Консультации для педагогов

Выборова Валентина Викторовна

Консультации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов "Технологии фасилитации "22.67 КБ
Файл Презентация для педагогов "Технологии фасилитации "607.22 КБ
Файл Презентация для педагогов "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"544.8 КБ
Файл Презентация для педагогов «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами»98.35 КБ
Microsoft Office document icon Консультация "Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в ДОУ"73 КБ
PDF icon "Квест-игра современная игровая технология в дошкольных учреждениях"1.23 МБ
Файл Семинар- практикум «Создание безопасной психологически комфортной образовательной среды ОО»566.33 КБ
Файл Консультация: "Использование поп-ит в работе с детьми с нарушением речи в дошкольном возрасте".25.61 КБ
Файл Картотека игр по технологии: "Бусоград"24.46 КБ
Файл Применение упражнений технологии "Бусоград" для подготовки руки к письму 188.93 КБ
Файл Семинар-практикум для начинающих педагогов "Методическое обеспечение по программе "От рождения до школы"19.44 КБ
Файл Сценарий проведения выпускного в школе молодого специалиста17.81 КБ

Предварительный просмотр:

                            Модели фасилитации.

Технологии фасилитации разнообразны, предполагают использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, модерация, так и элементов World Café, Open Space и другие. Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими, как деловые игры и др.

                               Мировое кафе (авторы Х.Браун и Д.Иссакс)

Технология известна с 1995 года. Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

        Роли участников:

  • спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении);
  • «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающих управлять процессом);
  • команда дизайна (помогать организовать и провести мероприятие);
  • участники собрания.

Метод требует минимальной подготовки – определение темы и вопросов обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия. Приглашение участников, организацией пространства для проведения кафе занимается группа дизайна.

Мероприятие:

Начало. Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола».

Основная часть. Несколько (3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. «Хозяева» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «хозяев стола» - знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

Завершение. Возвращение участников за свой столик, обобщение идей «хозяевами стола»; создание галереи идей.

Этикет кафе:

  • «Не распыляйтесь» - фокусируйтесь на самом главном.
  • «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления.
  • Говорите без задних мыслей и от всего сердца.
  • Слушайте, чтобы понимать.
  • Связывайте и соединяйте идеи.
  • Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте всё время для озарений и углубляющих разговор вопросов.
  • Играйте – не сидите на «трибуне».
  • Рисуйте  и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
  • Получайте удовольствие.

                   Способы сделать знание видимым (способы визуализации):

  1. Используйте графику. Во время многих кафе, когда происходит общегрупповой разговор, есть человек, который зарисовывает или записывает идеи групп на большом настенном плакате. Рекомендуем использовать текстовые и графические иллюстрации для отражения важных идей, образцов, структур. Проведите экскурсию по «галереи»
  2. Соберите озарения. Участники могут записывать свои «озарения» - по одному, - на больших листах и наклеить их на доску, стену, а затем любой желающий в перерыве сможет с ними ознакомиться.
  3. Сгруппируйте идеи. Сгруппируйте «озарения» для их визуализации, чтобы были видны связи между идеями и возможностями планирования дальнейших шагов групповой работы.
  4. Создайте историю. Многие кафе готовят новостную газету или книгу историю с описанием результатов работы. Графическая запись может позволить подготовить книгу иллюстраций с текстовым комментарием.

       Поиск будущего (Future Search) (авторы М.Вейсборд и С.Дженофф)

Метод используется, когда различными заинтересованным группам необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества, выработать общую картину будущего.

      Роли участников:

  • Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении).
  • Организационный комитет – основные участники, которые совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают участников; выбирают место проведения и обеспечивают логистику мероприятия.
  • Фасилитатор – кроме подготовки мероприятия, управляет ходом мероприятия: сообщает задание, следит за временем, динамикой процесса.
  • Участники – представители различных групп (родители, специалисты ДОО, управленцы), заинтересованных в выработке единого видения будущего и в поиске общих оснований для совместных действий.

Метод требует тщательной подготовки – определение темы, подготовки раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп. Приглашением участников, организацией пространства для проведения собрания и подготовкой материала занимается организационный комитет под руководством фасилитатора.

           

Ход мероприятия:

  1. Взгляд на прошлое – разогрев участников, обсуждение тенденций, которые влияли на группы в прошлом.
  2. Взгляд на настоящее – создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу или исследуемую проблему в настоящем.
  3. Взгляд на будущее – создание идеальных сценариев будущего.
  4. Обнаружение общих основ – формирование сценариев общего будущего.
  5. Планирование действий – составление конкретных планов.

         Конференция «Поиск» (Search Conference) (авторы Ф.Эмери, Э.Трист, М.Эмери)

В основе метода лежит теория открытых систем: чтобы сохранять жизнеспособность, любое учреждение должно постоянно отслеживать важные для среды изменения, которые могут влиять на жизнеспособность, и активно адаптироваться в результате получаемой информации таким образом, чтобы тоже повлиять на среду.

 Метод используется для проведения эффективных сессий стратегического планирования.

       Роли участников:

  • Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении) – определяет цель собрания.
  • Группа подготовки и планирования (2-3 человека) – ключевые участники, которые определяют процесс выбора участников, организуют обучающие сессии, обеспечивают логистику мероприятия.
  • Фасилитатор - кроме подготовки мероприятия, управляет ходом мероприятия: сообщает задание, следит за временем, динамикой процесса.
  • Участники – внутренние и внешние представители системы.

Метод требует тщательной подготовки. На первой планирующей сессии спонсор и другие ответственные и заинтересованные лица определяют тему и границу системы. Это необходимый шаг для того, чтобы затем определить внутренних и внешних по отношению к системе участников. Затем выбираются непосредственные участники собрания в зависимости от целей. Это могут быть родители, спонсоры, попечители, администрация учреждения, общественные деятели.

 Все участники должны быть проинформированы о целях и задачах собрания и чётко понимать, что им предстоит делать в рамках мероприятия.

                Технология открытого пространства (Open Space Technology)

                                                  ( автор Х.Оуен)

В основе метода лежит 4 принципа и один закон.

