«Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»

Красникова Наталия Викторовна

Сообщение для выступления на семинаре-практикуме для воспитателей на тему:«Интеллектуальное развитие дошкольников

 в процессе формирования элементарных математических представлений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx224.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ БГО Детский сад №12 общеразвивающего вида

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Интеллектуальное развитие дошкольников

 в процессе формирования элементарных математических представлений»

Подготовила:

Красникова Наталия Викторовна,

воспитатель ВКК

Борисоглебск –  2017

Актуальность выбранной темы. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс. "Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков. А как сделать, чтобы дети во время ООД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

1 задание 

«Вопрос – ответ» Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Проверь себя: Принципы: Доступности, Индивидуального подхода, Систематичности и последовательности, Развивающего и воспитывающего обучения, Наглядности. Научности, Интеграции, Принцип наглядности.

 Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

«Вопрос – ответ» Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Проверь себя: Количество и счёт, Величина, Форма, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени.

«Вопрос – ответ» Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Проверь себя: Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи:

в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практический и игровой метод – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребѐнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

«Вопрос – ответ» Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

Проверь себя: Демонстрационный, раздаточный. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:

* быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

* в достаточном количестве,

* предметы для счета и их изображения должны быть известны детям,

* и демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

2 задание 

Педагогические ситуации: В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить. Вопросы: Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти? Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счѐта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

Педагогические ситуации: Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно выполнили задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь. Вопрос: Что неправильно сделал педагог? Предложите правильное поведение педагога.

Педагогические ситуации: Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: "Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: "Много”. Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами. Вопросы: Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя? Какие ошибки были допущены воспитателем? Как нужно правильно организовать это занятие?

3 задание 

Головоломки с палочками на построение: Из 7 палочек надо составить 3 треугольника; составить ромб из 5 палочек; Составить прямоугольник из 8 палочек.

Головоломки с палочками на преображение 

1. Сложите 5 квадратов из 16 палочек. Затем уберите 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата;

 2. Сложите домик из 11 палочек. Затем переложите 1 палочку, чтобы дом смотрел в другую сторону;

3. Сложите корову из 15 палочек. Затем переложите 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась.

Проверь себя

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1202/0005b751-fd275c5d/img15.jpg

Таким образом, в решении проблемы я вижу использование занимательного математического материала.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.
  2. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1987.
  3. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
  4. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.