«Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность»
Выступление для педагогов города и района на тему: «Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnikova_n.v._mkdou_12.docx | 30.66 КБ |
krasnikova_n.v._mkdou_12.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ БГО Детский сад №12 общеразвивающего вида
Уровень: муниципальный для педагогов города и района
Место проведения: МКДОУ БГО Детский сад №12 общеразвивающего вида
Тема выступления:
«Речевое развитие дошкольников через
театрализованную деятельность»
Выполнила: Красникова Наталия Викторовна,
воспитатель, ВКК
Борисоглебск – 2017
Нельзя оспорить, что речь является особой деятельностью, являющейся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Речь – это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций: – коммуникативную, познавательную, экспрессивную, исследовательскую и планирующую.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Педагог М. Р. Львов в своем труде «Основы теории речи» писал: «…чтобы научиться говорить, надо говорить», т. е. необходимо, чтобы ребенок обладал определенной речевой активностью.
Компонентами речевой активности, по мнению автора, являются:
а) быстрота речевых реакций в диалоге, разнообразных ситуациях,
б) выбор игр, увлечений, связанных с речью: заучивание и чтение стихов наизусть, детский театр и пр.;
в) быстрота и точность выбора слов, а также элементов содержания речи – фактов, лиц, сюжетов.
Условиями развития речевой активности выступают:
а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность;
б) умение преодолевать скованность, застенчивость.
Многочисленные исследования психологов доказывают, что театрализованная деятельность оказывает достаточно сильное воздействие на речевое развитие детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию.
Исследование, проведенное Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д.).
Почему театрализованная деятельность может помочь в успешном развитии речи детей?
Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Театрализованная деятельность помогает осуществить следующие задачи:
– ознакомление с художественной литературой;
– развитие связной речи;
– формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;
– развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;
– подготовка детей к обучению грамоте.
Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.
Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность: выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение от лица персонажа.
Театрализованная игра даёт возможность работать над выразительностью речи. В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, необходимо использовать знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение).
Работу по организации театрализованной игры лучше проводить в три этапа:
- Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.
- Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).
- Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации и режиссерские игры.
В играх – драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.
Для продуктивной работы систематизирован и дополнен театральный уголок в группе, который включает в себя:
•ИКТ (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
•Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
•Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
•Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, на стаканчиках, на ложках, платочках, варежковый театр и др.).
Разработаны:
- сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников»,
- конспекты непосредственно-образовательной деятельности,
- проект с участием родителей «Театр своими руками».
Созданы:
- картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки к театрам», «Театральные игры», дидактические игры «Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.,
- картотека мнемотаблиц.
Оформлены:
- альбом «Виды театров»
- папка передвижка «Мир театра»
Для родителей:
- рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Живые камни», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации и др.
В нашей группе театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,
– съешьте кислый лимон (дети морщатся);
– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);
– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);
– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;
– покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;
– полетим как птицы;
– волк крадется за зайцем.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.
Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:
В чистом поле дом стоит,
Возле дома курица:
«Куд-ку-дах! Куд-ку-дах!
Все ею любуются!
По дороге кот бежит
Ни на кого не глядя.
Спотыкается, дрожит,
Испугался дяди!
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов.
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.
Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.
При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.
При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси – гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Таким образом, через театрализованную деятельность у детей повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«….Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов Компоненты речевой активности: быстрота речевых реакций в диалоге, разных ситуациях выбор игр, увлечений, связанных с речью: детский театр, заучивание и чтение стихов быстрота и точность выбора слов, элементов речи – фактов, лиц, сюжетов Условия развития речевой активности: о бщая активность ребенка, коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность Умение преодолеть скованность, застенчивость
Работу по организации театрализованной игры лучше проводить в три этапа: Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»). Самостоятельная, творческая деятельность детей. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации и режиссерские игры.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.
Виды театров, используемые в работе Кукольный театр « Би-ба-бо » Пальчиковый театр Театр на стаканчиках Театр на ложках
Виды театров, используемые в работе Театр масок Театр на палочках Плоскостной театр Конусный театр
Виды театров, используемые в работе Театр из киндеров Театр на лопатках Театр оригами Театр из дисков
Оформлены: альбом «Виды театров» папка передвижка «Мир театра » Для родителей: рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Живые камни», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации и др.
Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Играя с сюжетными игрушками , дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения. Играя в подвижные игры , мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси-гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки , обсуждают персонажей, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Спасибо за внимание