Принципы:

  1. Кто бы не пришёл – это те люди, которые нужны.
  2. Что бы не случилось – это единственное, что может произойти.
  3. Когда бы это не началось – это правильное время.
  4. Когда это закончиться – тогда и закончиться.

Закон: если вы обнаружили, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научиться или сделать какой-то вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другую группу.

 Метод используется в том случае, если в учреждении:

  • Имеется реальная проблема, действительно волнующая людей;
  • Проблема сложная и никто не знает, как к ней подойти;
  • Группа, которая нужна для разрешения проблемы, очень разнородна по составу; обсуждаемая проблема связана с конфликтами;
  • Вопрос надо решить срочно.

Роли участников:

  • Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении) – определяет тему мероприятия.
  • Фасилитатор – помогает спонсору сформулировать тему, запустить работу самоорганизующихся подгрупп, следит за тем, чтобы у участников была возможность зафиксировать отчёт о работе своей подгруппы и чтобы ответ был во время доступен всем участникам группы, проводит завершение процесса.
  • Участники – все лица, заинтересованные в обсуждении. Участие в мероприятии является исключительно добровольным.

Метод не требует длительной подготовки. Одним из основных моментов в подготовке является определение темы. Формулировка должна звучать привлекательно и интересно, так как название темы является центральным механизмом, запускающим проведение дисскусии и вдохновляющим участников.

Мероприятие:

  1. Начало работы – приветствие и представление участников; объявление темы; концентрация внимания на самостоятельном создании повестки работы; описание процесса; формирование доски объявления; открытие «деревенского рынка».
  2. Основная часть:
  • работа самоорганизовавшихся групп;
  • подготовка отчётов;
  • знакомство с отчётами и расстановка приоритетов;
  • конвергенция;
  • встречи по планированию действий
  1. Завершение – техника «говорящая палочка»

                 

                           Динамическая фасилитация ( Dinamic Facilitation)

                                        (автор Дж.Раф)

Динамическая фасилитация используется для решения проблем и «особенна полезна, когда группа сталкивается со сложной ситуацией, не существует простых ответов, есть большое расхождение во взглядах, напряжённость или конфликт». Это способ креативного исследования проблемы и достижения «творческого консенсуса без компромисса». Она применима, как в бизнес – контексте, так и для диалога по социальным проблемам в различных сообществах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель фасилитации – мировое кафе ( авторы Х.Браун и Д.Исаакс ) Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС «Золотой ключик»г.Волгодонска Выборова В.В.

Слайд 2

Мировое кафе ( авторы Х.Браун и Д.Иссакс ) Технология известна с 1995 года. Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.

Слайд 3

Т Роли участников: спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении); «хозяин кафе» ( фасилитатор или группа, помогающих управлять процессом); команда дизайна (помогать организовать и провести мероприятие); участники собрания. Метод требует минимальной подготовки – определение темы и вопросов обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия. Приглашение участников, организацией пространства для проведения кафе занимается группа дизайна.

Слайд 4

Мероприятие: Начало. Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола». Основная часть. Несколько (3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. «Хозяева» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «хозяев стола» - знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. Завершение. Возвращение участников за свой столик, обобщение идей «хозяевами стола»; создание галереи идей.

Слайд 5

Этикет кафе: «Не распыляйтесь» - фокусируйтесь на самом главном. «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления. Говорите без задних мыслей и от всего сердца. Слушайте, чтобы понимать. Связывайте и соединяйте идеи. Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте всё время для озарений и углубляющих разговор вопросов. Играйте – не сидите на «трибуне». Получайте удовольствие.

Слайд 6

Способы сделать знание видимым (способы визуализации): Используйте графику. Во время многих кафе, когда происходит общегрупповой разговор, есть человек, который зарисовывает или записывает идеи групп на большом настенном плакате. Рекомендуем использовать текстовые и графические иллюстрации для отражения важных идей, образцов, структур. Проведите экскурсию по «галереи» Соберите озарения. Участники могут записывать свои «озарения» - по одному, - на больших листах и наклеить их на доску, стену, а затем любой желающий в перерыве сможет с ними ознакомиться. Сгруппируйте идеи. Сгруппируйте «озарения» для их визуализации, чтобы были видны связи между идеями и возможностями планирования дальнейших шагов групповой работы. Создайте историю. Многие кафе готовят новостную газету или книгу историю с описанием результатов работы. Графическая запись может позволить подготовить книгу иллюстраций с текстовым комментарием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми. Консультацию подготовили: Выборова В.В. Калинина Л.А.

Слайд 2

Образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребёнка как необходимых для жизни универсальных качеств, так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее может существенно осложниться.

Слайд 3

Особенности образовательного процесса. 1. Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. 2. Образовательное событие – развёрнутая история, подчинённая единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети, либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность. 3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребёнок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить её смыслом.

Слайд 4

4. Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминания, обращения детской «документации», рефлексии. 5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Это является основным критерием. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.

Слайд 5

Структура образовательного события. 1 . Эмоциональный взрыв –получение известия, принятие решения. 2. Ожидани е самого события, подготовка к нему – предпринятие конкретных действий. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни. 3. Наступление ожидаемого события – ещё один эмоциональный взрыв. 4. Жизнь после события – жизнь, которую событие, возможно круто изменило .

Слайд 6

Типы образовательных событий. Образовательные события в детском саду могут отличаться: По типу сюжета: реальный – подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой – «помогаем Бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс» и т.д. Наличию привязки к календарному времени: календарные – привязанные к определённому времени; события-традиции или не зависящие от времени года – поиск клада, путешествие, исторические экскурсы. Способу организации: запланированный воспитателем; спровоцированный воспитателем; спонтанно возникший по инициативе детей.

Слайд 7

Основные принципы традиционного образовательного события: В традиционном образовательном событии принимают участие все дети от начала события и до его окончания, именно поэтому конкурсы и соревнования не могут стать образовательным событием, ведь в них нет событийности, общей равноправной включённости. Традиционное образовательное событие неукоснительно проводится каждый год, примерное время его проведения известно. Даже в традиционном событии должна быть небольшая интрига – то, что отличает от предыдущего. Традиционное образовательное событие требует предварительной работы, объединяющей вокруг себя детей и взрослых. Традиционное образовательное событие требует предъявления результатов общей творческой работы всему детскому саду.

