ФГОС
Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Создание единого образовательного пространства по формировнаие инженерно - ориентированного мышления у детей.
Научно-технический прогресс последних десятилетий неразрывно связан с интеллектуальным продуктом, открытиями и изобретениями, получаемыми в результате инновационной деятельности. Их роль в экономике значительно возрастает день ото дня. Одним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного облегчить как промышленную сферу жизни, так и бытовую. Несколько лет назад необходимость совершенно иного, практического, подхода в техническом образовании стала очевидным фактом. Поэтому в 2008 году по инициативе Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации и Фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» была разработана общероссийская Программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Поддержку в ее реализации оказывают Министерство образования и науки РФ и Агентство стратегических инициатив, созданное по поручению В. В. Путина. Данная программа стала ответом на социальный заказ современного российского общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить цели и находить пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку, способную разработать и презентовать собственный реальный проект, направленный на улучшение качества жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanei_inzhenerno-orientirovannogo_myshchleniya.docx | 31.26 КБ |
formirovaniya_inzhenernogo_myshleniya_0_1.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Робототехника получила развитие в России 10 лет назад, в некоторых школах (например, в г.Красноярске) недавно введен специальный предмет «Робототехника», на котором у детей развивают инженерное мышление (умение конструировать и программировать), формируют интерес к инженерным специальностям. Школьники с легкостью пишут компьютерные программы и придумывают конструкции, в руках юных конструкторов из кучи гаек и пластмассы вырастают умные машины.
Новое поколение образовательной робототехники позволяет изучать естественные науки (информатику, физику, химию, математику и др.) а также технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических занятий; а развитие учебной мотивации и творческого потенциала школьников в области информационных технологий способствует формированию творческой личности, живущей в современном мире
Робототехника представляет технологию 21 века и на разных ступенях образования имеет различные цели, которые способствует развитию коммуникативных способностей, развивают навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывают творческий потенциал ребенка.
Детский сад – это первая ступень, где можно прививать интерес дошкольников к робототехнике, начальная школа – вторая ступень, в ней можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники через конструирование и моделирование, а основная школа – это третья ступень, где школьники учатся использовать средства информационных технологий для проведения исследований и экспериментов, решать задачи в межпредметной деятельности.
Практическая деятельность в направлении «Образовательной робототехники» показала, что с помощью конструирования и моделирования создаются условия для решения задач образовательной деятельности:
- развитие мелкой моторики рук для стимуляции общего речевого развития и умственных способностей;
- обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
- получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
- формирование воображения, творческого мышления;
- создание условий для овладения умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
- развитие коммуникативных навыков в общении друг с другом
В организации конструктивной деятельности, направленной для реализации «Образовательной робототехники», используются:
• методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;
• экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;
• деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию моделей;
• предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая, представленная в детских проектах.
Так как, робототехника вписывается в конструктивистский подход к обучению и является педагогическим инструментом, предназначенным для развития ключевых познавательных компетенций детей старшего дошкольного возраста, в организации работы по данному направлению мы выделяем 2 этапа освоения дошкольниками робототехнической деятельности в ДОУ.
1 этап реализуется в рамках общеобразовательной программы детского сада с детьми младшего дошкольного возраста с 3 до 5 лет.
В ходе образовательной деятельности дети становятся творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых собранных моделей, ребёнок продвигается всё дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Различные виды конструирования включены в образовательной программе ДО в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в раздел «Конструктивно-модельная деятельность».
В возрасте с 4 до 5 лет дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Педагоги детского сада создали развивающую предметно-пространственную среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре.
В ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование, в которое органично внедряется конструктивно-модельная деятельность детей.
Так, например, в решении задач тематического блока «Животный мир» трехлетние малыши построили из крупных кирпичиков клетки для животных, общую ограду для парка простые модели животных. Дети среднего дошкольного возраста соорудили вольеры для животных по замыслу. Пятилетние воспитанники построили модели животных по схемам.
Воспитанники подготовительных групп совместно с бывшими выпускниками детского сада сконструировали автомобиль, доставляющий животным корм. В итоге проделанной работы мы получили игровое поле, где каждый участник образовательного процесса реализовал свои возможности, способности и интересы.
В группе компенсирующей направленности в рамках дополнительных бесплатных услуг ведется кружок «Ориландия», выполняющий на ряду с развивающими еще и коррекционные задачи.
В группах созданы условия для выбора современных конструктивных игр и технологий для организованной и свободной самостоятельной деятельности детей. Например, развивающая предметно-игровая система «Радуга Кайе», в которую входит набор карточек с элементами узоров, оригинальной графики, цветовых решений. Графический код карточек дает широкие возможности экспериментировать, используя различные собственные догадки для получения эвристического композиционного результата.
