способностей детей;

- обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

- получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;

- расширение представлений детей об окружающем мире;

- формирование воображения, творческого мышления.

К организации занятий с дошкольниками активно привлекаю учащихся начальной и основной школы, занимающихся в детском творческом объединении «Изобретатель». В рамках совместной деятельности проводятся экскурсии в школьный музей информационных технологий и истории развития вычислительной техники, организуются познавательные игры, учащиеся  знакомят дошкольников с продуктами своего творчества – роботами.

На мой взгляд, используя интеграцию лего-конструирования в содержание математики, можно получить не только хорошие предметные результаты, но и способствовать формированию у дошкольников предпосылок метапредметных умений.  

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного.  

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Программа интегрированного курса «Познаём мир» отвечает целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования: ребёнок в процессе обучения овладевает основными  способами деятельности, учится проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Параллельно с подготовкой детей к школе программой «Букварёнок» предусмотрено взаимодействие учителей с родителями в целях повышения их педагогической  компетентности:

  • индивидуальные консультации с родителями,
  •  тематические родительские собрания;
  •  участие родителей в образовательной деятельности: посещение занятий, совместное закрепление учебного материала дома;
  •  помощь в организации мероприятий;
  • выпуск печатной продукции (буклеты, памятки).

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему выравнивания стартовых возможностей детей с разным уровнем подготовки к школе.

Результаты исследований, проведённых мною в микрорайоне школы среди родителей будущих первоклассников, показали, что большая часть родителей заинтересована в  подготовке своих детей к обучению в школе  - 68%,  не видят в этом необходимости - 29% респондентов, равнодушны к вопросу предшкольной подготовки – 3%. Но предшкольное образование на базе образовательного учреждения становится всё более востребованным, привлекательным для родителей. Наблюдается положительная динамика количества дошкольников, занимающихся в «Букварёнке»: в 2013 году подготовку прошли 35 дошкольников,  в 2014 году – 45, в 2015 году – 54 дошкольника.

Важной составляющей работы школы «Букварёнок» является мониторинг достижений  планируемых результатов.

Основные виды мониторинга:

  • мониторинг образовательного процесса (определение степени освоения ребенком образовательной программы);
  • мониторинг детского развития (выявление влияния образовательного процесса на развитие интегративных качеств ребенка);
  • формирование предпосылок метапредметных умений (выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД на основе системы специально разработанных заданий).

Периодичность мониторинга – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальные карты развития ребенка, анализ которых позволяет мне оценить эффективность образовательного процесса; определить наиболее благоприятные условия дальнейшего развития и обучения каждого ребёнка; находить способы коррекции обнаруженных проблем. Наблюдение за развитием интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер дошкольников дает мне возможность как учителю будущих первоклассников планировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей детей, грамотно выстраивать индивидуальные траектории развития каждого ребенка уже в 1 классе.

Ежегодное исследование первоклассников в начале учебного года показывает, что дети, прошедшие предшкольную подготовку, по сравнению с неорганизованными детьми, имеют более высокий уровень учебной мотивации (более 60%)  и учебных возможностей (60% имеют средние возможности, 20% - высокие), более низкий уровень тревожности (высокая степень тревожности только у 7% детей). 

Таким образом, реализация проекта предшкольной подготовки «Букварёнок»   как завершающего этапа дошкольного образования соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО, обеспечивает развитие индивидуальных способностей и качественную подготовку детей к обучению в школе, то есть выравнивание стартовых возможностей детей с разным уровнем готовности к школе из разных социальных групп населения.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /

ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011.

Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/под ред. М.Е Верховкиной  - М: Каро, 2014.

http://www.ucheba.com/met_rus/k_upravobraz/k_normdok/predobr2.htm Обоснование предшкольной подготовки (МО РФ)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усть-Илимск Перепелицына Светлана Владимировна учитель начальных классов

Слайд 2

Проблематика: Цель методического семинара: Представить опыт работы по с озданию условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу Недостаточный охват детей системой дошкольного образования Различный уровень готовности детей к обучению в школе Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования Обеспечение преемственности образовательных программ ДОУ и ОУ

Слайд 4

Новизна проекта «Букварёнок»

Слайд 5

Цикличность реализации проекта «Букварёнок»

Слайд 6

Принципы реализации проекта «Букварёнок»

Слайд 7

Реализуемые программы

Слайд 8

Результаты изучения курса: формирование элементарных математических представлений, сенсорного опыта детей (координация в цвете и пространстве), основных логических операций Программа «Познаём мир» Интегрированный курс: математика, знакомство с окружающим миром, лего-конструирование

Слайд 9

Программа «Познаём мир» Интеграция лего-конструирования в содержание математики позволяет получить не только хорошие предметные результаты, но и способствует формированию предпосылок метапредметных умений дошкольников.

Слайд 10

Решение образовательных задач при использовании приемов конструирования и моделирования

Слайд 11

Направления работы с родителями

Слайд 13

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы. Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Карта развития ребенка Дата рождения: ______________________________________________ Дата заполнения : _____ ________________________________________ Развитие речи и речевого общения Правильно произносит все звуки родного языка Умеет выделять звуки в слове Высказывается простыми, распространенными предложениями Грамматически правильно строит сложные предложения Может пересказать короткий рассказ Строит связанный рассказ по сюжетной картинке Инициативно высказывается в диалоге, умеет привлечь внимание своими высказываниями Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения Познавательное развитие Имеет представление о живой и неживой природе Имеет представление о рукотворном мире, культе быта Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи Раскладывает по величине 10 и более предметов одинаковой формы Запоминает в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов Использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции Объединяет предметы на основе общих понятий

Слайд 14

Мониторинг предпосылок метапредметных умений проводится на основе системы специально разработанных заданий, каждое из которых направлено на выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД . ФИ воспитанника Регулятивные предпосылки УУД Коммуникативные предпосылки УУД Познавательные предпосылки УУД Уровень развития предпосылок УУД у воспитанников Учебный год____________

Слайд 17

Эффективность образовательного процесса в школе «Букварёнок»

Слайд 19

Спасибо за внимание