Слайд 8

Планирование образовательного события. Особенность событийного планирования в том, что в его основе лежит не перечень планируемых мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе. Проработка таких вопросов уже половина плана. Вопрос 1. Как будет называться наше образовательное событие? Вопрос 2. Актуально ли для детей? Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе? Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме? Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события ? Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты ? Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события? Вопрос 8. Как будет организованна рефлексия ?

Слайд 9

Образовательное событие и комплексно-тематическое планирование.

Слайд 10

Образовательное событие и проектно-исследовательская деятельность.

Слайд 11

Проектирование образовательного события.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Область качества: «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами». Подготовили: воспитатели группы №9 Михайлова Н.А. Выборова В.В.

Слайд 2

ГРУППА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: 6.1. «Организация образования детей с ОВЗ в ГРУППЕ» 6.2. «Инклюзия в ГРУППЕ» 6.3. «Работа с детьми-инвалидами»

Слайд 3

Дети с ОВЗ - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Дети инвалиды – дети до 18 лет, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями , последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. «Ограничение жизнедеятельности» предполагает полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Толерантность - означает принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности . АООП ДО - адаптированная основная образовательная программа для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы. 6.1. «Организация образования детей с ОВЗ в ГРУППЕ».

Слайд 4

6.1. «Организация образования детей с ОВЗ в ГРУППЕ». А - Документирование Базовый уровень Хорошее качество 3.1.Предусматривается системная к оррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ/детьми- инвалидами в различных формах образовательной деятельности в р амках всех образовательных областей . 3.2. Предусмотрены программные мероприятия по развитию т олерантности детей ГРУППЫ к д етям с ОВЗ/детям-инвалидам. 3.3. Предусмотрено привлечение с пециалистов соответствующего п рофиля для реализации образовательных задач с детьми с ОВЗ/детьми-инвалидами 4.1.Разработано и непрерывно совершенствуется вариативное содержание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития, этапов и методов ее реализации. 4.2. Предусмотрены вариативные формы организации воспитания и обучения с учетом особых образовательных потребностей д етей ГРУППЫ. 4.3. Реализуется комплексный подход к образованию каждого ребенка с ОВЗ. 4.4. Предусмотрен комплексный мониторинг (по всем образовательным областям) динамики развития детей с ОВЗ . 4.5. Предусмотрены критерии качества образования детей с ОВЗ и инвалидов

Слайд 5

6.1. «Организация образования детей с ОВЗ в ГРУППЕ». Б - Деятельность Базовый уровень Хорошее качество 3.4Выстроен индивидуальный к оррекционно-образовательный маршрут на основе понимания особенностей развития ребенка с ОВЗ/ребенка-инвалида , его п отенциальных возможностей и способностей. 3.5. Ведется систематический к онтроль э ффективности о бразовательной деятельности со стороны ПМПК ДОО. Работа с детьми с ОВЗ ведется с п ривлечением специалистов соответствующего профиля. 3.6. Реализуется постоянное с отрудничество с семьей ребенка с ОВЗ с целью решения о бразовательных задач, налажен р егулярный информационный обмен, обсуждение динамики р азвития ребенка. 4.6.Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут выстроен и реализуется с учетом оптимального для каждого ребенка с ОВЗ/ребенка- инвалида соотношения форм и видов деятельности, объема и глубины содержания 4.7. Родители участвуют в подборе и освоении новых методик коррекционно-развивающей работы для их детей для обеспечения непрерывного развивающего взаимодействия с ребенком как в ДОО, так и в семье .

Слайд 6

6.1. «Организация образования детей с ОВЗ в ГРУППЕ». В –Предметно-пространственная среда Базовый уровень Хорошее качество 3.7. Доступные детям с ОВЗ/детям- инвалидам РППС позволяют реализовать различные формы деятельности во всех образовательных областях. 3.8. РППС соответствует требованиям АООП ДО (при наличии таковой), учитывает потребности ГРУППЫ детей с ОВЗ. 4.8. Организация пространства и его оснащение позволяют реализовать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут детей с ОВЗ/детей- инвалидов.

Слайд 7

Инклюзивное образовании - форма обучения при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Тьютор в инклюзивном образовании – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду, это педагог, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации, он помогает самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности. 6.2.Инклюзия в ГРУППЕ.

Слайд 8

6.2.Инклюзия в ГРУППЕ. А - Документирование Базовый уровень Хорошее качество 3.1. Предусмотрена системная педагогическая работа по созданию условий инклюзивного образования для освоения на доступном уровне содержания всех образовательных областей, участие в различных формах образовательной деятельности с учетом особых потребностей, возможностей, интересов и инициативы детей с ОВЗ. 4.1.Предусмотрено постоянное совершенствование образовательной среды ГРУППЫ для включения детей с ОВЗ во все аспекты разноуровневого образовательного процесса, дополнение программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненных компетенций ребенка и поддержку в освоении образовательной программы. 4.2. Предусмотрено формирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. 4.3. Предусмотрены критерии качества инклюзивного образования, механизмы и процедуры управления качеством инклюзивного образования.

Слайд 9

6.2.Инклюзия в ГРУППЕ. Б - Деятельность Базовый уровень Хорошее качество 3.2. Ведется системная педагогическая работа по созданию условий инклюзивного образования для освоения на доступном уровне содержания всех образовательных областей, участие в различных формах образовательной деятельности с учетом особых потребностей, возможностей, интересов и инициативы детей с ОВЗ. 3.3.Осуществляется систематическая специальная помощь для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, детей- инвалидов. 3.4. Ведется квалифицированная методическая поддержка педагогов ГРУППЫ. 3.5. Проводятся мероприятия, цель которых — формирование (в т. ч. у родителей воспитанников ГРУППЫ) толерантного отношения к детям с ОВЗ. 4.4.Образовательная среда ГРУППЫ обогащается и постоянно совершенствуется, предоставляя возможность детям с ОВЗ включаться во все аспекты разноуровневого образовательного процесса. 4.5. Во всех формах взаимодействия, в т. ч. в мини-группах все дети успешны — надежно, свободно выполняют свое задание. 4.6. Оказывается необходимая консультативная помощь родителям детей, как с ОВЗ, так и без ограничений здоровья, организовывается «родительский всеобуч». 4.7. Осуществляется индивидуальная программа коррекционной работы, направленная на развитие жизненных компетенций ребенка и поддержку в освоении образовательной программы. 4.8. Ведется развернутая и постоянно совершенствуемая квалифицированная методическая поддержка педагогов. 4.9. Качество инклюзивного образования регулярно анализируется с опорой на критерии качества.

