Система оценивания образовательных достижений

Ситникова Ирина Викторовна

 В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных и итоговых  аттестаций воспитанников. Целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.  Однако, ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

      Следовательно, результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей.

1.  В ходе мониторинга используется карта оценки уровня эффективности педагогического воздействия. При обследовании используются таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные Ю.А. Афонькиной в соответствии с ФГОС ДО. Мониторинг проводится по  5 образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:

- низкий (ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя),

- средний (ребенок справляется с заданием с небольшой помощью воспитателя),

- высокий (ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием). Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год.

Такая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии и одаренных в том или ином направлении.

2. Мониторинг по программе "Любопытные почемучки" (опытно-экспериментальная деятельность)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3-изобразительная; 4-детсккое экспериментирование; 5- труд в Уголке природы; 6-конструирование из разных материалов. Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

ФИ ребенка или шифр

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

 Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы). Ребенку предлагается осуществить 3 выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

ФИ ребенка или шифр

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

Методика «Радости и огорчения» (Цветкова И.В.)

 Методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников. После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают: -Что тебе больше всего порадовало во время занятия? -Что тебя больше всего огорчило во время занятия? Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоциях ребенка: -Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость? -Когда во время занятия ты особенно огорчился? Анализ ответов фиксируется в схеме:

ФИ ребенка или шифр

Радости и огорчения

связанные с самим собой

связанные с другими людьми

познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью

с процессом

Примечание: использовать методику после занятия нежелательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективным богатым будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.

Дидактическая проективная методика «Сахар»

Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?» Вопросы: -Кто взял сахар? -Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар)?». Проводится качественный и количественный анализ ответов.

 

Результаты экспресс-диагностики фиксируются в таблице:

ФИ ребенка или шифр

Качественный анализ ответов

Полный ответ с аргументацией

Правильный ответ без аргументации

Ответ с ошибкой

Отсутствие ответа

Количественный анализ ответов

Количество

%

Правильный ответ

Способ проверки

Нет ответа