Участие в работе методических объединений
Представление программы "Любопытные почемучки" на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_doshkolnikov_v_ramkah_realizatsii_fgos_do.pptx | 1.45 МБ |
Городской семинар 31.10.2024 | 383.83 КБ |
Городской семинар "Инновационные технологии в ДОУ" | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы ФГОС ДО - необходимо научить ребенка «проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересоваться причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; развивать склонность наблюдать, экспериментировать »
Детское экспериментирование рассматривается в современных исследованиях (Н. Н. Поддьяков , А. Н. Поддьяков , О. В. Дыбина , А. И. Савенков, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир , Г.П. Тугушева , А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений .
Два вида детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков ) бескорыстное экспериментирование , направленное на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. утилитарное экспериментирование , направленное на решение дошкольником конкретной практической задачи .
Как доказал Н.Н. Поддъяков - именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем. »
По мнению Л.С. Выготского исходная форма экспериментирования из которой развились все остальные - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Далее экспериментаторская деятельность начнет приобретать типичные черты, экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.
Детское экспериментирование способствует : расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка, положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания обогащению памяти ребёнка, активизации его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, Формированию умения давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Рабочая программа «Любопытные почемучки» Срок реализации программы 1 учебный год Возрастная группа 2 младшая Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы Ребенок 3-4 лет: проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; проявляет поисковую активность и умение извлекать в ходе неё информацию об объекте. ребенок может на практике применять познавательные способности при незначительной помощи воспитателя (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); стремится вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Уровни сформированности экспериментальной деятельности Уровни 1 (высокий) 2 (средний) 3 (низкий) 1. Исследовательская активность 1.1. Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. 1.2. Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества) поисковая деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта действуют непоследовательно, отсутствуют нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием 1.3. Результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата) получают адекватный результат получают частичный результат, понимают, что не могут решить задачу до конца не получают результат 1.4. Перенос в другие виды деятельности активно переносит в другие виды деятельности выполняет действия с подсказки воспитателя не может понять связи и перенести на другой вид
2. Умение взаимодействовать с другими людьми 2.1. Самостоятельность в поисковых действиях Самостоятельно выполняют все этапы, пробуют различные комбинации, выдвигают различные предположения и проверяют их самостоятельно Без последовательной помощи воспитателя дети самостоятельно не достигают результата боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее 2.2. Решение проблемы вовлекая в процесс взрослых активно обсуждают задавая вопросы взрослым, внимательно выслушивает ответ, принимает затрудняются выдвинуть гипотезу. Активно обсуждают с воспитателем, отвечая на подсказки затрудняются выдвинуть гипотезу неохотно отвечают на вопросы подсказок. 2.3. Решение проблемы вовлекая в процесс сверстников активно обсуждают со сверстниками, слушают их версии, принимают, затрудняются выдвинуть гипотезу, обсуждая со сверстниками, выслушивают их версии, не принимают неохотно отвечают на вопросы подсказок обсуждая со сверстниками, не выслушивают их версии, не принимают. 3. Эмоционально-ценностное отношение к экспериментальной деятельности проявляют настойчивость выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование не могут решить задачу до конца, и выражают досаду переводят экспериментальную ситуацию в игровую
Диагностика экспериментальной деятельности Задачи педагогической диагностики: 1. Выявить наличие интереса детей дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами. 2. Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей. 3. Определить наличный уровень развития исследовательской активности дошкольников
Методики диагностики На первом этапе исследования изучались предпочитаемые виды деятельности, выявлялось место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Для этого использовалась методика «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой.
В исследовании также использовалась Диагностическая ситуация «Что мне интересно?», разработанная О. В. Афанасьевой, которая проводится в 2 этапа: на 1 этапе позволяет выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности, на 2 этапе выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими деть
При помощи диагностической ситуация «Кораблекрушение» по методике Т. И. Бабаевой и О. В. Киреевой фиксируем активность, настойчивость, обращается ли за помощью к воспитателю, какое эмоциональное состояние у ребенка, уровень устойчивости интереса ребенка к экспериментированию и умения переносить знакомые способы деятельности в новые условия.
Результаты входной диагностики