Слайд 10

6.2.Инклюзия в ГРУППЕ. В –Предметно-пространственная среда Базовый уровень Хорошее качество 3.6.Пространство группового помещения и ДОО в целом, а также внешняя территория ДОО, позволяют организовать деятельность по выбору детей, в том числе, детей с ОВЗ во всех образовательных областях в различных формах образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 4.10.Пространство и его оснащение открывает детям с ОВЗ широкий круг разнообразных возможностей для реализации инициативы воспитанников, их семей и сотрудников ДОО. 4.11. Педагогам доступны учебно-методические материалы в печатном и электронном виде, электронные ресурсы и программы дополнительного профессионального образования в сфере инклюзивного образования.

Слайд 11

6.3.Работа с детьми-инвалидами. ИПРА - индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения функций организма. ИПРА инвалида разрабатывается на один год, два года или бессрочно.

Слайд 12

6.3.Работа с детьми-инвалидами. А - Документирование Базовый уровень Хорошее качество 3.1.Разработаны адаптированные программы обучения и развития с учетом заключения ПМПК и/или ИПРА для детей-инвалидов, обучающихся в ГРУППЕ. 4.1.Предусмотрено предоставление услуг ассистента ( тьютора /помощника), если это прописано в заключении ПМПК. 4.2. Выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты для детей-инвалидов, с учетом результатов педагогических наблюдений, мониторинга развития.

Слайд 13

6.3.Работа с детьми-инвалидами. Б - Деятельность Базовый уровень Хорошее качество 3.2.Педагог активно сопровождает и поддерживает взаимодействие детей ГРУППЫ с детьми-инвалидами. 3.3. Реализуется регулярное взаимодействие с родителями по реализации образовательной деятельности с целью ее совершенствования. 4.3.Взрослые поддерживают баланс между организованным и спонтанным взаимодействием детей- инвалидов с другими детьми. 4.4. Реализуется партнерское сотрудничество с родителями в целях более полного освоения ребенком содержания образовательной деятельности по всем образовательным областям.

Слайд 14

6.3.Работа с детьми-инвалидами. В –Предметно-пространственная среда Базовый уровень Хорошее качество 3.4.Созданы условия для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей по внешней и внутренней территории ДОО. 4.5.Предметно-пространственная среда ГРУППЫ адаптирована для образовательной деятельности ребенка- инвалида, не препятствует его взаимодействию с другими и реализации различных форм образовательной деятельности (игры, экспериментирования и пр.).



Предварительный просмотр:

  Взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя в ДОУ.

Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про няню, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей в детском дошкольном учреждении раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получение и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.).

Когда изменилось название профессии и няня, стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.

Деятельность младшего воспитателя регламентируется:

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)
  • Должностная инструкция младшего воспитателя ДОО, утвержденная руководителем ОУ

Младший воспитатель – это не только хранитель чистоты и уюта, но и большой затейник и друг для каждого ребёнка.

Младший воспитатель является одним из основных помощников воспитателя. Это человек, который находится в постоянном общении с детьми.

Квалификационные характеристики должностей работников образования. Должности учебно-вспомогательного персонала. Младший воспитатель

  • Участвует в планировании и организации жизнедеятельности детей, оказывает необходимую помощь в проведении занятий, организуемых воспитателем.
  • обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.
  • Организует с учётом возраста детей их работу по самообслуживанию…, оказывает им необходимую помощь.
  • Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.
  • Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам их содержания. (это только одна из должностных обязанностей).

В группе младшего дошкольного возраста:

  •  совместно с воспитателем младший воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
  • принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.
  • в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания короткими и чёткими указаниями.

В средней группе:

Детям уже привит навык самообслуживания.  Функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых. Например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложные действия в одевании (завязывание, застёгивание).

Дети старших и подготовительных групп

  • выполняют посильную помощь младшему воспитателю, например: вытирание пыли, полив цветов, мытьё стульчиков, разливание компота по чашкам с помощью половника- этому терпеливо учит детей младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников.

Деятельность воспитателя и младшего воспитателя в режиме дня дошкольников.

 

Режимные моменты

Деятельность воспитателя

Деятельность младшего воспитателя

Подготовка к приему детей

Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку

Проводит влажную уборку помещения

Приём детей        

Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком. Принимает и осматривает, детей, беседует с родителями.        

Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.

Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время, когда воспитатель принимает других детей.

Утренняя гимнастика        

Проводит утреннюю гимнастику.        

Готовит столы к завтраку.

Завтрак        

Организует подготовку к завтраку. Проводит завтрак, готовится к занятиям.        

Получает завтрак, раздаёт пищу. Убирает посуду вместе с дежурными. Моет посуду.

Занятия        

Организует и проводит занятия.        

По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, уборка их после занятий

Подготовка к прогулке и прогулка        

Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании        .

Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми 

Помогает одеваться на прогулку детям. Сопровождает детей с воспитателем до выхода из детского сада. Проветривает и убирает помещение. Готовится к обеду.

Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов

Подготовка к обеду и обед

Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения . Проводит обед

Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки. Получает обед, раздает пищу, участвует в его организации и проведении        

Сон        

Помогает детям подготовиться ко сну, постепенно укладывает детей спать, создает условия для спокойного сна. Наблюдает за сном детей.        

Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи.

Убирает посуду вместе с дежурными. Моет посуду. Убирает помещение.

Подъём

Проводит постепенный подъем детей и закаливание.

Помогает проводить закаливание, одевает младших детей, убирает постели.

Занятия или совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей        

Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей

Организует и проводит занятия или организует деятельность детей, согласно плана:

- игровая деятельность;

- индивидуальная работа;

- коллективный труд;

- вечер досуга 1 раз в неделю.

Организует игры детей, не участвующих в занятиях, помогает дежурным подготовиться к занятию или играет с детьми.

Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)

Ужин        

Руководит подготовкой детей к ужину, проводит его.        

Получает ужин, раздает пищу. Убирает и моет посуду.

Прогулка        

Выходит на прогулку с детьми. Организует деятельность всех детей. Беседует с родителями. Организует уход детей домой.        

Помогает детям одеваться на прогулку.

Убирает помещение.

Таким образом, мы видим для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик»г.Волгодонска Семинар- практикум по теме: «Создание безопасной психологически комфортной образовательной среды ОО» Подготовила: воспитатель высшей категории Выборова В.В.

Слайд 2

Введенная в действие Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - важное в ней место отводится образованию: повышение уровня и доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения отнесено к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности. Поэтому одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность. Нельзя забывать, что важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей.

Слайд 3

Сам термин «психологическая безопасность» был введен в 1995 году С. К. Рощиным и В. А. Сосниным, по мнению которых, это «...состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем»

Слайд 4

И. Н. Панарин под психологической безопасностью понимает состояние психики, при котором обеспечивается успешное психическое развитие и адекватное отображение внешних и внутренних угроз. И. И. Приходько считает психологическую безопасность многоуровневой динамической системой, определяющей защищенность психики человека, ее оптимальный уровень функционирования, способной устранять внешние и внутренние угрозы. Б. А. Еремеев под психологической безопасностью понимает «осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни, обеспечивающее его душевное равновесие и развитие» . Психологическая безопасность – состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношение её участников.

Слайд 5

К профессиональным компетенциям педагога , обозначенным в стандарте, и которые, являются определяющими в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды , относятся следующие: - умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; - умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; - умение сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач ( задач духовно-нравственного развития ребенка); - умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу; - умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Слайд 6

К профессиональным компетенциям педагога психологически комфортной и безопасной образовательной среды , относятся следующие:

Слайд 7

Компоненты психологической безопасности образовательной среды: Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды. Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам. Реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении. Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития. Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка. Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка. Поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрения).

Слайд 8

Способы взаимодействия: Сотрудничество Признание прав ребёнка и его свобод Обсуждение Гибкое введение ограничений , Сопереживание стимулирующая система требований Поддержка

Слайд 9

Параметры психологически комфортной среды: Отсутствие необоснованных запретов. Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия. Отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых. Субъективно-личностное общение с ребенком. Представление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста). Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса. Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени – отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).

Слайд 10

Параметры психологически комфортной среды: Открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия. Поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции. Наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими. Удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Слайд 11

Психологический дискомфорт возникает у ребенка по следующим причинам: Сверхсильная стимуляция. Принятие за ребенка решений и выполнение за него действий. Манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей. Ограничение детской инициативы и активности. Неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении. Формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман. Использование неадекватной системы поощрений и наказаний. Непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития. Непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях. Непредсказуемость жизнедеятельности во времени.

Слайд 12

Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.



Предварительный просмотр:

Использование POP IT в работе с детьми с нарушением речи в дошкольном возрасте.

В своей работе второй год начала применять игрушку Pop it  (поп-ит). Что же такое поп-ит? И для чего применяю его в работе с детьми с нарушением речи? Пригодится он для автоматизации звуков и для развивающих игр. Pop it  (поп-ит с английского) – дословно переводится как «лопни это». Игрушка представляет собой силиконовую форму, заполненную пузырями, которые нужно лопать нажатием пальца. Поп-ит имеет многообразие форм. Это могут быть различные геометрические фигуры, а так же бабочка, сердечко, яблоко, ананас и т.д. Когда первый раз я увидела эту игрушки, у меня сразу мелькнула мысль, что она может быть полезна в работе с детьми по развитию мелкой моторики, а также для закрепления знаний цветовой гаммы. Начав изучать в интернете опыты работ коллег, изучения учёных узнала, что есть сведения о том, что применение поп-ит в работе с детьми позволило улучшить результаты у учеников с диагнозом СДВГ на 27%. Ведь  часто у детей с нарушениями речи встречается СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, основным признаком которого является невозможность сосредоточиться. При использовании игрушки-антистресса,  уменьшаются приступы тревоги,  развиваются  пальцы рук. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов.

Тогда с уверенностью решила, что займусь применением антистресса в своей работе с детьми с ТНР (ОНР). Работу начала со старшей группы, сначала с простых упражнений, а затем усложняла. Из опыта, могу сказать, что детей очень увлекают такие игры. Действительно к середине старшей группы дети стали усидчивее, сосредоточеннее, развился фонематический слух и восприятие, улучшилась звуковая культура и связная речь.

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игр, которые я использую в своей  работе и рекомендую воспитателям (игры брала из интернета).

  1. «Изучение звуков».

Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.

Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп-ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.

  1. «Хлопочки».

Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов  в  слове.  Детям предлагают  карточки с цифрами от одного до четырех. Ребенок  нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с  цифрой, соответствующей количеству слогов.

  1. «Разбери слово».

Цель: развитие навыка звукового анализа слова.

Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.

  1. «Составь слово».

Цель: развитие фонематического синтеза.

Игра для детей, которые учатся читать. Для нее тоже  понадобятся изготовить карточки. Один набор карточек с изображением предметных картинок, второй - все буквы для составления этих слов (они будут повторяться). Я работаю со словами от

3до 6 звуков. Вырежьте буквы. По очереди кладите предметные картинки перед ребенком и помогайте ему составлять слова из букв. Затем ребенку нужно произносить слова по буквам и нажимать на пузырьки.

  1. «Повторение чисел».

Цель: закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.

Для игры необходимы игральный кубик или карточки. Ребенок бросает кубик и нажимает столько пузырьков, какое количество выпало на грани кубика. Второй вариант - показывайте ребенку числа, а он  нажимает на такое же количество пузырьков-пупырок.

  1. «Сложение».

Цель: развитие навыка количественного счета.

Ребенок  складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков.

Аналогичную игру можно применить и на выполнение операции вычитания.

  1. «Бродилка».

Цель: развитие ориентировке в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».

Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните поп-ит и положите в углубления на разных концах два небольших предмета.  Взрослый объясняет  как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево». А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его.

Как усложнение – игру можно проводить без взрослого.  Обе роли выполняют дети.