Конструктор-лабиринт «Строй и учись», состоящий из трубок, желобков, круговых извилистых дорожек и еще ряда подобных деталей, с шариками в наборе, позволяет строить горки, трамплины по схемам или по своему замыслу. В процессе такого строительства у детей формируются предпосылки основ инженерного мышления. А когда ребенок запускает шарик, и с интересом следит за тем, как он движется по дорожкам, проходит лабиринт, то "исчезает", проходя по трубкам, то прыгает с трамплина и выскакивает в неожиданных местах на лице его можно увидеть восторг и интерес!
Конструкторы Lego обладают рядом преимуществ, по сравнению с другими видами – они ярко окрашены, очень легкие, легко соединяются и разъединяются. Они помогают детям самовыражаться и экспериментировать.
2 этап образовательной робототехники реализуется в рамках взаимодействия со школой с детьми старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет через «Конструирование с использованием робототехники»
В образовательную область внедрены методы наблюдения и совместной деятельности со школьниками в рамках экскурсий, моделирования, проектной деятельности. Учащиеся начальной и основной школы знакомят дошкольников с продуктами своего творчества – роботами, создавая учебную мотивацию малышей. Рассказывают об используемых материалах и доступности работы при условии наличия определенных знаний и умений, которые дошкольники приобретут в будущем. Дошкольники имеют возможность поработать с интерактивными досками и специальными компьютерными программами в школе. Ученики с помощью учителя вовлекают в совместную деятельность на уроках дошкольников и присоединяются, оказывая помощь, в конструировании и моделировании в игровой деятельности в ДОУ. В рамках школы «Букваренок» дети знакомятся с образовательным пространством школы, включаясь в проектную конструктивную деятельность совместно с детьми из других детских садов под руководством учителей начальных классов. Учителями и воспитателями разрабатываются темы для совместных проектов с привлечением родителей и организовываются тематические выставки поделок.
Предлагаемая нами образовательная модель объединяет не только воспитанников детского сада, но и бывших выпускников. Таким образом, расширяется зона дальнейшего развития ребенка.
Внедрение программы преемственности «Развитие +» позволило повысить качественное усвоение общеобразовательной программы ДОУ и подготовку детей к началу школьного обучения.
Робототехника В ШКОЛЕ
Вопрос внедрения робототехники в учебный процесс начиная с начальной школы актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя столько интересного. Поэтому, внедрение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все большую значимость и актуальность.
Учебный план нашей школы обеспечивает реализацию целей и задач образовательного процесса, определенных Проектом перспективного развития школы.
Важное место в учебном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель подобных модулей – интеграция содержания учебных предметов начальной школы, а также реализация задач социализации младших школьников. На каждый учебный год приходится по два - три образовательных модуля. Во 2-х классах модули «Решение проектных задач» (21 ч.),.«Гимнастика для ума» (18 ч.).
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность в 1-6-х классах организуется по направлениям развития личности с учётом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на личностное развитие.
Система внеурочной деятельности в школе имеет, среди прочих, направление: Общеинтеллектуальное и научно-познавательные направления обеспечивают развитие творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей, формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, информационных технологий: «Юные исследователи» (1-3 кл.), «Все узнаю, все смогу» (2 кл.), «Интеллектика» (2 кл.), «Я познаю мир» (2 кл.), «Учимся составлять проекты» (4 кл.), «Юные следопыты» (5-6 кл.), «Образовательная робототехника» ,(5-6 кл), «От сюжетной задачи к учебному проекту» (5-6 кл.).
Работа по данным направлениям позволяет:
1. Сформировать у обучающихся базовые представления в сфере инженерной культуры.
2. Развивать интерес обучающихся к естественным и точным областям науки.
3. Развивать нестандартное мышление, а также поисковые навыки в решении прикладных задач.
4. Посредством включения робототехнических решений, доступных для реализации в образовательном учреждении, в такие предметы, как: математика, информатика, физика, биология, экология, химия, - развивать познавательный интерес и мотивацию к учению и выбору инженерных специальностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В свете Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования, одной из решаемых задач которого является «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» ФГОС ДО 2
Модель преемственности формирования основ инженерно-ориентированного мышления 3
Задачи образовательной деятельности в ДОУ - развитие мелкой моторики рук для стимуляции общего речевого развития и умственных способностей; - обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве; - получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии; - расширение представлений детей об окружающем мире; - развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления; - формирование воображения, творческого мышления; - создание условий для овладения умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; - развитие коммуникативных навыков в общении друг с другом 4
Методы, формы и виды организации конструктивной деятельности методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников; экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников; деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию моделей; индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, подгрупповая, представленная в детских проектах. 5
Первый этап работы в ДОУ 6
Конструирование 7
8
Второй этап работы в ДОУ «Конструирование с использованием робототехники» 9
10
В школе продолжается работа по программе преемственности формирования у детей основ инженерно-ориентированного мышления. Основным инструментом является Учебный план. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» г. УСТЬ-ИЛИМСКА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД 11
12
13
Клуб «Изобретатель» 14
15
16