  1. «Выложи узор»

Цель: Развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве.

Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Дети старшего дошкольного возраста могут выложить букву или цифру, тем самым, закрепив ее зрительный образ.

  1. «Две руки»

Цель: Развитие межполушарных связей.

Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.

  1. «Морской бой»

Цель: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки-пупырки, и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит.

  1. «Разноцветные улицы»

Цель: Закрепление сенсорных эталонов, соответствие зрительного образа числа и количества. Переверните поп-ит.  Предложите положить шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты. Или наоборот, назовите координаты и предложите  ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик.

  1. «Запомни».

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Переверните поп-ит и положите в углубления несколько предметов. Покажите их ребенку. Затем попросите его отвернуться или закрыть глаза и уберите один предмет. Когда ребенок повернется, он должен понять, какой предмет вы убрали.

  1. «Продолжи ритм».

Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторики.

Предложите ребенку продолжить предложенный вами ритмический рисунок.

Использование антистресса поп-ит в практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Развитие тактильных ощущений.

3. Развитие пространственных представлений.

4. Формирование представления о буквах и звуках.

5. Развитие лексико- грамматических понятий.

6. Развитие фонематического слуха и восприятия.

7. Развитие связной речи.

8. Формирование математических представлений и понятий.

9. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

10. Развитие фантазии ребёнка.



Предварительный просмотр:

Игры для детей средней группы.

«Дорожка».

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

«Улитка».

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).

«Кочка, горочка, гора».

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

Кочка, горочка, гора –

Вот так славная игра!

«Тарелка, лодочка, квадрат».

Вновь выпрямляется дорожка,

Вниз потянем мы немножко.

Хороша тарелка наша.

Тянем, тянем – лодка здесь.

А потянем ещё дальше –

И уже квадратик здесь.»

Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,

Получилось здорово, каждый очень рад!»

«Тучка».

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

«Птичка».

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек».

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

«Бабочка».

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток.

«Домик».

Вот две дорожки, квадратик потом,

Над ним треугольник – построили дом.

«Парусник».

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

«Рисуем бусами».

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

«Бусы и шкатулочка».

Кисти рук прижаты друг к другу «лодочкой». Внутри находится нитка бус.

«Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?» Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.

Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.

«Вертушка».

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.

«Узоры».

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).

«Возьми, пожалуйста!»

Цель. Игра-упражнение закрепляет навыки вежливого общения с окружающими. Материал: Клубочек из бус (волшебный золотой клубочек, девочка Бусинка и т.д.).

Ход игры. Педагог вносит золотой клубочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его, а затем ласково назвать качества: золотой, блестящий, красивый, яркий, круглый и т. д. Затем бережно, осторожно передает его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать клубочек прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстника ласково-уменьшительным именем: «Сонечка, возьми, пожалуйста. Спасибо».

«Раз, два, три бусинка иди».

Дети берут понравившуюся нитку бус, вместе со взрослым рассматривают, отмечают цвет. Затем взрослый показывает круг определенного цвета (не называя цвет) и говорит: «Раз, два, три бусинка иди». Ребенок с таким цветом бус выходит. Когда дети уже усвоят правила игры можно предлагать схемы. Например, красный, синий, желтый и детям нужно будет встать в заданной последовательности. Затем задания можно усложнять.

Игры для детей старшей группы.

Создание персонажа, обыгрывание рисунков из бус.

У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и «проиграть» его действия, что способствует развитию речи и накоплению словаря. Ребенок действует в совместной деятельности со сверстниками, что развивает его коммуникативные способности.

Совместное рисование.

Оборудование. Картинки с изображением разных предметов, бусы разных цветов. Содержание. Педагог говорит: «Ребята, сейчас мы будем рисовать одну большую общую фигуру: например, бабочку – вот такую. (Показывает картинку с изображением бабочки) Ложитесь на ковер. Рисуйте бабочку, «оживляйте» ее – медленно и плавно двигайтесь все вместе».

Можно предложить детям рисовать и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.

«Расскажи об их настроении».

Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.

Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям выложить бусами (нарисовать) лицо – загадку.

«На что похоже настроение».

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду, похоже их сегодняшние настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня настроение у всей группы: «Грустное, веселое, смешное, злое…». При ответах детей учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы, свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии. В конце каждый ребенок бусами изображает свое настроение (рисует, на что похоже его настроение, можно на предметах изображать улыбку, гнев и т.д., например, домик грустный, радостное дерево). Можно создать коллективную картинку, предложить работать в подгруппах, нарисовать настроение у всей группы. В ходе творческой работы отметить, что настроение улучшилось (отметить конкретного ребенка или группу детей).

«Пожелание».

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая клубочек бус, высказывают друг другу пожелания. Например, «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

«Комплименты».

Сидя в кругу все берутся за руки. Ребенок одевает бусы на соседа и глядя в глаза, говорит ему несколько добрых слов, за что – то хвалит. Принимающий кивает головой и говорит:

«Спасибо мне очень приятно», затем он одевает бусы, дарит комплемент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

«Хороший друг».

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бусы разного цвета на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать бусами.

Дальнейшее обсуждение:

Как человек находит друга?

Почему так важны в жизни хорошие друзья?

Есть ли у тебя друг в группе?

«Ты катись, катись клубочек…»

Дети стоят по кругу передают друг другу клубочек из бус, произносят слова:

1 Вариант. Ты катись, катись клубочек,

Быстро, быстро по рукам,

У кого сейчас клубочек,

 Тот сейчас станцует нам!

2 Вариант. Вы бегите быстро бусы,

Быстро бусы по рукам. У кого остались бусы

Тот сейчас танцует нам.

У кого в руках оказывается клубочек, тот выходит на середину круга и под музыку танцует, а все дети ему аплодируют. Потом ребенок встает на место, игра продолжается.

«Что изменилось?»

Взрослый раскладывает перед детьми небольшие кучки из бус разного цвета или выкладывает геометрические фигуры (все круги и другие фигуры, одинакового или разного цветов) предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза!» дети закрывают глаза, а взрослый быстро меняет или убирает кучки, фигуры. По команде:

«Открыли глаза!» дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.

«Кто нарисует больше предметов какой-либо формы?»

Цель: Закреплять умение детей быстро изображать геометрические фигуры из бус на время. Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает детям на время изображать бусами предметы какой-либо формы. Можно использовать схемы, чтобы засекать время – песочные часы.

Игры для детей подготовительной к школе группе.

«Вопрос — ответ».

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках клубочек из бус. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает клубочек партнёру. Партнёр, поймав бусы, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д.

«Задай вопрос» («Пресс-конференция»).

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например, «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т.д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Задает вопросы тот, к кому приходят бусы, дети передают их друг другу. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Чудесный мешочек».

Цель: Развивать восприятие. Способствовать развитию операций мышления: сравнение, обобщение. Содействовать речевому развитию.

Игровые правила. Отгадывать бусы на ощупь (указать форму бус, длину). Бусы из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нём; мешочек не открывается, если бусы не узнаны по описанию. В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько ниток бус. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из них, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают бусы.

«Найди свое место».

Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве на плоскости (лево – право – верх - низ – середина).

«Сказка по кругу».

Взрослый начинает сказку (историю, рассказ, можно про бусы или по теме недели), затем передает клубочек из бус любому ребенку, тот продолжает. В процессе игры взрослый помогает, дополняет, корректирует рассказы детей.

«Выкладывание из бус заданных букв».

Отгадывание буквы (по заданным элементам).

Необходимо определить какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие звук на эту букву, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.

«Чего на свете не бывает?»

Цель: Развивать творческое воображение, развитие связной речи.

Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать бусами то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

«Что это может быть?»

Цель: Развивать воображение, активного словаря детей.

Материал: Нитки бус разного цвета.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать бусами сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал и меняя ведущего (в подготовительной группе это дети).

«Закончи фразу» .

Детям предлагают закончить предложение не словами, нарисовать бусами. Можно разделить детей по подгруппам, дать им разные фразы, а потом попросить их отгадать у друг друга, что нарисовали.



Предварительный просмотр:

    Применение упражнений технологии «Бусоград» для подготовки руки ребёнка к письму.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Для этого активно применяю технологию «Бусоград». При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. А самое важное, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка, идёт активная подготовка руки к письму. Целью применения данной методики в моей работе выступает создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук  и развития речи детей.

Для развития навыков управления мелкой моторики рук применяю такие игры: игры - обводилки по точкам или контуру. Данные задания помогут детям быстрее  подготовить руку к письму, в которых ребенок тренируется проводить различные линии, рисовать фигуры и обводить буквы.

     Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления детей в школу. Поэтому я уделяю большое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения моим воспитанникам. Рекомендую применять вот такие просты упражнения.

выложи по контуру3.jpg                   выложи по контуру7.png

Активно применяю в своей практике для развития и подготовки руки  к письму   - игры -проводилки.

графомоторные дорожки.jpg                        графомоторные дорожки1.jpg

Хорошо применять для развития руки и ориентации на листе бумаги игру: «Дорисуй узор бусами». Дорисовав узор, ребёнок  может «раскрасить» получившийся рисунок с помощью бус.

дорисуй бусами15.jpg            дорисуй6.jpg

Я считаю, что в  дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

                                                                            Подготовила: воспитатель Выборова В.В.



Предварительный просмотр:

Семинар: «Знакомство с методическим обеспечением программы «От рождения до школы».

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на первом семинаре в этом учебном году. Прошлый учебный год прошёл успешно, плодотворно, творчески. Каждый из вас старался проявить креативность, творчество, умение в работе с детьми, уверенна, что и в этом учебном году работа  будет интересной. И первый наш семинар мы посвятим методическому обеспечению инновационной программы «От рождения до школы». Что значит инновационная? Это пятое издание Программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (М.: Мозаика-Синтез, 2019 г.) пополненное новыми технологиями.

Основные инновации пятого издания Программы «От рождения до школы»:

  • Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
  • Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
  • Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, и др.
  • Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
  • Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
  • Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
  • Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
  • Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача – воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
  • Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Многие из вас уже знакомы с программой, но и есть начинающие вновь пришедшие специалисты. По каждому направлению, к каждому занятию имеется методическое пособие из которой мы берём конспекты проведения занятий. Обратите на это внимание - готовые конспекты, которые предлагает программа, не нужно брать занятия из интернета!

Вот сейчас мы с вами рассмотрим подробно всю необходимую литературу.

1.  Программа: пятое издание Программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (М.: Мозаика-Синтез, 2019 г.).

2. Программа и краткие методические рекомендации «От рождения до школы» (6-7 лет).    Веракса Н.Е.

3. Краер Д. Программа, основанная на ECERS. Методические рекомендации(3–5 лет). Здесь прописана работа по новым технологиям (утренний, вечерний круг, а также работа со стендами)

4.Примерое комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: по всем возрастам. Которое помогает вам в написании календарного плана.

5. Л.Логинова. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми. (3-7 лет).

6.  Веракса А. Н. Развитие саморегуляции у дошкольников.   (5-7  лет)

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пространство детской реализации. Проектная деятельность дошкольников. (5-7 лет).

8. А.Н.Веракса. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Методические рекомендации. Диагностические методики. (5-7 лет).

ПО НАПРВЛЕНИЯМ (ОО).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением - по возрастам

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4–7 лет).

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: - по возрастам.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду - по возрастам.

Финансовая граммотность....

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов. «Мир физических явлений». Опыты и эксперименты в дошкольном детстве. (4-7 лет).

Наглядно-дидактические пособия:  «Картины из жизни Диких животных» (3-7 лет),  «Картины из жизни домашних животных» (3-7 лет).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду - по возрастам.

Хрестоматия - по возрастам.

Наглядно-дидактические пособия «Грамматика в картинках. Антонимы и глаголы» (3-7 лет), «Грамматика в картинках. Говори правильно»(3-7 лет),  «Грамматика в картинках. Множественное число» (3-7 лет),  «Грамматика в картинках. Антонимы и прилагательные»(3-7 лет),  «Грамматика в картинках. Ударение в словах» (3-7 лет),  «Грамматика в картинках. Многозначные слова». (3-7 лет)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).

Колдина  Д.Н.  Лепка с детьми - по возрастам. Комплексное планирование.  Конспекты занятий.

Колдина  Д.Н.  Аппликация с детьми - по возрастам.  Комплексное планирование.  Конспекты занятий.

М.Б.Зацепина, Г.Е.Жукова.  Музыкальное воспитание в детском саду - по возрастам.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду (2–7 лет).

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет.

Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников - по возрастам.

Е.Е.Крашениников, О.Л.Холодова. Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей. (4-7 лет)

К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. 2-7 лет.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности - по возрастам.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятийс детьми 3–7 лет.

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр  для занятий с детьми. Сценарии игр. (2-7 лет)

Позабодтесь о том, что бы каждое занятие приносило радость, вызывало интерес у детей. Подготовку к занятию начинайте с вечера, чтобы весь необходимый материал был подготовлен за раннее, продумайте место для проведения того и ли иного занятия, как рассадите детей.

И по окончании нашего мероприятия прошу, заполнить анкеты, проанализировав которые, ваши наставники смогу выстроить для себя план работы на предстоящий учебный год. (Раздача анкет).



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на итоговом занятии школы молодого специалиста. Здесь собрались все, кто делает жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной, комфортной и безопасной. Здесь те, кто посвятил себя детям. В нашем детском саду трудятся по - настоящему творческие люди – наши воспитатели. У нас детям уютно, комфортно, потому что рядом с ними такие прекрасные педагоги.

Сегодня в школе молодого специалиста выпускной. Мы выпускаем из нашей школы уже опытных, целеустремленных специалистов, которые показали свою работу в течении 3 лет на высокую оценку: Виктория Олеговна, Юлия Андреевна, Елизавета Ярославовна.

И чтобы получить аттестат нашей школы, остаётся совсем чуть-чуть: сдать итоговый экзамен! И, конечно же, как и все три года вашей работы, вас будут поддерживать ваши наставники: Наталья Анатольевна, Наталья Ивановна и Виктория Александровна.

Приступаем к экзамену. (Объяснить, как будет проходить).

1 задание: Игра «Угадай, чей голосок». Прослушав высказывание, каждый из специалистов должен отгадать голос ребёнка своей группы.

2 задание: Конкурс  « В гостях у сказки».
Все вы работаете с детьми дошкольного возраста. Дошкольники знают очень  много сказок, а знаете ли их вы? Доскажите имя сказочного героя:
Али (Баба)
Маленький (Мук, принц)
Дядя (Федор, Степа)
Елена (прекрасная)
Дед (Мороз, Мазай)
Почтальон (Печкин)
Мальчик (с пальчик)
Кот( в сапогах, Леопольд, Матроскин)
Старик (Хоттабыч).

3 задание: Конкурс «Художественный». Наши выпускники очень творческие личности, справляются с любым конкурсом. И вот задание: дорисуйте волшебные кляксы, превратите их в какого-нибудь персонажа и т.д.

Пока наши выпускницы рисуют, предоставим слово наставникам.
А теперь посмотрим, что получилось у наших коллег (подведение итогов конкурса «Волшебные кляксы»).

4 задание:  Каждый ребенок в детском саду со своим характером и  интересами, к каждому нужен свой подход. Проверим ваше педагогическое мастерство, как вы сможете решить следующие ситуации.
Реши педагогическую ситуацию
1.     Необходимо накормить кашей ребенка, который привык к домашним пельменям и колбасе.
2.     Утром ребенок гонится за мамой, плачет и мама и малыш, надо уговорить ребенка остаться в детском саду.
3.     Две девочки отбирают медвежонка друг у друга, никто не хочет уступать.
4.     Ребенку надо поставить прививку, но он очень боится и не идет к врачу.
5.     Все ребята собрались на прогулку, лишь один малыш категорически отказывается одеваться.

5 задание:  И последнее испытание для молодых специалистов: Театр экспромт через игру «Театральный мешочек», но здесь понадобится помощь наставников. Педагоги достают свёрнутые в трубочку листочки с написанной ролью: воспитатель, медсестра, родитель, плачущий ребёнок, радостный ребёнок.

« Раннее утро. Воспитатель заходит в группу, там прохладно. Хочется спать. Вот и мягкий диван. Вдалеке слышатся звонкие детские голоса, кто-то ликует от радости, а кто-то надрывисто плачет. Воспитатель спрыгивает с дивана, прихорашивается, поправляет причёску, улыбаясь встречает детей, плачущих берёт на руки. Вот и начался рабочий день. В группе теплеет. Воспитатель в центре. Вокруг кишат дети, они прыгают, скачут, дёргают за подол, предлагают почитать, порисовать, а плачущий всё время просится на руки. В группу входит медсестра, и тактично предлагает пройти на прививку. Дети плачут все, радуется только воспитатель. Но не тут то было, медсестра пришла за воспитателем (всё меняется с точностью да наоборот). Воспитатель отказывается, предлагает перенести встречу. Игра продолжается. Всем весело кроме новенького, он снова протягивает ручки, но как не взять его на руки. В группе становиться жарко. А вот и долгожданные родители. Воспитатель спешно провожает детей, машет им рукой, обнимает и целует родителей. И идёт заниматься любимым делом – мыть игрушки. Рабочий день окончен. Усталый, еле передвигающий ноги, но с чувством выполненного долга, воспитатель идёт домой, зная, что завтра будет то же самое. Но он доволен и счастлив, потому что любит свою работу и не может без неё жить».

Наши молодые педагоги показали хорошие педагогические способности. Предлагаю проголосовать о сдаче экзамена на «5».
Около полутора веков назад, немецкий общественный деятель Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение «садом» считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит от внимательного и заботливого ухода. А воспитатели – садовники, любовно и бережно растящие эти сокровища. Мы вас сердечно  поздравляем с почетным званием воспитатель! И хотим подарить вам памятки.

Памятка молодому специалисту.
- Быть лучше, помня, что совершенству нет предела.
- Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки.
- Сдерживать отрицательные эмоции.
- Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
- Быть всегда доброжелательным.
- Быть добрым и честным. Помнить, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
- Терпение – дар неба. Обладающий терпением,  не унизится до раздражения.
- Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
- Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир вашей семьи добрыми мыслями, добрыми делами.
- Не скупитесь на похвалу.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность.
- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Вручение дипломов.